РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 февраля 2022 г. <адрес>
Каларский районный суд
<адрес> в составе:
председательствующего судьи Шагеевой О.В.,
при секретаре Хохлова М.О.,
с участием истца Карпенко Т.Ю.,
представителя ответчика администрации Каларского муниципального округа <адрес> по доверенности Климова С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Карпенко Т.Ю. к администрации Каларского муниципального округа <адрес>, МУДО «Новочарская детская школа искусств» о взыскании не начисленной заработной платы, отпускных, командировочных, доплаты за ведение консультационных часов за период с января 2019 г., обязании устранить дискриминацию путем утверждения и установления размера базового оклада концертмейстера/преподавателя образовательного Муниципального учреждения дополнительного образования «Новочарская детская школа искусств», начиная с января 2022 г. в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№,
УСТАНОВИЛ:
истец обратилась в Каларский районный суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что работает по трудовому договору в образовательном Муниципальном Учреждении Дополнительного Образования Новочарской детской школе искусств. ДД.ММ.ГГГГ издано постановление <адрес>№ «О внесении изменений в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. №», которое вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ Данное постановление увеличивает размеры базовых окладов профессионально-квалификационным группам работников государственных учреждений. На основании него, администрация МР «<адрес>» издало постановление об изменении Примерных положений об оплате труда работников для детских садов и общеобразовательных школ (№ от ДД.ММ.ГГГГ), дома детского творчества (№ от ДД.ММ.ГГГГ), клубов, библиотек и т.д. (№ от ДД.ММ.ГГГГ), а также постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в Примерное положение об оплате и стимулировании труда работников муниципальных учреждений средств массовой информации МР «<адрес>». К муниципальным образовательным учреждениям Каларского муниципального округа также относится МУДО «Новочарская детская школа искусств», однако проведя анализ вышеперечисленных нормативных документов, она узнала, что избирательным повышением окладов педагогических работников других учреждений округа, но отказа в повышении окладов преподавателям их учреждения, она подвергается дискриминации в оплате труда. Педагогические работники образовательных учреждений <адрес> выполняют одну и ту же функцию - это реализация образовательной программы основного либо дополнительного образования по муниципальному заказу администрации Каларского муниципального округа. Обращение ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес> с перенаправлением в Трудовую инспекцию за защитой трудовых прав не дало результата, так как после проверки факт дискриминации официально не обозначен, но рекомендовано обратиться в суд. На сегодняшний день её базовый оклад согласно постановлению администрации МР «<адрес>» №, как преподавателя составляет 5 570 рублей, как концертмейстера - 5 370 рублей, хотя согласно постановления правительства <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ должен быть 7 497 и 7 228 рублей соответственно. В результате избирательного повышения базовых окладов педагогическим работникам других учебных учреждений, администрацией Каларского муниципального округа создаются неравные трудовые условия. Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Положения «Об оплате труда работников Муниципального учреждения дополнительного образования Новочарская детская школа искусств»:.. .«должностные оклады профессий рабочих и работников, осуществляющих профессиональную деятельность, по общеотраслевым должностям специалистов и служащих, входящим в соответствующие профессиональные квалификационные группы Учреждения, устанавливаются в соответствии с присвоенными квалификационными разрядами и настоящим Положением в размерах, не ниже утвержденных <адрес> базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы». Считает, что недопустимая дифференциация окладов работников одной профессионально-квалификационной группы, пусть и разных образовательных учреждений, но находящимся в равном трудовом положении по отношению друг к другу, с идентичной трудовой функцией - это дискриминация и нарушение равенства прав и справедливых условий оплаты труда педагогических работников муниципальных учреждений Каларского муниципального округа. Истец с учетом письменных и устных уточненных требований просит суд устранить дискриминацию посредством возложения на администрацию Каларского муниципального округа обязанности утвердить и установить размер базового оклада преподавателя/концертмейстера, начиная с января 2022 года в соответствии с постановлением <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с администрации Каларского муниципального не начисленную заработную плату, отпускные, командировочные, доплату за ведение консультационных часов по должностям преподавателя/концертмейстера с января 2019 года, рассчитанных с учетом повышенного оклада с перерасчетом на дату вынесения решения суда, в размере 676 231,59 рублей (л.д. ).
