КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Баландина О.В. Дело№ 7А-98/2023 (№ 12-11/2023)
УИД 39RS0019-01-2023-000149-13
РЕШЕНИЕ
5 октября 2023 года г. Калининград
Судья Калининградского областного суда Тимощенко Р.И.
при секретаре Жунда А.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу АО «Балтийская линия» на постановление главного государственного инспектора Краснознаменского, Неманского, Полесского, Славского и Советского городских округов по пожарному надзору – начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Краснознаменскому, Неманскому, Полесскому, Славскому и Советскому городским округам ФИО1 от 09.02.2023 и решение судьи Советского городского суда Калининградской области от 16.05.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Балтийская линия».
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора Краснознаменского, Неманского, Полесского, Славского и Советского городских округов по пожарному надзору – начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Краснознаменскому, Неманскому, Полесскому, Славскому и Советскому городским округам ФИО1 № 26/2023 от 09.02.2023 АО «Балтийская линия» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 руб.
Решением судьи Советского городского суда Калининградской области от 16.05.2023 постановление должностного лица изменено, размер административного наказания снижен до 40 000 руб.
В жалобе генеральный директор АО «Балтийская линия» ФИО2 просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях общества состава вмененного административного правонарушения. Полагает, что нарушения, указанные в пунктах 1-5, 7, 8, 10, 11, 14-24, 31,32, 36, 37, 41, 43-45, 47, 48, 51-61, 64-67, 69-73, 75, 78, 80-82 постановления о назначении наказания вменены обществу необоснованно. Одновременно заявлено о восстановлении пропущенного срока обжалования решения судьи.
В силу ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).
Согласно ч. 2 ст. 4.8 КоАП РФ срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток.
Как следует из материалов дела, копия решения судьи Советского городского суда Калининградской области от 16.05.2023 была направлена в адрес юридического лица 19.05.2023 и получена АО «Балтийская линия» 07.06.2023, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления.
Следовательно, установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок подачи жалобы на состоявшееся по делу решение судьи истек 17.06.2023
Согласно почтовому штемпелю жалоба на указанное решение направлена генеральным директором АО «Балтийская линия» ФИО2 19.06.2023, то есть за пределами срока, установленного ст. 30.3 КоАП РФ.
Учитывая незначительный пропуск срока на обжалование судебного акта, в целях реализации права на судебную защиту, нахожу заявленное ходатайство подлежащим удовлетворению.
Заслушав объяснения защитника общества ФИО3, поддержавшего доводы жалобы, объяснения государственного инспектора Краснознаменского, Неманского, Полесского, Славского и Советского городских округов по пожарному надзору ФИО4, составившей протокол об административном правонарушении, и представителя ГУ МЧС России по Калининградской области ФИО5, не согласившихся с доводами жалобы общества, проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы поступившей жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», и иными, принимаемыми в соответствии с названными Федеральными законами нормативными правовыми актами.
Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» урегулированы общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
Согласно ст. 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам РФ по пожарной безопасности отнесены федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся:
1) национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона;
2) стандарты организаций, содержащие требования пожарной безопасности, а также специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, на основании решения главного государственного инспектора Краснознаменского, Неманского, Полесского, Славского и Советского городских округов по пожарному надзору – начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Краснознаменскому, Неманскому, Полесскому, Славскому и Советскому городским округам ФИО1 от 11.01.2023 № 39-7-2023/0033рс в период с 16.01.2023 по 27.01.2023 в отношении АО «Балтийская линия» проведена плановая выездная проверка по адресу: <адрес> с целью проверки соблюдения контролируемым лицом требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми общество владеет и (или) пользуется, и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности.
По результатам проверки выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
1) декларация пожарной безопасности не соответствует требованиям ч.1 и ч.5 ст. 64 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
2) не представлена информация о практической части об обучении сотрудников по программе противопожарного инструктажа (п. 3 Приказа МЧС России от 18.11.2021 № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности»);
3) в программе противопожарного инструктажа отсутствует раздел «Меры пожарной безопасности в зданиях для проживания людей» (п. 1.8 Приложения 2 Приказа МЧС России от 18.11.2021 № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности»);
4) лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности (генеральный директор ФИО, советник генерального директора ФИО., заместитель генерального директора ФИО) не прошли обучение по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки (ч.2 Приложения 3 Приказа МЧС России от 18.11.2021 № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности»);
5) не представлена техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем (сертификаты) (п.54 Правил противопожарного режима в РФ);
6) на территории отсутствует указатель направления движения к источникам противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью и четко нанесенными цифрами до их месторасположения (п. 48 Правил противопожарного режима в РФ);
7) не представлены протоколы испытаний пожарных лестниц с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (п.17 «б» Правил противопожарного режима в РФ);
8) не представлена документация о проведении проверок в части водоотдачи наружного водопровода пожарного водоснабжения, находящего на территории организации, не реже 2 раз в год с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (п. 48 Правил противопожарного режима в РФ);
9) шлейф системы пожарной сигнализации №13 находится в неработоспособном состоянии (п. 54 Правил противопожарного режима в РФ);
10) на дверях лестничных клеток отсутствуют приспособления для самозакрывания (п. 24 Правил противопожарного режима в РФ);
11) пожарные шкафы выполнены из горючих материалов (дерево) не в соответствии с п. 5.13 ГОСТ Р 51844-2009 (п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
12) огнетушители не закреплены на высоте не более 1,5 м до верха корпуса огнетушителя либо в специальной подставке из негорючих материалов, исключающих падение или опрокидывание (п. 409 Правил противопожарного режима в РФ);
13) оформление планов эвакуации людей при пожаре не соответствует требованиям межгосударственного стандарта «ГОСТ 34428-2018. Межгосударственный стандарт. Системы эвакуационные фотолюминесцентные. Общие технические условия» (п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
