НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Каларского районного суда (Забайкальский край) от 16.02.2022 № 2-357/2021

Дело №2-39/2022

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2022 г. с.Чара

Каларский районный суд

Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Хапова М.В.,

при секретаре Десятовой И.В.,

с участием истцов Толстовой О.В., Катенёвой М.М., Проскуряковой А.В., их представителя Беляевой О.А. действующей на основании ч.6 ст.53 ГПК РФ,

представителя ответчика МУДО «Новочарская детская школа искусств», директора Гольмаковой М.В. действующей на основании прав по занимаемой должности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям Толстовой О.В., Катенёвой М.М., Проскуряковой А.В. к администрации Каларского муниципального округа Забайкальского края, МУДО «Новочарская детская школа искусств» о взыскании не начисленной заработной платы, отпускных, командировочных, доплаты за ведение консультационных часов за период с января 2019 г., обязании устранить дискриминацию путем утверждения и установления размера базового оклада преподавателей образовательного Муниципального учреждения дополнительного образования «Новочарская детская школа искусств», начиная с января 2022 г. в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 20.11.2018 г. №472,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с вышеуказанными исковыми заявлениями, мотивируя тем, что работают по трудовым договорам в образовательном Муниципальном учреждении дополнительного образования Новочарской детской школе искусств. 20 ноября 2018 года издано постановление Правительства Забайкальского края № 472 «О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от 30 июня 2014г. № 382», которое вступило в силу 01.01.2019 г. Данное постановление увеличивает размеры базовых окладов профессионально-квалификационным группам работников государственных учреждений. На основании него, администрация МР «Каларский район» издало постановление об изменении Примерных положений об оплате труда работников для детских садов и общеобразовательных школ (№ 284 от 27.05.2019 г.), дома детского творчества (№ 550 от 06.11.2019 г.), клубов, библиотек и т.д. (№ 100 от 18.03.2019 г.), а также постановление № 335 от 28 июня 2019 года о внесении изменений в Примерное положение об оплате и стимулировании труда работников муниципальных учреждений средств массовой информации МР «Каларский район». К муниципальным образовательным учреждениям Каларского муниципального округа также относится МУДО «Новочарская детская школа искусств», однако проведя анализ вышеперечисленных нормативных документов, они узнали, что избирательным повышением окладов педагогических работников других учреждений округа, но отказа в повышении окладов преподавателям их учреждения, они подвергаются дискриминации в оплате труда. Педагогические работники образовательных учреждений Каларского округа выполняют одну и ту же функцию - это реализация образовательной программы основного либо дополнительного образования по муниципальному заказу администрации Каларского муниципального округа. Обращение в прокуратуру Каларского района с перенаправлением в Трудовую инспекцию за защитой трудовых прав не дало результата, так как после проверки факт дискриминации официально не обозначен, но рекомендовано обратиться в суд. На сегодняшний день базовый оклад согласно постановлению администрации МР «Каларский район» № 198, как преподавателя составляет 5 570 рублей, хотя согласно постановления правительства Забайкальского края № 472 от 20.11.2018 г. должен быть 7 497 рублей. В результате избирательного повышения базовых окладов педагогическим работникам других учебных учреждений, администрацией Каларского муниципального округа создаются неравные трудовые условия. Согласно п. 2.1.13 Положения «Об оплате труда работников Муниципального учреждения дополнительного образования Новочарская детская школа искусств» «должностные оклады профессий рабочих и работников, осуществляющих профессиональную деятельность, по общеотраслевым должностям специалистов и служащих, входящим в соответствующие профессиональные квалификационные группы Учреждения, устанавливаются в соответствии с присвоенными квалификационными разрядами и настоящим Положением в размерах, не ниже утвержденных Правительством Забайкальского края базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы». Считают, что недопустимая дифференциация окладов работников одной профессионально-квалификационной группы, пусть и разных образовательных учреждений, но находящимся в равном трудовом положении по отношению друг к другу, с идентичной трудовой функцией - это дискриминация и нарушение равенства прав и справедливых условий оплаты труда педагогических работников муниципальных учреждений Каларского муниципального округа. Истцы с учётом уточненных требований просят суд устранить дискриминацию посредством возложения на администрацию Каларского муниципального округа обязанности утвердить и установить размер базового оклада преподавателя начиная с января 2022 года в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края № 472 от 20 ноября 2018 года, взыскать с администрации Каларского муниципального не начисленную заработную плату, отпускные, командировочные, доплату за ведение консультационных часов по должностям преподавателя с января 2019 года, рассчитанных с учетом повышенного оклада с перерасчетом на дату вынесения решения суда, в пользу Проскуряковой А.В. размере 37 045,50 рублей, в пользу Катенёвой М.М. в размере 516 662,51 рублей, в пользу Толстовой О.В. в размере 665 094,57 рублей.

