НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Калининского районного суда (Тверская область) от 13.05.2021 № 2А-625/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 мая 2021 года г. Тверь

Калининский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Гуляевой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ромашвили А.С.,

с участием: ответчика Позина С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Тверской области к Позину С. В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 год, пени,

установил:

Межрайонная ИФНС № 9 по Тверской области обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к Позину С.В.

Требования мотивированы тем, что налогоплательщику Позину С.В. в соответствии со ст. 357 НК РФ и законом Тверской области № 75-30 от 06.11.2002 «О транспортном налоге в Тверской области» начислен транспортный налог за 2018 г. в сумме 14870 руб. по сроку уплаты по налоговому уведомлению не позднее 02.12.2019. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленный законом срок, налогоплательщику начислены пени по транспортному налогу на недоимку за 2018 год за период с 03.12.2019 по 24.12.2019 - 69,76 руб., на недоимку 2015,2016 года за период с 02.12.2016 по 08.07.2019 – 746,56 руб.

В адрес ответчика направлены налоговые требования. Ответчиком транспортный налог, пени в бюджет не уплачены. В связи с поступившими возражениями должника, судебный приказ о взыскании указанной задолженности, отменен.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил взыскать с Позина С.В. недоимку по транспортному налогу за 2018 год -14870 руб. и пени -816,32 руб.

В заявлении от 20.04.2021 истец уменьшил размер взыскания по недоимке за 2018 год до 11868,10 руб.

Представитель административного истца МИФНС России № 9 по Тверской области, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принял.

В предыдущем судебном заседании представитель истца Давыдова Т.А. пояснила, что платеж от 17.03.2020 в сумме 14870 руб. зачтен в счет недоимки не за 2018 год, а за предшествующий налоговый период: 4125 руб. за 2015 год, 10745 руб. – за 2016 год, поскольку плательщиком не был указан налоговый период, за который осуществлен платеж. Представителю истца предложено с учетом указания должником в платежных документах индекса документа, по которому осуществлялся платеж (18206949200001627354), проверить правильность зачета платежа в счет задолженности за иной налоговый период. Представитель истца поясняла, что это возможно с помощью специальной программы.

Административный ответчик Позин С.В. в судебном заседании возражал против исковых требований, указав, что получив налоговое требование об уплате недоимки за 2018 год, к которому прилагались квитанции, произвел оплату недоимки в сумме, указанной в платежных документов. Полагает, что в связи с этим не имеет недоимки по транспортному налогу за 2018г. Налоговый орган необоснованно засчитал данный платеж за предшествующий налоговый период, по которому пропущен срок взыскания налога.

Изучив доводы иска, пояснения сторон, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации граждане обязаны платить законно установленные налоги. Конституционная обязанность по уплате налогов имеет публично правовой характер, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

В силу п. 3 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.

Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге.

Законом Тверской области от 06.11.2002 г. №75-30 «О транспортном налоге в Тверской области» на территории Тверской области с 01.01.2003 введен транспортный налог, определены ставки, порядок и сроки уплаты названного налога.

На основании ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются, в том числе, автомобили и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За ответчиком в рассматриваемом налоговом периоде 2018 год зарегистрированы транспортные средства: автомобиль ПАЗ 32053, гос.рег.знак , автомобиль DATSUN ON-DO, гос.рег.знак , автомобиль ХЕНДЭ SONATA, гос.рег.знак , ПАЗ 32054, гос.рег.знак .

Факт принадлежности ответчику в налоговом периоде 2018 года указанных автомашин подтвержден данными МРЭО ГИБДД УВД по Тверской области.

Указанные автомашины являются объектами налогообложения, в связи с чем на ответчика законом возлагается обязанность уплаты транспортного налога.

В соответствии с ч.1 ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащего уплате налогоплательщиком - физическим лицом, исчисляется налоговым органом.

Согласно расчету налогового органа ответчику Позину С.В. за 2018 год начислен транспортный налог на вышеуказанные транспортные средства, на общую сумму 14870 руб.

В заявлении от 20.04.2021 истец уменьшил размер взыскания по недоимке до 11868,10 руб. в связи с частичной оплатой.

