КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3а-254/2023
УИД:39OS0000-01-2023-000267-12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шубина Д.В.
при секретаре Макаревской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску первого заместителя прокурора Калининградской области к окружному Совету депутатов МО Янтарный городской округ» об оспаривании нормативно-правового акта Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования «Янтарный городской округ», утв. решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» от 13 сентября 2022 года №64 в части,
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Калининградской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, указав, что в ходе проверки Светлогорской межрайонной прокуратурой исполнения жилищного законодательства по обращению ФИО1 установлено, что решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» от 13 сентября 2022 года №64 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования «Янтарный городской округ». Указанный правовой акт опубликован в установленном порядке, размещен на официальном сайте администрации МО «Янтарный городской округ» и газете «Наш Янтарный». В соответствии с п. 10.2.2 Положения в отношении муниципального жилищного фонда администрацией муниципального образования (муниципальными учреждениями) осуществляется уплата взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома с участием нанимателей муниципального жилищного фонда. Данный пункт противоречит требованиям федерального законодательства, создает угрозу существенного нарушения прав, свобод и интересов нанимателей муниципальных помещений. Согласно ч. 2 ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения. По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения муниципального жилищного фонда обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем, что предусмотрено ч. 1 ст. 60 ЖК РФ. В силу ч. 2 ст. 67 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда, что прямо указано в п. 2 ч. 1 ст. 154 ЖКРФ. Аналогичная позиция содержится в п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», согласно которому обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт несет только собственник жилого помещения (ст.ст. 30, 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ). Статьей 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» установлено, что прокуратурой проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов утверждена постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее - Методика), в силу пп. «а» п. 4 которой коррупциогенным фактором является наличие завышенных требований к лицу, предъявляемым для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям. Также коррупциогенным фактором является употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера, что предусмотрено употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера, что указано в пп. «в» п. 4 Методики. Выявленные в нормативных правовых актах коррупциогенные факторы отражаются в обращении прокурора в суд, что предусмотрено ст. 4 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Таким образом, п. 10.2.2 Положения противоречит требованиям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу, содержит коррупциогенные факторы и создает реальную угрозу нарушения жилищных прав нанимателей помещений муниципального жилищного фонда, выразившуюся в возможности возложения обязанности органов местного самоуправления по оплате взносов на капитальный ремонт помещений на граждан. Так, ссылаясь на указанную норму МКУ МО Янтарный городской округ» «Комитет по управлению муниципальным имуществом» 29.03.2023 в адрес ФИО3 направлен проект дополнительного соглашения к договору социального найма, предусматривающий включение в состав платы за пользование жилым помещением оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Аналогичные проекты дополнительных соглашений направлены в адреса 5 граждан. В связи с выявленными нарушениями 16 мая 2023 года Светлогорским межрайонным прокурором в адрес председателя совета депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» принесен протест с требованиями внести изменения в Положение, привести его в соответствие с нормами действующего жилищного законодательства, исключив возложение на нанимателя жилого помещения обязанность оплачивать взносы на капитальный ремонт. По результатам рассмотрения меры реагирования принято Решение совета депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» от 27.06.2023 №40 «О рассмотрении протеста Светлогорского межрайонного прокурора на п. 10.2.2 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования «Янтарный городской округ», утвержденного решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» от 13.09.2022 № 64», согласно которому протест прокурора отклонен. Просит признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда п. 10.2.2 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования «Янтарный городской округ», утвержденного решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» от 13 сентября 2022 года №64.
Прокурор Ботвина Л.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, пояснив, что надзорное ведомство просит признать недействующим п. 10.2.2 Положения в части участия нанимателя жилого помещения по договору социального найма в капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Оспариваемое положение носит неопределенный характер по своему смыслу и позволяет взимать с нанимателей жилых помещений плату за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, при том, что, согласно Положению о расчете размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, утвержденному решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» от 28.12.2017 года №227, расходы на капитальный ремонт уже заложены в плату за наем муниципальных жилых помещений.
