КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3а-190/2023
УИД: 39ОS0000-01-2023-000147-81
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шубина Д.В.
при секретаре Макаревской А.В.,
с участием прокурора Ботвиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Дон Елены Алексеевны об оспаривании нормативных актов Генерального плана МО «Багратионовский городской округ», Правил землепользования и застройки МО «Багратионовский городской округ»,
УСТАНОВИЛ:
Дон Е.А. обратилась в суд с административным иском, указав, что является собственником квартиры <адрес>. Указанный многоквартирный жилой дом введен в эксплуатацию в 1957 году, в нем расположены две квартиры. Многоквартирный жилой дом <адрес> расположен на территории площадью 1500 кв. м., фактически используемой жильцами для его обслуживания, размещения хозяйственных построек, граничит со смежным приусадебным земельным участком №. Используемая территория для обслуживания дома расположена в границах характерных точек с координатами, указанными в прилагаемых к иску ответе (заключении) ООО «Гипрозем» и кадастрового инженера Сычевской Н.А. от 19.04.2023 г. №67, а также в протоколе общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> № 2/2023 от 07.02.2023 г., размещённого в ГИС ЖКХ. Земельный участок для обслуживания дома в порядке ст. 36 Жилищного кодекса РФ не сформирован в связи с тем, что в соответствии с Генеральным планом МО «Багратионовский городской округ», утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 19 ноября 2018 года №698, территория, на которой расположен дом, отнесена к двум функциональным зонам - зоне застройки индивидуальными жилыми домам и зоне транспортной инфраструктуры; в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Багратионовский муниципальный округ», утвержденными постановлением Правительства Калининградской области от 5 июня 2019 года № 390, эта же территория располагается в двух территориальных зонах – «Ж 4. Зона застройки индивидуальными жилыми домами» с реестровым номером 39:01-7.151 и «Т-1 Зона объектов железнодорожного транспорта», ни одна из которых не предусматривает размещение объектов малоэтажной многоквартирной застройки. Согласно Генеральному плану МО «Багратионовский городской округ» в редакции приказа Министерства градостроительной политики Калининградской области от 23 декабря 2022 года №533 территория площадью 1500 кв.м. располагается в двух функциональных зонах – «зона транспортной инфраструктуры» и «зона «лесов». При принятии названных нормативных актов законодателями не было учтено фактическое использование территории, расположение на ней многоквартирного жилого дома, соответствующие функциональная и территориальные зоны были установлены произвольно без учёта сведений ЕГРН и Государственного адресного реестра. Территория многоквартирного дома <адрес> не относится к полосе отвода железной дороги (земельный участок с кадастровым номером №) и снятому с кадастрового учёта декларативному земельному участку №. В результате многоквартирный дом <адрес> незаконно оказался в двух функциональных и территориальных зонах, что препятствует формированию земельного участка для эксплуатации данного многоквартирного дома. Границы Багратионовского лесничества не накладываются на спорную территорию согласно сведениям ЕГРН. Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ. Согласно уточненным требованиям, просит признать недействующим Генеральный план муниципального образования «Багратионовский городской округ», утвержденный постановлением Правительства Калининградской области от 19 ноября 2018 года № 698, в редакции приказа Министерства градостроительной политики Калининградской области от 23 декабря 2022 года №533 в части отнесения к функциональным зонам транспортной инфраструктуры и лесов невыделенного элемента планировочной инфраструктуры <адрес>, площадью 1500 кв.м., в границах характерных точек с координатами: н1-Х332932.67, Y1156291.57; н2- Х332950.46, Y1156305.48; нЗ-Х332946.81, Y1156308.67; н4-Х332944.62, Y1156307.10; h5- X332942.41.Y1156310.15; н6-Х332935.27, Y1156317.37;н7-Х332922.76, Y1156334.76; н8- Х332909.89, Y1156325.19; н9-Х332902.58,Y1156319.56; н10 - Х332902.88, Y1156317.98; н11 -Х332892.35, Y1156308.80; н12-Х332910.43, Y1156286.16; н13-Х332912.31, Y1156283.53; н14-Х332913.15, Y1156282.36; н15 - Х332930.29, Y1156294.63 и исключения его из границ населенного пункта; Правила землепользования и застройки муниципального образования «Багратионовский городской округ», утвержденные постановлением Правительства Калининградской области от 5 июня 2019 года №390 (источник и дата опубликования: официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 10.06.2019 г.), в части отнесения к территориальным зонам - Т-1 - зона объектов железнодорожного транспорта и Ж-4 - зона застройки индивидуальными жилыми домами с реестровым номером 39:01-7.151 невыделенного элемента планировочной инфраструктуры <адрес>, площадью 1500 кв.м., в границах характерных точек с координатами: н1 -X332932.67,Y1156291.57; н2-Х332950.46, Y1156305.48; нЗ-Х332946.81, Y1156308.67; н4-Х332944.62, Y1156307.10; н5-Х332942.41, Y1156310.15; н6-Х332935.27, Y1156317.37; н7-Х332922.76, Y1156334.76; н8-Х332909.89, Y1156325.19; н9-Х332902.58, Y1156319.56; н10-Х332902.88, Y1156317.98; н11-Х332892.35, Y1156308.80; н12-Х332910.43, Y1156286.16; н13-Х332912.31, Y1156283.53; н14-Х332913.15, Y1156282.36;н15 -Х332930.29, Y1156294.63.
