РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Татаренкова Н.В. Дело № 7А-193/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Калининградского областного суда
ФИО1,
при секретаре Евлаховой Н.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ФИО2 на не вступившее в законную силу решение судьи Гвардейского районного суда Калининградской области от 03 мая 2017 года, которым оставлено без изменения постановление государственного инспектора Управления автодорожного надзора по Калининградской области № от 22 марта 2017 года о привлечении ФИО2 к административной ответственности по части 6 статьи 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а жалоба ФИО2 – без удовлетворения.
Заслушав объяснения ФИО2, поддержавшего жалобу, исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Управления государственного автодорожного надзора по Калининградской области (УГАДН по Калининградской области) Федеральной службы по надзору в сфере транспорта В. от 22 марта 2017 года № должностное лицо – ответственный за обеспечение БДД (заместитель директора по АХР) МБОУ СШ № 1 г. Гвардейска ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО2 обратился с жалобой в суд.
Судьёй Гвардейского районного суда Калининградской области по делу вынесено вышеуказанное решение.
В жалобе ФИО2, поступившей в Калининградский областной суд, ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда. В обоснование жалобы её податель указывает, что судом не дана оценка вменённого ему нарушения пункта 6 Приказа Минтранса РФ от 15 января 2014 года. Ошибочно вменена ему – ответственному за безопасность дорожного движения, обязанность проверять ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 4 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 5 статьи 12.31.1 КоАП РФ, статьей 11.15.1, частью 2 статьи 11.23 и статьёй 12.21.1 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ, и влечёт наложение административного штрафа на водителей в размере одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - двадцати пяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, УГАДН по Калининградской области в период 09, 15 и 22 марта 2017 года проведена плановая выездная проверка в отношении МБОУ СШ № 1 г. Гвардейска.
В ходе проверки установлены нарушения требований по контролю соблюдения мероприятий по подготовке работников субъекта транспортной деятельности к безопасной работе и подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации, выразившиеся в том, что проверки соблюдения мероприятий по подготовке работников и транспортных средств к безопасной работе (эксплуатации) не проводятся; результаты проверок не оформлены документально. Нарушены требования пунктов 5, 6 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых Приказом Минтранса РФ от 15 января 2014 года № 7, статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Акт проверки от 22 марта 2017 года №, л.д. 23-24).
Изложенное послужило основанием для составления в отношении должностного лица – ответственного за обеспечение БДД (заместителя директора по АХР) МБОУ СШ № 1 г. Гвардейска ФИО2 протокола об административном правонарушении от 22 марта 2017 года № и вынесения постановления № по делу об административном правонарушении от 22 марта 2017 года.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судом первой инстанции установлено, что согласно приказу директора МБОУ СШ № 1 г. Гвардейска от 08 апреля 2016 года № (л.д. 45) заместитель директора по административно-хозяйственной работе ФИО2 с 01 апреля 2016 года назначен ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения. В качестве приложения к указанному приказу утверждена должностная инструкция ответственного по безопасности движения (л.д. 46), согласно которой он обязан: регулярно контролировать выполнение должностными лицами и всеми работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения; при приемке на работу водителей проводить инструктаж по вопросам безопасности дорожного движения, проверить знание ими правил дорожного движения и в дальнейшем систематически проводить такие проверки; проводить анализ нарушения водителями и работниками предприятия установленных нормативными документами требований безопасности дорожного движения, выявлять причины, способствующие их возникновению; проводить служебные расследования, учёт и анализ дорожно-транспортных происшествий; ежегодно планировать мероприятия направленные на обеспечение безаварийной работы автотранспорта и безопасности дорожного движения; осуществлять контроль за режимом труда и отдыха водителей, подготовкой водителей в дальние рейсы и мед. осмотрам; контролировать порядок прохождения стажировки вновь принятых водителей и после переподготовки с одного вида транспорта на другой; организовывать информацию и обучение водителей по вопросам безаварийной работы и безопасности дорожного движения; в полном объёме и правильно вести документацию по безопасности дорожного движения. С приказом и должностной инструкцией ФИО2 ознакомлен под роспись.
