НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Калининского районного суда г. Челябинска (Челябинская область) от 15.12.2021 № 2А-5834/2021

Дело № 2а-5834/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск 15 декабря 2021 года

Калининский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Рохмистрова А.Е.,

рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Челябинска к Шамсутдиновой Зульфире Мухубулловне о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска обратилась в суд с административным иском к Шамсутдиновой З.М. о взыскании минимального налога, зачисляемого в бюджеты Российской Федерации, за 2016 год в размере 537 рублей 21 копейки, пени по нему в размере 151 рубля 41 копейки, пени за нарушение срока уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчётные периоды, истёкшие до 1 января 2017 года, в размере 354 рублей 72 копеек, всего 1 043 рубля 34 копейки, указав на то, что административный ответчик своевременно не оплатил названные налоги и страховые взносы, в связи с чем начислены пени.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещён, просил рассмотреть дело в своё отсутствие, выразил согласие на рассмотрение дела в порядке упрощённого (письменного) производства.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщил.

Сведения о дате, времени и месте судебного разбирательства доведены до всеобщего сведения путём размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://www.kalin.chel.sudrf.ru.

Суд в силу ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определил рассмотреть дело в порядке упрощённого (письменного) производства в связи с неявкой сторон в судебное заседание.

Исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что административный истец просит взыскать с административного ответчика пени за нарушение срока внесения страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчётные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере 354 рублей 72 копеек, которые отражены в требовании по состоянию на 2 августа 2019 года.

Вместе с тем сведений о пениобразующей недоимке, на которую начислены испрашиваемые пени, налоговым органом не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административным истцом не доказан факт наличия пениобразующей недоимки, в том числе её своевременной уплаты либо взыскания в установленном законом порядке, либо своевременное предъявление исполнительного документа ко взысканию, в связи с чем заявленное требование о взыскании пени за нарушение срока внесения страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчётные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере 354 рублей 72 копеек не может быть удовлетворено.

Кроме того, в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Поскольку заявленные ко взысканию пени образовались за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, то они признаются судом безнадежными к взысканию и подлежат списанию.

Согласно п. 1 ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, административный ответчик 12 августа 2014 года зарегистрирована как индивидуальный предприниматель, 24 февраля 2016 года в ЕГРИП внесена запись о прекращении административным ответчиком деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного заявления.

В соответствии с п. 1 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации до утраты статуса индивидуального предпринимателя административный ответчик являлся плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения (далее по тексту, в том числе УСН).

5 июля 2016 года административный ответчик подал в ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска уточнённую налоговую декларацию по УСН за 2016 год, согласно которой сумма минимального налога, подлежащего уплате в бюджет, составила 1 665 рублей.

В соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзац третий пункта 2 настоящей статьи (абзац четвёртый п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно абзацу первому п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац второй п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац третий п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Абзацем 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

5 июля 2017 года налоговый орган направил в адрес административного ответчика почтовой связью требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 29 июня 2017 года, в котором указано на необходимость в срок до 27 июля 2017 года оплатить минимальный налог в бюджеты субъектов за 2016 год в размере 1 665 рублей и пени по нему по 29 июня 2017 года в размере 31 рубля 60 копеек.

30 октября 2017 года административный ответчик произвёл частичную уплату минимального налога за 2016 год в размере 1 127 рублей 79 копеек, в связи с чем непогашенной осталась задолженность в размере 537 рублей 21 копейки (1 665 - 1 127,79).

23 августа 2017 года налоговый орган направил в адрес административного ответчика почтовой связью требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 16 августа 2017 года, в котором указано на необходимость в срок до 13 сентября 2017 года оплатить пени на минимальный налог в бюджеты субъектов за 2016 год за период с 30 июня 2017 года по 16 августа 2017 года в размере 23 рублей 96 копеек.

2 ноября 2017 года налоговый орган направил в адрес административного ответчика почтовой связью требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 30 октября 2017 года, в котором указано на необходимость в срок до 28 ноября 2017 года оплатить пени на минимальный налог в бюджеты субъектов за 2016 год за период с 17 августа 2017 года по 30 октября 2017 года в размере 36 рублей 25 копеек.

8 августа 2019 года налоговый орган направил в адрес административного ответчика почтовой связью требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 2 августа 2019 года, в котором указано на необходимость в срок до 3 сентября 2019 года оплатить пени на минимальный налог в бюджеты субъектов за 2016 год за период с 1 ноября 2017 года по 17 января 2019 года в размере 61 рубля 57 копеек, а также пени по земельному налогу, по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование на общую сумму по требованию в размере 2 934 рублей 32 копеек.

После выставления требования сумма недоимок и пени административного ответчика превысила 3 000 рублей, поэтому у налогового органа появилось право на обращение в суд в связи с неисполнением названного требования.

14 января 2020 года, то есть в течении шестимесячного срока со дня истечения периода на добровольное исполнение требования , налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 2 Калининского района г. Челябинска с заявлением о вынесении судебного приказа по взысканию, в том числе спорных недоимок, судебный приказ вынесен 17 января 2020 года и отменён определением от 25 февраля 2020 года в связи с поступившими от должника возражениями.

Документы о своевременном направлении налоговому органу определения об отмене судебного приказа по запросу суда от мирового судьи не поступили, согласно справочному листу дела определение об отмене судебного приказа от 25 февраля 2020 года получено представителем административного истца 11 октября 2021 года нарочно, после чего 27 октября 2021 года подан настоящий административный иск в суд.

Причины пропуска срока на обращение в суд после отмены судебного приказа признаются судом уважительными, поскольку в отсутствие сведений об отмене судебного приказа налоговый орган не мог своевременно обратиться в суд за взысканием спорной недоимки, соответственно поданное административным истцом ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд в этой части подлежит удовлетворению.

Определяя размер задолженности налогоплательщика, суд считает возможным взять за основу представленные административным истцом расчёты, которые административным ответчиком не опровергнуты, судом проверены и являются правильными.

Сведения об уплате административным ответчиком спорной недоимки и пени материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах, с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию минимальный налог, зачисляемый в бюджеты Российской Федерации, за 2016 год в размере 537 рублей 21 копейки, пени по нему в размере 151 рубля 41 копейки, всего 688 рублей 62 копейки.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 111, 175-180, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Челябинска удовлетворить частично.

Взыскать с Шамсутдиновой Зульфиры Мухубулловны, (дата) года рождения, уроженки (адрес), зарегистрированной по месту жительства по адресу: (адрес), ИНН , в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Челябинска минимальный налог, зачисляемый в бюджеты Российской Федерации, за 2016 год в размере 537 рублей 21 копейки, пени по нему в размере 151 рубля 41 копейки, всего 688 рублей 62 копейки.

В удовлетворении административного иска в части взыскания пени за нарушение срока уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчётные периоды, истёкшие до 1 января 2017 года, Инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Челябинска отказать.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течении двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о принятии судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Калининский районный суд г. Челябинска.

Председательствующий А.Е. Рохмистров

Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2021 года