Представители административного истца Дон Е.А. Дон В.В. и Казакова Г.В. заявленные административные исковые требования поддержали по изложенным выше основаниям, указали на то, что образование земельного участка под многоквартирный жилой дом по схеме возможно лишь с учетом документов территориального планирования, оспариваемые положения которых в настоящее время этому препятствуют.
Представитель административных ответчиков Правительства Калининградской области, Министерства градостроительной политики Калининградской области Жданова И.Ю. против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала. Согласно данным ей пояснениям и письменному отзыву, приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (далее – Агентство) от 10.02.2021 № 45 принято решение о подготовке проекта внесения изменений в генеральный план МО «Багратионовский городской округ» Калининградской области. Данный приказ был опубликован 17.02.2021 на официальном интернет портале правовой информации pravo.gov.ru. 29 марта 2021 года между Агентством и ООО «Корпус» заключен государственный контракт на выполнение работ по подготовке Проекта №К/04-2021, на основании которого был разработан проект генерального плана МО «Багратионовский городской округ». Письмом Агентства от 17.09.2021 № 7602-ААГ проект был направлен в администрацию муниципального образования «Багратионовский городской округ» для организации проведения публичных слушаний. Публичные слушания по Проекту назначены постановлением главы муниципального образования «Багратионовский городской округ» от 29.09.2021 №9 и были проведены на всей территории муниципального образования в период с 11 октября 2021 года по 17 декабря 2021 года. Информация о проведении публичных слушаний была опубликована в информационной, социально-экономической газете Багратионовского городского округа «Новая жизнь» и вместе с Проектом размещена на официальном сайте администрации муниципального образования в сети «Интернет» по адресу: bagrationovsk.gov39.ru, была организована экспозиция проекта. По результатам публичных слушаний подготовлен протокол №5-2021 от 20 декабря 2021 года, оформлено и подписано заключение о результатах публичных слушаний по Проекту № 5-01/2021 от 20 декабря 2021 года. Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 21.07.2016 №460. В целях согласования Проекта 04 мая 2022 года он был размещен в ФГИС ТП. В Министерство экономического развития Российской Федерации, уполномоченные органы исполнительной власти Калининградской области, и муниципальные образования, имеющие общую границу с муниципальным образованием «Багратионовский городской округ», направлены уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования в ФГИС ТП. С учетом положений части 7 статьи 25 ГрК РФ проект был согласован со всеми уполномоченными органами исполнительной власти Калининградской области. 06 июня 2022 года было подготовлено Сводное заключение Минэкономразвития России № 20700-ВД/Д27и о несогласии с Проектом. Заключения о несогласии с проектом получены от Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации (от 24 мая 2022 г. № АВ-03-31/12542) с замечаниями в части пересечения земель лесного фонда с землями населенных пунктов площадью 18,7 га, выявленном при проведении графического совмещения границ населенных пунктов, входящих в состав городского округа, с границами лесничеств Калининградской области, в том числе в части <данные изъяты>. В целях урегулирования разногласий, послуживших основанием для подготовки Министерством экономического развития Российской Федерации сводного заключения от 06.06.2022 № 20700-ВД/Д27и приказом Министерства от 17 июня 2022 года №229 была создана согласительная комиссия. По результатам заседания согласительной комиссии 16 августа 2022 года подготовлен протокол согласительной комиссии. Решено замечания федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации считать урегулированными частично, рекомендовать представить Проект на утверждение в Министерство. В целях урегулирования разногласий Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации было принято решение об исключении спорной территории из границ пос. Знаменка. 23 декабря 2022 года Министерством был принят приказ №533 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования «Багратионовский городской округ» Калининградской области». Указанный приказ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (parvo.gov.ru) 29 декабря 2022 года за номером 3901202212290002. Таким образом, приказ Министерства от 23.12.2022 №533 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования «Багратионовский городской округ» Калининградской области» принят Министерством в рамках установленных полномочий с соблюдением установленного Градостроительным кодексом РФ порядка. Правила землепользования и застройки МО «Багратионовский городской округ» утверждены постановлением Правительства Калининградской области от 05 июня 2019 года №390. Разработка проекта Правил была начата на основании приказа Агентства от 15 января 2018 года №15 «О подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования «Багратионовский городской округ». Письмом от 12 декабря 2018 года №12920-К проект Правил был направлен в администрацию муниципального образования «Багратионовский городской округ» для проведения общественных обсуждений. Постановлением главы МО «Багратионовский городской округ» от 20 декабря 2018 года №11 назначены общественные обсуждения по проекту Правил. Постановление опубликовано в информационной, социально-экономической газете Багратионовского городского округа «Новая жизнь» от 21 декабря 2018 года. Проект Правил был размещен на официальном сайте администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ», размещена экспозиция демонстрационных материалов. По результатам общественных обсуждений составлен протокол от 05 марта 2019 года, заключение о результатах общественных обсуждений. Заключение от 12 марта 2019 года №1797 о результатах общественных обсуждений проекта Правил опубликовано в информационной, социально-экономической газете Багратионовского городского округа «Новая жизнь» от 15 февраля 2019 года и размещено на официальном сайте администрации Багратионовского городского округа www.bagrationovsk.gov39.ru. 29 марта 2019 года комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области (далее – Комиссия) подготовлено заключение на проект Правил с рекомендациями о его утверждении. На основании заключения Комиссии Агентством подготовлен проект постановления Правительства Калининградской области об утверждении Правил. Постановление Правительства Калининградской области от 05.06.2019 № 390 опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации (parvo.gov.ru) 10 июня 2019 года за номером 3900201906100002. Согласно оспариваемым Правилам территория в целях образования земельного участка под многоквартирным домом №, расположенным в <адрес> расположена в границах двух территориальных зон «Зона объектов железнодорожного транспорта» (индекс «Т-1»), «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» (индекс «Ж-4»). Границы территориальных зон, установленных Правилами, соответствуют границам функциональных зон, установленных Генеральным планом в редакции постановления Правительства Калининградской области от 19 ноября 2018 года №698. Таким образом, постановление Правительства Калининградской области от 05.06.2019 № 390 принято в рамках установленных полномочий с соблюдением установленного ГрК РФ порядка. Правила соответствуют Генеральному плану - нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Посёлок Знаменка Багратионовского муниципального округа образован из бывшего населённого пункта - ж/д станция Знаменка-Новая, к которому присоединены дома бывшей воинской части на Бальге. Квартиры в данном многоквартирном доме были выкуплены в частную собственность в 90-е годы у Прибалтийской железной дороги. В соответствии с генеральным планом МО «Багратионовский городской округ» Калининградской области, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 19 ноября 2018 года №698 (с изменениями, внесенными приказом Министерства от 23.12.2022 №533), территория в целях образования земельного участка под многоквартирным домом с кадастровым номером №, расположенным в <адрес> (далее – Территория), расположена в функциональной зоне «Зона транспортной инфраструктуры». Указанная Территория многоквартирного дома с кадастровым номером № не входит в границы населенных пунктов. Границы в функциональной зоны «Зона транспортной инфраструктуры» в генеральном плане установлены по границам обособленного земельного участка с кадастровым номером №, входящего в единое землепользование с кадастровым номером №. Граница данной зоны соответствует границам функциональной зоны генерального плана в редакции постановления Правительства Калининградской области от 19.11.2018 № 698. Таким образом, изменения в генеральный план в части границ функциональной зоны «Зона транспортной инфраструктуры» на рассматриваемой Территории приказом Министерства от 23.12.2022 №533 не вносились. При этом в рамках подготовки Проекта предложения об изменении границ функциональной зоны ни от правообладателей объекта железнодорожного транспорта, ни от иных лиц не поступали. Граница населенного пункта <адрес> оспариваемым генеральным планом в редакции приказа Министерства от 23.12.2022 №533 была изменена. Так, изначально Проектом граница одного из контуров населенного пункта <адрес> была установлена по границам ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером № (в настоящее время снят с государственного кадастрового учета). Вместе с тем, учитывая полученное в ходе согласования Проекта замечание Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации о наличии пересечения земель лесного фонда с землями населенных пунктов, территория из границ населенных пунктов была исключена. По сведениям филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Севзаплеспроект», границы спорной территории пересекаются с землями лесного фонда, где расположены леса, выполняющие функции защитных и иных объектов. Кроме того, граница населенного пункта <адрес> была установлена также с учетом сведений о границах лесничеств, утвержденных Лесным планом Калининградской области (утвержден указом Губернатора Калининградской области от 29.12.2018 №218), согласно которому, рассматриваемая территория, а также вся территория, прилегающая к отводу под железную дорогу, в границах которой расположены объекты капитального строительства, находится в границах Новоселовского участкового лесничества Багратионовского лесничества. Таким образом, рассматриваемая территория, по сведениям государственного лесного реестра, входит в состав земель государственного лесного фонда. В этой связи до внесения изменений в материалы лесоустройства, Лесной план Калининградской области, а также исключения рассматриваемой территории и государственного лесного реестра, оснований для внесения изменений в Генеральный план в части изменения границы населенного пункта не имеется. Возможность внесения испрашиваемых изменений в Правила ставится в зависимость от внесения изменений в Генеральный план. Так как <адрес> образован из бывшего населённого пункта - ж/д станция Знаменка-Новая и лесным поселком или военным городском не является, оснований для применения инструмента, предусмотренного статьей 24 ГрК РФ, в рассматриваемом случае не имеется.
