НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Калтанского районного суда (Кемеровская область) от 31.12.9999 № 2-101/2014

  Дело № 2-101/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

... ДД/ММ/ГГ,

Судья Калтанского районного суда ... Подарилов В.И.,

при секретаре Сидоровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению М. к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда России в ... (далее ГУ - УПФР в ...)о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, о включении периода прохождения службы в рядах Советской Армии в специальный трудовой стаж, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, о взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

М. обратился в суд с иском к ГУ - УПФР в ..., просит признать решение Комиссии по пенсионным вопросам ГУ - УПФР в ... от ДД/ММ/ГГ № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, незаконным. Обязать ГУ - УПФР в ... включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. как проработавшему на подземных работах по добыче угля не менее 25 лет, период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ (1 год 11 месяцев 11 дней). Назначить досрочную трудовую пенсию с даты подачи заявления о ее назначении с ДД/ММ/ГГ года. Взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей, за составление искового заявления 3000 рублей, за оформление нотариальной доверенности 1000 рублей, за услуги представителя в суде 12000 рублей.

Свои требования мотивирует тем, что он ДД/ММ/ГГ обратился в Управление ПФР в городе Калтан с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по пп.11п.1 ст.27 ФЗ № 173 -ФЗ от ДД/ММ/ГГ «О трудовых пенсиях», согласно которого лица, независимо от возраста непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а рабочим ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет. Решением комиссии Управления Пенсионного Фонда в ... по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД/ММ/ГГ за № ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа. При исчислении специального стажа Управлением Пенсионного Фонда в ... не был включен в специальный стаж период службы по призыву в рядах Советской армии с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ года. Ответчик полагает, что подземный стаж на соответствующих видах работ, дающий ему право на назначение досрочной трудовой пенсии составляет не 25 лет, а составляет 23 года 5 месяцев 20 дней, не включив в специальный стаж службу по призыву, и отказал в назначении ему пенсии. Указанное решение комиссии Управления Пенсионного Фонда в ... он считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Специальный стаж, дающий право на пенсию независимо от возраста в соответствии со ст. ДД/ММ/ГГ Федерального Закона от ДД/ММ/ГГ № - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», который ответчиком не оспаривается, составляет 23 года 5 месяцев 20 дней. Он проходил военную службу по призыву в вооруженных силах СССР с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ года, что подтверждается военным билетом НА № 7330493. Согласно сведений трудовой деятельности по пенсионному фонду период военной службы по призыву включен ответчиком в общий трудовой стаж. Руководствуется пп. 11 пункта 1 ст. 27, п. 9 ст. 30 Федерального закона от ДД/ММ/ГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Он полагает, что период прохождения службы в рядах Вооруженных сил СССР подлежит включению в специальный стаж в подземных условиях в календарном исчислении, поскольку приходится на время действия постановления Совета Министров СССР от ДД/ММ/ГГ № «Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», в соответствии с п. 109 которого, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпунктах «к» (служба в составе Вооруженных Сил СССР) и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Таким образом, отказ ответчика является незаконным, на период прохождения военной службы по призыву с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ года, действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы, при том, что он до и после прохождения службы в Вооруженных силах СССР был занят на подземной работе, а именно, до увольнения в ряды Советской Армии работал подземным электрослесарем на шахте «Шушталепская» ПО «Южкузбассуголь». Он считает, что подлежит включению в льготный стаж спорный период службы в рядах вооруженных сил Российской Федерации с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ года, поскольку спорный период относиться к периодам деятельности до ДД/ММ/ГГ, то есть до установления нового правового регулирования, на момент обращения он имеет стаж более 2/3 стажа работы по специальности на подземных работах. Руководствуется Конституцией РФ, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД/ММ/ГГ №2-П. При таких обстоятельствах, полагает, что решение об отказе во включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода службы в рядах Вооруженных сил СССР в календарном исчислении незаконно, его специальный стаж (на подземных работах) на момент конвертации (преобразования) пенсионных прав составляет 23 год 5 месяцев 20 дней (исчисленный ПФР) + 1 год 11 месяцев 18 дней (Служба в Армии) = 25 лет 5 мес.18 дней. Таким образом, период его службы в Вооруженных Силах СССР с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ при календарном исчислении стажа, составляющий 1 год 11 месяцев 11 дней, должен быть включен в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»., при включении данного стажа на ДД/ММ/ГГ (день обращения за назначением пенсии) он имеет необходимый стаж, который должен составлять не менее 25 лет, для назначения досрочной пенсии.

