НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Калининского районного суда г. Тюмени (Тюменская область) от 21.07.2022 № А-4478/2022

72RS0-48

дело а-4478/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июля 2022 года

Калининский районный суд в составе:

председательствующего судьи Бойевой С.А.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы по о признании незаконным решения (требования),

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к ИФНС России по о признании незаконным требования об уплате налога, мотивируя требования тем, что налоговым органом ему исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2020г.. Требование об уплате налога полагает незаконным, поскольку с 20.04.2011г. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, является самозанятым и освобожден от уплаты страховых взносов на пенсионное страхование. Учитывая, что ФИО1 добровольно не вступал в отношения по обязательному пенсионному страхованию, полагает, требование об уплате страховых взносов незаконным.

Определением суда в качестве заинтересованного лица привлечено УФНС по и Пенсионный фон по и .

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении, сведений об уважительных причинах неявки в адрес суда не поступало.

Представитель административного истца ФИО3 действующий по доверенности, просил удовлетворить исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика ИФНС России по ФИО4, действующий по доверенности, настаивал на отказе в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, представленных суду, указывая на законность обжалуемого требования.

Представитель заинтересованного лица УФНС России по ФИО5, действующий по доверенности, настаивал на отказе в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, представленных суду, указывая на законность обжалуемого требования.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит административные исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица; индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, приравниваются к предпринимателям (абзац 3 подпункта 2 пункта 1 статьи 6 закона).

Аналогично указано, что если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1, статьи 6 настоящего закона, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон N 127-ФЗ) установлено, что арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую данным Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

В силу положений Закона о банкротстве, действовавших до ДД.ММ.ГГГГ, арбитражным управляющим мог быть гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Положения статьи 20 Закона N 127-ФЗ в части определения арбитражного управляющего в качестве субъекта профессиональной деятельности, занимающегося частной практикой, а также в части исключения обязанности регистрации арбитражного управляющего в качестве индивидуального предпринимателя применяются с ДД.ММ.ГГГГ (пункт 9 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 296-ФЗ (редакция от ДД.ММ.ГГГГ).

Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных Законом о банкротстве и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Из изложенных положений следует, что арбитражные управляющие в целях обязательного пенсионного страхования, как лица, занимающиеся частной практикой приравниваются к индивидуальным предпринимателям, соответственно, индивидуальные предприниматели и арбитражные управляющие относятся к одной категории страхователей, указанной в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ и подпункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 28-О, в пенсионном законодательстве определено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально возмездной основе, их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Следовательно, регистрация страхователей в качестве арбитражного управляющего необходима только для тех арбитражных управляющих, которые не являются одновременно индивидуальными предпринимателями, не состоят на учете в пенсионном фонде и, соответственно, не платят страховые взносы как самозанятое население.

Исходя из положений статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в Федеральный фонд, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации. В последующий период администрирование страховых взносов возложено на Федеральную налоговую службу.

Согласно сведениям, содержащимся в выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 в качестве страхователя состоял на учёте в территориальном органе ПФ РФ с 19.02.2009г. по 27.04.2011г., регистрационный , как индивидуальный предприниматель. (лд.21-22).

Судом достоверно установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 состоит на налоговым учете и является налогоплательщиком страховых взносов, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ состоит в саморегулируемой организации Ассоциация «Национальная организация арбитражных управляющих», является арбитражным управляющим, что стороной административного истца не оспаривается, доказательств обратного не представлено.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ арбитражные управляющие признаются плательщиками страховых взносов.

Согласно ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) в размере, который определяется в следующем порядке:

Если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, взносы уплачиваются:

- в фиксированном размере 29 354 рублей за расчетный период 2019 год,

- в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2020 год.

Если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, взносы уплачиваются в вышеуказанных фиксированных размерах плюс 1,0 процент от суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) в размере, который определяется в следующем порядке:

в фиксированном размере 6 884 рублей за расчетный период 2019 год,

в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период 2020 год.