Заинтересованное лицо администрация МО «Багратионовский муниципальный округ» своего представителя в судебное заседание не направило. В предыдущем судебном заседании его представитель Коршунова В.А. против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала. Согласно письменному отзыву и ее пояснениям, Дон Е.В. и Дон В.В. неоднократно обращались в адрес администрации с заявлениями об утверждении схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>. В удовлетворении данных заявлений было отказано в связи с тем, что испрашиваемая территория располагается в двух территориальных зонах. Администрацией в адрес Министерства градостроительной политики Калининградской области направлено обращение о внесении изменений в Генеральный план с целью установления границ <адрес>. Таким образом, до внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки оснований для утверждения схемы земельного участка не имеется. 8 июня 2023 года администрацией издано постановление №0902 о создании комиссии в соответствии с ч. 20 ст. 24 ГрК РФ для решения вопроса по установлению границ <адрес>.
Заинтересованное лицо Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, будучи надлежаще извещено, своего представителя в судебное заседание не направило. Согласно письменному отзыву, испрашиваемый земельный участок по сведениям ЕГРН не имеет пересечений с землями лесного фонда, в то время как согласно ЕГРН эта территория входит в состав Багратионовского лесничества Калининградской области. В силу положений Федерального закона №280-ФЗ устранение такого рода противоречий входит в компетенцию регионального органа власти в сфере лесных отношений – Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области. Несмотря на установленную процедуру решения вопроса о границах территорий лесного фонда, административный истец избрал иной способ защиты права – оспаривание документа территориального планирования. Проект генерального плана, согласно которому в границы Багратионовского городского поселения включаются земли лесного фонда, Рослесхозом не согласован. Оспаривание Генерального плана в данной части является преждевременным, заявитель не представил суду доказательств рассмотрения вопроса о применении положений «лесной амнистии» в порядке, установленном федеральным законодательством.
Заинтересованное лицо Холоивский Ю.Г. извещен о времени рассмотрения дела по месту регистрации, в судебное заседание не явился, об отложении дела слушанием ходатайства не заявил.
С учётом положений части 4 статьи 247 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего необходимым заявленные административные исковые требования удовлетворить, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.
Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».
С 1 января 2017 года в соответствии с п.п. 2, 3 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года №19 полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, правил землепользования и застройки, внесению таких изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.
В соответствии с п. 4 ст. 2 указанного закона документы территориального планирования, документы градостроительного зонирования муниципальных образований, документация по планировке территории муниципальных образований, местные нормативы градостроительного проектирования, разработка которых была начата до вступления в силу данного закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.
Подпунктом 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ установлено, что проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 19 статьи 24 Кодекса.
Функциональные зоны пунктом 5 статьи 1 ГрК РФ определены как зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
В соответствии с частью 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит в том числе положение о территориальном планировании и карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (пункт 2 части 4 статьи 23 ГрК РФ). Обязательной частью генерального плана является карта границ населенных пунктов (п. 3 ч. 3 ст. 23 ГрК РФ).
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15 статьи 24 ГрК РФ).
В силу ч. 1 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Как указано в ч. 2 этой же статьи, правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования утвержден приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 г. N 460 (далее также - Порядок).
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736, является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), которое осуществляет рассмотрение проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
В соответствии с ч. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда.
Приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (далее – Агентство) от 10.02.2021 № 45 принято решение о подготовке проекта внесения изменений в генеральный план МО «Багратионовский городской округ» Калининградской области. Данный приказ был опубликован 17.02.2021 на официальном интернет портале правовой информации pravo.gov.ru.
29 марта 2021 года между Агентством и ООО «Корпус» заключен государственный контракт на выполнение работ по подготовке Проекта №К/04-2021, на основании которого был разработан проект генерального плана МО «Багратионовский городской округ».
Письмом Агентства от 17 сентября 2021 года №7602-ААГ проект был направлен в администрацию муниципального образования «Багратионовский городской округ» для организации проведения публичных слушаний. Публичные слушания по Проекту назначены постановлением главы муниципального образования «Багратионовский городской округ» от 29 сентября 2021 года №9 и были проведены на всей территории муниципального образования в период с 11 октября 2021 года по 17 декабря 2021 года. Информация о проведении публичных слушаний была опубликована в информационной, социально-экономической газете Багратионовского городского округа «Новая жизнь» и вместе с Проектом размещена на официальном сайте администрации муниципального образования в сети «Интернет» по адресу: bagrationovsk.gov39.ru, была организована экспозиция проекта.
По результатам публичных слушаний подготовлен протокол №5-2021 от 20 декабря 2021 года, оформлено и подписано заключение о результатах публичных слушаний по проекту № 5-01/2021 от 20 декабря 2021 года.
