72RS0013-01-2022-011852-77 Дело 2а-1616/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Тюмень 13 февраля 2023 года
Калининский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Полушиной А.В.,
при секретаре судебного заседания Ананьевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ИФНС России по г.Тюмени №1, УФНС России по Тюменской области о признании незаконными решений,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к ИФНС России по г.Тюмени №1, УФНС России по Тюменской области о признании незаконными решений. В обоснование иска указано, что оспариваемыми решениями он привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения и к обязанности уплатить налог на доходы физических лиц за 2020 год, а также пени и штраф. Оспариваемые решения не соответствуют нормам Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ). ИФНС России по г.Тюмени № 1 в решении № 8416 ссылается на п. 1 ст. 41 НК РФ, где доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности её оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыть организаций» НК РФ. Фактически доходы им не получены, его расходы превышают его доходы, в связи с чем отсутствует налогооблагаемая база. Такие расходы как консультация банка, как профессионального участника рынка ценных бумаг, расходы на ведение брокерского счета непосредственно связаны с деятельностью по обращению ценных бумаг и их реализацией, то есть деятельностью, направленной на получение дохода. В пояснениях налоговому органу он дополнительно сообщал, что в 2020 году в связи с непреодолимыми обстоятельствами, а именно – пандемия, падение рынков ценных бумаг, он получил убыток от размещения денежных средств в ценных бумагах, реализовав их после падения стоимостью более чем на 50-90% ниже цены приобретения. Фактически на сегодняшний день у него нет доступа к банковскому счету в Швейцарском банке UBS, начисленный доход от процентов и продажи ценных бумаг им не получен, а отражен только в выписках банка. В совокупности всех операций, связанных с покупкой, обращением и продажей ценных бумаг, подтвержденные им расходы превышают полученные доходы, в связи с чем отсутствует налогооблагаемая база, в соответственно обязанность по уплате налога на доходы физических лиц за 2020 год и, следовательно нет базы для начисления штрафа, пени за неуплату НДФЛ.
Просит признать незаконным решение ИФНС России по г.Тюмени № 1 № 8416 от 19.09.2022 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Признать незаконным решение УФНС России по Тюменской области № 1248 от 21.11.2022 года.
Определением Калининского районного суда г.Тюмени от 13.01.2023 года по ходатайству ФИО1 были приняты меры предварительной защиты в виде приостановления действия решения ИФНС России по г.Тюмени № 1 от 19.09.2022 года № 8416 о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения УФНС России по Тюменской области от 21.11.2022 года № 1248, до вступления решения суда в законную силу.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, о причине неявки суд не известил.
Представитель административного ответчика ИФНС России по г.Тюмени № 1 по доверенности Рыбалка О.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление (т. 1 л.д. 230-243).
Представитель административного ответчика ИФНС России по г.Тюмени № 1, УФНС России по Тюменской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление (т. 2 л.д. 1-5).
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, обсудив доводы в обоснование иска и возражения на него, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Судом установлено следующее.
30.04.2021 года ФИО1 в налоговый орган представлена налоговая декларация на бумажном носителе по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2020 год, в связи с получением дохода от источников за пределами Российской Федерации. Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, на основании указанной декларации – 0 руб.
25.04.2022 года ФИО1 представлена уточненная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2020 год, в связи с получением дохода от источников за пределами Российской Федерации. Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, на основании указанной декларации – 0 руб.
В приложении 2 «Доходы от источников за пределами РФ» указанной налоговой декларации ФИО1 отражен доход в общей сумме 25 749 453 руб., из них по коду дохода 32 «иные доходы» - 11 683 107 руб., по коду дохода 23 «проценты» - 14 066 346 руб. Также заявлены расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг и производных финансовых инструментов, право на которые установлено положениями ст. 214.1 НК РФ в размере 26 056 233,76 руб. (т. 1 л.д. 11-60).
Камеральная налоговая проверка представленной налогоплательщиков уточненной налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2020 год завершена 18.07.2022 года, по результатам которой установлены расхождения в Приложении 8 «Расчет по операциям с ценными бумагами».
Порядок заполнения налоговой декларации по форме 3-НДФЛ на отчетный момент регулировался Приказом ФНС России от 28.08.2020 N ЕД-7-11/615@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме".
