НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Калязинского районного суда (Тверская область) от 29.07.2019 № 2-260/19

Дело № 2-260/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Калязинский районный суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Чистохиной Е.С.

с участием старшего помощника прокурора Калязинского района Тверской области Вязовых М.А.,

ответчика - представителя МОУ ГООШ Бакалягиной О.М.,

при секретаре Кузнецовой Р.И.,

рассмотрев 29 июля 2019 года в г.Калязин в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калязинского района Тверской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению Городская основная общеобразовательная школа о признании незаконным бездействие учреждения по не приведению Устава в соответствие с федеральным законодательством и возложении обязанности привести в соответствие Устав образовательного учреждения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Калязинского района обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению Городская основная общеобразовательная школа (далее МОУ «ГООШ») о признании незаконным бездействие учреждения по не приведению Устава в соответствие с федеральным законодательством и возложении обязанности привести в соответствие Устав образовательного учреждения.

В судебном заседании старший помощник прокурора Калязинского района Тверской области Вязовых М.А. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что прокуратурой Калязинского района проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части соответствия правовых актов образовательного учреждения федеральному законодательству в МОУ «ГООШ», в ходе которой было установлено, что устав ответчика не соответствует требованиям федерального законодательства, просит признать незаконным бездействие МОУ «ГООШ» по неприведению Устава в соответствие с федеральным законодательством, обязать ответчика привести в соответствии Устав образовательного учреждения, а именно: в п. 12.16 Устава предусмотреть ответственность собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам бюджетного учреждения; указать в Уставе срок полномочий директора; пункт 11.4 Устава дополнить преступления против мира и безопасности человечества; исключить из п. п. 17.6 Устава право родителей вносить добровольные пожертвования и целевые взносы для развития Учреждения; в п. 11.2 Устава установить, что при заключении трудового договора, предъявляется, в том числе документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа; в п. 17.1 Устава указать, что участниками образовательных отношений являются обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность; добавить в раздел компетенция образовательного учреждения пункт о поощрении обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Просит принять отказ от требований в части, а именно : в п. 17.10 Устава предусмотреть такое основание прекращения трудового договора с педагогическим работником как достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности; установить срок исполнения требований прокурора до 01 декабря 2019 года.

Представитель ответчика – МОУ «ГООШ» Бакалягина О.М. в судебном заседании с измененными исковыми требованиями согласилась.

Исследовав материалы дела, заслушав старшего помощника прокурора Калязинского района Тверской области Вязовых М.А., представителя ответчика, суд приходит к следующему:

Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании)

образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктами 1.5, 12.1 Устава МОУ «ГООШ», принятого общим собранием коллектива 27.10.2015 года (далее - Устав), предусмотрено, что учредителем МОУ «ГООШ» является муниципальное образование «Калязинский район». Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией Калязинского района в лице Муниципального органа управления образованием Калязинского района. Собственником имущества бюджетного учреждения является муниципальное образование «Калязинский район».

Пунктами 1 и 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Частью 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) установлено, что Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения.

В соответствии с ч.3 ст. 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4-6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

В соответствии с п. 5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

Однако пунктом 12.16 Устава предусмотрено, что собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения, что противоречит вышеуказанному законодательству.

Статья 35 Закона об образовании содержат перечень обязательной информации, которая должна содержаться в уставе образовательной организации, а именно: тип образовательной организации; учредитель или учредители образовательной организации; виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; структура и компетенция органов управления образовательной организаций, порядок их формирования и соки полномочий.

Вместе с тем, анализ устава МОУ «ГООШ» свидетельствует об отсутствии предусмотренных Законом об образовании положений, а именно не установлен срок полномочий директора.

В соответствии со ст. 331 Трудового кодекса Российской Федерации к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие или, имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

В нарушение требований закона пунктом 11.4 Устава предусмотрено, что к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

Таким образом, уставом образовательного учреждения незаконно расширен перечень лиц, имеющих право заниматься педагогической деятельностью.

В нарушение ст. 44 Закона об образовании в п. 17.6 Устава прописано, что родители имеют право вносить добровольные пожертвования и целевые взносы для развития Учреждения.

