НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Камчатского краевого суда (Камчатский край) от 01.03.2022 № 3А-3/2022

Дело № 3а-3/2022 (№ 3а-41/2021)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Камчатский краевой суд в составе:

председательствующего Чаднова О.В.,

при секретаре Шипиловой Я.Ю.,

с участием представителя административного истца КГУП «Камчатский водоканал» Гончаренко Ю.М., Жихаревой Е.Н., представителей административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Циунеля Е.Н., Хоич А.А., Губинского В.А., Зеньковой У.В., прокурора Соловьевой О.И.,

рассмотрев в городе Петропавловске-Камчатском 1 марта 2022 года в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению КГУП «Камчатский водоканал» о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 13 декабря 2018 года «Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП «Камчатский водоканал» потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы» в части исключения из тарифа водоснабжения расходов на фонд оплаты труда и отчисления на социальные нужды,

УСТАНОВИЛ:

краевое государственное унитарное предприятие «Камчатский водоканал» (далее – КГУП «Камчатский водоканал») обратилось в Камчатский краевой суд с административным иском о признании недействующим нормативного правового акта – постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края (далее – РСТ) от 13 декабря 2018 года «Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП «Камчатский водоканал» потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы» (далее - Постановление РСТ

В обоснование иска указало, что 28 апреля 2018 года КГУП «Камчатский водоканал» обратилось в адрес административного ответчика с заявлением об установлении на 2019-2023 годы тарифов на питьевую воду и сточные воды потребителя Петропавловск-Камчатского городского округа. При обращении в РСТ административным истцом в составе подлежащих учету расходов заявлены расходы на оплату труда и социальные нужды персонала, рассчитанные исходя из фактической численности персонала и тарифной ставки рабочего по Коллективному договору с учетом компенсационных и стимулирующих выплат. По данной статье затрат заявлены расходы по фонду оплаты труда в части оказываемых услуг в размере 660091, 27 тысяч рублей, по отчислениям на социальные нужды – 199347, 56 тысяч рублей. Органом регулирования учтены расходы в размере 259504, 29 тысяч рублей, на отчисления – 78117,50 тысяч рублей. КГУП «Камчатский водоканал» заявлена численность по общепроизводственному персоналу в размере 284,07 человек при среднемесячной оплате труда в размере 83010 рублей 50 копеек; по административному персоналу – 250,67 человек при среднемесячной оплате труда в размере 119305 рублей 80 копеек. Органом регулирования численность общепроизводственного персонала утверждена в размере 267,46 человек, административного персонала – 73 человека. При расчете РСТ учтена только потребность в численности ремонтного персонала в количестве 2,54 человека, в этом случае разногласия отсутствуют.

Расчет административно-управленческого произведен исходя из рассчитанной численности основного производственного персонала по Петропавловск-Камчатскому городскому округу в соответствии с таблицей 1 Рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 22 марта 1999 года № 66 (далее – Рекомендации № 66).

Рекомендации № 66 не отражают потребности КГУП «Камчатский водоканал» во всех видах профессий и специальностей, в них отсутствует ряд профессий. Однако численность персонала рассчитана РСТ в соответствии с Рекомендациями № 66 исходя из нормативной численности основного производственного персонала.

Вместе с тем, согласно позиции ФАС России, изложенной в письме № от 10 марта 2017 года, органам регулирования тарифов при расчете численности сотрудников необходимо руководствоваться данными в формах П4 при отсутствии иных нормативно-правовых актов по расчету нормативной численности.

Для подготовки предложений об установлении тарифа КГУП «Камчатский водоканал» документально обосновал фактическую численность персонала, предоставив штатное расписание и данные по форме П4. Расчет фонда оплаты труда произведен согласно утвержденному штатному расписанию от 12 ноября 2018 года, Отраслевому тарифному соглашению в ЖКХ от 16 марта 2017 года, коллективному договору КГУП «Камчатский водоканал» и положению об оплате труда. Минимальная тарифная ставка, установленная коллективным договором, принята без учета компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

В ходе проведения экспертизы, РСТ принята за основу средняя заработная плата персонала по организациям, осуществляющим аналогичный вид деятельности по предприятиям Камчатского края в сопоставимых условиях в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года (далее – Методические указания

Данный способ установления средней заработной платы не может считаться правильным, поскольку не учитывает специфики производственной деятельности административного истца, а также технического состояния сетей и иного оборудования, участвующего в производственном процессе, поскольку находящиеся на балансе сети водоснабжения и водоотведения имеют износ более 60%, также КГУП «Камчатский водоканал» эксплуатируется большое количество бесхозяйных сетей. В связи с неудовлетворительным состоянием сетей и ежегодным ростом аварийности на сетях водоснабжения и водоотведения принято решение об увеличении численного общепроизводственного и административного персонала, в том числе и фона оплаты труда; с целью повышения качества обслуживания абонентов создан Единый расчетный центр; созданы вспомогательные производства для организации разграничения полномочий в области водоснабжения и водоотведения – Дирекция водоснабжения и Дирекция водоотведения. Численность персонала, утвержденная органом регулирования, недостаточна для надежного и бесперебойного функционирования КГУП «Камчатский водоканал».

В судебном заседании представитель административного истца КГУП «Камчатский водоканал» Гончаренко Ю.М. административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям. Дополнительно пояснила, что основанием для увеличения численности персонала в КГУП «Камчатский водоканал» послужило то, что, организация перешла на прямые расчеты с населением, количество лицевых счетов возросло с восьмидесяти девяти тысяч до ста тринадцати тысяч. Административным ответчиком были приняты иные данные, что привело к снижению численности персонала. Увеличение численности абонентов привело к увеличению плановых и неплановых выездов для обследования средств учета энергии, для этого было увеличено количество водопроводчиков-контроллеров. Еще одним основанием для увеличения численности послужили внесенные изменения в действующее законодательство. В 2018-2019 году внесли изменения в порядок подключения объектов к сетям водоснабжения водоотведения, для этого было создано два отдела: отдел проектно-изыскательных работ и отдел технического присоединения. Общая численность данных отделов составляет 29 единиц, указанный персонал также не был принят административным ответчиком. Кроме того, в 2017 году на баланс Предприятия передали объекты, расположенные в <адрес>, в связи с чем был увеличен отдел капитального строительства. При расчете численности административно-управленческого персонала административным ответчиком не было принято во внимание штатное расписание по Единому расчетному центру.