Приложение 8 указанной налоговой декларации заполняется в отношении расчетов расходов и вычетов по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами (ПФИ), а также по операциям, осуществленным в рамках инвестиционного товарищества.
Согласно пункту 14.1 Порядка заполнения декларации, Приложение 8 заполняется в отношении расходов и вычетов по операциям с ценными бумагами, производными финансовыми инструментами (ПФИ), в том числе по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете в соответствии со статьями 214.1, 214.3, 214.4, 214.9 Кодекса, а также доходов от участия налогоплательщика в инвестиционных товариществах, путем заполнения следующих показателей:
в строке 010 - код вида операции указывается в соответствии с приложением N 8 к настоящему Порядку;
в строке 020 - общая сумма дохода, полученная по совокупности совершенных операций;
в строке 030 - общая сумма расходов, связанная с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг и производных финансовых инструментов (ПФИ), а также по сделкам РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги, по операциям займа ценными бумагами, по операциям, осуществленным в рамках инвестиционного товарищества;
в строке 040 - общая сумма расходов, принимаемая в уменьшение доходов по совокупности совершенных операций. Значение данного показателя включается в сумму расходов, принимаемой в уменьшение полученных доходов (строка 050 Раздела 2);
в строке 050 - признак учета убытков по доходам, указанным в строке 020 Приложения 8, полученным по совокупности совершенных операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами (ПФИ), а также по сделкам РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги, по операциям займа ценными бумагами, по операциям, осуществленным в рамках инвестиционного товарищества: проставляется "1" - если убыток (включая неучтенный убыток прошлых лет) учитывается в отчетном налоговом периоде; проставляется "0" - если такой убыток не учитывается.
При указании в строке 050 Приложения 8 признака "0" строки 051 и 052 Приложения 8 не заполняются;
в строке 051 - код вида операции, по которой принимается убыток, заполняется в соответствии с приложением N 8 к настоящему Порядку;
в строке 052 - общая сумма убытка, принимаемая в уменьшение доходов по совокупности совершенных операций, полученная налогоплательщиком, в том числе в предыдущих налоговых периодах, размер которых определяется исходя из сумм убытков, полученных налогоплательщиком в предыдущих налоговых периодах (в течение 10 лет) за минусом сумм убытков, учтенных при определении налогового вычета в предыдущих налоговых периодах. Значение данного показателя включается в сумму расходов, принимаемой в уменьшение полученных доходов (строка 050 Раздела 2).
При отражении убытка, принимаемого в уменьшение доходов по совокупности совершенных операций, заполняется необходимое количество строк 051 и 052 Приложения 8;
в строке 060 - общая сумма инвестиционного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 219.1 Кодекса, принимаемая к вычету по совокупности совершенных операций. Значение данного показателя включается в сумму расходов, принимаемой в уменьшение полученных доходов (строка 040 Раздела 2);
в строке 070 - общая сумма инвестиционного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статьи 219.1 Кодекса, принимаемая к вычету по совокупности совершенных операций.
Сумма строк 040, 052, 060, 070 Приложения 8 не может превышать показателя по строке 020 Приложения 8.
По строке 020 налогоплательщиком отражена сумма полученных доходов по совокупности совершенных операций 11 683 107 руб., по строке 040 – отражена сумма расходов, принимаемая в уменьшение доходов по совокупности совершенных операций в размере 26 056 233,76 руб. (т. 1 л.д. 60)
Таким образом, инспекцией установлено, что в нарушение пункта 14.1 Порядка заполнения декларации ФИО1 завышена сумма расходов, принимаемых в уменьшение доходов на 14 373 126,46 руб.
Согласно абзацу 1 пункта 12 статьи 214.1 НК РФ, финансовый результат по операциям с ценными бумагами определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, которые указаны в пункте 10 статьи 214.1 Кодекса.
Абзацем 3 пункта 12 статьи 214.1 НК РФ установлено, что финансовый результат определяется по окончании налогового периода, если иное не установлено статьей 214.1 Кодекса. При этом финансовый результат по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, которые обращаются на организованном рынке и базисным активом которых являются ценные бумаги, фондовые индексы или иные финансовые инструменты срочных сделок, базисным активом которых являются ценные бумаги или фондовые индексы, и по операциям с иными финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке, определяется отдельно.