14) на путях эвакуации здания (административный корпус) допускается применение покрытия полов с неизвестным показателем пожарной опасности (не представлены подтверждающие документы) (ч.6 ст. 134 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
15) на путях эвакуации здания (швейных цех №1) допускается применение покрытия стен с неизвестным показателем пожарной опасности (не представлены подтверждающие документы) (ч.6 ст. 134 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
16) в вентиляционных шахтах допускается хранение материалов (п. 41 «д» Правил противопожарного режима в РФ);
17) не предоставлены расчеты категорий по взрывопожарной и пожарной опасности помещений (производственные цеха) с обозначением категории и класса зоны на входной двери помещения с наружной стороны (п.12 Правил противопожарного режима в РФ);
18) в помещениях 2-8 этажей административного корпуса, гаража отсутствует система пожарной сигнализации (п.21 Приложения 5 Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»);
19) в помещениях 2-8 этажей административного корпуса, гаража отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п.21 Приложения 5 Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»);
20) производственные цеха (для категории А, Б, В1 площадью более 300 кв.м – при наличии выходов непосредственно наружу площадью 700 кв.м) не оборудованы автоматическими установками пожаротушения (п. 6, 8.2 Приложения 3 Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»);
21) не представлена проектная документация на автоматические установки пожаротушения производственных цехов и складских помещений (ч.1 ст. 83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
22) помещения складского назначения (для категории А, Б, В1 площадью более 300 кв.м; для категории В2-В3 площадью 1000 кв.м) не оборудованы автоматическими установками пожаротушения (п.1, 4.2, 5.2 Приложения 3 Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»);
23) не представлены расчеты категории по взрывопожарной и пожарной опасности помещений складского назначения (кладовая возле умывальника; архив снабжения; архив кадров) с обозначением категории и класса зоны на входной двери помещения с наружной стороны (п.12 Правил противопожарного режима в РФ);
24) на 8-м этаже размещены помещения складского назначения (кладовая возле умывальника; архив снабжения; архив кадров), не выделенные противопожарными преградами в соответствии с п. 5.6.4 СП 4.13130.2013 (п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
25) в помещениях (кладовая возле умывальника; радиоузел; узел связи; архив снабжения; архив кадров) эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией (п. 35 «в» Правил противопожарного режима в РФ);
26) образовавшиеся отверстия в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями не заделаны негорючими материалами (узел связи; вентиляционная камера) (п. 15 Правил противопожарного режима в РФ);
27) в помещении отдела главного механика электропроводка (розетки, электроавтоматы и т.д.) установлены на горючем основании (п. 35 «з» Правил противопожарного режима в РФ);
28) в помещении отдела главного механика оставлен без присмотра включенный в электрическую сеть электронагревательный прибор (п. 35 «и» Правил противопожарного режима в РФ);
29) на лестничной клетке между 8 и 7 этажом электрощит закрыт горючим материалом (п.35 «е» Правил противопожарного режима в РФ);
30) в коридоре 7-го этажа эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией (п. 35 «в» Правил противопожарного режима в РФ);
31) не представлены расчеты категории по взрывопожарной и пожарной опасности помещений складского назначения (кладовая ЦФЛ; помещение «Красный уголок»), с обозначением категории и класса зоны на входной двери помещения с наружной стороны (п.12 Правил противопожарного режима в РФ);
32) на 7-м этаже размещены помещения складского назначения (кладовая ЦФЛ; помещение «Красный уголок»), не выделенные противопожарными преградами в соответствии с п. 5.6.4 СП 4.13130.2013 (п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
33) в помещениях (кладовая ЦФЛ; помещение «Красный уголок») эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией (п. 35 «в» Правил противопожарного режима в РФ);
34) в помещениях (мед. пункт) электропроводка (розетки, электроавтоматы и т.д.) установлены на горючем основании (п. 35 «з» Правил противопожарного режима в РФ);
35) в помещении электрощитовой вентиляционной находится нестандартный (самодельный) электрический удлинитель для питания электроприборов (п. 35 «д» Правил противопожарного режима в РФ);
36) не представлены расчеты категории по взрывопожарной и пожарной опасности помещений складского назначения (кладовая электроматериалов; кладовая рядом с кабинетом по охране труда; кладовая напротив канцелярских товаров; кладовая ОГМ; кладовая АСУП; кладовая ОГМ; кладовая по ГоиЧС; кладовая ОГМ), с обозначением категории и класса зоны на входной двери помещения с наружной стороны (п.12 Правил противопожарного режима в РФ);
37) на 6-м этаже размещены помещения складского назначения (кладовая электроматериалов; кладовая рядом с кабинетом по охране труда; кладовая напротив канцелярских товаров; кладовая ОГМ; кладовая АСУП; кладовая ОГМ; кладовая по ГоиЧС; кладовая ОГМ), не выделенные противопожарными преградами в соответствии с п. 5.6.4 СП 4.13130.2013 (п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
38) в помещениях (кладовая электроматериалов; кладовая ОГМ; ОМАП, АСУП) эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией (п. 35 «в» Правил противопожарного режима в РФ);
39) в помещениях (помещение КИПиА; таможни; 1-ый отдел; дежурного по лифтам) электропроводка (розетки, электроавтоматы и т.д.) установлены на горючем основании (п. 35 «з» Правил противопожарного режима в РФ);
40) образовавшиеся отверстия в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями не заделаны негорючими материалами (кладовая канц. товаров) (п.15 Правил противопожарного режима в РФ);
41) в кладовых расположены тепловые пожарные извещатели, при наличии тлеющей нагрузки, вместо положенных двух дымовых в соответствии с п.6.2.6, 6.2.5, 6.6.1 СП 484.1311500.2020 (п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
42) в помещениях электропроводка (розетки, электроавтоматы и т.д.) установлены на горючем основании (п. 35 «з» Правил противопожарного режима в РФ);
43) в помещениях датчики расположены не на максимальном расстоянии друг от друга в соответствии с п.6.6.5 и 6.6.16 СП 484.1311500.2020 (п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
44) не представлены расчеты категории по взрывопожарной и пожарной опасности помещений складского назначения (склад ЦФЛ, склад готовой продукции), с обозначением категории и класса зоны на входной двери помещения с наружной стороны (п.12 Правил противопожарного режима в РФ);
45) на раскройном цехе размещены помещения складского назначения (склад ЦФЛ; склад продукции), не выделенные противопожарными преградами в соответствии с п. 5.6.4 СП 4.13130.2013 (п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
46) в помещении раскройного цеха с электрощитом на расстоянии менее 1 м размещены горючие материалы (п. 35 «е» Правил противопожарного режима в РФ);
47) запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов раскройного цеха не обеспечивают возможности их свободного открывания изнутри без ключа (п.26 Правил противопожарного режима в РФ);
