НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Калининского районного суда (Краснодарский край) от 12.12.2016 № 2-811-2016

№2-811-2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст.Калининская Краснодарского края 12 декабря 2016 года.

Калининский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Радченко И.О.,

с участием истца Лощеновой Е.В.,

представителя истца адвоката Гузик Ю.И. по ордеру №451976 и удостоверению №5715,

представителя ответчика ГУ управление Пенсионного фонда РФ в Калининском районе Краснодарского края по доверенности Мигуля И.М.,

при секретаре Чуб Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лощеновой Е.В. к Управлению пенсионного фонда РФ в Калининском районе Краснодарского края о признании незаконным решения об отказе в назначении социальной пенсии Малышевой Н.А.,

УСТАНОВИЛ:

Лощенова Е.В. обратилась в Калининский районный суд Краснодарского края к Управлению пенсионного фонда РФ в Калининском районе Краснодарского края о признании незаконным решения об отказе в назначении социальной пенсии Малышевой Н.А., в котором указала, что в соответствии с распоряжением администрации Первомайского района города Ижевска Удмуртской Республики № 898 от 12.07.2006 года «Об установлении опеки над несовершеннолетней Малышевой Н, ДД.ММ.ГГГГ г.р.» она назначена опекуном над несовершеннолетней Малышевой Н.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. Родители ребенка неизвестны - в свидетельстве о рождении в графе «мать» и «отец» стоят прочерки. 20.07.2016 г. она обратилась с заявлением о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца в Управление Пенсионного фонда России по Краснодарскому краю в Калининском районе. В соответствии с протоколом Решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 498 от 29.07.2016 г. ей незаконно отказано в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца Малышевой Наталье Алексеевне ввиду отсутствия правовых оснований. Управление Пенсионного фонда России по Краснодарскому краю в Калининском районе в качестве обоснования указывает, что пенсии по случаю потери кормильца назначаются детям, потерявшим родителей только по причине смерти родителей, либо признания их судом безвестно отсутствующими, для назначения данной социальной пенсии необходимо предоставить документы о смерти обоих родителей. Ссылки Управления Пенсионного фонда России по Краснодарскому краю в Калининском районе на отсутствие свидетельства о смерти являются несостоятельными, поскольку из прямого толкования Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» следует, что право на получение данной пенсии имеет ребенок, потерявший одного или обоих родителей, при этом не имеет значения каким именно образом (при каких обстоятельствах) ребенок потерял родителей. Пункт 3 указанной статьи предусматривает, что гражданам, указанным в пп. 3 п. 1 настоящей статьи, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца. Таким образом, право на получение данной пенсии имеет ребенок, потерявший одного или обоих родителей. Понятие «ребенок, оставшийся без попечения родителей» приведено и в п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ и является оценочным. Отсутствие в п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ ограничений в определении причин такой ситуации превращает данное положение закона в способ помощи детям, оказавшимся без попечения родителей. Понятие «ребенок, оставшийся без попечения родителей» содержится также в ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Ребенком, оставшимся без попечения родителей, является лицо в возрасте до 18 лет, если единственный родитель или оба родителя неизвестны. Из свидетельства о рождении следует, что Малышева Н.А. при рождении потеряла обоих родителей. В связи с чем, непредставление свидетельства о смерти родителей ребенка не может являться основанием к отказу в назначении указанной социальной пенсии, поскольку свидетельство о рождении, в котором отсутствуют указания на родителей, является подтверждением того, что ребенок потерял обоих родителей. Признание иного противоречило бы Конституции РФ, поскольку провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели политики Российской Федерации как социального государства (статья 7, часть 1) предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, и, если в силу возраста, состояния здоровья, по другим, не зависящим от него причинам, человек трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества. На основании изложенного истец просит решение Государственного Учреждения - Управление Пенсионного Фонда России по Краснодарскому краю в Калининском районе № 498 от 29.07.2016 года об отказе в назначении социальной пенсии по случаю потере кормильца Малышевой Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признать незаконным с момента подачи заявления с 20.07.2016 г.

