Дело № 2-588/2023 УИД 36RS0016-01-2023-000590-88.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Калач. «02» августа 2023 года.
Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего Маликов Ю.Н.
при секретаре Стаценко М.М.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по
Воронежской области ФИО2,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Воронежской области, Межрайонной ИФНС № 3 по Воронежской области о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в стаж периодов работы, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась с исковыми требованиями к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Воронежской области, Межрайонной ИФНС № 3 по Воронежской области просит суд:
- решение Государственного внебюджетного фонда - Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области № от 17.04.2023 года признать незаконным в части не включения в страховой стаж ФИО1 периодов индивидуальной предпринимательской деятельности с 01.01.1999 по 30.04.1999 гг. и с 01.01.2022 по 15.03.2023 гг.,
- обязать Государственный внебюджетный фонд - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области включить в общий страховой стаж ФИО1 период осуществления предпринимательской деятельности с 01.01.1999 г. по 30.04.1999 г., с 01.01.2022 г. по 15.03.2023 г., и назначить в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ страховую пенсию по старости с 16.03.2023 года, выплатив страховую пенсию по старости за период начиная с 16.03.2023 года,
- взыскать с Государственного внебюджетного фонда - Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области в пользу ФИО1 50000 (пятьдесят тысяч) рублей в качестве компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований истец сослалась на следующие обстоятельства: решением Государственного внебюджетного фонда - Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области (далее - Орган ПФ) № от 17.04.2023 года истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Основанием, явившимся для отказа истцу в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», по мнению Органа ПФ, явилось: отсутствие длительного страхового стажа продолжительностью 37 лет, исчисленного в соответствии с нормами ч.9 ст.13 Федерального закона для назначения страховой пенсии по старости в соответствии ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г.; не достижения возраста выхода на пенсию - 58 лет, предусмотренного нормами ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. Изучив указанное решение № от 17.04.2023 года и приложение к нему, истец считает, что при рассмотрении её заявления № от 16.03.2023 года, Органом ПФ необоснованно не был включен период осуществления ею предпринимательской деятельности: с 01.01.2022 года по 15.03.2023 год. Сведения о не включении периода с 01.01.2022 года по 15.03.2023 год - отражены в Приложении к решению № от 17.04.2023 года, в которых указано, что период с 01.01.2022 года по март 2023 года - период работы в качестве индивидуального предпринимателя, не включенн в страховой стаж для определения права на пенсию по нормам ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ, в связи с отсутствием на индивидуальном лицевом счете сведений о величине индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), рассчитанного по начисленным страховым взносам, на обязательное пенсионное страхование. Кроме того, истцу устно разъяснено специалистом Органа ПФ при получении решения № от 17.04.2023 года о не включении периода с 01.01.1999 года по 30.04.1999 год (4 месяца), период осуществления ею предпринимательской деятельности, при этом период осуществления ею предпринимательской деятельности до 01.01.1999 года и с 01.05.1999 года - был включен в страховой стаж. О причинах невключения периода с 01.01.1999 г. по 30.04.1999 год (4 месяца), т.е. периода осуществления ею предпринимательской деятельности, в решении № от 17.04.2023 года не указано, в связи с чем, истец 17 мая 2023 года обратилась к ответчику с обращением, в котором просила внести изменения (уточнения) в решение Государственного внебюджетного фонда - Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области № от 17.04.2023 года, включив в общий страховой стаж ФИО1 период осуществления предпринимательской деятельности с 01.01.1999 г. по 30.04.1999 г., с 01. 01.2022 г. по 15.03.2023 г., и назначить в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400 –ФЗ страховую пенсию по старости с 16.03.2023 г., выплатив страховую пенсию по старости за период начиная с 16.03.2023 года. Истец просила мотивированно отказать во включении в её общий страховой стаж период осуществления предпринимательский деятельности с 01.01.1999 г. по 30.04.1999 г., поскольку в указанный период она являлась индивидуальным предпринимателем, о чем имеются сведения в индивидуальном лицевом счете. В качестве доказательств, обосновывающих доводы истца, к обращению были приложены документы, которые должны быть у ответчика, и которыми ответчик должен был руководствоваться при принятии решения о назначении ей в соответствии с ч. 1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400- ФЗ страховой пенсии по старости с 16.03.2023 года. Ответчик, рассмотрев обращение истца, не внес изменений (уточнений) в решение Государственного внебюджетного фонда - Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области № от 17.04.2023 года, т.е. не включил в её общий страховой стаж период осуществления предпринимательской деятельности с 01.01.1999 г. по 30.04.1999 г., с 01.01.2022 г. по 15.03.2023 г., в связи с чем отказал в назначении в соответствии с ч. 1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ страховой пенсии по старости с 16.03.2023 года. При этом, в письменном ответе от 02.06.2023 г. на обращение истца, отказ ответчика не был мотивирован в части не включении периода осуществления предпринимательской деятельности с 01.01.1999 г. по 30.04.1999 г. по поводу не включения периода осуществления предпринимательской деятельности с 01.01.2022 г. по 15.03.2023 г. ответчик повторно указал, что указанный период не включен в связи с отсутствием на индивидуальном лицевом счете сведений о величине индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), рассчитанного по начисленным страховым взносам, на обязательное пенсионное страхование. При этом ответчик указал, что при зачете данного периода в общий трудовой стаж - стаж составит 36 лет 08 месяцев 00 дней. Т.е., указанные периоды с 01.01.1999 г. по 30.04.1999 г. (04 месяца) и с 01.01.2022 г. по 15.03.2023 г. (01 год 02 месяца 15 дней), несмотря на своевременную уплату истцом единого налога на вмененный доход (в 1999 году) и страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ (в 2022 и 2023 гг.), о чем истец предоставил ответчику соответствующие платежные документы, так и не были включены в страховой стаж истца, который, с учетом указанных периодов, по состоянию на 16.03.2023 года, составляет полные 37 лет, а возраст истицы к указанному времени - достиг 55 лет, что является основанием для назначения в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года №400- ФЗ страховой пенсии истцу с 16.03.2023 года. В связи с указанными обстоятельствами истица вынуждена обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав. Согласно положениям части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом. В соответствии с частями 1 и 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частью 1 и частью 1.1 данной статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях»). При исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 (период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности) настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи (часть 9 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях»). В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются, в том числе, граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели). В силу п.п. «г» п. 6 Правил № 1015 к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее – обязательные платежи).Уплата единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности подтверждается свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами. Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 установлено, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах иной деятельности либо отсутствуют сведения об отдельных периодах иной деятельности, периоды иной деятельности подтверждаются документами, указанными в пунктах 19 - 25 настоящих Правил. Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке (п. 20 Правил № 1015). Пунктом 43 Правил № 1015 установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда РФ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Аналогичные положения ранее содержались п. п. 5, 14, 34 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555 (документ утратил силу с 01.01.2015 г.). Согласно абз. 1 п. 14 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555 (ред. от 24.03.2014) «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке. Абзац первый пункта 14 решением Верховного Суда РФ от 12.04.2011 № ГКПИ11- 100 признан недействующим в части, исключающей подтверждение периодов осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, иными, кроме свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход, выданного территориальными налоговыми органами, документами. Постановление Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555 (ред. от 24.03.2014 г.) «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» утратил силу с 1 января 2015 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015. Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ предусмотрено, что при применении настоящего Федерального закона уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу настоящего Федерального закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» в статье 3 установлено, что плательщиками единого налога являются юридические лица и (или) физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в частности, в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади. Таким образом, исходя из приведенных положений пенсионного законодательства, основанием для включения периода работы в качестве индивидуального предпринимателя в страховой стаж является уплата до 1 января 2002 г. единого налога на вмененный доход, с 1 января 2011 г. уплата страховых взносов. Истец в период с 22.07.1994 года по настоящее время осуществляет предпринимательскую деятельность, в том числе осуществляла предпринимательскую деятельность и в период с 01.01.1999 г. по 30.04.1999 г., и с 01.01.2022 г. по 15.03.2023 г., является зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя в территориальных органах налоговой инспекции и Пенсионного фонда по месту жительства. В указанные периоды, в том числе с 01.01.1999 г. по 30.04.1999 г., и с 01.01.2022 г. по 15.03.2023 г., она уплачивала единый налог на вмененный доход и страховые взносы, соответственно. Таким образом, уплата единого налога на вмененный доход и уплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями, в данном случае ею в качестве индивидуального предпринимателя, является основанием во включение в её страховой стаж периодов индивидуальной предпринимательской деятельности с 01.01.1999 г. по 30.04.1999 г., и с 01.01.2022 г. по 15.03.2023 г., за которые истцом уплачивались единый налог на вмененный доход и страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. При обращении с заявлением № от 16.03.2023 года, истец предоставляла Органу ПФ квитанции об уплате ею единого налога на вмененный доход за январь 1999 года по апрель 1999 года включительно и за период с 01.01.2022 года по март 2023 года, которые небыли приняты специалистом Органа ПФ и возвращены истцу, поскольку, со слов специалиста, о платежах в соответствующие бюджеты, Органу НФ должно быть достоверно известно. Указанные обстоятельства послужили причиной к не включению периодов её работы в качестве индивидуального предпринимателя за период с 01.01.2022 года по март 2023 года и, упущением Органа ПФ при принятии решения о включении в страховой стаж (либо отказе во включении в страховой стаж) периода работы истца в качестве индивидуального предпринимателя с 01.01.1999 г. по 30.04.1999 г., что в итоге привело к необоснованному отказу для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ. Поскольку при зачете указанных периодов работы - общий трудовой стаж истца составит 37 лет, при достижении ею возраста 57 лет, что указывает на достижение ею возраста не ранее 55 лет, что является достаточным основанием для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ с даты её обращения в Орган ПФ, т.е. с 16 марта 2023 года. При обращении 17.05.2023 года к ответчику с обращением о внесении уточнений (изменений) в решение Государственного внебюджетного фонда - Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области № от 17.04.2023 года, ею предоставлены Органу ПФ квитанции об уплате ею единого налога на вмененный доход за январь 1999 года по апрель 1999 года включительно и за период с 01.01.2022 года по март 2023 года, которые безосновательно не были приняты во внимание ответчиком при принятии решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости. При этом ответчик в приложении от 02.06.2023 г. к указанному решению изменил только ИПК с 56,611 на 57,611. Во всем остальном приложение от 02.06.2023 г. слово в слово дублирует текст приложения от 18.04.2023 г. Т.е. ответчик не разобрался в ситуации и абсолютно не стал вникать в доводы истца, изложенные в обращении от 17.05.2023 г. Кроме того, обращаясь к ответчику, истец просила обратить внимание на тот факт, что она, как субъект индивидуальной предпринимательской деятельности, в период своей деятельности, в том числе и в спорный период, не привлекалась к ответственности за неуплату налогов и страховых взносов. Таким образом, ею были уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в установленном законом размере за период с 01.01.2022г. по 15.03.2023 г., и единый налог на вмененный доход за период с 01.01.1999 г. по 30.04.1999, указанные периоды времени подлежит включению в мой общий страховой стаж. При включении периодов с 01.01.1999 г. по 30.04.1999 г. (04 месяца) и с 01.01.2022 г. по 15.03.2023 г. (01 год 02 месяца 15 дней) к установленному ответчиком периодом 35 лет 05 месяцев 16 дней, её страховой стаж для назначения пенсии по старости по состоянию на 16.03.2023 года составит полные 37 лет, что с учетом достижения ею возраста не менее 55 лет к указанной дате, является основанием для назначения в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года №400- ФЗ страховой пенсии по старости с 16.03.2023 года. Согласно ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Заявление в Государственный внебюджетный фонд - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области о назначении пенсии истцом подано 16.03.2023 года.
Истец ФИО1 в судебном заседании просит суд: решение Государственного внебюджетного фонда - Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области № от 17.04.2023 года признать незаконным в части не включения в страховой стаж ФИО1 периодов индивидуальной предпринимательской деятельности с 01.01.1999 по 30.04.1999 гг. и с 01.01.2022 по 15.03.2023 гг., обязать Государственный внебюджетный фонд - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области включить в общий страховой стаж ФИО1 период осуществления предпринимательской деятельности с 01.01.1999 г. по 30.04.1999 г., с 01.01.2022 г. по 15.03.2023 г., и назначить в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ страховую пенсию по старости с 16.03.2023 года, выплатив страховую пенсию по старости за период начиная с 16.03.2023 года, взыскать с Государственного внебюджетного фонда - Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области в пользу ФИО1 50000 рублей в качестве компенсации морального вреда.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Воронежской области ФИО2 иск не признала, просит в удовлетворении исковых требований отказать, в письменных возражениях на иск ответчик указал следующее: Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области (далее - Отделение ПФР), ознакомившись с исковым заявлением ФИО1, считает требования, заявленные истцом, необоснованными по следующим основаниям. Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ). Условия для назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях определены нормами ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ. В соответствии с нормами ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», право на страховую пенсию по старости на общих основаниях имеют женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Согласно приложению 6 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ возраст, по достижении которого женщины приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в 2021 г. подлежит увеличению на 36 месяцев, и составляет для женщин 58 лет. Кроме того, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с положениями ст. 8, ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ необходимо наличие требуемого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента, которые определяются в зависимости от года выхода на пенсию (в 2024 году требуемый страховой стаж составит 15 лет, ИПК - 28,2). Реализация права на пенсию по старости ранее общеустановленного возраста возможна по основаниям, определенным действующим пенсионным законодательством. Согласно ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ женщинам, имеющим страховой стаж не менее 37 лет, страховая пенсия может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного ч. 1 указанной статьи, но не ранее достижения возраста 55 лет. 16.03.2023г. ФИО1, 16.04.1966г.р., через Единый портал государственных и муниципальных услуг подано заявление о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ. Решением ОСФР по Воронежской области от 17.04.2023 г. № в удовлетворении заявления о назначении пенсии ФИО1 было отказано, так как отсутствует длительный страховой стаж продолжительностью 37 лет, исчисленный в соответствии с нормами ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ. В соответствии с приложением к решению ОСФР по Воронежской области от 17.04.2023 г. № продолжительность страхового стажа Тоневицкой Людмилы Павловны16.04.1966 г.р., составила 35 лет 05 месяцев 16 дней, что является недостаточным для определения права на пенсию по нормам ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г №400-ФЗ. В подсчет длительного страхового стажа не были включены следующие периоды:
-с 01.01.2022 г. по 15.03.2023 г.- период работы в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с отсутствием на индивидуальном лицевом счете сведений о величине индивидуальной пенсионного коэффициента (ИПК), рассчитанного по начисленным страховым взносам, на обязательное пенсионное страхование.
-с 01.01.1999 г. по 30.04.1999 г. - период осуществления предпринимательской деятельности так как в свидетельстве об уплате единого налога на вмененный доход, получаемый от осуществления розничной торговли, уплата страховых взносов отражена с 01.05.1999 г. В справке Федеральной налоговой службы от 20.10.2017 г. № отражено, что сведениями о начисленных и уплаченных суммах единого налога на вмененный доход за 1999 г налоговые органы не располагают. Для включения в индивидуальный лицевой счет вышеуказанного спорного периода необходима справка, выданная Федеральной налоговой службой РФ, о доходах и об уплаченном едином налоге на вмененный доход. Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2017 года переданы налоговым органам. Передача налоговыми органами сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах по плательщикам страховых взносов, не осуществляющим выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой и т.д.) осуществляется на федеральном уровне ежегодно, не позднее 10 февраля года, следующего за отчетным, с учетом доначисленных страховых взносов исходя из дохода налогоплательщика, в срок не позднее 10 июля года, следующего за отчетным. В соответствии с п. 3 ст. 11.1 Закона от 01.04.1996 г. №27-ФЗ вышеуказанные сведения представляются в форме электронных документов в порядке, установленном Соглашением об информационном обмене, заключенном между ФНС и СФР от 07.03.2023 г. В свою очередь СФР в течение месяца со дня получения вносит их в лицевые счета застрахованных лиц (п. 36 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 г. № 211н). 29.05.2023 г. в базу данных СФР в отношении ФИО1 были загружены уточненные сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2022 год, поступившие от Управления ФНС России по Воронежской области. С учетом загрузки на ИЛС сведений о стаже и величине ИПК за период индивидуальной трудовой деятельности ФИО1 с 01.01.2022 г. по 31.12.2022 г. в Приложение к решению ОСФР по Воронежской области от 17.04.2023 г. № внесены изменения 01.06.2023 г. в части уточнения продолжительности длительного страхового стажа истца, исчисленного в соответствии с ч. ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ, а также величине ИПК. На основании изложенного, оспариваемый истцом период осуществления предпринимательской деятельности с 01.01.2022 г. по 31.12.2022 г. был включен в длительный страховой стаж истца, продолжительность стажа составила 36 лет 05 месяцев 16 дней, величина ИПК - 57,611. Период индивидуальной трудовой деятельности ФИО1 с 01.01.2023г. по 15.03.2023г. не учтен при подсчете длительного стажа ввиду его отсутствия на ИЛС и в связи с непредставлением справки из территориального органа ФНС об уплате страховых взносов за указанный период. Отделение СФР по Воронежской области полагает, что требование истца о включении в длительный страховой стаж периода осуществления предпринимательской деятельности с 01.01.1999 г. по 30.04.1999 г. является необоснованным по следующим основаниям. В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», имеют право на страховую пенсию при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию. Индивидуальные предприниматели, независимо от наличия у них дохода, обязаны уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, а неуплата страховых взносов за определенный период означает, что данный период в страховой стаж не засчитывается. Согласно ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:
а) взносы на государственное социальное страхование за период до 01.01.1991 года документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 01.01.2001 г. и с 01.01.2002 года - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
в) единый социальный налог (взнос) за период с 01.01.2001 года по 31.12.2001 г. - документами территориальных налоговых органов;
г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (пункт 6 Правил от 02.10.2014 года № 1015). Согласно пункту 20 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015 периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными органами в установленном порядке. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (признан утратившим силу ФЗ от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ с 1 января 2003 г.) свидетельство об уплате единого налога является документом, подтверждающим уплату налогоплательщиком этого налога. Свидетельство выдается налогоплательщику не позднее трех дней со дня предъявления в налоговый орган документа с отметкой банка, подтверждающего уплату единого налога. Свидетельство об уплате единого налога выписывается в двух экземплярах, один из которых хранится в налоговом органе. Не допускается использование при осуществлении предпринимательской деятельности каких-либо копий свидетельства. Свидетельство выдается на период, за который налогоплательщик произвел уплату единого налога. В период осуществления предпринимательской деятельности с 01.01.1999 г. по 30.04.1999 г. ФИО1 являлась плательщиком единого налога на вмененный доход, получаемый от осуществления розничной торговли с открытых ларьков на рынке. Расчеты по определению сумм доходов за 1999-2001 годы и проверке достоверности сведений о доходах указанной категории плательщиков были возложены на налоговые органы и в компетенцию ПФР не входили. Сведения о фактических доходах за период осуществления предпринимательской деятельности за спорный период с 01.01.1999 г. по 30.04.1999 г. истцом в Пенсионный фонд РФ не предоставлялись. В соответствии с представленным в территориальный орган СФР свидетельством, ФИО1 был уплачен единый налог на вмененный доход за период с 1 мая 1999 г. по 31 мая 1999 г., с 1 июня 1999 г. по 30 июня 1999 г. в размере 550 рублей. В справке Федеральной налоговой службы от 20.10.2017 г. № отражено, что сведениями о начисленных и уплаченных суммах единого налога на вмененный доход за 1999 г. налоговые органы не располагают. На основании изложенного, отсутствуют правовые основания для включения вышеуказанного спорного периода в страховой стаж истца. Таким образом, по предоставленным документам право на назначение страховой пенсии по старости у ФИО1, 16.04.1966г.р. отсутствует, поскольку: у заявителя отсутствует длительный страховой стаж продолжительностью 37 лет, исчисленный в соответствии с ч.9 ст.13 названного Федерального закона для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ; заявитель не достиг возраста выхода на пенсию - 58 лет, предусмотренного нормами ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС № 3 по Воронежской области в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, хотя был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ст.56 ГПК РФ).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий:
1) страховая пенсия по старости;
2) страховая пенсия по инвалидности;
3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
16.03.2023 г. ФИО1 обратилась в Государственный внебюджетный фонд – Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г., как лицу, достигшему возраста выхода на пенсию.
Решением Государственного внебюджетного фонда – Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области № от 17.04.2023 г. ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях» по тем основаниям, что у неё отсутствует длительный страховой стаж продолжительностью 37 лет, исчисленный в соответствии с нормами ч. 9 ст. 13 Федерального закона для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г., заявитель не достиг возраста выхода на пенсию – 58 лет, предусмотренного нормами ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. (л.д. 11, 12-13).
Из приложения к решению Государственного внебюджетного фонда – Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области № следует, что «согласно приложению 6 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ возраст, по достижении которого граждане приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в 2021г. подлежит увеличению на 36 месяцев, и составляет для женщин 58 лет. На основании указанных положений законодательства ФИО1 приобретет право на страховую пенсию с 16.04.2024 г. Кроме того, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с положениями статей 8, 35 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ необходимо наличие требуемого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента, которые определяются в зависимости от года выхода на пенсию (в 2024 году требуемый страховой стаж составит 15 лет, ИПК - 28,2). Реализация права на пенсию по старости ранее общеустановленного возраста возможна по основаниям, определенным действующим пенсионным законодательством. С 01.01.2019 г. вступили в силу положения ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, согласно которым лицам (женщинам), имеющим страховой стаж не менее 37 лет, страховая пенсия может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 указанной статьи, но не ранее достижения возраста 55 лет. При этом, согласно положениям ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, при исчислении страхового стажа указанным лицам в целях определения их права на пенсию в страховой стаж засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч.1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ, то есть периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. При этом указанные периоды включаются без применения положений части 8 названной статьи, то есть без применения правил подсчета стажа, предусмотренного законодательством, имевшего место до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ. 16.03.2023 г. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., подано заявление о назначении страховой пенсии по старости через Единый портал государственных муниципальных услуг, с учетом согласия с принятием решения о назначении пенсии имеющимся в распоряжении Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области сведениям индивидуального (персонифицированного) учета. По представленным документам продолжительность страхового стажа исчисленного с применением ч.9 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ, ФИО1 составила 35 лет 05 месяцев 16 дней, что является недостаточным для определения права на пенсию по нормам ч. 1.2 чт. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ. В подсчет длительного страхового стажа не включены следующие периоды: с 01.09.1981 г. по 01.03.1985 г. - период обучения в Бутурлиновском медицинском училище Воронежской области, поскольку не предусмотрен положениями ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ; с 07.03.1989 г. по 12.03.1990 г. - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, рожденным ДД.ММ.ГГГГ г.р. в соответствии со ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, п.2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа установления страховой пенсии от 02.10.2014 г. №1015; с 01.01.2022 г. по 15.03.2023 г.- период работы в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с отсутствием на индивидуальном лицевом счете сведений о величине индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), рассчитанного по начисленным страховым взносам, на обязательное пенсионное страхование. При зачете данного периода в общий трудовой стаж составит 36 лет 08 месяцев 00 дней, что недостаточно для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1,2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ. Величина индивидуального пенсионного коэффициента ФИО1 на дату обращения за назначением страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ составляет 56,611.» (л.д. 12-13).
17.05.2023 г. истец обратилась в Государственный внебюджетный фонд – Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области с заявлением о разъяснении решения № (л.д. 14-16, 17).
02.06.2023 г. Государственным внебюджетным фондом – Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области направлено в адрес истца приложение в изменение приложения к решению об отказе в назначении страховой пенсии по старости. (л.д. 18, 19-20). Из указанного приложения следует, что по представленным документам право на назначение страховой пенсии по старости у ФИО1 отсутствует, поскольку не имеется длительного страхового стажа продолжительностью 37 лет, исчисленного в соответствии с нормами ч. 9 ст. 13 Федерального закона для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г., заявитель не достиг возраста выхода на пенсию - 58 лет. (л.д. 18, 19-20).
Истец ФИО1 является индивидуальным предпринимателем с 18.12.1996 г., что подтверждается копией свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года серии № (л.д.38), копией свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей серии № (л.д. 39), копией свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории РФ серии № (л.д. 41).
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, … самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями), за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» или являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона.
ФИО1 является застрахованным лицом, на неё распространяется обязательное пенсионное страхование, что подтверждается копией страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (л.д. 41).
В силу п. 4 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» при подсчете страхового стажа подтверждаются: периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее именуется - до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (на бумажном носителе либо в форме электронного документа).
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий».
Согласно подпунктам «б, г» п. 6 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» «к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:
б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2023 N 471)
г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.»
Истцом в подтверждения уплаты ею единого налога за спорный период с 01.01.1999 г. по 30.04.1999 г., представлены копии квитанций (л.д. 24, 25, 26). Так же, истцом в подтверждении уплаты за спорный период с 01.01.2022 г. по 15.03.2023 г. страховых взносов, представлены копия патента № от 30.11.2021 г. (л.д. 27-28, 29) копия патента № от 20.12.2022 г. (л.д. 30-31, 32), копии извещений (л.д. 33), копии чеков - ордеров (л.д. 34, 35, 36), копии извещения и чека-ордера (л.д. 37).
На 01.10.2022 г. в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 информация об уплате страховых вносов за I, II, III, IV кварталы 2022 г. отсутствовала. (л.д. 21-23).
Из пояснений ответчика следует, что 29.05.2023 г. в базу данных СФР в отношении ФИО1 были загружены уточненные сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2022 год, поступившие от Управления ФНС России по Воронежской области, с учетом загрузки на ИЛС сведений о стаже и величине ИПК за период индивидуальной трудовой деятельности ФИО1 с 01.01.2022 г. по 31.12.2022 г. в Приложение к решению ОСФР по Воронежской области от 17.04.2023 г. № внесены изменения 01.06.2023 г. в части уточнения продолжительности длительного страхового стажа истца, исчисленного в соответствии с ч. ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, а также величине ИПК.
На момент обращения истца в Государственный внебюджетный фонд Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Воронежской области с заявлением о назначении страховой пенсии 16.03.2023 г. сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2022 год из Управления ФНС России по Воронежской области у ответчика не имелось. Решение, которым было отказано во включении спорного периода в стаж истца вынесено 17.04.2023 г., т.е. до поступления уточненных сведений 29.05.2023 г. Представленные ФИО1 квитанции согласно действующему законодательству не являются документами, на основании которых ответчик при рассмотрении заявления о назначении страховой пенсии включает период осуществления предпринимательской деятельности в стаж, т.к. для включения в индивидуальный лицевой счет вышеуказанного спорного периода необходима справка, выданная Федеральной налоговой службой РФ о доходах и об уплаченном едином налоге на вмененный доход.
Таким образом, оспариваемый ФИО3 период осуществления предпринимательской деятельности с 01.01.2022 г. по 31.12.2022 г. был включен ответчиком в страховой стаж истца 01.06.2023 г. (л.д. 19-20) Из вышеизложенного следует, что фактически на момент обращения истца в суд период с 01.01.2022 г. по 31.12.2022 г. был включен в стаж истца, поэтому в этой части исковые требования удовлетворению не подлежат.
Из копии справки МИФНС № 3 по Воронежской области от 10.07.2023 г. следует, что за период с 01.01.2023 г. по 07.07.2023 г. в налоговый орган поступил Единый налоговый платеж: 17.03.2023 г. сумма 11460 руб. 50 коп., 21.06.2023 г. сумма 11460 руб. 50 коп., 23.06.2023 г. сумма 3820 руб. 16 коп. (л.д. 51).
Согласно ч. 1 ст. 58 НК РФ уплата (перечисление) налога, авансовых платежей по налогам в бюджетную систему Российской Федерации осуществляется в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Страховой взнос на обязательное пенсионное страхование включен в список налогов, входящих в ЕНП, указанный в приложении 2 к Письму ФНС России от 30.12.2022 N 8-8-02/0048@.
С 1 января 2023 г. организации и ИП в общем случае уплачивают налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы (кроме взносов на травматизм), пени, штрафы, проценты путем перечисления единого налогового платежа (ЕНП).
Таким образом, период с 01.01.2023 г. по 15.03.2023 г. подлежит включению в стаж истца т.к. за указанный период истцом выплачивался единый налоговый платеж, включающий страховой взнос.
Из ответа Межрайонной ИФНС России №3 по Воронежской области № от 19.07.2023 г. следует, что инспекция не располагает данными о начисленных и уплаченных суммах ЕНВД ФИО1 за период с 01.01.1999 г. по 30.04.1999 г., однако в материалах архивного дела налогового органа имеется акт проверки деятельности граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью № 661 от 23.03.2000г., где отражена сумма уплаченного ею единого налога на вмененный доход (ЕНВД) за 1 квартал 1999 г. - 600 рублей, 2 квартал 1999 г.-750 рублей, в том числе за апрель-250 руб.(750/3 месяца). (л.д. 22)
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что истцом в период с 01.01.1999 г. по 30.04.1999 г. уплачивался единый налог на вмененный доход (ЕНВД), а следовательно указанный период подлежит зачету в страховой стаж истца.
Суд полагает необоснованными и неподлежащими удовлетворению исковые требования в части требования признать решение Государственного внебюджетного фонда - Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области № от 17.04.2023 года незаконным в части не включения в страховой стаж ФИО1 периодов индивидуальной предпринимательской деятельности с 01.01.1999 г. по 30.04.1999 г. и с 01.01.2022 г. по 15.03.2023 г., т.к. на момент принятия указанного решения у ответчика отсутствовали подтвержденные надлежащим образом сведения для включения указанных периодов в стаж истца.
В соответствии со ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. (ст. 1101 ГК РФ).
В обоснование требований о взыскании морального вреда истец указал, что в следствии действий ответчика она была вынуждена обратиться в суд.
Суд полагает не обоснованными требования о взыскании с Государственного внебюджетного фонда - Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области в пользу истца компенсации морального вреда, поскольку на момент вынесения решения ответчик руководствовался имеющимися сведениями, поступившими ему согласно требований закона. В свою очередь Межрайонная ИФНС России №3 по Воронежской области предоставляет сведения, согласно действующего порядка.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Воронежской области о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в стаж периодов работы, взыскании компенсации морального вреда, - удовлетворить частично.
В удовлетворении исковых требований о признании решения Государственного внебюджетного фонда - Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области № от 17.04.2023 года незаконным в части не включения в страховой стаж ФИО1 периодов индивидуальной предпринимательской деятельности с 01.01.1999 г. по 30.04.1999 г. и с 01.01.2022 г. по 15.03.2023 г. – отказать.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к межрайонной ИФНС № 3 по Воронежской области о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в стаж периодов работы, взыскании компенсации морального вреда, - отказать.
Обязать Государственный внебюджетный фонд - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области включить в общий страховой стаж ФИО1 период осуществления предпринимательской деятельности с 01.01.1999 г. по 30.04.1999 г., с 01.01.2023 г. по 15.03.2023 г., и назначить в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ страховую пенсию по старости с 16.03.2023 года, выплатив страховую пенсию по старости за период начиная с 16.03.2023 года.
В удовлетворении исковых требований о взыскании с Государственного внебюджетного фонда - Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области в пользу ФИО1 50 000 рублей в качестве компенсации морального вреда,- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Калачеевский районный суд Воронежской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, то есть начиная с 04.08.2023 года.
Судья: /Ю.Н.Маликов/.