48) настенные речевые оповещатели (коридор перед раскройным цехом) расположены на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя менее 150 мм, что не соответствует п. 4.4 СП 3.13130.2009 (п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
49) допускается использование удлинителя с видимыми нарушениями изоляции (п.35 «а» Правил противопожарного режима в РФ);
50) образовавшиеся отверстия в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями не заделаны негорючими материалами (швейный цех; мастерская) (п.15 Правил противопожарного режима в РФ);
51) в помещениях швейного цеха № 2 расположены тепловые пожарные извещатели, при наличии тлеющей нагрузки, вместо положенных двух дымовых в соответствии с п.6.2.6, 6.2.5, 6.6.1 СП 484.1311500.2020 (п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
52) в помещениях швейного цеха № 2 расположен 1 тепловой пожарный извещатель и 1 дымовой, при наличии тлеющей нагрузки, вместо положенных двух дымовых в соответствии с п.6.2.6, 6.2.5, 6.6.1 СП 484.1311500.2020 (п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
53) не представлены расчеты категории по взрывопожарной и пожарной опасности помещений складского назначения (кладовая), с обозначением категории и класса зоны на входной двери помещения с наружной стороны (п.12 Правил противопожарного режима в РФ);
54) помещения швейного цеха № 2 складского назначения (кладовая), не выделенные противопожарными преградами в соответствии с п.5.6.4 СП 4.13130.2013 (п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
55) настенные речевые оповещатели (коридор перед раскройным цехом) расположены на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя менее 150 мм, что не соответствует п. 4.4 СП 3.13130.2009 (п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
56) в помещениях столовой эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией (п. 35 «в» Правил противопожарного режима в РФ);
57) вентиляция пищеблока не очищена от горючих отложений (п.43 Правил противопожарного режима в РФ);
58) в помещении пищеблока с электрощитом на расстоянии менее 1 м. размещены горючие материалы (п. 35 «е» Правил противопожарного режима в РФ);
59) в помещении столовой электропроводка (розетки, электроавтоматы и т.д.) установлены на горючем основании (п. 35 «з» Правил противопожарного режима в РФ);
60) не представлены расчеты категории по взрывопожарной и пожарной опасности помещений складского назначения (архив бухгалтерии; подсобные помещения №№8, 9, 7, 6), с обозначением категории и класса зоны на входной двери помещения с наружной стороны (п.12 Правил противопожарного режима в РФ);
61) допускается размещение помещений складского назначения (архив бухгалтерии; подсобные помещения №№8, 9, 7, 6), не выделенные противопожарными преградами в соответствии с п.5.6.4 СП 4.13130.2013 (п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
62) в помещениях (подсобные помещения № 8 и № 6; архив бухгалтерии), эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией (п. 35 «в» Правил противопожарного режима в РФ);
63) на путях эвакуации (швейный цех № 3) допускается отделка из горючих материалов (пандус из дерева) (ч.6 ст. 134 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
64) не представлены расчеты категории по взрывопожарной и пожарной опасности помещений складского назначения (кладовая нитей), с обозначением категории и класса зоны на входной двери помещения с наружной стороны (п.12 Правил противопожарного режима в РФ);
65) допускается размещение помещений складского назначения (кладовая нитей), не выделенные противопожарными преградами в соответствии с п.5.6.4 СП 4.13130.2013 (п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
66) не представлены расчеты категории по взрывопожарной и пожарной опасности помещений складского назначения (все кладовые 2-го этажа, в том числе склады), с обозначением категории и класса зоны на входной двери помещения с наружной стороны (п.12 Правил противопожарного режима в РФ);
67) допускается размещение помещений складского назначения (все кладовые 2-го этажа, в том числе склады), не выделенные противопожарными преградами в соответствии с п.5.6.4 СП 4.13130.2013 (п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
68) в помещениях 2-го этажа электропроводка (розетки, электроавтоматы и т.д.) установлены на горючем основании (п. 35 «з» Правил противопожарного режима в РФ);
69) на первом этаже (производственный корпус) отсутствует дверь, отделяющая лестничную клетку от производственной части (п.16 «д» Правил противопожарного режима в РФ);
70) на путях эвакуации из производственной части в лестничную клетку допускается перепад высот 0,45 см, что не соответствует п. 4.3.5 СП 1.13130.2020 (п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
71) не представлены расчеты категории по взрывопожарной и пожарной опасности помещений складского назначения (склад лоскута; склад готовой продукции; подготовительный цех), с обозначением категории и класса зоны на входной двери помещения с наружной стороны (п.12 Правил противопожарного режима в РФ);
72) допускается размещение помещений складского назначения (склад лоскута; склад готовой продукции; подготовительный цех), не выделенные противопожарными преградами в соответствии с п. 5.6.4 СП 4.13130.2013 (п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
73) в помещении склада готовой продукции отсутствует система пожарной сигнализации (п.5 постановления Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»);
74) в помещении склада готовой продукции, склада лоскута у электрощита на расстоянии менее 1 м. размещены горючие материалы (п. 35 «е» Правил противопожарного режима в РФ);
75) в помещениях 1 этажа расположены тепловые пожарные извещатели, при наличии тлеющей нагрузки, вместо положенных двух дымовых в соответствии с п.6.2.6, 6.2.5, 6.6.1 СП 484.1311500.2020 (п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
76) в подсобном помещении дежурного электропроводка (розетки, электроавтоматы и т.д.) установлены на горючем основании (п. 35 «з» Правил противопожарного режима в РФ);
77) ветки елки, установленной в коридоре 1-го этажа, расположены на расстоянии менее 1 метра от стен потолков (п.21 Правил противопожарного режима в РФ);
78) в помещении подвала отсутствует система пожарной сигнализации (п.5 постановления Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»);
79) в помещении подвала эксплуатируются светильники со снятыми со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией (п. 35 «в» Правил противопожарного режима в РФ);
80) в помещениях гаражей отсутствует система пожарной сигнализации (п.4 Приложения 5 постановления Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»);
81) в помещениях гаражей отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п.21 Приложения 5 Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»);
82) не представлена проектная документация на системы пожарной сигнализации и систему оповещения управления эвакуацией людей при пожаре в гаражах (ч.1 ст. 83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»)
Выявленные нарушения требований пожарной безопасности послужили основанием для составления в отношении АО «Балтийская линия» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности.
