НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Калининградского областного суда (Калининградская область) от 19.04.2018 № 12-137/2018

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Кузовлева И.С. Дело № 12-137/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Калининградский областной суд в лице судьи – Струковой А.А.

при секретаре – Овсепян Л.Т.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ФИО1 на не вступившее в законную силу постановление судьи Ленинградского районного суда г.Калининграда от 8 февраля 2018 года, которым гражданин Республики Казахстан ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа с применением ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ в размере 830909,38 руб.; иностранная валюта в количестве 40185 евро и 23400 долларов США, изъятая протоколом изъятия вещей и документов от 16 октября 2017 года и находящаяся на ответственном хранении ФИО2 в банковской ячейке ПАО «Банк Санкт-Петербург» дополнительный офис «Центральный» филиал «Европейский» по адресу: <...>, постановлено возвратить ФИО1

Заслушав объяснения ФИО1 и его защитника Черенкова М.В., поддержавших жалобу, мнение представителя Калининградской областной таможни – ФИО3, полагавшего постановление подлежащим оставлению без изменения, суд

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Ленинградского районного суда г.Калининграда от 8 февраля 2018 года ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.4 КоАП РФ, выразившегося в том, что 21 мая 2017 года около 22.05 часов гражданин Республики Казахстан ФИО1, следуя из Российской Федерации в Литовскую Республику и находясь на линии таможенного контроля МАПП Чернышевское Калининградской областной таможни, имея возможность подачи пассажирской таможенной декларации, с целью незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации иностранной валюты таможенное декларирование наличной иностранной валюты в письменной форме не произвел, тем самым заявив таможенному органу об отсутствии у него товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию, после чего в ходе проведения таможенного контроля в форме таможенного досмотра в сопровождаемом багаже ФИО1 была обнаружена иностранная валюта в сумме 40185 евро, 23400 долларов США, что по курсу ЦБ России на 20 мая 2017 года составляет 68146,0096 долларов США (3895239,5415 руб.).

В жалобе на указанное постановление ФИО1 просит его отменить и производство по делу об административном правонарушении прекратить, ссылаясь в основном на то, что с учетом организации процедуры декларирования и таможенного контроля в МАПП Чернышевское Калининградской области таможни по состоянию на 21 мая 2017 года ФИО1 не имел реальной возможности к исполнению обязанности по декларированию наличной иностранной валюты.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд полагает постановление подлежащим отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения.

Статьей 16.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействия) не содержат уголовно наказуемого деяния.

В соответствии со ст. 200.1 УК РФ уголовно наказуемым деянием является незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенное, в частности, в особо крупном размере.

Согласно примечанию 2 к ст. 200.1 УК РФ деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в особо крупном размере, если сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов превышает пятикратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования.

При единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков (ч. 2 ст. 355 ТК ТС, ст. 4 Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза" (подписан в Астане 05.07.2010).

Поскольку ФИО1 перемещал через таможенную границу Таможенного союза наличную иностранную валюту в сумме, превышающей пятикратный размер суммы наличных, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза к перемещению без письменного декларирования, 21 июня 2017 года постановлением и.о. заместителя начальника Калининградской областной таможни было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 200.1 УК РФ, в отношении ФИО1

Постановлением руководителя следственного органа от 4 августа 2017 года указанное постановление от 21 июня 2017 года отменено, в том числе, по мотиву отсутствия достаточных данных, свидетельствующих о наличии в действиях ФИО1 состава преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 200.1 УК РФ.

Постановлением руководителя следственного органа – начальника отделения по Нестеровскому району СО МО МВД России «Гусевский» от 14 августа 2017 года отказано в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 200.1 УК РФ, за отсутствием состава преступления в действиях ФИО1

Копия постановления поступила в таможенный орган 5 октября 2017 года, после чего 18 октября 2017 года таможенным органом в отношении ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении и постановлено провести административное расследование, по окончанию которого 16 ноября 2017 года был составлен протокол об административном правонарушении по вышеописанному факту.

В вину ФИО1 вменено недекларирование наличных денежных средств, подлежащих письменному декларированию.

Частью 7 статьи 7 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (заключено в г.Санкт-Петербурге 18.06.2010) определено, что порядок совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражения факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем определяется решением Комиссии Таможенного союза.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 287 утверждены форма пассажирской таможенной декларации и порядок ее заполнения.

Этим решением Комиссии установлено, что бланк пассажирской таможенной декларации состоит из основного формуляра и дополнительного формуляра "Декларация наличных денежных средств и (или) денежных инструментов" (далее - декларация наличных денег), который является приложением к основному формуляру декларации и заполняется в случаях, предусмотренных настоящим Порядком. В подпункте 3.2 пункта 3 декларации декларант уведомляет о перемещении им наличной валюты государств - членов Таможенного союза, иностранной валюты, дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10000 долларов США, и (или) векселя, чеков (банковских чеков) путем проставления соответствующей отметки в рамках "да", "нет". В случае если указан ответ "да", декларантом заполняется дополнительный формуляр декларации - декларация наличных денег. В случае перемещения указанных товаров сведения о таких товарах указываются в декларации наличных денег. Декларация наличных денег заполняется в двух экземплярах и подписывается декларантом. Один экземпляр декларации наличных денег совместно с основным формуляром остается в таможенном органе. Второй экземпляр декларации наличных денег с соответствующей отметкой таможенного органа остается у декларанта.