Определением суда о подготовке и назначении гражданского дела к судебному разбирательству от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное учреждение дополнительного образования «Новочарская детская школа искусств».

Протокольным определением суда в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований по делу привлечены Министерство финансов Забайкальского края, Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.

В судебном заседании установлено следующее.

Истцы Толстова О.В., Катенёва М.М., Проскурякова А.В., их представитель Беляева О.А. на иске настаивали по изложенным в заявлениях основаниям, пояснили, что действия ответчика являются не законными так как Постановление Правительства Забайкальского края № 472 «О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от 30 июня 2014г. № 382» увеличивает размеры базовых окладов профессионально-квалификационным группам работников учреждений. Избирательным повышением окладов педагогических работников других учреждений округа, они подвергаются дискриминации в оплате труда. Базовый оклад согласно Постановления правительства Забайкальского края № 472 от 20.11.2018 г. должен составлять 7 497 рублей.

Представитель ответчика администрации Каларского муниципального округа Забайкальского края в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление в котором просила в удовлетворении искового заявления отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве. Заработная плата истцам выплачивается из фонда оплаты труда МУДО «Новочарская ДШИ», с которым истцы состоят в трудовых отношения. В статье 5 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) установлено правило о том, что нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу, а также право органов местного самоуправления принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно ст.144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом Правительство РФ может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих, профессиональных квалификационных групп. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов. До настоящего времени базовые оклады Правительством РФ не установлены. Решением Совета муниципального района "Каларский район" от 28.11.2014 года (в редакции решений от 25.11.2016 № 27, от 09.04.2020 № 320) принято положение об оплате труда работников учреждений, финансируемых из бюджета муниципального района «Каларский район». Действие настоящего положения распространяется на оплату труда работников муниципальных учреждений муниципального района «Каларский район», работающих на должностях, отнесенных к профессиям рабочих, и должностях специалистов и служащих по профессиональным квалификационным группам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти (статья 1 положения). Базовые оклады (базовые должностные оклады), по профессионально-квалификационным группам устанавливаются администрацией муниципального района «Каларский район». Оклады (должностные оклады), работников муниципальных учреждений устанавливаются локальными нормативными актами муниципальных учреждений на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, и профессиональных квалификационных групп с учетом сложности и объема выполняемой работы или профессиональных квалификационных групп в размерах не ниже базовых окладов (должностных окладов), по профессиональным квалификационным группам, в соответствии с Примерными Положениями об оплате труда работников муниципальных организаций, установленных постановлением администрации муниципального района «Каларский район» (статья 2 положения). На основании данного положения постановлением администрации муниципального района "Каларский район" от 24.01.2018 года № 26 (в редакции постановления от 14.06.2018 № 198) утверждено Примерное положение об оплате труда работников муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере культуры. Разделом 2 положения определено, что базовые оклады работникам Учреждения, за исключением руководителя, устанавливаются согласно приложению № 3 данного Положения. В оклады (должностные оклады) педагогических работников включается ежемесячная денежная компенсация на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 100 рублей. Данная денежная компенсация образует новый оклад (п.п 2.1.10, 2.1,11). Должностной оклад по профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников 4 квалификационному уровню по должности «преподаватель» составляет 5 570 рублей. Постановление Правительства Забайкальского края от 30.06.2014 года № 382 "О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессионально-квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края" распространяется в отношении правоотношений, касающихся государственных учреждений Забайкальского края. Финансирование оплаты труда работников музыкальных школ осуществляется исключительно за счет средств бюджета Каларского муниципального округа Забайкальского края. Таким образом, принимая перечисленные выше муниципальные правовые акты, в том числе утверждая самостоятельные базовые оклады, органы местного самоуправления действовали в пределах своих полномочий. При установлении заработной платы педагогическим работникам муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере культуры (Детских школ искусств), администрация Каларского муниципального округа Забайкальского края руководствовалась целевыми показателями, установленными распоряжением Министерства образования и науки Забайкальского края от 25.12.2020 года № 122-р « О целевых показателях повышения оплаты труда педагогических работников, реализующих программы дополнительного образования детей на 2020 год». Для детских школ искусств Каларского района установлен целевой показатель на 2020 и 2021 год в сумме 47 609,21 рублей. Фактически средняя зарплата в месяц указанных категорий работников (педагогических работников) составила за 10 месяцев 2021 года 54 523,75 рублей, в том числе по МУДО «Новочарская ДШИ» - 58 471,15 рублей.

