Р Е Ш ЕН И Е
Именем Российской Федерации
21 января 2014 года г.Калачинск
Калачинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Матвеева С.М., при секретаре Игнатовой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-20/2014 по иску Магловой ФИО7 к администрации Глуховского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Маглова С.В. обратилась в суд с выше указанным иском. В обоснование указала, что с 20 октября 2010 года приступила к исполнению полномочий главы Глуховского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области. В декабре 2013 года ей стало известно, что с 20 октября 2010 года она получает заработную плату не в полном размере. Так, денежное вознаграждение главы поселения устанавливается в виде единой суммы в кратном отношении к должностному окладу по младшей муниципальной должности «специалист». При этом применяется коэффициент, учитывающий численность населения сельского поселения. Специалист администрации при расчёте денежного содержания главы сельского поселения не учёл, что с 19 июня 2010 года Решением Совета Глуховского сельского поселения от 19 июня 2010 года №27-РС «О внесении изменений в Положение о денежном содержании муниципальных служащих Глуховского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области» внесены изменения. В частности предусмотрена выплата ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин муниципального служащего. С июля 2010 года по настоящее время указанная надбавка муниципальным служащим выплачивается.
До 1 июля 2010 года фонд оплаты труда муниципальных служащих Глуховского сельского поселения составлял 34,5 должностных окладов. Число кратности к должностному окладу по младшей муниципальной должности специалист составляло 2,88.
С 1 июля 2010 года фонд оплаты труда муниципальных служащих Глуховского сельского поселения составляет по факту 36 должностных окладов. Число кратности к должностному окладу по младшей муниципальной должности специалист составило-3.
Совет Глуховского сельского поселения своим решением №21-РС от 27 сентября 2012 года «О внесении изменений в решение Совета от 24 декабря 2007 года №47-РС «Об утверждении Положения о денежном содержании муниципальных служащих Глуховского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области», узаконил данное изменение к отношениям, возникшим с 19 июня 2010 года.
Изменения числа кратности повлекло неверное начисление денежного вознаграждения главы сельского поселения, начиная с 20 октября 2010 года по октябрь 2012 года и отпускных за 2012 год.
За указанный период ей недоначислено и невыплачено <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки. Из них за 2010 год- <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки; за 2011 год- <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек; за 2012 год- <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, по отпускным за 2012 год- <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.
Просила взыскать с администрации Глуховского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, компенсацию за каждый день просрочки выплаты заработной платы в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству истец увеличила исковые требования. Просила, кроме указанного, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании истец Маглова С.В. исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что с октября 2012 года, после решения Совета Глуховского сельского поселения №21-РС «О внесении изменений в решение Совета от 24 декабря 2007 года №47-РС «Об утверждении Положения о денежном содержании муниципальных служащих Глуховского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области», ей регулярно выплачивается заработная плата с учётом изменения числа кратности. Однако полагает, что указанное Решение Совета должно распространяться и на правоотношения, возникшие с 19 июня 2010 года.
Представитель ответчика- Поречина И.П. исковые требования признала частично. Пояснила, что после Решения Совета Глуховского сельского поселения, Магловой С.В. с января 2013 года начисляется и выплачивается заработная плата с учетом изменения числа кратности. В бюджете сельского поселения на 2013 и 2014 годы не предусмотрено расходов, связанных с неисполненными обязательствами по заработным платам прошлых финансовых лет.
Представитель третьего лица- комитета финансов и контроля Калачинского муниципального района Омской области Позябкина Г.А. не поддержала исковые требования Магловой С.В.. Пояснила, что заработная плата главы сельского поселения выплачивается из бюджета сельского поселения. Из бюджета муниципального района поселению направляются различные субвенции и субсидии, предназначенные только для выполнения отдельных государственных функций. Формирование расходов бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, должно осуществляться в соответствии с расходными обязательствами, в очередном финансовом году.
Выслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Так, в силу части 2 статьи 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статьёй 129 ТК РФ предусматривается, что заработная плата (оплата труда работника) является вознаграждением за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат.
Статья 11 Трудового кодекса РФ устанавливает, что на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Статьёй 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрен статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Согласно пункту 5 данной статьи, выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.
