НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Калининского районного суда г. Тюмени (Тюменская область) от 19.03.2019 № 2-1721/19

Дело № 2-1721/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тюмень 19 марта 2019 года Калининский районный суд г.Тюмени в составе:

председательствующего судьи Молоковой С.Н.

при секретаре Айткужиновой А.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления социальных программ администрации муниципального образования Надымского района к Сафронову Владимиру Сергеевичу о взыскании незаконно полученных денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Управление социальных программ администрации муниципального образования <адрес> обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании незаконно полученных денежных средств, ссылаясь на то, что ФИО2 состоял на учете в Управлении по категории «Неработающий пенсионер» и являлся получателем меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия неработающим пенсионерам и инвалидам, а также государственной социальной помощи – материальной помощи в денежном выражении к датам истории (к 1 октября «День пожилых людей»). Ежемесячное пособие было назначено ответчику в связи с его заявлением от ДД.ММ.ГГГГВ на основании закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗАО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в <адрес>» (пункт 24 части 1 статьи 4) в соответствии с постановлением Правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ-П «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячного пособия неработающим пенсионерам и инвалидам». Согласно пп. «а» п. 2.1 Порядка -П право на получение ежемесячного пособия имеют граждане, постоянно проживающие в ЯНАО по месту жительства, неработающие пенсионеры – мужчины, достигшие возраста 55 лет и старше, имеющие стаж работы на территории автономного округа не менее 15 календарных лет, из числа граждан Российской Федерации. Размер ежемесячного пособия составляет 2.000 руб. Материальная помощь была установлена ответчику с 2018 года в беззаявительном порядке на основании закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ-ЗАО «О государственной социальной помощи в <адрес>». На дату обращения в Управление социальных программ ответчик трудовую и (или) иную деятельность, в период который лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию, не осуществлял, и имел регистрацию по постоянному месту жительства по адресу: ЯНАО, <адрес>. Меры социальной поддержки перечислялись ответчику в безналичном порядке на расчетный счет, открытый в кредитной организации. ДД.ММ.ГГГГ в Управление социальных программ поступила информация из Управления социальной защиты населения <адрес> о том, что ответчик ДД.ММ.ГГГГ был снят с регистрационного учета по месту жительства ЯНАО, <адрес> и зарегистрирован по новому адресу: <адрес>. Ответчик был осведомлен о своей обязанности своевременно извещать Управление социальных программ обо всех обстоятельствах, влекущих прекращение выплат, что подтверждается его личной подписью в заявлении об установлении ежемесячного пособия. Вследствие неиполнения ответчиком обязанности по своевременному извещению истца о выезде на постоянное место жительства за пределы ЯНАО образовалась переплата сумм ежемесячного пособия и материальной помощи. Денежные средства перечислялись ответчику до ДД.ММ.ГГГГ, в то время когда ответчик утратил законное право на их получение с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, Управлением социальных программ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчику были излишне выплачены денежные средства в размере 61.000 руб. Ответчику были направлены письма с предложением возвратить незаконно полученные социальные выплаты в добровольном порядке, однако, ответчиком не приняты меры к погашению задолженности, в связи с чем, истец обратился в суд с настоящим иском, просит взыскать с ответчика денежные средства в сумме 61.000 руб.

Представитель истца в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик в судебное заседание не явился. Согласно сведениям отдела АСР УВМ УМВД России по <адрес>, ФИО2 зарегистрирован по адресу: <адрес>. Судебные уведомления с места регистрации ответчика вернулись с отметкой «Истек срок хранения». При этом суд учитывает, что обозначая свое место регистрации ответчик должен нести риск всех негативных для него правовых последствий, которые могут возникнуть в результате его не проживания (не нахождения) по месту регистрации. Даже если допустить, что в какой-то период времени ответчик не проживал (не находился) по указанному адресу, он обязан был получать поступающую в его адрес корреспонденцию. В соответствии со ст. 117 ГПК РФ, ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», п. 1, п. 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик считается извещенным о рассмотрении дела надлежащим образом.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 1 закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ N 75-ЗАО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в <адрес>» настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством устанавливает меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, постоянно проживающих в <адрес>.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.

