Калининский районный суд Краснодарского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Калининский районный суд Краснодарского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
К делу №2-30-2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст.Калининская Калининского района Краснодарского края 20 мая 2011 года
Калининский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Матиевского С.М., при секретаре Рубайло Л.А., с участием представителя истицы Тальянской З.Г. по доверенности Тальянского Б.Я., представителя ответчика Управления пенсионного Фонда Российской Федерации государственного учреждения в Калининском районе Краснодарского края по доверенности Мигуля И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тальянской З.Г. к Управлению пенсионного Фонда Российской Федерации государственному учреждению в Калининском районе Краснодарского края, о понуждении Управления пенсионного Фонда Российской Федерации государственного учреждения в Калининском районе произвести расчет пенсии в соответствии с п.4 ст.30 Закона РФ №213 и выплате недополученной пенсии в связи с нарушением действующего Закона с 01.01.2010 года по день вынесения судебного решения,
УСТАНОВИЛ:
Тальянский Б.Я. в интересах Тальянской З.Г. по доверенности обратился в Калининский районный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Управлению пенсионного Фонда Российской Федерации государственному учреждению в Калининском районе Краснодарского края, о понуждении Управления пенсионного Фонда Российской Федерации государственного учреждения в Калининском районе произвести расчет пенсии в соответствии с п.4 ст.30 Закона РФ №213 и выплате недополученной пенсии в связи с нарушением действующего Закона с 01.01.2010 года по день вынесения судебного решения, в котором указал, что с 01.01.2010 года вступил в действие закон РФ от 24.07.2009 года №213-ФЗ по которому получаемая пенсионерами пенсия подлежит валоризации и переоценки пенсионных прав.
Управление ПФ РФ по Калининскому району указанные в Законе мероприятия проводятся не верно, что приводит к занижению выплачиваемых пенсий и обсчету пенсионеров.
Указанным выше законом предусматривается определение расчетного пенсионного капитала из среднемесячного заработка из которого исчислена установленная пенсия (п.6 ст.30 Закона РФ №213).
Так как ее среднемесячная заработная плата, из которой исчислена установленная пенсия, определена по состоянию на июль 1991 года, а все расчеты в законе ведутся по заработку по состоянию на 01.01.2002 года, то заработок 1991 года необходимо осовременить (привести) к уровню 2001 года.
После получения первой после валоризации пенсии она обратила внимание на то, что расчет валоризации произведен не верно:
1.Не правильно определен ее осовремененный заработок,
2.При определении стажа для валоризации не учтен период учебы и повышающий коэффициент за работу в районе крайнего Севера;
3.Не верно определен ожидаемый период выплаты пенсии (Коэф.Т).
А теперь подробнее:
1)При осовременивании заработка (согласно инструкции) см. «Комментарий к пенсионному законодательству в РФ» изд.2007 года под редакцией Зурабова, в тех случаях, когда при определении среднемесячного заработка учитываются периоды, как до, так и после 01.01.1998 года сумму заработка 01.01.1998 года следует разделить на 100, и затем сложить с суммой заработка после 01.01.1998 года, а потом делить на количество месяцев.
Ответчик этого не делает и в результате заработок после 01.01.1998 года делится не на тысячу, а уже на миллион, то есть уменьшается еще в 1000 раз.
2) В письме от 05.04.2010 года №08-1916 ответчик указывает, что ее общий трудовой стаж составляет 38 лет 3 месяца, но почему-то не учитывается период ее учебы в училище и повышение в 1,5 раза период работы на Севере, а это учеба 1 год 9 месяцев 27 дней, работа на Севере с 27.11.1982 года по 01.01.1991 года, всего 12 лет 7 месяцев 16 дней, а учтено 8 лет 1 месяц. Итого не учтено для валоризации 6 лет 4 месяца. Таким образом, ее общий трудовой стаж, рассчитанный по п.4 ст.30 равен 44 года 7 месяцам 4 дням.
3) При определении расчетного пенсионного капитала ответчик безосновательно принимает коэффициент «Т» равный 12 лет (144 месяца), то есть фактически валоризация производится не с величины расчетного пенсионного капитала, а с размера страховой части пенсии.
4) Необходимо особо отметить желание ответчика ограничить максимальный размер пенсии тремя минимальными размерами пенсии (555,96 рублей).
Однако ответчик не до конца читает абз.40 и 41 п.4 ст.30 Закона РФ №213 (на который ссылается), так как в нем четко прописано, что это положение распространяется только при досрочном назначении пенсии, кроме того это утверждение ответчика прямо противоречит Постановлению Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года №2-п в котором сказано: «Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в РФ» (речь идет о ФЗ №173) не содержит нормы ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя минимальными разменами пенсий». Детальный расчет осовремененного заработка, расчет пенсии и валоризации прилагается отдельно.
На основании изложенного, истица просит суд обязать Управление Пенсионного Фонда по Калининскому району произвести расчет пенсии и валоризации в соответствии с п.4 ст.30 Закона РФ №213 строго придерживаясь указании данных в спец.литературе и выплатить недополученную пенсию в связи с нарушением действующего Закона в размере 282378,27 рублей, с 01.01.2010 года по 31.10.2010 года (л.д.1,2).
К исковому заявлению приложен расчет осовремененного заработка, пенсии и валоризации истицы Тальянской З.Г. (л.д.3,4), согласно которому:
Заработок, из которого исчислена пенсия и который положен в основу расчета = 639,17 рублей.
Заработок за 7 месяцев 1990 года 639,17х7=4474,17 рублей,
Заработок за 5 месяцев 1991 года 639,17х5=3195,85 рублей,
Общий индекс повышения заработка с 1990 года по 2001 год = 2040,89
Общий индекс повышения заработка с 1991 года по 2001 год равен 1595,68
Индекс повышения заработка за период с 01.01.1989 года по 31.12.2001 года = 2,7
Расчетный индекс за период 1990-1997 годы 2040,89-2,7=2038,19
Расчетный индекс за период 1991-1997 годы 1595,68-2,7=1592,98
Определяется осовремененная заработная плата за период с 1990 по 1997 г. и с 1991 по 1997 годы.
4474,17х2038,19 = 9119250р и 3195,85х1592,98 = 5090930 р.
В соответствии с правилами изложенными в «Комментарии к пенсионному законодательству в РФ» стр.879 «В тех случаях когда при определении среднего заработка учитываются периоды, как до, так и после 01.01.1998 года, сумму заработка за период до 01.01.1998 года следует разделить на 1000, затем сложить с суммой заработка за период после 01.01.1998 года и после делить на число месяцев».
Сумма заработка за период до 01.01.1998 года деленная на 1000 равна 9119250-5090930/:1000=14210,18 рублей
Определяется заработок с 01.01.1998 года по 31.12.2001 года 14210,18х2,7=38367749 рублей.
Находим заработок за месяц, подлежащий дальнейшему расчету: /14210,18-38367,49/:12=4381,47 рублей.
Определяем расчетный размер трудовой пенсии по старости (п.4 ст.30) 4381,47х0,75х2+100=6672,2 рублей.
Определяем величину пенсионного капитала по состоянию на 31.12.2001 года (6672,2-450)х168=1045330,44 рублей.