Определением суда о подготовке и назначении гражданского дела к судебному разбирательству от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное учреждение дополнительного образования «Новочарская детская школа искусств» (л.д. 86-90).
В судебном заседании установлено.
Истец Карпенко Т.Ю. на удовлетворении искового заявления настаивает по основаниям, в нём изложенным. Истец не согласна с отзывом ответчика, пояснила, что именно администрация Каларского муниципального округа является надлежащим ответчиком по заявленным исковым требования, так как согласно Уставу МУДО «Новочарская ДШИ» является ее учредителем и собственником. Именно в полномочия учредителя, а не руководителя МУДО «Новочарской ДШИ» входит утверждение и изменение размеров базовых окладов муниципального учреждения, в том числе на основании нормативных актов исполнительного органа <адрес>. Издание постановлений о внесении изменений в Примерные положения об оплате и стимулировании работников муниципальных учреждений, выборочно повышающие базовые оклады, в том числе некоторым учреждениям культуры округа, явно указывает на противоречивую позицию истца и не соответствие ее действительности. Утверждения ответчика, что Постановление № «О внесении изменений в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№» распространяет свое действие только на работников государственных учреждений - ничем не обосновано. Потому как, ст. 9.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7- ФЗ "О некоммерческих организациях" дает исчерпывающее определение статусу государственного муниципального учреждения, которым является «МУДО Новочарская детская школа искусств», а именно государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Государственные, муниципальные учреждения создаются органами публичной власти федеральной территории от имени Российской Федерации или от имени федеральной территории с учетом положений федерального закона о федеральной территории. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные. Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом публичной власти федеральной территории, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя). При этом вопрос о противопоставлении понятий «государственные» и «муниципальные» учреждения данной статьей исключен. Ссылка ответчика на применение целевых показателей при определении необходимости повышения базовых окладов не обосновывает дискриминирующие действия ответчика и никак не относится к существу заявленного искового требования. Целевые показатели - это установленные Правительством РФ критерии, к которым должны стремиться работодатели при выплате заработной платы работникам. Они рассчитываются в % соотношении исходя из средней заработной платы в месяц. Высокие целевые показатели преподавателей МУДО «Новочарской ДШИ» - 58,4 тыс. рублей образованы из усредненной месячной заработной платы, но ответчик не берет в расчет, что этот показатель фактически включает в себя от 1,5-2,5 ставок на одного преподавателя. В виду того, что учреждение не обеспечено достаточным количеством квалифицированных кадров для полноценной реализации образовательной программы и выполнения муниципального задания - вынуждено распределять учебную нагрузку педагогов таким образом, что каждый преподаватель работает в повышенных часовых нагрузках и отрабатывая, предусмотренную программой норму часов занимает в учреждении до 2 ставок. Поэтому на меньшее, чем положено количество преподавателей распределена большая нагрузка - соответственно показатель средней заработной платы и зависящий от него целевой показатель выходят на первый взгляд, высокими. Но целевой показатель, которым так апеллирует ответчик, это лишь усредненный не персонализированный статистический критерий приблизительных данных по учреждению. Он не дает оснований опираться на него при изменении структуры заработной платы, в том числе размеров базовых окладов. Основными принципами формирования муниципальной системы оплаты труда, изложенных в Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от ДД.ММ.ГГГГ, протокол N 11) являются: обеспечение равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, а также результатами деятельности учреждений; обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений; установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп. Принадлежность педагогических работников муниципальных учреждений <адрес> к единой укрупненной группе должностей ответчиком не оспаривается. Также это подтверждается постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность образовательных учреждений» (раздел. 2: должностям иных педагогическим работникам отнесены концертмейстер, преподаватель), что подтверждает факт дискриминации ответчиком ( л.д. ).