В соответствии с п.2 ст.432 НК РФ суммы страховых взносов в фиксированном размере за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, в вышеуказанный срок, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Из материалов дела следует и установлено судом, что налоговым органом осуществлено исчисление ФИО1 страховых взносов на ОПС за 2019 год по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере 29354 руб., за 2020 год по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере 32448 руб., страховых взносов на ОМС за 2019 год по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере 6884 руб., за 2020 год по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере 8424 руб., о чем выставлены требования от 01.02.2021г. и от 03.02.2021г..

Не согласившись с указанными выше требованиями 27.01.2022г. ФИО1 обратился с жалобой в УФНС России по .

Решением УФНС России по жалоба ФИО1 удовлетворена частично, требование от 01.02.2021г. отменено в связи с утратой налоговым органом возможности взыскания страховых взносов. В остальной части отказано в удовлетворении жалобы. (лд.9-12).

Предметом настоящего спора является требование от 03.02.2021г. об уплате страховых взносов за 2020 год. (лд.13).

Деятельность ФИО1 как индивидуального предпринимателя прекращена 27.04.2011г., что подтверждается выпиской из ЕГРИП. (лд.20-22).

Относительно довода административного истца и основания административного иска о том, что им как налогоплательщиком налога на профессиональный доход (самозанятым), не должны уплачиваться страховые взносы, суд полагает необходимым указать следующее.

Согласно пп. 2 п.1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее - Федеральный закон № 422-ФЗ) в соответствии с п.8 ст.1 НК РФ в с ДД.ММ.ГГГГ начато проведение эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее - НПД).

Физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности (ч. 6 ст. 2 Закона N 422-ФЗ).

Объектом налогообложения не признаются доходы от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности (п. 12 ч. 2 ст. 6 Закона N 422-ФЗ).

Таким образом, ФИО1, как арбитражный управляющий не может являться налогоплательщиком НПД (самозанятым).

Кроме того, ФИО1 зарегистрирован в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход ДД.ММ.ГГГГ, заявленные виды деятельности - исследования, консультирование, юридические услуги, финансовые услуги, продукция собственного производства.

Требование от 03.02.2021г. выставлено по страховым взносам, начисленным в 2020 году как арбитражному управляющему, а не как лицу, являющимся самозанятым или индивидуальным предпринимателем.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В связи с наличием у ФИО1 задолженности по страховым взносам на ОПС и ОМС в фиксированном размере за 2020 год, налоговым органом в соответствии со ст. 69 НК РФ выставлено требование об уплате налога по состоянию на со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ, в которое включена задолженность по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере за 2020 год в размере 32448 руб., страховым взносам на ОМС в фиксированном размере за 2020 год в размере 8426 руб., пени по страховым взносам на ОПС в размере 151,69 руб., пени по страховым взносам на ОМС в размере 39,39 руб. (лд.13).

Оплата по вышеуказанному требованию ФИО1 не произведена иного в материалы дела не представлено, судом не установлено.

С учётом изложенного, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что требование от 03.02.2021г. об уплате налога и пени является законным.

При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя (пункт 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, принимая во внимание, что совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам и нарушение им прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует, суд приходит к выводу о том, что решение в форме требования ИФНС России по от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов является законным, в связи с чем, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Довод ФИО1 о том, что у него отсутствует обязанность по уплате страховых пенсионных взносов и взносов на обязательное медицинское страхование, поскольку он является самозанятым и не вступал в добровольные правоотношения по обязательному медицинскому и пенсионному страхованию, несостоятельны, поскольку последний является арбитражным управляющим и как следствие налогоплательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Руководствуясь ст.ст.419,430,432 Налогового кодекса РФ, ст.14,59,62,175-180,218,219,226,227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Ний Анатолия Валериевича к Инспекции Федеральной налоговой службы №1 по г.Тюмени о признании незаконным решения (требования), отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Тюменский областной суд через Калининский районный суд города Тюмени.

Председательствующий судья (подпись) С.А. Бойева

Мотивированное решение составлено 22 июля 2022 года.

Копия верна.

Подлинник решения подшит и хранится в Калининском районном суде г.Тюмени в материалах административного дела №2а-4478/2022.

Судья: С.А.Бойева