Представитель ответчика МУДО «Новочарская ДШИ» Гольмакова М.В. в судебном заседании исковые требования признала в полном объёме пояснила, что действительно истцы подвергаются дискриминации в оплате труда по сравнению с окладами педагогических работников других учреждений округа. Постановление Правительства Забайкальского края №472 «О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от 30 июня 2014г. № 382» увеличивает размеры базовых окладов профессионально-квалификационным группам работников учреждений. Базовый оклад должен составлять 7 497 рублей.

Представители третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований Министерства финансов Забайкальского края, Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в судебное заседание не явились.

Суд, выслушав пояснения сторон, проанализировав и оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Истцы Толстова О.В., Катенёва М.М. и Проскурякова А.В. состоят в трудовых отношениях с муниципальным учреждением дополнительного образования «Новочарской ДШИ» с ДД.ММ.ГГГГ Проскурякова М.В., работает в должности преподавателя (л.д.24-27), с ДД.ММ.ГГГГ Катенёва (Базауэр) М.М. работает в должности преподавателя хореографии (л.д.204-110), с ДД.ММ.ГГГГ Толстова О.В. работает в должности преподавателя (л.д.194-200).

Условия оплаты труда предусмотрены заключенными между сторонами трудовыми договорами и дополнительными соглашениями.

Заработная плата истцам за спорный период с 2019 г. и в настоящее время начисляется на основании Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере культуры, утвержденного постановлением администрации муниципального района «Каларский район» № 26 от 24.01.2018 г.

Приказом директора МУДО «Новочарская ДШИ» № 8 от 25.01.2018 г. утверждено Положение об оплате труда работников МУДО «Новочарская детская школа искусств».

Постановлением Правительства Забайкальского края от 20 ноября 2018 г. № 472 «О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от 30 июня 2014 г. № 382 «О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессионально-квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края» утверждены изменения размеров базовых окладов. Постановление вступило в силу с 1 января 2019 г.

Толстова О.В., Катенёва М.М. и Проскурякова А.В. обратившись в суд, считают, что их должностные оклады в спорный период должны соответствовать окладам, установленным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 июня 2014 г. № 382 с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Забайкальского края от 20 ноября 2018 г. № 472.

Часть 1 ст.129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка является фиксированным размером оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) является фиксированным размером оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 3, 4 ст. 129ТК РФ).

В соответствии со ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) обязательно включаются в трудовой договор.

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1). Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2).

Статьей 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти. Согласно статьям 28 и 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является самостоятельность бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.