Согласно п. 2 Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу и п. 2 Порядка совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 311, в местах совершения таможенных операций таможенным органом государства-члена Таможенного союза должна быть обеспечена возможность ознакомления физических лиц с информацией, необходимой для таможенного декларирования товаров для личного пользования (далее - товаров) и их представления таможенному органу для выпуска.

Такая информация должна содержать основные положения таможенного законодательства, определяющие порядок и условия перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза, включая таможенное декларирование товаров, а также предупреждение об ответственности за нарушение таможенного законодательства.

Информация может находиться на стендах, щитах, табло и (или) других устройствах с информационными материалами, в буклетах и (или) иных информационных материалах, изложенных на государственном языке государства-члена Таможенного союза, русском и английском языках, а также на любом другом языке, использование которого будет признано таможенным органом целесообразным в месте совершения таможенных операций.

Для заполнения пассажирской таможенной декларации должны быть оборудованы места с достаточным количеством чистых бланков декларации, а также образцов ее заполнения на государственном языке государства-члена Таможенного союза, русском и английском языках, а также на любом другом языке, использование которого будет признано таможенным органом целесообразным в месте совершения таможенных операций.

Для разъяснения физическим лицам требований законодательства по совершению таможенных операций в месте совершения таких операций должны находиться должностные лица таможенного органа, обладающие опытом практической работы.

В ходе производства по делу ФИО1 последовательно утверждал, что умысла на совершение вмененного административного правонарушения у него не было, система двойного коридора в МАПП Чернышевское не оборудована, границы зоны таможенного контроля не обозначены, он имел намерение задекларировать денежные средства, впервые после переоборудования помещений таможенного поста находился в МАПП Чернышевское, вопреки утверждению таможенного органа в правом ближнем углу по ходу движения ФИО1 не было информационного стенда с образцами заполнения декларации, отсутствовали бланки декларации наличных денег, информационный стенд с бланками декларации имелся между модулями таможенной и пограничной службы (то есть за пределами зоны таможенного контроля), сотрудник таможенного поста ФИО4 непосредственно после прибытия ФИО1 в зону таможенного контроля задала вопрос о наличии иностранной валюты, ФИО1 заявил о наличии у него иностранной валюты, предъявил ее для осмотра и пересчета, полагая, что ему будет вручен бланк декларации для заполнения, после чего возможность письменного декларирования так и не была предоставлена, а денежные средства были изъяты.

Позиция ФИО1 об отсутствии у него реальной возможности к исполнению обязанности по письменному декларированию перемещаемой иностранной валюты не опровергнута.

Так, из материалов дела, в том числе из видеозаписей (без звука) с камер видеонаблюдения, установленных на таможенном посту МАПП Чернышевское, следует, что по состоянию на 21 мая 2017 года система двойного коридора в МАПП Чернышевское оборудована не была, границы окончания зоны таможенного контроля не обозначены, после прибытия ФИО1 и иного лица в зону таможенного контроля ему навстречу из служебного коридора выходит сотрудница таможни и в течение 19 секунд говорит с ФИО1 и иным лицом, жестом показывает на необходимость проследовать в досмотровое помещение, информационный стенд находится между модулями таможенной и пограничной службы (то есть за пределами зоны таможенного контроля), в помещении с модулями таможенной и пограничной службы в правом ближнем углу по ходу движения ФИО1 отсутствует информационный стенд (т. 2 л.д. 102-106, 108-112).

Протокол осмотра помещений МАПП Чернышевское (т. 2 л.д. 61-73) содержит указание на наличие информационного стенда, чистых бланков пассажирских деклараций на тумбе и прикрепленных к информационному стенду чистых бланков деклараций наличной валюты, однако этим процессуальным документом зафиксировано положение на 24 октября 2017 года.

Из представленных защитником ФИО1 фотографий следует, что до июля 2017 года на линии убытия из Российской Федерации в зоне таможенного контроля отсутствует информационный стенд.

Сотрудник МАПП ФИО5 пояснила, что после прибытия ФИО1 и иного лица в зону таможенного контроля они бланки деклараций около входа в помещение не заполнили, а на ее устный вопрос о наличии перемещаемой иностранной валюты ответили положительно и предъявили ее, заполнить соответствующую декларацию она им не предлагала, приняв решение о проведении таможенного досмотра после пересчета предъявленной ФИО1 валюты и ее упаковывания обратно в сумку ФИО1

Заместитель начальника таможенного поста (сменный) М. также пояснил, что ФИО1 и иное лицо ссылались на то, что сотрудники поста не предложили им заполнить декларацию на валюту и не дали пассажирскую таможенную декларацию.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что у ФИО1 не имелось реальной возможности к соблюдению требований таможенного законодательства по письменному декларированию перемещаемой наличной иностранной валюты, что свидетельствует об отсутствии в его деянии состава административного правонарушения.

С учетом изложенного суд отменяет постановление по делу об административном правонарушении и прекращает производство по настоящему делу об административном правонарушении за отсутствием состава правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Ленинградского районного суда г.Калининграда от 8 февраля 2018 года отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.4 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики Казахстан ФИО1 прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Иностранная валюту в количестве 40185 евро и 23400 долларов США, изъятую протоколом изъятия вещей и документов от 16 октября 2017 года и находящуюся на ответственном хранении ФИО2 в банковской ячейке ПАО «Банк Санкт-Петербург» дополнительный офис «Центральный» филиал «Европейский» по адресу: <...>, возвратить ФИО1

Судья Калининградского

областного суда А.А. Струкова