Факт направления налоговым органом в адрес ответчика соответствующих налогового уведомления № 45136987 от 25.07.2019 со сроком уплаты по 02.12.2019 и требования об уплате взыскиваемой недоимки № 105038 в срок до 04.02.2020, требования № 86878 в срок до 05.11.2019 подтвержден документально, не оспаривался.

Статьей 48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Установлено, что налоговый орган обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Позина С.В. той же задолженности. 04.08.2020 вынесен судебный приказ, но 25.09.2020 определением мирового судьи судебного участка № 19 Тверской области он отменен, в связи с поступившими возражениями должника.

Бесспорных доказательств наличия у Позина С.В. недоимки по транспортному налогу за 2018 год не представлено.

Действующее законодательство не предусматривает возможности изменения назначения платежа получателем денежных средств. Такое право предоставлено лишь собственнику перечисляемых денежных средств.

При наличии волеизъявления плательщика на уплату недоимки за конкретный период, выраженное в платежном документе, налоговый орган не вправе не вправе менять назначение платежа и использовать перечисленные налогоплательщиком суммы для погашения имеющихся у него недоимок.

Законом допускается зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения (ст. 78 НК РФ).

Ответчиком представлены подлинные чеки-ордера от 17.03.2020 об оплате недоимки в сумме 14870 руб. и пени в размере соответствующем налоговому уведомлению и требованию об уплате недоимки за 2018 год, при этом в платежном документе содержится индекс документа, соответствующего индексу документа, выставленному налоговым органом относительно недоимки 2018 года.

Индекс документа или уникальный идентификатор начисления позволяет идентифицировать гражданина, осуществляющего перечисление и назначение платежа. Поэтому суд исходит из наличия в платежных документах об уплате недоимки назначения платежа, который определяется индексом документа, относящегося к недоимке за 2018 год.

А значит недоимка по транспортному налогу в сумме, указанной в иске, ответчиком оплачена им 17.03.2020, после получения требования № 105038 об уплате налога.

Исходя из положений ст.44 ч.3 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается в связи с его уплатой. В то же время, согласно положениям ст. 48, 70 НК РФ несвоевременная уплата налога предусматривает возможность применения налоговым органом такой обеспечительной меры как взыскание пени.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Указанной статьей предусмотрен порядок взыскания соответствующих пеней. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В связи с несвоевременной уплатой в установленный законом срок налоговых платежей, налогоплательщику Позину С.В. на основании ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени по транспортному налогу за 2018 год за период просрочки с 03.12.2019 по 24.12.2019 в сумме 69,76 руб.

Расчет пени подтвержден расчетом. Поскольку транспортный налог за 2018 год Позиным С.В. уплачен лишь 17.03.2020, то начисление пени в сумме 69,76 руб. за такой период не противоречит закону и установленным обстоятельствам.

В части пени на недоимку за 2015,2016 годы в размере 746,56 руб. в исковом заявлении не указаны юридически значимые обстоятельства – основания начисления пени. Не представлены налоговые уведомления за налоговые периоды 2015,2016 года, позволяющие определить размер недоимок, не указаны данные о времени уплаты недоимки, просрочке уплаты, а также о её взыскании в приказном порядке.

В приложении к иску имеется требование № 86878 со сроком исполнения до 05.11.2019, содержащее указание на размер пени 756 руб. 56 коп. безотносительно конкретного налогового периода.

При этом ответчиком представлен платежный документ от 17.03.2020 об уплате суммы пени в размере 816,32 руб. (69,76+ 746,56) со ссылкой на индекс документа 18206949200001627362. В отсутствие доказательств обратного, суд исходит из оплаты ответчиком суммы пени, заявленной в иске, 17.03.2020.

С учетом установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Тверской области к Позину С. В., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 год, пени за 2018 год за период с 03.12.2019 по 24.12.2019, пени на недоимку 2015,2016 года за период с 02.12.2016 по 08.07.2019 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Калининский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Е.В.Гуляева

Мотивированное решение составлено 27.05.2021 (в течение 10 рабочих дней).

1версия для печатиДело № 2а-625/2021 ~ М357/2021 (Решение)