НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Изобильненского районного суда (Ставропольский край) от 30.07.2018 № 2-920/18

дело № 2-920/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июля 2018 года г. Изобильный

Изобильненский районный суд, Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Мишина Е.А.;

при секретаре судебного заседания Алферовой М.С.;

с участием старшего помощника прокурора Изобильненского района, Ставропольского края Пилипко Д.А.;

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Изобильненского районного суда, Ставропольского края гражданское дело по исковому заявлению Климова Михаила Петровича к Российской Федерации, в лице Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края о взыскании недополученных сумм ежегодной компенсации на оздоровление,

установил:

Климов М.П. обратился в суд с исковым заявлением к Российской Федерации, в лице, Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края о взыскании недополученных сумм ежегодной компенсации на оздоровление.

Исковые требования мотивированны тем, что Климов М.П. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году и получает ежегодную компенсацию на оздоровление. Решением Изобильненского районного суда, Ставропольского края от 19.12.2006 года Климовц М.П. установлена с 01.01.2007 года ежегодная компенсация на оздоровление в размере 1952,16 рублей, с последующей её индексацией в установленном законом порядке.

До 1 января 2015 года должником по решению Изобильненского районного суда, Ставропольского края выступала Российская Федерация, в лице управления труда и социальной защиты населения Изобильненского муниципального района, Ставропольского края. С 1 января 2015 года по настоящее время должником от имени Российской Федерации выступает Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края.

Согласно части 3 статьи 5 Федерального Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года (в редакции Федерального Закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ) размеры выплат гражданам, установленные настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

С 1 января 2007 года по 31 декабря 2014 года Управление труда и социальной защиты населения Изобильненского муниципального района Ставропольского края не проводило дальнейшую ежегодную индексацию установленной ему с 1 января 2007 года суммы ежегодной компенсацию оздоровление.

Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края произвело ежегодные индексации установленной суммы ежегодной компенсацию на оздоровление и установило истцу суммы ежегодной компенсацию на оздоровление за 2015 год - в размере 3820,52 рублей, за 2016 год - в размере 4087,96 рублей, за 2017 год - в размере 4308,71 рублей, за 2017 год - в размере 4416,43 рублей и выплатило ему все недополученные суммы ежегодной компенсацию на оздоровление, но только за период с 01 января 2015 года по настоящее время. Неполучение сумм индексации ежегодной компенсации на оздоровление за период с 2007 по 2014 год приносит истцу Климову М.П. имущественный ущерб.

В соответствии с п. 5 статьи 208 ГК РФ и статьей 58 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. №170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", взысканию подлежат недополученные суммы ежегодной компенсации на оздоровление за период с 2007 по 2014 год.

С 01.01.2007 г., в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 г. № 171, коэффициент индексации по уровню инфляции на 2007 год составляет 1,08. Следовательно, размер ежегодной компенсации на оздоровление в 2007 году должен составлять 2108,33 рублей (1952 руб. 16 коп. * 1,08 = 2108 руб. 33 коп.).

С 01.01.2008 г., в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2007г. № 914, коэффициент индексации по уровню инфляции на 2008 год составляет 1,105. Следовательно, размер ежегодной компенсации на оздоровление в 2008 году должен составлять 2329,70 рублей (2108 руб. 33 коп. * 1,105 = 2329 руб. 70 коп.).

С 01.01.2009 г., в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2007г. № 914 (в редакции от 07.07.2009 г.), коэффициент индексации по уровню инфляции на 2009 год составляет 1,13. Следовательно, размер ежегодной компенсации на оздоровление в 2009 году должен составлять 2632,56 рублей (2329 руб. 70 коп. * 1,13 = 2632 руб. 56 коп.).

С 01.01.2010 г., в соответствии с Постановлением Правительства РФ о 16.12.2009 г. № 1024, коэффициент индексации по уровню инфляции на 2010 год составляет 1,1. Следовательно, размер ежегодной компенсации на
оздоровление в 2010 году должен составлять 2895,82 рублей (2632 руб. 56 коп. * 1,1 = 2895 руб. 82 коп.).

С 01.01.2011 г., в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2010 г. № 1079, коэффициент индексации по уровню инфляции на 2011 год составляет 1,065. Следовательно, размер ежегодной компенсации на оздоровление в 2011 году должен составлять 3084,05 рублей (2895 руб. 82 коп. * 1,065 = 3084 руб. 05 коп.).

С 01.01.2012 г., в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 1019, коэффициент индексации по уровню инфляции на 2012 год составил 1,06. Следовательно, размер ежегодной компенсации на
оздоровление в 2012 году должен составлять 3269,09 рублей (3084 руб. 05 коп. * 1,06 = 3269 руб. 09 коп.).

С 01.01.2013 г., в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.12.2012 г. № 1255 коэффициент индексации по уровню инфляции на 2013 год составляет 1,055. Следовательно, размер ежегодной компенсации на
оздоровление в 2013 году должен составлять 3448,89 рублей (3269 руб. 09 коп. * 1,055 = 3448 руб. 89 коп.).