Оценив все исследованные доказательства в совокупности в соответствии со ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии вины АО «Балтийская линия» в совершении административного правонарушения, верно квалифицировав деяние по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Наличие выявленных в ходе проверки нарушений, отраженных в пунктах №№ 3, 6-8, 12, 13, 25-30, 33-35, 38-40, 42, 46-47, 49-50, 56-58, 62-63, 68, 74, 76-77, 79 постановления от 09.02.2023 обществом не отрицается, нарушения устранены в ходе рассмотрения дела, что не освобождает юридическое лицо от ответственности, поскольку административное наказание является мерой ответственности за совершенное правонарушение.
Доводы о незаконности вменения обществу нарушения, выразившегося в непредставлении информации о практической части обучения сотрудников по программе противопожарного инструктажа, подлежат отклонению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 3 приложения № 1 к приказу МЧС России № 806 обучение мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа должно содержать теоретическую и практическую части.
В официальных разъяснениях отдельных требований о прохождении обучения по программам противопожарного инструктажа и дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности, утвержденных распоряжением МЧС России от 15.11.2022 № 1210, отмечено, что объем и содержание программ противопожарного инструктажа определяются и утверждаются руководителем организации либо лицом, назначенным руководителем организации ответственным за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты в организации.
Практическая часть противопожарных инструктажей включает в себя практическую тренировку по отработке действий при возникновении пожара, приобретение навыков пользования первичными средствами пожаротушения, внутренним противопожарным водопроводом (с приведением в действие при его наличии), средствами индивидуальной защиты, средствами спасения и самоспасания (при их наличии).
На основании пункта 22 приложения № 1 к приказу МЧС России № 806 о проведении противопожарного инструктажа производится запись в журнале учета противопожарных инструктажей, содержащем информацию о проведении как теоретической, так и практической частей противопожарного инструктажа, в соответствии с рекомендуемым образцом оформления указанного документа.
Записи в журнале учета противопожарных инструктажей ведутся таким образом, чтобы руководитель организации, либо назначенное им лицо, а также должностное лицо органа государственного пожарного надзора могли оценить соответствие объема противопожарного инструктажа по видам и срокам его проведения требованиям, установленным приказом МЧС России № 806.
Вместе с тем обществом не представлено доказательств проведения с работниками организации практической части программ противопожарных инструктажей.
Довод жалобы об отсутствии нарушения, указанного в пункте 4 постановления, является необоснованным.
Пункт 2 приложения № 3 к приказу МЧС России № 806 устанавливает категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам - программам профессиональной переподготовки в области пожарной безопасности.
При этом согласно официальным разъяснениям МЧС России работники, прошедшие обучение минимуму пожарно-технических знаний в соответствии с приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», имеющие документы, подтверждающие прохождение до 01.03.2022 указанного обучения, после даты истечения сроков периодичности обучения мерам пожарной безопасности, предусмотренных приказом МЧС России № 645, проходят обучение по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации в области пожарной безопасности.
Обществом не представлены доказательства того, что лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности (генеральный директор ФИО советник генерального директора ФИО., заместитель генерального директора ФИО) прошли обучение по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки, а также доказательства прохождения обучения минимуму пожарно-технических знаний в соответствии с приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645, несмотря на то, что такие документы неоднократно истребовались судом.
Несогласие общества с нарушением п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации в части отсутствия технической документации (сертификатов) на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, не может быть принято во внимание, поскольку в силу указанного пункта на объекте защиты должна хранится техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
Согласно абзацу 20 статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» сертификатом соответствия является документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Таким образом, техническая документация на системы противопожарной защиты включает в себя, в том числе сертификаты соответствия, которые должны храниться на объекте защиты и предъявляться проверяющим органам.
Довод жалобы о незаконности вменения обществу нарушения пункта 24 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утратившего силу с 01.03.2023, не может явиться основанием для изменения обжалуемых актов, поскольку пункт 14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, изложенный постановлением Правительства РФ от 24.10.2022 № 1885 в новой редакции, предусматривает аналогичные требования пожарной безопасности.
В соответствии с п. 14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации руководитель организации обеспечивает наличие и исправное состояние устройств для самозакрывания противопожарных дверей, а также дверных ручек, устройств "антипаника", замков, уплотнений и порогов противопожарных дверей, предусмотренных изготовителем, а на дверях лестничных клеток, дверях эвакуационных выходов, в том числе ведущих из подвала на первый этаж (за исключением дверей, ведущих в квартиры, коридоры, вестибюли (фойе) и непосредственно наружу), приспособлений для самозакрывания.
На момент проведения контрольных мероприятий на дверях лестничных клеток объекта защиты отсутствовали приспособления для самозакрывания.
Вопреки позиции подателя жалобы не подлежит исключению нарушение, указанное в пункте 11 постановления, согласно которому пожарные шкафы выполнены из горючих материалов (дерево) не в соответствии с п. 5.13 ГОСТ Р 51844-2009.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона.
При этом к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 10.03.2009 № 304-р утвержден Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и осуществления оценки соответствия.
Вопреки доводу жалобы ГОСТ Р 51844-2009 включен в перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и осуществления оценки соответствия, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 № 304-р.
В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 25 Правил противопожарного режима в Российской Федерации на путях эвакуации административного корпуса и швейного цеха № 1 допускается применение покрытия полов и стен соответственно с неизвестным показателем пожарной опасности, что подтверждается актом выездной проверки от 27.01.2023.
Документы, подтверждающие пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных материалов покрытия полов, стен на путях эвакуации в материалы дела не представлены, в связи с чем нарушения требований пожарной безопасности, отраженные в пунктах 14 и 15 постановления, вменены обществу обоснованно.
Довод жалобы об отсутствии обязанности иметь и представлять при проверке расчеты, на основании которых производилось категорирование помещений, не может быть принят во внимание.
В соответствии с пунктом 12 Правил противопожарного режима в РФ руководитель организации обеспечивает категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте.
В соответствии с чч. 3, 21 ст. 27 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» категории помещений по пожарной и взрывопожарной опасности определяются исходя из вида находящихся в помещениях горючих веществ и материалов, их количества и пожароопасных свойств, а также исходя из объемно-планировочных решений помещений и характеристик проводимых в них технологических процессов.
Методы определения классификационных признаков отнесения зданий, сооружений и помещений производственного и складского назначения к категориям по пожарной и взрывопожарной опасности устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 182 утвержден Свод правил «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» (вместе с СП 12.13130.2009), который устанавливает методы определения классификационных признаков отнесения зданий (или частей зданий между противопожарными стенами - пожарных отсеков), сооружений, строений и помещений производственного и складского назначения класса Ф5 к категориям по взрывопожарной и пожарной опасности, а также методы определения классификационных признаков категорий наружных установок производственного и складского назначения по пожарной опасности.
В соответствии с п. 4.2 СП 12.13130.2009 категории помещений и зданий определяются, исходя из вида находящихся в помещениях горючих веществ и материалов, их количества и пожароопасных свойств, а также, исходя из объемно-планировочных решений помещений и характеристик, проводимых в них технологических процессов.
Пунктом 5 СП 12.13130.2009 установлены критерии определения помещений по взрывопожарной и пожарной опасности.
Из указанных положений следует, что руководитель организации обеспечивает категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности помещений производственного и складского назначения с обозначением их категорий на входных дверях помещений с наружной стороны, при этом категории помещений определяются на основании расчетов, которые указаны в СП 12.13130.2009, в связи с чем руководителю организации необходимо обеспечить проведение расчета по определению категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности.
С учетом изложенного, с целью проверки обоснованности определенных категорий помещений у организации должны иметься соответствующие расчеты, которые при проверке представлены не были, поэтому обществу обоснованно вменены нарушения, указанные в пунктах 17, 23, 31, 36, 44, 53, 60, 64, 66, 71 постановления.
Вопреки доводу жалобы сам по себе факт регистрации органом пожарного надзора декларации пожарной безопасности и присвоение объекту защиты категории риска не освобождает руководителя организации от проведения расчета по определению категорий складских и производственных помещений по взрывопожарной и пожарной опасности и определение класса зоны (силами специалистов организации или с привлечением сторонней организации), исходя из максимально возможной пожарной нагрузки в них.
Постановлением Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464 утверждены требования к оснащению объектов защиты, являющихся зданиями, в том числе пожарными отсеками, сооружениями, помещениями, оборудованием, которые введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В силу пункта 5 указанного постановления Правительства РФ в зданиях и сооружениях не оснащаются автоматическими установками пожаротушения и (или) системой пожарной сигнализации следующие помещения: а) с мокрыми процессами (душевые, плавательные бассейны, санузлы, охлаждаемые камеры, мойки и т.п.); б) венткамеры (за исключением вытяжных, обслуживающих производственные помещения категории А или Б по взрывопожарной опасности), насосные водоснабжения, бойлерные, тепловые пункты и другие помещения для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; в) категории В4 (кроме помещений, предусмотренных приложениями № 1 - 3 к настоящему документу) и категории Д по пожарной опасности; г) лестничные клетки; д) тамбуры и тамбур-шлюзы.
В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464 объекты защиты оснащаются системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с критериями оснащения объектов защиты системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре согласно приложению № 5, пунктом 21 которого предусмотрено, что здания, сооружения производственного или складского назначения, производственные и лабораторные помещения, мастерские, стоянки для автомобилей, архивы, книгохранилища, складские помещения с категорией по взрывопожарной и пожарной опасности А, Б В, Г, Д оборудуются системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Таким образом, помещения 2-8 этажей административного корпуса АО «Балтийская линия», гаражи должны быть оснащены системой пожарной сигнализации, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Следует отметить, что апелляционным определением Калининградского областного суда от 14.12.2016 по иску прокурора г. Советска на ЗАО «Балтийская линия» возложена обязанность в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать все помещения здания, расположенного по адресу: <адрес> автоматической противопожарной сигнализацией в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В соответствии с п. 4.4 Свода правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 173, настенные звуковые и речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм.
Согласно протоколу инструментального обследования геометрических параметров здания и помещений здания АО «Балтийская линия», имеющих значение для оценки соблюдения контролируемым лицом требований пожарной безопасности, настенные речевые оповещатели, расположенные в коридоре перед раскройным цехом, расположены на расстоянии от потолка до верхней части оповещения менее 150 мм.
В соответствии с подп. «д» п. 16 Правил противопожарного режима в РФ на объектах защиты запрещается: снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, тамбуров, тамбур-шлюзов и лестничных клеток, а также другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации.
Вместе с тем в ходе проведенной проверки было установлено отсутствие двери, отделяющей лестничную клетку от производственной части и препятствующей распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации.
Довод жалобы о необоснованном вменении нарушения п. 4.3.5 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194, выразившегося в перепаде высот на путях эвакуации из производственной части в лестничную клетку, подлежит отклонению, так как в силу п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» своды правил относятся к нормативным документам, осуществляющим техническое регулирование в области пожарной безопасности.
Довод о незаконном вменении юридическому лицу нарушений, указанных в пунктах 78, 80-82 постановления ввиду того, что объектом надзора являлось исключительно здание швейной фабрики, нельзя признать обоснованным, поскольку в соответствии с решением должностного лица от 11.01.2023 выездная проверка проводилась в отношении соблюдения контролируемыми лицами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество имело возможность для соблюдения требований пожарной безопасности, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств обратного материалы дела об административном правонарушении не содержат и такие доказательства при рассмотрении данного дела не представлены.
Вместе с тем часть нарушений вменено в вину юридическому лицу необоснованно.
Под декларацией пожарной безопасности согласно ст. 2 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» понимается форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.
В ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» указано, что декларация пожарной безопасности составляется в отношении здания, сооружения, производственного объекта, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает: 1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска); 2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
В силу ч. 5 ст. 64 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» лицо, представившее декларацию пожарной безопасности, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нарушение, отраженное в пункте 1 протокола об административном правонарушении и постановления о назначении административного наказания, содержит только указание о нарушении чч. 1 и 5 ст. 64 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», однако не конкретизирует выявленное должностным лицом нарушение, в нем не указано, в чем выражается несоответствие декларации пожарной безопасности требованиям закона.
Между тем декларация пожарной безопасности в отношении АО «Балтийская линия» от 28.04.2010 зарегистрирована в установленном законом порядке за № 27 430 000-ТО-00102, является действующей.
В судебном заседании старший инспектор ФИО указала, что несоответствие декларации пожарной безопасности закону выразилось в том, что декларация представлена предыдущим директором юридического лица, который в настоящее время не несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений, поэтому декларация требует уточнения в части указания действующего генерального директора общества.
Однако данные объяснения должностного лица не могут явиться основанием привлечения общества к административной ответственности за указанное нарушение по причине отсутствия соответствующего описания события правонарушения в данной части.
Отсутствие конкретизации изложения вмененного юридическому лицу нарушения также влечет негативные последствия для юридического лица ввиду невозможности их устранения.
В соответствии с подп. «д» п. 41 Правил противопожарного режима в РФ при эксплуатации систем вентиляции и кондиционирования воздуха запрещается хранить в вентиляционных камерах материалы и оборудование.
Как следует из материалов дела и пояснений должностного лица ФИО фактически проверялись отдельные помещения, в которых находится вентиляционное оборудование, а не вентиляционные шахты, в связи с чем нельзя признать обоснованным вменение обществу нарушения, указанного в пункте 16 постановления, выразившегося в хранении материалов в вентиляционных шахтах.
Нельзя также признать обоснованным нарушение юридическим лицом требований пп. 1, 4.2, 5.2, 6, 8.2, 9 приложения № 3 постановления Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464 "Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре" в части не оснащения производственных цехов и помещений складского назначения автоматическими установками пожаротушения.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464 объекты защиты оснащаются автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации в соответствии с критериями оснащения помещений системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения, в том числе согласно приложению № 3.
Критерии оснащения складских и производственных помещений автоматическими установками пожаротушения установлены в приложении № 3 постановления Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464, к которым относятся категории по взрывопожарной опасности, площадь помещений, этажность, наименование хранимого материала (изделия), назначение помещения.
В протоколе об административном правонарушении и постановлении нарушения в части оснащения помещений производственных цехов и складских помещений автоматическими установками пожаротушения описаны альтернативно, без указания категорий помещений и их площади, в связи с чем невозможно определить необходимость оборудования конкретных помещений автоматическими установками пожаротушения. В этой части нарушения основаны на предположениях.
В связи с изложенным, нарушение требований ч. 1 ст. 83 Федерального закона № 123-ФЗ о не предоставлении проектной документации на автоматические установки пожаротушения производственных цехов и складских помещений также вменено обществу необоснованно.
В соответствии со ст. 54 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Согласно ч. 6 ст. 83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарные извещатели и иные средства обнаружения пожара должны располагаться в защищаемом помещении таким образом, чтобы обеспечить своевременное обнаружение пожара в любой точке этого помещения.
Требования к системе пожарной сигнализации содержатся в разделах 5, 6 Свода правил «СП 484.1311500.2020. «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования», утвержденного приказом МЧС России от 31.07.2020 № 582.
В пункте 6.2.1 СП 484.1311500.2020 установлено, что выбор типа извещателя пожарного (ИП) следует проводить на основе характеристик преобладающей горючей нагрузки и преобладающего фактора пожара на его начальной стадии, а также с учетом требований п. 6.5 настоящего свода правил.
В силу пункта 6.2.5 СП 484.1311500.2020 тепловые пожарные извещатели не рекомендуется применять, если температура в месте установки извещателя при пожаре может не достигнуть температуры срабатывания извещателей или достигнет ее на поздних стадиях горения, например, при наличии тлеющей горючей нагрузки.
Дымовые пожарные извещатели следует применять, если в зоне контроля пожарной сигнализации (ЗКПС) или ее части в случае возникновения пожара на его начальной стадии предполагается выделение дыма. Для контроля помещений могут применяться ИП: точечные дымовые; линейные дымовые; аспирационные дымовые; комбинация точечных, линейных и/или аспирационных дымовых (пункт 6.2.6 СП 484.1311500.2020)
В соответствии с пунктом 6.5.1 СП 484.1311500.2020 защиту от ложных срабатываний следует обеспечивать одним или комбинацией следующих мероприятий: выбором типа ИП; применением ИП, не реагирующих на факторы, схожие, но не связанные с пожаром и которые присутствуют при нормальном функционировании объекта (пыль, пар, резкие перепады температуры (например, при открытии дверей), сценический дым, дым и излучение от сварочных работ, солнечное излучение и т.п.]; использованием мультикритериальных ИП; применением экранированных кабелей, кабелей типа "витая пара", оптоволоконных линий связи; использованием алгоритмов принятия решения о пожаре B или C.