Размер средней заработной платы в КГУП «Камчатский Водоканал» составляет 83200 рублей 50 копеек. При расчете средней заработной платы административный истец руководствовался отраслевым соглашением, в основу которого положен минимальный размер оплаты труда, премии, установленные в соответствии с отраслевым соглашением.

На основании окончательных расчетов представителем административного истца Гончаренко Ю.М. было указано, что дополнительному учету при установлении тарифов подлежит 1 единица контроллеров водопроводного хозяйства, 6 единиц водителей транспортных средств, 1 единица уборщиков производственных помещений. Также указала, что количество машинистов насосных установок было принято по штатному расписанию в количестве 61 единицы, при этом КГУП «Камчатский водоканал» было заявлено 66 единиц.

Также представителем административного истца было указано, что в части численности административно-управленческого персонала данные, указанные в административном исковом заявлении, не соответствуют данным, указанным в заявке на установление тарифов.

Представитель административного истца КГУП «Камчатский водоканал» Жихарева Е.Н. также поддержала доводы административного искового заявления. Указала, что при расчете численности персонала административный истец руководствовался Рекомендациями Госстроя . Среднесписочная численность общепроизводственного персонала в количестве 284 единиц сложилась исходя из количества персонала, необходимого для выполнения работы.

Представитель административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Циунель Е.Н. в судебном заседании 17 декабря 2021 года исковые требования не признал, представил письменный отзыв на административный иск, в котором, полагая требования административного истца неправомерными и неподлежащими удовлетворению, указал, что при расчетах РСТ учтена потребность КГУП «Камчатский водоканал» в работниках по профессиям, отсутствующим в Рекомендациях , необходимых для обеспечения производственной деятельности. Численность работников определена с учетом штатного расписания, налоговой декларации по транспортному налогу (количество единиц автотранспортных средств) и иных обосновывающих документов. При расчете численности рабочего персонала учет коэффициент невыхода на работу (1,18) в соответствии с пунктом 1.6 Рекомендаций . Численность персонала по организации реализации и учета водопотребления и водоотведения по абонентам, контролеров водопроводного хозяйства рассчитана в соответствии с Рекомендациями , исходя из данных КГУП «Камчатский водоканал» по количеству обслуживаемых лицевых счетов юридических и физических лиц. Расчет административно-управленческого персонала произведен в соответствии с таблицей 1 Рекомендаций , исходя из рассчитанной численности основного производственного персонала по Петропавловск-Камчатскому городскому округу. Исходя из расчета нормативной численности персонала КГУП «Камчатский водоканал» по Петропавловск-Камчатскому городскому округу РСТ принята численность в количестве 679 человек, что соответствует принятой численности в первом долгосрочном периоде регулирования на 2016-2018 годы, в расчет тарифа на питьевое водоснабжения включена численность в количестве 343 единиц, в том числе основной производственный персонал – 267,46 единиц (с учетом предложения административного истца по численности ремонтного персонала), ремонтный персонал – 2,54 единиц, административно-управленческий персонал – 73 единицы. Указывает, что доводы административного истца основаны на ошибочном толковании письма ФАС России № ВК/16641/17 от ДД.ММ.ГГГГ и противоречат подходу РСТ при расчете величины расходов на оплату труда и правовым нормам законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения.

Средняя заработная плата персонала КГУП «Камчатский водоканал» учтена на уровне организаций, осуществляющих аналогичный вид деятельности в сопоставимых условиях. Решением ФАС России от 26 июля 2019 года установлено, что РСТ не нарушен подход в части формирования средней заработной платы персонала на 2019 года, отметив, что расчет ставки первого разряда на 2017 год ниже ставки, закрепленной в отраслевом тарифном соглашении на 2019 года, при этом иных документов, подтверждающих увеличение ставки первого разряда в ФАС России не представлено.

По результатам исполнения решения ФАС России от 26 июля 2019 года нормативная численность персонала КГУП «Камчатский водоканал» по Петропавловск-Камчатскому городскому округу, занятого в сфере водоснабжения, составила 351 штатных единиц, а общая численность персонала – 687 штатных единиц. Правильность подхода РСТ подтверждена письмом ФАС России № от 25 ноября 2021 года.

Представители административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Губинский В.А., Хоич А.А., Зенькова У.В. полагали исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению. Указали, что при установлении тарифов на 2019 года РСТ оперировала фактической численностью персонала КГУП «Камчатский водоканал». Имеющийся между КГУП «Камчатский водоканал» и РСТ спор являлся предметом рассмотрения ФАС России, решением которой численность персонала, подлежащая учету, была увеличена на 8 человек. Подходы службы к формированию фонды оплаты труда и расчету среднемесячной заработной платы для КГУП «Камчатский водоканал» аналогичен подходу ко всем предприятиям регулируемой отрасли в сфере водоснабжения и водоотведения, при этом размер среднемесячной заработной платы для КГУП «Камчатский водоканал» был установлен выше средней заработной платы по сравнению с предприятиями, осуществляющими аналогичный вид деятельности. Расчет контролеров абонентского отдела был произведен РСТ исходя из дополнительных материалов организации, запрошенных службой во исполнение решения ФАС России. При расчете нормативной численности по Петропавловск-Камчатскому городскому округу административный истец заявил 48,051 человека без указания значения показателя, который был использован предприятием для расчёта. КГУП «Камчатский водоканал», увеличивая численность единиц персонала, не предоставляет разъяснительных документов.

Заинтересованное лицо ФАС России участия в судебном заседании не принимало, ходатайствовало о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя.

