НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Калининского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан) от 16.10.2018 № 2-5039/18

Дело №2-5039/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 октября 2018 года г. Уфа

Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Ибрагимовой Ф.М.,

при секретаре судебного заседания Чудовой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 <данные изъяты> к ООО «Агро-Авто» о взыскании незаконно удержанной заработной платы, оплаты простоя по вине работодателя, компенсации суточного содержания, морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с вышеприведенным иском к ООО «Агро-Авто», в обоснование которого указал, что он работал в должности водителя автомобиля структурного подразделения ООО «Агро-Авто» на основании трудового договора б/н от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ За время осуществления трудовой функции им не было допущены нарушения трудовой дисциплины, а также невыполнения обязанностей работника. Однако с апреля 2018 года работодатель незаконно стал удерживать значительную часть его заработной платы. В частности, за перерасход топлива. Работодателем самовольно и безосновательно установлен расход топлива для автомобилей Isuzu в размере 21,5 л на 100 км, хотя согласно официальным данным дилера указанного транспортного средства, расход топлива для загруженного автомобиля составляет не менее 26 л. на 100 км. Также произведены удержания из заработной платы за несуществующее превышение скорости, при этом им не были допущены нарушения ПДД. Так, в соответствии с выполненной его работой за апрель 2018 года (19 суток) заработная плата должна составить 65732,85 рублей. Однако фактически ему было перечислено 34156,32 рубля за 15 отработанных смен. Размер заработной платы за май 2018 года составляет 16571,33 руб., однако была перечислена только компенсация за неиспользованный отпуск в размере 16522,17 руб. Подлежит взысканию невыплаченная заработная за май 20ДД.ММ.ГГГГ1,33 руб.

Всего за период апрель-май 2018 года задолженность составляет 48098,70 рублей.

Кроме этого, с ДД.ММ.ГГГГ он по устному распоряжению руководства не был допущен к исполнению трудовых обязанностей незаконно. На претензию направленную вышестоящему руководству ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> никаких мер со стороны руководства не было принято. Соответственно, возник простой по вине работодателя, который должен был быть оплачен из расчета 2/3 среднесуточного заработка за каждый день простоя. Таким образом, за 15 дней простоя (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) работодатель обязан выплатить ему 65732,85/19 дн. *»/3*15 дн.=34596,24 руб.

ДД.ММ.ГГГГ им была представлена претензия о выплате незаконно удержанных из заработной платы, а также о незамедлительном допуске её к работе, требования не были удовлетворены. ДД.ММ.ГГГГ он был вынужден написать заявление об увольнении.

Также работодателем в науршение требований законодательства не установлен размер суточного довольствия ни в коллективном, ни в индивидуальном договоре, суточное содержание не выплачивается. Следовательно с работодателя необходимо взыскать суточные за апрель и май 2018 года из расчета 500 руб. в сутки (19+5) дн. 12000 рублей.

Незаконными действиями работодателя ему причинен моральный вред, в связи с тем, что на его иждивении находится беременная супруга и несовершеннолетний ребенок.

Истец просит взыскать с ООО «Агро-Авто» в его пользу 48098,70 рублей задолженность по заработной плате, оплату вынужденного простоя по вине работодателя в размере 34596,34 руб., суточных за апрель-май 2018 года в размере 12000 рублей, в счет компенсации морального вреда 20000 руб.

На судебное заседание истец не явился, заявлением просил рассмотреть дело без его участия в случае его неявки.

Представитель ответчика ООО «Агро-Авто» ФИО2 исковые требования не признала в полном объеме, по доводам, изложенным в письменном возражении. А именно расчетные листы, представленному суду содержат информацию о начисленной сумме согласно отработанному времени, о суммах обязательных удержаний, что соответствует отработанному времени и совершенным работником рейсов. Законодательством установлены виды расходов, которые работодатель обязан возместить в связи со служебными поездками работникам: постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер; работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера. К данной категории работник не относится, т.к. по окончании рабочей смены у работника есть возможность вернуться к месту своего проживания. Ссылка истца на недопуск на работу с ДД.ММ.ГГГГ не соответствует действительности, поскольку нет никаких документов.

Заслушав объяснения и доводы представителя ответчика, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.

Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу ст. 91 ТК РФ - Рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

В соответствии со ст. 72 ТК РФ - Время простоя (статья 72.2 настоящего Кодекса) по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.

Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

Время простоя по вине работника не оплачивается.

О начале простоя, вызванного поломкой оборудования и другими причинами, которые делают невозможным продолжение выполнения работником его трудовой функции, работник обязан сообщить своему непосредственному руководителю, иному представителю работодателя.

Согласно ст. 161 ТК РФ - для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда. Типовые нормы труда разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 168.1 ТК РФ - Работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:

расходы по проезду;

расходы по найму жилого помещения;

дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);

иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в части первой настоящей статьи, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

В судебном заседании установлено, что по трудовому договору б/н от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 был принят в ООО «Агро-Авто» на должность водителя.

