РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Паршукова Н.В. Дело № 12-222/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Калининградский областной суд в лице судьи – Струковой А.А.
при секретаре – Шапошниковой Т.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе инспектора УФМС России по Калининградской области Б. на не вступившее в законную силу постановление судьи Ленинградского районного суда г.Калининграда от 26 апреля 2016 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО «Управляющая компания ТСЖ» прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Заслушав объяснения представителя УФМС России по Калининградской области – Шах Р.Н., поддержавшего жалобу, возражения представителя ООО «Управляющая компания ТСЖ» - ФИО1, полагавшей постановление законным и обоснованным, исследовав материалы дела, суд
У С Т А Н О В И Л:
1 марта 2016 года инспектором УФМС России по Калининградской области Б. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО «Управляющая компания ТСЖ», которое, по мнению инспектора УФМС, в нарушение п. 8 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», п. 2 Порядка представления работодателями или заказчиками работ уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, утвержденного приказом ФМС России № 147 от 28 июня 2010 года, не уведомило УФМС России по Калининградской области в установленный срок о привлечении к трудовой деятельности в должности <данные изъяты> ООО «Управляющая компания ТСЖ» гражданки <данные изъяты>К., что было выявлено 25 января 2016 года в ходе осуществления контроля за исполнением положений миграционного законодательства РФ.
Судьей вынесено постановление, изложенное выше.
В жалобе на судебное постановление инспектор УФМС России по Калининградской области Б. просит его отменить, ссылаясь на применение судьей норм закона, утратившего силу, и настаивая на наличии у работодателя обязанности в трехдневный срок уведомить территориальный орган ФМС России о заключении и прекращении трудового договора с любым иностранным гражданином, в том числе гражданином <данные изъяты>.
Проверив законность и обоснованность постановления, суд находит его подлежащим оставлению без изменения.
Частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность, в частности, за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Как следует из материалов дела, между ООО «УК ТСЖ» и гражданкой <данные изъяты>К. были заключены трудовые договоры от 01.01.2015 сроком на 6 месяцев и от 01.07.2015 года – сроком на 5 месяцев, после чего приказом от 01.11.2015 г. К. назначена на должность <данные изъяты> ООО «УК ТСЖ».
Работодатель – ООО «УК ТСЖ» - уведомление о заключении трудового договора с гражданкой <данные изъяты> в УФМС России по Калининградской области не направляло.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья исходил из того, что в соответствии со ст.ст. 3, 4 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 года (г.Санкт-Петербург) привлечение к трудовой деятельности на территории РФ граждан Республики Беларусь осуществляется на общих основаниях без применения закрепленного в законодательстве РФ порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы.
При этом судья не учел, что в связи с вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в Астане 29 мая 2014 года) прекращено действие ряда международных договоров, заключенных в рамках формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, в том числе Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 года (Приложение № 33 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
В настоящее время на территории РФ, Республики Беларусь и иных государств действует Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в Астане 29 мая 2014 года), в соответствии с п. 1 ст. 97 которого работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
Кроме того, до настоящего времени подлежит применению Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" и Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства", предоставляющее гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации равных прав на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий.
В то же время, данные положения международных договоров предусматривают освобождение только трудящихся (то есть граждан, осуществляющих трудовую деятельность) государств-членов от обязанности получения разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства, но не являются основанием для освобождения работодателей от обязанности уведомить территориальный орган ФМС России о заключении (расторжении) трудового договора, в частности, с гражданином Республики Беларусь, поскольку такое уведомление не затрагивает права трудящихся мигрантов, носит уведомительный, а не разрешительный характер.
В этой связи заслуживают внимания доводы жалобы о том, что работодатель обязан уведомлять в установленный срок территориальный орган ФМС России о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора с любым иностранным гражданином, в том числе, имеющим гражданство Белоруссии.
Вместе с тем, суд принимает во внимание, что по сути жалоба инспектора УФМС направлена на ухудшение положения ООО «УК ТСЖ».
Однако в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ решение по делу об административном правонарушении может быть отменено и дело возвращено на новое рассмотрение в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, только в том случае, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Должностное лицо не является лицом, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред (ч. 1 ст. 25.2 КоАП РФ).
В такой ситуации жалоба административного органа об отмене постановления судьи удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление судьи Ленинградского районного суда г.Калининграда от 26 апреля 2016 года оставить без изменения, жалобу инспектора УФМС России по Калининградской области Б. – без удовлетворения.
Судья Калининградского
областного суда А.А. Струкова