Представитель ответчика администрации Каларского муниципального округа <адрес> по доверенности Климова С.О. просила в удовлетворении искового заявления отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. ), считает, что по требованию о взыскании задолженности по заработной плате администрация округа является ненадлежащим ответчиком по делу, так как заработная плата истцу выплачивается из фонда оплаты труда МУДО «Новочарская ДШИ», с которым истец состоит в трудовых отношения. В статье 5 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) установлено правило о том, что нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу, а также право органов местного самоуправления принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом Правительство РФ может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих, профессиональных квалификационных групп. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов. До настоящего времени базовые оклады Правительством РФ не установлены. Решением Совета муниципального района "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решений от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№) принято положение об оплате труда работников учреждений, финансируемых из бюджета муниципального района «<адрес>». Действие настоящего положения распространяется на оплату труда работников муниципальных учреждений муниципального района «<адрес>», работающих на должностях, отнесенных к профессиям рабочих, и должностях специалистов и служащих по профессиональным квалификационным группам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти (статья 1 положения). Базовые оклады (базовые должностные оклады), по профессионально-квалификационным группам устанавливаются администрацией муниципального района «<адрес>». Оклады (должностные оклады), работников муниципальных учреждений устанавливаются локальными нормативными актами муниципальных учреждений на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, и профессиональных квалификационных групп с учетом сложности и объема выполняемой работы или профессиональных квалификационных групп в размерах не ниже базовых окладов (должностных окладов), по профессиональным квалификационным группам, в соответствии с Примерными Положениями об оплате труда работников муниципальных организаций, установленных постановлением администрации муниципального района «<адрес>» (статья 2 положения). На основании данного положения постановлением администрации муниципального района "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ№) утверждено Примерное положение об оплате труда работников муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере культуры. Разделом 2 положения определено, что базовые оклады работникам Учреждения, за исключением руководителя, устанавливаются согласно приложению № данного Положения. В оклады (должностные оклады) педагогических работников включается ежемесячная денежная компенсация на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 100 рублей. Данная денежная компенсация образует новый оклад (п.п ДД.ММ.ГГГГ, 2.1,11). Должностной оклад по профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников 4 квалификационному уровню по должности «преподаватель» составляет 5570 рублей. Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ "О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессионально-квалификационным группам работников государственных учреждений <адрес>" распространяется в отношении правоотношений, касающихся государственных учреждений <адрес>. Финансирование оплаты труда работников музыкальных школ осуществляется исключительно за счет средств бюджета Каларского муниципального округа <адрес>. Таким образом, принимая перечисленные выше муниципальные правовые акты, в том числе утверждая самостоятельные базовые оклады, органы местного самоуправления действовали в пределах своих полномочий. При установлении заработной платы педагогическим работникам муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере культуры (Детских школ искусств), администрация Каларского муниципального округа <адрес> руководствовалась целевыми показателями, установленными распоряжением Министерства образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р « О целевых показателях повышения оплаты труда педагогических работников, реализующих программы дополнительного образования детей на 2020 год». Для детских школ искусств <адрес> установлен целевой показатель на 2020 и 2021 год в сумме 47 609,21 рублей. Фактически средняя зарплата в месяц указанных категорий работников (педагогических работников) составила за 10 месяцев 2021 года 54 523,75 рублей, в том числе по МУДО «Новочарская ДШИ» - 58 471,15 рублей.
Представитель ответчика МУДО «Новочарская ДШИ» в судебное заседание не явился, надлежаще извещен судом о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается распиской (л.д. ), сведений об уважительности причин неявки не представлено. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ признала исковые требования истца.
Суд, выслушав пояснения истца, представителя ответчика администрации округа, проанализировав и оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Истец Карпенко Т.Ю. состоит в трудовых отношениях с муниципальным учреждением дополнительного образования «Новочарской ДШИ» с ДД.ММ.ГГГГ, работает в должности преподавателя (л.д. 13-16). Также с ней ДД.ММ.ГГГГ заключен трудовой договор № по совместительству на должность концертмейстера (л.д. 20-23).
Между сторонами также имеются подписанные дополнительные соглашения к трудовым договорам от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24, ).
Условия оплаты труда предусмотрены заключенными между сторонами трудовыми договорами и дополнительными соглашениями.
Заработная плата истцу за спорный период с 2019 г. и в настоящее время начисляется на основании Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере культуры, утвержденного постановлением администрации МР«<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).