Определяем страховую часть пенсии по состоянию на 31.01.2009 года (6672,2-450)х3,6784=22887,74 рублей.
Определяем валоризацию из расчета 43 года работы до 01.01.1991 года
1045330,44х3,6784,0,53:144=14142,26 рублей
Общий размер пенсии по состоянию на 01.01.2010 года равен 22887,74-14152,26-3843=40883,0 рублей
Недоплата на 01.01.2010 года составляет:
40883-13837,86=27045,14 рублей
С 01.04.2010 года произведена индексация пенсий на 6,3%, тогда получаемая ею пенсия составляет
13837,86х1,063=14709,65 рублей, а рассчитанная
40883х1,063=43458,63 рублей и недоплата равна 43458,3-14709,65=28748,98 рублей.
Таким образом, Управление пенсионного фонда по Калининскому району недоплатило ей в 2010 году за 3 месяца (январь-март)
27045,14х3=81135,42 рублей и за 7 месяцев (апрель - октябрь)
28748,98х7=201242,85 рублей, а всего за 10 месяцев 2010 года
282378,27 рублей (л.д.3,4).
Также представитель истицы представил суду письменные доводы в обоснование исковых требований «доказательство произведенного расчета по оценке пенсионных прав и валоризации произведенного Тальянским Б.Я.» (л.д.48-50), в которых указано: Расчет и оценка пенсионных прав и валоризации по исковому заявлению производится по п.6 ст.30 Закона РФ от 17.12.2001 года №173-ФЗ (в редакции Федерального Закона №213). В дальнейшем «Закон», который предусматривает возможность проведения оценки пенсионных прав по п.4 ст30 «Закона».
На основании п.12 ст.30 «при оценке пенсионных прав застрахованного лица применяется порядок увеличения заработка, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона».
До введения в силу «Закона» увеличение заработка застрахованного лица (осовременивание) осуществлялось по Закону РФ от 20.11.1990 года №340-1 на основе темпов роста среднего заработка по стране.
Таким образом, произведенный ею расчет осовременивания заработка не противоречит нормам «Закона», но в связи с предложенным более простым методом (путем применения суммированных индексов) новый вариант осовременивания заработка нашел большее применение.
Однако, применяя этот метод, ответчик не до конца ознакомился с инструкцией и методикой расчета как по Закону РФ №340-1 (стр. 80-81), так и с «Комментариями» (стр.879).
Данная методика предусматривает, что в тех случаях, когда при определении среднемесячного заработка учитываются периоды как до, так и после 01.01.1998 года сумму заработка за месяцы до 01.01.1998 года следует разделить на 1000 затем сложить с суммой заработка за месяцы после 01.01.1998 года, а уже потом делить на число месяцев».
Произведенный ею расчет полностью соответствует этому требованию. Для этого, он общий индекс повышения заработка (1990-2001 годы) разделил на до и после 01.01.1998 года и первоначальный заработок (из которого исчислена пенсия) сначала умножил на индексы 1990/1991 годы на интервал до 1997 года, полученную величину разделил на 1000, затем определили заработок за период 1998-2001 годов (ответчик этого видимо «не увидел») полученные величины сложил и разделил на число месяцев.
Ошибку в расчете ответчика легко увидеть на следующем примере:
Осовременим среднюю заработную плату по стране за 1990 и 1991 годы и сравнив ее со средней заработной платой установленной Правительством РФ на конец 2001 года.
Средняя заработная плата по стране в 1990 году равна 303 рубля. Общий коэффициент (по Комментарию… (2042,52 умножим среднюю заработную плату 1990 года и разделим на 1000 результат равен 618,4 рублей. Средняя заработная плата 1991 года 548 рублей. Общий коэффициент 1596,88 умножив и разделив на 1000 имеем результат 875 рублей.
Резонно задать ответчику вопрос Где остальные деньги???
Ответчик, наверное, не правильно применяет нормативный акт и тогда это нарушение, которое предусмотрено ст.363 п.3 ГПК РФ или вводит суд в заблуждение.
Второй этап расчета - это определение расчетного размера пенсии и пенсионного капитала.
По п.4 ст.30 «Закона» расчетный размер пенсии определяется как произведение стажевого коэффициента на сумму заработка, при этом к этой величине добавляются суммы компенсационных выплат (абз.3 п.5 ст.30), а также применяется соответствующий районный коэффициент (абз.1 п.6 ст.30).
Если по вопросу компенсационных выплат у ответчика вопросов не возникает, то относительно применения районного коэффициента ответчик сам путается в своих отзывах.
Так в письме от 06.09.2010 года №08-4689 ответчик не отрицает, что при расчете пенсии применяется Районный коэффициент, а в отзыве от 06.12.2010 года №086298 ответчик пишет: увеличение расчетного размера пенсии исчисленного в соответствии с абз.1-10 п.4 ст.30 дополнительно на районный коэффициент не предусмотрено, поскольку районный коэффициент уже учтен в сумме среднемесячного заработка из которого исчислена трудовая пенсия».
Это очередная фантазия ответчика и абсолютная ерунда.
Во первых, заработок Тальянской З.Г. как предпринимателя складывался из дохода предпринимателя и никто и никогда ничего предпринимателю не доплачивал, а следовательно, сумма заработка указанная в справке, это часть прямого дохода и ничего более.
Во-вторых, ни в одном документе пенсионного дела нет упоминания, что в заработке Тальянской З.Г. имеется хоть какая либо величина районного коэффициента.
У ответчика нет доказательств того, что в сумме среднемесячного заработка уже учтен районный коэффициент.
Поэтому мнение ответчика по данному вопросу не может быть принято во внимание.
Кроме того, как указал Конституционный Суд РФ «у граждан приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования (то есть до 01.01.2002 года) сохраняются все ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами, законодательства РФ, действовавшие на момент приобретения права.
Что касается ранее приобретенных прав на районный коэффициент, то оно было установлено Законом РФ 20.11.1990 года №340-1 и закреплено законом РФ от 28.03.1998 года №43-ФЗ.
Особенно негативное отношение у ответчика вызывает вопрос о величине коэффициента «Т» периода ожидаемого выплаты пенсии.
Ответчик для всех своих расчетов принимает коэффициент «Т» равный 12 лет (144 месяца).
Это противоречит действующему «Закону».
Так в абз.4 п.1 ст.30 сказано, что ожидаемым период выплаты трудовой пенсии по старости при установлении трудовой пенсии определяется по п.1 ст.14 и п.1 ст.32 настоящего «Закона»
Но п.1 ст.14 устанавливает 19 лет при расчете страховой части пенсии, а п.1 ст.32 указывает, что начиная с 01.01.2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости устанавливается продолжительностью 12 лет.
Однако оценка пенсионных прав производится по данным до 01.01.2002 года и установление трудовой пенсии было не с 01.01.2002 года, а гораздо ранее, а следовательно, нельзя применять ни п.1 ст.14, ни п.1 ст.32.
В данной ситуации целесообразно применять п.21 ст.14, в которой сказано: «При назначении впервые страховой части трудовой пенсии (а она впервые была назначена с 01.01.2002 года, так как до этого в структуре пенсии не было разделения на страховую и базовую части (по старости в более позднем возрасте, чем это предусмотрено п.1 ст.7 настоящего Федерального закона ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (п.1 настоящей статьи)... не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).
