НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Калининского районного суда (Тверская область) от 01.04.2021 № 2А-662/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 апреля 2021 года г. Тверь

Калининский районный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Гуляевой Е.В.,

при секретаре Ромашвили А.С.,

с участием: представителя административного ответчика по доверенности Кочетковой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колочковой Е. Ю. к администрации муниципального образования Тверской области «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве малоимущей № 19 от 29.12.2020, обязании устранить нарушение,

У С Т А Н О В И Л:

Колочкова Е.Ю. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением о признании незаконным отказа администрации поселения в принятии её на учет в качестве малоимущей № 19 от 29.12.2020 (в иске опечатка в части года принятия решения), обязании устранить нарушение, признав её малоимущей и приняв на учет нуждающихся в жилом помещении.

Мотивировала заявленные требования тем, что до 10.12.2001 была зарегистрирована по адресу: <адрес>. Дом, в котором находилась указанная квартира в 2001г., сгорел. Иных объектов недвижимости в её распоряжении нет. Обратилась к ответчику с заявлением о признании малоимущей и улучшении жилищных условий. В письме от 13.07.2020 администрацией поселения указано на необходимость предоставления заявления определенной формы и пакета документов: паспорта, справки о составе семьи, занимаемой площади, копий налоговых деклараций и т.д. Справку о составе семьи и выписку из домовой книги ей в администрации, в отделе по вопросам миграции ОМВД России по Калининскому району Тверской области не выдали.

Уведомлением № 19 от 29.12.2020 ответчиком ей отказано в принятии на учет в качестве малоимущей. Основанием к отказу явилось непредоставление документов: справки о пожаре, справки о составе семьи, нотариально заверенной копии паспорта, включая страницу о семейном положении, выписки из домовой книги с действующим сроком действия, копии трудовой книжки. Также указано, что предоставленная справка Отделения миграционной службы ОМВД России по Тверской области предоставлена без даты и на имя Клочковой.

Выражая несогласие с оспариваемым решением в форме уведомления, истец считает, что предоставленный ей при обращении пакет документов полностью соответствует списку, предоставленному администрацией поселения. Получить справку о составе семьи и выписку из домовой книги не могла по обстоятельствам, изложенным в иске.

В судебное заседание административный истец Колочкова Е.Ю. не явилась. Извещена о времени месте рассмотрения дела под уведомление. Полномочия Крылова П.Н. в качестве её представителя по административному делу не были подтверждены надлежащим образом, поэтому судом отказано в удостоверении его полномочий.

Представитель административного ответчика по доверенности Кочеткова Ю.А. в судебном заседании возражала против требований административного иска по доводам, изложенным в письменном отзыве, указав, что в декабре 2020 года Колочкова Е.Ю. подала заявление о признании малоимущей, нуждающейся в жилом помещении. При рассмотрении представленного ею пакте документов выявлены существенные недостатки. Не представлена справка о составе семьи, копия паспорта представлена в виде незаверенной копии, не полно, отсутствует страница со сведениями по семейному положению. Адресная справка представлена на имя, отличающееся от имени заявителя. По данным паспорта Колочкова Е.Ю. зарегистрирована в квартире , а по заявлению – в квартире .

Кроме того выразила мнение, что из заявления усматривается материальный спор подлежащий рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, в связи с чем дело подлежит прекращению производством.

Ранее Колочкова Е.Ю. в 2019 г. уже обращалась в суд с подобными требованиями, об оспаривании иного решения администрации. Но отказалась от иска. Определением суда (судьи Тирановой Л.В.) от 30.05.2019 (дело № 2-830/2019) производство по делу прекращено в связи с отказом истца от иска.

Участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, в связи с чем неявка стороны истца не являлась препятствием рассмотрения дела по существу с учетом соблюдения процессуального срока рассмотрения.

Административному истцу в определении о подготовке дела к судебному разбирательству предлагалось представить доказательства обращения в администрацию поселения с заявлением о признании малоимущей в установленном законом порядке, доказательства предоставления необходимого для принятия решения перечня документов, подтверждающих наличие оснований для признания её малоимущей. Документы представлены не были.

