НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Калининского районного суда (Город Санкт-Петербург) от 10.10.2019 № 12-408/19

Дело № 12-408/19

Санкт-Петербург 10 октября 2019 г.

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Извлечение для размещения на интернет сайте суда

Судья Калининского районного суда Санкт-Петербурга Терещенко Ольга Владимировна, в зале 106 Калининского районного суда Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург, ул. Бобруйская, д.4),

с участием: Мошниковой О.Н., ее защитника Мухина М.С., допущенного к участию в рассмотрении жалобы на основании устного ходатайства, заявленного Мошниковой О.Н. в судебном заседании,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Мошниковой О.Н. на постановление № 78/7-127-19-СОУТ/185/3 от 21.05.2019 года государственного иснпектора труда (по охране труда) Заваловой Т.М. по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым,

Мошникова О.Н. «…»

признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением по делу об административном правонарушении № 78/7-127-19-СОУТ/185/3 от 21.05.2019 года государственного иснпектора труда Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге Заваловой Т.М. генеральный директор ООО «Спартак» Мошникова О.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Мошникова О.Н. обратилась в суд с жалобой на данное постановление, считает, что постановление подлежит отмене. В жалобе указывает на то, что в соответствии с частью 6 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон № 426-ФЗ) в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 данного Федерального закона, специальная оценка условий труда (далее - СОУТ) может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 данного Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Таким образом, проведение СОУТ носит комплексный характер и обусловлено действиями не одного лица, а нескольких организаций.

Во исполнение данной нормы 05.12.2018 000 «Спартак» заключило с 000 «Руструдэксперт» договор № «..» на проведение СОУТ рабочих мест Общества.

Перечень обязанностей работодателя в связи с проведением СОУТ определен частью 2 статьи 4 Закона № 426-ФЗ и включает в себя, в том числе, следующие обязанности:

- обеспечить проведение специальной оценки условий труда;

- предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 данного Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений).

Все указанные обязанности 000 «Спартак» выполнены.

СОУТ закончена 30.04.2019, о чем ГИТ была уведомлена 16.05.2019г.

Тот факт, что СОУТ исполнителем услуг завершена позже 31.12.2018, не свидетельствует о совершении 000 «Спартак» и его руководителем административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Согласно данной норме административно наказуемыми деяниями признаются нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. Проведение СОУТ позже установленного срока частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ не охватывается.

Кроме того, в жалобе приведены доводы о том, что в соответствии с пунктом 7 Разъяснений Минтруда России от 16.01.2019 "По вопросу проведения специальной оценки условий труда в организациях микро- и малого бизнеса и у индивидуальных предпринимателей" в целях контроля за соблюдением работодателем Федерального закона "О специальной оценке условий труда" Минтрудом России совместно с Федеральной службой по труду и занятости в 2019 году планируется реализация механизма предупреждения нарушений обязательных требований законодательства о специальной оценке условий труда.

Суть данного механизма контроля заключается в направлении работодателю предостережения о недопустимости нарушения работодателем требований охраны труда. В предостережении устанавливается срок устранения возможного нарушения.

И только в случае неисполнения работодателем данного предостережения, включается механизм административного рассмотрения правонарушения, с-последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В данном случае ГИТ не направляла в адрес ООО «Спартак», являющегося субъектом малого предпринимательства, никаких предостережений, а сразу же возбудила дело об административном правонарушении, чем вступила в прямое противоречие с указаниями вышестоящего органа.

Как следует из обжалуемого постановления, административным органом подтверждено наличие у ООО «Спартак» декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда подается работодателем в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений ч вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или. допустимыми.

Административным органом не опровергнуто, что на рабочих местах ООО «Спартак» вредные и (или) опасные производственные факторы отсутствуют. Более того, в ходе производства по делу об административном правонарушении данные обстоятельства не проверялись и не выяснялись.

Тем самым, считает, что прекратить производство по делу об АП возможно было и применив положения о малозначительности.

На основании изложенного, просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебное заседание Мошникова О.Н. и ее защитник явились. Доводы жалобы поддержали в полном объеме.

Изучив материалы дела об АП, доводы жалобы, документы, приложенные к жалобе, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, суд приходит к следующему.

Согласно обжалуемому постановлению, вина Мошниковой О.Н. установлена в следующем. В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее –ГК РФ) одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда является, том числе, проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (далее - соут; спецоценка). Отношения, возникающие в связи с проведением соут, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и права работников на рабочие места соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее по тексту - Закон №426-ФЗ).