В судебном заседании истица Лощенова Е.В. и ее адвокат Гузик Ю.И. исковые требования поддержали полностью, просят их удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ управление Пенсионного фонда РФ в Калининском районе Краснодарского края по доверенности Мигуля И.М. в судебном заседании возражала против требований истицы, поддержала доводы указанные в письменном отзыве на иск, согласно которого в результате рассмотрения искового заявления Лощеновой Е.В. от 20.07.2016г. 1002885/16 о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца в отношении Малышевой Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» комиссия по рассмотрению вопросов о реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Калининском районе приняла решение об отказе в назначении данной пенсии (протокол № 498 от 29.07.2016г.). В исковом заявлении истец просит: Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Калининском районе Краснодарского края №498 от 29.07.2016г. об отказе в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца Малышевой Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с момента подачи заявления с 20.07.2016г. Отказ в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца вынесен Управлением ПФР в Калининском районе по следующим основаниям: Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на пенсии по государственному пенсионному обеспечению (в том числе на социальную пенсию по случаю потери кормильца) установлены Федеральным законом от 15.12.2001г. №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (далее Закон №166-ФЗ). В соответствии со статьей 13 названного Закона при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон №400-ФЗ), регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены Законом № 166-ФЗ. Социальные пенсии являются одним из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению, которые устанавливаются нетрудоспособным гражданам. Под термином «нетрудоспособные граждане» Закон №166-ФЗ подразумевает граждан, которые, являясь престарелыми или инвалидами или потеряв кормильца, не приобрели право на страховую пенсию. Изменение условий и норм назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, осуществляется не иначе как путем внесения изменений в указанный Федеральный закон (абз. 3 части 1 статьи 1 Закона №1бб-ФЗ), аналогичная норма содержится и в Законе №400-ФЗ (часть 2 статьи 2 Закона №400-ФЗ). С 1 января 2010 года социальные пенсии стали подразделяться на подвиды: социальная пенсия по старости, социальная пенсия по инвалидности и социальная пенсия по случаю потери кормильца. Согласно пп.3 п.1 ст. 11 Закона №166-ФЗ социальные пенсии по случаю потери кормильца могут быть установлены детям, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери. В силу ч.1 ст. 10 Закона №400-ФЗ право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоящие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в п.2 ч.2 данной статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено, в порядке установленном законодательством Российской Федерации. Из буквального толкования указанных выше норм следует, что право на пенсию по случаю потери кормильца имеют лица, находящиеся на иждивении кормильца, который умер либо признан в установленном порядке безвестно отсутствующим. Кроме того, в соответствии с п.38 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.01.2016г. №14н «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению» граждане при обращении за назначением социальной пенсии по случаю потери кормильца с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) представляют документы: - о смерти кормильца; - подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем. Для подтверждения дополнительных условий назначения социальной пенсии указанной категории граждан, и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Законом N 166-ФЗ, представляются документы - об обучении гражданина по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; - о том, что нетрудоспособный член семьи находился на иждивении умершего кормильца; - о смерти второго родителя; - подтверждающие, что умершая являлась одинокой матерью; - о безвестном отсутствии или об объявлении кормильца умершим. Данная норма содержится и в Перечне документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014г. № 958н, к числу необходимых для назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца документов относятся, в том числе документы, подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем, документы о смерти обоих родителей (пункты 36, подпункт "м" пункта 37, пункт 77, пункт 86 названного Перечня). Таким образом, действующим пенсионным законодательством определен круг лиц, имеющих право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению (социальной пенсии по случаю потери кормильца) в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона №400-ФЗ, а также размер социальной пенсии нетрудоспособных граждан в повышенном размере в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 18 указанного Федерального закона. Это дети, которые потеряли обоих родителей, либо дети умершей одинокой матери, что должно быть подтверждено соответствующими документами. Так, согласно представленного свидетельства о рождении Малышевой Н.А. серия 1-НИ от 30.05.2005г. в графах "отец" и "мать" имеется прочерк и в Распоряжении главы администрации Октябрьского района г. Ижевска от 20.11.2009г. № 1762 о назначении Лощеновой Е.В. опекуном на возмездной основе (приемный родитель) отражено, что родители не известны (в свидетельстве о рождении ребенка в графе «отец» и «мать» прочерки). Как видно из Распоряжения, Лощеновой Е.