В целях согласования с уполномоченными органами власти проект 04 мая 2022 года был размещен в ФГИС ТП. В Министерство экономического развития Российской Федерации, уполномоченные органы исполнительной власти Калининградской области, и муниципальные образования, имеющие общую границу с муниципальным образованием «Багратионовский городской округ», направлены уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования в ФГИС ТП.
06 июня 2022 года было подготовлено Сводное заключение Минэкономразвития России № 20700-ВД/Д27и о несогласии с Проектом. Заключения о несогласии с проектом получены от Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации (от 24 мая 2022 г. № АВ-03-31/12542) с замечаниями в части пересечения земель лесного фонда с землями населенных пунктов площадью 18,7 га, выявленном при проведении графического совмещения границ населенных пунктов, входящих в состав городского округа, с границами лесничеств Калининградской области.
В целях урегулирования разногласий, послуживших основанием для подготовки Министерством экономического развития Российской Федерации сводного заключения от 06.06.2022 № 20700-ВД/Д27и приказом Министерства от 17 июня 2022 года №229 была создана согласительная комиссия. По результатам заседания согласительной комиссии 16 августа 2022 года подготовлен протокол согласительной комиссии.
23 декабря 2022 года Министерством градостроительной политики Калининградской области издан приказ №533 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования «Багратионовский городской округ» Калининградской области», который опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (parvo.gov.ru) 29 декабря 2022 года за номером 3901202212290002.
Разработка проекта Правил землепользования и застройки МО «Багратионовский городской округ» была начата на основании приказа Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 15 января 2018 года №15 «О подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования «Багратионовский городской округ».
Письмом от 12 декабря 2018 года №12920-К проект Правил был направлен в администрацию муниципального образования «Багратионовский городской округ» для проведения общественных обсуждений. Постановлением главы МО «Багратионовский городской округ» от 20 декабря 2018 года №11 назначены общественные обсуждения по проекту Правил. Постановление опубликовано в информационной, социально-экономической газете Багратионовского городского округа «Новая жизнь» «Новая жизнь» от 21 декабря 2018 года. Проект Правил был размещен на официальном сайте администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ», устроена экспозиция демонстрационных материалов.
По результатам общественных обсуждений составлен протокол от 05 марта 2019 года, заключение о результатах общественных обсуждений. Заключение от 12 марта 2019 года №1797 о результатах общественных обсуждений проекта Правил опубликовано в информационной, социально-экономической газете Багратионовского городского округа «Новая жизнь» от 15 февраля 2019 года и размещено на официальном сайте администрации Багратионовского городского округа www.bagrationovsk.gov39.ru.
29 марта 2019 года комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области (далее – Комиссия) подготовлено заключение на проект Правил с рекомендациями о его утверждении. На основании заключения Комиссии Агентством подготовлен проект постановления Правительства Калининградской области об утверждении Правил. Постановление Правительства Калининградской области от 05.06.2019 № 390 опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации (parvo.gov.ru) 10 июня 2019 года за номером 3900201906100002.
Таким образом, оспариваемые нормативные акты Постановление Правительства Калининградской области от 05 июня 2019 года №390, Приказ Министерства градостроительной политики Калининградской области от 23 декабря 2022 года №533 приняты и опубликованы в установленном порядке уполномоченными органами.
Установлено, что Дон Е.А. является собственником квартиры № площадью 65,7 кв.м. № в многоквартирном доме <адрес> на основании договора купли-продажи от 27 ноября 1991 года. Указанный многоквартирный жилой дом введен в эксплуатацию в 1957 году, в нем расположены две квартиры. В 1991 году населенный пункт носил название «остановочный пункт Знаменка» железнодорожной станции Мамоново.
Собственником квартиры № в этом же доме является Холоивский Ю.Г.
Согласно данным технического паспорта по состоянию на 2 октября 1995 года, под дом № был отведен земельный участок площадью 3241 кв.м. На нем располагаются хозяйственные постройки: сараи, уборная, колодец, ограждение.
В декабре 2022 года по инициативе административного истца ООО «Гипрозем» была подготовлена схема размещения земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом № (№). Данная схема учитывает территорию общей площадью 1500 кв.м., фактически используемую жильцами и собственниками для обслуживания (эксплуатации) данного многоквартирного дома и расположенную в границах невыделенного элемента планировочной инфраструктуры <адрес> в границах характерных точек с координатами: н1 -X332932.67,Y1156291.57; н2-Х332950.46, Y1156305.48; нЗ-Х332946.81, Y1156308.67; н4-Х332944.62, Y1156307.10; н5-Х332942.41, Y1156310.15; н6-Х332935.27, Y1156317.37; н7-Х332922.76, Y1156334.76; н8-Х332909.89, Y1156325.19; н9-Х332902.58, Y1156319.56; н10-Х332902.88, Y1156317.98; н11-Х332892.35, Y1156308.80; н12-Х332910.43, Y1156286.16; н13-Х332912.31, Y1156283.53; н14-Х332913.15, Y1156282.36;н15 -Х332930.29, Y1156294.63.
