НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Калининского районного суда г. Тюмени (Тюменская область) от 02.06.2022 № 2А-4207/2022

72RS0013-01-2022-004344-97

Дело № 2а-4207/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Тюмень 02 июня 2022 года

Калининский районный суд г.Тюмени в составе:

председательствующего судьи Бойевой С.А.,

при секретаре Созоновой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тюмени №1 к Ондер Альфине Гапнасировне о взыскании задолженности по обязательным платежам, санкциям,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №1 обратилась с административным иском к Ондер А.Г. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени. Требования мотивированы тем, что Ондер А.Г. состоит на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика страховых взносов с 01.01.2017г., поскольку с 07.06.2011г. по 18.09.2017г. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно ст.430 НК РФ размер страховых взносов за 2017 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 23400,00 руб. на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС в размере 4590,00 руб. В связи с чем, налогоплательщику за период с 01.01.2017г. по 18.09.2017г. начислены страховые взносы на ОПС в размере 16770,00 руб., на ОМС в размере 3289,50 руб. Так как страховые сборы не уплачены в установленный срок, инспекцией начислены пени за период с 04.10.2017г. по 04.10.2021г. на обязательное пенсионное страхование в размере 5257,95 руб., по страховым взносам на ОМС в размере 1031,37 руб., о чем в адрес административного ответчика направлены требования заказным письмом. Судебный приказ мирового судьи судебного участка №9 Калининского судебного района г.Тюмени от 23.12.2021 года, отменен 18.01. 2022 года в связи с возражениями ответчика. Поскольку до настоящего времени задолженность не оплачена, административный истец просит суд, взыскать с Ондер А.Г. задолженность в размере 26348,82 руб., в том числе по страховым взносам за 2017 год на обязательное пенсионное страхование в размере 16770,00 руб., пени за период с 04.10.2017г. по 04.10.2021г. в размере 5297,95 руб.0 по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в размере 3289,50 руб., пени в размере 1031,37 руб..

Представитель административного истца Бикеева А.П. в судебном заседании просила требования удовлетворить по изложенным в иске основаниям, в целом пояснила, что первоначально по заявлению Ондер А.Г. в 2018г. ей было предоставлено освобождение от уплаты страховых взносов за 2017г., однако в 2021г. в ходе контрольных мероприятий было установлено, что ответчик ошибочно освобождена от уплаты страховых взносов.

Административный ответчик в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать, поскольку с 2013 по 2018г. осуществляла уход за ребенком инвалидом, получала выплату. Кроме того в 2018г. ИФНС освободила ее от уплаты страховых взносов за 2017 год.

Выслушав административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Судом достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что Ондер А.Г. состоит на учете в налоговой инспекции в качестве плательщика страховых взносов с 01.01.2017г.. В период с 07.06.2011 года по 18.07.2017г. была зарегистрирована в индивидуального предпринимателя, в связи с чем, в силу положений статьи 5 Закона N 212-ФЗ и статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" является страхователем по пенсионному и социальному страхованию и плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации. Деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекращена в связи с принятием соответствующего решения. Доказательств обратного стороной ответчика не представлено, установленные судом обстоятельства не опровергнуты.

Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (часть 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ).

Исходя из частей 1, 2 статьи 25 названного Закона в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно (часть 3 статьи 25 Закона N 212-ФЗ).

В соответствии с соглашением ФНС России № ММВ-23-11/26@, ПФ РФ № АД-09-31/сог/79 от 30.11.2016 «Об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации», Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование возложены с 01.01.2017г. на налоговый орган.

С учетом положений ст.425 Налогового кодекса РФ административным истцом Ондер А.Г. начислены к оплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 16770,00 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере зачисляемые в бюджет в Федеральный фонд ОМС в размере 3289,50 руб..

В адрес ответчика через личный кабинет налогоплательщика направлено требования №144695 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа по состоянию на 05 октября 2021 со сроком исполнения до 11 ноября 2021 года, (л.д. 21 оборот- 22).

В связи с неуплатой страховых взносов Ондер А.Г. налоговым органом начислены пени за период с 04.10.2017г. по 04.10.2021г. на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на обязательное медицинское страхование в размере 5257,95 руб., на обязательное пенсионное страхование в размере 1031,37 руб. (лд.19-20).

Расчет пени по страховым взносам представленный административным истцом судом проверен и принят во внимание как верный, административным ответчиком расчёт не оспорен, иного расчета не представлено.