В соответствии с пунктом 5 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным транспортом (далее – Правила), утвержденных приказом Минтранса России от 15 января 2014 года № 7 (зарегистрировано в Минюсте России 5 июня 2014 года № 32585) при организации работы, направленной на обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов, субъект транспортной деятельности осуществляет выполнение и контроль требований, установленных пунктом 5 настоящих Правил, а также мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, перечень которых указан в приложении № 2 к настоящему приказу.
Субъект транспортной деятельности или уполномоченное им лицо проводит проверки соблюдения мероприятий, указанных в подпунктах 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 Перечня, в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Субъект транспортной деятельности или уполномоченное им лицо проводит проверки соблюдения мероприятий, указанных в подпунктах 1.1, 1.2, 1.7, в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, не реже одного раза в шесть месяцев.
Результаты проверок, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, оформляются документально.
Таким образом, абзацем первым пункта 5 Правил установлена общая обязанность субъекта транспортной деятельности осуществлять выполнение и контроль мероприятий по подготовке работников юридических лиц, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации.
Абзацами вторым и третьим пункта 5 Правил, предусмотрено проведение в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, конкретных проверок.
Исходя из вышеуказанных положений Правил и обстоятельств дела, учитывая наличие у МБОУ СШ № 1 двух транспортных средств и водительского состава (л.д. 43-44), суд, вопреки доводам жалобы, полагает правильным вывод должностного лица административного органа и судьи районного суда о нарушении ФИО2 положений пункта 5 Правил, поскольку будучи ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, он был обязан проводить проверки соблюдения мероприятий по подготовке работников и транспортных средств к безопасной работе (эксплуатации).
Вместе с тем, доводы жалобы, в которых заявитель выражает несогласие с вменением ему нарушения пункта 6 Правил, заслуживают внимания.
В соответствии с пунктом 6 Правил в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий (ДТП) субъект транспортной деятельности осуществляет ежегодное планирование мероприятий, указанных в Перечне. В случае ДТП с участием транспортных средств, принадлежащих субъекту транспортной деятельности, субъект транспортной деятельности проводит анализ причин и условий, способствовавших возникновению ДТП, результаты которого оформляются документально и хранятся не менее трёх лет.
Как следует из содержания Акта проверки от 22 марта 2017 года № и приложения к нему (л.д. 23-33), конкретных нарушений вышеуказанных положений пункта 6 Правил в ходе проверки не выявлено. В приложении к Акту проверки указано (л.д. 28), что план мероприятий по подготовке работников к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации разработан. В материалах дела имеются утверждённые приказами директора МБОУ СШ № 1 г. Гвардейска Планы мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий на 2016 и 2017 годы (л.д.37-42).
Таким образом, нарушение пункта 6 Правил, которое ФИО2 вменено постановлением должного лица административного органа, исходя из материалов дела ФИО2 не допущено. Суд первой инстанции, рассматривая жалобу заявителя, указал в своём решении на законность и обоснованность постановления должностного лица административного органа, и правильную квалификацию им действий ФИО2, согласившись тем самым с наличием в действиях ФИО2 нарушения пункта 6 Правил, что из материалов дела не усматривается.
С учётом изложенного в указанной части постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежат изменению.
В то же время исключение из состоявшихся по делу постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда вывода о допущенном ФИО2 нарушении положений пункта 6 Правил изменение состоявшихся по делу постановления и решения в остальной части не влечёт.
Установленное нарушение ФИО2 пункта 5 Правил образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ.
Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьёй 24.5 КоАП РФ, не выявлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, соблюдён.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией, предусмотренной частью 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО2 удовлетворить частично.
Постановление государственного инспектора Управления автодорожного надзора по Калининградской области № от 22 марта 2017 года и решение судьи Гвардейского районного суда Калининградской области от 03 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – ответственного за обеспечение БДД (заместителя директора по АХР) МБОУ СШ № 1 г. Гвардейска ФИО2, изменить, исключив вывод о допущенном ФИО2 нарушении пункта 6 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным транспортом, утверждённых приказом Минтранса России от 15 января 2014 года № 7.
В остальной части состоявшиеся по делу постановление государственного инспектора Управления автодорожного надзора по Калининградской области № от 22 марта 2017 года и решение судьи Гвардейского районного суда Калининградской области от 03 мая 2017 года оставить без изменения, жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
Судья Калининградского
областного суда ФИО1