НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Камчатского краевого суда (Камчатский край) от 02.02.2022 № 21-19/2022

Судья Образцова О.Ю.

Дело № 21-19/2022

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский 2 февраля 2022 года

Судья Камчатского краевого суда Венин А.Н. при секретаре Винник Е.Б., рассмотрел жалобу потерпевшего ФИО1 на решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 ноября 2021года, которым постановлено:

«Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае от 13 августа 2021года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении акционерного общества «Океанрыбфлот» оставить без изменения, а жалобу представителя потерпевшего Свентуха В.М., без удовлетворения»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае (далее также – должностное лицо) от 13августа 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении акционерного общества «Океанрыбфлот» (далее также – АО «Океанрыбфлот», Общество) прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель потерпевшего ФИО1 – Свентух В.М. обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с жалобой, в которой просил постановление должностного лица отменить.

Рассмотрев жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, судья городского суда постановил указанное решение.

В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, потерпевший ФИО1 просит решение судьи городского суда отменить, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование ссылается на нарушение порядка досудебного обжалования. Не рассмотрен вопрос о виновности лиц, которые не указаны в актах проверки АО «Океанрыбфлот». Указал, что у сотрудника суда, который участвовал при рассмотрении дела, имелась личная заинтересованность в исходе дела из-за наличия родственных связей в АО «Океанрыбфлот».

ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещен, участия в судебном заседании не принимал.

АО «Океанрыбфлот» о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, явку представителя для участия в судебном заседании не обеспечило.

Выслушав представителя потерпевшего ФИО1 – Свентуха В.М., проверив материалы дела об административном правонарушении, оснований для отмены состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи городского суда не нахожу.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).

Частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.

Положение об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, а также оплаты отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством российской федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2020 года № 2375 (далее также – Положение №2375), определяет особенности назначения и выплаты в 2021 году территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее соответственно - Фонд, территориальные органы Фонда) пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием (далее - пособие), а также оплаты отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно (далее - отпуск) лицам, застрахованным по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - застрахованные лица) (пункт 1).

В соответствии с пунктом 3 Положения № 2375 страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты пособия, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации акт о несчастном случае на производстве либо акт о случае профессионального заболевания (копии материалов расследования - в случае продолжения расследования), поступившие к нему документы (сведения), определяемые в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», необходимые для назначения и выплаты застрахованному лицу пособия, а также сведения о застрахованном лице.

Одновременно страхователь представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации опись представленных документов (сведений), составленную по форме, утверждаемой Фондом.

После получения документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты пособия, территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения производит экспертизу страхового случая и принимает решение о назначении и выплате пособия в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (пункт 7).

В силу пункта 9 Положения № 2375 выплата пособия застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда способом, указанным в сведениях о застрахованном лице (путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица или через организацию федеральной почтовой связи, иную организацию), в срок, предусмотренный пунктом 7 настоящего Положения.

За непредставление (несвоевременное представление) документов, необходимых для назначения и выплаты пособия, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом пособия или исчисление его размера, а также размера оплаты отпуска застрахованного лица, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 15 названого Положения).

Как следует из материалов дела, 20 июля 2021 года в Государственную трудовую инспекцию в Камчатском крае поступило обращение о нарушении трудовых прав ФИО1 выразившихся в задержке выплат по листку нетрудоспособности, на основании которого 2 августа 2021года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении АО «Океанрыбфлот» о совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.

В ходе проведенной проверки установлено, что ФИО1 с 31 декабря 2020 года принят на работу в АО «Океанрыбфлот» на должность <данные изъяты> (л.д. 14-16,17).

В период с 17 апреля по 2 июля 2021 года ФИО1 находился на больничном, в связи с произошедшим с ним 17 апреля 2021 года несчастным случаем на производстве.

В представленных ФИО1 работодателю 2 июля 2021 года листках нетрудоспособности указана причина нетрудоспособности – несчастный случай на производстве (код 04).