В отзыве на административное исковое заявление представитель заинтересованного лица ФАС России Пузыревский С.А. указал, что у КГУП «Камчатский водоканал» имеется возможность заявить на необходимость увеличения расходов, возникших по причине изменения (увеличения) протяженности сетей водоотведения, на второй и последующие годы долгосрочного периода при наличии обосновывающих документов. В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, расходы, понесенные административным истцом могут быть учтены при установлении тарифов в полном объеме не позднее, чем на третий годовой период регулирования. Учет расходов на оплату труда работников, труд которых связан с иным видом регулируемой деятельности, в составе тарифов на питьевую воду является неверным, поскольку данные расходы подлежат учету в составе другого тарифа.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего административного дела, заслушав заключение прокурора Соловьевой О.И., полагавшей административный иск КГУП «Камчатский водоканал» необоснованным и не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 4, 5 части 2 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее также – Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении») общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.

Регулированию подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и тарифы на водоотведение (части 2, 8 статьи 31 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, кроме прочих, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 (далее – Основы ценообразования), установлено, что тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения входят в систему регулируемых тарифов.

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов (цен) является Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края, действующая на основании Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 424-П (далее – Положение, в редакции, действовавшем на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта).

Руководитель Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края издает постановления, приказы по вопросам установленной сферы деятельности, которые входят в систему нормативных правовых актов Камчатского края (статья 27 Устава Камчатского края, пункт 8 части 3.2 Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края).

Частью 3.4 Положения установлено, что для определения основных направлений деятельности РСТ и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган - Правление (далее – Правление РСТ) общей численностью не более 9 человек. В состав Правления РСТ входят работники РСТ числом не более 7 человек. Руководитель РСТ является председателем Правления РСТ. Заседание Правления РСТ считается правомочным, если на нём присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов Правления РСТ, присутствующих на заседании. На основании решения Правления РСТ издается постановление, которое подписывается руководителем РСТ.

Как следует из материалов дела, 28 апреля 2018 года КГУП «Камчатский водоканал» обратилось в РСТ с заявлением об установлении тарифов на 2019-2023 годы на услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей Петропавловск-Камчатского городского округа; услуги водоснабжения для потребителей Елизовского городского поселения, Новоавачинского и Пионерского сельских поселений Елизовского муниципального района; услуги водоотведения для потребителей Елизовского городского поселения; услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей Корякского сельского поселения Елизовского района; услуги водоотведения для потребителей Елизовского городского поселения (район «Аэропорт» 29 км).

13 декабря 2018 года на заседании Правления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края принято решение об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП «Камчатский водоканал» потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы.

На основании решения Правления РСТ издано постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 13 декабря 2018 года «Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП «Камчатский водоканал» потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы», которым утверждены:

- производственная программа КГУП «Камчатский водоканал» в сфере холодного водоснабжения в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2019-2023 годы;

- долгосрочные параметры регулирования КГУП «Камчатский водоканал» на долгосрочный период регулирования для установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы;

- производственная программа КГУП «Камчатский водоканал» в сфере водоотведения в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2019-2023 годы;

- долгосрочные параметры регулирования КГУП «Камчатский водоканал» на долгосрочный период регулирования для установления тарифов на водоотведение потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы;

- экономически обоснованные тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) КГУП «Камчатский водоканал» потребителям (кроме населения и исполнителей коммунальных услуг для населения) Петропавловск-Камчатского городского округа, с календарной разбивкой;

- экономически обоснованные тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) КГУП «Камчатский водоканал» для населения и исполнителей коммунальных услуг для населения Петропавловск-Камчатского городского округа, с календарной разбивкой;

- льготный тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) КГУП «Камчатский водоканал» для населения и исполнителей коммунальных услуг для населения Петропавловск-Камчатского городского округа;

- льготный тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) КГУП «Камчатский водоканал» ресурсоснабжающим организациям для непосредственного производства горячей воды населению Петропавловск-Камчатского городского округа;

- экономически обоснованные тарифы на водоотведение КГУП «Камчатский водоканал» потребителям (кроме населения и исполнителей коммунальных услуг для населения) Петропавловск-Камчатского городского округа с календарной разбивкой.

Текст постановления Службы по тарифам от 13 декабря 2018 года опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 18 декабря 2018 года.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края в рамках предоставленных полномочий, нарушений требований законодательства к порядку его принятия и введения в действие не усматривается.

Посчитав утвержденные РСТ тарифы на 2019 год экономически необоснованными, КГУП «Камчатский водоканал» обратилось с заявлением о разногласиях в Федеральную антимонопольную службу (далее – ФАС России).

Решением Комиссии ФАС России по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, от 26 июля 2019 года частично удовлетворены требования КГУП «Камчатский водоканал» в части тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) КГУП «Камчатский водоканал» для потребителей в Петропавловск-Камчатском городском округе, РСТ предписано в срок до 1 сентября 2019 года пересмотреть тарифы КГУП «Камчатский водоканал» на питьевое водоснабжение для потребителей в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2019 год, принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов, при этом:

- дополнительно учесть в составе основного производственного персонала КГУП «Камчатский водоканал» в сфере водоснабжения 6,5 штатных единиц контролёров;

- дополнительно учесть в составе необходимой валовой выручки (далее – НВВ) по питьевому водоснабжению расходы на оплату труда основного производственного персонала в размере 4 519,81 тысяч рублей и отчисления на социальные нужды в размере 1546,13 тысяч рублей в связи с увеличением численности основного производственного персонала;

- дополнительно учесть в составе административно-управленческого персонала КГУП «Камчатский водоканал» по водоснабжению 1,5 штатных единиц абонентского отдела;

- дополнительно учесть в составе НВВ по питьевому водоснабжению расходы на оплату труда административно-управленческого персонала в размере 1476,61 тысяч рублей и отчисления на социальные нужды в размере 515,93 тысяч рублей в связи с увеличением численности административно-управленческого персонала по абонентскому отделу;

- дополнительно учесть в составе НВВ по статье «Охрана труда (в части расходов на компенсацию молока и проведение медицинского осмотра)» по водоснабжению – 1 412,98 тысяч рублей;

- дополнительно учесть в составе НВВ по статье «Расходы на услуги автотранспорта (аренда)» по питьевому водоснабжению – 206,23 тысяч рублей;

- дополнительно учесть в составе НВВ по статье «Социальные гарантии» по водоснабжению – 25,92 тысяч рублей.

14 августа 2019 года на заседании Правления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края на основании решения ФАС России от 26 июля 2019 года принято решение о внесении изменений в Постановление РСТ , опубликованное на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 20 августа 2019 года.

