Дело № 2а-502/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2022 года город Уфа
Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Тухбатуллиной Л.Х.,
при секретаре Сунагатовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Биктимировой Л.Г. к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан, некоммерческой организации «Нотариальная палата Республики Башкортостан», заместителю председателя конкурсной комиссии нотариусу нотариального округа город Уфа Петкевич Г.Г., членам конкурсной комиссии нотариусу нотариального округа город Уфа Габдуллиной Р.А., нотариусу нотариального округа Белебеевский район и г.Белебей Степановой Н.Д. об оспаривании результатов конкурса на замещение вакантной должности нотариуса нотариального округа город Благовещенск и Благовещенский район,
установил:
Биктимирова Л.Г. обратилась в суд с административным иском к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан об оспаривании результатов конкурса на замещение вакантной должности нотариуса нотариального округа город Благовещенск и Благовещенский район.
Определениями суда в качестве соответчиков привлечены -некоммерческая организация «Нотариальная палата Республики Башкортостан», заместитель председателя конкурсной комиссии нотариусу нотариального округа город Уфа Петкевич Г.Г., члены конкурсной комиссии нотариус нотариального округа город Уфа Габдуллина Р.А., нотариус нотариального округа Белебеевский район и г.Белебей Степанова Н.Д.
Определениями суда в качестве заинтересованных лиц привлечены – Евстафьев А.А., Еникеев А.И., Поляков А.С., Аминов А.М., Басыйрова Д.Н., Биктимирова В.Б., Бойкова А.И., Болдырева Ю.Ю., Быстрова Н.Б., Виталина Л.Г., Гузаирова А.Б., Загидулин Р.Ф., Костылева М.В., Курбанова Р.М., Литвинцева А.Ш., Николаева О.Е., Рябова О.А., Токарева Т.С., Хасаншин М.Р., Шаймуратова Р.Р., Шагалеева Г.А., Яковлева М.В.
В обоснование иска административный истец указывает на то, что 14.07.2021 был объявлен конкурс на замещение одной вакантной должности нотариуса в нотариальном округе город Благовещенск и Благовещенский район Республики Башкортостан (далее – Конкурс).
14.09.2021 в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан состоялся первый этап конкурса – письменный экзамен, в котором истец принимала участие как претендент на указанную вакантную должность.
С результатами конкурса на замещение вакантной должности нотариуса нотариального округа город Благовещенск и Благовещенский район, истец не согласна, поскольку допущены нарушения пунктов 30, 31, 39, 42, 43, 47, 49, 54, 59 Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденного приказом Минюста России от 30.03.2018 № 63 (далее - Порядок проведения конкурса), а именно:
- конкурсная комиссия сформирована незаконно;
- после проверки документа, удостоверяющего личность, секретарем конкурсной комиссии Еникеевым А.И. каждому конкурсанту выданы уже заранее распечатанные листы, на которых указаны логин и пароль, а под ними данные конкурсанта, то есть в нарушение пункта 39 Порядка проведения конкурса была нарушена анонимность проверки результатов письменной части конкурса;
- в нарушение п. 42 Порядка проведения конкурса технический специалист Палаты Поляков А.С. находился в помещении, в котором проводился Конкурс, в отсутствие секретаря конкурсной комиссии производил какие-то действия за компьютером до начала конкурса, выходил из кабинета на 15-20 минут, он имел прямой или удаленный доступ до операционной системы, на которой установлено программное обеспечение для проведения тестирования;
- конкурсная комиссия не выставила истцу балл по показателю стаж работы в труднодоступных и малонаселенных местностях;
- в протоколе заседания конкурсной комиссии по проведению Конкурса от 14-15.09.2021 отсутствует подпись секретаря конкурсной комиссии Еникеева А.И.
- отсутствует аудиозапись и видеозапись, которая велась с камеры, принадлежащей НО «Нотариальная палата Республики Башкортостан», в нарушение п. 30 Порядка проведения конкурса;
- в нарушение п. 53 Порядка проведения конкурса конкурсной комиссией общий подсчет баллов для определения победителя был произведен с нарушением процедуры конкурса;
- настаивала на заинтересованности членов конкурсной комиссии на том основании, что ими выставлена практически максимальная оценка участнику конкурса Евстафьеву А.С. за выполнение неправильного проекта нотариального документа.
