НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Калининского районного суда (Краснодарский край) от 11.02.2021 № 2А-361

УИД 23RS0018-01-2020-001913-73 Кделу№2а-361 /2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст.Калининская Краснодарского края 11 февраля 2021 года.

Калининский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Радченко И.О.,

при секретаре Чуб Е.Д.,

с участием административного ответчика Пешехонова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №10 по Краснодарскому краю к Пешехонову А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России №10 по Краснодарскому краю обратилась в Калининский районный суд Краснодарского края с административным иском к Пешехонову А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций в котором указано, что Определением мирового судьи судебного участка № 147 Калининского района Краснодарского края от 29.06.2020 г. судебный приказ №2а-711/2020 о взыскании с Пешехонова А.В. ИНН 482602888950 задолженности по страховым взносам был отменен в связи с подачей должником возражения относительно исполнения судебного приказа Должник Пешехонова А.В. ИНН 482602888950, дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения <адрес> (далее - налогоплательщик, административный ответчик) состоит на налоговом учёте в Межрайонная ИФНС России № 10 по Краснодарскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) в качестве налогоплательщика. Согласно ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации, является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. В соответствии со ст. 423 НК РФ последним расчетным периодом, признается период времени с начала календарного года до дня снятия с учета в налоговом органе. Пешехонова А.В., прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 07.11.2017г., что подтверждается выпиской из единого государственного реестра, не уплатив своевременно и в полном объеме страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. С 1 января 2017 года функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование Федеральным законом от 03.07.2016г. №243-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, возложены на налоговые органы. Согласно Кодекса плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой. На основании Кодекса объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с Кодекса. Согласно ст. 75 НК РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начисляется пеня. Процентная ставка пени применяется равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику заказной корреспонденцией было(и) направлено(ы) требование(я) об уплате налога и пени №525451 от 18.12.2017, о чем свидетельствует (ют) список (ки) заказных писем. В установленные в требованиях сроки налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджеты задолженностей. В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней, орган, направивший требование, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности, за счет имущества должника. На основании изложенного административный истец вынести решение о взыскании с административного ответчика Пешехонова А.В. ИНН 482602888950, в доход бюджетов задолженности на общую сумму 3914,25 руб., в том числе: Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, с 01.01.2017 года: налог в размере 3914,25 руб.