В силу пункта 4 статьи 86 БК РФ, пункта 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установление порядка и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений (в том числе вопросы повышения оплаты труда) относится к компетенции органов местного самоуправления. В соответствии с законодательством о разграничении расходных полномочий между различными уровнями власти определение размера оплаты труда работников муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления и осуществляется ими самостоятельно в рамках средств соответствующих бюджетов.

Из данных норм следует, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт в сфере определения размера оплаты труда работников муниципальных учреждений, а также установления муниципальных минимальных социальных стандартов и расходов на решение вопросов местного значения.

В соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 144 ТК РФ, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами й иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Согласно п. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (п. 1 ст. 123.22 ГК РФ).

Исходя из правового положения бюджетного учреждения, определенного в статье 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность на основании государственного (муниципального) задания, которое формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно Устава МУДО «Новочарская ДШИ», учредителем и собственником имущества, находящегося в оперативном управлении школы, является администрация Каларского муниципального округа. Функции и полномочия учредителя школы осуществляет администрация Каларского муниципального округа. Функции и полномочия собственника имущества осуществляет отдел имущественных и земельных отношений комитета экономики и инвестиционной политики.

В соответствии с п. 36 «Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год» (утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2018 г., протокол №) органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании системы оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2019 году необходимо учитывать недопущение снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2018 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики. Согласно подпункта «в» пункта 6 раздела IV «Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений» вышеназванных Рекомендаций, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников в муниципальных учреждениях устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Доводы истцов о том, что с 1 января 2019 г. их должностные оклады должны быть установлены в размере, определенном в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 30 июня 2014 г. №382 «О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессионально-квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края», не может быть принят во внимание, поскольку данный акт носит рекомендательный характер, о чём прямо указано в п. 4 данного документа.

В силу пункта 4 вышеназванного постановления рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края обеспечить установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работникам муниципальных учреждений в размере не ниже установленных настоящим постановлением. Определить источником финансирования установления указанных окладов (должностных окладов), ставок заработной платы средства фонда заработной платы, высвобождаемые в результате отмены повышающих коэффициентов, установленных отдельным категориям работников, и неэффективных стимулирующих выплат, а также внедрения обоснованных норм труда.

Следовательно, реализация положений постановления Правительства Забайкальского края от 20 ноября 2018 г. № 472 на местном уровне может осуществляться только в порядке, установленном решением органов местного самоуправления.

Постановлением администрации муниципального района "Каларский район" от 24.01.2018 года № 26 (в редакции постановления от 14.06.2018 №198) утверждено Примерное положение об оплате труда работников муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере культуры. Разделом 2 положения определено, что базовые оклады работникам Учреждения, за исключением руководителя, устанавливаются согласно приложению № 3 данного Положения. В оклады (должностные оклады) педагогических работников включается ежемесячная денежная компенсация на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 100 рублей. Данная денежная компенсация образует новый оклад (п.п 2.1.10, 2.1,11). Должностной оклад по профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников 4 квалификационному уровню по должности «преподаватель» составляет 5 570 рублей.

Постановление Правительства Забайкальского края от 30.06.2014 года № 382 "О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессионально-квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края" распространяется в отношении правоотношений, касающихся государственных учреждений Забайкальского края.

Суд соглашается с доводами представителя ответчика администрации Каларского муниципального округа о том, что финансирование оплаты труда работников музыкальных школ осуществляется исключительно за счет средств бюджета Каларского муниципального округа Забайкальского края, и принимая перечисленные выше муниципальные правовые акты, в том числе утверждая самостоятельные базовые оклады, органы местного самоуправления действовали в пределах своих полномочий.

