НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Калининского районного суда г. Тюмени (Тюменская область) от 15.09.2020 № 2А-4915/20

72RS0013-01-2020-005577-52

Дело № 2а-4915/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Тюмень 15 сентября 2020 года

Калининский районный суд г. Тюмени в составе:

Председательствующего судьи Лобанова А.В.,

при секретаре Плесовских Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с применением средств аудиопротоколирования административное дело по административному иску Короткова Николая Павловича к Инспекции федеральной налоговой службы России по г.Тюмени №1 о признании незаконным решения об отказе в возврате уплаченного налога, возложении обязанности предоставить имущественный налоговый вычет,

УСТАНОВИЛ:

Коротков Н.П. обратился в суд с административным иском к ИФНС России по г.Тюмени №1 о признании незаконным решения об отказе в возврате уплаченного налога, возложении обязанности предоставить имущественный налоговый вычет. Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ года через личный кабинет истцом подана налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме №3-НДФЛ за 2015 год, с заявленным имущественным налоговым вычетом по приобретению земельного участка и строительству жилого дома по адресу: <адрес>, с суммой налога к возврату из бюджета 76 962,00 рубля. ДД.ММ.ГГГГ года отделом урегулирования задолженностей №2 ИФНС России по г.Тюмени №1 принято решение № об отказе в возврате уплаченного налога по причине представления заявления по истечении 3 лет со дня ее уплаты на основании п.7 ст.78 НК РФ. Основанием для подачи налоговой декларации послужило то, что истец построил и является собственником жилого дома с 13.12.2018 года, земельного участка с 21.11.2018 года. Является пенсионером по старости. Согласно п.10 ст.220 НК РФ истец имеет право на перенос имущественного налогового вычета на 2015, 2016, 2017 отчетные годы. В период с 27.11.2019 года по 27.02.2020 года налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка. ДД.ММ.ГГГГ года истец в личном кабинете налогоплательщика обнаружил переплату в сумме 76 962,02 рубля. Воспользовался функцией «Распорядиться переплатой», в результате чего было сформировано 2 заявления на сумму 76 962 рубля. Сумма 0,02 рубля поступила на счет 14.04.2020 года. ДД.ММ.ГГГГ года налоговым органом принято решение № об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, подтвержден имущественный налоговый вычет в сумме 645 180,00 рублей. Сумма налога, подлежащая к возврату из бюджета, составила 76 962 рубля. ДД.ММ.ГГГГ года на жалобу истца получен ответ о том, что переплата по налогу на доходу физических лиц на сумму 76 962 рубля образовалась на основании представленной декларации по форме 3-НДФЛ за 2015 год и, соответственно, по представленному заявлению от 02.04.2020 года на возврат суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц налоговым органом принято решение об отказе в осуществлении возврата в связи с тем, что заявление подано по истечении 3 лет со дня уплаты налога. 16.06.2020 года истец обратился в налоговый орган с жалобой на решение № об отказе в предоставлении имущественного налогового вычета. 22.06.2020 года на указанную жалобу истцом получен ответ о том, что налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ и заявление о возврате НДФЛ за 2015 год с учетом положений п.7 ст.78 НК РФ необходимо было предоставить в срок не позднее 31.12.2018 года. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в УФНС России по Тюменской области с жалобой на решение № об отказе в предоставлении имущественного налогового вычета на основании п.7 ст.78 НК РФ. ДД.ММ.ГГГГ года на указанную жалобу истцом получен ответ о том, что заявление о возврате НДФЛ за 2015 год с учетом положений п.7 ст.78 НК РФ необходимо было предоставить в срок не позднее 31.12.2018 года. Исходя из доводов ответчика, налогоплательщик, получающий пенсию в соответствии с законодательством РФ, имеет право на имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 п.1 ст.220 НК РФ, перенесенным на предшествующие налоговые периоды, но не более трех, непосредственно предшествующих налоговому периоду, а в силу п.7 ст.78 НК РФ получить возврат налога из бюджета не может. То есть, учитывая ст.78 НК РФ, если за переносом имущественного налогового вычета на предшествующие налоговые периоды налогоплательщик обращается в налоговом периоде, непосредственно следующем за налоговым периодом, в котором образовался имущественный налоговый вычет, то количество налоговых периодов, на которые может быть перенесен вышеуказанный остаток, соответственно уменьшается. Так, при представлении налоговой декларации за 2015 год в 2019 году данный налоговый период будет являться налоговым периодом, непосредственно следующим за налоговым периодом, в котором образовался имущественный налоговый вычет (2018 год), но в силу п.7 ст.78 НК РФ, налоговый вычет может быть перенесен на налоговые периоды только 2016, 2017 годов. То есть количество налоговых периодов уменьшается на один. Истец считает, что доводы ответчика, основаны на неверном толковании положений п.7 ст.78 НК РФ, без взаимосвязи с п.10 ст.220 НК РФ. Между тем, в соответствии с п.7 ст.3 НК РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Кроме того, истец считает, что рассматривание имущественного налогового вычета как излишне уплаченного налога, неприменимо. На основании изложенного истец просит признать незаконным решение № ИФНС России по г.Тюмени №1 об отказе в возврате уплаченного налога за 2015 отчетный год в размере 76 962,00 рубля, обязать ответчика предоставить истцу имущественный налоговый вычет путем возврата уплаченного налога на доходы физических лиц за 2015 отчетный год в размере 76 962,00 рубля, взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 2 508,86 рублей (л.д.3-5).