Согласно табелям учета рабочего времени за апрель истцом отработано 20 дней, 167 часов, за май 6 дней, 52 часа.

Согласно расчетному листку за апрель 2018 года истцу выплачена заработная плата в размере 34156, 32 рубля, за май 16522,17 рубля.

Согласно расчету заработной платы, представленного истцом за апрель 2018 года заработная плата истца должна была составить за 19 дней 65732,85 руб., за май 20ДД.ММ.ГГГГ1,33 рубля.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с претензией на имя руководителя ООО «Агро-Авто» о выплате незаконно удержанных сумм из его заработной платы, просит предоставить ему работу в соответствии с ранее установленным графиком работы 10 раб.дн/5 дн. отдыха. Ответа не последовало.

ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор расторгнут по инициативе работника на основании пункта 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ.

Согласно ст. 67 ГПК Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В силу ст. 56 ГПК РФ именно на работодателе лежит обязанность представить доказательства, подтверждающие правильность ведения учета времени, фактически отработанного каждым работником, отсутствие или наличие задолженности по заработной плате, своевременность ее выплаты, а также выплаты полного расчета при увольнении работника,

В силу п. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть представлены сторонами.

Пунктом 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 15, установлено, что рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

- время управления автомобилем;

- время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

- время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии.

В соответствии со ст. 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, устанавливающее особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации.

Так, согласно указанному Положению нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю, а для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Пунктом 9 Положения установлено, что при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10,?11, 12 Положения.

Согласно пункту 17 Положения при суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.

Согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ работнику устанавливается суммированный учет рабочего времени с учетным периодом один календарный месяц. Нормальное число рабочих часов за указанный период определяется исходя из еженедельной продолжительности рабочего времени равной 40 часам.

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст. 129 ТК РФ)

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 135 ТК РФ).

Время простоя (статья 72.2 ТК РФ) по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника (ст. 157 ТК РФ).

При сдельной оплате труда заработок начисляется работнику по конечным результатам его труда, что стимулирует работников к повышению производительности труда.

Кроме того, при такой системе оплаты труда отпадает необходимость контроля целесообразности использования работниками рабочего времени, поскольку каждый работник, как и работодатель, заинтересован в производстве большего количества продукции.

В основу расчета при сдельной оплате труда берется сдельная расценка, которая представляет собой размер вознаграждения, подлежащего выплате работнику за изготовление им единицы продукции или выполнение определенной операции. В зависимости от способа расчета заработка сдельная система оплаты труда подразделяется на прямую сдельную, сдельно-прогрессивную, аккордную.

При прямой сдельной системе оплаты труда вознаграждение работнику начисляется за фактически выполненную работу (изготовленную продукцию) по установленным сдельным расценкам. То есть, зарплата определяется путем умножения сдельной расценки на количество произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

Согласно Положению об оплате труда водителей автомобиля отделов эксплуатации ООО «Агро-Авто» для оплаты труда водителей применяется индивидуальная сдельно-премиальная система оплаты труда, которая состоит из:

- сдельных тарифов;

- стимулирующих выплат.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Агро-Авто» с ДД.ММ.ГГГГ утверждены и введены в действие Тарифные ставки для расчета сдельного вознаграждения для АТП Уфа, Ставки премирования за качественное выполнение нормы выработки по индивидуальным показателям для АТП Уфа.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ в целях регулирования стимулирующих выплат водителям автомобиля с ДД.ММ.ГГГГ для всех действующих распределительных центров (РПЦ), Автотранспортных предприятий и Логистических площадок утвердить базовое количество торговых точек равное 5.

Приложением к Приказу установлены тарифные ставки для расчета сдельного вознаграждения для АТП Уфа в зависимости от транспортных зон. Приложением установлены ставки премирования за качественное выполнение нормы выработки для АТП Уфа по транспортным зонам за выполнение рейса, а также ставка премирования за торговый объект свыше базового количества точек.

Представленный истцом расчет заработной платы за апрель 2018 года, май 2018 года судом не может быть принято в качестве допустимого и относимого доказательства, поскольку данный расчет не соответствует вышеназванным нормам права и локальным актам.

Так, согласно расчету заработной платы, представленного истцом за 5,ДД.ММ.ГГГГ - заработная плата за ДД.ММ.ГГГГ составляет 3400 рублей, из них заработная плата по ставке 960 рублей, премия 2240 рублей по 10 зоне, а также суммы за 2 дополнительные точки 200 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ 3300 рублей, состоящая из заработной платы по ставке 960 рублей, премии 2240 рублей по 10 зоне, а также суммы за 1 дополнительную точку 200 рублей.

По расчету ответчика заработная плата истца за ДД.ММ.ГГГГ составляет 2280,35 рублей, из них зарплата по ставке в размере 660 рублей, премиальные в размере 1540 рублей по 6 зоне, за ДД.ММ.ГГГГ 2284 рубля - зарплата по ставке 660 рублей, премиальные в размере 1540 рублей по 6 зоне.