В судебное заседание истец М. не явился, о месте и времени рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в суд направил представителя.

Представитель истца М. Колмагорова М.В., представившая нотариальную доверенность от ДД/ММ/ГГ года, исковые требования М. поддержала в полном объеме, просит их удовлетворить, признать решение Комиссии по пенсионным вопросам ГУ - УПФР в ... от ДД/ММ/ГГ № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, незаконным. Обязать ГУ - УПФР в ... включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. как проработавшему на подземных работах по добыче угля не менее 25 лет, период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ (1 год 11 месяцев 11 дней). Назначить досрочную трудовую пенсию с даты подачи заявления о ее назначении с ДД/ММ/ГГ года. Взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей, за составление искового заявления 3000 рублей, за оформление нотариальной доверенности 1000 рублей, за услуги представителя в суде 12000 рублей, дала пояснения, аналогичные исковому заявлению.

Представитель ответчика ГУ - УПФР в ... Табуева К.В., представившая доверенность от ДД/ММ/ГГ года, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований М., пояснила, что согласно пп.11 п.1 ст. 27 Федерального закона РФ от ДД/ММ/ГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых независимо от их возраста, если они проработали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий, если они проработали на таких работах не менее 20 лет. Исчисление стажа работы, дающей право на досрочную пенсию также производится в соответствии с пп. 11 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от ДД/ММ/ГГ При установлении досрочной трудовой пенсии применяется Список работ и профессий, дающей право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от ДД/ММ/ГГ № 481, в который включены профессии и должности, работа в которых дает право на пенсию при условии занятости на этих работах не менее 25 лет, Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, ст.28 ФЗ № «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД/ММ/ГГ № 516. Пункт 15 Правил № предусматривает, что при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости, независимо от возраста при наличии не менее 25 лет, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного пп. 11 п.1 ст. 27 № - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке: должности и профессии, предусмотренные Списком работ и профессий по № постановлению учитываются календарно; каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин берется 1 год работы как 1 год и 3 месяца; каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком № производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров СССР от ДД/ММ/ГГ № в стаж работы засчитывается 1 год работы как за 9 месяцев. Согласно трудовой книжки М. не зачли в специальный стаж работы период службы в рядах Советской Армии с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ (1г. 11 м. 11 д.), поскольку законодательно возможность включения периодов военной службы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не предусмотрена. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от ДД/ММ/ГГ № 1173, армия приравнивалась к специальному стажу работы, а с принятием Закона Совета Министров РСФСР «О государственных пенсиях» от ДД/ММ/ГГ № 340-1, службу в армии из специального стажа исключили. Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от ДД/ММ/ГГ N 14-0 и от ДД/ММ/ГГ N 90-О отметил, что решение законодателя не включать в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушением требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не должны уплачиваться, и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования. В период службы в Армии действовал закон СССР от ДД/ММ/ГГ «О государственных пенсиях» согласно пп. «к» п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от ДД/ММ/ГГ № 590, Служба в льготных размерах приравнивается по выбору обратившегося за пенсией к работе, которая предшествовала службе, либо следовала за нею. Служба в составе Вооруженных Сил приравнивается к работе, указанной только в Списках № и № 2. М. до армии и после армии работал по Списку № 1, в связи с этим, каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком № 1, засчитывается 1 год работы как за 9 месяцев, т.е. в льготный стаж возможно включить только 9 месяцев за каждый год службы в Армии. Таким образом, на дату подачи заявления о назначении пенсии по старости, т.е. на ДД/ММ/ГГ специальный стаж работы истца составляет 23 года 5 месяца 20 дней.

Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, представленные доказательства в их совокупности, считает, что исковые требования М. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения.

Согласно ст. 39 ч. 1 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных законом.

Согласно ст. 55 ч. 3 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав, и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

На момент обращения истца в ГУ-УПФР в ... правоотношения по назначению трудовой пенсии регулировались ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», от ДД/ММ/ГГ № 173-ФЗ, вступившим в действие с ДД/ММ/ГГ г., который предусматривает основания возникновения и порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии и, закрепляя в качестве условия назначения трудовой пенсии достижение пенсионного возраста, устанавливает также порядок сохранения и конвертации ранее приобретенных прав, в том числе право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергался неблагоприятному воздействию разных факторов, обусловленных спецификой и характером работы.