По данным налогоплательщика сумма расходов, принимаемых в уменьшение доходов, составила 26 056 233,76 руб., по данным налогового органа – 11 683 107,30 руб.
Расхождение между данными налогоплательщика и данными налогового органа по сумме расходов, принимаемых в уменьшение доходов, по разделу № 2 декларации «Расчет налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по ставке 13%» составили 14 373 126,46 руб.
Налоговая база для исчисления НДФЛ по указанном разделу декларации по данным налогоплательщика отсутствует, по данным налогового органа составляет 14 066 354,41 руб.
Инспекцией за 2020 год доначислен НДФЛ в сумме 1 828 625 руб. (14 066 345,41 руб. *13%).
Инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки № 10144 от 01.08.2022, направленный налогоплательщику через кабинет налогоплательщика с извещением № 12376 от 01.08.2022 года о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, назначенного на 13.09.2022 года в 14.00 час. (т. 1 л.д. 183-191)
23.08.2022 года ФИО1 представлены возражения по акту от 01.08.2022 года (т. 1 л.д. 178-179).
13.09.2022 года материалы камеральной налоговой проверки и возражения по акту № 10144 от 01.08.2022 года рассмотрены налоговым органом в отсутствие налогоплательщика (т. 1 л.д. 180-181).
19.09.2022 года Инспекцией вынесено решение № 8416 о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения, доначисления ему к оплате НДФЛ за 2020 год в сумме 1 828 625 руб., пени 261 036,21 руб., налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату или полную неуплату сумм налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. С учетом смягчающих обстоятельств в соответствии с п. 4 ст. 112 НК РФ сумма штрафа была уменьшена в 16 раз и составила 22 857,82 руб. (т. 1 л.д. 161-175).
Решение от 19.09.2022 года направлено ФИО1 (т. 1 л.д. 176-177).
С решением ФИО1 не согласился, подав апелляционную жалобу, указав, что по совокупности операций, связанных с покупкой, обращение и продажей ценных бумаг, подтвержденным им расходы превышают полученные доходы, в связи с чем у него отсутствует налогооблагаемая база, и, соответственно, отсутствует обязанность по уплате налога на доходы физических лиц за 2020 год. Полагал доначисление ему НДФЛ в сумме 1 825 625 руб. за 2020 год неправомерным (т. 1 л.д. 156-160).
В ходе рассмотрения жалобы УФНС России по Тюменской области, при анализе выписок банка UBS, полученной по международному автоматическому обмену информацией с компетентными органами иностранных государств на основании статьи 6 Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.01.1988 года, с изменениями, внесенными Протоколом от 27.05.2010 (ратифицирована Федеральным законом от 04.11.2014 № 325-ФЗ и многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014 (подписано ФНС России на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.04.2016 № 834-р), было установлено, что налогоплательщиком в 2020 году проданы ценные бумаги, что отражено ФИО1 в декларации за 2020 год по коду дохода 32 «иные доходы» в размере 11 683 107,30 руб.
При выписке банка UBS за период с 01.01.2020 - 31.12.2020 установлено, что налогоплательщиком получен доход в виде процентов (купонный доход) в сумме 5 472 097,15 руб., что соответствует данным, полученным в рамках международного обмена, ФИО1 данная сумма учтена по коду 23 «проценты». Из положений ст. 214.1 НК РФ следует, что суммы накопленного купонного дохода, полученные налогоплательщиком при реализации ценных бумаг, включаются в доходы налогоплательщика, а соответственно, расходы налогоплательщика по приобретению ценных бумаг включают суммы накопленного купонного дохода, уплаченные налогоплательщиком продавцу ценных бумаг.
При определении положительного финансового результата по операциям с ценными бумагами, в налоговую базу включаются доходы от реализации ценных бумаг и полученный купонный доход в общем размере 17 155 204,45 руб. (11 683 107,30 руб. + 5 472 097,15 руб.).
Таким образом, сумма расходов, принятых УФНС России по Тюменской области, в уменьшение полученных доходов, составила 17 155 204,45 руб.
По коду «проценты» ФИО1 в декларации формы 3-НДФЛ за 2020 год отражена сумма выплат в размере 8 594 248,26 руб., которая согласно выписке банка UBS за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 и данным международного автоматического обмена, относится к типу выплат «дивиденды». Доход в виде дивидендов, в соответствии с положениями п. 2 ст. 214 НК РФ, не относится к налоговой базе по операциям с ценными бумагами, и не подлежит уменьшению на документально подтвержденным и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг.
