НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Калининградского областного суда (Калининградская область) от 16.10.2020 № 3А-113/20

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело №3а-113/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 октября 2020 года город Калининград

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шкуратовой А.В.,

при секретаре Лемех М.Ю.,

с участием прокурора Большаковой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального агентства лесного хозяйства к Правительству Калининградской области, заинтересованные лица: Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области, Территориальное управление Росимущества в Калининградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, администрация МО «Полесский городской округ» о признании недействующим в части Постановления Правительства Калининградской области от 11 марта 2019 года № 168 «Об утверждении генерального плана муниципального образования «Полесский городской округ» Калининградской области»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Правительства Калининградской области от 11 марта 2019 года № 168 «Об утверждении генерального плана муниципального образования «Полесский городской округ» Калининградской области» утвержден генеральный план названного муниципального образования.

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором после окончательного уточнения административных требований (т.3 л.д. 8-14) просило признать не действующим с даты вступления решения суда в законную силу данный нормативный правовой акт в части включения в границы населенного пункта лесных участков в квартале 15 (часть выдела 1, 4, 5, 6, 13-17), в квартале 17 (часть выдела 1, 2, 4, 5, 10), в квартале 18 (часть выдела 2-4), в квартале 31 (часть выдела 1, 2), в квартале 32 (часть выдела 15) Полесского участкового лесничества Полесского лесничества Калининградской области, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности, указав, что в оспариваемой части нормативный правовой акт принят с нарушением процедуры согласования проекта Генерального плана с Рослесхозом и процедуры изменения категории земель, не соответствует положениям статей 8, 83, 84 Земельного кодекса РФ, статей 23, 25 Градостроительного кодекса РФ, статей 8, 11 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», пунктам 1, 5.4.2, 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 №736, изменяет целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, что нарушает права и законные интересы Российской Федерации и лиц, использующих леса.

Представитель Рослесхоза Шаровская Н.Н. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, поддержав уточненные административные исковые требования по изложенным в иске основаниям (т.3 л.д. 8-14).

Представитель Правительства Калининградской области Вальтер М.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ранее в удовлетворении административного иска просила отказать, полагая соблюденной процедуру согласования проекта Генерального плана со всеми уполномоченными органами государственной власти, включая Рослесхоз, указав, что по результатам такого согласования Минэкономразвия России подготовлено сводное заключение, полученное 08.11.2018 года Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, которое не содержало замечаний в части земель лесного фонда (т.2 л.д. 184-187).

Определением Калининградского областного суда от 05 июня 2020 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (т.1 л.д. 240-241).

Представитель Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области Жданова И.Ю. в удовлетворении административного искового заявления просила отказать, поддержав письменную позицию, изложенную в представленных административным ответчиком возражениях; со ссылкой на ответ Рослесхоза об отсутствии оснований для согласования проекта Генерального плана, который не предусматривал включение в границы населенных пунктов земель лесного фонда, полагала процедуру согласования проекта Генерального плана соблюденной; указывала, что спорные земельные участки были включены в границы населенного пункта ранее действовавшим генеральным планом, утвержденным решением Совета депутатов МО «Полесское городское поселение» от 26.07.2012 №32, который Рослесхозом не был оспорен; обращала внимание на то, что сведения о границах населенного пункта город Полесск, установленные в Генеральном плане, до настоящего времени в государственный кадастр недвижимости не внесены, также, как и границы Полесского участкового лесничества Полесского лесничества Калининградской области, что не позволяет определить наличие выявленных пересечений. (т.3 л.д. 72-78).

Представитель заинтересованного лица Министерства экономического развития Российской Федерации Лемешко А.О. о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представив письменную позицию по делу (т.1 л.д. 153-156, т.2 л.д. 6-9).

Представитель администрации МО «Полесский городской округ» Алексеева Е.И. надлежащим образом уведомленная о месте и времени судебного заседания, просила рассмотреть дело в её отсутствие, в письменных возражениях просила в удовлетворении административного искового заявления отказать (т.2 л.д.194-195).

Представители Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, Территориального управления Росимущества Калининградской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены в надлежащей форме.

Выслушав пояснения представителя Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области Ждановой И.Ю., возражавшей против удовлетворения административного искового заявления, исследовав письменные материалы, заслушав заключение прокурора Большаковой А.Н., полагавшей уточненное административное исковое требования подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).

Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа (пункт 1 части 3 статьи 8, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

Законом Калининградской области от 18 октября 2016 года № 5 «Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования «Полесский муниципальный район», и организации местного самоуправления на объединенной территории» муниципальное образование «Полесский муниципальный район» наделено статусом городского округа.

Частью 1.2 статьи 17 Закона №131-ФЗ, введенной Федеральным законом от 27 мая 2014 г. №136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» субъектам Российской Федерации предоставлено право осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующими законами субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 485-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации» Градостроительный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 8.2, согласно которой полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные данным кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Закона № 131-ФЗ.

Законом Калининградской области от 30 ноября 2016 г. № 19 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области» (далее - Закон № 19) утверждение документов территориального планирования муниципальных образований, внесение изменений в такие документы отнесено к полномочиям Правительства Калининградской области.

Постановлением Правительства Калининградской области от 11 марта 2019 года № 168 утвержден Генеральный план муниципального образования «Полесский городской округ» Калининградской области.

В соответствии со статьей 1 Указа Президента РФ от 02 апреля 2014 года №198 законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации публикуются на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.

Постановление Правительства Калининградской области от 11 марта 2019 года № 168 «Об утверждении генерального плана муниципального образования «Полесский городской округ» Калининградской области» опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 19.03.2019 г. №3900201903190007.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.

Утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 11 марта 2019 года № 168 Генеральным планом установлены границы муниципального образования «Полесский городской округ» Калининградской области.

Как усматривается из материалов дела, земельный участок для ведения лесного хозяйства с кадастровым номером (в состав которого входят, в том числе выделы 1, 4, 5, 6, 13-17 квартала 15, выделы 1, 2, 4, 5, 10 квартала 17, выделы 2-4 квартала18, выделы 1, 2 квартала 31, выдел 15 квартала 32) из категории земель лесного фонда, общей площадью 34 538 га, расположенный по адресу: <адрес>, находится в федеральной собственности (регистрационная запись Единого государственного реестра недвижимости от 07 июля 2006 г.) (том 1 л.д. 71).

В ходе мероприятий, осуществленных Рослесхозом и ФГБУ «Рослесинфорг» «Севзаплеспроект» (от 27.12.2019 г. №12-01/1215), выявлено наложение границ, установленных основным чертежом генерального плана, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 11 марта 2019 года № 168, и границ находящихся в федеральной собственности земельных участков из состава земель лесного фонда в кварталах 15, 17, 18, 31, 32 Полесского участкового лесничества Полесского лесничества Калининградской области.

Данное обстоятельство подтверждается заключением филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Севзаплеспроект» от 03.09.2020 №12-01/1501 о пересечении границ населенного пункта с землями лесного фонда, согласно которому по результатам совмещения материалов лесоустройства с границами населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования «Полесский городской округ», отображенных на Карте границ населенных пунктов Генерального плана, установлено пересечение площадью 28 421 кв. м.

Осуществление государственной инвентаризации лесов, обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, отнесены, согласно Уставу ФГБУ «Рослесинфорг», к полномочиям данного государственного учреждения.

Оценивая представленное административным истцом заключение по правилам статьи 84 КАС РФ, суд признает его допустимым достоверным и достаточным для установления факта пересечения границ населенных пунктов МО «Полесский городской округ» с границами земельных участков из состава земель лесного фонда в кварталах 15, 17, 18, 31, 32 Полесского участкового лесничества Полесского лесничества Калининградской области.

В заключении ФГБУ «Рослесинфорг» «Севзаплеспроект» приведены данные о границах пересечения спорных земельных участков с землями лесного фонда с указанием координат поворотных точек границ, а также площади наложения, представлены соответствующие схемы, в этой связи то обстоятельство, что границы земельных участков из земель населенных пунктов МО «Полесский городской округ» и земель лесного фонда не поставлены на государственный кадастровый учет, не ставит под сомнение правильность содержащегося в заключении вывода о пересечении земель названных категорий (т.3 л.д. 29-34).

Отклоняя соответствующие доводы представителя Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области Ждановой И.Ю., суд исходит из того, что вопросы об установлении границ конкретных земельных участков лесного фонда, их точного совпадения с границами населенного пункта, уточнения их местоположения не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно положениям статьи 7 ЛК РФ, части 3 статьи 70.1 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса; местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

В соответствии со статьей 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в котором содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах, о лесных участках.