15 июля 2021 года АО «Океанрыбфлот» направило в ГУ Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования листок нетрудоспособности , акт о несчастном случае и иные документы, необходимыми для назначения и выплаты застрахованным лицам соответствующих видов пособий (40,41-42).

Таким образом, из материалов дела следует, что причиной несвоевременной выплаты пособия по нетрудоспособности потерпевшему ФИО1 послужило нарушение работодателем АО «Океанрыбфлот» срока предоставления в Фонд социального страхования документов, необходимых для назначения и выплаты пособия, за что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность по части 4 статьи 15.33 КоАП РФ.

Вместе с тем, с учетом положений статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и их территориальных органов не уполномочены на составление протоколов об административных правонарушениях по указанной категории дел.

Установив на основании совокупности исследованных при рассмотрении дела доказательств, содержание которых и результаты анализа приведены в решении от 29 ноября 2021 года, что назначение и выплата работнику пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве, а также контроль за своевременностью подачи работодателем документов, необходимых для выплаты пособия, осуществляются территориальным органом Фонда социального страхования, судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края сделал верный вывод об отсутствии в действиях АО «Океанрыбфлот» нарушений трудового законодательства, и, следовательно, об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи5.27КоАП РФ.

Кроме того, основания по которым судья пришёл к выводу о неверном применении пунктов 19, 20 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2020 года № 2375, подробно изложены в оспариваемом решении, не согласиться, указанным выводом у судьи Камчатского краевого суда не имеется оснований.

Из смысла положений статьи 25.1 КоАП РФ постановление и решение по делу об административном правонарушении выносятся исключительно в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, и не могут содержать оценки действиям иных лиц, поскольку это означало бы выход за рамки установленного статьей 26.1 КоАП РФ предмета доказывания по делу об административном правонарушении.

С учетом вышеизложенного, рассмотрение вопроса о наличии вины в действиях Фонда социального страхования в нарушении сроков выплаты потерпевшему ФИО1 пособий по нетрудоспособности, в рамках настоящего дела рассмотрению не подлежат.

Заявителем в жалобе указано на наличие у сотрудника суда, участвовавшего при рассмотрении дела в суде первой инстанции, личной заинтересованности в исходе дела из-за родственных связей в АО «Океанрыбфлот», однако данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи городского суда либо сотрудника, участвовавшего при рассмотрении дела, не представлено. Кроме того, при рассмотрении дела в суде первой инстанции отвод судье либо секретарю судебного заседания не заявлялся, о чем в протоколе судебного заседания сделана соответствующая запись.

Ссылка в жалобе на нарушение обязательного досудебного порядка при обжаловании постановления должностного лица подлежит отклонению по следующим основаниям.

Согласно пункту 52 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 июля 2021 года № 1230, контролируемое лицо вправе обжаловать решения контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц в порядке, предусмотренном статьями 39 - 43 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В соответствии с частью 2 статьи 39 названного Закона судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.

При этом частью 3 статьи 98 данного документа установлено, что часть 2 статьи 39 вступает в силу с 1 января 2023 года, из чего следует, что нормы о досудебном порядке обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц вступают в силу с 1 января 2023 года, и в настоящее время не действуют.

Иные доводы, изложенные в жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судьей городского суда норм материального и процессуального права, и фактически сводятся к несогласию с той оценкой, которую дал суд первой инстанции исследованным по делу доказательствам в оспариваемом решении, в связи с чем они не могут повлечь отмену постановленного судебного акта. Оснований для переоценки установленных обстоятельств не имеется.

При проверке дела в полном объеме нарушений требований КоАП РФ, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, повлекли бы за собой отмену или изменение решения судьи, не установлено.

Учитывая изложенное, оснований для отмены решения судьи и постановления должностного лица не имеется.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Камчатского краевого суда

РЕШИЛ:

решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 ноября 2021 года оставить без изменения, жалобу Масютина Е.В. – без удовлетворения.

Судья А.Н. Венин