Административный ответчик окружной Совет депутатов МО «Янтарный городской округ» в судебное заседание своего представителя не направил. В предыдущем судебном заседании его представитель ФИО4 против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражал. Согласно данным им пояснениям и письменному отзыву, в состав имущества, находящегося в муниципальной собственности, входит муниципальный жилищный фонд. Права собственника в отношении такого имущества осуществляет администрация МО «Янтарный городской округ». Согласно п. 10.2.2 Положения, в отношении муниципального жилищного фонда собственником такого имущества осуществляется уплата взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома с участием нанимателей муниципального жилищного фонда, софинансирование из средств местного бюджета капитального ремонта многоквартирных домов в части улучшения кровельных материалов, и принятие участия в организации проведения капитального ремонта многоквартирных домов. По своему правовому смыслу указанный пункт Положения не возлагает на нанимателей жилых помещений по договорам социального найма прямую обязанность уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов муниципального жилого фонда, а только указывает на компенсационный характер такой уплаты, так как она осуществляется собственником муниципального жилого фонда с участием нанимателей. В соответствии с ч. 2 ст. 156.1 ЖК РФ плата за наем жилого помещения включает в себя возмещение расходов на строительство, реконструкцию, приобретение наемного дома социального использования или приобретение всех помещений в таком доме, расходы, связанные с содержанием и текущим ремонтом такого жилого помещения, капитальным ремонтом такого дома, и иные расходы, предусмотренные установленным в соответствии с частью 5 настоящей статьи порядком. Экономическое содержание платы за наем жилого помещения состоит в компенсации затрат собственника на исполнение обязанностей наймодателя, предусмотренных жилищным законодательством, на капитальный, текущий ремонт и содержание оборудования жилищного фонда, используемого для предоставления гражданам по договору найма. Такая плата представляет собой возмещение расходов наймодателя на строительство, реконструкцию и ремонт дома социального использования. Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования «Янтарный городской округ», утвержденное решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» от 13.09.2022 года №64, не порождает для граждан муниципального образования каких-то прав и обязанностей по внесению платы за муниципальное жилье, не создает угрозу существенного нарушения прав, свобод и интересов нанимателей муниципальных помещений, а устанавливает порядок владения, распоряжения, отчуждения в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности администрации муниципального образования «Янтарный городской округ». Определяет порядок и единые требования к расчету размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем жилого помещения), обязанность внесения платы за наем, поступление и использование средств, Положение о расчете размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, утвержденное решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» от 28.12.2017 года №227. Плательщиком взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов муниципального жилого фонда в силу действующего законодательства является администрация муниципального образования «Янтарный городской округ», что подтверждается счетами по уплате взносов на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов муниципального жилого фонда за период с ноября 2022 по август 2023 года. В процессе принятия решения окружного Совета депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» от 13 сентября 2022 года №64 «Об утверждении Положения «О порядке управления распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования «Янтарный городской округ» письменного заключения прокурора о наличии коррупциогенных факторов или несоответствия федеральному законодательству представлено не было. Поскольку иное реагирование указанными Приказами Генпрокуратуры не установлено, с учетом предварительного направления проекта оспариваемого нормативного правового акта и участия представителя Светлогорской межрайонной прокуратуры на заседании окружного Совета депутатов, отсутствие письменного заключения предполагает вывод о соответствии представленного проекта нормативного правового акта действующему законодательству.
Представители заинтересованных лиц администрации МО «Янтарный городской округ» ФИО5, МКУ МО «Янтарный городской округ» «Комитет по управлению муниципальным имуществом ФИО6 против удовлетворения заявленных административных исковых требований прокурора возражали, поддержав позицию Окружного Совета депутатов МО «Янтарный городской округ». При этом представитель администрации МО «Янтарный городской округ» пояснила, что правовой природой платы за наем жилого помещения является компенсация расходов собственника на его содержание, в том числе и капитальный ремонт. В этой связи не содержится законодательного запрета полной или частичной компенсации платежей за капитальный ремонт, которые производит администрация МО «Янтарный городской округ» из местного бюджета, за счет нанимателей муниципального жилого фонда.
Представитель заинтересованного лица Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области ФИО7 оставила разрешение заявленных административных исковых требований на усмотрение суда.
Заслушав прокурора, иных участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», он вправе оспорить в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты, а также акты, обладающие нормативными свойствами, в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ. Прокурор, обратившийся в суд с таким административным иском, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца, за исключениями, предусмотренными КАС РФ, и поэтому не дает заключения по административному делу.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Согласно п. 2 ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
В соответствии со ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года №22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт несет только собственник жилого помещения (статья 30, статья 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014), в случае неисполнения наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по проведению капитального ремонта наниматель вправе требовать возмещения понесенных им расходов на самостоятельное выполнение соответствующих работ.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 5 Типового договора социального найма жилого помещения, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 №315, наймодатель обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Установлено, что решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» от 13 сентября 2022 года №64 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования «Янтарный городской округ» (далее также - Положение).