С учетом уточненных требований, просила суд:
- признать незаконным решение конкурсной комиссии, оформленное протоколом от 15 сентября 2021, о признании победителем конкурса на замещение вакантной должности нотариуса в нотариальном округе г. Благовещенск и Благовещенский район Республики Башкортостан Евстафьева А.А., с момента его принятия;
- признать незаконным приказ Управления Министерства юстиции РФ по Республике Башкортостан № 207 от 25.10.2021 о наделении Евстафьева А.А. полномочиями нотариуса нотариального округа г. Благовещенск и Благовещенский район;
- повторно провести конкурс на замещение вакантной должности нотариуса в нотариальном округе г. Благовещенск и Благовещенский район Республики Башкортостан;
В судебном заседании административный истец Биктимирова Л.Г. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске с учетом его уточнения.
В судебном заседании ответчики – представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан Хусаинов Ф.Ф., представитель некоммерческой организации «Нотариальная палата Республики Башкортостан» - Пакутин П.В., ответчик Петкевич Г.Г., представитель Габдуллиной Р.А. – Мамонтов В.К., представители Степановой Н.Д. – Варенцова Л.В., Вицке Р.А., заинтересованное лицо – Евстафьев А.А., его представители Загирова Е.А., Хайруллин А.Ш., Поляков А.С. возражали против удовлетворения исковых требований истца основаниям, указанным в письменных возражениях.
Заинтересованное лицо Поляков А.С. суду пояснил, что 14 сентября 2021 года он присутствовал в качестве технического помощника при проведении Конкурса. Обеспечивал непрерывную работу во время проведения конкурса. В случае необходимости технической помощи помогал конкурсантам (набрать логин и пароль, выданный им секретарем конкурсной комиссии), так как сдача проходит в электронном виде. Он обеспечивал бесперебойность работы компьютеров конкурсантов. Главный компьютер, отвечающий за вопросы, находится в г. Москва. Перед экзаменом выполняется процедура: сама система в автоматическом режиме создает логин и пароль, который затем распечатывается секретарем. Возможности изменить пароль не имеется. У секретаря комиссии есть логин и пароль от своей учетной записи. Перед началом экзамена вводится и настраивается информация о членах комиссии, количестве участников, а также данные конкурсантов. Компьютеры обозначены как рабочие места и им выделен интернет для подключения к сети. Членам комиссии также выдаются логин и пароль. Они садятся за те же компьютеры, на которых открывают список выполненных заданий без указания данных конкурсантов. Снизу идет оценочная шкала. После оценки проект исчезает. После того, как члены комиссии поставят оценки, выводится оценка. В логине и пароле фамилии конкурсанта не указывается. Удаленно войти на рабочее место конкурсанта невозможно.
В судебном заседании заинтересованные лица – Еникеев А.И., Биктимирова В.Б., Костылева М.В., ее представитель Ефимова А.В. исковые требования административного истца поддержали.
В судебном заседании заинтересованные лица Бойкова А.И., Загидулин Р.Ф. разрешение спора по делу оставили на усмотрение суда, подтвердили подлинность видеозаписи конкурса и отсутствие монтажа, сообщили, что логин и пароль был выдан участникам письменного экзамена секретарем конкурсной комиссии после разъяснения правил проведения первой части конкурса.
От заинтересованных лиц Аминова А.М., Басыйровой Д.Н., Биктимировой В.Б., Болдыревой Ю.Ю., Быстровой Н.Б., Виталиной Л.Г., Гузаировой А.Б., Курбановой Р.М., Литвинцевой А.Ш., Николаевой О.Е., Рябовой О.А., Токаревой Т.С., Хасаншина М.Р., Шаймуратовой Р.Р., Шагалеевой Г.А., Яковлевой М.В. поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, выслушав позицию истца, ответчиков, заинтересованных лиц, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными полномочиями или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из указанной нормы права следует, что для удовлетворения заявленных требований и признания действий и бездействия незаконным необходима не только их противоправность, но и нарушение ими прав, свобод и законных интересов заявителя, а также обязанность административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с абзацем 3 статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, сдавших квалификационный экзамен. Порядок проведения конкурса определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Порядок проведения конкурса определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 марта 2018 года № 63 утвержден Порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, согласно п. 1 которого целью конкурса является отбор на должности нотариусов лиц, имеющих профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Согласно статье 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, нотариусом в Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации: 1) получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования; 2) имеющий стаж работы по юридической специальности не менее чем пять лет; 3) достигший возраста двадцати пяти лет, но не старше семидесяти пяти лет; 4) сдавший квалификационный экзамен.