Кроме того, при установлении заработной платы педагогическим работникам муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере культуры (Детских школ искусств), администрация Каларского муниципального округа Забайкальского края руководствовалась целевыми показателями, установленными распоряжением Министерства образования и науки Забайкальского края от 25.12.2020 года № 122-р «О целевых показателях повышения оплаты труда педагогических работников, реализующих программы дополнительного образования детей на 2020 год». Для детских школ искусств Каларского района установлен целевой показатель на 2020 и 2021 год в сумме 47 609,21 рублей. Фактически средняя зарплата в месяц указанных категорий работников (педагогических работников) составила за 10 месяцев 2021 года 54 523,75 рублей, в том числе по МУДО Новочарская ДШИ - 58 471,15 рублей.

В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 3 ТК РФ запрещает дискриминацию в сфере труда. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда (ч. 4 ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации).

Под дискриминацией в сфере труда по смыслу ст. 1 Конвенции Международной организации труда 1958 г. N 111 относительно дискриминации в области труда и занятий и ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации следует понимать различие, исключение или предпочтение, имеющее своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей в осуществлении трудовых прав и свобод или получение каких-либо преимуществ в зависимости от любых обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (в том числе не перечисленных в указанной статье Трудового кодекса Российской Федерации). При этом в силу ч. 3 ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными Федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.

Оснований для признания дискриминационными действия ответчика администрации Каларского муниципального округа не имеется, поскольку в сфере искусств и в отношении существующих на территории Каларского муниципального округа трёх школ искусств, оклады на основании постановления Правительства Забайкальского края от 30 июня 2014 г. № 382 не повышались. Решение о повышении окладов работникам иных образовательных учреждений администрацией Каларского муниципального округа было принято исходя из целевых показателей, установленных распоряжениями Министерства образования и науки Забайкальского края, когда заработная плата в месяц указанных категорий работников была ниже размеров целевых показателей.

Помимо прочего, истцом предъявлены требования, как первоначально, так и с учётом письменных уточнений к ответчику – администрации Каларского муниципального округа.

Согласно ч. 1 ст. 41 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. После замены ненадлежащего ответчика надлежащим подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала. В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску (ч. 2). В соответствии с положениями ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", при предъявлении иска к части ответчиков суд не вправе по своей инициативе и без согласия истца привлекать остальных ответчиков к участию в деле в качестве соответчиков. Суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен, и только в отношении тех ответчиков, которые указаны истцом. Только в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе (ч. 3 ст. 40 ГПК РФ).

По смыслу приведенных норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, ответчиком является то лицо, к которому истец предъявил требования.

Судом установлено, что истцы состоят в трудовых отношениях с МУДО «Новочарская ДШИ». Исковые требования ими предъявлены именно к ответчику администрации Каларского муниципального округа, о замене ответчика истица не заявляли, в уточненных требованиях указывают в качестве ответчика именно администрацию Каларского муниципального округа с приведением мотивов предъявления требований. Однако администрация Каларского муниципального округа не является надлежащим ответчиком по делу, в связи с чем и при отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований, истцам отказывается судом в удовлетворении исковых требований.

В судебном заседании представитель ответчика МУДО «Новочарская ДШИ» признала иск в полном объеме.

Согласно ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Учитывая, что ответчик администрация Каларского муниципального округа Забайкальского края возражает против удовлетворения исковых требований Толстовой О.В., Катенёвой М.М., Проскуряковой А.В., судом не принимается признание иска ответчиком МУДО «Новочарская ДШИ».

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Толстовой О.В., Катенёвой М.М., Проскуряковой А.В. к администрации Каларского муниципального округа Забайкальского края, МУДО «Новочарская детская школа искусств» о взыскании не начисленной заработной платы, отпускных, командировочных, доплаты за ведение консультационных часов за период с января 2019 г., обязании устранить дискриминацию путем утверждения и установления размера базового оклада преподавателей образовательного Муниципального учреждения дополнительного образования «Новочарская детская школа искусств», начиная с января 2022 г. в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 20.11.2018 г. №472, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Каларский районный суд Забайкальского края в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья М.В.Хапов

Решение суда в окончательной форме изготовлено 22 февраля 2022 г.