Обращаясь с настоящим административным иском о признании Постановление РСТ недействующим, административным истцом указано, что административным ответчиком при расчете нормативной численности персонала КГУП «Камчатский водоканал» необоснованно применены Рекомендации без учета фактической численности персонала предприятия, неверно произведен фонд оплаты труда.

Как следует из экспертного заключения по результатам проверки обоснованности расчетов затрат для утверждения тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжения) и водоотведение КГУП «Камчатский водоканал» потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы и дополнения к нему, КГУП «Камчатский водоканал» численность основного производственного персонала для включения в тариф по питьевому водоснабжению заявлена в количестве 284,07 человек при среднемесячной оплате труда в размере 83010,50 рублей, расходы на оплату труда в размере 291287,07 тысяч рублей; численность административного персонала – 250,67 человек при среднемесячной оплате труда в размере 119305,80 рублей, расходы на оплату труда в размере 366215,27 тысяч рублей; численность ремонтного персонала – 2,54 человека при среднемесячной оплате труда в размере 85072,70 рублей, расходы на оплату труда в размере 2588,93 тысяч рублей.

По результатам составленного экспертного заключения и последующего дополнения к нему с учетом Решения ФАС России от 26 июля 2019 года административным ответчиком приняты следующие показатели для включения в расчет тарифа на 2019 год по питьевому водоснабжению: численность основного производственного персонала – 273,96 человек, среднемесячная оплата труда – 57945,38 рублей, фонд оплаты труда – 190499, 39 тысяч рублей; численность административного персонала – 74,5 человек; среднемесячная оплата труда – 82034,16 рублей, фонд оплаты труда – 73338,53 тысяч рублей; численность ремонтного персонала – 2,54 человека, среднемесячная оплата труда – 54639,59 рублей, фонд оплаты труда – 1662,79 тысяч рублей.

В соответствии с штатным расписанием КГУП «Камчатский водоканал» количество штатных единиц в 2019 году составляет 1033,50, из них: аппарат управления – 102, единый расчетный центр – 85, дирекция капитального строительства – 58, дирекция вспомогательного производства – 269, химико-аналитический центр – 42, дирекция водоснабжения – 171, дирекция водоотведения – 236,5, центральная диспетчерская служба – 17, участок сторожевой охраны и режима – 53 (л.д. 54-60).

Согласно расчету нормативной численности персонала КГУП «Камчатский водоканал» на 2018 год, представленному в материалах тарифного дела, списочная численность персонала составляет 1039,5 человек:

1. Рабочий персонал – 779,50:

1.1. Водоснабжение – 324,56:

1.1.1. Подъем воды – 80,54

1.1.2. Очистка воды – 24,78

1.1.3. Транспортировка воды – 61,18

1.1.4. Контроль и учет расхода воды – 152,39

1.1.5. Сооружения для хранения и запаса воды – 5,66

1.2. Водоотведение – 212,41:

1.2.1. Перекачка стоков – 33,54

1.2.2. Очистка стоков – 136,62

1.2.3. Транспортировка стоков – 42,24

1.3. Вспомогательные службы – 242,53

2. Общехозяйственный персонал – 172

3. Общепроизводственный персонал – 88.

КГУП «Камчатский водоканал, в соответствии с пунктом 17 Методических указаний при подаче тарифной заявки представлены расчеты расходов на оплату труда персонала» в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2019 год, содержащие также данные за истекший 2017 год и текущий 2018 год (т. 15 тарифного дела л.д. 113-115):

Водоснабжение:

1. Основной производственный персонал:

- 2017 год: утверждено в тарифе 254,43 человека со среднемесячной оплатой труда 58746,5 рублей; фактически – 206,70 человек со среднемесячной оплатой труда – 53940,7 рублей;

- 2018 год: утверждено в тарифе 251,89 человек со среднемесячной оплатой труда 60919,1 рублей; ожидается – 229,25 человек со среднемесячной оплатой труда – 53998,6 рублей;

- Планируется на 2019 год: 282,44 человека со среднемесячной оплатой труда – 56787,1 рублей.

2. Ремонтный персонал:

- 2017 год: утверждено в тарифе 12,87 человека со среднемесячной оплатой труда 53256,5 рублей; фактически – 10,19 человек со среднемесячной оплатой труда – 50863,4 рубля;

- 2018 год: утверждено в тарифе 12,74 человек со среднемесячной оплатой труда 55232,6 рублей; ожидается – 2,25 человек со среднемесячной оплатой труда – 50 918 рублей;

- Планируется на 2019 год: 2,54 человека со среднемесячной оплатой труда – 52 851 рублей.

2. Административный персонал (общехозяйственный):

- 2017 год: утверждено в тарифе 72,27 человека со среднемесячной оплатой труда 78506,95 рублей; фактически – 113,0 человек со среднемесячной оплатой труда – 76364,7 рублей;

- 2018 год: утверждено в тарифе 71,55 человек со среднемесячной оплатой труда 81408,64 рублей; ожидается – 118,0 человек со среднемесячной оплатой труда – 76446,6 рублей;

- Планируется на 2019 год: 249,17 человека со среднемесячной оплатой труда – 81746,3 рублей.

Согласно пояснительной записке руководителя СУП КГУП «Камчатский водоканал» к расчету фонда оплаты труда персонала, затраты на оплату труда и численность персонала КГУП «Камчатский водоканал» за 2017 год сформирован в соответствии с данными бухгалтерского учета по Петропавловск-Камчатскому городскому округу.

Прогноз фонда оплаты труда и численности персонала на 2018 год рассчитан с учетом плановых показателей, в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год и фактических затрат на оплату труда и численности персонала предприятия за 1 квартал 2018 года.