21 декабря 2022 года Дон Е.А. в лице представителя обратилась в администрацию МО «Багратионовский городской округ» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1500 кв.м. под многоквартирный жилой дом. В удовлетворении указанного заявления письмом от 10 января 2023 года исх. №47 администрацией указанного муниципального образования было отказано по причине расположения образуемого земельного участка в двух территориальных зонах – зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4) и зоне объектов железнодорожного транспорта (Т-1) согласно действующим Правилам землепользования и застройки МО «Багратионовский городской округ Калининградской области», утв. Постановлением Правительства Калининградской области от 5 июня 2019 года №390.
В ответе на обращение администрации МО «Багратионовский городской округ» исх. №1316 от 28 февраля 2023 года указано, что администрацией направлено обращение в адрес Министерства градостроительной политики Калининградской области о внесении изменений в Генеральный план с целью установления границ <адрес>.
Как следует из ответа Минтранса России от 28 февраля 2023 года исх. №Д4-156-ПГ на обращение Дона В.В., объекты недвижимости (в т.ч. дом №1) по информации ОАО «РЖД» не расположены в границах федерального земельного участка № и не попадают в зону развития железнодорожной инфраструктуры.
Согласно письму Управления Росреестра по Калининградской области от 17 апреля 2023 года №17-08/00523, многоквартирный дом № учтен в ЕГРН на землях неразграниченной государственной собственности. Земельный участок, занятый домом, в ЕГРН не учтен. Координаты характерных точек границ контура территориальной зоны с реестровым номером 39:01-7.151 соответствуют координатам характерных точек границ земельного участка №, снятого с кадастрового учета с 28 декабря 2022 года.
Как следует из сообщения Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области №4451-ОС от 24 июля 2023 года, образуемый по схеме земельный участок площадью 1500 кв.м. по сведениям государственного лесного реестра входит в состав земель государственного лесного фонда, а именно в состав Багратионовского лесничества (Новоселковское участковое лесничество, кв. 7, часть выдела 21; кв. 12, часть выдела 11), относится к категории защитных лесов, что подтверждается заключением ФГБУ «Рослесинфорг» от 3 августа 2023 года №78-01/1956.
Однако, согласно сведениям ЕГРН, как указано в уведомлении филиала ППК «Роскадастр» по Калининградской области от 10 августа 2023 года №КУВД-001/2023-34654622/1, объект недвижимости № не расположен в границах Багратионовского лесничества и не пересекает их.
Согласно Генеральному плану МО «Багратионовский городской округ», утв. постановлением Правительства Калининградской области №698 от 19 ноября 2018 года, территория в границах характерных точек с координатами: н1-Х332932.67, Y1156291.57; н2- Х332950.46, Y1156305.48; нЗ-Х332946.81, Y1156308.67; н4-Х332944.62, Y1156307.10; h5- X332942.41.Y1156310.15; н6-Х332935.27, Y1156317.37; н7-Х332922.76, Y1156334.76; н8- Х332909.89, Y1156325.19; н9-Х332902.58, Y1156319.56; н10 - Х332902.88, Y1156317.98; н11 -Х332892.35, Y1156308.80; н12-Х332910.43, Y1156286.16; н13-Х332912.31, Y1156283.53; н14-Х332913.15, Y1156282.36; н15 - Х332930.29, Y1156294.63, находилась в границах <адрес>. Приказом Министерства градостроительной политики Калининградской области от 23 декабря 2022 года №533 в Генеральный план были внесены изменения, которыми данная территория из границ населенного пункта исключена.
В действующей редакции Генерального плана МО «Багратионовский городской округ», т.е. с учетом изменений, внесенных Приказом Министерства градостроительной политики Калининградской области от 23 декабря 2022 года №533, вышеуказанная территория располагается в границах двух функциональных зон – зоны лесов (сущ.) и зоны транспортной инфраструктуры (сущ.). До внесения этих изменений территория располагалась в границах двух функциональных зон – зоны застройки индивидуальными жилыми домами (сущ.) и зоны транспортной инфраструктуры (сущ.).
Согласно Правилам землепользования и застройки МО «Багратионовский городской округ Калининградской области», утв. постановлением Правительства Калининградской области от 6 июня 2019 года №390, территория в границах характерных точек с координатами: н1-Х332932.67, Y1156291.57; н2- Х332950.46, Y1156305.48; нЗ-Х332946.81, Y1156308.67; н4-Х332944.62, Y1156307.10; h5- X332942.41.Y1156310.15; н6-Х332935.27, Y1156317.37;н7-Х332922.76, Y1156334.76; н8-Х332909.89, Y1156325.19; н9-Х332902.58, Y1156319.56; н10 - Х332902.88, Y1156317.98; н11 -Х332892.35, Y1156308.80; н12-Х332910.43, Y1156286.16; н13-Х332912.31, Y1156283.53; н14-Х332913.15, Y1156282.36; н15 - Х332930.29, Y1156294.63 располагается в двух территориальных зонах – зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4) и зона объектов железнодорожного транспорта (Т-1).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в Постановлении от 28 мая 2010 г. N 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного федерального закона).