Представитель административного истца, извещенный о месте и времени судебного заседания в суд не явился, согласно письменного заявления, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик Пешехонов А.В., в судебном заседании требования административного истца не признал, поддержал доводы, указанные в возражении согласно которого в производстве Калининского районного суда находится гражданское дело № 2а-361/2021 от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Краснодарскому краю к нему. С исковыми требования он не согласен. Его доводы подтверждаются следующими доказательствами: Сумму, которая указана в исковом заявлении истца он оплатил еще 19.04.2017 года (платежное поручение 28 от 19.04.2017 года). Единственная ошибка с его стороны - неправильное указание КБК. За 2016 год ему необходимо было заплатить размер страховых взносов в 2016 году: Фиксированная часть - 23 153 рублей 33 копейки, из которых: 19 356 рублей 48 копеек - в ПФР, 3 796 рублей 85 копеек - в ФОМС. Эта сумма оплачена им от ИП Пешехонов А.В. 19.04.2017 г. (после 1 января 2017 года) платежным поручением N 28 в сумме 23000 рубля на расчетный счет Межрайонной инспекции Межрайонной инспекции по КБК 182 1 02 02140 06 1110 160, в то время как верным нужно считать КБК: 19356 рублей 48 копеек на КБК 182 1 02 02140 06 1100 160 - страховые взносы ПФР 3643 рублей 52 копейки на КБК 182 1 02 02103 08 1011 160 - страховые взносы ФОМС. И остаток от нужной суммы -153,33 рубля он доплатил платежным поручением N 1 от 20.04.2017. Единственная ошибка с его стороны -неправильное указание КБК- кодов бюджетной классификации. Письмо ФНС РФ от 10.10.2016 N СА-4-7/19125 "Об уточнении налоговых платежей при ошибочном указании кода бюджетной квалификации другого налога и статуса плательщика" разъясняет порядок действий при ошибке в КБК. Подпунктом 4 пункта 4 статьи 45 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога не признается исполненной, в то числе в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. Поэтому к возникновению недоимки могут привести только два вида ошибок: неправильный номер счета Федерального казначейства и неверное наименование банка получателя. На момент возникновения спорных правоотношений уже не действовал Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", пунктом 4 части б статьи 18 которого было установлено, что обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства. Так как платеж по страховым взносам мной сделан после 1 января 2017 года. Нормы указанного закона не содержат положений о том, какой орган (налоговый или пенсионный) должен решать вопросы уточнения платежей по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года. С 1 января 2017 года спорные правоотношения регулируются главой 34 Налогового кодекса РФ. Подпунктом 4 пункта 4 статьи 45 Налогового кодекса РФ определено, что обязанность по уплате налога не признается исполненной в следующих случаях неправильного указания налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счёт уплаты налога за налогоплательщика, в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счёт Федерального казначейства. Из изложенного следует, что в отношении страховых взносов, уплата которых должна производиться после 1 января 2017 года, обязанность по их уплате считается исполненной, если в соответствующем платёжном поручении правильно указаны номер соответствующего счета Федерального казначейства и реквизиты банка получателя. При этом положениями Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, пунктом 4 статьи 45 Налогового кодекса РФ, не предусмотрено, что неправильное указание КБК и (или) статуса плательщика в платёжном поручении является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной. Пунктом 7 статьи 45 Налогового кодекса РФ установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налогу и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства,, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. Код бюджетной классификации и статус плательщика относятся к группам реквизитов, позволяющих определить принадлежность платежа и статус плательщика. Соответственно, на основании положений пункта 7 статьи 45 Налогового кодекса РФ при обнаружении налогоплательщиком ошибки в указании КБК и (или) статуса плательщика в поручении на перечисление налога он вправе обратиться в налоговый орган с заявлением об уточнении платежа. 28.04.2017 года он написал заявление письмом на имя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Краснодарскому краю письмом и на сайт Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Краснодарскому краю где просил уточнить платеж: Сумму 23000 рублей по платежному поручению N 28 по КБК 182 1 02 02140 06 1110 160 - просил разделить на 19 356 рублей 48 копеек на КБК 182 1 02 02140 06 1100 160 - в ПФР 3643 рублей 52 копейки на КБК 182 1 02 02103 08 1011 160- в ФОМС. Однако получил 2 отрицательных ответа от истца. 25.05.2017 года получил отказ первым письмом от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Краснодарскому краю, (входящий номер 9869). 21.09.2017 года получил отказ следующим письмом от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Краснодарскому краю, (входящий номер 19- 23/38412). Считает решение от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Краснодарскому краю необоснованным. У налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для отказа заявителю в удовлетворении заявления об уточнении платежа. Перечисленная на счет Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Краснодарскому краю от ИП Пешехонов А. В. сумма в размере 23 153 рублей 33 копейки поступила на соответствующий счет казначейства -следовательно поступила в бюджетную систему РФ и не может признаваться недоимкой, поскольку неправильное указание кода бюджетной классификации не влияет на признание факта неуплаты. Кроме того, оплаченная сумма не была возвращена ИП Пешехонов А.В. как ошибочно внесенная. Начиная с 1 января 2017 года, на Федеральную налоговую службу возложены полномочия по администрированию страховых взносов. В связи с этим налоговые органы осуществляют администрирование как страховых взносов за период до 01.01.2017, установленных Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», так и страховых взносов в соответствии с главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, код бюджетной классификации - значение КБК, состоящее из 20 знаков (цифр), при этом первые три знака, обозначающие код главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должен принимать значение «182»- Федеральная налоговая служба. В связи с этим Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Краснодарскому краю, получив его заявление от ИП Пешехонов А.В. (ИНН 482600288950), обязана была уточнить платеж. В постановлении ФАС Московского округа от 24.11.05 № КА-А40/11389-05 указано, что поскольку налог уплачен налогоплательщиком в установленном размере и поступил в соответствующий бюджет, неправильное указание в платежном документе КБК не влияет на исполнение обязанности по уплате налога. Аргументом для этого послужила статья 18 БК РФ. Согласно этой норме бюджетная классификация РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Поэтому КБК применяется в целях регулирования бюджетных, а не налоговых правоотношений. О том, что неправильное указание в платежном поручении КБК не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной, подтверждается позицией Минфина России, ФНС России, изложенной в письмах от 19.01.2017 № 03-02-07/1/2145, от 10.10.2016 № СА-4-7/19125. В письме ФНС России № ЗН-4-22/10626а, ПФ РФ НП-30-26/8158 от 06.06.2017 указано, что для уточнения реквизитов в расчетных документах, денежные средства по которым поступили после 01.01.2017 в налоговые органы, с заявлением об уточнении реквизитов плательщик обращается в налоговый орган. Поскольку заявителем спорный платеж произведен после 01.01.2017, то с заявлением об уточнении платежа он обоснованно обратился в налоговый орган. Считает, что в удовлетворении исковых требований истцу необходимо отказать в полном объеме. На основании изложенного просит в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Краснодарскому краю отказать в полном объеме. Так же заявил ходатайство о применении срока исковой давности, согласно которого в соответствии со статьёй 196 Гражданского кодекса РФ «Общий срок исковой давности устанавливается в три года». Требования истца предъявлены с истечением срока давности. В силу части 1 ст.200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Истцу стало известно о наличии задолженности 15.05.2017 года. Доказательства этого факта изложены в возражении к иску. Поскольку иск предъявлен истцом только трехлетний срок исковой давности уже истек. В соответствии с частью 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. На основании вышеизложенного административный истец просит применить срок исковой давности в отношении всех требований истца. Отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