А вот при назначении пенсии с 01.01.2002 года период выплаты трудовой пенсии по старости устанавливается продолжительностью 12 лет.
Таким образом, для расчета пенсионного капитала в данном случае необходимо считать только 14 лет и никак не иначе.
Кроме того использование коэффициента «Т» равного 12 лет для определения пенсионного капитала противоречит и ст.30 о валоризации пенсии.
Так расчетный пенсионный капитал определяется по формуле п.1 ст.30
ПК=/РП-450)хТ, где ПК - пенсионный капитал;
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
450-размер базовой части пенсии на 01.01.2002 года.
Разность РП-450- есть не что иное как страховая часть пенсии.
Определяя величину валоризации они ПКх%%:Т в этом случае получают, что валоризация равна СЧхТх%%, при равенстве коэффициента Т, то по правилам математики эти величины сокращаются и, получается, что валоризация это увеличение страховой части пенсии, а не пенсионного капитала, как установлено «Законом» (это опять нарушение ответчиком п.3 ст.363 ГПК РФ).
Не маловажное значение для правильного решения данного вопроса имеет противозаконное применение ответчиком абз.40 п. 4 ст. 30 «Закона». Ответчик утверждает, что законодатель установил максимальный размер пенсии на уровне 555,96 рублей.
Однако или у ответчика на руках сокращенный вариант «Закона», или он в очередной раз вводит суд в заблуждение. В данном абзаце четко сказано, что при досрочном назначении трудовой пенсии ее размер не может превышать 555,96 рублей.
А о каком досрочном назначении пенсии может идти речь, если Тальянской З.Г. пенсия назначена с 26.06.1991 года, то сеть когда ей исполнилось 55 лет (см п.1 ст.7 настоящего закона).
Кроме того не лишне напомнить ответчику, что п.3.2 Постановления конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года №2-П, что «Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» не содержит нормы ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан тремя с половиной (минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в ст.18 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ».
В постановлении конституционного Суда РФ сказано: «Конституционно-правовой смысл указанной нормы является общеобязательным, что исключает любое иное толкование в правоприменительной практике».
Вывод: Расчет, предложенный в исковом заявлении является правильным, основанный на действующих законах. Что касается отзывов ответчика, то в них прослеживается нарушения ст.ст.19,39 Конституции РФ, п.п.2 и 3 ст.363 ГПК РФ, что приводит к существенному занижению уровня пенсии и обсчету пенсионеров (л.д.48-50).
Также представителем истицы Тальянским Б.Я. в суд было подано заявление о распределении затрат на оплату экспертизы (л.д.87), в котором представитель истицы указал: Прошу рассмотреть вопрос о распределении суммы оплаты за проведение экспертизы в соответствии со ст.96 ГПК РФ. Данная статья (п.1 и3) предусматривает два варианта распределения суммы оплаты за проведение экспертизы: 1)Вариант, когда необходимость экспертизы заявляется обеими сторонами. Действительно, как она (истец), так и ответчик заявляли о необходимости экспертизы и первоначально районный суд определил оплату экспертизы за счет ответчика. Краевой суд изменил это положение и обязал ее оплатить проведении экспертизы. Так в любом случае сейчас это предварительная оплата (п.1 ст.98 ГПК РФ), то окончательный расчет будет произведен после решения суда по основному вопросу. Считает, что распределение затрат на оплату экспертизы 50 на 50 будет вполне справедливо. 2 Вариант, основан на п.3 ст.96 ГПК РФ и предусматривает полное или частичное освобождение стороны от уплаты расходов по оплате экспертизы. В связи с тем, что сумму оплаты за проведении экспертизы составляет 16665 рублей, а ее пенсия на сегодняшний день 16110 рублей, то есть величина оплаты за экспертизу составляет 103,5% ее пенсии, а так как она других источников дохода не имеет, то считает возможным просить суд уменьшить расходы на оплату экспертизы до 50% ее пенсии, то есть до 8055, рублей (л.д.87).
В судебное заседание истица не явилась, ее представитель по доверенности Тальянский Б.Я. просил рассмотреть дело в отсутствие истицы, извещенной о времени и месте судебного разбирательства, с его участием, поскольку он по доверенности представляет ее интересы.
Согласно ч.5 ст.167 ГПК РФ, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Суд, учитывая наличие у представителя истицы полномочий, предусмотренных ст.ст.53,54 ГПК РФ, при указанных обстоятельствах принял решение о рассмотрении дела в отсутствие истицы с участием ее представителя по доверенности Тальянского Б.Я.
В судебном заседании представитель истицы по доверенности Тальянский Б.Я. полностью поддержал доводы и требования указанные в исковом заявлении и в приложенном к иску расчете, а также поддержал доводы, приведенные в письменных обоснованиях исковых требований и указанные, как «доказательство произведенного расчета по оценке пенсионных прав и валоризации произведенного Тальянским Б.Я.», поддержал заявление о распределении затрат на оплату экспертизы, дал объяснения аналогичные приведенным в исковом заявлении и приведенных письменных доводах, а также просил не учитывать, как доказательство заключение экспертизы, поскольку в экспертизе нет финансово-экономического расчета.
В судебном заседании, представитель ответчика Управления пенсионного Фонда Российской Федерации государственного учреждения в Калининском районе Краснодарского края по доверенностям Мигуля И.М. полностью возражала против исковых требований и пояснила, что ответчиком назначение и выплата пенсии истице произведены в соответствии с пенсионным законодательством и нарушений не допущено, сторона ответчика полностью поддерживает выводы заключения судебной экспертизы, которая подтверждает законность назначения и выплаты ответчиком пенсии истице, в свою очередь представитель ответчика возражает против того, чтобы судебные расходы на производство экспертизы были возложены на ответчика, поскольку ходатайство о назначении экспертизы стороной ответчика не заявлялось, при этом нарушений в назначении и выплате истице пенсии не допущено, а также представитель ответчика полностью поддержала доводы, приведенные в отзыве в качестве возражений на исковые требования истца от 06.12.2010 года №08-6298 (л.д.19-25), в котором указано (л.д.19-25):
В настоящее время выплата пенсии Тальянской З.Г. осуществляется в соответствии с пп.6 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (за работу в районах Крайнего Севера) и размер пенсии составляет 14807,85 рублей.
В исковом заявлении Тальянская З.Г. о понуждении Управления ПФР по Калининскому району просит произвести расчет пенсии и валоризации в соответствии с п.4 ст.30 Федерального закона №213. Хочется сразу отметить, что Федеральный закон от 24.07.2009 года №213-ФЗ - это Закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», поэтому дальше речь будет идти о Федеральном законе от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009г. № 213-ФЗ). Управление ПФР с заявленными требованиями и расчетом осовременного заработка, пенсии и валоризации Тальянской З.Г. не согласно по следующим основаниям:
во-первых, расчет осовремененной заработной платы и расчет пенсии произведен не по нормам законодательства. Истец не ссылается ни на какие нормы Закона, ссылка идет только на «Комментарий к пенсионному законодательству в РФ» под редакцией М.Ю. Зурабова, который не является нормативным законодательным актом;
во-вторых, не понятно почему в расчете осовременивания заработной платы истец применяет расчетный индекс за период 1990-1997г.г., 1991г.-1997г.г. Управление ПФР предоставляет расчет пенсии и суммы валоризации в соответствии с п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ. Согласно документов пенсионного дела Тальянской З.Г. по состоянию на 01.01.2010г. при оценке пенсионных прав по нормам п.4 ст.30 Федерального закона №173-ФЗ, общий стаж составляет 54 года 2 месяца 22 дня, соответственно стажевый коэффициент равен 0,75.