Как следует из статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 22 Закона ЯНАО -ЗАО установлено, что граждане, обратившиеся за предоставлением мер социальной поддержки и (или) социальной выплатой, обязаны своевременно извещать органы, уполномоченные на их предоставление, о возникновении обстоятельств, влекущих изменение размеров или прекращение предоставления мер социальной поддержки и (или) социальной выплаты.

В соответствии с пп «а» п. 4.8 порядка -П, пп. «а» п. 8.3 Порядка -А прекращение выплаты ежемесячного пособия, а также материальной помощи, производится в случае выезда на постоянное место жительства за пределы автономного округа.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3.3 указанного выше порядка «получатели пособия или их представители обязаны в месячный срок известить орган социальной защиты населения, осуществляющий выплату пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих приостановление либо прекращение выплаты».

ФИО2ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление социальных программ Администрации муниципального образования <адрес> с заявлением об установлении пособия неработающим пенсионерам и инвалидам, указав при этом адрес своего проживания ЯНАО, <адрес>, кВ. 38. При этом он был предупрежден, что пособие неработающим пенсионерам и инвалидам прекращается в случае выезда на постоянное место жительства за пределы автономного округа, и обязался в месячный срок сообщить в орган социальной защиты населения о наступлении указанного обстоятельства (л.д.7-8).

Решением от ДД.ММ.ГГГГФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначено пособие неработающим пенсионерам и инвалидам, проживающим ЯНАО в размере 2.000 руб. (л.д. 10).

Согласно сведениям, представленным Управлением социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ранее зарегистрированный ЯНАО, <адрес>, зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.

Из информации отдела адресно-справочной работы УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> по настоящее время (л.д. 31).

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГФИО2 утратил законные основания на получение ежемесячного пособия.

Распоряжением об удержании переплаты от ДД.ММ.ГГГГ Управления социальных программ администрации муниципального образования <адрес> ежемесячное пособие неработающим пенсионерам и инвалидам решено удержать с ФИО2 в размере 60.000 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).

Распоряжением об удержании переплаты от ДД.ММ.ГГГГ Управления социальных программ администрации муниципального образования <адрес> материальную помощь в денежном выражении к памятным датам истории решено удержать с ФИО2 в размере 1.000 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлены уведомления о необходимости погашения задолженности, возникшей в связи с излишней выплатой денежных средств – в виде ежемесячного пособия неработающим пенсионерам и инвалидам и материальной помощи в размере 61.000 руб. (л.д. 15-20).

В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона ЯНАО -ЗАО излишне выплаченные по вине получателя суммы возвращаются им добровольно или удерживаются в судебном порядке.

Суд считает, что ответчик, с нарушением установленных законом субъекта Российской Федерации условий получения пособия, зная о необходимости сообщить уполномоченному на его выплату органу об обстоятельствах, влияющих на выплату, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, не являясь лицом, проживающим на территории <адрес>, неправомерно продолжил получать спорное пособие, неосновательно обогащаясь за счет средств бюджета округа.

Таким образом, поскольку ответчиком ФИО2 в добровольном порядке требования истца не исполнены, доказательства возврата указанной суммы ответчик суду не представил, исковые требования Управления социальных программ Администрации муниципального образования <адрес>, подлежат удовлетворению в полном объеме в размере 61.000 руб.

С учетом ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика в доход муниципального образования <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2.030 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 15 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 12, 56, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления социальных программ Администрации муниципального образования Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа, удовлетворить.

Взыскать с Сафронова Владимира Сергеевича в пользу Управления социальных программ Администрации муниципального образования Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа незаконно полученные им денежные средства в виде социальных выплат в размере 61.000 рублей.

Денежные средства перечислять по следующим реквизитам:

ИНН 8903017779, КПП 890301001, Управление Федерального казначейства по ЯНАО (Управление социальных программ Администрации муниципального образования Надымский район), Банк: Расчетно-кассовый центр Салехард г. Салехард, БИК 047182000, р.счет . В назначении платежа указать фамилию, имя, отчество ответчика Сафронова В.С.

Взыскать с Сафронова Владимира Сергеевича в доход муниципального образования городской округ г.Тюмень государственную пошлину в размере 2.030 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Тюмени.

Председательствующий судья/подпись/ С.Н.Молокова

Копия верна

Судья С.Н.Молокова