НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Камчатского краевого суда (Камчатский край) от 01.12.2021 № 7-130/2021

Судья Почуева С.А. Дело № 7-130/2021

РЕШЕНИЕ

Судья Камчатского краевого суда Чаднов О.В. при секретаре Шинкееве М.Ю., рассмотрев 1 декабря 2021 года в г. Петропавловске-Камчатском жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Юличка» Козлниской Т.И. на постановление судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 22 октября 2021 года, которым постановлено:

«Признать юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Юличка» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 125000 (сто двадцать пять тысяч) рублей»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 22 октября 2021 года общество с ограниченной ответственностью «Юличка» (далее – ООО «Юличка», Общество) привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 125000рублей.

Основанием привлечения ООО «Юличка» к административной ответственности послужил выявленный в ходе проведения должностными лицами УВМ УМВД России по Камчатскому краю проверочных мероприятий факт привлечения Обществом 3 ноября 2020 года в 20 часов 3 минуты к трудовой деятельности гражданина Республика Азербайджан ФИО1 по специальности, не указанной в патенте, осуществлявшего трудовую деятельность в качестве официанта, имея патент по специальности «повар», что является нарушением пункта 4.2 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Не согласившись с постановлением судьи, защитник ООО «Юличка» Козлинская Т.И. обратилась в Камчатский краевой суд с жалобой, в которой просила постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на следующие доводы. Постановление Губернатора Камчатского края № 165 от 26 декабря 2014 года «Об указании в патенте, выдаваемом на территории Камчатского края, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина» на дату возбуждения дела об административном правонарушении утратило силу. В настоящее время иностранным гражданам на территории Камчатского края фактически разрешено осуществлять трудовую деятельность без указания в патенте конкретной специальности, должности вида трудовой деятельности. В имеющихся в материалах дела документах местом совершения правонарушения указано кафе «Юличка» на 17 км объездной дороги «Петропавловск-Камчатский – Елизово» Елизовского района Камчатского края. Однако в материалах дела доказательства осуществления ООО «Юличка» деятельности в указанном месте отсутствуют. Земельный участок, на котором расположено кафе, принадлежит ФИО2 Обременений третьих лиц на земельный участок не зарегистрировано. По общеизвестной информации на 17 км дороги какие-либо кафе отсутствуют. Постановление по делу об административном правонарушении в отношении гражданина Республики Азербайджан ФИО1 в настоящее время обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции. С 3 апреля 2020 года, в связи с переходом большинства работников на дистанционную работу и сокращением официантов во всех кафе, где осуществляли трудовую деятельность иностранные граждане в ООО «Юличка», на поваров были возложены дополнительные обязанности, что связано с изданием Губернатором Камчатского края распоряжения от 13 марта 2020 года № 267-Р о введении на территории Камчатского края режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. В связи с изданием данного распоряжения все сотрудники переведены на самоизоляцию, а с 28 марта по 31 мая 2020 года кафе не работало. В течение 2020 года до ноября 2020 года численность сотрудников ООО «Юличка» была сокращена. Большинство официантов отправлены на самоизоляцию и дистанционную работу, с перераспределением должностных обязанностей официантов на поваров и администраторов. Непосредственно в кафе остались работать 2 повара, в том числе ФИО1., на которого кроме основных обязанностей с 3 апреля 2020 года возложены дополнительные обязанности. Также указывает, что Общество не было надлежащим образом уведомлено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела. Протокол об административном правонарушении, в нарушение статьи 28.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, составлен по истечении двух суток со дня выявления административного правонарушения. При рассмотрении дела об административном правонарушении допущено нарушение правил территориальной подсудности. Также указывает, что не имеется препятствий для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде предупреждения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность по части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена, в том числе, за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности).

В соответствии с пунктом 29 статьи 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе принять решение об указании в патенте, выдаваемом на территории данного субъекта Российской Федерации, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина.

В силу пункта 4.2 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами).

26 декабря 2014 года Губернатором Камчатского края принято постановление № 165 «Об указании в патенте, выдаваемом на территории Камчатского края, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина», в соответствии с которым с 1 января 2015 года в патенте, выдаваемом законно находящимся на территории Российской Федерации иностранным гражданам для осуществления трудовой деятельности в Камчатском крае, указывается профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности) иностранного гражданина.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, судья Елизовского районного суда на основании совокупности исследованных доказательств, приведенных в постановлении от 22 октября 2021 года, установил, что 3 ноября 2020 года в 20 часов 3 минуты ООО «Юличка», в нарушение требований пункта 4.2 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ, привлекло трудовой деятельности гражданина Республика Азербайджан ФИО1. по специальности, не указанной в патенте, осуществлявшего трудовую деятельность в качестве официанта, имея патент по специальности «повар».

Установив эти обстоятельства, судья признал ООО «Юличка» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Выводы судьи о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основан на исследованных и приведенных в постановлении судьи доказательствах, в частности, акте проверки от 3 ноября 2020 года (л.д. 25), сведениях ФМС России АС ЦБДУИГ, патенте (л.д. 11-19), протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республика Азербайджан ФИО1. (л.д. 8-9) и постановления о привлечении его к административной ответственности (л.д. 6-7), иных доказательствах.

Однако с таким решением нельзя согласиться по следующим основаниям.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации установлено, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 1.7 названного Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу (часть 3 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 года № 4-П, императивное по своему характеру правило части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличия у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.

Пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.

Постановлением Губернатора Камчатского края от 29 января 2021 года № 13 признано утратившим силу постановление Губернатора Камчатского края от 26 декабря 2014 года № 165 «Об указании в патенте, выдаваемом на территории Камчатского края, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина».

После отмены постановления Губернатора Камчатского края от 26 декабря 2014 года № 165 новое решение об указании в патенте, выдаваемом на территории Камчатского края, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина, не принималось.

Таким образом, на момент составления 18 августа 2021 года протокола об административном правонарушении и привлечении 22 октября 2021 года ООО «Юличка» к административной ответственности на территории Камчатского края не требовалось указание в патенте иностранного гражданина профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности), что позволяло работодателю привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности по любой профессии или виду трудовой деятельности и не влекло привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

При изложенных обстоятельствах постановление судьи Елизовского районного суда от 22 октября 2021 года в отношении ООО «Юличка» подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с признанием утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 22 октября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Юличка» отменить, прекратить производство по делу на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с признанием утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное.

Судья Камчатского

краевого суда О.В. Чаднов