Под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002г. В общий стаж 54года 2 месяца 22дня, включается работа в районах крайнего Севера (календарно 18 лет 07 мес. 21 день, в полуторном размере - 27 лет 11 мес. 7дней), - период учебы (1 год 9 мес.27дней), - общие условия ( 24 года 5 мес. 18 дней)
В связи с изменением места постоянного жительства Тальянской З.Г., пенсионное дело прибыло в Управление Пенсионного фонда РФ в Калининском районе и назначено с 01.09.2002г. по имеющимся документам в пенсионном деле. Для оценки пенсионных прав учтен среднемесячный заработок за период работы с 01.06.1990г. по 31.05.1991г.
Законом РФ от 20.11.1990г. №340-1 «О досрочном введении в действие Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», предоставлялось право исчислять пенсию из заработка за 12 месяцев.
Среднемесячный заработок за периоды, указанные в ст.102 Закона от 20.11.1990г., №340-1 подсчитываются путем деления общей суммы заработка (с применением соответствующих корректирующих коэффициентов, соответственно на 12,24,60. При исчислении пенсии в расчет принимается не фактический, а так называемый «осовремененный» заработок, увеличенный на соответствующие коэффициенты индексации среднемесячного заработка. По состоянию на декабрь 2001г.
При расчете пенсии Тальянской З.Г средний фактический заработок составляет 639,17 рублей, т.е. приняты к расчету 12 месяцев:
с 01.06.1990г. - 31.12.1990г. (7 месяцев) 4430 руб. 00 коп.
с 01.01.1991. - 31.05.1991г. (5 месяцев) 3240 руб. 00 коп.
4430,00 х 2042,51 (индекс в 1990г.) = 9048363,60 руб. 3240,00 х 1596,88 (индекс в 1991г.) = 5173891,2 руб.
9048363,30 + 5173891,20 = 14222254,5; 14222254,5 : 12 = 1185187,90
При корректировке заработка необходимо учитывать, что среднемесячный заработок за период до 1 января 1998г. С учетом деноминации рубля делится на 1000. 1185187,90 : 1000 = 1185,19 - заработок с учетом «осовременивания».
Исходя из указанного стажа и среднемесячного заработка (с учетом осовременивания) по формуле указанной в п.4 ст.30 по состоянию на 01.01.2002г. Определяем расчетный размер трудовой пенсии:
РП==ЗР х СК, где РП - расчетный размер трудовой пенсии;
ЗР — среднемесячный заработок;
СК- стажевый коэффициент. 1185,19х0,75 = 888,89 руб.
Согласно абзацам 40 и 41 пункта 4 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009г. №213-ФЗ) расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с настоящим пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин не может превышать сумму, равную 555 руб. 96 коп. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.
Для лиц, проживающих по состоянию на 1 января 2002г. в районах, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, сумма, указанная выше (555руб.96 коп.), в том числе повышенные с учетом продолжительности общего стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, то учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данном районе и местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. Таким образом, расчетный размер пенсии:
555,96 х 1,2 х 2 = 1334 руб.30 коп., где:
1,2 - повышение общего трудового стажа на 20% требуемого стажа 2 - районный коэффициент.
Поскольку расчетный размер пенсии Тальянской З.Г. составляет 888 руб.89коп.. не превышает 1334руб. 30 коп., то для исчисления размера по состоянию на 01.01.2002г. он учитывается без ограничения, т.е. в расчетном размере.
В соответствии с п.6 ст.30 №173-ФЗ для лиц, которым по состоянию на 31.12.2001г. установлена трудовая пенсия по старости в соответствии с Законом «О государственных пенсиях в РФ» по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в РФ с применением соответствующего районного коэффициента. Увеличение расчетного размера пенсии, исчисленного в соответствии с нормами абзацев 1-10 п.4 ст.30 федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ дополнительно на районный коэффициент, не предусмотрено, поскольку районный коэффициент уже учтен в сумме среднемесячного заработка, из которого исчислена трудовая пенсия. Нормам п.5 ст.30 повышения и надбавки к пенсиям, установленные законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2001г. начисляются к расчетному размеру трудовой пенсии. При определении расчетного размера пенсии в соответствии с п.4 ст.30 к расчетному размеру пенсии начисляется компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации, предусмотренная законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001г. В связи с вышеуказанным, к расчетному размеру трудовой пенсии Тальянской З.Г. начисляем компенсационную выплату в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации, размер которой в соответствии с Указом Президента РФ от 02.11.2000г. № 1815 составляет 200 руб.
Таким образом, расчетный размер пенсии по состоянию на 01.01.2002г. при оценке пенсионных прав по п.4.ст.30 Закона №173-ФЗ: 888,89 + 200 =1088 руб. 89 коп., где
450 руб. - размер базовой части трудовой пенсии по старости (ст.14 Закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ, в прежней редакции)
1088,89 - 450 = 638 руб.89 коп. - страховая часть трудовой пенсии.
Для сравнения: размер пенсии, назначенной Тальянской З.Г. по п.3 ст.30 Закона №173-ФЗ, по состоянию на 01.01.2002г. составил 2285 руб. 93 коп., где
450 руб.- размер базовой части трудовой пенсии по старости (ст.14 Закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ, в прежней редакции)
1835 руб. 93 коп. - страховая часть трудовой пенсии.
Согласно ст.30.1 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ (в редакции федерального закона от 24.07.2009г. №213-ФЗ) величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со ст.30 указанного закона, подлежит валоризации (повышению). Сумма валоризации, составляет 10% величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст.30 настоящего Федерального закона, сверх того, 1% величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года
Общий трудовой стаж истца на 1 января 1991 года составляет 38 лет 5 мес. 4 дня. Таким образом, расчетный пенсионный капитал в целях валоризации увеличивается на 48% (38%+10%).
Расчетный пенсионный капитал Тальянской З.Г. на 01.01.2002г. составляет:
ПК= ( 1088,89-450) х 144=92000,16, где 144 - ожидаемый период выплаты пенсии по старости (п.1 ст.32 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ)
При определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный п.1 ст. 14 настоящего закона, устанавливается продолжительностью 12 лет т.е. 144 месяцев и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).
92000,16 х 48% =136160,24 - расчетный пенсионный капитал за счет валоризации.
Разделив полученный с учетом валоризации пенсионный капитал на ожидаемый период выплаты получим размер страховой части трудовой пенсии (с учетом валоризации), по состоянию на 01.01.2002г., рассчитанной в соответствии с п.4 ст.30 Закона №173-ФЗ, получаем страховую часть. 136160,24 : 144 = 945 руб.56 коп.