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
На собственников квартир в вышеуказанном многоквартирном доме распространяются положения пункта 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ в части установления права собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.
Таким образом, Дон Е.А. как один из собственников помещений в многоквартирном жилом доме имеет право на формирование земельного участка, на котором он расположен. Необходимость формирования земельного участка именно в границах характерных точек с координатами: н1-Х332932.67, Y1156291.57; н2- Х332950.46, Y1156305.48; нЗ-Х332946.81, Y1156308.67; н4-Х332944.62, Y1156307.10; h5- X332942.41.Y1156310.15; н6-Х332935.27, Y1156317.37; н7-Х332922.76, Y1156334.76; н8- Х332909.89, Y1156325.19; н9-Х332902.58, Y1156319.56; н10 - Х332902.88, Y1156317.98; н11-Х332892.35, Y1156308.80; н12-Х332910.43, Y1156286.16; н13-Х332912.31, Y1156283.53; н14-Х332913.15, Y1156282.36; н15 - Х332930.29, Y1156294.63 обосновывается нахождением на этой территории построек, необходимых для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома №.
Однако, оспариваемые положения Генерального плана и Правил землепользования и застройки МО «Багратионовский городской округ» препятствуют формирования такого земельного участка.
Из изложенного выше следует, что приказом Министерства градостроительной политики Калининградской области от 23 декабря 2022 года №533 границы населенного пункта <адрес> не были обозначены в связи с тем, что поселок по материалам актуального лесоустройства оказался в границах земель лесного фонда, из-за чего генеральный план в такой редакции компетентным органом власти согласован не был. Вместе с тем, согласно данным ЕГРН, испрашиваемая территория в состав земель лесного фонда не входит.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ в случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, выявлено пересечение границ образуемого в соответствии со схемой земельного участка с границами расположенного на землях обороны и безопасности лесничества или нахождение образуемого земельного участка в границах такого лесничества, указанный орган в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, схемы направляет ее соответственно в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации. Указанные федеральные органы исполнительной власти в срок не более пятнадцати рабочих дней со дня поступления схемы уведомляют орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, о наличии или об отсутствии оснований для отказа в согласовании схемы.
Согласно ч. 6.1 ст. 36 ГрК РФ до установления градостроительных регламентов в отношении земельных участков, включенных в границы населенных пунктов из земель лесного фонда (за исключением лесных участков, которые до 1 января 2016 года предоставлены гражданам или юридическим лицам либо на которых расположены объекты недвижимого имущества, права на которые возникли до 1 января 2016 года, и разрешенное использование либо назначение которых до их включения в границы населенного пункта не было связано с использованием лесов), такие земельные участки используются с учетом ограничений, установленных при использовании городских лесов в соответствии с лесным законодательством.
Частью 3 ст. 14 Федерального закона №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» определено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 и 9 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями ЕГРН, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года был, в частности, предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка (пункт 2 части 4 Закона от 21.12.2004 №172-ФЗ).
По смыслу приведенных выше положений действующего законодательства правовых оснований для исключения территории, на которой расположен дом <адрес>, из границ населенного пункта по мотиву отнесения их к землям лесного фонда не имелось. Право на объект недвижимого имущества – квартиру в доме № – возникло у административного истца до 1 января 2016 года.
Установление двух функциональных зон в границах испрашиваемой Дон Е.А. территории не обусловлено долговременной стратегией развития территории, не соответствует сложившемуся землепользованию и общественным интересам, а также интересам правообладателя расположенного на ней объекта недвижимости. Как указано выше, обширная территория, на которой расположен дом №, относится к функциональной зоне транспортной инфраструктуры, при этом в непосредственной близости от этого объекта недвижимости установлена незначительная по площади территория зоны лесов, которая соответствует границам ранее существовавшего земельного участка №.
Кроме того, необходимо учесть, что изменение границ населенного пункта пос. Знаменка, а также функциональных зон в нем в границах характерных точек с координатами: н1-Х332932.67, Y1156291.57; н2- Х332950.46, Y1156305.48; нЗ-Х332946.81, Y1156308.67; н4-Х332944.62, Y1156307.10; h5- X332942.41.Y1156310.15; н6-Х332935.27, Y1156317.37;н7-Х332922.76, Y1156334.76; н8- Х332909.89, Y1156325.19; н9-Х332902.58,Y1156319.56; н10 - Х332902.88, Y1156317.98; н11 -Х332892.35, Y1156308.80; н12-Х332910.43, Y1156286.16; н13-Х332912.31, Y1156283.53; н14-Х332913.15, Y1156282.36; н15 - Х332930.29, Y1156294.63 отсутствовало в проекте внесения изменений в Генеральный план МО «Багратионовский городской округ», не выносилось на общественные обсуждения, что является нарушением положений ст. 5.1 ГрК РФ.
