НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Калининского районного суда г. Челябинска (Челябинская область) от 10.07.2019 № 12-255/19

Дело № 12-255/2019

Р Е Ш Е Н И Е

10 июля 2019 года

Судья Калининского районного суда г. Челябинска Челябинской области Пшеничная Т.С., при секретаре Кузнецовой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: г.Челябинск, ул.Каслинская, д. 42 жалобу Байбородиной Марины Николаевны на постановление начальника ИФНС России по Калининскому району г.Челябинска №35 от 08 мая 2019 года по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «Автоэкспресс» Байбородиной Марины Николаевны, предусмотренном ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника ФИО1 по (адрес) от (дата) директор ООО «Автоэкспресс» ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.

ФИО4 с указанным постановлением не согласилась, обратилось с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что (дата) между ФИО5 и ООО «Автоэкспресс» был заключен Договор об оказании услуг № , по условиям которого ООО «Автоэкспресс» приняло обязательства оказать ФИО5 консультационные, информационные, правовые и иные услуги. Обязательства были исполнены в полном объеме, ФИО5 подтвердил факт оказания ООО «Автоэкспресс» услуг по договору своевременно и надлежащим образом путем собственноручного подписания акта приема- передачи оказанных услуг от (дата). Оплата была произведена путем безналичного списания со счета ФИО5 денежных средств, и зачисления их на расчетный счет ООО «Автоэкспресс» открытый в ООО «Экспобанк». Расчет был осуществлен путем безналичного перевода денежных средств ООО «Экспобанк» с банковского (текущего) счета, открытого на имя ФИО5, на основании его распоряжения, составленного на бумажном носителе, на банковский счет получателя - ООО «Автоэкспресс».При этом банк на основании указанного распоряжения ФИО5, договора банковского счета, заключенного с ФИО5, и в соответствии с Положение 383- П составил платежное поручение на бумажном носителе. Поскольку договор между ООО «Автоэкспресс» и ФИО5 заключен (дата), установленный законом срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности начал исчисляться с (дата) и истек (дата).

ФИО2 в судебном заседании участия не приняла, извещена надлежащим образом.

ФИО1 по (адрес) участия в судебном заседании не принял, извещен надлежащим образом представил отзыв.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд считает, что оснований для удовлетворения жалобы ФИО2 не имеется, постановление следует оставить без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 14.5 КоАП РФ неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

При этом, согласно статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

При рассмотрении материалов дела и решения вопроса о назначении административного наказания инспекцией установлено, что ООО «Автоэкспресс» является субъектом малого и среднего предпринимательства, о чем свидетельствует справка от (дата), сформированная с сайта ФНС ФИО1;

Оспариваемым постановлением директор ФИО7 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде предупреждения.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено.

Объектом указанного правонарушения выступает установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов.

Состав правонарушения является формальным, наступления вредных последствий не требуется.

Объективную сторону образуют деяние в форме действий (бездействия), которые содержатся в диспозиции части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе бездействие, выразившееся в неприменении в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники.

Субъективная сторона выражается в непринятии всех необходимых мер для соблюдения закона. Субъектом правонарушения выступает лицо, осуществляющее реализацию товаров, выполнение работ либо оказание услуг, и ответственное за соблюдение требований законодательства о применении ККТ.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №54-ФЗ) установлено, что контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Указанная редакция статьи введена Федеральным законом от 03 июля 2016 года №290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступила в законную силу с 15 июля 2016 года.

На основании статьи 4.7 Федерального закона №54-ФЗ кассовый чек и бланк строгой отчетности содержат, в числе прочего, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, следующие обязательные реквизиты: регистрационный номер контрольно- кассовой техники; заводской номер экземпляра модели фискального накопителя; фискальный признак документа; адрес сайта уполномоченного органа в сети «Интернет», на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака; абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя (клиента) в случае передачи ему кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме или идентифицирующих такие кассовый чек или бланк строгой отчетности признаков и информации об адресе информационного ресурса в сети «Интернет», на котором такой документ может быть получен; адрес электронной почты отправителя кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме в случае передачи покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме; порядковый номер фискального документа; номер смены; фискальный признак сообщения (для кассового чека или бланка строгой отчетности, хранимых в фискальном накопителе или передаваемых оператору фискальных данных).

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (пункт 1 статьи 5 Федерального закона №54-ФЗ).

Согласно пункту 5 статьи 1.2 Федерального закона №54-ФЗ (в редакции от 03 июля 2016 года) пользователь ККТ при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов, обязан обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается.

Статья 1.1 Федерального закона №54-Фз определено, что расчеты – это прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.

Довод ФИО2 о том, что расчет с ФИО5 был осуществлён без использования средств электронного платежа, путем безналичного расчета с составлением платежного поручения на бумажном носителе основан на неверном толковании норм действующего законодательства, кроме того в платежном поручении от (дата) отсутствует подпись ФИО5

Из материалов дела следует, что ФИО5 распорядился своими денежными средствами по оплате договора об оказании услуг № от (дата), путем подачи заявления ФИО1 ООО «Экспобанк» о перечислении собственных средств со своего счета в банке на реквизиты расчетного счета ООО «Автоэкспресс». В ходе проверки, по данному делу указанные обстоятельства подтверждены ответом ООО «Экспобанк». Данный факт свидетельствует о совершении ФИО5 расчета с использованием электронного средства платежа.

В действующем законодательстве закреплено понятие: Электронное средство платежа - это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно- коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств (пункт 19 статьи 3 Федерального закона от 27 июня 2011 года №161-ФЗ «О национальной платежной системе»).

В соответствии с п.4 ст.4 Федерального закона от 03 июля 2018 агод №192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №192-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа), расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги вправе не применять контрольно-кассовую технику и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 1 июля 2019 года.

Исходя из буквального толкования данной нормы, законодателем предусмотрено освобождение от применения ККТ до 1 июля 2019 года при осуществлении:

расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа),

расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт,

при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов,

при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг,

при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Слова «в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа)» относятся именно к случаям осуществления расчетов организаций и индивидуальных предпринимателей с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, и не относятся к расчетам при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, осуществлению зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, предоставлению займов для оплаты товаров, работ, услуг, предоставлению или получению иного встречного предоставления за товары, работы, услуги. Указанные изменения вступили в силу с 03 июля 2018 года.

На основании пункта 3 статьи 16.1 Федерального закона от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией.

Из приведенных норм действующего законодательства следует, что при осуществлении расчета электронными средствами платежа организация обязана применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией.

Нарушений конституционных и процессуальных прав, а также норм КоАП РФ, регулирующих порядок производства по делам об административных правонарушениях, не выявлено. Действия директора ООО «Автоэкспресс» по ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ квалифицированы правильно.

Сомнений в правильности сделанного налоговым органом вывода не имеется, существенные для дела обстоятельства установлены полно и правильно, мера наказания в виде предупреждения назначена в пределах санкции данной статьи КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, то есть за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 данного Кодекса, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Событие рассматриваемого административного правонарушения имело место (дата), следовательно, постановление о назначении директору ООО «Автоэкспресс» ФИО2 административного наказания от (дата) вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену вынесенного по делу постановления, в ходе производства по данному делу допущено не было, нормы материального права применены правильно.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление начальника ФИО1 по (адрес) от (дата) по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Автоэкспресс» ФИО2 оставить без изменения, а жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.

Судья: ФИО6