Согласно нормам ст.17 вышеуказанного Федерального закона, размеры базовой и страховой частей пенсии индексируются отдельно с учетом темпов инфляции. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством РФ.
С 01.02.2002г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.01.2002г. №42 утвержден коэффициент индексации и базовой и страховой частей в размере 1,065.
С 01.08.2002г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.07.2002г. №535 утвержден коэффициент индексации и базовой и страховой частей в размере 1,09.
С 01.04.2003г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.03.2003г. №152 утвержден коэффициент индексации только страховой части в размере 1,126.
С 01.08.2003г. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2003г. №428 утвержден коэффициент и Базовой и Страховой частей в размере 1,08.
С 01.04.2004г. Постановлением Правительства РФ от 15.03.2004г. №142 утверждены коэффициенты индексации: Базовой части - 1,03842682 (621 руб.), Страховой части - 1,09.
С 01.08.2004г. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2004г. №363 установлены коэффициенты индексации: Базовой части - 1,06280193 (660 руб.), Страховой части - 1,0628.
С 01.03.2005г. Федеральным законом от 14.02.2005г. №3-ФЗ « О внесении изменений в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с установлением размеров базовой части трудовой пенсии и порядка индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии в 2005г.» устанавливается базовая часть в размере -900 руб.
С 01.08.2005г. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005г. № 419 «Об утверждении коэффициентов индексации (увеличения) с 01.08.2005г. базовой и страховой частей трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения с 01.08.2005г. размера страховой части трудовой пенсии» установлены коэффициенты увеличения базовой части - 1,06 (954 руб.), страховой части - 1,048, коэффициент дополнительного увеличения - 1,06.
С 01.04.2006г. Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006г. №165 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2006г. базовой части трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2006г. размера страховой части трудовой пенсии» установлены коэффициенты увеличения базовой части - 1,085, страховой части -1,063.
С 01.08.2006г. Постановлением Правительства РФ от 28.07.2006г. № 466 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 августа 2006г. страховой части трудовой пенсии» коэффициент увеличения страховой части равен 1,062.
С 01.04.2007г. Постановлением Правительства РФ от 27.03.2007г. №181 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2007г. базовой части трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2007г. размера страховой части трудовой пенсии» коэффициент увеличения базовой части равен 1,075, страховой части - 1,092.
С 01.10.2007г. Федеральным законом от 24.09.2007г. №233 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с установлением размеров базовых частей трудовых пенсий» базовая часть установлена в размере 1260,00 руб.
С 01.12.2007г. Федеральным законом от 01.11.2007г. № 244-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан» базовая часть установлена в размере 1560,00 руб.
С 01.02.2008г. Постановлением Правительства РФ от 25.01.2008г. №25 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2008г. страховой части трудовой пенсии» установлен коэффициент увеличения страховой части 1,12.
С 01.04.2008г. постановлением Правительства РФ от 25.03.2008г. №204 «Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2008г. размера страховой части трудовой пенсии» установлен коэффициент увеличения страховой части 1,075.
С 01.08.2008г. постановлением Правительства РФ от 21.07.2008г. №548 «Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 августа 2008г. размера страховой части трудовой пенсии» установлен коэффициент увеличения страховой части 1,08.
С 01.03.2009г. постановлением Правительства РФ от 23.02.2009г. №204 «Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 марта 2009г. размера базовой части трудовой пенсии» установлен коэффициент увеличения базовой части 1,08695652
С 01.04.2009г. постановлением Правительства РФ от 21.03.2009г. №247 «Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2009г. размера страховой части трудовой пенсии» установлен коэффициент увеличения страховой части 1,175.
С 01.08.2009г. постановлением Правительства РФ от 23.07.2009г. №611 «Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 августа 2009г. размера страховой части трудовой пенсии» установлен коэффициент увеличения страховой части 1,075.
С 01.04.2010г. постановлением Правительства РФ «Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2010г. Размеров трудовых пенсий в размере 1,063
Размер пенсии на 01.01.2010 года исчислен по нормам ст.30.2 (с учетом валоризации) Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009г. №213-ФЗ) следующим образом:
П=3843+ 3478,16+(136160,24х3,6784/144) = 10799руб.93 коп. где 3843 руб. - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, лицам проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера»,
3478,16 - страховая часть пенсии на 31.12.2009г., с учетом индексации. 3,6784 - коэффициенты индексации пенсионного капитала за период с 01.01.2002г. по 31.12.2009г.
144 - ожидаемый период выплаты пенсии, примененный при назначении истцу страховой части пенсии.
Таким образом, размер пенсии с 01.01.2010 года, рассчитанный и выплачиваемый Управлением ПФР в соответствии с п.1 пп.6 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ, с учетом валоризации составляет 13837 руб.86 коп., т.е. выше, чем сумма пенсии предлагаемая истцом, рассчитанная в соответствии с п.4 ст.30, которая с учетом валоризации составила 10799руб.93 коп..
В связи с вышеизложенным, считаем, что оснований для выплаты недополученной пенсии не имеется из-за неверного толкования Тальянской З.Г. Федерального закона №173-ФЗ в редакции Федерального закона от 24.07.2009 года №213-ФЗ, а исковое заявление не подлежит удовлетворению (л.д.19-25).
В судебном заседании представитель ответчика дала объяснения аналогичные изложенным в отзыве.
Суд, выслушав представителя истицы по доверенности Тальянского Б.Я., а также представителя ответчика по доверенности Мигуля И.М., исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению и в иске необходимо отказать по следующим основаниям.
Определением Калининского районного суда от 17.01.2011 года по делу была назначена финансово-экономическая экспертиза в целях проверки правильности расчета пенсии истицы, производство которой было поручено ООО Экспертному бюро «Параллель» г.Краснодар ул.Рашпилевская №323, с постановкой на разрешение вопросов представленных стороной истицы, а именно:
проверить правильность расчета пенсии истицы, в ходе которого дать ответы на вопросы:
1)При осовременивании заработка (приведении его к уровню 2001 года) обязательно ли раздельно определять заработок до 01.01.1998 года и делить его на 1000, а затем определять заработок после 01.01.1998 года и полученные величины сложить, а затем разделить на число месяцев, или возможно определить заработок за весь период (1990-2001 годы) и весь разделить на 1000.
2)При определении расчетного пенсионного капитала одной из основных величин является коэффициент «Т» - ожидаемый период выплаты пенсии. Пункт 1 ст.30 Закона РФ №213 устанавливает, что ожидаемый период выплаты пенсии определяется п.1 ст.14 и п.1 ст.32. Согласно п.1 ст.14 коэффициент «Т» принимается равным 19 лет, а по п.1 ст.32 коэффициент «Т» устанавливается, что начиная с 01.01.2002 года коэффициент «Т» принимается равным 12 лет. Однако в ст.32 п.3 рекомендовано определять для отдельных случаев этот коэффициент на основании п.п.21,22 ст.14, при применении которых Т =14 лет.
Вопрос: Какую из этих величин необходимо применять при назначении впервые (в 2002 году) страховой части трудовой пенсии по старости.
3)Возможно ли применение абз.40 ст.30 п.4 Закона РФ №213, если пенсия назначена в соответствии с п.1 ст.7 (то есть по достижению пенсионного возврата, а не досрочно, как это предусмотрено абз.40 п.4 ст.30).
