НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Калужского областного суда (Калужская область) от 07.12.2021 № А-7-21-883/2021

Судья Белов В.С. Дело № А-7-21-883/2021

РЕШЕНИЕ

город Калуга 7 декабря 2021 года

Судья Калужского областного суда Боярищева Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Давиденко А.В. по доверенности Васепченкова И.С. на решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 14 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «АгроСАД» Давиденко Артема Владимировича,

УСТАНОВИЛ:

постановлением о назначении административного наказания от 11 мая 2021 года № 4011210910012940003, вынесенным начальником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Калужской области ФИО1, руководитель юридического лица – директор общества с ограниченной ответственностью «АгроСАД» (далее по тексту – ООО «АгроСАД») Давиденко А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Калужской области ФИО2 от 16 июля 2021 года № 63-11/0599-3Г постановление о назначении административного наказания от 11 мая 2021 года № 4011210910012940003 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «АгроСАД» Давиденко А.В. оставлено без изменения.

Указанные постановление и решение должностных лиц налоговых органов были обжалованы защитником в интересах Давиденко А.В. в районный суд.

Решением судьи Калужского районного суда Калужской области от 14 сентября 2021 года постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Калужской области от 11 мая 2021 года № 4011210910012940003 и решение заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Калужской области от 16 июля 2021 года № 63-11/0599-3Г, вынесенные в отношении директора ООО «АгроСАД» Давиденко А.В., оставлены без изменения.

В жалобе, адресованной в Калужский областной суд, защитник Давиденко А.В. по доверенности от 3 сентября 2020 года Васепченков И.С. решение судьи районного суда от 14 сентября 2021 года по жалобе на решение вышестоящего должностного лица налогового органа от 16 июля 2021 года и постановление о назначении административного наказания от 11 мая 2021 года № 4011210910012940003 в отношении директора ООО «АгроСАД» Давиденко А.В. отменить.

В судебное заседание 7 декабря 2021 года лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - директор ООО «АгроСАД» Давиденко А.В. и/или его защитник по доверенности Васепченков И.С. не явились, о дате, месте и времени судебного заседания указанные лица извещались надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания ими заявлено не было.

От исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Калужской области ФИО3 в адрес областного суда поступили возражения на жалобу защитника Васепченкова И.С., а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.

Изучив представленные материалы дела и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно подпунктам «б», «в» пункта 6 и подпункта «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резидентами Российской Федерации являются постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях». Нерезидентами являются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части.

К валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (подпункт «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

В силу требований части 2 статьи 14 вышеназванного Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

В этой же статье приведен перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты в иностранной валюте и валюте Российской Федерации, в том числе физическим лицам - нерезидентам, без использования банковских счетов в уполномоченных банках. Данный перечень является исчерпывающим; выплата таким резидентом заработной платы физическому лицу - нерезиденту наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, в указанный перечень исключений не входит.

Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения директора ООО «АгроСАД» Давиденко А.В. к административной ответственности по настоящему делу) за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как следует из представленных материалов дела об административном правонарушении и не оспаривается заявителем в жалобе, в 2019 году ООО «АгроСАД» (место нахождения юридического лица: <...>) в лице директора Давиденко А.В. были заключены трудовые договоры с иностранными гражданами.

Так, 11 апреля 2019 года между ООО «АгроСАД» и гражданином Республики Узбекистан ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключен трудовой договор № 3, согласно которому последний принимается на работу в качестве рабочего зеленого хозяйства, размер оклада работника составляет 25 000 рублей в месяц, при заключении договора названным работником предъявлен патент, выданный 9 апреля 2019 года Управлением по вопросам миграции УМВД России по Калужской области.

11 апреля 2019 года между ООО «АгроСАД» и гражданином Республики Узбекистан ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключен трудовой договор № 5, согласно которому последний принимается на работу в качестве рабочего зеленого хозяйства, размер оклада работника составляет 25 000 рублей в месяц, при заключении договора названным работником предъявлен патент, выданный 10 апреля 2019 года Управлением по вопросам миграции УМВД России по Калужской области.

11 апреля 2019 года между ООО «АгроСАД» и гражданином Республики Узбекистан ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключен трудовой договор № 6, согласно которому последний принимается на работу в качестве рабочего зеленого хозяйства, размер оклада работника составляет 25 000 рублей в месяц, при заключении договора названным работником предъявлен патент, выданный 10 апреля 2019 года Управлением по вопросам миграции УМВД России по Калужской области.

11 апреля 2019 года между ООО «АгроСАД» и гражданином Республики Узбекистан ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключен трудовой договор № 7, согласно которому последний принимается на работу в качестве рабочего зеленого хозяйства, размер оклада работника составляет 25 000 рублей в месяц, при заключении договора названным работником предъявлен патент, выданный 10 апреля 2019 года Управлением по вопросам миграции УМВД России по Калужской области.

