НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Каларского районного суда (Забайкальский край) от 28.06.2018 № 2-228/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июня 2018 г. с.Чара

Каларский районный суд

Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Пешковой О.Н.,

при секретаре Сорокиной И.Б.,

с участием помощника прокурора Каларского района Морозовой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-228/2018 по исковому заявлению прокурора Каларского района в интересах Секиров А.А. к МДОУ детский сад «Ручеек», администрации муниципального района «Каларский район» и Министерству образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края о взыскании компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что прокуратурой Каларского района проведена проверка по обращению Секирова А.А. по факту невыплаты компенсации расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно МДОУ д/сад «Ручеек». В ходе проверки было установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Секирову А.А. предоставлен отпуск. Согласно приказу заведующей МДОУ д/сад «Ручеек» от ДД.ММ.ГГГГ-л Секирову А.А. положена оплата льготного проезда к месту проведения отпуска и обратно на основании личного заявления. Секирову А.А. не выплачена компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в размере 63756 руб., которую просит взыскать с МДОУ д/сад «Ручеек».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчиков по делу привлечены администрация муниципального района «Каларский район» и Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края (л.д.______).

В судебном заседании установлено.

Помощник прокурора уточнила исковые требования в письменном виде, просит взыскать в пользу Секирова А.А. компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в размере 6 050 руб. с возложением обязанности финансирования на администрацию муниципального района "Каларский район".

Секиров А.А. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель ответчика администрации муниципального района «Каларский район», МДОУ д/сад «Ручеек» извещены надлежащим образом, причинами неявки суд не располагает.

Представитель ответчика Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в судебное заседание не явился, ходатайствует о рассмотрении в свое отсутствие. В письменных возражениях ссылается на что, работодателем Секирова А.А. является МДОУ детский сад «Ручеек», Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края не является работодателем для муниципальных образовательных организаций и, следовательно, Министерство не является ненадлежащим ответчиком по делу (л.д.______).

Суд, выслушав прокурора, изучив и проанализировав доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Судом установлено, что Секиров А.А. состоит в трудовых отношениях с МДОУ детский сад «Ручеек».

Согласно приказу -л от ДД.ММ.ГГГГ Секирову А.А. предоставлен очередной отпуск (л.д. 10).

Приказом заведующей МДОУ д/сад «Ручеек» от ДД.ММ.ГГГГ-л Секирову А.А. положена оплата льготного проезда к месту проведения отпуска и обратно на основании личного заявления (л.д. 9).

Справкой от ДД.ММ.ГГГГ исх. подтверждается факт, что Секирову А.А. не выплачена компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в размере 63756 руб. (л.д. 7).

Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ истец использовал проезд в отпуск и фактически понес затраты на сумму 46050 рублей согласно проездных документов (л.д._____).

Платежным поручение от ДД.ММ.ГГГГ истцу перечислено 40 тысяч рублей (л.д.____).

Оставшаяся задолженность перед истцом 6050 рублей, согласно уточненным требованиям прокурора, и подтверждается справкой с МДОУ Чарский детский сад «Ручеек» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.____).

Глава 50 Трудового кодекса РФ устанавливает дополнительные гарантии лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В соответствии с частями 1, 4 и 5 ст. 325 Трудового кодекса РФ лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации. Организации, финансируемые из федерального бюджета, оплачивают также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска. Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.

Согласно ч.8 ст.325 ТК РФ размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Аналогичные положения содержатся в ст. 35 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Согласно п. 12 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджета муниципального района «Каларский район», и несовершеннолетних членов их семей, утвержденных решением Совета муниципального района «Каларский район» от ДД.ММ.ГГГГ компенсация расходов производится организацией исходя из примерной стоимости проезда на основании представленного работником организации заявления не позднее чем за 3 рабочих дня до отъезда работника в отпуск.

Учреждение, с которым истец состоит в трудовых отношениях, является муниципальным бюджетным учреждением.

Согласно норме ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с которой обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 9 Федерального закона №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.

Частями 1-3 статьи 99 Федерального закона №273-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.

Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.

В образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (часть 1 статьи 52 Федерального закона №273-ФЗ).

Таким образом, в нормативы затрат на реализацию образовательных программ по каждому уровню образования в муниципальных общеобразовательных организациях включается, в том числе оплата труда инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.

Поэтому при определении размера субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях должны учитываться расходы на оплату труда тех работников обслуживающего персонала, которые осуществляют реализацию образовательной программы.

Следовательно, расходы на иных работников обслуживающего персонала учету не подлежат, в связи с чем, оплата их труда должна осуществляться за счет средств местных бюджетов, а не за счет и в пределах субвенций, поскольку в данном случае субвенции на эти цели не могут быть выделены.

К таким работникам отнесен и Секиров А.А. – сторож в МДОУ детский сад «Ручеек».

Таким образом, суд приходит к выводу, что с учетом требований ст. 325 Трудового кодекса РФ, требования истца о взыскании компенсации расходов стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Согласно Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения, учредителем и собственником общеобразовательного учреждения является администрация муниципального района «Каларский район». Финансовым органом является казна муниципального района «Каларский район».

В соответствии со ст.1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

При таких обстоятельствах, с учетом принципа субсидиарной ответственности, суд находит требования подлежащими удовлетворению в части, и взыскивает в пользу истца стоимость проезда к месту использования отпуска и обратно с МДОУ Чарский детский сад «Ручеек». При недостаточности данных денежных средств у муниципального учреждения, они должны быть взысканы с администрации муниципального района «Каларский район» как учредителя детского сада за счет казны муниципального района «Каларский район» согласно ст.1071 ГК РФ.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Суд полагает возможным освободить от уплаты государственной пошлины бюджетное учреждение, администрация муниципального района "Каларский район" освобождена от уплаты государственной пошлины в силу закона.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Каларского района в интересах Секиров А.А. к МДОУ детский сад «Ручеек», администрации муниципального района «Каларский район» и Министерству образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края о взыскании компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно удовлетворить.

Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения Чарский детский сад «Ручеёк» в пользу Секиров А.А. задолженность по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в размере 6 050 (шесть тысяч пятьдесят) рублей.

Обязать администрацию муниципального района «Каларский район» Забайкальского края профинансировать денежными средствами для выплаты задолженности по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно Секиров А.А., в случае их недостаточности у образовательного учреждения, за счет средств бюджета муниципального района «Каларский район».

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Забайкальский краевой суд через Каларский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Каларского районного суда О.Н.Пешкова

Решение в окончательной форме изготовлено 28 июня 2018 г.