НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Камчатского краевого суда (Камчатский край) от 01.12.2021 № 5-1337/20

Судья Почуева С.А.(Дело № 5-1337/2020)

Дело № 7-135/2021

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский 1 декабря 2021 года

Судья Камчатского краевого суда Гончарова Н.В. при секретаре Ткаченко А.В., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Юличка» Козлинской Т.И. на постановление судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 22 октября 2021 года, которым постановлено:

признать юридическое лицо общество с ограниченной ответственностью «Юличка» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде штрафа в размере 125000 (ста двадцати пяти тысяч) рублей,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 22 октября 2021 года ООО «Юличка» (далее также – Общество) привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 125000 руб.

Основанием привлечения ООО «Юличка» к административной ответственности послужило нарушение Обществом пункта 4.2 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ), выразившееся в привлечении 3 ноября 2020 года в 20 часов 03 минуты к трудовой деятельности в кафе «Юличка» гражданина Республики Узбекистан ФИО1. по специальности, не указанной в патенте, а именно: имея патент по специальности «повар», ФИО1 фактически осуществлял трудовую деятельность в качестве официанта.

В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, защитник ООО «Юличка» Козлинская Т.И. просит постановление судьи отменить и прекратить производство по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения. Указывает, что в протоколе об административном правонарушении, определении о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела, постановлении судьи указано на нарушение ООО «Юличка» пункта 16 статьи 13(3) Федерального закона № 115-ФЗ, постановления губернатора Камчатского края № 165 от 26 декабря 2014 года «Об указании в патенте, выдаваемом на территории Камчатского края, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина». Однако постановление губернатора Камчатского края № 165 от 26 декабря 2014 года на дату возбуждения дела об административном правонарушении утратило силу. В настоящее время иностранным гражданам на территории Камчатского края разрешено осуществлять трудовую деятельность без указания в патенте конкретной специальности, должности вида трудовой деятельности. Кроме того, по делу допущены существенные процессуальные нарушения. Так, в имеющихся в материалах дела документах местом совершения правонарушения указано кафе «Юличка» на 17 км объездной дороги «Петропавловск-Камчатский – Елизово» Елизовского района Камчатского края. Однако в материалах дела доказательства осуществления деятельности ООО «Юличка» в указанном месте отсутствуют. По общеизвестной информации на 17 км дороги какие-либо кафе отсутствуют. Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 в настоящее время обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции. К объяснению ФИО1 о том, что он с апреля 2020 года по ноябрь 2020 года работал в качестве официанта в кафе, а не поваром, следует отнестись критически. В связи с введением на территории Камчатского края режима повышенной готовности численность сотрудников ООО «Юличка» была сокращена. Большинство официантов отправлены на самоизоляцию и дистанционную работу с перераспределением должностных обязанностей официантов на поваров и администраторов. Непосредственно в кафе оставались работать 5 поваров, в том числе ФИО1., на которого кроме основных обязанностей повара с 23 апреля 2020 года возложены дополнительные обязанности, в том числе: сервировка столов и их оперативная уборка, обеспечение оперативной смены загрязненных столов, принадлежностей, выполнение заказов клиентов в части подачи блюд и напитков, мониторинг ситуации с обслуживанием посетителей в помещении ресторана, помощь в уборке помещений в конце рабочего дня, выполнение иных распоряжений администратора. Основное рабочее время ФИО1. работал поваром. Кроме того, законный представитель ООО «Юличка» не был надлежащим образом уведомлен о возбуждении дела об административном правонарушении, дате и месте рассмотрения дела судьей. О том, что в отношении ООО «Юличка» вынесено постановление о назначении наказания новому генеральному директору ФИО2 стало известно только 3 ноября 2021 года от работника бухгалтерии. Протокол об административном правонарушении, в нарушение статьи 28.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, составлен по истечении двух суток со дня выявления административного правонарушения. Внеплановая выездная проверка проведена с нарушениями. Местом проверки указано «Камчатский край, Елизовский район, 17 км объездной дороги Петропавловск-камчатский – Елизово». Тогда как кафе находится на 16 км автодороги. Распоряжение о проверке в отношении ООО «Юличка» не издавалось, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования не выносилось. Более того, при рассмотрении дела допущены нарушения территориальной подсудности. Дело должно было быть рассмотрено по юридическому адресу ООО «Юличка» в г. Петропавловске-Камчатском, то есть в Петропавловск-Камчатском городском суде. Вопреки выводам судьи по настоящему делу возможна замена административного штрафа предупреждением.

Выслушав защитника ООО «Юличка» Козлинского А.В., проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В силу пункта 4.2 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами).

В соответствии с пунктом 29 статьи 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе принять решение об указании в патенте, выдаваемом на территории данного субъекта Российской Федерации, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина.

На основании указанной нормы губернатором Камчатского края принято постановление от 26 декабря 2014 года № 165 «Об указании в патенте, выдаваемом на территории Камчатского края, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина», в соответствии с которым с 1 января 2015 года в патенте, выдаваемом законно находящимся на территории Российской Федерации иностранным гражданам для осуществления трудовой деятельности в Камчатском крае, указывается профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности) иностранного гражданина.

Как следует из материалов дела, 3 ноября 2020 года в 20 часов 03 минуты в кафе «Юличка» по адресу: Камчатский край, Елизовский район, 17 км объездной дороги «Петропавловск-Камчатский – Елизово» в ходе проведения внеплановой выездной проверки на основании распоряжения заместителя начальника УВМ УМВД России по Камчатскому краю от 3 ноября 2020 года № 90 выявлен факт привлечения к трудовой деятельности гражданина Республики Узбекистан ФИО1 по специальности, не указанной в патенте, а именно: имея патент по специальности «повар», ФИО1 фактически осуществлял трудовую деятельность в качестве официанта.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Юличка» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вместе с тем судьей не учтено следующее.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).

Статьей 54 Конституции РФ гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.

Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции РФ применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.

В связи с изданием постановления губернатора Камчатского края от 29 января 2021 года № 13 «О признании утратившим силу постановления губернатора Камчатского края от 26 декабря 2014 года № 165 «Об указании в патенте, выдаваемом на территории Камчатского края, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина»» постановление губернатора Камчатского края от 26 декабря 2014 года № 165 утратило силу.

После отмены постановления губернатора Камчатского края от 26 декабря 2014 года № 165 новое решение об указании в патенте, выдаваемом на территории Камчатского края, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина, не принималось.

Таким образом, на момент возбуждения дела об административном правонарушении (18 августа 2021 года) и привлечения ООО «Юличка» к административной ответственности (22 октября 2021 года) привлечение на территории Камчатского края работодателями к трудовой деятельности иностранных граждан по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в патенте, не влекло административной ответственности по части 1 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Сведений об исполнении ООО «Юличка» постановления судьи от 22 октября 2021 года в материалах дела не имеется.

Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление судьи от 22 октября 2021 года о привлечении ООО «Юличка» к административной ответственности по части 1 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях подлежит отмене.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 22 октября 2021 год по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «Юличка» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить.

Судья Н.В. Гончарова