Правила землепользования и застройки производны от Генерального плана, не должны противоречить ему, и детализируют его положения как стратегии развития населенного пункта.
Установленные Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Багратионовский городской округ», утвержденные постановлением Правительства Калининградской области от 5 июня 2019 года № 390 территориальные зоны в части спорной территории противоречат Генеральному плану этого муниципального образования – в функциональной зоне лесов расположена совпадающая с ней в границах зона Ж-4 - зона застройки индивидуальными жилыми домами.
При таких обстоятельствах следует признать, что оспариваемые положения Генерального план муниципального образования «Багратионовский городской округ» в редакции приказа Министерства градостроительной политики Калининградской области от 23 декабря 2022 года №533 в части отнесения к функциональным зонам транспортной инфраструктуры и лесов невыделенного элемента планировочной инфраструктуры <адрес>, площадью 1500 кв.м., в границах характерных точек с координатами: н1-Х332932.67, Y1156291.57; н2- Х332950.46, Y1156305.48; нЗ-Х332946.81, Y1156308.67; н4-Х332944.62, Y1156307.10; h5- X332942.41.Y1156310.15; н6-Х332935.27, Y1156317.37;н7-Х332922.76, Y1156334.76; н8- Х332909.89, Y1156325.19; н9-Х332902.58,Y1156319.56; н10 - Х332902.88, Y1156317.98; н11 -Х332892.35, Y1156308.80; н12-Х332910.43, Y1156286.16; н13-Х332912.31, Y1156283.53; н14-Х332913.15, Y1156282.36; н15 - Х332930.29, Y1156294.63 и исключения его из границ населенного пункта; Правила землепользования и застройки муниципального образования «Багратионовский городской округ», утвержденные постановлением Правительства Калининградской области от 5 июня 2019 года №390, в части отнесения его к территориальным зонам - Т-1 - зона объектов железнодорожного транспорта и Ж-4 - зона застройки индивидуальными жилыми домами противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу и нарушают права и законные интересы Дон Е.А. и иных собственников помещений в многоквартирном жилом доме <адрес> на формирование земельного участка под многоквартирным домом для его эксплуатации и обслуживания, в связи с чем подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Дон Елены Алексеевны удовлетворить.
Признать недействующими с даты вступления решения суда в законную силу:
- Генеральный план муниципального образования «Багратионовский городской округ» в редакции приказа Министерства градостроительной политики Калининградской области от 23 декабря 2022 года №533 в части отнесения к функциональным зонам транспортной инфраструктуры и лесов невыделенного элемента планировочной инфраструктуры посёлка Знаменка, площадью 1500 кв.м., в границах характерных точек с координатами: н1-Х332932.67, Y1156291.57; н2- Х332950.46, Y1156305.48; нЗ-Х332946.81, Y1156308.67; н4-Х332944.62, Y1156307.10; h5- X332942.41.Y1156310.15; н6-Х332935.27, Y1156317.37;н7-Х332922.76, Y1156334.76; н8- Х332909.89, Y1156325.19; н9-Х332902.58,Y1156319.56; н10 - Х332902.88, Y1156317.98; н11 -Х332892.35, Y1156308.80; н12-Х332910.43, Y1156286.16; н13-Х332912.31, Y1156283.53; н14-Х332913.15, Y1156282.36; н15 - Х332930.29, Y1156294.63 и исключения его из границ населенного пункта;
- Правила землепользования и застройки муниципального образования «Багратионовский городской округ», утвержденные постановлением Правительства Калининградской области от 5 июня 2019 года №390, в части отнесения невыделенного элемента планировочной инфраструктуры посёлка Знаменка, площадью 1500 кв.м., в границах характерных точек с координатами: н1-Х332932.67, Y1156291.57; н2- Х332950.46, Y1156305.48; нЗ-Х332946.81, Y1156308.67; н4-Х332944.62, Y1156307.10; h5-X332942.41.Y1156310.15; н6-Х332935.27, Y1156317.37;н7-Х332922.76, Y1156334.76; н8- Х332909.89, Y1156325.19; н9-Х332902.58, Y1156319.56; н10 - Х332902.88, Y1156317.98; н11 -Х332892.35, Y1156308.80; н12-Х332910.43, Y1156286.16; н13-Х332912.31, Y1156283.53; н14-Х332913.15, Y1156282.36; н15 - Х332930.29, Y1156294.63 к территориальным зонам - Т-1 - зона объектов железнодорожного транспорта и Ж-4 - зона застройки индивидуальными жилыми домами.
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 14 сентября 2023 года.
Судья Д.В. Шубин