Аналогичные требования к лицам, претендующим на замещение должности нотариуса, закреплены в пункте 17 Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденного Приказом Минюста России от 30 марта 2018 года № 63.
Пунктом 18 Порядка проведения конкурса установлено, что лицо, желающее участвовать в конкурсе, подает в территориальный орган Минюста России вместе с заявлением, среди прочих документов рекомендацию нотариальной палаты.
Указанная рекомендация, согласно пункту 21 Порядка проведения конкурса, выдается нотариальной палатой на основании представленных лицом, желающим принять участие в конкурсе, заявления и документов, подтверждающих наличие юридических фактов, указываемых впоследствии в рекомендации, и имеющихся в нотариальной палате сведений.
В рекомендации отражаются в числе характеристик лица, желающего принять участие в конкурсе, стаж работы по юридической специальности, стаж работы у нотариуса или в государственной нотариальной конторе.
Как усматривается из материалов дела, 14.07.2021 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан в соответствии с абз. 3 ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, п. 12 Порядка проведения конкурса объявлен конкурс на замещение вакантной должности нотариуса в нотариальном округе г. Благовещенск и Благовещенский район Республики Башкортостан. Начало проведения конкурса назначено на 14.09.2021.
В силу п. 4 Порядка проведения конкурса представителями нотариальной палаты в конкурсной комиссии могут быть нотариусы, являющиеся членами нотариальной палаты любого субъекта Российской Федерации, имеющие стаж работы нотариусом свыше пяти лет. Председателем конкурсной комиссии является президент нотариальной палаты или вице-президент по должности.
Заместитель председателя конкурсной комиссии избирается конкурсной комиссией большинством голосов ее членов.
В случае отсутствия председателя конкурсной комиссии или прекращения полномочий председателя конкурсной комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя конкурсной комиссии до внесения Минюстом России изменений в состав конкурсной комиссии в отношении ее председателя, соответствующих требованиям абзаца второго настоящего пункта Порядка проведения конкурса.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, согласно распоряжению Министерства юстиции Российской Федерации № 206-р от 01.03.2021 года, состав конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности нотариуса утвержден в следующем составе: Евстафьева Р.И. – председатель комиссии, члены комиссии – Петкевич Г.Г., Габдуллина Р.А., Сухова И.Р., Степанова Н.Д.
При проведении конкурса 14-15 сентября 2021 состав комиссии состоял из заместителя председателя комиссии Петкевич Г.Г., членов конкурсной комиссии Габдуллиной Р.А., Степановой Н.Д.
Таким образом, вопреки доводам административного истца о незаконном составе конкурсной комиссии, ее состав был образован из числа членов, указанных в распоряжении Министерства юстиции Российской Федерации № 206-р от 01.03.2021.
Назначенный конкурс 14-15 сентября 2021 года в соответствии с Порядком проведения конкурса проводился в три этапа: письменный экзамен, рассмотрение рекомендации и индивидуальное собеседование.
К участию в конкурсе допущены 21 конкурсант, в том числе Биктимирова Л.Г. и Евстафьев А.А.
За письменный экзамен Биктимировой Л.Г. получено 22 балла, оценка рекомендаций – 8 балла, индивидуальное собеседование – 13 баллов.
Евстафьевым А.А. за письменный экзамен получено 30 баллов, оценка рекомендаций – 20 балла, индивидуальное собеседование – 29 баллов.
Согласно итоговому бюллетеню оценки конкурсантов, по результатам конкурса Биктимирова Л.Г. получила 43 балла, Евстафьев А.А. - 79 баллов, который и признан победителем.
В обоснование административного иска Биктимирова Л.Г. указала, что ответчиком допущены нарушения, связанные с процедурой проведения экзамена.