Для определения расходов по фонду оплату труда в 2019 году численность персонала рассчитана в соответствии с нормативами. Расчет нормативной численности персонала произведен в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденными Приказом Госстроя РФ № 66 от 22 марта 1999 года, и составила 1039,5 человек. В расчете затрат на оплату труда применена базовая месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 2019 год в размере 7057 рублей, включены выплаты, доплаты и надбавки компенсирующего характера в соответствии с Коллективным договором МУП «Петропавловский водоканал» на 2017-2019 годы и Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно дополнениям к административному исковому заявлению от 4 февраля 2022 года (т.2 л.д. 84-93), от 16 февраля 2022 года, в которых представителем административного истца Гончаренко Ю.М. приведены расчеты с учетом решения ФАС России от 26 июля 2019 года, разногласия между КГУП «Камчатский водоканал» и РСТ в части списочной численности персонала имеются по следующим позициям:

1. Общепроизводственный персонал – 10 ед.:

- контролер водопроводного хозяйства – 1 ед.;

- водители автотранспортных средств – 6 ед.;

- уборщики производственных помещений - 1 ед.;

- машинист насосных установок, канализационно-насосная станция «Завойко», <адрес>, <адрес>

2. Административно-управленческий персонал – 145,1 ед.:

- общее руководство – 3 ед.;

- бухгалтерский учет – 2,35 ед.;

- комплектование кадров – 5,87 ед.;

- материально-техническое снабжение – 1,81 ед.;

- надзор за капитальным ремонтом – 15 ед.;

- общее делопроизводство – 0,87 ед.;

- организация технической эксплуатации – 4,81 ед.;

охрана окружающей среды – 5 ед.

- правовое обслуживание – 5 ед.;

- финансовый отдел – 5 ед.;

- техническое обслуживание и внедрение средств телемеханизации – 0,48 ед.;

- технико-экономическое планирование – 1,81 ед.;

- охрана труда – 2,58 ед.;

- дирекция капитального строительства – 29 ед.;

- организация реализации и учета водопотребления и водоотведения абонентам – 5,52 ед.;

- дирекция вспомогательного производства – 2 ед.;

- дирекция водоотведения – 2 ед.;

- дирекция водоснабжения – 2 ед.;

- Единый расчетный центр – 50 ед.

При этом 21 февраля 2022 года представителем административного истца КГУП «Камчатский водоканал» Гончаренко Ю.М. представлены дополнения к расчету численности персонала предприятия , данные о имеющихся разногласиях в которых отличаются от представленных ранее расчетов.

Согласно указанным расчетам, разногласия между КГУП «Камчатский водоканал» и РСТ в части списочной численности персонала имеются по следующим позициям:

1. Общепроизводственный персонал – 10 ед.:

- контролер водопроводного хозяйства – 1 ед.;

- водители автотранспортных средств – 6 ед.;

- уборщики производственных помещений - 3 ед.

Разногласия по позиции «машинист насосных установок, канализационно-насосная станция «Завойко», <адрес>, <адрес> в количестве 2 ед., заявленные в предоставленных ранее дополнениях, отсутствуют.

2. Административно-управленческий персонал – 58,28 ед.:

- общее руководство – 2,08 ед.;

- бухгалтерский учет – 3,51 ед.;

- комплектование кадров – 0,23 ед.;

- материально-техническое снабжение – 2,71 ед.;

- надзор за капитальным ремонтом – 1,72 ед.;

- общее делопроизводство – 1,41 ед.;

- организация технической эксплуатации – 4,81 ед.;

охрана окружающей среды – 0,18 ед.

- правовое обслуживание – 1,72 ед.;

- финансовый отдел – 0 ед.;

- техническое обслуживание и внедрение средств телемеханизации – 3,28 ед.;

- технико-экономическое планирование – 2,71 ед.;

- охрана труда – 0 ед.;

- дирекция капитального строительства – 21 ед. (при этом в расчете указано, что предприятием было заявлено 29 единиц, утверждено – 0);

- организация реализации и учета водопотребления и водоотведения абонентам – 12,92 ед.

3. Единый расчетный центр – 51 ед.:

- Правовое обслуживание – 10 ед.;

- Общее руководство – 2 ед.;

- Делопроизводство – 1 ед.;

- Отдел реализации и расчетов с физическими лицами – 11 ед.;

- Отдел реализации и расчетов с юридическими лицами – 8 ед.;

- Отдел по работе с дебиторской задолженностью – 5 ед.;

- Группа по обслуживанию абонентов – 6 ед.;

- отдел технического надзора – 4 ед.;

- Бухгалтерия – 4 ед.

В ходе рассмотрения дела судом неоднократно предлагалось административному истцу конкретизировать свои требования по каждому виду деятельности (профессии) работников КГУП «Камчатский водоканал» в части несогласия с принятой при установлении тарифов численностью персонала предприятия. Представителями административного истца представлено несколько расчетов имеющихся разногласий, данные в которых отличаются друг от друга, в связи с чем при проверке доводов административного истца суд принимает последний расчет от 21 февраля 2022 года.

При проверке доводов административного истца в части принятой при установлении тарифов списочной численностью персонала суд приходит к следующим выводам.

Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 22 марта 1999 года утверждены рекомендации по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, предназначенные для определения нормативной численности работников водопроводно-канализационного хозяйства, установления оптимальной структуры организации, рациональной расстановки кадров; расчета нормативных затрат на оплату труда, которые являются одной из основных составляющих нормативной себестоимости и экономически обоснованных тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению.

Списочная численность контролеров водопроводного хозяйства рассчитывается по таблице 19 пункта 2.2.4 Рекомендаций и зависит от количества обслуживаемых в месяц водомеров.

Примерный перечень работ контролеров водопроводного хозяйства: контроль за правильностью снятия абонентами показаний средств измерений и представления ими сведений об объемах полученной питьевой воды; пломбирование задвижек на обводных линиях; производство расчетов за использованную воду в соответствии с действующими тарифами и оформление расчетов в соответствии с правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации; выявление самовольно возведенных устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения.

Согласно расчету нормативной численности КГУП «Камчатский водоканал» персонала ПКГО, представленному в РСТ с заявкой на установление тарифов (т.15 тарифного дела, л.д. 121-124), КГУП «Камчатский водоканал» списочная численность контролеров водопроводного хозяйства заявлена в количестве 152,39 ед.:

1. По показаниям приборов учета:

а. жилфонд – 94,98 (расчетный показатель - 37025 водомеров);

б. частный сектор – 1,94 (расчетный показатель – 659);

в. предприятия – 8,98 (расчетный показатель – 2282).

2. Безводомерный учет:

а. жилфонд – 43,23 (расчетный показатель 25642);

б. частный сектор – 2,68 (расчетный показатель – 1365);

в. предприятия – 0,59 (расчетный показатель – 249).

Вместе с тем, административным ответчиком расчет произведен следующим образом.

Списочная численность контролеров водопроводного хозяйства - 12,07 ед.:

1. По показаниям приборов учета:

а. жилфонд – 1,03 (расчетный показатель - 402 водомеров);

б. частный сектор – 1,41 (расчетный показатель – 478);

в. предприятия – 6,18 (расчетный показатель – 1572).

2. Безводомерный учет:

а. жилфонд – 0 (расчетный показатель 0);

б. частный сектор – 3,44 (расчетный показатель – 1751);

в. предприятия – 0 (расчетный показатель – 0).

С точки зрения правильности арифметических расчетов (количество водомеров / норма обслуживания) показатели списочной численности персонала, представленные как административным истцом, так и административным ответчиком, являются верными и произведенными в соответствии с таблицей 19 пункта 2.2.4 Рекомендаций

Вместе с тем, причиной возникших разногласий послужило исчисление тарифным органом базового показателя объектов обслуживания, отличного от применяемого КГУП «Камчатский водоканал» подхода.

Согласно пояснениям представителей административного ответчика, при расчете списочной численности контролеров водопроводного хозяйства при контроле и учете расхода воды по показаниям приборов учета на основании представленной КГУП «Камчатский водоканал» информации о количестве обслуживаемых договоров и лицевых счетов физических лиц (т.2 л.д. 143) были исключены показатели «Население, перешедшее на прямые договора с РСО, МКД которых под управлением УК и ТСЖ» и «Расчеты с населением в рамках соглашений об уступке с УО».

По жилфонду приняты показатели «Непосредственное управление и невыбравшие способ управления», по частному сектору – «Индивидуальные жилые дома», по предприятиям – «Прочие юридические лица».

Исключая указанные выше показатели тарифный орган руководствовался положениями части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны, в том числе, предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребителю.

Списочная численность контролеров водопроводного хозяйства при контроле и учете расхода воды по нормативу (безводомерный учет) установлена административным ответчиком только по частному сектору, в связи с необходимостью контроля самовольно возведенных устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения.

Оснований не согласиться с выбранным РСТ подходом при исчислении списочной численности контролеров водопроводного хозяйства, с учетом установленного Рекомендациями перечня работ, осуществляемых контролерами водопроводного хозяйства, возложении на лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, обязанности предоставлять ресурсоснабжающим организациям информацию о показаниях индивидуальных приборов учета, у суда не имеется.

Разногласия по численности автотранспортных средств составляют 6 единиц, поскольку КГУП «Камчатский водоканал» при подаче заявки было заявлено 82 единиц водителей автомобилей, административным ответчиком принято 76 единиц.

Основанием для исключения 6 единиц водителей, послужило то, что 6 единиц техники (бульдозер Shantui SD16, гусеничный экскаватор CAT 329DL, экскаватор PF3-1 KOMATSU, бульдозер ДЗ 110, трактор ДТ-75Н, установка горизонтального направленного бурения DW/TXS DDW300C) не имеют полиса ОСАГО.

Вместе с тем, на указанную технику не распространяется установленная Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» обязанность по страхованию гражданской ответственности, данная техника не участвует в дорожном движении, обслуживает территорию предприятия и, в соответствии с действовавшими на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта Инструкции о порядке применения Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста - машиниста (тракториста), утвержденной приказом Минсельхозпрода России от 29 ноября 1999 года № 807, Профессионального стандарта «Оператор комплекса горизонтального направленного бурения в строительстве», утвержденного приказом Минтруда России от 22 декабря 2014 года № 1073н, Профессионального стандарта «Машинист бульдозера», утвержденного приказом Минтруда России от 8 декабря 2014 года № 984н, Профессионального стандарта «Машинист экскаватора», утвержденного приказом Минтруда России от 21 ноября 2014 года № 931н, управляется не водителями, а машинистами и операторами.

Кроме того, как следует из представленных паспортов самоходных машин и других видов техники, указанная техника не может быть отнесена к категории автотранспортных средств в силу своих конструктивных особенностей, в том числе максимальной скорости, в связи с чем вспомогательный персонал КГУП «Камчатский водоканал», задействованный в управлении данной техникой, не может быть учтен в категории «водители автомобилей», как указано в расчете нормативной численности персонала, представленном КГУП «Камчатский водоканал» в рамках тарифной заявки (т.15 тарифного дела, л.д. 123), что свидетельствует о необоснованности доводов административного истца в этой части.

Заявляя об имеющихся разногласиях в численности уборщиков производственных помещений, КГУП «Камчатский водоканал» указывает, что необходимая численность, исходя из заявленной площади производственных помещений 8633,5 м2, составляет 20,17 единиц (дополнения к расчету). Вместе с тем, административным ответчиком принято 11,55 единиц уборщиков производственных помещений.

При этом согласно расчету нормативной численности КГУП «Камчатский водоканал» персонала ПКГО, представленному в РСТ с заявкой на установление тарифов, КГУП «Камчатский водоканал» заявлена списочная численность уборщиков производственных помещений в количестве 20,38 единиц Расчет произведен на основании п. 2.1.1 в соответствии с рекомендациями Госстроя России при участии Центра муниципальной экономики и права, сборник ЦНИС «Нормы труда на вспомогательные работы в ЖКХ (т. 15 тарифного дела, л.д. 121-124).

При проверке указанных доводов судом установлено, что согласно штатному расписанию КГУП «Камчатский водоканал» от 19 февраля 2018 года, количество уборщиков на предприятии составляет 14 человек, при этом в эту категорию входят как уборщики производственных, так и складских помещений. (т. 3 тарифного дела л.д. 144-150).

При этом согласно штатному расписанию от 21 января 2019 года численность уборщиков производственных и служебных помещений составляет 17 единиц (хозяйственная группа, центральная химическая лаборатория сточных вод, лаборатория по контролю питьевых и природных вод, испытательная лаборатория по контролю питьевой, природной и сточной воды) (т.1 л.д. 54-60).