С 01.01.2014 г., в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 г. № 1189, коэффициент индексации по уровню инфляции на 2014 год составляет 1,05. Следовательно, размер ежегодной компенсации на
оздоровление в 2014 году должен составлять 3621,33 рублей (3448 руб. 89 коп. * 1,05 = 3621 руб. 33 коп.).

Согласно приведенному расчету, за период с 2007 по 2014 год недополученная сумма ежегодной компенсации на оздоровление, с учетом индексации по росту потребительских цен в связи с несвоевременной выплатой, составляет 12429,58 рублей.

Просит суд взыскать с министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края за счет средств федерального бюджета в пользу Климова М.П. единовременно недополученную сумму ежегодной компенсации на оздоровление за период с 2007 по 2014 год в размере 12429,58 рублей.

Истец Климов М.П., извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика Российская Федерация в лице Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, в лице первого заместителя Министра Чижик Е.В., извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства, а также представил письменные возражения, в которых указал, что до 1 января 2015 года в соответствии с Правилами предоставления гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Правила) решения о выплате ежегодной компенсации на оздоровление, предусмотренной частью первой статьи 40 Закона, принимал орган в сфере социальной защиты населения, по месту жительства граждан, пострадавших от воздействия радиации. В целях осуществления выплаты ежегодной компенсации на оздоровление списки на ее выплату, подписанные руководителем этого органа и заверенные печатью, представлялись ежемесячно в территориальный орган Федерального казначейства, который осуществлял перечисление средств федерального бюджета на счет, открытый получателем компенсации в кредитной организации либо выплату компенсации через организации федеральной почтовой связи. Органом, принимающим решения о выплате ежегодной компенсации на оздоровление по месту жительства Климова М.П. до 1 января 2015 года, являлось управление труда и социальной защиты населения администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края (далее - управление). По информации управления Климов М.П. с 2007 года по 2014 год ежегодно выплачивалась компенсация на оздоровление в размере 1952,16 рублей, установленном решением Изобильненского районного суда Ставропольского края от 19 декабря 2006 года. Однако указанное решение суда управлением исполнялось не в полном объеме, поскольку не производилась ежегодная индексация размера компенсации в порядке, установленном законом. С 1 января 2015 года - с даты вступления в законную силу Федерального закона от 22 декабря 2014 года № 428-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации» полномочия Российской Федерации по выплате денежных компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации, в том числе ежегодной компенсации на оздоровление, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В Ставропольском крае с указанной даты уполномоченным органом по их выплате является министерство. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края по месту жительства получателей Законом Ставропольского края от 11 декабря 2009 г. № 92-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и отдельными государственными полномочиями Ставропольского края в области труда и социальной защиты отдельных категорий граждан»(в редакции закона Ставропольского края от 6 февраля 2015 г. № 9-кз ) наделены отдельными полномочиями в части приема заявлений и документов, на основании которых гражданам, подвергшимся воздействию радиации, осуществляется в том числе и выплата ежегодной компенсации на оздоровление. Согласно порядку выплаты денежных компенсаций и других выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации (далее - Порядок), утвержденному постановлением Правительства Ставропольского края от 14 апреля 2015 г. № 154-п, граждане или их доверенные лица в целях получения компенсации на оздоровление ежегодно подают заявление и необходимые документы (далее - документы), предусмотренные Правилами, в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края по месту их жительства. Министерство при получении документов осуществляет их правовую оценку, при наличии права на выплату ежегодной компенсации на оздоровление принимает решение о выплате и производит выплату компенсации за счет средств, предоставляемых Ставропольскому краю в виде субвенций из бюджета Российской Федерации. Начиная с 1 января 2015 года, выплата ежегодной компенсации на оздоровление Климову М.П. осуществлялась в соответствии с решением Изобильненского районного суда Ставропольского края от 19 декабря 2006 года и с учетом ежегодной индексации. Указанное решение суда министерством исполняется в полном объеме. Принять решение об индексации ежегодной компенсации на оздоровление, выплаченной Климову М.П. в 2007 - 2014 годах, министерство не могло, так как данными полномочиями в указанный период не было наделено. Что касается ссылки Климова М.П. на пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005 г. № 7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», то министерство считает ее необоснованной, поскольку в нем речь идет о том, что суд вправе удовлетворить требование истца об индексации назначенных сумм в возмещение вреда с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации. Выплата ежегодной компенсации на оздоровление Климову М.П. в 2007 - 2014 годах производилась своевременно и в размере, установленном решением Изобильненского районного суда Ставропольского края от 19 декабря 2006 года, который всегда превышал размер указанной компенсации, установленный на законодательном уровне. Просит суд в удовлетворении искового заявления Климова М.П. отказать в полном объеме.

Старший помощник прокурора Изобильненского района, Ставропольского края Пилипко Д.А., в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований Климова М.П.

Суд, выслушав мнение лиц участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, исследовав доказательства по делу и оценив представленные сторонами доказательства, пришел к следующим выводам.

Из содержания ст. ст. 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со ст. ст. 42 и 53 следует, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого гражданина неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В обеспечение выполнения этой обязанности применительно к гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель предусмотрел систему мер, направленных на возмещение вреда, причиненного их здоровью в результате этой катастрофы, и иные меры социальной поддержки, включая денежную компенсацию на приобретение продовольственных то­варов.

Климов М.П.принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Решением Изобильненского районного суда, Ставропольского края от 19.12.2006 года, вступившим в законную силу, иск Климова М.П. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Изобильненского муниципального района удовлетворен, на ответчика возложена обязанность назначить и выплачивать истцу за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию на оздоровление за период с 2000 по 2006 год, включении Климова М.П. с 01 января 2007 в списки на получение ежегодной компенсации на оздоровление в размере 1952,16 рублей с последующей индексацией в установленной законом порядке.

Справкой Управления труда и социальной защиты населения администрации Изобильненского муниципального района от 24.05.2018, выданной истцу, подтверждаются произведенные ежемесячные денежные выплаты на оздоровление в период с 01.01.2007г. по 31.12.2014г. в размере 1952,16 рублей, за 2015 года в размере 3820,52 рублей, за 2016 год - 4087,96 рублей, за 2017 год - 4308,81 рублей, за 2018 год - 4416,43 рублей.

В справке Управления Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, Карачаево-черкесской республике и Кабардино-Балкарской республике от 07.02.2018 г. указаны помесячные индексы потребительских цен, сложившихся в Ставропольском крае за 2005-2018 г.г.

Согласно расчёту недополученных сумм за период с 2007 по 2014 года, представленному в иске, недополученная сумма компенсации на оздоровление составляет 12429,58 рублей.

Представленный расчёт судом проверен, стороной ответчика не оспорен, в связи с чем, суд кладет его в основу решения.

Поскольку суммы указанной ежемесячной денежной компенсации в надлежащем объеме не индексировались в нарушение решения суда, Климов М.П. вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ему несвоевременной выплатой указанных сумм.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции ФЗ от 26.04.2004г. № 31) размеры выплат гражданам, установленные настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствий с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ. Следовательно, с 01.01.2007 г. у Климова М.П. возникло право на получение ежегодной компенсации за вред здоровью с учётом индексации.

Исходя из вышеуказанного расчёта, а также выплат, произведенных по ежемесячным денежным компенсациям на приобретение продовольственных товаров за 2015-2017 года, недоплата выплаченных сумм составила 12429,58 рублей, указанная сумма подлежит взысканию в пользу истца с ответчика.

В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 05.04.2005г. "О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000г. N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требования об индексации этих сумм с учетом индекса роста потребительских цен рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.

С учётом сделанного вывода суда, доводы стороны ответчика, изложенные в возражениях о неприменении п. 16 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, подлежат отклонению.

Коллегия Верховного Суда Российской Федерации в своем определении по гражданскому делу от 26.10.1999г. N Зн-0458/99 указала, что решение о выплате задолженности с учетом понесенных заявителем убытков, исчисленных путем увеличения суммы задолженности на сводный индекс потребительских цен, рассчитанный органами государственной статистики, по существу является правильным, и таким образом, недополученные суммы возмещения вреда, причиненного здоровью, должны быть проиндексированы в связи с их несвоевременной выплатой.

С учетом принятой Российской Федерацией ответственности по возмещению вреда ликвидаторам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, положений названного Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. N 1244-1, с учетом установления несвоевременной выплаты индексации ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров, имеются основания для взыскания инфляционных убытков с ответчика, как представителя государства, по данному виду правоотношений, не обеспечившего своевременную и полную выплату сумм компенсации в возмещение вреда здоровью истца, в условиях наличия инфляционных процессов, за счет средств федерального бюджета.

При разрешении спора, суд исходит из того, что ежемесячные суммы денежной компенсации, подлежащие выплате истцу, в установленном порядке с 2007 по 2014 года своевременно проиндексированы не были, в связи с чем, недоплаченная сумма в силу инфляционных процессов утратила свою покупательную способность, что привело к причинению истцу имущественного вреда (убытков).

Таким образом, согласно представленному стороной истца расчёту, с ответчика в пользу истца за счёт средств федерального бюджета подлежит взысканию недополученная сумма ежемесячных денежных компенсаций на оздоровление за указанный период в размере 12429,58 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Климова Михаила Петровича к Российской Федерации в лице Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края о взыскании недополученных денежных сумм ежегодной денежной компенсации на оздоровление - удовлетворить.

Взыскать с Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края за счет средств федерального бюджета в пользу Климова Михаила Петровича единовременно недополученную сумму ежегодной компенсации на оздоровление за период с 2007 по 2014 год в размере 12429 рублей 58 копеек.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Изобильненский районный суд, Ставропольского края в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Мишин Е.А.