Приказом директора МУДО «Новочарская ДШИ» № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об оплате труда работников МУДО «Новочарская детская школа искусств» (л.д. ).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессионально-квалификационным группам работников государственных учреждений <адрес>» утверждены изменения размеров базовых окладов. Постановление вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ
Карпенко Т.Ю., обратившись в суд, считает, что ее должностные оклады в спорный период должны соответствовать окладам, установленным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ с учетом изменений, внесенных постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка является фиксированным размером оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) является фиксированным размером оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 3, 4 ст. 129ТК РФ).
В соответствии со ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) обязательно включаются в трудовой договор.
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1). Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2).
Статьей 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти. Согласно статьям 28 и 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является самостоятельность бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.
В силу пункта 4 статьи 86 БК РФ, пункта 2 статьи 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установление порядка и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений (в том числе вопросы повышения оплаты труда) относится к компетенции органов местного самоуправления. В соответствии с законодательством о разграничении расходных полномочий между различными уровнями власти определение размера оплаты труда работников муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления и осуществляется ими самостоятельно в рамках средств соответствующих бюджетов.
Из данных норм следует, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт в сфере определения размера оплаты труда работников муниципальных учреждений, а также установления муниципальных минимальных социальных стандартов и расходов на решение вопросов местного значения.
В соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 144 ТК РФ, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами й иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Согласно п. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (п. 1 ст. 123.22 ГК РФ).
Исходя из правового положения бюджетного учреждения, определенного в статье 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность на основании государственного (муниципального) задания, которое формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.7 Устава МУДО «Новочарская ДШИ» учредителем и собственником имущества, находящегося в оперативном управлении школы, является администрация Каларского муниципального округа. Функции и полномочия учредителя школы осуществляет администрация Каларского муниципального округа. Функции и полномочия собственника имущества осуществляет отдел имущественных и земельных отношений комитета экономики и инвестиционной политики (л.д. ).
В соответствии с п. 36 «Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год» (утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от ДД.ММ.ГГГГ, протокол №) органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании системы оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2019 году необходимо учитывать недопущение снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2018 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики. Согласно подпункта «в» пункта 6 раздела IV «Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений» вышеназванных Рекомендаций, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников в муниципальных учреждениях устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Доводы истца о том, что с ДД.ММ.ГГГГ ее должностные оклады должны быть установлены в размере, определенном в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессионально-квалификационным группам работников государственных учреждений <адрес>», не может быть принят во внимание, поскольку данный акт носит рекомендательный характер, о чём прямо указано в п. 4 данного документа.
В силу пункта 4 вышеназванного постановления рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> обеспечить установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работникам муниципальных учреждений в размере не ниже установленных настоящим постановлением. Определить источником финансирования установления указанных окладов (должностных окладов), ставок заработной платы средства фонда заработной платы, высвобождаемые в результате отмены повышающих коэффициентов, установленных отдельным категориям работников, и неэффективных стимулирующих выплат, а также внедрения обоснованных норм труда.
Следовательно, реализация положений постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ на местном уровне может осуществляться только в порядке, установленном решением органов местного самоуправления.
Постановлением администрации муниципального района "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ№) утверждено Примерное положение об оплате труда работников муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере культуры. Разделом 2 положения определено, что базовые оклады работникам Учреждения, за исключением руководителя, устанавливаются согласно приложению № данного Положения. В оклады (должностные оклады) педагогических работников включается ежемесячная денежная компенсация на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 100 рублей. Данная денежная компенсация образует новый оклад (п.п ДД.ММ.ГГГГ, 2.1,11). Должностной оклад по профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников 4 квалификационному уровню по должности «преподаватель» составляет 5 570 рублей, по должности «концертмейстер» - 5 370 рублей.
Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ "О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессионально-квалификационным группам работников государственных учреждений <адрес>" распространяется в отношении правоотношений, касающихся государственных учреждений <адрес>.
Суд соглашается с доводами представителя ответчика администрации Каларского муниципального округа о том, что финансирование оплаты труда работников музыкальных школ осуществляется исключительно за счет средств бюджета Каларского муниципального округа <адрес>, и принимая перечисленные выше муниципальные правовые акты, в том числе утверждая самостоятельные базовые оклады, органы местного самоуправления действовали в пределах своих полномочий.