4)Установлена ли максимальная величина трудовой пенсии по старости в размере 3/3,5/ минимальных размеров пенсии (это 555,96 рублей) или необходимо придерживаться установки, данной Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года №2-П (абз.2 п.3.2).
5)Возможен ли отказ в применении для расчета пенсии районного коэффициента, если в справке о заработке не указано, что в составе заработка включены надбавки за работу в условиях Крайнего Севера? (л.д.54,55)
Кассационным определением от 15.02.2011 года определение Калининского районного суда от 17.01.2011 года было оставлено без изменения, расходы по оплате за экспертизу возложены на истицу (л.д.70,71)
В выводах заключения экспертов №2011/03-103э от 26.04.2011 года содержатся следующие ответы на поставленные вопросы в определении Калининского районного суда от 17.01.2011 года
По первому вопросу: заработка, из которого рассчитывалась пенсия у истца после 1998 года, не было, при расчетах учитывался заработок только за 1990 -1991 гг., а при расчетах с учетом деноминации учитывается заработок только в период до 1998 года, соответственно он и умножается на повышающие коэффициенты и делится на 1000.
По второму вопросу: так как истец вышла на пенсию по достижении 55 лет, а не в более позднем возрасте, к ней не применяются пп.21-22 ст.14 Закона №173-ФЗ.
По третьему вопросу: возможно применение абз.40 п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ, так как предусматривается как наличие общего трудового стажа, равного 20 лет для женщин в случае истца, так и стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. То есть, обе категории лиц подпадают под данную норму закона.
По четвертому вопросу: в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года №2-П рассматривается недействующая редакция Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ. Окончание действия редакции - 31.12.2009 года. При вступлении вышеуказанного Постановления в силу Федеральный закон №173-ФЗ не содержал рассматриваемой нормы.
Следует учитывать максимальную величину трудовой пенсии по старости в размере 3/3,5/ минимальных размеров пенсии, как указанно в Федеральном законе от 17.12.2001 №173-ФЗ (ред. от 27.07.2010).
По пятому вопросу: повышение расчетного размера трудовой пенсии не производится лицам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в более высоком размере. В перечень повышений расчетного размера пенсии не входит повышение на районный коэффициент, поскольку этот коэффициент учитывается при определении соотношения заработков (л.д.325-335).
Как установлено в судебном заседании, согласно удостоверению №009371 от 24.06.1991 года (л.д.14) и выписке из паспорта (л.д.153), истице ДД.ММ.ГГГГ года рождения была назначена Билибинским городским отделом социального обеспечения Магаданской области пенсия по возрасту с 26.06.1991 года в размере 132,0 рублей, то есть с 55 лет.
В связи с переездом истицы в Калининский район, истица обратилась к ответчику с заявлением от 19.07.2002 года об истребовании пенсионного дела из УСЗН г.Билибино в Калининский район, куда она переехала на постоянное место жительства и с заявлением от 24.09.2002 года о перечислением пенсии на расчетный счет Калининского СБ РФ (л.д.154,158)
В свою очередь, управлением пенсионного фонда Калининского района, истице, согласно распоряжению руководителя территориального органа ПФР была назначена по подп.6 п.1 ст.28 №173-ФЗ трудовая пенсии с учетом валоризации (48%) с 01.01.2010 года в размере 13837,86 рублей (л.д.51,310)
Согласно распоряжению зам.начальника отдела по назначению, перерасчету и выплате пенсий №1 Калининского района, истице назначена и выплачивается трудовая пенсии с учетом валоризации с 01.08.2010 года в размере 14807,85 рублей (л.д.312-314)
Рассматривая приведенные стороной истицы доводы в обоснование заявленных требований и расчет осовремененного заработка, пенсии и валоризации пенсионера Тальянской З.Г., с учетом исследованных доказательств, в том числе доводов стороны ответчика, а также выводов заключения экспертов №2011/03-103э от 26.04.2011 года, суд приходит к следующим выводам.
В настоящее время выплата пенсии истице осуществляется в соответствии с пп.6 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (за работу в районах Крайнего Севера) и размер пенсии на 01.08.2010 года составил 14807,85 рублей.
Рассматривая исковые требования о понуждении ответчика произвести расчет пенсии и валоризации в соответствии с п.4 ст.30 Федерального закона РФ №213, суд учитывает, что Федеральным законом от 24.07.2009 года №213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» внесены изменения в ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с чем, поставлен вопрос о применении п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009г. № 213-ФЗ).
В свою очередь, стороной ответчика приведен расчет пенсии истицы и суммы валоризации в соответствии с п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009г. № 213-ФЗ), который основан на нормах закона и подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, а именно, согласно документам пенсионного дела истицы по состоянию на 01.01.2010 года, при оценке пенсионных прав по нормам п.4 ст.30 Федерального закона №173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009г. № 213-ФЗ) (л.д.90-323), общий стаж составляет 54 года 2 месяца 22 дня, соответственно стажевый коэффициент равен 0,75. Под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002г. В общий стаж 54года 2 месяца 22дня, включается работа в районах крайнего Севера (календарно 18 лет 07 мес. 21 день, в полуторном размере - 27 лет 11 мес. 7дней), - период учебы (1 год 9 мес.27дней), - общие условия (24 года 5 мес.18 дней)
В связи с изменением места постоянного жительства истицы, пенсионное дело прибыло в Управление Пенсионного фонда РФ в Калининском районе и поставлено на учет с 19.09.2002 года согласно листку обработки документов (л.д.159). Для оценки пенсионных прав учтен средний фактический заработок за период работы с 01.06.1990г. по 31.05.1991г. (12 месяцев) – с 01.06.1990 года по 31.12.1990 года (7 месяцев) – 4430,0 рублей и с 01.06.1991 года по 31.05.1991 года (5 месяцев) – 3240,0 рублей согласно справке (л.д.151)
Законом РФ от 03.04.1992 года №2654-I «О досрочном введении в действие Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", предоставлялось право исчислять среднемесячный заработок для назначения или перерасчета пенсии в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» за 12 месяцев. Среднемесячный заработок за периоды, указанные в ст.102 Закона от 20.11.1990г., №340-1 подсчитываются путем деления общей суммы заработка (с применением соответствующих корректирующих коэффициентов, соответственно на 12,24,60. При исчислении пенсии в расчет принимается не фактический, а «осовремененный» заработок, увеличенный на соответствующие коэффициенты индексации среднемесячного заработка, по состоянию на декабрь 2001г.
При расчете пенсии истицы, средний фактический заработок составляет 639,17 рублей, т.е. приняты к расчету 12 месяцев: с 01.06.1990г. - 31.12.1990г. (7 месяцев) 4430,00 рублей и с 01.01.1991. - 31.05.1991г. (5 месяцев) 3240,00 рублей; 4430,00 х 2042,51 (индекс в 1990г.) = 9048363,60 руб. 3240,00 х 1596,88 (индекс в 1991г.) = 5173891,2 руб.; 9048363,30 + 5173891,20 = 14222254,5; 14222254,5 : 12 = 1185187,90
При корректировке заработка необходимо учитывать, что среднемесячный заработок за период до 1 января 1998 года, с учетом деноминации рубля делится на 1000. 1185187,90 : 1000 = 1185,19 - заработок с учетом «осовременивания».