Пункт 5.1 указанной статьи предусматривает, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Решением Совета Глуховского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области №3-РС от 19 октября 2010 года признаны полномочия главы Глуховского сельского поселения Магловой ФИО8, избранной 10 октября 2010 года, на срок 5 лет (л.д.30).
Согласно Положению о денежном содержании муниципальных служащих Глуховского сельского поселения, денежное содержание муниципального служащего Глуховского сельского поселения состоит из должностного оклада, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К ежемесячным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет; ежемесячное денежное поощрение; ежемесячная надбавка к должностному окладу за почётное звание РФ, Омской области, муниципального образования; ежемесячная надбавка к должностному окладу за учёную степень доктора наук, кандидата наук; ежемесячная надбавка к должностному окладу за проведение экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов в качестве юриста или исполнителя; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
К иным дополнительным выплатам относятся: премии за выполнение особо важных и сложных служебных заданий; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; материальная помощь (п.2,3,4 Положения).
При формировании фонда оплаты труда муниципальных служащих Глуховского сельского поселения предусматриваются средства, необходимые для выплаты должностных окладов в расчёте на год (п.42 (ст.14) указанного Положения).
Пунктом 43 данного Положения (в редакции от 24 декабря 2007 года) было предусмотрено, что сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, в фонд оплаты труда включаются средства на выплату (в расчёте на год):
-ежемесячных надбавок к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере 3,5 должностных окладов;
-ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет в размере 4 должностных окладов;
- ежемесячных денежных поощрений в размере 6 должностных окладов;
- премий за выполнение особо важных и сложных служебных заданий в размере 1 должностного оклада;
- единовременных выплат при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 2 должностных окладов;
- материальной помощи в размере 2 должностных окладов;
- районного коэффициента в размере 4 должностных окладов (л.д.33-41).
В дальнейшем, решением Совета №21-РС от 27 сентября 2012 года приведённый пункт Положения был дополнен подпунктом 8 следующего содержания:
- ежемесячная надбавка за классный чин в размере 1,5 должностных окладов (л.д.31).
Решением Совета Глуховского сельского поселения от 16 февраля 2007 года №4 определено денежное вознаграждение главы Глуховского сельского поселения (л.д.43), которое предусматривает выплату денежного вознаграждения в виде единой суммы в кратном отношении к денежному содержанию по младшей муниципальной должности муниципальной службы Глуховского сельского поселения «специалист», рассчитанному на основании пункта 42 Положения «О денежном содержании муниципальных служащих Глуховского сельского поселения» в размере 2,47. Установлено, что на денежное вознаграждение выплачивается районный коэффициент. Размер денежного вознаграждения индексируется с учётом изменения размера должностного оклада по младшей муниципальной должности «специалист».
По Решению Совета Глуховского сельского поселения №33-РС от 12 декабря 2012 года, кратное отношение к денежному содержанию по младшей муниципальной должности муниципальной службы Глуховского сельского поселения «специалист» изменено, и с 1 января 2013 года составило 2,75 (л.д.44).
Как пояснила суду свидетель Ахмеровой Е.Н., работающая главным бухгалтером администрации Глуховского сельского поселения, с 1 января 2013 года главе Глуховского сельского поселения Магловой С.В. денежное содержание выплачивается в соответствии с Решением Совета сельского поселения №33-РС от 12.12.2012 года. Ранее ей начислялось денежное вознаграждение в соответствии с решением Совета №4 от 16 февраля 2007 года. Однако Маглова С.В. полагая, что её денежное содержание начислялось неправильно с 20 октября 2010 года, издала личное распоряжение о перерасчёте. Данное распоряжение комитетом финансов Калачинского муниципального района не было утверждено. Задолженности по выплате начисленного Магловой С.В. денежного содержания не имеется.
Согласно ст.53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном местной администрацией.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Истица заявила требования о доначислении и выплате ей денежного содержания с 20 октября 2010 года по октябрь 2012 года и отпускных за 2012 год с учётом изменений, внесенных Решениями Совета поселения №21-РС от 27 сентября 2012 года и №33-РС от 12 декабря 2012 года указывая, что данные решения относятся и к правоотношениям, возникшим с июня 2010 года.
Вместе с тем, положениями ст.4 ГК РФ установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Как предусмотрено ст.5 Бюджетного кодекса РФ, закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.
Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря (ст.12 БК РФ).
