НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Калининградского областного суда (Калининградская область) от 21.09.2018 № 3А-96/18

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-96/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Калининградский областной суд в лице судьи Шкуратовой А.В.,

при секретаре Корженко И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по административному исковому заявлению Головизнина Юрия Михайловича к Правительству Калининградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, администрации МО «Неманский городской округ», ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером равной его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ :

Головизнин Ю.М. обратился 30 августа 2018 г. в суд с названным выше административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости находящегося в его собственности нежилого здания АЗС с подвалом и расположенными на ней операторной, топливно-заправочным пунктом, навесом, оборудованной электроосвещением на семи металлических опорах с кронштейнами, водопроводом и канализацией, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 17 115500 руб. по состоянию на 01 января 2016 года, указав, что Постановлением Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года утверждены результаты определения кадастровой стоимости указанного здания по состоянию на 01 января 2016 года в размере 61081446,30 руб.

Вместе с тем, согласно отчету об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 23 июля 2018 г. , подготовленному оценщиком М. ООО «Специализированная фирма «Оценка», рыночная стоимость вышеуказанного нежилого здания по состоянию на 01 января 2016 г. составляет 17 115500 руб.

Сославшись на то, что завышение кадастровой стоимости нежилого здания влечет необоснованное завышение размера уплачиваемого им налога на имущество физических лиц, Головизнин Ю.М. просил суд установить по состоянию на 01 января 2016 г. кадастровую стоимость вышеуказанного здания равной его рыночной стоимости, составляющей 17115500 руб.

В судебном заседании представитель Головизнина Ю.М. - Юркус Н.Ю. настаивала на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям.

Представители администрации МО «Неманский городской округ», Правительства Калининградской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Калининградской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили.

Выслушав объяснения представителя Головизнина Ю.М. - Юркус Н.Ю., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Материалами дела подтверждено, что Головизнин Ю.М. является собственником нежилого здания АЗС с подвалом и расположенными на ней операторной, топливно-заправочным пунктом, навесом, оборудованной электроосвещением на семи металлических опорах с кронштейнами, водопроводом и канализацией, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (выписка из ЕГРН – л.д.5-6).

В силу п.п. 6 п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) имущество, в том числе иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно ст. 400 Налогового кодекса РФ, административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц.

На основании п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

Постановлением Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Калининградской области, которым по состоянию на 01 января 2016 года кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 61081446,30 руб.

Сведения о кадастровой стоимости здания внесены в государственный кадастр недвижимости.

Законом Калининградской области от 25.11.2015 г. № 467 установлена единая дата начала применения на территории Калининградской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - с 1 января 2016 года.

Решением Совета депутатов Неманского городского округа от 21.02.2017 г. № 33 «Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования «Неманский городской округ» налога на имущество физических лиц» установлен и введен в действие с 1 января 2017 года на территории МО «Неманский городской округ» налог на имущество физических лиц; установлено, что налоговая база по указанному налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости; установлены налоговые ставки по налогу.

Административный истец, будучи плательщиком налога на имущество физических лиц в отношении спорного объекта недвижимого имущества, не согласился с результатами определения кадастровой стоимости указанного выше нежилого помещения и оспорил его в суд.

На основании ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Согласно ч. 1 ст. 245 КАС РФ, граждане вправе обратиться

в суд с административным исковым заявлением об оспаривании

результатов определения кадастровой стоимости в случае, если

результатами определения кадастровой стоимости затронуты их

права и обязанности.

Разрешая заявленные требования административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной его рыночной стоимости, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей оценки под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорного нежилого здания в размере 61081446,30 руб. по состоянию на 01 января 2016 г., утвержденные Постановлением Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года № 625, административный истец представил суду отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 23 июля 2018 г. , подготовленный оценщиком М. ООО «Специализированная фирма «Оценка», согласно которому рыночная стоимость вышеуказанного нежилого здания по состоянию на 01 января 2016 г. составляет 17 115500 руб.

Исходя из вышеизложенного, по настоящему делу, вытекающему из публичных правоотношений, обязанность по доказыванию недостоверности заявленной Головизниным Ю.М. рыночной стоимости нежилого здания лежит на ответчиках и заинтересованных лицах.

Вместе с тем, каких - либо доказательств обратного названными лицами, участвующими в деле, не представлено, как и доказательств, опровергающих правильность выводов оценщика о рыночной стоимости объекта оценки.

Не представлено и доказательств в подтверждение того, что спорное нежилое здание по состоянию на 01 января 2016 года имело другую рыночную стоимость.

В силу статьи 59 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.

Суд не находит оснований для признания представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером не соответствующим законодательству об оценочной деятельности.

Суд отмечает, что ни административным ответчиком, ни заинтересованным лицом при разрешении настоящего спора не представлено сведений, которые могли бы поставить под сомнение правильность выводов оценщика об итоговой величине рыночной стоимости указанного нежилого здания, определенной в процессе оценки.

Судом не установлено нарушений законодательства об оценочной деятельности, допущенных оценщиком при подготовке отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 23 июля 2018 г. , которые повлияли на определение итоговой величины стоимости объекта оценки.

В силу предписаний статьи 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Учитывая, что доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы об установлении рыночной стоимости, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости объекта недвижимости, ответчиками и заинтересованными лицами в материалы дела не представлено, ходатайство о назначении судебной оценочной экспертизы не заявлялось, суд не усматривает оснований для отказа в удовлетворении административного иска.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта недвижимости, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета его уникальных характеристик. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.

Оценщик М., проводивший оценку, имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности (20 лет).

Из содержания отчета следует, что при его подготовке оценщик использовал все три подхода к оценке нежилого здания.

Для оценки методом сравнения продаж в рамках сравнительного подхода за единицу сравнения выбран 1 кв. м как наиболее типичная единица сравнения для оценки нежилого здания; по основным ценообразующим параметрам для объектов-аналогов произведены корректировки, учитывающие характер и степень отличия каждого аналога от объекта оценки; все корректировки, применяемые в расчетах, обоснованы в применении; расчеты не содержат математических, методологических и арифметических ошибок, являются правильными; приведенные в отчете сведения дают надлежащее представление о рынке недвижимости в Калининградской области на дату оценки и обо всех ценообразующих факторах, влияющих на рыночную стоимость, о местоположении нежилого здания, его количественных и качественных характеристиках; оценщиком произведен качественный анализ подобранных объектов-аналогов в целях их сопоставления; в отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения.

В результате проведения анализа и расчета с применением общепринятых методик оценки рыночная стоимость объекта оценки, составила по состоянию на 01 января 2016 г. денежную сумму в размере 17115500 руб.

С учетом изложенного требование административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилого здания АЗС с подвалом и расположенными на ней операторной, топливно-заправочным пунктом, навесом, оборудованной электроосвещением на семи металлических опорах с кронштейнами, водопроводом и канализацией, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 17 115500 руб. по состоянию на 01 января 2016 года, является законным и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 248-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Головизнина Юрия Михайловича к Правительству Калининградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, администрации МО «Неманский городской округ», ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером равной его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания АЗС с подвалом и расположенными на ней операторной, топливно-заправочным пунктом, навесом, оборудованной электроосвещением на семи металлических опорах с кронштейнами, водопроводом и канализацией, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 17 115500 руб. по состоянию на 01 января 2016 года.

Датой подачи административного иска считать 30 августа 2018 года.

Решение суда об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости после вступления в законную силу является основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калинин­градского областного суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 25 сентября 2018 года.

Судья Калининградского

областного суда А.В. Шкуратова