В то же время, административным ответчиком при установлении тарифов приняты следующие показатели численности (с учетом коэффициента планируемых невыходов 1,18): уборщики производственных помещений – 11,55 ед.; уборщики служебных помещений 6,91 ед. Таким образом, общая списочная численность уборщиков, принятая органом регулирования, составляет 18,46, что превышает штатную численность предприятия не только в 2018 году, но и в первом году регулирования – 2019 году.

В соответствии с пунктом 2.8 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы расходы (средства), направленные на оплату труда, рассчитываются, исходя из нормативной численности работников, с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты.

Согласно письму ФАС России от 10 марта 2017 года № в условиях отсутствия иных нормативно-правовых актов по расчету нормативной численности, органам регулирования тарифов при расчете численности сотрудников регулируемых организаций необходимо руководствоваться данными, отраженными в штатном расписании, статистических формах П-4 «Сведения о неполной занятости и движении работников», рассчитывая нормативную численность в соответствии с Рекомендациями. В случае если фактическая численность сотрудников превышает нормативную численность, при расчете расходов на оплату труда необходимо использовать нормативную численность.

В соответствии с Рекомендациями нормативная численность уборщиков производственных помещений рассчитывается на основании Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 18 сентября 1985 года «Об утверждении Типовых норм обслуживания для уборщиков производственных помещений промышленных предприятий» (далее – Типовые нормы ).

Как установлено в ходе рассмотрения дела, разногласия между КГУП «Камчатский водоканал» и РСТ в численности уборщиков производственных помещений возникли, поскольку органом регулирования площадь производственных помещений 8633,5 м2 поделена вдвое, для каждого способа уборки (мытье пола с применением моющих средств и влажное подметание). Административным истцом в последнем представленном расчете общая площадь производственных помещений 8633,5 м2 учтена для каждого способа уборки.

В соответствии с пунктом 1.8 Типовых норм производственные помещения КГУП «Камчатский водоканал» относятся к 1 группе - помещения производств, не имеющих отходов (производство электроэнергии, газовые котельные, аппаратурные процессы производства).

Согласно Карте 1 Типовых норм состав работ предусматривает подметание или мытье пола, увлажнение пола при необходимости перед подметанием.

Суд соглашается с доводами административного ответчика, что подобный расчет нормативной численности, представленный административным истцом, фактически означает двойную уборку производственных площадей в течение одной смены двумя способами, что не соответствует составу работ, установленному Типовыми нормами . Доказательств целесообразности и экономической обоснованности подобных расчетов административным истцом ни в орган регулирования, ни в суд не представлено.

Расчет, представленный административным ответчиком, в этой части является арифметически верным, произведенным с учетом требований Типовых норм , оснований для признания его неверным у суда не имеется.

Рассматривая доводы административного истца о неверном расчете административным ответчиком списочной численности административно-управленческого персонала, суд приходит к следующему.

Списочная численность административно-управленческого персонала (АУП) рассчитывается по таблице 1 Рекомендаций и напрямую зависит от среднесписочной численности работников предприятия.

Из дополнительного расчета КГУП «Камчатский водоканал» от 21 февраля 2022 года следует, что списочная численность следующих позиций: общее руководство, бухгалтерский учет; комплектование кадров; материально-техническое снабжение; надзор за капитальным ремонтом; общее делопроизводство; организация технической эксплуатации; охрана окружающей среды; правовое обслуживание; техническое обслуживание и внедрение средств телемеханизации; технико-экономическое планирование, рассчитана административным истцом на основании столбца 9 таблицы 1 Рекомендаций устанавливающего нормативную численность АУП, исходя из среднесписочной численности работников предприятия в пределах 1401-1700 человек, либо с превышением этого показателя.

РСТ при расчете списочной численности АУП применялись значения столбца 7 таблицы 1 Рекомендаций , устанавливающего нормативную численность АУП, исходя из среднесписочной численности работников предприятия в пределах 801-1100 человек.

Согласно щтатному расписанию КГУП «Камчатский водоканал» на 2018 год количество работников в Петропавловск-Камчатском городском округе составляет 1020,5 ед. (т.3 тарифного дела л.д. 144-150); в соответствии с расчетом КГУП «Камчатский водоканал» нормативная численность персонала составляет 1039,5 человек (т. 15 тарифного дела л.д. 121-124).

При изложенных обстоятельствах доводы административного истца об имеющихся разногласиях и произведенные им расчеты, исходя из среднесписочной численности работников предприятия в пределах 1401-1700 человек, не могут быть признаны судом обоснованными. Расчет нормативной численности АУП на основании среднесписочной численности работников предприятия в пределах 801-1100 человек, произведенный административным ответчиком, подлежит признанию как соответствующий положениям Рекомендаций .

Также КГУП «Камчатский водоканал» оспаривается невключение административным ответчиком в списочную численность предприятия Дирекции капитального строительства в количестве 29 ед. (в дополнениях истцом указано о разногласиях в 21 ед.).

Как следует из расчета нормативной численности, составленного экспертом РСТ, численность персонала Дирекции капитального строительства не была учтена в связи с отсутствием в Рекомендациях . При этом имеется указание об учете данных показателей в разделе «Контроль и надзор за капитальным ремонтом». В указанном разделе РСТ учтено 3 ед., что соответствует положениям таблицы 1 Рекомендаций при исчислении нормативной численности на основании среднесписочной численности работников предприятия в пределах 801-1100 человек (т.2 л.д. 1-9).

Расчет нормативной численности общехозяйственного персонала, связанного с деятельностью «организация реализации и учета водопотребления и водоотведения по абонентам» рассчитывается по таблице 3 пункта 2.1.3 Рекомендаций , и находится в зависимости от количества абонентов.

Согласно данным, предоставленным КГУП «Камчатский водоканал», количество действующих лицевых счетов в Петропавловск-Камчатском городском округе составляет 46993 (т.2 л.д. 143).

В соответствии с таблицей 3 пункта 2.1.3 Рекомендаций наивысшим показателем при расчетах являются значения от 15000 до 20 000 абонентов, нормативная численность работников составляет от 12 до 15 ед.