В материалах дела отсутствуют данные о характеристике преобладающей горючей нагрузки и преобладающего фактора пожара на его начальной стадии в помещениях первого этажа, а также доказательства того, что на объекте защиты не обеспечена защита от ложных срабатываний.
Протокол об административном правонарушении и постановление о назначении наказания не содержат описания того, в результате чего температура в месте установки тепловых извещателей при пожаре может не достигнуть температуры срабатывания извещателей или достигнет ее на поздних стадиях горения (при наличии тлеющей горючей нагрузки).
Учитывая изложенное, нарушения, выразившиеся в нарушении требований пп. 6.2.5, 6.2.6, 6.6.1 СП 484.1311500.2020 о расположении в кладовых раскройного цеха, помещениях швейного цеха № 2 (смежное помещение мастерской), в помещениях 1 этажа тепловых пожарных извещателей вместо двух дымовых извещателей, в помещениях швейного цеха № 2 (мастерская, бытовка мастера и смежное с ним помещение, кладовая, кладовая уборщиц) 1 дымового извещателя и 1 теплового вместо двух дымовых извещателей, подлежат исключению из объема вмененных АО «Балтийская линия» нарушений.
Согласно п. 6.6.1 СП 484.1311500.2020 для реализации алгоритмов A и B в ЗКПС защищаемое помещение должно контролироваться не менее чем (один из вариантов):
- двумя автоматическими безадресными ИП при условии, что каждая точка помещения (площадь) контролируется двумя ИП;
- одним автоматическим адресным ИП при условии, что каждая точка помещения (площадь) контролируется одним ИП.
В силу п. 6.6.4 СП 484.1311500.2020 по решению проектной организации, согласованному с собственником (застройщиком, техническим заказчиком) здания, сооружения, или на основании задания на проектирование может быть установлено большее количество (дублирующие) ИП, чем требует контролируемая площадь или выбранный алгоритм. Применение дублирующих ИП позволяет повысить надежность СПС и целесообразно при возможном ограничении доступа в защищаемые помещения для проведения технического обслуживания или замены неисправных ИП, например на режимных объектах, в квартирах жилых зданий и т.п.
В соответствии с п. 6.6.5 СП 484.1311500.2020 площадь (каждая точка) помещения считается полностью контролируемой пожарными извещателями, если габариты помещения в проекции на горизонтальную плоскость не выходят за рамки зон контроля ИП конкретного типа. При контроле оборудования или сооружений ИП пламени также следует учитывать высоту оборудования (сооружения).
Для точечных ИП зона контроля представляет собой круг.
При контроле каждой точки двумя ИП их размещение рекомендуется осуществлять на максимально возможном расстоянии друг от друга.
Из постановления по делу об административном правонарушении (п.43) следует, что в помещениях раскройного цеха (бытовое помещение, склад ЦФЛ) датчики расположены не на максимальном расстоянии друг от друга.
В то же время в протоколе осмотра, протоколе инструментального обследования, протоколе об административном правонарушении не указано, какие именно датчики установлены в помещениях раскройного цеха, с какими техническими характеристиками и на каком расстоянии друг от друга, в связи с чем нельзя сделать вывод о том, что обществом нарушены требования ч. 6 ст. 83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Кроме того, как указано выше, положения п. 6.6.4 СП 484.1311500.2020 допускают установку по согласованию с собственником здания большего количества (дублирующих) пожарных извещателей, чем требует контролируемая площадь или выбранный алгоритм, что позволяет повысить надежность системы пожарной сигнализации.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на различные группы.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания производственного или складского назначения относятся к классу функциональной пожарной опасности Ф5.
Согласно декларации пожарной безопасности объект защиты по адресу: <адрес> относится к классу функциональной пожарной опасности Ф5.1 – здания производственные (пошив верхней одежды),
Разделом 5 СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288, регламентированы требования к объектам жилого и общественного назначения классов функциональной пожарной опасности Ф1 - Ф4.
В силу п. 5.6.4 СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288, размещаемые в зданиях, сооружениях класса функциональной пожарной опасности Ф4 части здания, помещения производственного, складского назначения, помещения для инженерного оборудования и технического обслуживания объекта следует выделять противопожарными преградами в соответствии с пунктом 5.1.2.
Пунктом 5.1.2 СП 4.13130.2013 установлено, что размещаемые в жилых и общественных зданиях помещения производственного и складского назначения (мастерские, лаборатории, кладовые различного назначения), а также помещения для инженерного оборудования и технического обслуживания с наличием пожароопасных и пожаровзрывоопасных процессов и веществ (котельные, системы газоснабжения, электроснабжения и т.д.) подлежат категорированию по взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с СП 12.13130.
Помещения взрывопожароопасных категорий А и Б размещать в жилых и общественных зданиях не допускается. Помещения пожароопасных категорий, кроме категорий В4 и Д, следует отделять от других помещений и коридоров в зданиях I, II и III степеней огнестойкости - противопожарными перегородками 1-го типа, в зданиях IV степени огнестойкости - противопожарными перегородками 2-го типа, если иное не предусмотрено настоящим сводом правил и (или) другими нормативными документами. Для помещений, размещаемых в двухсветном пространстве или атриуме и выполненных не на всю высоту этажа, должны также предусматриваться покрытия с пределами огнестойкости, соответствующими пределам огнестойкости перегородок с учетом предельного состояния по R.
Требования к объектам класса функциональной пожарной опасности Ф5 определены разделом 6 СП 4.13130.2013.
Согласно п. 6.1.39 СП 4.13130.2013 размещение помещений и (или) групп помещений другого функционального назначения, не относящихся к административным и бытовым помещениям для работающих на производственном объекте в зданиях и сооружениях классов функциональной пожарной опасности Ф5 не допускается.
