НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Калининского районного суда г. Тюмени (Тюменская область) от 18.05.2011 № 2-1278-11

                                                                                    Калининский районный суд города Тюмени                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Калининский районный суд города Тюмени — БАНК СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ

                        Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 мая 2011 года город Тюмень

Калининский районный суд г.Тюмени в составе: председательствующего судьи Шаламовой И.А., при секретаре Журавлевой Н.Г.,

с участием представителей Акчуриной С.П., Капусткина С.Ю., Красновой Е.А., Сутягиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1278-11 по иску Акчуриной Веры Ивановны к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства по Тюменской области, администрации г.Тюмени о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем,

У С Т А Н О В И Л:

Акчурина В.И. обратилась с иском к УФК Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Тюменской области о возложении обязанности предоставить меру социальной поддержки по обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (л.д.6-7).

Требования мотивированы тем, что истец как несовершеннолетний узник концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, состоит на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий и имеет право за счет средств федерального бюджета право на обеспечение жильем, обратилась в Главное управление строительства с просьбой о решении моего жилищного вопроса в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Согласно ответа Главного управления строительства Тюменской области Акчурина В.И. не подлежит обеспечению жильем в рамках данного Указа Президента. Письмо Главного управления строительства Тюменской области противоречит Федеральному закону «О ветеранах».

При подготовке дела к судебному разбирательству в порядке ст.40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация города Тюмени, в качестве третьих лиц привлечены Главное управление строительства Тюменской области, Правительство Тюменской области, Департамент социального развития Тюменской области (л.д.44,74).

В судебное заседание истец Акчурина В.И. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, просила дело рассмотреть в ее отсутствие (л.д.43), ее представитель Акчурина С.П. в судебном заседании пояснила, что исковые требования предъявляет к Российской Федерации, которая согласно ст.125 Гражданского кодекса РФ должна нести ответственность за счет средств своей казны и в суде действовать от имени Территориального органа Министерства финансов РФ - Управления Федерального казначейства по Тюменской области (л.д.75).

Представитель Министерства финансов РФ и Управления Федерального казначейства по Тюменской области Капусткин С.Ю. в судебном заседании иск не признал, пояснил, что Министерство финансов РФ не наделено полномочиями оказывать меры социальной поддержки по обеспечению жильем, а Управление Федерального казначейства по Тюменской области осуществляет кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством.

Представитель ответчика администрации города Тюмени Краснова Е.А. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что администрация г.Тюмени осуществляет полномочия, которые закреплены в законодательстве, осуществляет учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий по категориям. С 05 ноября 2008 г. Акчурина В.И. состоит на учете в органе местного самоуправления как участник Великой Отечественной войны. В мае 2009 г. ее перевели в очередь по категории «узник фашистских концлагерей». Законодательством не предусмотрено предоставление жилых помещений по указанной категории граждан.

Представитель третьего лица Департамента социального развития Тюменской области Сутягина Е.Н. в судебном заседании решение просит вынести на усмотрение суда, пояснила, что Департамент социального развития Тюменской области не принимает решений о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан и не принимает решений о предоставлении жилья нуждающимся гражданам.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные сторонами доказательства, находит исковые требования Акчуриной В.И. к Министерству финансов Российской Федерации и Управлению Федерального казначейства по Тюменской области не подлежащими удовлетворению.

Установлено, что Управление Федерального казначейства по Тюменской области является территориальным органом Федерального казначейства, находится в его непосредственном подчинении (п.1 Положения «Об управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации», утвержденным приказом №33н от 04 марта 2005 г. Министра финансов Российской Федерации А.Л.Кудрина (л.д.60-66).

Управление Федерального казначейства по Тюменской области имеет сокращенное наименование УФК по Тюменской области, осуществляет свою деятельность непосредственно и через подчиненные ему отделения, является юридическим лицом.

Задачами УФК по Тюменской области являются кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета, бюджета субъекта, бюджетов муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации.

Как указано в ч.3 ст.125 Гражданского кодекса РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

В соответствии с указанной нормой закона, а также на основании пп.11.3 Положения, УФК по Тюменской области представляет в судебных органах на основании доверенности, выданной Министерством финансов РФ интересы Министерства финансов РФ и интересы Правительства РФ (л.д.57-59,65).