Согласно пункту 30 Порядка проведения конкурса в ходе проведения конкурса осуществляются видео- и аудиозапись. Проведение видео- и аудиозаписи обеспечивается нотариальной палатой. Полученные в ходе видеозаписи материалы являются неотъемлемой частью материалов конкурса и хранятся в территориальном органе.
В судебном заседании на обозрение сторон по запросу суда была представлена видеозапись, которая обеспечивалась нотариальной палатой. В связи с чем довод истца об отсутствии видеозаписи является необоснвоанным.
В соответствии с п. 31 Порядка проведения конкурса письменный экзамен проводится с использованием автоматизированной информационной системы Федеральной нотариальной палаты, обеспечивающей автоматизированную анонимную проверку результатов письменного экзамена в части практических задач в форме тестового задания (далее - автоматизированная информационная система).
На основании п. 39 Порядка проведения конкурса перед началом письменного экзамена конкурсант предъявляет секретарю конкурсной комиссии документ, удостоверяющий личность.
Для сдачи письменного экзамена секретарь конкурсной комиссии выдает конкурсанту логин и пароль для входа в автоматизированную информационную систему. Логин и пароль состоят из буквенно-цифрового обозначения и формируются автоматизированной информационной системой после проверки секретарем конкурсной комиссии документа, удостоверяющего личность конкурсанта.
До начала письменного экзамена секретарь конкурсной комиссии информирует конкурсантов:
о ведении видео- и аудиозаписи при проведении письменного экзамена;
о порядке сдачи письменного экзамена;
об общей продолжительности письменного экзамена;
о сроке и способах ознакомления с результатами письменного экзамена;
о сроке и способах обжалования результатов письменного экзамена.
Таким образом, пунктами 2,39 Порядка предусмотрена процедура передача конкурсантам логина и пароля секретарем конкурной комиссии, а также необходимость присутствия специалиста, обсуживающего компьютерную технику для оказания профессиональной помощи, обеспечения бесперебойной работы компьютеров и оказывавшего техническую и консультационную помощь конкурсантам в работе с автоматизированной информационной системой.
Введение пароля и логина в автоматизированную систему обеспечивает лишь доступ конкурсанта к заданиям письменного экзамена и отсчет времени доступа конкурсанта.
Доводы административного истца об участии технического специалиста во введении логина и пароля привело к нарушению принципа анонимности, несостоятельны, эти действия специалиста соответствуют требованиям, предъявляемым к процедуре приема письменного экзамена, и не повлияли на результаты письменного экзамена.
Пунктом 42 Порядка предусмотрено, что письменный экзамен проводится в помещениях, оборудованных компьютерной техникой, позволяющей формировать и доводить до каждого конкурсанта тестовое задание в режиме реального времени путем произвольной выборки.
Каждый конкурсант обеспечивается отдельным автоматизированным рабочим местом, исключающим возможность общения конкурсантов.
В помещении, в котором проводится письменный экзамен, оборудуется резервное автоматизированное рабочее место, и должен находиться специалист, осуществляющий техническое обслуживание компьютерной техники.
При проведении письменного экзамена конкурсантам запрещается пользоваться нормативными правовыми актами, учебной, методической и иной литературой, любыми средствами связи, переносными компьютерами, вести переговоры с другими конкурсантами, выходить за пределы помещения, в котором проводится письменный экзамен, до завершения выполнения заданий письменного экзамена без сопровождения члена конкурсной комиссии.
При нарушении конкурсантом указанных правил он считается не сдавшим письменный экзамен, что отражается в протоколе результатов письменного экзамена.
В ходе рассмотрения дела из представленной видеозаписи судом установлено, что указанных пунктах Порядка требования административным ответчиком при проведении экзамена выполнены, анонимная проверка результатов письменного экзамена в части практических задач в форме тестового задания не нарушена.
Довод представителя заинтересованного лица об указании конкурсантом Евстафьевым А.А. фамилии имя отчества Барсуков Г.П. в проекте нотариального документа, как нотариуса, его изготовившего, не противоречит названному Порядку.