Согласно пп.11 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД/ММ/ГГ № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7, лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.

Постановлением Правительства РФ от ДД/ММ/ГГ № утверждены «Списки работ, профессий, должностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно определения Конституционного Суда РФ от ДД/ММ/ГГ № 84-О законодатель вправе определить как общие условия назначения пенсии, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Установление для определенной категории лиц льготных условий назначения трудовой пенсии по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Согласно ст. 27 п. 2 указанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД/ММ/ГГ № «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинета Министров СССР, Совета Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в том числе при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, - Список № производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от ДД/ММ/ГГ № 10. При этом время выполнявшихся до ДД/ММ/ГГ работ, предусмотренных Списком № производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от ДД/ММ/ГГ № (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными вышеуказанным Списком, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от ДД/ММ/ГГ № 10.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что М. обратился в ГУ-УПФР в городе Калтане с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД/ММ/ГГ - ДД/ММ/ГГ года, что подтверждается копией паспорта (л.д.20), заявлением о назначении пенсии (л.д. 30-31).

Решением Комиссии Управления ПФР в городе Калтане по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД/ММ/ГГ № М. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 11 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с недостаточностью специального стажа, который согласно расчета к моменту его обращения за назначением пенсии составил 23 года 5 месяцев 20 дней (протокол УПФР в ... - л.д.9-11, решение об отказе в установлении пенсии- л.д. 12).

Суд установил, что в период с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ (1 год 11 месяцев 11 дней) истец находился на службе в Вооруженных силах СССР, при этом, перед службой в рядах Советской Армии и после ее прохождения, он работал на Шахте «Шушталепская» электрослесарем подземным 3 разряда (с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ года, и с ДД/ММ/ГГ года), что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. 13-19), данными о стаже (л.д. 27-29), справкой № начальника отдела Военного комиссариата ... (л.д. 25), военным билетом (л.д. 21).

Ответчик невключение в льготный стаж периода прохождения истцом военной службы по призыву мотивирует тем, что одним из условий для включения в стаж, дающий право на пенсию по старости, предусмотренную ст. 27 п. 1 пп. 11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД/ММ/ГГ № 173-ФЗ, является занятость в течение полного рабочего дня на подземных и открытых горных работах. Принимая во внимание, что при прохождении военной службы по призыву истец не выполнял указанные работы, действующее в период военной службы истца по призыву правовое регулирование не предусматривало возможности зачета такой деятельности в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет, а действующее в настоящее время пенсионное законодательство не предусматривает возможность включения службы в армии по призыву в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую по подпункту 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД/ММ/ГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ответчик период прохождения истцом службы в армии в льготный стаж не включает. Кроме того, ответчик считает, что в случае включения периода службы в Вооруженных силах СССР в льготный стаж, исчислять необходимо из расчета 1 год службы в Армии за 9 месяцев работы в соответствии с п. 15 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД/ММ/ГГ № 516.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД/ММ/ГГ № 2-П со ссылкой на Постановление от ДД/ММ/ГГ № 8-П и Определение от ДД/ММ/ГГ № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Согласно п. 109 п.п. «к» «Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от ДД/ММ/ГГ № 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совета Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Пребывание военнослужащего в плену засчитывается в стаж работы в установленном порядке. При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт «в» пункта 16) периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Спорный период службы в армии по действующему на тот период законодательству включался в специальный стаж при определении права на пенсию на льготных условиях, поскольку в период прохождения истцом действительной военной службы в Вооруженных силах СССР с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от ДД/ММ/ГГ № 590, в соответствии с п. 109 которого предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

При этом, судом установлено, что как до призыва на действительную военную службу в Советскую Армию, так и после демобилизации из ее рядов, истец выполнял работу на угледобывающем предприятии Шахта «Шушталепская» электрослесарем подземным 3 разряда (с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ года, и с ДД/ММ/ГГ года). Указанные периоды включены ответчиком в специальный стаж работы истца на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых в неведущих профессиях в соответствии с пп.11 п.1 ст. 27 ФЗ от ДД/ММ/ГГ №173-ФЗ в календарном исчислении.

Таким образом, действовавшее в период прохождения истцом службы в рядах Советской Армии правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его права в области пенсионного обеспечения.