Указанный нормативно-правовой акт опубликован в газете «Наш Янтарный» от 16 сентября 2022 года №36 (22), размещен на официальном сайте администрации МО «Янтарный городской округ» в сети Интернет.
Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В силу ч. 10 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 28 Устава муниципального образования «Янтарный городской округ» в систему муниципальных правовых актов муниципального образования входят нормативные и иные правовые акты окружного Совета депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ». Окружной Совет депутатов муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Калининградской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории МО «Янтарный городской округ» всеми организациями независимо от формы собственности и гражданами, а также решения по вопросам организации деятельности окружного Совета депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ».
Таким образом, Положение принято представительным органом местного самоуправления в пределах его компетенции и опубликовано в установленном законом порядке.
Согласно п. 10.2.2 Положения в отношении муниципального жилого фонда осуществляется уплата взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома с участием нанимателей муниципального жилищного фонда, софинансирование из средств местного бюджета капитального ремонта многоквартирных жилых домов в части улучшения кровельных материалов, и принятие участия в организации проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
Из проекта дополнительного соглашения к договору социального найма, направленного МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом» Янтарного ГО в адрес ФИО2 за исх. №276 от 29 марта 2023 года, следует, что п. 5.1 Договора предлагается дополнить указанием на то, что в состав платы за пользование жилым помещением, вносимой нанимателем, включается взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме.
Таким образом, оспариваемая норма позволяет возложить на нанимателя расходы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома. Ей корреспондирует п. 1.3 Положения о расчете платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений жилищного фонда муниципального образования - Янтарного городского округа, утв. решением окружного Совета депутатов МО «Янтарный городской округ» от 28 декабря 2017 года №227, согласно которому экономическое содержание платы за наем жилого помещения состоит в компенсации затрат собственника на исполнение обязанностей наймодателя, предусмотренных жилищным законодательством, на капитальный, текущий ремонт и содержание оборудования жилищного фонда, используемого для предоставления гражданам по договору найма.
Однако по смыслу приведенных выше правовых норм и данных Верховным Судом РФ разъяснений обязанность проведения капитального ремонта жилого помещения социального найма возлагается исключительно на наймодателя.
Возможность компенсации расходов на капитальный ремонт за счет средств нанимателя путем включения их в состав платы за жилое помещение, как на то указывает Совет депутатов МО «Янтарный городской округ», по существу освобождает от такого обязательства наймодателя, поскольку, как указано выше, оно представляет собой именно несение соответствующих расходов; бремя их возлагается на конечного плательщика, которым в такой конструкции, согласно позиции административного ответчика, будет выступать наниматель по договору социального найма.
Кроме того, оспариваемое положение своей формулировкой – «… с участием нанимателей…» - порождает правовую неопределенность, поскольку позволяет возложить на нанимателя расходы по оплате капитального ремонта в произвольных размере (доле) и порядке. В Положении о расчете платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений жилищного фонда муниципального образования - Янтарного городского округа, утв. решением окружного Совета депутатов МО «Янтарный городской округ» от 28 декабря 2017 года №227, не содержится описания включения расходов на капитальный ремонт в расчет платы за наем.
Приказ Минстроя РФ от 02.12.1996 №17-152 «Об утверждении «Методических указаний по расчету ставок платы за найм и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание), муниципального и государственного жилищного Фонда», на который ссылается администрация МО «Янтарный городской округ», издан в развитие утратившего силу Постановления Правительства РФ от 18.06.1996 №707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг» (вместе с «Положением о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг»), при ином правовом регулировании оплаты капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в связи с чем принят во внимание при разрешении данного спора быть не может.
При таких условиях оспариваемый п. 10.2.2 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования «Янтарный городской округ» противоречит нормативный актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем подлежит отмене.
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования первого заместителя прокурора Калининградской области удовлетворить.
Признать не действующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу п. 10.2.2 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования «Янтарный городской округ», утв. решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» от 13 сентября 2022 года №64, в части осуществления уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома с участием нанимателей муниципального жилищного фонда.
Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании МО «Янтарный городской округ».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2023 года.
Судья Д.В. Шубин