Сумма налогообложения полученных ФИО1 дивидендов за 2020 год в размере 8 594 248,26 руб., составила к уплате в бюджет 1 117 252 руб. (8 594 248,26 руб.* 13%). Указанная сумма налога на доходы физических лиц не была уплачена налогоплательщиком в срок не позднее 15.07.2021 года, в связи с чем, ФИО3 был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 13 965,65 руб. (1 117 252 руб. + 20% / 16).
В соответствии с положениями ст. 75 НЕ РФ начислены пени в сумме 159 469,12 руб. по состоянию на 19.09.2022 года на сумму неуплаченного НДФЛ в размере 1 117 252 руб.
Таким образом, УФНС России по Тюменской области определило, что налогообложению подлежит сумма полученных ФИО1 дивидендов в размере 8 594 248,26 руб., а сумма НДФЛ, подлежащая уплате ФИО1 в бюджет за 2020 год составила 1 117 252 руб.
С учетом данных обстоятельств, УФНС России по Тюменской области отменило решение ИФНС России по г.Тюмени № 1 от 19.09.2022 года № 8416 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части НДФЛ, подлежащего уплате в бюджет ФИО1 за 2020 год в сумме 711 373 руб., штрафа по ч. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 8 892,17 руб., пеней в сумме 101 567,09 руб. (т. 1 л.д. 146-155).
По состоянию на 30.01.2023 года ФИО1 сумма НДФЛ в размере 1 117 252 руб. уплачена в полном размере, пени в сумме 159 469,12 руб. погашены частично, остаток пени, подлежащей уплате в бюджет, составляет 4 469,00 руб.
Проверяя законность и обоснованность решения УФНС России по Тюменской области, суд с указанными выводами соглашается, так как указанные выводы сделаны на основании применения норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Статьей 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 статьи 214.1 НК РФ доходами от операций с ценными бумагами признаются, в том числе доходы от реализации, полученные в налоговом периоде, доходы в виде купона.
Согласно пункту 2 статьи 214 Кодекса сумма налога в отношении дивидендов, полученных от источников за пределами Российской Федерации, определяется применительно к каждой сумме полученных дивидендов по ставке, предусмотренной пунктом 1 статьи 224 Кодекса.
На основании пунктов 12 и 14 статьи 214.1 НК РФ налоговой базой по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок признается положительный финансовый результат по совокупности соответствующих операций, исчисленный за налоговый период. При этом, финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в пункте 10 статьи 214.1 Налогового кодекса РФ. В частности, расходами по операциям с ценными бумагами признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг. Расходы учитываются в том налоговом периоде, в котором признаются доходы (абз. 2 пункта 12 статьи 214.1 НК РФ).
Согласно части 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Доводы административного истца о фактически не полученном доходе начисленного дохода от процентов и продажи ценных бумаг судом не принимаются, подлежит отклонению, как не основанные на нормах материального права. Письмо от 30.06.2022 года о закрытии представительства банка и замораживании денежных средств и активов данных доводов не подтверждает, так как не исключена возможность дальнейшего использования активов в будущем.
Из смысла статей 218, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Предусмотренной законом совокупности, условий, необходимой для удовлетворения заявленных требований при рассмотрении настоящего дела не установлено. При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения административного иска о признании незаконными решения ИФНС России по г.Тюмени № 1 № 8416 от 19.09.2022, решения УФНС России по Тюменской области № 1248 от 21.11.2022 года, отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 о признании незаконными решения ИФНС России по г.Тюмени № 1 от 19.09.2022 № 8416 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения УФНС России по Тюменской области от 21.11.2022 года № 1248, отказать.
Со дня вступления настоящего решения в законную силу отменить меры предварительной защиты в виде приостановления действия решения ИФНС России по г.Тюмени № 1 от 19.09.2022 года № 8416 о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения УФНС России по Тюменской области от 21.11.2022 года № 1248, принятые на основании определения Калининского районного суда г.Тюмени от 13.01.2023 года.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы в Калининский районный суд города Тюмени.
Решение в окончательной форме составлено 27 февраля 2023 года.
Председательствующий судья подпись А.В. Полушина