11 апреля 2019 года между ООО «АгроСАД» и гражданином Республики Узбекистан ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключен трудовой договор № 12, согласно которому последний принимается на работу в качестве рабочего зеленого хозяйства, размер оклада работника составляет 25 000 рублей в месяц, при заключении договора названным работником предъявлен патент, выданный 9 апреля 2019 года Управлением по вопросам миграции УМВД России по Калужской области.

11 апреля 2019 года между ООО «АгроСАД» и гражданином Республики Узбекистан ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключен трудовой договор № 13, согласно которому последний принимается на работу в качестве рабочего зеленого хозяйства, размер оклада работника составляет 25 000 рублей в месяц, при заключении договора названным работником предъявлен патент, выданный 10 апреля 2019 года Управлением по вопросам миграции УМВД России по Калужской области.

16 апреля 2019 года между ООО «АгроСАД» и гражданином Республики Узбекистан ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключен трудовой договор № 23, согласно которому последний принимается на работу в качестве рабочего зеленого хозяйства, размер оклада работника составляет 25 000 рублей в месяц, при заключении договора названным работником предъявлен патент, выданный 12 апреля 2019 года Управлением по вопросам миграции УМВД России по Калужской области.

16 апреля 2019 года между ООО «АгроСАД» и гражданином Республики Узбекистан ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключен трудовой договор № 25, согласно которому последний принимается на работу в качестве рабочего зеленого хозяйства, размер оклада работника составляет 25 000 рублей в месяц, при заключении договора названным работником предъявлен патент, выданный 11 апреля 2019 года Управлением по вопросам миграции УМВД России по Калужской области.

14 мая 2019 года между ООО «АгроСАД» и гражданином Республики Узбекистан ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключен трудовой договор № 33, согласно которому последний принимается на работу в качестве рабочего зеленого хозяйства, размер оклада работника составляет 25 000 рублей в месяц, при заключении договора названным работником предъявлен патент, выданный 8 мая 2019 года Управлением по вопросам миграции УМВД России по Калужской области.

26 сентября 2019 года работодателем произведен наличный расчет по заработной плате с вышеназванными работниками, являющимися иностранными гражданами, путем выплаты им на основании подписанных директором ООО «АгроСАД» Давиденко А.В. расходного кассового ордера от 26 сентября 2019 года № 25 и платежной ведомости от 26 сентября 2019 года № 98 за расчетный период с 1 по 30 сентября 2019 года наличных денежных средств на общую сумму в размере более 321000 рублей. При этом ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО10, ФИО8, ФИО12,ФИО11, ФИО9 с заявлениями о выдаче вида на жительство на территории Калужской области в установленном законом порядке не обращались, что свидетельствует о том, что они являются нерезидентами.

Тем самым произведенная ООО «АгроСАД» выплата заработной платы в сентябре 2019 года иностранным гражданам ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО10, ФИО8, ФИО12,ФИО11, ФИО9 наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, является валютной операцией, совершенной с нарушением требований статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Давиденко А.В. протокола об административном правонарушении от 21 апреля 2021 года № 40112109100129400002, а также последующего вынесения постановления о назначении административного наказания от 11 мая 2021 года № 40112109100129400003, которым директор ООО «АгроСАД» как должностное лицо, ответственное за соблюдение обществом валютного законодательства, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

14 сентября 2021 года суд первой инстанции по результатам рассмотрения жалобы в интересах лица, в отношении которого ведется производство по настоящему делу об административном правонарушении, на постановление о назначении административного наказания от 11 мая 2021 года и решение вышестоящего должностного лица налогового органа от 16 июля 2021 года признал верными содержащиеся в этих актах выводы о доказанности вины директора ООО «АгроСАД» Давиденко А.В. в совершении административного правонарушения, а также указал на правильность квалификации его действий по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований не согласиться с данными выводами не имеется.

Доводы жалобы со ссылкой на положения Трудового кодекса Российской Федерации об отсутствии обязанности иностранного работника открыть банковский счет для получения заработной платы от юридического лица - резидента, в связи с чем выдача заработной платы работодателем иностранному работнику путем наличного расчета не противоречит требованиям действующего законодательства, основаны на неверном толковании законодательства.

Согласно части 5 статьи 11 Трудового Кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Поскольку в рассматриваемом случае работники ООО «АгроСАД» ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО10, ФИО8, ФИО12,ФИО11, ФИО9 как граждане иностранного государства, не имеющие вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являлись нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением специальных норм Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». При этом положения указанного Федерального закона не содержат исключений в части расчетов при осуществлении валютных операций юридическими лицами - резидентами при заключении соответствующих трудовых договоров в отношении какой-либо категории иностранных граждан.

Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев осуществления юридическими лицами - резидентами расчетов с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и наличной иностранной валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках, к которым выплата заработной платы работнику - нерезиденту не относится, в том числе и при отсутствии в трудовом договоре условия о перечислении заработной платы работнику - нерезиденту на его банковский счет.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Выводы о том, что вышеуказанные действия Давиденко А.В., являющегося руководителем юридического лица и не принявшего меры по надлежащему соблюдению ООО «АгроСАД» валютного законодательства, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными.

Наличие в действиях руководителя ООО «АгроСАД» состава вмененного административного правонарушения доводами жалобы не опровергается.

Приведенные фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, факт выплаты ООО «АгроСАД» заработной платы в валюте Российской Федерации иностранным гражданам (нерезидентам) путем наличного расчета, минуя банковские счета в уполномоченном банке, в нарушение требований части 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» ни самим Давиденко А.В., ни его защитниками в ходе производства по делу об административном правонарушении не оспаривался.

Утверждения о наличии процессуальных нарушений, допущенных при производстве по делу об административном правонарушении и выразившихся в вынесении постановления о назначении административного наказания в отсутствие Давиденко А.В., не могут повлечь удовлетворение жалобы, поскольку должностным лицом налоговой службы были приняты необходимые меры для извещения Давиденко А.В. о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

Так, согласно материалам дела копия протокола об административном правонарушении, в котором содержалось уведомление о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Давиденко А.В., была направлена в адрес лица, привлекаемого к административной ответственности - директора ООО «АгроСАД» Давиденко А.В., посредством направления на адрес электронной почты Давиденко А.В.: Art3031@yandex.ru, имеющий статус подтвержденного адреса в личном кабинете налогоплательщика; согласно автоматическому уведомлению указанное письмо было успешно доставлено адресату (том 1 л.д. 135-137). Копия протокола об административном правонарушении была направлена в адрес Давиденко А.В. по месту его жительства и посредством почтовой связи, однако данная корреспонденция адресатом получена не была и возвращена отправителю, что подтверждается сведениями из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 80093859437703 с официального сайта ФГУП «Почта России» (том 1 л.д. 131, 133-134). Кроме того, соответствующее уведомление о месте и времени рассмотрения дела было направлено по адресу проживания Давиденко А.В. путем отправления телеграммы через пользовательский сервис «Телеграфф Онлайн»; согласно сообщению оператора телеграмма доставлена адресату не была, поскольку квартира закрыта, а сам адресат по извещению за телеграммой не является (том 1 л.д. 138-144, 148-149).

11 мая 2021 года Давиденко А.В. на рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в налоговую службу не явился, в связи с чем в соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело было рассмотрено в его отсутствие.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Давиденко А.В. был осведомлен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом налоговой службы, имел возможность явиться на его рассмотрение и дать объяснения по обстоятельствам дела, тем самым реализовать свое право на участие в рассмотрении дела, однако данным правом он не воспользовался.

Доводы жалобы защитника Васепченкова И.С. о том, что налоговым органом не было рассмотрено ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства Давиденко А.В., нельзя признать обоснованными, поскольку в материалах дела такое ходатайство отсутствует.

Административное наказание назначено директору ООО «АгроСАД» Давиденко А.В. в минимальном размере административного штрафа, установленного для должностных лиц санкцией части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения и данных о личности виновного.

Назначенное административное наказание полностью соответствует требованиям статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и отвечает целям и задачам законодательства об административных правонарушениях. При этом оснований полагать, что должностным лицом налогового органа при решении вопроса о виде и размере назначаемого Давиденко А.В. административного наказания не были учтены необходимые обстоятельства дела, как и о назначении Давиденко А.В. несправедливого наказания вследствие его чрезмерной суровости, не имеется.

Доводы жалобы относительно наличия оснований для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и замены назначенного Давиденко А.В. административного штрафа на предупреждение не могут быть признаны состоятельными.

Анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены административного штрафа на предупреждение в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц, которая в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от совершенного правонарушения, а в пренебрежительном отношении руководителя ООО «АгроСАД», имевшего возможность для соблюдения требований валютного законодательства, но не принявшего все зависящие от него меры по их соблюдению, к установленному Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» для резидентов Российской Федерации порядку совершения расчетов по валютным операциям с иностранными гражданами - нерезидентами, а также в угрозе безопасности государства. При отсутствии совокупности всех обстоятельств, перечисленных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.

Оснований для признания совершенного Давиденко А.В. правонарушения малозначительным и освобождения должностного лица от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопреки доводам жалобы, также не имеется. Характер совершенного правонарушения, объект посягательства и существенность угрозы общественным отношениям по соблюдению валютного законодательства не позволяют отнести совершенное в настоящем случае правонарушение к категории малозначительных, в том числе с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену либо изменение вынесенного судьей районного суда решения, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Порядок и установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях двухлетний срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел соблюдены.

Нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусмотренных им процессуальных требований, в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «АгроСАД» Давиденко А.В. допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 14 сентября 2021 года в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «АгроСАД» Давиденко Артема Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника – без удовлетворения.

Судья Е.О. Боярищева