НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Калининградского областного суда (Калининградская область) от 16.10.2014 № 7А-302/14

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 Судья: Дорошенко О.Л. Дело № 7А –302/14

РЕШЕНИЕ

 16 октября 2014 года г. Калининград

 Судья Калининградского областного суда Быстрова М.А., при секретаре Шапошниковой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Ленинградского района г. Калининграда от 11 сентября 2014 года, которым постановление государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области от 30 апреля 2014 г. о привлечении директора ООО «Юринат-КЛС» ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ оставлено без изменения, а жалоба ФИО1– без удовлетворения.

 Заслушав объяснение представителей директора ООО «Юринат КЛС» ФИО1 – ФИО2, ФИО3, поддержавших доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, судья

УСТАНОВИЛ:

 Постановлением государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области от 30 апреля 2014 г. директор ООО «Юринат-КЛС» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

 Не согласившись с постановлением, ФИО1 обжаловало его в суд.

 Судьей постановлено изложенное выше решение.

 В жалобе на указанное решение заявитель просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.

 Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд считает, что решение судьи подлежит оставлению без изменения.

 В соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение законодательства о труде и об охране труда, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 Оставляя без изменения постановление государственного инспектора труда по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Калининградской области от 30 апреля 2014 года о привлечении директора ООО «Юринат-КЛС» ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд обоснованно исходил из того, что проведенной проверкой соблюдения трудового законодательства деятельности в ООО «Юрина-КЛС» было установлено, что в организации не проведена специальная оценка условий труда 21 рабочего места, чем нарушены требования ст.ст. 22, 212 ТК РФ и Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ « О специальной оценке условий труда».

 Такой вывод судьи подробно мотивирован в решении.

 Согласно пункту 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

 Статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе, обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

 В силу абзаца 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ, работодатель обязан обеспечить, в том числе, проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

 Редакция абзаца 10 части 2 данной статьи, действующая до 01 января 2014 года, возлагала на работодателя обязанность обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

 Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" вступил в силу с 01 января 2014 года.

 В соответствии с частью 1 статья 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

 Согласно ч. 1 ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

 Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

 Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями (ч. 3 ст. 3 ФЗ "О специальной оценке условий труда").

 На основании ранее действовавшего до 07.06.2014 г. Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года N 342-н, аттестация проводилась в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

 Таким образом, исходя из требований ФЗ "О специальной оценке условий труда" работодателем – директором ООО «Юринат-КЛС» ФИО1 должна быть организована и проведена специальная оценка условий труда 21 рабочего места, поскольку аттестация рабочих мест согласно действовавшему до 2014 года порядку не проводилась.

 По общему правилу, в соответствии с ч. 4 ст. 8 ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

 В случае если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия, имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (ч. 4 ст. 27 ФЗ "О специальной оценке условий труда").

 Согласно п. 8 действовавшего ранее Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда сроки проведения аттестации устанавливались работодателем исходя из того, что каждое рабочее место подлежит аттестации не реже одного раза в пять лет. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

 Таким образом, оценка условий труда работодателем может не проводиться в течение пяти лет только в отношении тех рабочих мест, которые были аттестованы в соответствии с ранее действовавшим законодательством. В связи с тем, что в ООО «Юринат-КЛС» аттестация рабочих мест не была проведена, то пятилетний срок, на который может быть отложена специальная оценка условий труда, а также срок, предусмотренный ч. 6 ст. 27 ФЗ "О специальной оценке условий труда", в данном случае применению не подлежит.

 В связи с этим доводы жалобы в указанной части являются несостоятельными.

 Доводы жалобы об отсутствии зарегистрированной Министерством юстиции Российской Федерации методики проведения специальной оценки условий труда, реестров организацией и экспертов, имеющих право заниматься указанной деятельностью, не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о незаконности постановленного судом решения.

 В силу статьи 27 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно. До дня вступления в силу федерального закона об аккредитации в национальной системе аккредитации аккредитация испытательных лабораторий (центров) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

 Организации, которые аккредитованы в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, и имеют в своем составе испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 году, вправе проводить специальную оценку условий труда без учета требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, до 31 декабря 2014 года включительно.

 Ссылка в жалобе на разъяснения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации несостоятельна, поскольку данные разъяснения не являются нормативно-правовым актом и не подлежат применению при регулировании возникших правоотношений.

 С учетом изложенного, выводы судьи о доказанности вины директора ООО «Юринат-КЛС» ФИО1 в совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ являются правильными.

 В тоже время из материалов дела видно, что ряд мероприятий, связанных с проведением специальной оценки труда руководителем ООО «Юринат-КЛС» ФИО1 выполнены, а именно: 20.01.2014 года утвержден финансовый план мероприятий по охране труда на 2014 год, в том числе на проведение специальной оценки условий труда (п.5); рассмотрены коммерческие предложения на выполнение работ по специальной оценке условий труда и заключен соответствующий договор с НОЧУ ДПО «Ф.», произведена оплата по договору.

 Оценивая вышеизложенное, считаю, что нарушение ФИО1 трудового законодательства, хотя и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в то же время по своему характеру, объему, отсутствие тяжких последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, что является основанием для признания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ административного правонарушения малозначительным.

 В силу статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

 Учитывая изложенное, постановление государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области от 30 апреля 2014 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Калининграда от 11 сентября 2014 года подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращению, с объявлением директору ООО «Юринат-КЛС» ФИО1 устного замечания.

 Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

 Решение Ленинградского районного суд г. Калининграда от 11 сентября 2014 года и постановление государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области от 30 апреля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Юринат-КЛС» ФИО1 отменить, производство по делу прекратить.

 Объявить директору ООО «Юринат-КЛС» ФИО1 устное замечание.

 Судья

 Калининградского областного суда М.А. Быстрова