Однако соглаcно путевому листу YF0000018848 и маршрутному листу к нему истец 05,ДД.ММ.ГГГГ осуществил перевозку по 5 точкам доставки (6 точка – точка возврата РЦ). Согласно Приложению к Приказу установлена ставка премирования за торговый объект только свыше базового количества точек (свыше 5). Соответственно, оснований для премирования истца за торговый объект свыше базового количества точек не имелось.

Кроме этого, ответчиком при расчете заработной платы истца за указанные дни правильно определена 6 транспортная зона, поскольку согласно Приложению к Приказу Зона Уфа 6 (от 201 до 250 км) за выполнение рейса установлена тарифная ставка 660, согласно Приложению к названному Приказу ставка премирования установлена в размере 1540 рублей. При этом вопреки доводам истца транспортная зона определяется не фактическим километражом, а отдаленностью самой дальней точки разгрузки от РПЦ.

Согласно п. 1.3 Положения об оплате труда водителей автомобиля отделов эксплуатации ООО «Агро-Авто» сдельно-премиальная система оплаты труда применяется для оплаты работ по выполнению рейсов, которое включает в себя:

Осуществление перевозки груза и оборотной тары со склада грузоотправителя до пункта разгрузки и обратно;

Осуществление мероприятий, связанных с погрузкой товара на РЦ, разгрузкой товара в торговых объектах, включая оформление и сдачу соответствующих документов.

Так, согласно путевому листу <данные изъяты> и маршрутному листу к нему истец 05,ДД.ММ.ГГГГ осуществил самую дальнюю поездку от РЦ в 3 точку - 208 км, соответственно, заработная плата должна быть рассчитана по 6 транспортной зоне.

Вопреки доводам истца, согласно расчету заработной платы за апрель, май 2018 года, представленного ответчиком, из заработной платы истца какие-либо удержания за перерасход топлива и превышение скорости не производились.

Руководствуясь приведенными нормами права, исходя из представленных путевых листов, содержащих данные о фактически отработанном истцом времени, отсутствия письменных приказов или распоряжений работодателя о недопуске к работе, суд приходит к выводу, что истец работал в режиме рабочего времени, предусмотренном трудовым договором и не находит оснований для удовлетворения требований истца о взыскании незаконно удержанной заработной платы в размере 34596,34 руб.

Табелями учета рабочего времени подтверждается факт выполнения истцом в оспариваемый период трудовых функций, исходя из установленной продолжительности рабочей смены, при 40-часовой рабочей неделе, доказательств обратного, материалы дела не содержат.

Суд также не усматривает оснований для взыскания с ООО «Агро-Авто» оплату вынужденного простоя по вине работодателя в размере 34596,34 рублей за период с 15.05. 2018 года по ДД.ММ.ГГГГ.

Трудовой кодекс РФ, характеризует простой как временную приостановку работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Описательно-оценочная формулировка причин вызвавших простой свидетельствует о разнообразии обстоятельств, которые могут вызвать приостановление деятельности, что делает невозможным установление их исчерпывающего перечня в законе, однако может являться предметом оценки суда рассматривающего трудовой спор.

В любом случае, простой, как юридический факт, является временным событием и работодатель в силу ст. ст. 22, 56 ТК РФ обязан принимать все зависящие от него меры по прекращению простоя и предоставлению работнику возможности фактически исполнять трудовые обязанности, обусловленные трудовым договором. При этом, работодатель обязан оформить простой документально, тем самым обеспечив права работников на оплату труда, соблюдение правил исчисления среднего заработка, трудового и пенсионного стажа.

При этом в материалы дела не представлены какие либо документы, приказы об объявлении простоя ответчиком, о недопуске истца к выполнению трудовых обязанностей. Представленный в материалы дела акт о недопуске на работу, подписанный физическими лицами не может явиться подтверждением данного факта.

В соответствии с ч. 1 ст. 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие); иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя

Согласно ст. 166 Трудового кодекса РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются. Особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В Положении об особенностях направления работника в служебные командировки, утвержденном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 749, установлено, что служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, командировками не считаются.

Согласно п. 1.7 трудового договора б/н от ДД.ММ.ГГГГ работнику устанавливается характер работы в пути.

При этом у работника по окончании рабочей смены есть возможность возвращения к месту своего проживания.

Соответственно, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 в части взыскания суточных в размере 34596,34 рублей также не имеется.

Поскольку судом не установлено нарушений трудовых прав истцов, то оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда, предусмотренных ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, не имелось, в связи с чем суд отказывает истцу в удовлетворении данных требований.

С учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что суммы, указанные в расчетных листках, истцу были выплачены, что подтверждается данными бухгалтерского учета и им не оспаривалось, суд приходит к выводу, что в спорный период работодатель произвел оплату труда ФИО1 в полном соответствии с действующим законодательством.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 <данные изъяты> к ООО «Агро-Авто» о взыскании незаконно удержанной заработной платы, оплаты простоя по вине работодателя, компенсации суточного содержания, морального вреда отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Калининский районный суд г. Уфы.

Судья Ф.М. Ибрагимова