В соответствии со ст. 3 Закона №426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится на всех рабочих местах, за исключением условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями - религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом.

В соответствии со ст. 17 Закона №426-ФЗ на вновь образованных рабочих местах спецоценка проводится в течение 12 месяцев со дня образования такого рабочего места.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона №426-ФЗ - результаты проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.

Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона №426-ФЗ - в случае невыполнения организацией, проводящей специальную оценку условий труда, обязанностей, предусмотренных частью 1 этой же статьи, работодатель вправе передавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе в электронной форме, имеющиеся у него сведения.

16.05.2019 года Государственной инспекцией труда в городе Санкт-Петербурге в ходе осуществления приема деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, выявлено нарушение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права со стороны Мошниковой О.Н. в части нарушения порядка проведения специальной оценки условий труда (СОУТ).

Вместе с тем, согласно сведениям, размещенным на сайте Федеральной налоговой службы ООО «Спартак», руководителем которого является Мошникова О.Н. зарегистрировано 25.07.2002 г. Таким образом, с даты регистрации юридического лица прошло более 12 месяцев, что позволяет сделать вывод о том, что максимальный срок на проведение спецоценки истек.

Таким образом, дата и время совершения правонарушения является 16 мая 2019 года. Местом совершения правонарушения является адрес, по которому действия по проведению специальной оценки условий труда должны были быть выполнены, а именно: адрес фактического нахождения юридического лица - 195009, город Санкт-Петербург, улица Бутлерова, д.36 лит.А.

За совершение указанного нарушения Мошникова О.Н. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 (шестьдесят тысяч) рублей.

Факт совершения руководителем ООО «Спартак» Мошниковой О.Н. вменяемого административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом N 78/7-127-19-СОУТ/185/2 об административном правонарушении от 21.05.2019 года, Декларацией соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, поданной Обществом в Государственную инспекцию труда в г. Санкт-Петербурге, штатным расписанием, уставными и учредительными документами, выпиской из ЕГРЮЛ, и другими материалами дела. Доказательствам дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Деяние квалифицировано по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами трудового законодательства и КоАП РФ.

Довод о том, что подача декларации СОУТ с нарушением установленного срока, то есть позже, чем 31.12.2018 года не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ, суд не может принять во внимание в силу следующего.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Порядок проведения специальной оценки условий труда регламентирован главой 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

По общему правилу, установленному в ч. 4 ст. 8 вышеназванного закона, специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Тем самым, Порядком проведения СОУТ установлен, в том числе, и срок проведения СОУТ.

В силу ч. 6 ст. 27 Закона о специальной оценке условий труда в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.

Из анализа вышеуказанных норм ФЗ № 426 в их взаимосвязи, следует, что нарушение срока подачи декларации СОУТ является нарушением порядка проведения СОУТ, и, как следствие, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Из материалов дела усматривается, что Общество, в лице руководителя Мошниковой О.Н. провело аттестацию рабочих мест в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" 13.03.2019 года, что следует из заключения эксперта по результатам проведения идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган могут освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Принимая во внимание вышеизложенное, все обстоятельства по делу, оценив характер и степень общественной опасности правонарушения, допущенного Мошниковой О.Н., учитывая то, что оно не повлекло вредных последствий и существенного нарушения охраняемых общественных отношений в области трудового законодательства, при формальном наличии в действиях Мошниковой О.Н. признаков состава правонарушения оно само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для государства или общества, с учетом того, что СОУТ фактически была проведена, декларация соответствия условий труда государственным нормативным требований охраны труда была представлена самим Обществом 16.05.2019 года в ГИТ, рабочих мест с потенциально вредными и (или) опасными производственными факторами у Общества отсутствуют, прихожу к выводу, что при обстоятельствах, установленных по делу, имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление должностного лица подлежит отмене, а производство по делу прекращению в виду малозначительности деяния.

Устное замечание как мера порицания будет достаточной для достижения целей и задач законодательства об административном правонарушении, указанных в ст. 1.2 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 3 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление № 78/7-127-19-СОУТ/185/3 от 21.05.2019 года государственного иснпектора труда Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге Заваловой Т.М. по делу об административном правонарушении по ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «Спартак» Мошниковой О.Н. – отменить.

На основании ст. 2.9 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ - прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, освободив Мошникову О.Н. от административной ответственности.

В соответствии с п.2 ч.1.1 ст. 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях объявить Мошниковой О.Н. устное замечание.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения, с соблюдением требований, установленных ст.ст. 30.2-30.8 КоАП РФ.

Судья: