Дело № 2а-1003/2022
69RS0037-02-2022-000886-09
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июля 2022 года г. Тверь
Калининский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Гуляевой Е.В.,
при секретаре Лепешкиной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Тверской области к Тонику С. Р. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2016-2019 годы, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 9 по Тверской области 18.04.2022 обратилась в Калининский районный суд с административным исковым заявлением к Тонику С.Р. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2016-2019 годы в размере 2073 руб. и пени в размере 27,03 руб., всего – 2100,03 руб.
Представлены сведения о направлении истцом административного искового заявления ответчику и сведения об отмене судебного приказа.
Требования мотивированы тем, что налогоплательщику в соответствии с главой 31 НК РФ начислен земельный налог за 2016,2017,2018,2019 годы в сумме по 2073 руб., со сроками уплаты соответственно не позднее 01.12.2017, 03.12.2018, 02.12.2019,01.12.2020.
Объектом налогообложения является объект с кадастровым номером № в автокооперативе .
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленный законом срок, налогоплательщику начислены пени по земельному налогу в сумме 27,03 руб., в том числе на недоимку 2016 года за период с 02.12.2017 по 29.07.2018 – 20,04 руб., на недоимку 2017 года за период с 04.12.2018 по 14.01.2019 – 3,60 руб., на недоимку 2018 г. за период с 03.12.2019 по 24.12.2019 – 1,57 руб., на недоимку 2019 г. за период с 02.12.2020 по 13.12.2020 – 1,82 руб.
Истец о судебном заседании извещен, в исковом заявлении содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
Административный ответчик Тоник С.Р. в судебное заседание, о котором извещен, не явился. Представил письменные возражения на иск, указав, что земельный участок в автокооперативе продан им Б.В.И. 18.10.1994, видимо новый владелец его на себя не переоформил. Считает, что срок для взыскания задолженности пропущен. Просил о рассмотрении дела без его участия.
Изучив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации граждане обязаны платить законно установленные налоги. Конституционная обязанность по уплате налогов имеет публично правовой характер, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
В силу п. 3 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.
В силу статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Обязанность по уплате налога возникает при наличии объекта налогообложения и принадлежности его ответчику.
Обязанность уплачивать земельный налог возникает у лица с момента регистрации за ним прав на земельный участок в ЕГРН, а прекращается эта обязанность со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Объектом налогообложения указан земельный участок, поименованный в налоговом уведомлении: с кадастровым номером № (ОКТМО 28701000) в автокооперативе .
Установлено, что постановлением главы администрации города Твери от 30.12.1992 № 826-4 земельный участок площадь 24 кв.м под гаражом 1289 предоставлен был в пожизненное наследуемое владение Тонику С.Р.
Согласно выписки из ЕГРН указанный земельный участок стоит на кадастровом учете с 23.12.2005 с кадастровым номером №. Права на него в установленном законом порядке не зарегистрированы. Но в особых отметках указано, что правообладателем числится Тоник С.Р.
Доказательств отчуждения указанного земельного участка, прекращения права пожизненного наследуемого владения ответчиком не представлено.
Суд проверил утверждение ответчика об отчуждении имущества – объекта налогообложения.
По сообщению и документам, предоставленным Департаментом управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери, постановлением главы администрации г. Твери от 28.09.2021 № 2154 «О передаче в аренду земельных участков под гаражи гражданам в Заволжском, Московском и Пролетарском районе» земельный участок площадь 26 кв.м гараж № 15 в предоставлен Б.В.И.. Сведений о сделках в отношении спорного участка нет.
Таким образом допустимых доказательств прекращения права пожизненного наследуемого владения ответчика на земельный участок – объект налогообложения, перехода прав на земельный участок в юридически значимый период другому лицу, не представлено. Справка автокооператива за 1994г. не является допустимым доказательством, поскольку не подтверждена правоустанавливающими документами, не содержит данных идентифицирующих гараж, сведений в отношении определенного земельного участка.
Правильность расчета земельного налога содержится в налоговом уведомлении, не оспорена.
В дело представлены налоговые уведомления № 55936587 от 21.09.2017, № 54544221 от 29.08.2018, № 45631073 от 12.10.2019, № 26702251 от 03.08.2020 об уплате указанные недоимок в суммах соответственно 335 руб., 335 руб., 335 руб. и 1068 руб. в сроки установленные законом.
В адрес налогоплательщика выставлены требования об уплате налога, первое из которых № 23747 содержало требование об уплате недоимки до 17.09.2018. Последующие требования также содержали требования об уплате недоимок за соответствующий налоговый период.