Поскольку период прохождения службы истца в рядах Советской Армии имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, то он подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, иное толкование противоречило бы положениям ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ и правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда РФ от ДД/ММ/ГГ № 2-П и от ДД/ММ/ГГ № 8-П, а также в Определении Конституционного Суда РФ от ДД/ММ/ГГ № 320-О, повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, доводы ответчика в той части, что действующее в настоящее время пенсионное законодательство не предусматривает возможность включения службы в армии по призыву в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую по подпункту 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД/ММ/ГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», суд признает несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Также не основаны на законе доводы ответчика о необходимости исчисления периода прохождения службы в рядах Советской Армии из расчета 1 год службы в армии за 9 месяцев работы.

Так, согласно п. 5 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД/ММ/ГГ № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно п. 15 Правил, при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке: каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком № производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от ДД/ММ/ГГ № 10, - за 9 месяцев.

Правило о включении в стаж подземной работы, который необходим для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях», периода подземной работы, предусмотренной Списком № 1, прописано в виде исключения для лиц, не выработавших 25 лет подземного стажа, но имеющих его не менее 10 лет.

Однако, истец с учетом периода службы в армии, выработал 25 лет подземного стажа, следовательно, при исчислении стажа истца положения п. 15 не применяются ФЗ «О трудовых пенсиях», кроме того, периоды работы истца - предшествующий и последующий периоду службы в армии - согласно протокола заседания комиссии № от ДД/ММ/ГГ засчитаны в стаж в календарном порядке, а не 9 месяцев за каждый полный год работы. В связи с тем, что период прохождения службы в рядах Советской Армии по выбору истца приравнивается к одному их этих периодов, то исчисление стажа в период прохождения службы в рядах Советской Армии должно быть произведено также в календарном порядке.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, специальный трудовой стаж истца М., дающий ему право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ДД/ММ/ГГ года, составляет: 23 года 05 месяцев 20 дней (учитываемый и не оспариваемый ответчиком) + 01 год 11 месяцев 11 дней (служба в рядах Советской Армии с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ года) = 25 лет 05 месяцев 01 день.

Учитывая, что для назначения пенсии по ст. 27 п. 1 пп. 11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД/ММ/ГГ № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7, лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а стаж работы истца составил более 25 лет, требование истца о возложении обязанности на ответчика о назначении ему пенсии с момента обращения с заявлением, следует удовлетворить, решение ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и исключения периода прохождения службы в рядах Советской Армии с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ признать незаконным.

В соответствии с п.1 ст. 19, Федерального закона от ДД/ММ/ГГ N 173-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", следует обязать ГУ - УПФР в ... назначить М. досрочную трудовую пенсию по старости (ст. 27.1.11) с ДД/ММ/ГГ - с момента обращения с заявлением в ГУ - УПФР в ....

Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 100 ч. 1 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах

Требования истца в части возмещения ему судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей, за оформление нотариальной доверенности в размере 1000 рублей, за составление искового заявления в размере 3000 рублей, суд считает подлежащими удовлетворению, данные расходы подтверждаются материалами дела (квитанция - л.д.3,4, копия доверенности л.д. 22).

Истец просит взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 12000 рублей, что подтверждается квитанциями (л.д.4,38), соглашением об оказании юридической помощи (л.д. 39), Актом приемки оказанных услуг (л.д. 40).

С учетом времени участия представителя в судебном заседании, сложности дела, объема проделанной работы, требований разумности, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 8000 рублей.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление М. к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда России в ... о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, о включении периода прохождения службы в рядах Советской Армии в специальный трудовой стаж, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, о взыскании судебных расходов, удовлетворить частично.

Признать решение Комиссии по пенсионным вопросам Государственного учреждения Управления пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Калтане № от ДД/ММ/ГГ оботказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, незаконным.

Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда России в ... включить в специальный стаж работы М., который дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях по пп.11 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД/ММ/ГГ № 173-ФЗ, период прохождения службы в рядах Советской Армии с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ (1 год 11 месяцев 11 дней) в календарном исчислении.

Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда России в ... назначить М. досрочную трудовую пенсию по старости по пп.11 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД/ММ/ГГ № 173-ФЗ, с момента подачи заявления с ДД/ММ/ГГ года.

Взыскать с Государственного учреждения Управления пенсионного фонда России в ... в пользу М. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей, за оформление нотариальной доверенности 1000 рублей, за составление искового заявления 3000 рублей, по оплате услуг представителя за участие в суде в размере 8000 рублей, а всего взыскать 12200 рублей (двенадцать тысяч двести рублей).

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД/ММ/ГГ.

Судья: Подарилов В.И.