Акчурина Вера Ивановна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженка , проживает и с 20 июня 1995 г. зарегистрирована в  (л.д.8), является несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, состоит на учете как инвалид Великой Отечественной войны, нуждающийся в улучшении жилищных условий, инвалид второй группы (л.д.9-10,23).

13 августа 2010 г. Акчурина В.И. обратилась к Губернатору Тюменской области с заявлением о предоставлении ей жилья в рамках указа Президента РФ №714 от 07 мая 2008 г., Федерального закона «О ветеранах» (л.д.23).

15.09.2010 г. начальник главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области ФИО8 рассмотрел обращение Акчуриной В.И., поступившее в аппарат Губернатора Тюменской области и сообщил ей, что жилое помещение по договору социального найма будет предоставлено ей из государственного жилищного фонда Тюменской области в порядке очередности по мере приобретения (строительства) жилья для категории граждан, к которой относится Акчурина В.И. (л.д.24).

Одновременно ей было разъяснено, что согласно разъяснений Министерства Регионального развития РФ от 19 марта 2010 г. №10496-СК/07 в соответствии с п.8 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, проживающим на территории Российской Федерации, узникам фашистских концлагерей, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным узникам фашистских концлагерей предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Вместе с тем, законодатель, наделяя указанных лиц правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия их на учет не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме. Таким образом, согласно разъяснению Минрегиона РФ указанные категории граждан обеспечению жильем в рамках Указа Президента РФ от 07 мая 2008 г. №714 не подлежат (л.д.24).

Согласно ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно пп.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 марта 2005 года, и инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Как видно из копии карточки очередника Акчурина В.И. принята на учет для улучшения жилищных условий решением Главы Администрации г.Тюмени №1180-рк от 10.12.2008 г., состоит на учете как инвалид Великой Отечественной войны, в настоящее время ее номер в очереди №5571 (л.д.25).

Согласно ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года.

Указом Президента РФ от 07 мая 2008 г. №714 постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федерального закона «О ветеранах».

Вместе с тем, письмом Минрегиона России от 19 марта 2010 г. №10496-СК/07 Акчуриной В.И. фактически отказано в обеспечении жильем как бывшей несовершеннолетней узнице фашизма.

Министерство регионального развития Российской Федерации не наделено полномочиями по официальному разъяснению положений федеральных законов и указов Президента РФ, являются лишь позицией названного министерства по вопросу толкования и применения норм действующего законодательства РФ в части обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета бывших несовершеннолетних узников фашизма, не соответствует действующему законодательству и противоречит ему.

Министерство не вправе самостоятельно толковать волю законодателя и произвольно сужать круг лиц, которым предоставлена такая мера социальной поддержки, как улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, поскольку бывших несовершеннолетних узников фашизма законодатель приравнял к инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, которым такая поддержка положена на основании Федерального закона «О ветеранах». Письмо Минрегиона России от 19 марта 2010 г. №10496-СК/07 не является нормативным правовым актом и официальным разъяснением норм закона.

Таким образом, данное Письмо Минрегиона России от 19 марта 2010 г. №10496-СК/07 не может служить основанием для отказа Акчуриной В.И. в реализации ее права на обеспечение жильем в соответствии с указанными нормами Федерального закона «О ветеранах» и Указом Президента №714.

В то же самое время, действующим законодательством не предусмотрена обязанность Министерства финансов РФ и Управления Федерального казначейства по Тюменской области оказывать Акчуриной В.И. как инвалиду Великой Отечественной войны меру социальной поддержки в виде улучшения жилищных условий, данные ответчики являются ненадлежащими, как уже говорилось выше, такая обязанность лежит на органах государственной власти субъекта РФ, так как представитель истца согласно ч.2 ст.41 ГПК РФ не согласилась на замену ненадлежащих ответчиков, суд рассмотрел дело по предъявленному иску и в его удовлетворении отказал.

Руководствуясь ст.55 Конституции РФ; пп.4 ч.1 ст.14, ст.23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах»; Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»; ст.ст.14,35,56,67, 98, 194-197 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Акчуриной Веры Ивановны к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства по Тюменской области, администрации г.Тюмени о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Тюменский областной суд с подачей жалобы через Калининский районный суд г.Тюмени.

Председательствующий

Федеральный судья И.А.Шаламова.

Решение в окончательной форме изготовлено 20.05.2011 года.

Копия верна

Судья И.А. Шаламова