Органом регулирования, с учетом решения ФАС России от 26 июля 2019 года, нормативная численность персонала по указанному виду деятельности принята в размере 35,59 ед.

Представителем административного ответчика даны пояснения относительно произведенных расчетов в этой части, в соответствии с которыми расчет производился по следующему принципу: на 40000 ед. лицевых счетов нормативная численность принята в количестве 30 ед. персонала; оставшиеся 6993 ед. лицевых счетов посчитаны через пропорцию 6993*12/15000 = 5,59 ед. персонала (т.2 л.д. 1-9, 117).

Оснований для признания указанных расчетов неверными у суда не имеется, поскольку они являются арифметически верными и произведенными в соответствии с показателями пункта 2.1.3 Рекомендаций

При этом разногласия, заявленные административным истцом в части непринятия РСТ при установлении тарифов численности персонала Единого расчетного центра в количестве 51 ед., признаются судом необоснованными, поскольку, согласно нормативной численности персонала КГУП «Камчатский водоканал», представленному административным истцом в орган регулирования (т.15 тарифного дела л.д. 121-124), списочная численность персонала Единого расчетного центра учитывалась в разделах «Контроль и учет расхода воды» и «Организация реализации и учета водопотребления» и водоотведения по абонентам», по которым, как было указано судом ранее, административным ответчиком были произведены соответствующие расчеты и установлена списочная численность на основании положений Рекомендаций

Рассматривая доводы КГУП «Камчатский водоканал» о необоснованном занижении административным ответчиком среднемесячной оплаты труда общепроизводственного персонала, ремонтного персонала и административно-управленческого персонала, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пунктам 39, 40, 41 Основ ценообразования в составе производственных расходов определении необходимой валовой выручки при применении метода экономически обоснованных расходов учитываются расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала; административных расходов - расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала; ремонтных расходов - расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Пунктом 17 Методических указаний определено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к настоящим Методическим указаниям.

При определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения:

- параметры отраслевого тарифного соглашения;

- параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение);

- размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен;

- условия коллективного договора;

- прогнозный индекс потребительских цен.

Рассчитанная и заявленная КГУП «Камчатский водоканал среднемесячная заработная плата составляет: основной производственный персонал – 83010,50 рублей; ремонтный персонал – 85072,70 рублей; административный персонал – 119305,80 рублей (т.2 л.д. 100).

При этом, как отмечалось ранее, фактическая среднемесячная оплата труда в КГУП «Камчатский водоканал» за последний расчетный период в 2017 году составляла: основной производственный персонал - 53940,7 рублей, ремонтный персонал – 50863,4 рубля рублей; административный персонал – 76364,7 рублей (т. 15 тарифного дела л.д. 113-115).

Среднемесячная заработная плата в предприятиях Камчатского края, осуществляющих аналогичный с административным истцом вид деятельности, составляет: производственный персонал – от 29756 рублей до 56828,29 рублей; ремонтный персонал – от 39750 рублей до 61260,94 рублей; административно-управленческий персонал – от 37763 рублей до 74286,63 рублей (т.2 л.д. 10).

Органом регулирования с учетом Решения ФАС России от 26 июля 2019 года установлена среднемесячная оплата труда на 2019 год в следующих размерах: основной производственный персонал - 57945,38 рублей; ремонтный персонал - 54639,59 рублей; административный персонал - 82034,16 рублей.

При расчете среднемесячной оплаты труда на первый год регулирования административным ответчиком учитывалась фактическая среднемесячная оплата труда КГУП «Камчатский водоканал» в 2017 году с применением индекса потребительских цен за 2017/2018 (102,7%) и 2018/2019 годы (104,6%), а также среднемесячная заработная плата в предприятиях Камчатского края, осуществляющих аналогичный вид деятельности, что не противоречит положениям пункта 52 Основ ценообразования и пункта 17 Методических указаний

Доводы административного истца о том, что административным ответчиком не приняты данные Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве, устанавливающего минимальную месячную тарифную ставку рабочих первого разряд в организациях коммунального водоснабжения и водоотведения в размере 10303 рублей, основанием для выводов об ошибочности выбранного РСТ подхода являться не могут, поскольку пунктом 4.1 коллективного договора КГУП «Камчатский водоканал» на 2017-2019 годы базовая месячная ставка рабочих первого разряда установлена в размере 6779 рублей (т.3 тарифного дела). Подтверждающих документов, свидетельствующих об увеличении указанной ставки не представлено.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют, что административным ответчиком правомерно использовались данные о размере фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, сопоставленные с данными о фондах оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен, являющихся следующим приоритетным источником сведений согласно пункту 17 Методических указаний .

При таких обстоятельствах не имеется оснований для признания оспариваемого Постановления РСТ несоответствующим нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.

Также судом отмечается, что согласно пункту 15 Основ ценообразования в случае, если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Поскольку КГУП «Камчатский водоканал» осуществляет деятельность первый год нового долгосрочного периода регулирования, документально подтвержденные расходы, не включенные административным ответчиком в необходимую валовую выручку общества на 2019 год, могут быть учтены РСТ в последующие годы долгосрочного периода регулирования.

Заявленные административным истцом разногласия с РСТ в части списочной численности персонала предприятия и размера фонда оплаты труда являлись предметом рассмотрения ФАС России в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2018 года № 533, им дана надлежащая оценка Комиссией ФАС России по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, оснований не согласиться с которой у суда не имеется, требования КГУП «Камчатский водоканал» были частично удовлетворены в части увеличения штатных единиц контролёров и единиц абонентского отдела, и, соответственно, расходов на оплату труда основного производственного и административно-управленческого персоналов.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку судом не установлено несоответствие оспариваемого Постановления РСТ указанным выше нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, административный иск КГУП «Камчатский водоканал» о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 13 декабря 2018 года «Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП «Камчатский водоканал» потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы» удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного искового заявления краевому государственному унитарному предприятию «Камчатский водоканал» к Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 13 декабря 2018 года «Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП «Камчатский водоканал» потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы» в части исключения из тарифа водоснабжения расходов на фонд оплаты труда и отчисления на социальные нужды отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Камчатский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 10 марта 2022 года.

Председательствующий О.В. Чаднов