Пунктом 3 части 1 статьи 65 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены документы, предъявляемые при заключении трудового договора, в том числе документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа.

Однако в п. 11.2 Устава предусмотрено предъявление исключительно страхового свидетельства государственного пенсионного фонда.

Согласно п. 31 ст. 2 Закона об образовании участниками образовательных отношений являются обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Вместе с тем, п. 17.1 Устава указано, что участниками образовательной деятельности являются обучающиеся, их родители (лица их заменяющие), педагогические работники.

Помимо этого, в нарушение п. 10.1 Закона об образовании в раздел компетенции образовательного учреждения не включено поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Прокуратурой Калязинского района Тверской области была проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части соответствия правовых актов образовательного учреждения федеральному законодательству в МОУ «ГООШ», в ходе которой было установлено, что устав ответчика не соответствует требованиям федерального законодательства.

Таким образом, МОУ «ГООШ» действительно нарушены права неопределенного круга лиц.

На основании ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В части внесения изменений в пункт 17.10 Устава прокурор Калязинского района Тверской области отказался от исковых требований.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ суд принимает отказ истца от иска, поскольку данный отказ не противоречит требованиям закона, не ущемляет прав и законных интересов других лиц.

В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска.

Прокурор Калязинского района Тверской области отказался от части исковых требований, подтвердив такой свой отказ письменно, что является результатом распорядительных действий направленных на прекращение спора в части.

Следовательно, после начала рассмотрения дела возникли обстоятельства, не позволяющие разрешить дело по существу.

Таким образом, отказ прокурора Калязинского района Тверской области от части исковых требований в связи с добровольным их исполнением не нарушает ничьих прав и не противоречит закону, такой отказ никем не оспорен, внесен в протокол судебного заседания.

Последствия отказа от части заявленного иска и прекращение производства по делу в этой части соответствии со ст.ст. 220, 221 ГПК РФ разъяснены и понятны.

Учитывая, что отказ от части иска не противоречит закону и не нарушает прав и интересов иных лиц, у суда имеются основания для принятия отказа от части исковых требований и прекращения производства по делу в этой части.

С учётом установленных обстоятельств и выше приведённых правовых норм, а также отсутствия возражений ответчика, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования прокурора Калязинского района Тверской области частично.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Калязинского района Тверской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению Городская основная общеобразовательная школа о признании незаконным бездействие учреждения по не приведению Устава в соответствие с федеральным законодательством и возложении обязанности привести в соответствие Устав образовательного учреждения – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Муниципального образовательного учреждения Городская основная общеобразовательная школа по неприведению Устава в соответствие с федеральным законодательством.

Обязать Муниципальное образовательное учреждение Городская основная общеобразовательная школа в срок до 01 декабря 2019 года привести в соответствии Устав образовательного учреждения:

- в п. 12.16 Устава предусмотреть ответственность собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам бюджетного учреждения;

-указать в Уставе срок полномочий директора;

-пункт 11.4 Устава дополнить преступления против мира и безопасности человечества;

- исключить из п. п. 17.6 Устава право родителей вносить добровольные пожертвования и целевые взносы для развития Учреждения;

-в п. 11.2 Устава установить, что при заключении трудового договора, предъявляется, в том числе документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа;

-в п. 17.1 Устава указать, что участниками образовательных отношений являются обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;

- добавить в раздел компетенция образовательного учреждения пункт о поощрении обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Принять отказ прокурора Калязинского района Тверской области от части исковых требований к Муниципальному образовательному учреждению Городская основная общеобразовательная школа о признании незаконным бездействие учреждения по не приведению Устава в соответствие с федеральным законодательством и возложении обязанности привести в соответствие Устав образовательного учреждения, а именно : в п. 17.10 Устава предусмотреть такое основание прекращения трудового договора с педагогическим работником как достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности, производство по гражданскому делу в этой части исковых требований прекратить.

Разъяснить сторонам, что в соответствии со ст. 221 ГПК РФ, повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Калязинский районный суд Тверской области в течение одного месяца со дня его вынесения.

Судья