В связи с тем, что данная конкурсная комиссия создается в целях отбора на должности нотариусов, она создается из числа нотариусов, являющихся членами нотариальной палаты любого субъекта Российской Федерации, имеющих стаж работы нотариусом свыше пяти лет, каждый член конкурсной комиссии самостоятельно оценивает проект нотариального документа от одного до десяти баллов, суд полагает, что оценка проекта нотариального документа относится к исключительной компетенции конкурсной комиссии. Суд не вправе подменять собой компетентные органы, которые действуют в рамках своих полномочий, и не может предрешать вопросы, отнесенные к их исключительной компетенции. Более того, в вышеуказанном Порядке не приведены критерии оценки членами конкурсной комиссии проекта нотариального документа.
Сведений о том, какая оценка была выставлена каждым из членов конкурсной комиссии за выполненное Евстафьевым А.А. письменное задание по составлению проекта нотариального документа, материалы дела не содержат, поскольку члены конкурсной комиссии самостоятельно выставляли оценки в автоматизированной системе, которая производила подсчет среднего балла.
Таким образом, довод истца о заинтересованности членов конкурсной комиссии в завышении баллов конкурсанту Ефстафьеву А.А. за выполнение практической задачи, суд находит несостоятельным.
С учетом изложенного, приведенные выше доводы о заинтересованности конкурсной комиссии являются несостоятельными.
Кроме того, суд считает, что предоставленное Порядком право конкурсанта на оспаривание результатов письменного экзамена с учетом установленного порядка и предоставленного законом права на защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, не предполагает оспаривание результатов письменного экзамена другого конкурсанта.
Просмотр видеоматериала не подтвердил доводы административного истца и представителя заинтересованного лица Ефимовой А.В., что члены конкурсной комиссии обсуждали проект нотариального документа, изготовленный Евстафьевым А.А., до его индивидуальной оценки каждым в отдельности.
Согласно п. 43 Порядка конкурсант получает доступ к автоматизированной информационной системе после ввода в автоматизированной информационной системе логина и пароля, выданных ему секретарем конкурсной комиссии до начала письменного экзамена. Доступ к заданиям письменного экзамена и отсчет времени доступа конкурсанта к заданиям письменного экзамена начинается с момента подтверждения конкурсантом в автоматизированной информационной системе готовности к началу сдачи письменного экзамена.
Доступ конкурсанта к заданиям письменного экзамена прекращается по истечении трех часов (ста восьмидесяти минут) с момента его доступа к заданиям письменного экзамена. Конкурсант может завершить выполнение заданий письменного экзамена досрочно.
В силу п. 47 Порядка проверка правильности выбранных конкурсантом вариантов ответов на практические задачи осуществляется автоматизированной информационной системой.
За каждый правильно выбранный ответ на практическую задачу конкурсант получает один балл.
Секретарь конкурсной комиссии создает автоматизированные рабочие места в автоматизированной информационной системе для каждого члена конкурсной комиссии, присутствующего на заседании конкурсной комиссии, и выдает членам конкурсной комиссии логин и пароль для входа в автоматизированную информационную систему.
Проект нотариального документа посредством автоматизированной информационной системы поступает на автоматизированные рабочие места членов конкурсной комиссии для рассмотрения членами конкурсной комиссии.
Каждый член конкурсной комиссии самостоятельно оценивает проект нотариального документа и проставляет за него от одного до десяти баллов в автоматизированной информационной системе.
После того, как все члены конкурсной комиссии оценят проект нотариального документа, автоматизированная информационная система определяет средний балл, полученный конкурсантом за указанный проект нотариального документа, по формуле:
а = (а1 + а2 +.. . + аn) / n, где:
а - средний балл, полученный конкурсантом за проект нотариального документа;
а1, а2,.. ., аn - количество баллов, выставленное каждым членом конкурсной комиссии за проект нотариального документа;
n - численность членов конкурсной комиссии, присутствовавших на заседании конкурсной комиссии.
Средний балл, полученный конкурсантом за проект нотариального документа, суммируется с баллами, полученными конкурсантом за выполнение практических задач.
Письменный экзамен считается сданным, если конкурсант набрал двадцать баллов за выполнение заданий.
Как усматривается из итогового бюллетеня оценки конкурсантов от 14.09.2021, 20 и более баллов за письменный экзамен набрали следующие конкурсанты: Аминов А.А. (22 балла), Байсырова Д.Н. (24 балла), Бойкова А.И. (25 баллов), Биктимирова В.Б. (23 балла), Биктимирова Л.Г. (22 балла), Быстрова Н.Б. (20 баллов), Ефстафьев А.А. (30 баллов), Загидуллин Р.Ф. (22 балла), Костылева М.В. (24 балла), Курбанова Р.М. (24 балла), Рябова О.А. (24 балла), Хасаншин М.Р. (24 балла), Шаймуратова Р.Р. (24 балла), Яковлева М.В. (23 балла). Указанные конкурсанты допущены до следующего этапа проведения конкурса (собеседование).
В соответствии с п. 49 Порядка копия выписки из протокола результатов письменного экзамена выдается секретарем конкурсной комиссией конкурсанту не позднее пяти рабочих дней со дня получения соответствующего заявления.
В силу положений пп.6 п. 52 Порядка проведения конкурса при рассмотрении рекомендации конкурсанту присваиваются баллы по следующим показателям: показатель 6 - стаж работы нотариусом в труднодоступных и малонаселенных местностях: от одного года до пяти лет - 2 балла; от пяти до семи лет - 5 баллов; от семи до десяти лет - 7 баллов; от десяти лет и более - 8 баллов.
Установлено, что Биктимирова Л.Г. является нотариусом нотариального округа Хайбуллинский район Республики Башкортостан, место работы – с.Акъяр Хайбуллинского района Республики Башкортостан.
Согласно распоряжению Кабинета Министров Республики Башкортостан от 26 января 2001 года № 67-р, с.Акъяр не включено в перечень отдаленных или труднодоступных местностей.
Более того, указанным распоряжением утверждён перечень отдаленных или труднодоступных местностей Республики Башкортостан в целях осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. Иных доказательств, подтверждающих факт отнесения с.Акъяр Хайбуллинского района Республики Башкортостан к отдаленным или труднодоступным местностям Республики Башкортостан, суду не представлено.
На основании п. 54 Порядка в целях выявления профессионального уровня конкурсанта, его готовности к осуществлению самостоятельной нотариальной деятельности и способности обеспечивать правовую защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, а также иных качеств, характеризующих его личность, проводится индивидуальное собеседование по вопросам осуществления нотариальной деятельности, а также этических стандартов нотариальной деятельности и личного поведения.
Индивидуальное собеседование проводится в день рассмотрения рекомендаций, а при численности конкурсантов более десяти - в течение трех рабочих дней со дня рассмотрения рекомендаций.
При проведении индивидуального собеседования членами конкурсной комиссии конкурсанту может быть задано не более десяти вопросов.
Все вопросы членов конкурсной комиссии, адресованные конкурсанту, и его ответы отражаются в протоколе заседания конкурсной комиссии. При участии в конкурсе более десяти конкурсантов по решению конкурсной комиссии протокол заседания конкурсной комиссии по итогам индивидуального собеседования может быть составлен без подробного указания вопросов и ответов, но при этом к протоколу должен быть приобщен электронный носитель информации, содержащий видео- и аудиозапись индивидуального собеседования, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью всех членов конкурсной комиссии.
По итогам индивидуальных собеседований каждый член конкурсной комиссии ставит оценку от одного до десяти баллов с указанием краткого обоснования выставленного балла в индивидуальном оценочном листе.
Оценка по итогам индивидуального собеседования определяется конкурсной комиссией как суммарное арифметическое количество баллов, выставленных каждым членом конкурсной комиссии.
Оценка по итогам индивидуального собеседования отражается в протоколе результатов индивидуального собеседования, подписанном всеми членами конкурсной комиссии и секретарем конкурсной комиссии.
Допущенное комиссией нарушение в подсчете оценок по итогам рассмотрения рекомендации (расчет среднего балла) не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований, поскольку указанное нарушение не является столь существенным, чтобы повлечь нарушение законных интересов участников конкурса, поскольку такая ошибка была допущена в отношении каждого из конкурсанта, что не ставит в невыгодное положение кого-либо из участников конкурса. Доказательства осознанного не подсчета членами комиссии среднего балла для получения какого-либо преимущества, не имеется. Вследствие изложенного, данное нарушение не может повлечь отмену решения конкурсной комиссии.