В. назначена выплата денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для Малышевой Н.А. в соответствии с Федеральными законами от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 24.04.2008г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Постановлением правительства РФ от 18.05.2009г. №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» и др. о мерах по социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей. То есть, ребенок Малышева Н.А. не относится к числу лиц, находящихся на иждивении умершего или безвестно отсутствующего кормильца. Ее родители неизвестны, в актовую запись о ее рождении сведения о родителях не внесены. Ссылка истца на то, что в силу Конституции РФ и ст. 121 СК РФ Малышева Н.А. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в социальной защите со стороны государства, а потому имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца, основаны на неправильном толковании норм материального права. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч.2). Как указано выше, основания и порядок назначения пенсии по случаю потери кормильца установлены Федеральными законами от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Определение понятия детей, оставшихся без попечения родителей, меры их социальной поддержки установлены Федеральным законом от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон №159-ФЗ), а также иными нормативными правовыми актами. Руководствуясь п.3 Закона №159-ФЗ к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети (т.е. лица в возрасте до 18 лет), которые остались без попечения единственного или обоих родителей по одной из следующих причин: а) в связи с лишением родителей (родителя) родительских прав. Согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав; б) в связи с ограничением родителей в родительских правах. Согласно ст. 73 СК РФ суд ограничивает родителей в родительских правах, если оставление ребенка с родителями опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие), а также в случаях, если оставление ребенка с родителями вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей родительских прав); в) в связи с признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными или ограниченно дееспособными, находящимися в медицинских организациях, объявлением их умершими (см., например, ст. 30 ГК РФ); г) в связи с установлением судом факта утраты лицом попечения родителей; д) в связи с отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; е) в связи с отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае. если единственный родитель или оба родителя неизвестны; ж) в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Обратим внимание, что понятие "ребенок, оставшийся без попечения родителей", приведено в п. 1 ст. 121 СК РФ и является оценочным. Перечисленные в указанной правовой норме причины утраты родительского попечения являются следствием либо невозможности защищать своего ребенка, либо нежелания выполнять свой родительский долг. Отсутствие в п. 1 ст. 121 СК РФ ограничений в определении причин и признаков такой ситуации превращает данное положение закона в способ помощи детям, попавшим в бедственное положение. Таким детям оказывается всяческая поддержка со стороны государства. Понятие «дети, потерявшие одного или обоих родителей, дети умершей одинокой матери» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» имеют разные признаки и введены законодателем для разных целей. Поэтому правовых оснований для наделения одной из указанных групп правами другой группы не имеется. Таким образом, наличие у лица признаков ребенка, оставшегося без попечения родителей, не наделяет его правом на получения пенсии по случаю потери кормильца при отсутствии признаков ребенка, потерявшего кормильца. Так как, из анализа вышеуказанных норм законодательства основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца в системе государственного пенсионного обеспечения, как и страховой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Законом №400-ФЗ. является потеря кормильца. Под потерей кормильца, как в системе страховых пенсий, так и системе государственного пенсионного обеспечения (т.е. социальных пенсий), понимается смерть (гибель) кормильца, либо его безвестно отсутствие и признание умершим. Смерть гражданина является юридическим фактом, который должен быть подтвержден в установленном порядке. Документом, подтверждающим факт смерти, является свидетельство о смерти, которое выдается на основании регистрации смерти в органах ЗАГС. Свидетельство о смерти с другими документами, предъявляются в органы пенсионного обеспечения членами семьи умершего кормильца, в качестве основания назначения, как страховой пенсии по случаю потери кормильца, так и социальной пенсии по случаю потери кормильца. Однако, основание для реализации права на данную пенсию является не только смерть кормильца, но и факт признания гражданина умершим или безвестно отсутствующим. Понятие нахождение на иждивении и нетрудоспособности для получения пенсионного обеспечения означает полное содержание или получение помощи, которая является постоянным и основным источником средств к существованию. Поскольку доказательств смерти или безвестного отсутствия, установленного в предусмотренном законом порядке, одного или обоих родителей Малышевой Н.А. в деле не имеется, то оснований для назначения пенсии по случаю потери кормильца у Управления не имеется. Исходя из вышеизложенного отказ в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца, является законным, а исковое заявление не подлежащим удовлетворению.