Исходя из указанного стажа и среднемесячного заработка, с учетом осовременивания по формуле указанной в п.4 ст.30 по состоянию на 01.01.2002 года, расчетный размер трудовой пенсии составит:
РП = ЗР х СК, где РП - расчетный размер трудовой пенсии;
ЗР - среднемесячный заработок; СК- стажевый коэффициент. 1185,19х0,75 = 888,89 руб.
Согласно абзацам 40 и 41 пункта 4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009г. №213-ФЗ), расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с настоящим пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин не может превышать сумму, равную 555,96 рублей. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.
Для лиц, проживающих по состоянию на 1 января 2002г. в районах, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, сумма, указанная выше (555,96рублей), в том числе повышенные с учетом продолжительности общего стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, то учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данном районе и местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. Таким образом, расчетный размер пенсии:
555,96 х 1,2 х 2 = 1334,30 рублей, где: 1,2 - повышение общего трудового стажа на 20% требуемого стажа 2 - районный коэффициент.
Поскольку расчетный размер пенсии истицы составляет 888,89 рублей, что приведено в расчете выше и не превышает 1334,30 рублей, то для исчисления размера по состоянию на 01.01.2002 года он учитывается без ограничения, то есть в расчетном размере.
В соответствии с п.6 ст.30 №173-ФЗ для лиц, которым по состоянию на 31.12.2001 года установлена трудовая пенсия по старости в соответствии с Законом «О государственных пенсиях в РФ» по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в РФ с применением соответствующего районного коэффициента. Увеличение расчетного размера пенсии, исчисленного в соответствии с нормами абзацев 1-10 п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ дополнительно на районный коэффициент, не предусмотрено, поскольку районный коэффициент уже учтен в сумме среднемесячного заработка, из которого исчислена трудовая пенсия. По нормам п.5 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ, повышения и надбавки к пенсиям, установленные законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2001 года начисляются к расчетному размеру трудовой пенсии. При определении расчетного размера пенсии в соответствии с п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ, к расчетному размеру пенсии начисляется компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации, предусмотренная законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001г. В связи с вышеуказанным, к расчетному размеру трудовой пенсии истицы подлежит начислению компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации, размер которой в соответствии с Указом Президента РФ от 02.11.2000г. № 1815 составляет 200 руб.
Таким образом, расчетный размер пенсии по состоянию на 01.01.2002г. при оценке пенсионных прав истицы по п.4.ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009г. №213-ФЗ) составит: 888,89 + 200 =1088,89 рублей, где
450 руб. - размер базовой части трудовой пенсии по старости (ст.14 Закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ, в прежней редакции)
1088,89 - 450 = 638,89 руб. - страховая часть трудовой пенсии.
Для сравнения: размер пенсии, назначенной Тальянской З.Г. по п.3 ст.30 Закона №173-ФЗ, по состоянию на 01.01.2002г. составил 2285,93 рублей, где 450 руб.- размер базовой части трудовой пенсии по старости (ст.14 Закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ, в прежней редакции), 1835,93 рублей - страховая часть трудовой пенсии.
Согласно ст.30.1 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ (в редакции федерального закона от 24.07.2009 года№213-ФЗ), величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со ст.30 указанного закона, подлежит валоризации (повышению). Сумма валоризации, составляет 10% величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст.30 настоящего Федерального закона, сверх того, 1% величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года
Общий трудовой стаж истицы на 1 января 1991 года составляет 38 лет 5 мес. 4 дня. Таким образом, расчетный пенсионный капитал в целях валоризации увеличивается на 48% (38%+10%).
Расчетный пенсионный капитал истицы на 01.01.2002г. составляет:
ПК= ( 1088,89-450) х 144=92000,16, где 144 - ожидаемый период выплаты пенсии по старости (п.1 ст.32 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ)
При определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002 года, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный п.1 ст.14 Закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ, в соответствии с п.1 ст.32 Закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ устанавливается продолжительностью 12 лет т.е. 144 месяцев и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).
92000,16 х 48% =136160,24 - расчетный пенсионный капитал за счет валоризации.
Разделив полученный с учетом валоризации пенсионный капитал на ожидаемый период выплаты, получится размер страховой части трудовой пенсии (с учетом валоризации), по состоянию на 01.01.2002г., рассчитанной в соответствии с п.4 ст.30 Закона №173-ФЗ, соответственно страховая частть 136160,24 : 144 = 945,56 рублей.
Согласно нормам ст.17 вышеуказанного Федерального закона, размеры базовой и страховой частей пенсии индексируются отдельно с учетом темпов инфляции. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством РФ.
С 01.02.2002г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.01.2002г. №42 утвержден коэффициент индексации и базовой и страховой частей в размере 1,065.
С 01.08.2002г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.07.2002г. №535 утвержден коэффициент индексации и базовой и страховой частей в размере 1,09.
С 01.04.2003г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.03.2003г. №152 утвержден коэффициент индексации только страховой части в размере 1,126.
С 01.08.2003г. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2003г. №428 утвержден коэффициент и Базовой и Страховой частей в размере 1,08.
С 01.04.2004г. Постановлением Правительства РФ от 15.03.2004г. №142 утверждены коэффициенты индексации: Базовой части - 1,03842682 (621 руб.), Страховой части - 1,09.
С 01.08.2004г. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2004г. №363 установлены коэффициенты индексации: Базовой части - 1,06280193 (660 руб.), Страховой части - 1,0628.
С 01.03.2005г. Федеральным законом от 14.02.2005г. №3-ФЗ « О внесении изменений в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с установлением размеров базовой части трудовой пенсии и порядка индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии в 2005г.» устанавливается базовая часть в размере -900 руб.
С 01.08.2005г. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005г. № 419 «Об утверждении коэффициентов индексации (увеличения) с 01.08.2005г. базовой и страховой частей трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения с 01.08.2005г. размера страховой части трудовой пенсии» установлены коэффициенты увеличения базовой части - 1,06 (954 руб.), страховой части - 1,048, коэффициент дополнительного увеличения - 1,06.
С 01.04.2006г. Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006г. №165 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2006г. базовой части трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2006г. размера страховой части трудовой пенсии» установлены коэффициенты увеличения базовой части - 1,085, страховой части -1,063.
С 01.08.2006г. Постановлением Правительства РФ от 28.07.2006г. № 466 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 августа 2006г. страховой части трудовой пенсии» коэффициент увеличения страховой части равен 1,062.
С 01.04.2007г. Постановлением Правительства РФ от 27.03.2007г. №181 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2007г. базовой части трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2007г. размера страховой части трудовой пенсии» коэффициент увеличения базовой части равен 1,075, страховой части - 1,092.
С 01.10.2007г. Федеральным законом от 24.09.2007г. №233 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с установлением размеров базовых частей трудовых пенсий» базовая часть установлена в размере 1260,00 руб.
С 01.12.2007г. Федеральным законом от 01.11.2007г. № 244-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан» базовая часть установлена в размере 1560,00 руб.
С 01.02.2008г. Постановлением Правительства РФ от 25.01.2008г. №25 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2008г. страховой части трудовой пенсии» установлен коэффициент увеличения страховой части 1,12.