02 сентября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление ФНС России по Тюменской области (л.д.57).

Административный истец Коротков Н.П. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал по основаниям в нем изложенным.

Представитель административного ответчика ИФНС России по г.Тюмени № 1 Дюндюкова И.Л. в судебном заседании с иском не согласилась по основаниям изложенным в письменных возражениях на иск (л.д.51-54).

Представители заинтересованного лица УФНС России по Тюменской области Пустовойтов С.Г., Астапенко П.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, по основаниям изложенным в письменных возражениях на иск (л.д.70-72).

Суд, заслушав объяснения лиц участвующих в судебном заседании, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 27.11.2019 года Коротковым Н.П. в Инспекцию представлена налоговая декларация формы 3-НДФЛ за 2015 год с суммой налога к возврату из бюджета – 76 962,00 руб. (л.д.6-8).

По результатам проведенной камеральной налоговой проверки ДД.ММ.ГГГГ года вынесено решение № об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику подтвержден имущественный налоговый вычет в суме 645 180 рублей. Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, составила 76 962 рубля (л.д.9-13).

04 июня 2020 года ИФНС России по г.Тюмени №1 принято решение № об отказе в возврате уплаченного налога по причине представления заявления по истечении 3 лет со дня ее уплаты (л.д.25).

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 16.04.2020 года Короткову Н.П. принадлежит на праве собственности индивидуальный жилой дом расположенный по адресу: <адрес> (л.д.14-20).

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 28.12.2018 года Короткову Н.П. принадлежит на праве собственности земельный участок расположенный по адресу: <адрес> (л.д.21-23).

Короткову Н.П. назначена пенсия по старости с 02 июля 2011 года, что подтверждается удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.24).

В административном исковом заявлении Коротков Н.П. указывает на неправомерность отказа в предоставлении имущественного налогового вычета.

Вместе с этим, как следует из решения № от ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом установлено право налогоплательщика на имущественный налоговый вычет и возврат налога из бюджета.

В соответствии со ст. 229 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе подать декларацию по налогу на доходы физических лиц, заявив в ней имущественный налоговой вычет по налогу на доходы физических лиц.

Согласно ст. 220 Налогового кодекса РФ имущественные налоговые вычеты, могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю (далее в настоящем пункте - налоговый агент) при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты налоговым органом по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с п.10 ст.220 Налогового кодекса РФ у налогоплательщиков, получающих пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи, могут быть перенесены на предшествующие налоговые периоды, но не более трех, непосредственно предшествующих налоговому периоду, в котором образовался переносимый остаток имущественных налоговых вычетов.

В случае если предоставление указанного остатка имущественного налогового вычета производится путем возврата излишне уплаченного налога, статья 78 Налогового кодекса РФ применяется с учетом позиции, изложенной в письме Минфина от ДД.ММ.ГГГГ года №

Согласно пункту 11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 года №98 срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный п.6 ст.78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 НК РФ.

В соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Кроме того, перенос остатка имущественного вычета на предшествующие налоговые периоды не связывается с наличием у налогоплательщика в этих налоговых периодах права на получение данного вычета.

С учетом вышеизложенного при получении остатка имущественного налогового вычета излишняя уплата налога возникает в налоговом периоде, в котором налогоплательщик обратился за его получением.

Распределение получения остатка имущественного налогового вычета на три предшествующих периода указывает, в каких налоговых периодах может быть учтена сумма переплаты налога, возникшая при обращении налогоплательщика за получением остатка имущественного налогового вычета.

Таким образом, при обращении налогоплательщика по окончании налогового периода за переносом в соответствии с пунктом 10 статьи 220 Налогового кодекса РФ остатка имущественного налогового вычета, образовавшегося в этом налоговом периоде, на предшествующие налоговые периоды трехгодичный срок для возврата излишне уплаченного налога отсчитывается начиная с налогового периода, непосредственно предшествующего налоговому периоду, в котором образовался переносимый остаток имущественного налогового вычета.

Однако в рассматриваемой ситуации остаток перенесен не был, поскольку налогоплательщик правом на получение имущественного налогового вычета в период получения облагаемого НДФЛ дохода не воспользовался. Таким образом, остаток имущественного налогового вычета не был и не мог быть образован.