Таким образом, налоговым органом обоснованно предъявлено требование о взыскании с ответчика земельного налога за указанные в иске налоговые периоды в отношении названного объекта налогообложения.
Доказательств оплаты спорной недоимки ответчиком не представлено.
Возражения Тоника С.Р. на судебный приказ, также как и на иск, заключаются в том, что не имеет задолженности, у него отсутствует право собственности на объект налогообложения. Данные возражения объективного подтверждения не нашли.
Исходя из положений ст.44 ч.3 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается в связи с его уплатой. В то же время, согласно положениям ст. 48, 70 НК РФ несвоевременная уплата налога предусматривает возможность применения налоговым органом такой обеспечительной меры как взыскание пени.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Указанной статьей предусмотрен порядок взыскания соответствующих пеней. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Исходя из положений ст.44 ч.3 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается в связи с его уплатой. В то же время, согласно положениям ст. 48, 70 НК РФ несвоевременная уплата налога предусматривает возможность применения налоговым органом такой обеспечительной меры как взыскание пени.
В постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П и определении от 4 июля 2002 года N 202-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж-пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Данная мера носит восстановительный характер.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Указанной статьей предусмотрен порядок взыскания соответствующих пеней. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В связи с несвоевременной уплатой в установленный законом срок налоговых платежей, налогоплательщику Тонику С.Р. на основании ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени на недоимку по земельному налогу 2016 года за период с 02.12.2017 по 29.07.2018 – 20,04 руб., на недоимку 2017 года за период с 04.12.2018 по 14.01.2019 – 3,60 руб., на недоимку 2018 г. за период с 03.12.2019 по 24.12.2019 – 1,57 руб., на недоимку 2019 г. за период с 02.12.2020 по 13.12.2020 – 1,82 руб., всего - 27,03 руб. Размер пени подтвержден расчетом.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств уплаты земельного налога за 2016-2019 годы за земельный участок с кадастровым номером № (ОКТМО 28701000), пени, наряду с основной недоимкой, подлежат взысканию с ответчика в бюджет.
Срок обращения в суд с административным иском о взыскании недоимки после отмены судебного приказа административным истцом не пропущен. Мнение ответчика об обратном не обоснованно.
В соответствии со ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Установлено, что налоговый орган обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Тоника С.Р. той же задолженности. 31.01.2022 вынесен судебный приказ № 2а-168\2022, но 15.02.2022 определением мирового судьи судебного участка № 19 Тверской области, он отменен в связи с поступившими возражениями должника. Исковое заявление подано до истечения шести месяцев со дня отмены судебного приказа.
Согласно статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 23.12.2020), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац второй пункта 2); требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац второй пункта 3).
С 23.12.2020 обращение в суд предусмотрена, если сумма превысила 10000 руб.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей (до 23.12.2020 -3000 руб.), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
С учетом срока уплаты недоимки в самом раннем налоговом требовании до 17.09.2018 заявление о выдаче судебного приказа должно было быть подано через 3 года и 6 месяцев, то есть до марта 2022 года, а подано раньше то есть своевременно.
Право пожизненного наследуемого владения Тоникка С.Р. на названный земельный участок возникло до вступления в силу Закона от 21.07.1997 № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии с п. 1 ст. 6 которого права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного Закона, являются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Аналогичное правило закреплено в ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившим в силу с 01.01.2017.
Таким образом отсутствие государственной регистрации права налогоплательщика на земельный участок не может являться основанием к освобождению от уплаты налога.
Согласно ст. 114 КАС РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, поэтому с ответчика следует взыскать в соответствующий бюджет государственную пошлину – 400 руб., исчисленную в порядке п.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст.175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Тоника С. Р., ДД.ММ.ГГГГ.рождения, уроженца (СНИЛС ), зарегистрированного по месту жительства по адресу: , в соответствующий бюджет через Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 9 по Тверской области недоимку по земельному налогу за 2016-2019 годы в размере 2073 руб., пени в сумме 27 руб. 03 коп., всего – 2100,03 руб.
Взыскать с Тоника С. Р., ДД.ММ.ГГГГ.рождения, уроженца , зарегистрированного по месту жительства по адресу: , государственную пошлину в доход бюджета Калининского муниципального района Тверской области в сумме 400 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Калининский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Е.В. Гуляева
Мотивированное решение составлено 28.07.2022 (в течение 10 рабочих дней).
Дело № 2а-1003/2022
69RS0037-02-2022-000886-09