Кадастровый учет лесных участков до 1 января 2017 г. осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», согласно положениям части 6 статьи 47 которого участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.

При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (пункт 1 статьи 8 ЗК РФ).

Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 ЗК РФ).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Если в соответствии с проектом генерального плана предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав муниципального образования, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).

В соответствии с пунктом 1, подпунктами 5.4.2 и 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, Рослесхоз является федеральным органом, уполномоченным на подготовку заключений по проектам генеральных планов в области лесных отношений.

Исходя из изложенного при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации об особом правовом режиме лесного фонда (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 года N 238-О-О).

Поскольку право собственности Российской Федерации на лесные участки из состава земель лесного фонда в кварталах 15, 17, 18, 31, 32 Полесского участкового лесничества Полесского лесничества Калининградской области подтверждено свидетельством о государственной регистрации права и материалами государственного лесного реестра, вопрос о включении лесных участков в земли населенных пунктов должен был решаться с согласия Рослесхоза.

Судом установлено, что проект генерального плана МО «Полесский городской округ» направлялся административным ответчиком для согласования в Рослесхоз, однако, фактически процедура согласования не была проведена, что следует из письма Федерального агентства лесного хозяйства от 13.08.2018 года №22613-ВЖ/Д27и, в котором уполномоченный орган указывает на то, что согласование проекта генерального плана не требуется ввиду отсутствия в представленных материалах данных о включении в границы населенных пунктов, входящих в состав городского округа, земельных участков из состава земель лесного фонда.

Согласно возражениям представителя Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области Ждановой И.Ю., представленный на согласование в Рослесхоз проект генерального плана не предусматривал включение в границы населенных пунктов земельных участков из состава земель лесного фонда, что обусловлено сведениями о категории земель из Единого государственного реестра недвижимости, в котором отсутствовала как в период подготовки проекта генерального плана, так и на день рассмотрения настоящего спора, информация о границах Полесского участкового лесничества Полесского лесничества.

Вместе с тем, то обстоятельство, что включенные оспариваемым нормативным правовым актом в границы населенных пунктов МО «Полесский городской округ» земельные участки, на которых выявлены пересечения границ с землями лесного фонда, отнесены по сведениям ЕГРН к землям населенных пунктов, более того, были включены в границы населенного пункта ранее действовавшим генеральным планом, утвержденным решением Совета депутатов МО «Полесское городское поселение» от 26.07.2012 №32, своевременно не оспоренным Рослесхозом, основанием к отказу в удовлетворении требований послужить не могут.

Согласно абзацу третьему пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 статьи 8 ЛК РФ также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Таким образом, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).

Доводы о согласовании проекта Генерального плана с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации не свидетельствуют о соблюдении процедуры согласования проекта Генерального плана, поскольку указанный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласовал проект Генерального плана в пределах своей компетенции, которая не включает в себя полномочия по согласованию проектов генеральных планов, в случае если этими проектами предусматривается включение в границы населенных пунктов земельных участков из земель лесного фонда.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что отсутствие положительного заключения Рослесхоза, подготовленного в рамках предусмотренного статьей 25 ГрК РФ согласования проекта документа территориального планирования, свидетельствует о существенном нарушении порядка принятия генерального плана МО «Полесский городской округ», повлекшем нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, в связи с чем постановление Правительства Калининградской области от 11 марта 2019 года № 168 подлежит признанию не действующим в оспариваемой административным истцом части.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части Постановления Правительства Калининградской области от 11 марта 2019 года № 168 «Об утверждении генерального плана муниципального образования «Полесский городской округ» Калининградской области» удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Постановление Правительства Калининградской области от 11 марта 2019 года № 168 «Об утверждении генерального плана муниципального образования «Полесский городской округ» Калининградской области» в части включения в границы населенного пункта лесных участков в квартале 15 (часть выдела 1, 4, 5, 6, 13-17), в квартале 17 (часть выдела 1, 2, 4, 5, 10), в квартале 18 (часть выдела 2-4), в квартале 31 (часть выдела 1, 2), в квартале 32 (часть выдела 15) Полесского участкового лесничества Полесского лесничества Калининградской области.

Решение суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено 23 октября 2020 года.

Судья А.В. Шкуратова