Исходя из указанного ссылка налогоплательщика на применение п.10 ст. 220 НК РФ несостоятельна. Позиция подтверждается письмом Минфина от ДД.ММ.ГГГГ г. №

Налоговым кодексом Российской Федерации срок для обращения в налоговый орган для представления налоговой декларации в целях получения имущественного налогового вычета не ограничен.

При этом заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога, в соответствии п. 7 ст. 78 НК РФ может быть подано в срок, не позднее трех года с момента уплаты указанной суммы.

Согласно п. 6 ст. 78 сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Поскольку получение имущественного налогового вычета (его остатка) является правом налогоплательщика, а не обязанностью, до обращения налогоплательщика, за его предоставлением излишне уплаченного налога не возникает.

02.04.2020 года Коротков Н.П. представил в налоговый орган заявление, на возврат суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц по истечении трехлетнего срока в соответствии с п.7 ст. 78 НК РФ.

На довод административного истца, который считает, что рассмотрение имущественного налогового вычета как излишне уплаченного налога, не применительно. Суд считает необходимым пояснить следующее, суммы налога на доходы физических лиц, причитающиеся к возврату в связи с предоставлением полагающихся налогоплательщику стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных ст.ст.218-221 Налогового кодекса РФ, следует рассматривать как излишне уплаченные суммы налога. В связи с этим возврат таких сумм налога на доходы физических лиц осуществляется в общеустановленном порядке в соответствии со ст.78 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, заявив имущественный налоговый вычет в декларации по форме 3-НДФЛ за 2015 год в рамках ст. 229 Налогового кодекса РФ, заявление о возврате необходимо было предоставить не позднее 31.12.2018 года.

Форма заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) утверждена Приказом ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@.

Согласно приказу Федеральной налоговой службы от 15 февраля 2012 N ММВ-7- 10/88@ «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности Федеральной налоговой службы, её территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения» срок хранения переписки с физическими лицами по вопросам основной деятельности - 5 лет.

В судебном заседании не установлено, что у налогоплательщика не имелось возможности своевременно, в рамках установленного п. 7 ст.78 Налогового кодекса РФ срока, предъявить налоговому органу обоснованные требования о возврате НЛФЛ за 2015 г. в 2016-2018 годах.

Кроме того, в соответствии с пп.1 п.1 ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях, налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.

В силу пп.10, п.1 ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Также налоговые органы обязаны осуществлять совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов.

В силу п. 2 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или - бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только, после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В соответствии с пп.2 п.1 ст.139.3 НК РФ вышестоящий налоговый орган оставляет жалобу без рассмотрения, если установит, что жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного настоящим Кодексом, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано.

Как следует из материалов дела, административный истец, не согласившись с решением ИФНС России по г.Тюмени №1 в досудебном порядке обращался в вышестоящий налоговый орган - УФНС России по Тюменской области с обращением, поступившим 20.06.2020 года.

13 июля 2020 года УФНС России по Тюменской области подготовлен ответ на обращение истца, согласно которого, действия налогового органа признаны правомерными (л.д.30).

В соответствии с п.66 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» пропуск налогоплательщиком установленных НК РФ сроков на подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган свидетельствует о несоблюдении налогоплательщиком обязательного досудебного порядка обжалования соответствующих решений налоговых органов и означает невозможность их оспаривания в суде.

Федеральным законом от 02.07.2013 №153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (внесены изменения в статью 138 НК РФ, регулирующей порядок обжалования ненормативных актов налоговых органов.

Согласно правовой позиции постановления арбитражного суда Поволжского округа от 14 ноября 2018г. №Ф06-38351/2018 «решение вышестоящего налогового органа об оставлении жалобы без рассмотрения в связи с отказом в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы заявителя, носит исключительно процедурный характер и не может быть признано в качестве решения по жалобе налогоплательщика, с принятием которого НК РФ и АПК РФ связывают соблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования налогового спора».

Таким образом, соблюдением досудебного порядка налогоплательщиком является рассмотрение вышестоящим налоговым органом жалобы налогоплательщика по существу. В обратном случае имеются основания для оставления судом административного искового заявления без рассмотрения на основании п.1 ч.1 ст. 196 КАС РФ.

В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно п. 3 ст.138 НК РФ в случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало 1 известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе.

Следовательно, предусмотренный ст. 219 КАС РФ срок для обращения в суд с административным исковым заявлением в части признания незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченной суммы НДФЛ в размере 76 962,00 рубля, от ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщиком не пропущен.

Таким образом, оценив установленные обстоятельства в совокупности, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле документов, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме. В иске надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.3, 21, 32, 78, 80, 88, 210, 219, 220 Налогового кодекса РФ, ст.ст. 14, 45, 46, 62, 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Короткова Николая Павловича к Инспекции федеральной налоговой службы России по г.Тюмени №1 о признании незаконным решения об отказе в возврате уплаченного налога, возложении обязанности предоставить имущественный налоговый вычет - отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня составления к окончательной форме путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Тюмени.

Решение принято в совещательной комнате.

Председательствующий судья А.В. Лобанов