Согласно копии определения мирового судьи Судебного участка №147 Калининского района Краснодарского края от 29.06.2020 года, судебный приказ мирового судьи судебного участка №147 Калининского района Краснодарского края от 04.06.2020 №2а-711/2020 о взыскании страховых взносов – отменен (л.д.8), согласно (л.д.9-11) в адрес Пешехонова А.В. направлено требование об уплате налогов и сборов, согласно выписки из ЕГРИП от 24.12.2020 года, Пешехонов А.В. является индивидуальным предпринимателем (л.д.12-19), согласно (л.д.30) Пешехонов А.В. обращался с заявлением в Межрайонную ИФНС №10 по Краснодарскому краю с заявлением о переносе денежных средств, согласно (л.д.31) Межрайонной ИФНС №10 по Краснодарскому краю вынесено решение об отказано в возврате страховых взносов, согласно (л.д.32-33) Межрайонная ИФНС №10 по Краснодарскому краю направляла в адрес Пешехонову А.В. сообщения.

Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 1 ч.3 п. 3 КАС РФ, суд рассматривает административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).

Статьей 48 НК РФ, предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов. Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Соблюдение установленного шестимесячного срока является обязательным, как при обращении налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа, так и с иском после вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с ч.2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу ч.8 ст.219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд являются основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Поскольку задолженность административного ответчика по страховым взносам и платежам была образована по состоянию на 2017 год, а с требованием об оплате задолженности в судебном порядке истец предъявил лишь в июне 2020 года, доказательств уважительности пропуска срока обращения в суд не представил, не просил о его восстановлении, суд полагает необходимым в удовлетворении административного иска отказать в связи с пропуском срока обращения в суд.

Руководствуясь ст.ст. 175-180,273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России №10 по Краснодарскому краю к Пешехонову А.В. в общей сумме 3914 рублей 25 копеек - отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд Краснодарского края в месячный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: _____________

В окончательной форме: 16.02.2021 года.