Суд выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям, согласно копии паспорта гражданина РФ, Лощенова Е.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> (л.д.3), согласно копии свидетельства о рождении Малышева Н.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> республика, в графе «отец» и «мать» прочерк (л.д.4), согласно копии распоряжения администрации Первомайского района г.Ижевска Удмуртской республики от 12.07.2006 года №898, Лощенова Е.В. обратилась с заявлением об установлении опеки над несовершеннолетней Малышевой Н.А. 2005 года рождения (л.д.5), согласно копии Постановления администрации МО Калининский район от 21.11.2014 года №1217, Лощенова Е.В. и Лощенов Д.И. поставлены на учет в качестве опекунов на возмездной основе (л.д.6-7), согласно (л.д.8-9) между отделом по вопросам семьи и детства администрации МО Калининский район и Лощеновой Е.В. подписан договор о приемной семье от 21.11.2014 года №130, согласно протокола решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №498 от 29.07.2016 года, Малышевой Н.А. в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца отказано ввиду отсутствия правовых оснований (л.д.10-11).

Согласно ч.1 ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии с чч..1,2 ст.39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ установлены основания назначения социальной пенсии детям в возрасте до 18 лет, постоянно проживающим в Российской Федерации, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери.

Согласно п. 3 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. N166-ФЗ гражданам, указанным в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, устанавливается социальная пенсия по потере кормильца.

Эти законоположения, рассматриваемые в системном единстве с положениями пункта 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации, устанавливающими перечень оснований для отнесения несовершеннолетних к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а также обязанность государственных органов выявлять таких детей и обеспечивать защиту их прав и интересов, направлены на наиболее полный учет многообразия жизненных обстоятельств, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость осуществления государством защиты его прав и интересов.

К числу оставшихся без родительского попечения статья 121 СК РФ относит детей, чьи родители умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, что позволяет органам опеки и попечительства осуществлять защиту прав и интересов детей в зависимости от конкретных обстоятельств во всех иных случаях, когда родительское попечение фактически отсутствует.

Как установлено судом и следует из материалов дела, несовершеннолетняя Малышева Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осталась без попечения родителей, так как была оставлена матерью в медицинском учреждении.

В свидетельстве о рождении Малышевой Н.А. в графах «мать» и «отец» поставлены прочерки (л.д. 4).

Из акта Распоряжения администрации Первомайского района г.Ижевска №898 от 12.07.2006 года истицей установлена опека над Малышевой Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находившейся на тот момент в детской городской больнице №3 «Нейрон» и родители которой неизвестны (л.д. 5).

Отказывая в назначении социальной пенсии Малышевой Н.А., Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в Решении №498 от 29.07.2016 г. указала, что, для назначения пенсии отсутствуют правовые основания, поскольку не представлены данные о потере родителей. Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г.N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. В силу п. 6 ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается нетрудоспособным гражданам. Согласно ст. 2 данного закона к нетрудоспособным гражданам относятся инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на пенсию, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Таким образом, из прямого толкования закона следует, что право на получение данной пенсии имеет ребенок, потерявший одного или обоих родителей. Понятие «ребенок, оставшийся без попечения родителей» приведено и в п.1 ст. 121 СК РФ и является оценочным.

Перечисленные в указанной правовой норме причины утраты родительского попечения - это следствие либо невозможности защищать своего ребенка, либо нежелания выполнять свой родительский долг. Отсутствие в п. 1 ст. 121 СК РФ ограничений в определении причин и признаков такой ситуации превращает данное положение закона в способ помощи детям, попавшим в бедственное положение. Также понятие «ребенок, оставшийся без попечения родителей» содержится в ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно указанной правовой норме, дети, оставшиеся без попечения родителей - в том числе лица, в возрасте до 18 лет, если единственный родитель или оба родителя неизвестны. Оценивая в совокупности исследованные доказательства, суд считает, что приведенных выше положения Конституции РФ и Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», позволяют прийти к выводу, что свидетельство о рождении Малышевой Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в котором отсутствует указание на родителей, является документом, подтверждающим, что ребенок потерял обоих родителей, а непредставление свидетельства о смерти родителей ребенка, либо каких-то других документов подтверждающих потерю родителей, не может являться основанием к отказу в назначении пенсии, в связи с чем, Решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Калининском районе Краснодарского края №498 от 29.07.2016 года об отказе в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца Малышевой Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подлежит признанию незаконным, с обязанием ответчика назначить ей пенсию по случаю потери кормильца, с момента фактического обращения за ней.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Лощеновой Е.В. к Управлению пенсионного фонда РФ в Калининском районе Краснодарского края удовлетворить полностью.

Признать решение ГУ — Управления Пенсионного фонда РФ в Калининском районе Краснодарского края №498 от 29.07.2016 года об отказе в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца Малышевой Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Калининском районе Краснодарского края назначить Малышевой Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, социальную пенсию по потере кормильца с момента обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в Калининском районе Краснодарского края, то есть с 20.07.2016 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке сторонами в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:________________

В окончательной форме: 17.12.2016 года.