Выслушав участников процесса, изучив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Частью 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 22 Кодека административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями…, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Для принятия решения об удовлетворении заявления согласно п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ, необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями нормативным правовым актам, а также нарушение оспариваемым решением прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно разъяснениям, изложенным в п.61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, при этом с заявлениями должны быть представлены документы, подтверждающие право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (части 3, 4 статьи 52 ЖК РФ).

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Законом Тверской области от 27 сентября 2005 года № 113-ЗО «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда» в редакции, действовавшей на момент возникновения рассматриваемых правоотношений, в соответствии с Жилищным кодексом РФ установлен порядок признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

Согласно ст. 4 Закона Тверской области от 27 сентября 2005 года № 113-ЗО гражданин - заявитель подает заявление о признании малоимущим. Заявление подписывается всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами семьи (в том числе временно отсутствующими, за которыми сохраняется право на жилое помещение), желающими получить другое жилое помещение по договору социального найма вместе с заявителем.

Гражданин-заявитель подает заявление о признании малоимущим, в котором указываются фамилия, имя, отчество (при его наличии), адрес места жительства, поименный состав семьи, дата подачи заявления. Заявление подписывается всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами семьи (в том числе временно отсутствующими, за которыми сохраняется право на жилое помещение), желающими получить другое жилое помещение по договору социального найма вместе с заявителем. К заявлению прилагаются следующие документы:

а) документы, удостоверяющие личность гражданина и членов его семьи и подтверждающие состав семьи (паспорт заявителя и членов его семьи, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, свидетельство об установлении отцовства, судебное решение о признании членом семьи и иные документы в соответствии с законодательством);

в) копии налоговых деклараций о доходах за расчетный период, заверенные налоговыми органами, или другие документы, подтверждающие доходы гражданина и всех членов его семьи;

г) документы, подтверждающие право собственности гражданина и членов его семьи на движимое имущество, подлежащее налогообложению;

д) документы, подтверждающие право собственности гражданина и членов его семьи на недвижимое имущество, подлежащее налогообложению, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

е) копии документов, подтверждающих сведения о стоимости принадлежащего на праве собственности гражданину и членам его семьи налогооблагаемого движимого имущества;

ж) копии документов, подтверждающих сведения о стоимости принадлежащего на праве собственности гражданину и членам его семьи налогооблагаемого недвижимого имущества, если сведения о кадастровой стоимости данного имущества отсутствуют в фонде данных государственной кадастровой оценки.

Все документы представляются в копиях с одновременным представлением оригинала.

Копии документов после проверки их соответствия оригиналу заверяются лицом, принимающим документы.

В случае невозможности представления оригиналов документов граждане вправе представить копии, заверенные в установленном порядке органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также организациями, выдавшими соответствующий документ.

Представление документов, определенных частью 2 ст. 4 закона возлагается на гражданина, подающего заявление.

В соответствии со ст. 6 Закона Тверской области от 27 сентября 2005 года № 113-ЗО после представления гражданином-заявителем в орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, всех необходимых документов, проводится обследование жилищных условий граждан-заявителей с составлением акта.

На основании заявления гражданина-заявителя о признании его и членов его семьи малоимущими орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, при необходимости организует проверку сведений заявителя. К числу подлежащих проверке сведений относятся: сообщенная гражданином-заявителем информация о себе и членах его семьи; информация о месте жительства гражданина-заявителя и членов его семьи; сведения о доходах; сведения о принадлежащем на праве собственности гражданину-заявителю или членам его семьи и подлежащем налогообложению имуществе.

Согласно положения о порядке признания граждан малоимущими в целях постановки в качестве нуждающихся в жилых помещениях…., утвержденного решением Совета депутатов Бурашевского сельского поселения Калининского района Тверской области № 38 от 26.06.2007 с заявлением о признании малоимущей предоставляются: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, справка о составе семьи занимаемой площади по установленной форме либо выписка из домовой книги, документы о составе семьи (свидетельства о браке, о рождении детей и др.), копии налоговых деклараций, документы, подтверждающие право собственности гражданина и членов его семьи на движимое и недвижимое имущество, подлежащее налогообложению, копии документов о его стоимости.