Кроме того, при установлении заработной платы педагогическим работникам муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере культуры (Детских школ искусств), администрация Каларского муниципального округа <адрес> руководствовалась целевыми показателями, установленными распоряжением Министерства образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О целевых показателях повышения оплаты труда педагогических работников, реализующих программы дополнительного образования детей на 2020 год». Для детских школ искусств <адрес> установлен целевой показатель на 2020 и 2021 год в сумме 47 609,21 рублей. Фактически средняя зарплата в месяц указанных категорий работников (педагогических работников) составила за 10 месяцев 2021 года 54 523,75 рублей, в том числе по МУДО Новочарская ДШИ - 58 471,15 рублей (л.д. ).
В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Статья 3 ТК РФ запрещает дискриминацию в сфере труда. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда (ч. 4 ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации).
Под дискриминацией в сфере труда по смыслу ст. 1 Конвенции Международной организации труда 1958 г. N 111 относительно дискриминации в области труда и занятий и ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации следует понимать различие, исключение или предпочтение, имеющее своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей в осуществлении трудовых прав и свобод или получение каких-либо преимуществ в зависимости от любых обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (в том числе не перечисленных в указанной статье Трудового кодекса Российской Федерации). При этом в силу ч. 3 ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными Федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.
Оснований для признания дискриминационными действия ответчика администрации Каларского муниципального округа не имеется, поскольку в сфере искусств и в отношении существующих на территории Каларского муниципального округа трёх школ искусств, оклады на основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ не повышались. Решение о повышении окладов работникам иных образовательных учреждений администрацией Каларского муниципального округа было принято исходя из целевых показателей, установленных распоряжениями Министерства образования и науки <адрес>, когда заработная плата в месяц указанных категорий работников была ниже размеров целевых показателей.
Помимо прочего, истцом предъявлены требования, как первоначально, так и с учётом письменных уточнений к ответчику – администрации Каларского муниципального округа.
Согласно ч. 1 ст. 41 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. После замены ненадлежащего ответчика надлежащим подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала. В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску (ч. 2). В соответствии с положениями ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", при предъявлении иска к части ответчиков суд не вправе по своей инициативе и без согласия истца привлекать остальных ответчиков к участию в деле в качестве соответчиков. Суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен, и только в отношении тех ответчиков, которые указаны истцом. Только в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе (ч. 3 ст. 40 ГПК РФ).
По смыслу приведенных норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, ответчиком является то лицо, к которому истец предъявил требования.
Судом установлено, что Карпенко Т.Ю. состоит в трудовых отношениях с МУДО «Новочарская ДШИ». Исковые требования ею предъявлены именно к ответчику администрации Каларского муниципального округа, о замене ответчика истица не заявляла, в уточненных требованиях указывает в качестве ответчика именно администрацию Каларского муниципального округа с приведением мотивов предъявления требований. Однако администрация Каларского муниципального округа не является надлежащим ответчиком по делу, в связи с чем и при отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований, истице отказывается судом в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель ответчика МУДО «Новочарская ДШИ» признала иск Карпенко Т.Ю. в полном объеме.
Согласно ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Учитывая, что ответчик администрация Каларского муниципального округа <адрес> возражает против удовлетворения исковых требований Карпенко Т.Ю., судом не принимается признание иска ответчиком МУДО «Новочарская ДШИ».
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковое заявление Карпенко Т.Ю. к администрации Каларского муниципального округа <адрес>, МУДО «Новочарская детская школа искусств» о взыскании не начисленной заработной платы, отпускных, командировочных, доплаты за ведение консультационных часов за период с января 2019 г. в размере 676 231,59 рублей, обязании устранить дискриминацию путем утверждения и установления размера базового оклада концертмейстера/преподавателя образовательного Муниципального учреждения дополнительного образования «Новочарская детская школа искусств», начиная с января 2022 г. в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Каларский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Каларского районного суда О.В. Шагеева
Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
УИД 75RS0№-35