Проверяя соблюдение административным истцом срок обращения с заявлением, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Таким образом, срок на принудительное взыскание задолженности в судебном порядке должен исчисляться с 11.11.2021г. по 11.05.2021г..

Как следует из материалов дела налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №9 Калининского судебного района с заявлением о выдаче судебного приказа по взысканию с Ондер А.Г. задолженности по страховым взносам 17.12.2021 года, т.е. в установленный законом срок.

На основании судебного приказа №2а-7286/2021/9м от 23.12.2021г., мирового судьи судебного участка №9 Калининского судебного района г.Тюмени от 23.12.2021 года с должника Ондер А.Г. в пользу ИФНС России по г.Тюмени №1 взыскана задолженность по страховым взносам за 2017г. на обязательное медицинское и пенсионное страхование, пени, госпошлина. Определением мирового судьи судебного участка №9 Калининского судебного района г.Тюмени от 18 января 2022 года вышеуказанный судебный приказ отменен (л.д.12).

Согласно ч.1 п.3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №1 к Ондер А.Г. о взыскании задолженности поступило в Калининский районный суд г.Тюмени 28 апреля 2022 (л.д.2), т.е. в пределах срока, установленного п. 2 ст.48 Налогового кодекса РФ.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 430 Налогового кодекса индивидуальные предприниматели не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.

В силу пункта 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" плательщики страховых взносов освобождаются от их уплаты в период ухода, за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Из материалов дела следует, что административным ответчиком в налоговый орган в 2018 году были представлены документы, подтверждающие уход за ребенком инвалидом, в связи с чем, был предоставлен ответ ИФНС России по г.Тюмени от 20.04.2018г. из которого следует, что инспекцией приняты документы для освобождения от уплаты страховых взносов в фиксированном размере в связи с присмотром и уходом за ребенком инвалидом. Также в ответе указано о том, что Ондер А.Г. освобождена от уплаты страховых взносов в фиксированном размере за период с 01.01.2017г. по 31.12.2017г..

Статьей 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что письменные доказательства представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии (пункт 2).

Предоставленные представителем административного истца копии документов (письмо от 17.11.2021г. №15-28/048588, реестр отправки, запрос от 24.09.2021г. и ответ ОПФР по Тюменской области от 27.10.2021г.) не заверены надлежащим образом, отсутствует дата и подпись заверителя, оригиналы указанных документов в суде не представлены.

В силу ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

На основании ч. 1 ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Довод административного ответчика об отсутствии решения об установлении периода ухода не может явиться безусловным основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку из представленных материалов дела следует, что Ондер А.Г. осуществляла уход за ребенком инвалидом до 31.08.2018г., то есть до момента обращения в УПФР в г.Тюмени и Тюменской области с заявлением о прекращении осуществления компенсационной выплаты в связи с прекращением осуществления ухода за Ондер О.Б. олу.

Доказательств того, что решение об установлении периода ухода является обязательным для предоставления налоговой льготы административным истцом не представлено. Согласно пункту 34 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, такое решение является необходимым для подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии.

Принимая во внимание письмо ИФНС России по г.Тюмени №1 от 20 апреля 2018г. №15-17/017645 на заявление б/н от 06 апреля 2018г. суд приходит к выводу о том, что административный ответчик Ондер А.Г. обоснованно полагала, что освобождена налоговым органом от уплаты страховых взносов за период с 01.01.2017г. по 31.12.2017г..

Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст.84 Кодекса административного судопроизводства РФ, с учётом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что административный ответчик представил в налоговый орган документы для освобождения от уплаты страховых взносов на основании которых ей было предоставлено освобождение от уплаты страховых взносов, своевременного решения об отказе в предоставлении налоговой льготы административным истцом не представлено, принимая во внимание, то обстоятельство, что налоговый орган 20.04.2018г. освободил Ондер А.Г. от уплаты страховых взносов за 2017 год, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании страховых взносов и пени за 2017 год.

Руководствуясь ст.ст. ст.ст.3,23,45,48,83,419 Налогового кодекса РФ, ст.ст.45,46,62,84,114,286,289,290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №1 к Ондер Альфине Гапнасировне о взыскании задолженности по обязательным платежам, санкциям, отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Тюмени.

Председательствующий судья (подпись) С.А. Бойева

Мотивированное решение составлено 06 июня 2022 года.

Копия верна.

Подлинник решения подшит и хранится в Калининском районном суде г.Тюмени в материалах административного дела № 2а-4207/2022

Судья С.А. Бойева