НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Калининского районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика) от 26.07.2022 № 12-257/2022

УИД 21MS0

Дело № 12-257/2022

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

26 июля 2022 г. г. Чебоксары

Судья Калининского районного суда г. Чебоксары Захарова О.С., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Алюминиевая корпорация «ГС-Резерв» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 8 Калининского района г. Чебоксары от 31 мая 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Алюминиевая корпорация «ГС-Резерв» ФИО1,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Калининского района г. Чебоксары от 31 мая 2022 г. по делу об административном правонарушении директор ООО «Алюминиевая корпорация «ГС-Резерв» (далее – Общество) ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Из судебного постановления следует, что директор Общества ФИО1 не сообщил представителю нанимателя (работодателю) о заключении трудового договора с работником ФИО2, занимавшей ранее должность главного специалиста-эксперта сектора по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, при замещении которых государственные гражданские служащие Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В жалобе, поданной в районный суд, ФИО1 просит отменить постановление мирового судьи, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что положения закона, устанавливающие административную ответственность за содеянное, на момент рассмотрения дела утратили силу. Также просил учесть, что срок исполнения требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ о направлении представителю нанимателя (работодателю) сообщения по последнему месту работы сотрудника о заключении с ним трудового договора являются незначительным (просрочено на 3 дня), в связи с чем имеются основания для его освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения либо замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

В судебном заседании директор ООО «Алюминиевая корпорация «ГС-Резерв» ФИО1 доводы жалобы поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель прокуратуры Калининского района г. Чебоксары в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Изучив доводы жалобы, выслушав объяснения участника производства по делу, проверив материалы дела об административном правонарушении с учетом требований ст.30.6 КоАП РФ, судья приходит к следующим выводам.

Административная ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ наступает за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон о противодействии коррупции).

В силу ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, ст. 64.1 Трудового кодекса РФ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в ч. 1 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

Неисполнение работодателем обязанности, установленной ч. 4 ст. 12 Закона, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч. 5 ст. 12 Закона о противодействии коррупции).

Исходя из взаимосвязанных положений чч. 4 и 5 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ (бывший государственный (муниципальный) служащий), обязанности сообщать в 10-дневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ, в течение 2 лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы (абз. 2 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 № 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ»).

Из материалов дела следует, что прокуратурой Калининского района г. Чебоксары проведена проверка соблюдения требований законодательства о труде и противодействии коррупции.

В ходе проверки установлено, что 1 марта 2022 г. приказом директора ООО «Алюминиевая корпорация «ГС-Резерв» ФИО2 принята на работу на должность менеджера по продажам.

Ранее до приема на работу в ООО «Алюминиевая корпорация «ГС-Резерв» ФИО2 замещала должность муниципальной службы главного специалиста-эксперта сектора по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Чувашкой Республики, с ДД.ММ.ГГГГ освобождена от занимаемой должности, о чем было сообщено руководству Общества при ее трудоустройстве.

Данная должность включена в Перечень должностей муниципальной службы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проверки прокуратурой района сделан вывод о том, что руководитель ООО «Алюминиевая корпорация «ГС-Резерв» ФИО1 в нарушение требований ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции не сообщил представителю нанимателя (работодателю) о заключении трудового договора с ФИО2 по последнему месту ее службы. В адрес Министерства труда и социальной защиты Чувашкой Республики уведомление о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ направлено лишь ДД.ММ.ГГГГ

Вывод мирового судьи о наличии в действиях директора ООО «Алюминиевая корпорация «ГС-Резерв» ФИО1 состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст. 19.29 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Вместе с тем имеются основания для отмены принятого мировым судьей постановления по делу по следующим основаниям.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

В силу ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Согласно чч. 2 и 3 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в п. 4.3 постановления Конституционного Суда РФ от 20.04.2006 № 4-П, императивное по своему характеру правило ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличия у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от 17.03.2020 № 149 утвержден Перечень должностей государственной гражданской службы Чувашской Республики в Министерстве труда и социальной защиты Чувашской Республики, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В указанный Перечень, в том числе включена должность главного специалиста-эксперта сектора по делам инвалидов.

Между тем, приказом Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от 22.04.2022 № 99 «О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от 17 марта 2020 г. № 149», зарегистрированном в Госслужбе ЧР по делам юстиции 18.05.2022 № 7689, внесены изменения, указанная выше должность была исключена из Перечня.

Таким образом, с 30 мая 2022 г. положения закона, за нарушение которого вменено руководителю ООО «Алюминиевая корпорация «ГС-Резерв» ФИО1, отменены.

В настоящем случае приказ Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от 22.04.2022 № 99 улучшает положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а потому положение ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ по настоящему делу подлежит применению.

Судьей установлено, что на момент вынесения мировым судьей постановления о привлечении ФИО1 к административной ответственности (31 мая 2022 г.) приказ Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от 22.04.2022 № 99 «О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от 17 марта 2020 г. № 149» вступил в законную силу, рассматриваемая должность главного специалиста-эксперта сектора по делам инвалидов, которую ранее занимала ФИО2, исключена из Перечня должностей государственной гражданской службы Чувашской Республики в Министерстве труда и социальной защиты Чувашской Республики, что не являлось нарушением законодательства РФ о противодействии коррупции и, соответственно, обязанность сообщить представителю нанимателя о заключении трудового договора с ФИО2 по последнему месту ее службы, отсутствовала.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность (ст. 24.5 КоАП РФ).

Положения ч. 2 ст. 1.7 и п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции РФ применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Исходя из совокупности указанных норм, смягчение положений закона, за нарушение которых устанавливалась административная ответственность, влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица.

При таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с признанием утратившими силу положения закона, устанавливающего административную ответственность, за содеянное.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

Жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 8 Калининского района г. Чебоксары от 31 мая 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении руководителя ООО «Алюминиевая корпорация «ГС-Резерв» ФИО1, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) путем направления жалобы непосредственно в суд кассационной инстанции.

Судья О.С. Захарова

Решение27.07.2022