С 01.04.2008г. постановлением Правительства РФ от 25.03.2008г. №204 «Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2008г. размера страховой части трудовой пенсии» установлен коэффициент увеличения страховой части 1,075.
С 01.08.2008г. постановлением Правительства РФ от 21.07.2008г. №548 «Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 августа 2008г. размера страховой части трудовой пенсии» установлен коэффициент увеличения страховой части 1,08.
С 01.03.2009г. постановлением Правительства РФ от 23.02.2009г. №204 «Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 марта 2009г. размера базовой части трудовой пенсии» установлен коэффициент увеличения базовой части 1,08695652
С 01.04.2009г. постановлением Правительства РФ от 21.03.2009г. №247 «Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2009г. размера страховой части трудовой пенсии» установлен коэффициент увеличения страховой части 1,175.
С 01.08.2009г. постановлением Правительства РФ от 23.07.2009г. №611 «Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 августа 2009г. размера страховой части трудовой пенсии» установлен коэффициент увеличения страховой части 1,075.
С 01.04.2010г. постановлением Правительства РФ «Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2010г. Размеров трудовых пенсий в размере 1,063
Размер пенсии на 01.01.2010 года исчислен по нормам ст.30.2 (с учетом валоризации) Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009г. №213-ФЗ) следующим образом:
П=3843+ 3478,16+(136160,24х3,6784/144) = 10799руб.93 коп. где 3843 руб. - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, лицам проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера»,
3478,16 - страховая часть пенсии на 31.12.2009г., с учетом индексации. 3,6784 - коэффициенты индексации пенсионного капитала за период с 01.01.2002г. по 31.12.2009г.
144 - ожидаемый период выплаты пенсии, примененный при назначении истцу страховой части пенсии.
Таким образом, размер пенсии, рассчитанный и выплачиваемый ответчиком с 01.01.2010 года в соответствии с п.1 пп.6 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ, с учетом валоризации составляет 13837,86 рублей, то есть больше, чем размер пенсии, который рассчитан в соответствии с п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009г. №213-ФЗ и с учетом валоризации составил 10799,93рублей.
Суд принимает во внимание, что выводы заключения экспертов №2011/03-103э от 26.04.2011 года содержат полные ответы на пять вопросов, которые были сформированы в письменном виде представителем истицы (л.д.29) и в свою очередь определением суда были поставлены на разрешение назначенной судом экспертизы. Кроме того, вышеуказанные ответы в заключении экспертов №2011/03-103э от 26.04.2011 года на поставленные вопросы, подтверждают обоснованность и соответствие нормам Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в том числе в редакции Федерального закона от 24.07.2009 года №213-ФЗ, произведенного ответчиком расчета трудовой пенсии истицы и размера суммы валоризации, в связи с чем, заключение экспертизы является допустимым доказательством, в свою очередь подтвержденное расчетом ответчика. С учетом изложенного, доводы представителя истицы о необходимости не учитывать заключение экспертизы, как доказательство, являются необоснованными.
При указанных выше обстоятельствах, расчет трудовой пенсии истицы и размера суммы валоризации ответчиком произведен в соответствии с нормами Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в том числе в редакции Федерального закона от 24.07.2009 года №213-ФЗ, при этом ответчиком не допущено назначения и выплаты истице пенсии в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, при этом расчет приведенный стороной истицы не основан на законе, в связи с чем, не имеется оснований для возложения на ответчика обязанности произвести расчет пенсии и валоризации в соответствии с п.4 ст.30 Закона РФ №213 строго придерживаясь указании данных в спец.литературе и выплатить недополученную пенсию в связи с нарушением действующего Закона в размере 282378,27 рублей, с 01.01.2010 года по 31.10.2010 года, и при указанных обстоятельствах в исковых требованиях истца к ответчику о понуждении ответчика произвести расчет пенсии в соответствии с п.4 ст.30 Закона РФ №213 и выплате недополученной пенсии в связи с нарушением действующего Закона с 01.01.2010 года по день вынесения судебного решения – необходимо отказать.
Рассматривая вопрос о распределении судебных расходов, суд учитывает, что согласно ч.2 ст.85 ГПК РФ, в случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 настоящего Кодекса. Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Поскольку в иске полностью отказано, а расходы на проведение экспертизы (заключение экспертов №2011/03-103э от 26.04.2011 года), составившие 16675,00 рублей согласно ходатайству №47 об оплате экспертных услуг от 26.04.2011 года (л.д.89), в пользу ООО Экспертное бюро «Параллель» не возмещены стороной истицы, на которую судом была возложена обязанность их оплатить, суд приходит к выводу, что указанные расходы должны быть возмещены истицей, при этом, суд принимает во внимание, что доводы стороны истицы об уменьшении расходов на оплату экспертизы либо их распределении между сторонами в связи с тем, что пенсия истицы составляет 16110,0 рублей на дату подачи заявления о распределении затрат на оплату экспертизы (14.04.2011 года) – не могут быть приняты судом, как обоснованные. Суд, учитывает, что имущественное положение стороны законом предусмотрено в качестве оснований для рассмотрения вопроса об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения решения суда в порядке ст.203 ГПК РФ. Согласно ч.3 ст.96 ГПК РФ, суд, а также мировой судья может освободить гражданина с учетом его имущественного положения от уплаты расходов, предусмотренных частью первой настоящей статьи, или уменьшить их размер. В этом случае расходы возмещаются за счет средств соответствующего бюджета. В свою очередь, суд с учетом представленных доказательств, приходит к выводу о том, что не имеется достаточных оснований, для уменьшения расходов по оплате экспертизы, либо об освобождении истицы от таких расходов, составивших 16675,00 рублей, при установленном истице размере пенсии. С учетом изложенного, суд приходит к выводу взыскать с истицы в пользу ООО Экспертное бюро «Параллель» 16675,00 рублей в возмещение расходов на проведение экспертизы (заключение экспертов №2011/03-103э от 26.04.2011 года) на расчетный счет, указанный в ходатайстве №47 от 26.04.2011 года (л.д.89). На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В исковом заявлении Тальянской З.Г. к Управлению пенсионного Фонда Российской Федерации государственному учреждению в Калининском районе Краснодарского края, о понуждении Управления пенсионного Фонда Российской Федерации государственного учреждения в Калининском районе произвести расчет пенсии в соответствии с п.4 ст.30 Закона РФ №213 и выплате недополученной пенсии в связи с нарушением действующего Закона с 01.01.2010 года по день вынесения судебного решения - отказать.
Взыскать с Тальянской З.Г. в пользу ООО Экспертное бюро «Параллель» 16675,00 рублей в возмещение расходов на проведение экспертизы (заключение экспертов №2011/03-103э от 26.04.2011 года) на расчетный счет – исполнитель: ООО Экспертное бюро «Параллель», адрес:350051 Россия, г.Краснодар, ул.Рашпилевская, д.323, офис.1, ИНН 2308159100, КПП 230801001, Расчетный счет:40702810000110000614, корр.счет: 30101810400000000700, Банк: Филиал «Южный» ОАО «УРАЛСИБ» г.Краснодар, БИК:040349700, ОГРН 1092308005811.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья:_________________________
В окончательной форме 25.05.2011 года.