В силу положений п. 56, 57 Порядка на основании протокола результатов письменного экзамена, протокола оценки рекомендации, протокола результатов индивидуального собеседования конкурсная комиссия составляет итоговый бюллетень оценки конкурсантов, в который заносится итоговая оценка каждого конкурсанта. Итоговый бюллетень оценки конкурсантов подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем, а также всеми членами конкурсной комиссии, присутствующими на заседании конкурсной комиссии, и приобщается к протоколу заседания конкурсной комиссии.
После оценки всех участников конкурса и подсчета конкурсной комиссией набранных конкурсантами баллов конкурсная комиссия определяет победителя конкурса.
Результаты голосования и решения конкурсной комиссии заносятся в протокол заседания конкурсной комиссии.
Согласно п. 59 Порядка протокол заседания конкурсной комиссии подписывается председателем и секретарем конкурсной комиссии, составляется в двух экземплярах, один из которых остается в нотариальной палате, другой - направляется в территориальный орган в течение трех рабочих дней после окончания конкурса вместе с материалами конкурса.
Как усматривается из материалов дела, решение от 15 сентября 2021 о признании победителем конкурса на замещение вакантной должности нотариуса в нотариальном округе г. Благовещенск и Благовещенский район Республики Башкортостан Евстафьева А.А. вынесено по результатам прохождения трех этапов конкурса – письменного экзамена, рассмотрения рекомендаций и индивидуального собеседования.
Судом не установлено нарушений проведения трех этапов конкурса. Результаты каждого этапа закреплены соответствующим образом, оформленными и подписанными протоколами, а именно протоколом оценки рекомендации, протоколом результатов индивидуального собеседования, итоговым бюллетенем оценки конкурсантов. Указанные протоколы и бюллетень подписаны заместителем конкурсной комиссии, членами конкурсной комиссии и секретарем.
Более того, из видеозаписи усматривается, что после завершения конкурса секретарь конкурсной комиссии объявляет конкурс закрытым, претензий по поводу нарушений порядка проведения конкурса у него не имелось.
Довод административного истца о том, что протокол заседания конкурсной комиссии по проведению Конкурса не подписан секретарём конкурсной комиссии, не является основанием для признания результатов конкурса недействительными, поскольку указанный протокол является лишь формой закрепления принятого решения, основанного на результатах трех этапов конкурса (письменного экзамена, рассмотрения рекомендаций и индивидуального собеседования).
Оценив доказательства по делу с позиции вышеуказанных норм права, суд приходит к выводу о том, что порядок и процедура проведения отбора кандидата на замещение вакантной должности нотариуса в нотариальном округе г. Благовещенск и Благовещенский район Республики Башкортостан конкурсной комиссией не нарушены, требования Порядка административным ответчиком при проведении письменного экзамена выполнены, что подтверждается аудио- и видеозаписью процесса письменного экзамена.
Таким образом, материалами административного дела не подтверждено наличие одновременно двух условий: незаконности принятого органом государственной власти решения и реального нарушения при этом прав заявителя, являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемого предписания незаконным, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Биктимировой Л.Г. о признании решения конкурсной комиссии, оформленного протоколом от 15 сентября 2021, о признании победителем конкурса на замещение вакантной должности нотариуса в нотариальном округе г. Благовещенск и Благовещенский район Республики Башкортостан.
Требования истца о признании незаконным приказа Управления Министерства юстиции РФ по Республике Башкортостан № 207 от 25.10.2021 о наделении Евстафьева А.А. полномочиями нотариуса нотариального округа г. Благовещенск и Благовещенский район; о возложении обязанности повторно провести конкурс на замещение вакантной должности нотариуса в нотариальном округе г. Благовещенск и Благовещенский район Республики Башкортостан, также не подлежат удовлетворению, поскольку являются производными о первоначальных, в удовлетворении которых отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Биктимировой Л.Г. к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан, некоммерческой организации «Нотариальная палата Республики Башкортостан», заместителю председателя конкурсной комиссии нотариусу нотариального округа город Уфа Петкевич Г.Г., членам конкурсной комиссии нотариусу нотариального округа город Уфа Габдуллиной Р.А., нотариусу нотариального округа Белебеевский район и г.Белебей Степановой Н.Д. об оспаривании результатов конкурса на замещение вакантной должности нотариуса нотариального округа город Благовещенск и Благовещенский район, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Судья Л.Х. Тухбатуллина