Между тем документы подтверждающие право Колочковой Е.Ю. состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма для признания малоимущей применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, утвержденному в поселении порядку, как в администрацию при обращении, так и в материалы дела истцом представлены не были, представлены не были.

Утверждение истца в иске об обратном не соответствует действительности. Так ею в заявлении в суд указано на наличие состава семьи, но в заявлении в администрацию не были указаны члены семьи. При обращении в администрацию паспорт представлен лишь одна страница в виде незаверенной копии, страница с данными о семейном положении, подлинник или заверенная копия паспорта не предоставлялся. Предоставленная в администрацию справка о регистрации в <адрес> выдана на иное имя – Клочковой, не содержит даты выдачи, не указан номер квартиры. В заявлении указано на регистрацию заявителя в квартире , а в паспорте – в квартире Противоречия заявителем никак не разъяснены. Ссылаясь, что дом, где она зарегистрирована по месту жительства, сгорел, документов об этом не сочла нужным предоставить. Перечень документов, предоставленных Колочковой Е.Ю. в администрацию при обращении, направленном почтой, подтвержден приложением, указанным в заявлении от 04.12.2020 (вх.№ 09.12.2020), описью вложения.

Малоимущей семья Колочковой Е.Ю. или она сама в установленном законом порядке не признана, в связи с чем вывод суда о наличии оснований для принятия Колочковой Е.Ю. на соответствующий жилищный учет не имелось.

На основании ст. 8 Закона Тверской области от 27 сентября 2005 года № 113-ЗО решение о признании малоимущими или об отказе в признании малоимущими должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о признании малоимущим и иных представленных необходимых документов органом, осуществляющим признание граждан малоимущими, не позднее, чем через 30 дней со дня предоставления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения о признании гражданина-заявителя малоимущим или об отказе в признании малоимущим выдает или направляет его гражданину, в отношении которого принято такое решение.

29.12.2020 Колочковой Е.Ю. направлено уведомление об отказе в признании статуса малоимущей с целью постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Основанием к отказу указаны следующие обстоятельства: непредоставление документов, предусмотренных ч.4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.

Уведомление получено заявителем и обжаловано в суд.

На основании ст. 9 ч. 1 п. 1,2 Закона Тверской области от 27 сентября 2005 года № 113-ЗО отказ в признании граждан малоимущими допускается в случае,

1) не представлены в полном объеме предусмотренные настоящим Законом документы, подтверждающие право соответствующих граждан быть признанными малоимущими;

В данном случае оснований для признания несоответствующим законом решения об отказе для признания малоимущей и принятия по данному основанию на учет как нуждающегося в жилом помещении, в принятии на учет малоимущей, изложенного в уведомлении от 29.12.2020 № 19, нет. С учетом характера правоотношений, связанных с проверкой законности осуществления органом местного самоуправления властных, публичных полномочий связанных с жилищным учетом граждан, рассмотрением заявлений о признании малоимущими, спор носит административный характер. Спора подлежащего рассмотрению в порядке гражданского процессуального законодательства нет, поскольку суд не подменяет органы местного самоуправления по вопросам, находящимся в их компетенции, а осуществляет судебный контроль за законностью их решений (действий, бездействия).

Заявитель вправе вновь обратиться в администрацию поселения с заявлением о признании семьи малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, представить необходимые для рассмотрения вопроса, сведения и документы.

При наличии установленных судом обстоятельств заявление о признании незаконным отказа в признании малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, обязании признания малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не подлежит удовлетворению.

Судебные расходы административного истца при отказе в иске возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Колочковой Е. Ю. в удовлетворении административных требований к администрации муниципального образования Тверской области «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве малоимущей (№ 19 от 29.12.2020 (которое в иске указано как от 29.12.2019), обязании устранить нарушение, признав её малоимущей и приняв на учет нуждающихся в жилом помещении, отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в апелляционном порядке с подачей апелляционной жалобы через Калининский районный суд Тверской области в течение месяца со дня изготовления его судом в окончательной форме.

Председательствующий: Е.В.Гуляева

Решение в окончательной форме составлено 15.04.2021 (10 рабочих дней).

1версия для печатиДело № 2а-662/2021 ~ М144/2021 (Решение)