В соответствии со ст.15 БК РФ, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Из ст. 38 Бюджетного кодекса следует, что в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В связи с тем, что акты гражданского законодательства- в данном случае Решения Совета Глуховского сельского поселения и 21-РС от 27 сентября 2012 года и №33 от 12 декабря 2012 года не имеют обратной силы, и применяется к отношениям, возникшим после вступления их в законную силу, доводы истицы о необходимости применить их к отношениям, возникшим с 19 июня 2010 года, не могут быть приняты судом во внимание.
По мнению истицы, поскольку фонд оплаты труда муниципальных служащих Глуховского сельского поселения до 1 июля 2010 года составлял 34,5 должностных окладов (12+3,5+4+6+1+2+2+4) число кратности должно было составлять 2,88. С 1 июля 2010 года число кратности составило 3, поскольку фонд оплаты труда муниципальных служащих Глуховского поселения по факту составлял 36 должностных окладов. С учётом данных чисел кратности и должно было начисляться денежное вознаграждение главы поселения.
Суд не может согласиться с данной позицией, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения. При этом размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, Маглова ФИО9 была избрана главой Глуховского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области сроком на 5 лет и приступила к исполнению полномочий с 20 октября 2010 года.
Решением Совета Глуховского сельского поселения №4 от 16 февраля 2007 года денежное содержание главы сельского поселения начиная с 1 февраля 2007 года было установлено в виде единой суммы в кратном отношении к денежному содержанию по младшей муниципальной должности муниципальной службы Глуховского сельского поселения «специалист», рассчитанному на основании пункта 42 Положения «О денежном содержании служащих Глуховского сельского поселения», в размере 2,47 с выплатой на денежное поощрение районного коэффициента.
Также указанным Решением предусматривалось, что размер денежного содержания индексируется с учётом изменения размера должностного оклада по младшей муниципальной должности муниципальной службы Глуховского сельского поселения «специалист» (л.д.43).
Ко времени вступления Магловой С.В. в должность главы Глуховского сельского поселения, должностной оклад по младшей должности муниципальной службы Глуховского сельского поселения Калачинского муниципального района Решением Совета Глуховского сельского поселения №48-РС от 24 декабря 2007 года, был установлен в размере <данные изъяты> рублей (л.д.46).
14 ноября 2011 года Решением Совета Глуховского сельского поселения №35-РС, должностной оклад по младшей должности муниципальной службы Глуховского сельского поселения «специалист» с 1 января 2012 года был увеличен до <данные изъяты> рублей (л.д.45).
В связи с изменениями размера должностного оклада по младшей муниципальной должности «специалист», Решением Совета Глуховского сельского поселения №33-РС от 12 декабря 2012 года, с 1 января 2013 года было соответственно изменено и кратное отношение к денежному содержанию главы сельского поселения с 2,47 до 2,75.
Таким образом, с 20 октября 2010 года по 1 января 2013 года денежное содержание главы Глуховского сельского поселения определялось Решением Совета Глуховского сельского поселения №4 от 16 февраля 2007 года. При этом кратное отношение к денежному содержанию по младшей муниципальной должности муниципальной службы Глуховского сельского поселения «специалист» как уже указывалось выше, было установлено в размере 2,47.
С 1 января 2013 года по настоящее время, Решением Совета Глуховского сельского поселения №33-РС от 12 декабря 2012 года, указанное число кратности было увеличено до 2,75.
С учётом приведённых Решений Совета Глуховского сельского поселения главе сельского поселения Магловой С.В. регулярно начислялось и выплачивалось ежемесячное денежное содержание. Задолженности по денежному содержанию не имеется.
Поскольку число кратности при исчислении денежного содержания главы Глуховского сельского поселения было установлено муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, доводы истца о необходимости исчислять данное число по фактическому количеству должностных окладов, являются необоснованными.
Исходя из приведённых обстоятельств, требования истца о взыскании с ответчика недоначисленной и недоплаченной заработной платы, отпускных за 2012 год, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, не подлежат удовлетворению в полном объёме.
Поскольку указанные исковые требования Магловой С.В. не подлежат удовлетворению, иные её требования в части компенсации морального вреда, также не могут быть удовлетворены.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Магловой ФИО10 к администрации Глуховского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, компенсации морального вреда отказать в полном объёме.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд через Калачинский городской суд Омской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме
Председательствующий:
Мотивированное решение
изготовлено 26 января 2014 года.