В силу п. 6.1.47 СП 4.13130.2013 помещения категорий А, Б, В1, В2, В3, а также Г (с наличием газообразного или жидкого топлива) по взрывопожарной и пожарной опасности следует отделять одно от другого, а также эти помещения от помещений категорий В4, Г (без наличия газообразного и (или) жидкого топлива), Д от коридоров и от помещений другого функционального назначения противопожарными перегородками и противопожарными перекрытиями следующих типов:
в зданиях I степени огнестойкости - противопожарными перегородками 1-го типа, противопожарными перекрытиями (междуэтажными и над подвалом) 2-го типа;
в зданиях II и III степени огнестойкости - противопожарными перегородками 1-го типа и противопожарными перекрытиями (междуэтажными и над подвалом) 3-го типа;
в зданиях IV степени огнестойкости классов конструктивной пожарной опасности С0, С1 - противопожарными перегородками 2-го типа и противопожарными перекрытиями 4-го типа;
в зданиях IV степени огнестойкости классов конструктивной пожарной опасности С2, С3 помещения категорий В1 - В3 по пожарной опасности - противопожарными перегородками 2-го типа и противопожарными перекрытиями 3-го типа, помещения категорий А и Б по взрывопожарной опасности - противопожарными перегородками 1-го типа и противопожарными перекрытиями 3-го типа.
Поскольку объект защиты относится к классу функциональной пожарной опасности Ф5, не может быть признано обоснованным нарушение обществом п. 5.6.4 СП 4.13130.2013 в части необеспечения помещений противопожарными преградами (пункты № 24, 32, 37, 45, 54, 61, 65, 67, 72 постановления), который регламентирует требования к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф4, в связи с чем эти нарушения подлежат исключению из объема вмененных АО «Балтийская линия» нарушений.
Протокол об административном правонарушении и постановление о назначении наказания не содержат описания нарушений в части отсутствия противопожарных преград относительно требований раздела 6 СП 4.13130.2013.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03. 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи подлежат изменению в части путем исключения из их мотивировочной части выводов об указанных выше нарушениях.
Исключение из объема указанных нарушений не влияет на правильность выводов должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях АО «Балтийская линия» состава административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения АО «Балтийская линия» к административной ответственности соблюдены.
Доводы жалобы о том, что проверка была проведена с нарушением требований закона, при отсутствии оснований для ее проведения безосновательны и опровергаются представленными материалами дела.
Плановая выездная проверка в отношении АО «Балтийская линия» по адресу: <адрес> проведена в пределах полномочий надзорного органа, на основании соответствующего решения и в соответствии с ежегодным планом проведения проверок юридических лиц на 2023 год.
Информация о проводимой проверке была размещена для ознакомления в соответствии с требованиями закона, на официальных сайтах Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МЧС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Довод жалобы о вынесении постановления с нарушением положений ч.8 ст. 22.2 КоАП РФ несостоятелен.
Согласно ч. 8 ст. 22.2 КоАП РФ должностное лицо, непосредственно участвовавшее в проведении контрольного (надзорного) мероприятия, проверки и возбудившее дело об административном правонарушении на основании признаков, указывающих на наличие события административного правонарушения и выявленных в ходе проведения указанных контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, не вправе рассматривать дело о таком административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.6 настоящего Кодекса.
Ответом главного государственного инспектора ФИО1 от 20.04.2023 подтверждается, что проверка проводилась ФИО в его присутствии.
В то же время дело об административном правонарушении возбуждено ФИО, в связи с чем у главного государственного инспектора ФИО1 не имелось препятствий к рассмотрению дела об административном правонарушении.
Административное наказание назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ и снижено судьей городского суда.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу актов, в ходе производства по делу не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление главного государственного инспектора Краснознаменского, Неманского, Полесского, Славского и Советского городских округов по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Краснознаменскому, Неманскому, Полесскому, Славскому и Советскому городским округам ФИО1 № 26/2023 от 09.02.2023 и решение судьи Советского городского суда Калининградской области от 16.05.2023, вынесенные в отношении АО «Балтийская линия» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, изменить.
Исключить из мотивировочной части постановления и решения выводы о нарушении АО «Балтийская линия»
требований чч. 1, 5 ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ о несоответствии декларации пожарной безопасности;
требований подп. «д» п. 41 Правил противопожарного режима в Российской Федерации о хранении материалов в вентиляционных шахтах;
требований пп. 1, 4.2, 5.2, 6, 8.2, 9 приложения № 3 постановления Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» об отсутствии автоматических установок пожаротушения производственных цехов и складских помещений;
требований ч. 1 ст. 83 Федерального закона № 123-ФЗ о не предоставлении проектной документации на автоматические установки пожаротушения производственных цехов и складских помещений;
требований подп. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 5.6.4 СП 4.1310.2013 о не выделении противопожарными преградами на 8, 7, 6, 3, 2 этаже помещений складского назначения; о не выделении противопожарными преградами в раскройном цехе помещений складского назначения, кладовой в швейном цехе № 2, кладовой нитей в швейном цехе № 1, помещений складского назначения (склад лоскута, склад готовой продукции, подготовительный цех) на 1 этаже;
требований пп. 6.2.5, 6.2.6, 6.6.1 СП 484.1311500.2020 о расположении в кладовых раскройного цеха, помещениях швейного цеха № 2 (смежное помещение мастерской), в помещениях 1 этажа тепловых пожарных извещателей вместо двух дымовых извещателей;
требований пп. 6.6.5, 6.6.16 СП 484.1311500.2020 о расположении не на максимальном расстоянии друг от друга датчиков в помещениях (бытовое помещение, склад ЦФЛ) раскройного цеха;
требований пп. 6.2.5, 6.2.6, 6.6.1 СП 484.1311500.2020 о расположении в помещениях швейного цеха № 2 (мастерская, бытовка мастера и смежное с ним помещение, кладовая, кладовая уборщиц) 1 дымового извещателя и 1 теплового вместо двух дымовых извещателей;
В остальной части указанные постановление и решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья