НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Изобильненского районного суда (Ставропольский край) от 31.08.2018 № 2-1048/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дело № 2-1048/18 г.

31 августа 2018 года г. Изобильный

Изобильненский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Кандауровой В.К.,

при секретаре судебного заседания Восканян Ц.М.,

с участием старшего помощника прокурора Изобильненского района Пилипко Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Российской Федерации в лице Министерства труда и социальной защиты населения <адрес> о взыскании недополученных сумм ежегодной денежной компенсации на оздоровление

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 предъявил в суд иск к Российской Федерации в лице Министерства труда и социальной защиты населения <адрес>, в котором просил взыскать с Министерства труда и социальной защиты населения <адрес> за счет средств федерального бюджета в его пользу единовременно недополученную сумму ежегодной компенсации на оздоровление за период с 2007 г. по 2014 г. в размере 28 293 рубля 78 копеек.

В судебное заседание ФИО1 не явился. Представил заявление, в котором просил суд удовлетворить иск и рассмотреть дело в его отсутствие.

Из содержания искового заявления следует, что ФИО1 является ликвидатором катастрофы на Чернобыльской АЭС и получает ежегодную компенсацию на оздоровление. Решением Изобильненского районного суда с ДД.ММ.ГГГГ ему была установлена ежегодная компенсация на оздоровление в размере 1 952 рубля 16 копеек с последующей её индексацией в установленном законом порядке. До ДД.ММ.ГГГГ должником по данному решению выступала Российская Федерация в лице Управления труда и социальной защиты населения Изобильненского муниципального района <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время должником от имени Российской Федерации выступает Министерство труда и социальной защиты населения <адрес>. В соответствии с действующим законодательством данная выплата подлежит ежегодной индексации. Однако с 2007 г. по 2014 <адрес> труда и социальной защиты населения Изобильненского муниципального района <адрес> не проводило дальнейшую ежегодную индексацию, установленной истцу суммы ежегодной компенсации на оздоровление. Министерство труда и социальной защиты населения <адрес> произвело ежегодные индексации, установленной суммы ежегодной компенсации на оздоровление и установило ФИО1 суммы ежегодной компенсации на оздоровление за 2015 год - в размере 3820 рублей 52 копейки, за 2016 год - в размере 4087 рублей 96 копеек, за 2017 год - в размере 4308 рубль 71 копейку, и выплатило истцу все недополученные суммы ежегодной компенсации на оздоровление, но только за период с 2015 года по настоящее время. За период с 2007 г. по 2014 г. недополученная сумма ежегодной компенсации на оздоровление с учетом индексации по росту потребительских цен, подлежащая взысканию, составляет 28 293 рубля 78 копеек.

Представитель ответчика Российская Федерация в лице Министерства труда и социальной защиты населения <адрес> в судебное заседание не явился. Первый заместитель министра ФИО2 представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и возражения на исковое заявление, из которых следует, что до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Правилами предоставления гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Правила) решения о выплате ежегодных денежных компенсаций на оздоровление, предусмотренных частью 1 статьи 40 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее -Закон), принимал орган в сфере социальной защиты населения, по месту жительства граждан, подвергшихся воздействию радиации. В целях осуществления выплаты ежегодной компенсации на оздоровление списки на ее выплату, подписанные руководителем этого органа, заверенные печатью, представлялись ежемесячно в территориальный орган Федерального казначейства, который осуществлял перечисление средств федерального бюджета на счет, открытый получателем компенсации в кредитной организации либо выплату компенсации через организации федеральной почтовой связи.

По месту жительства ФИО1 органом, принимающим решения о выплате ежегодной компенсации на оздоровление до ДД.ММ.ГГГГ, являлось управление труда и социальной защиты населения администрации Изобильненского муниципального района (далее - управление).

По информации управления ФИО1 согласно решению суда ежегодно выплачивалась компенсация на оздоровление в размере 1 952 рубля 16 копеек. Однако индексация этой суммы в установленном законом порядке не производилась.

С ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> уполномоченным органом по их выплате является министерство труда и социальной защиты населения <адрес>.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> по месту жительства получателей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес> отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и отдельными государственными полномочиями <адрес> в области труда и социальной защиты отдельных категорий граждан» (в редакции закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-кз) наделены отдельными полномочиями в части приема заявлений и документов, на основании которых гражданам, подвергшимся воздействию радиации, осуществляется выплата ежегодной компенсации на оздоровление.

Согласно Порядку выплаты денежных компенсаций и других выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации (далее - Порядок), утвержденному постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, граждане или их доверенные лица в целях получения компенсации на оздоровление ежегодно подают заявление и необходимые документы (далее - документы), предусмотренные Правилами, в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> по месту их жительства. Министерство при получении документов осуществляет их правовую оценку, при наличии права на выплату ежегодной компенсации на оздоровление принимает решение о ее выплате и производит выплату за счет средств, предоставляемых <адрес> в виде субвенций из бюджета Российской Федерации.

Начиная с ДД.ММ.ГГГГФИО1 выплата ежегодной компенсации на оздоровление осуществлялась в соответствии с судебным решением, с учетом ежегодной индексации. Принять решение об индексации ежегодной компенсации на оздоровление, выплаченной ФИО1 за период с 2007 по 2014 г.г., министерство не могло, так как данными полномочиями в указанный период не было наделено.

Также министерство считает необоснованным требование ФИО1 о применении к индексации недополученных сумм ежегодной компенсации на оздоровление порядка, установленного пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», так как в нем идет речь о том, что суд вправе удовлетворить требование истца об индексации назначенных сумм в возмещение вреда с учетом роста индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячными и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе с отказом в их индексации. Просил отказать в удовлетворении иска.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствии, в связи с чем, с учетом заявлений о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав заключение старшего помощника прокурора <адрес> Пилипко Д.А.,полагавшего возможным удовлетворить иск, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Из содержания ст. ст. 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со ст. ст. 42 и 53 следует, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого гражданина неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В обеспечение выполнения этой обязанности применительно к гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель предусмотрел систему мер, направленных на возмещение вреда, причиненного их здоровью в результате этой катастрофы, и иные меры социальной поддержки, включая денежную компенсацию на приобретение продовольственных то­варов.

ФИО1 принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и получает ежегодную компенсацию на оздоровление.

Решением Изобильненского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, иск ФИО1 к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Изобильненского муниципального района удовлетворен, с ДД.ММ.ГГГГФИО1 назначена ежегодная компенсация на оздоровление в размере 1 952 рубля 16 копеек с последующей индексацией в установленной законом порядке.

Справкой Управления труда и социальной защиты населения администрации Изобильненского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, выданной истцу, подтверждаются произведенные ежегодные выплаты на оздоровление в период с 2007 г. по 2014 г. в размере 1 952 рубля 16 копеек, за 2015 г. в размере 3820 рублей 52 копейки, за 2016 г. в размере 4087 рублей 96 копеек, за 2017 г. в размере 4308 рублей 71 копейку, за 2018 г. в размере 4416 рублей 43 копейки.

В справке Управления Федеральной службы государственной статистики по <адрес>, Карачаево-Черкесской республике и Кабардино-Балкарской республике от ДД.ММ.ГГГГ указаны помесячные индексы потребительских цен, сложившихся в <адрес> за 2005-2018 г.г.

С ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, коэффициент индексации по уровню инфляции на 2007 год составляет 1,08. Следовательно, размер ежегодной компенсации на оздоровление в 2007 году должен составлять 2108 руб. 33 коп. (1952 руб. 16 коп. * 1,08 = 2108 руб. 33 коп.).

С ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2007г. , коэффициент индексации по уровню инфляции на 2008 год составляет 1,105. Следовательно, размер ежегодной компенсации на оздоровление в 2008 году должен составлять 2329 руб. 70 коп. (2108 руб. 33 коп. * 1,105 = 2329 руб. 70 коп.).

С ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2007г. (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), коэффициент индексации по уровню инфляции на 2009 год составляет 1,13. Следовательно, размер ежегодной компенсации на оздоровление в 2009 году должен составлять 2632 руб. 56 коп.(2329 руб. 70 коп. * 1,13 = 2632 руб. 56 коп.).

С ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, коэффициент индексации по уровню инфляции на 2010
год составляет 1,1. Следовательно, размер ежегодной компенсации на
оздоровление в 2010 году должен составлять 2895 руб. 82 коп. (2632 руб. 56
коп. * 1,1 = 2895 руб. 82 коп.).

С ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, коэффициент индексации по уровню инфляции на 2011
год составляет 1,065. Следовательно, размер ежегодной компенсации на
оздоровление в 2011 году должен составлять 3084 руб. 05 коп. (2895 руб. 82 коп. * 1,065 = 3084 руб. 05 коп.).

С ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, коэффициент индексации по уровню инфляции на 2012 год составил 1,06. Следовательно, размер ежегодной компенсации на
оздоровление в 2012 году должен составлять 3269 руб. 09 коп. (3084 руб. 05
коп.* 1,06 = 3269 руб. 09 коп.).

С ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ коэффициент индексации по уровню инфляции на 2013 год составляет 1,055. Следовательно, размер ежегодной компенсации на
оздоровление в 2013 году должен составлять 3448 руб. 89 коп. (3269 руб. 09
коп. * 1,055 = 3448 руб. 89 коп.).

С ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, коэффициент индексации по уровню инфляции на 2014
год составляет 1,05. Следовательно, размер ежегодной компенсации на
оздоровление в 2014 году должен составлять 3621 руб. 33 коп. (3448 руб. 89
коп. * 1,05 = 3621 руб. 33 коп.).

Согласно приведенному расчету, за период с 2007 по 2014 год недополученная сумма ежегодной компенсации на оздоровление составляет 17 084 рубля 98 копеек, без учета индексации в связи с несвоевременной выплатой.

Представленный расчёт судом проверен, стороной ответчика не оспорен, в связи с чем, суд кладет его в основу решения.

Поскольку суммы указанной ежегодной компенсации в надлежащем объеме не индексировались в нарушение решения суда, ФИО1 вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ему несвоевременной выплатой указанных сумм.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) размеры выплат гражданам, установленные настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствий с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ. Следовательно, с 2007 г. у ФИО1 возникло право на получение ежегодной компенсации на оздоровление с учётом индексации.

Исходя из вышеуказанного расчёта, недополученная сумма ежегодной компенсации на оздоровление с учетом индексации, в связи с несвоевременной выплатой составляет 28 293 рубля 78 копеек, которая подлежит взысканию в пользу истца с ответчика.

В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.04.2005г. "О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требования об индексации этих сумм с учетом индекса роста потребительских цен рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации.

По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.

С учётом сделанного вывода суда, доводы стороны ответчика, изложенные в возражениях о неприменении п. 16 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, подлежат отклонению.

Коллегия Верховного Суда Российской Федерации в своем определении по гражданскому делу от ДД.ММ.ГГГГ № Зн-0458/99 указала, что решение о выплате задолженности с учетом понесенных заявителем убытков, исчисленных путем увеличения суммы задолженности на сводный индекс потребительских цен, рассчитанный органами государственной статистики, по существу является правильным, и таким образом, недополученные суммы возмещения вреда, причиненного здоровью, должны быть проиндексированы в связи с их несвоевременной выплатой.

С учетом принятой Российской Федерацией ответственности по возмещению вреда ликвидаторам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, положений названного Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом установления несвоевременной выплаты индексации ежемесячных денежных компенсаций за вред здоровью, имеются основания для взыскания инфляционных убытков с ответчика, как представителя государства, по данному виду правоотношений, не обеспечившего своевременную и полную выплату сумм компенсации в возмещение вреда здоровью истца, в условиях наличия инфляционных процессов, за счет средств федерального бюджета.

При разрешении спора, суд исходит из того, что ежемесячные суммы компенсации, подлежащие выплате истцу, в установленном порядке с 2007 г. по 2014 г. своевременно проиндексированы не были, в связи с чем, недоплаченная сумма в силу инфляционных процессов утратила свою покупательную способность, что привело к причинению истцу имущественного вреда (убытков).

Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 к Российской Федерации в лице Министерства труда и социальной защиты населения <адрес> о взыскании недополученных денежных сумм ежегодной компенсации на оздоровление - удовлетворить.

Взыскать с Министерства труда и социальной защиты населения <адрес> за счет средств федерального бюджета в пользу ФИО1 единовременно недополученную сумму ежегодной компенсации на оздоровление за период с 2007 г. по 2014 г. в размере 28 293 рубля 78 копеек.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Изобильненский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 04 сентября 2018 г.

Судья В.К. Кандаурова