НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ижемского районного суда (Республика Коми) от 20.05.2020 № 2-129/20

Дело 2-129/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> 20 мая 2020 года

Ижемский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Семаковой А.Р.,

при секретаре судебного заседания Демидовой Н.О., ††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† &#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;помощника прокурора <адрес> Республики Коми Мештбаева А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Коми в защиту прав и законных интересов Шаверина Василия Александровича к администрации МО МР «Ижемский» о возложении обязанности осуществить расселение жильцов многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, У С Т А Н О В И Л: <адрес> Республики Коми обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов Шаверина В.А. к администрации МО МР «Ижемский» о возложении обязанности осуществить расселение жильцов многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу. Мотивировал свои исковые требования тем, что заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, и не пригодным для проживания. Согласно техническом<адрес> Республики Коми Мештбаева А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Коми в защиту прав и законных интересов Шаверина Василия Александровича к администрации МО МР «Ижемский» о возложении обязанности осуществить расселение жильцов многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> Республики Коми обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов Шаверина В.А. к администрации МО МР «Ижемский» о возложении обязанности осуществить расселение жильцов многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу. Мотивировал свои исковые требования тем, что заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, и не пригодным для проживания. Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ, указанный дом является 8-ми квартирным, тогда как в приложении к Муниципальной программе (в ред. От ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено расселение только 6 квартир, при этом квартира, в которой на момент пожара фактически проживал Шаверин В.А. и является нанимателем жилого помещения, в программу переселения не включен, указанное обстоятельство также подтверждается актом инвентаризации указанного многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с распоряжением администрации СП «Щельяюр» от ДД.ММ.ГГГГ-р (о.д.) срок переселения жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, Заводская, <адрес>, истек ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, указанный дом впоследствии должен быть разобран. ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по вышеуказанному адресу сгорел, разбор оставшихся после пожара конструкций элементов был осуществлен ИП ФИО3 по договору очистки территории и вывоза сгоревших остатков конструктивных элементов здания и сгоревшего быта людей, проживающих в доме. По сведениям администрации СП «Щельяюр» в <адрес> проживал Шаверин В.А., на основании договора социального найма жилого помещения. Заключенный ДД.ММ.ГГГГ после произошедшего пожара администрацией СП «Щельяюр» с Шавериным В.А. договор социального найма жилого помещения -Щ фактически лишил последнего права на переселение из аварийного жилищного фонда, возникшего у него после признания его аварийным ДД.ММ.ГГГГ, поскольку предоставленное жилое помещение, площадью 34 кв.м., не соответствует площади ранее им занимаемого жилого помещения (согласно технического паспорта <адрес> 3-х комнатная, общей площадью 71,6 кв.м.), чем фактически ухудшают его положение. Обязанность расселения Шаверина В.А. лежит на администрации МР «Ижемский» за счет средств, направляемых бюджетом РФ, Республики Коми и МР «Ижемский». Просит признать право Шаверина Василия Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на переселение из ранее занимаемого им жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного ДД.ММ.ГГГГ аварийным; обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Ижемский» в срок до ДД.ММ.ГГГГ путем включения Шаверина Василия Александровича в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования муниципального района «Ижемский» в 2019 - 2025 годах», утвержденную Постановлением администрации МР «Ижемский» от ДД.ММ.ГГГГ обеспечить его расселение.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Мештбаев А.К., на исковых требованиях настаивает, доводы искового заявления поддерживает.

Истец Шаверин В.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения заявления уведомлен надлежащим образом.

Представитель ответчика – администрация МО МР «Ижемский» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения заявления уведомлен надлежащим образом, в представленном суду заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, решение вопроса оставляет на усмотрение суда.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав помощника прокурора <адрес> Мештбаева А.К., приходит к следующему:

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в целях устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда предусмотрен национальный проект «Жилье и городская среда» (далее – НП «Жилье и городская среда»), одной из задач которого является создание механизмов переселения граждан из непригодного жилья, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с паспортом федерального проекта, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Жилье и городская среда» от ДД.ММ.ГГГГ (далее – федеральный проект), целевой показатель для Республики Коми по расселяемому до 2024 года аварийному жилфонду составляет 135,48 тыс. кв. м, по количеству расселяемых граждан – 7,53 тыс. человек.

Согласно паспорту, федеральный проект реализуется через Государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд).

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 14, ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон № 185-ФЗ) в перечень условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда входит наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.

В пределах предоставленных полномочий постановлением Правительства Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019–2025 годах» (далее – Программа), ответственным за реализацию и главным распорядителем бюджетных средств на исполнение которой является Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми (далее – Министерство).

Заключенным Правительством Республики Коми с Фондом договором от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении и использовании финансовой поддержки Фонда на переселение граждан из аварийного жилья регион принял обязательство обеспечить достижение целевых показателей реализации Программы, установленных федеральным проектом (п. 2.2.5).

Одним из участников Программы является МО МР «Ижемский», интересы которого в силу положений ч. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 34, 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представляет администрация муниципального района «Ижемский».

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ региональная программа переселения должна содержать срок переселения граждан из каждого МКД. При этом формирование региональной программы осуществляется в соответствии с принципом первоочередности переселения, определяемым исходя трех критериев: года признания МКД аварийным, наличия угрозы его обрушения и необходимости переселения граждан в связи с вступившим в законную силу решением суда.

Приложением к республиканской адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах" утвержден перечень аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации которым, по этапу 2020 года с финансовой поддержкой Фонда включен многоквартирный <адрес>, при этом перечнем предусмотрена планируемая дата окончания переселения IV квартал 2022 года, а дата сноса установлена до конца 2023 года.

Постановлением администрации МР «Ижемский» от ДД.ММ.ГГГГ утверждена адресная муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования муниципального района «Ижемский» в 2019 - 2025 годах» (далее – Муниципальная программа»).

Приложением к Муниципальной программе утвержден перечень аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, согласно которому расселение жителей многоквартирного <адрес>, осуществляется из расчета 6 квартир, планируемая дата окончания переселения IV квартал 2022 года, а дата сноса установлена до конца 2023 года.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.Действие данного Положения (с изменениями и дополнениями) распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, и не пригодным для проживания.

В соответствии с распоряжением администрации СП «Щельяюр» от ДД.ММ.ГГГГ-р (о.д.) срок переселения жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> истек ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, указанный дом впоследствии должен быть разобран.

ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по вышеуказанному адресу сгорел, разбор оставшихся после пожара конструкций элементов был осуществлен ИП ФИО3 по договору очистки территории и вывоза сгоревших остатков конструктивных элементов здания и сгоревшего быта людей, проживающих в доме.

По сведениям администрации СП «Щельяюр» и ОМВД России по <адрес> в <адрес> проживал Шаверин В.А.

Согласно технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, указанный дом является 8-ми квартирным, тогда как в Приложении к Муниципальной программе (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено расселение только 6 квартир, при этом <адрес>, в которой на момент пожара фактически проживал Шаверин В.А., в программу переселения не включена, указанное обстоятельство также подтверждается актом инвентаризации указанного многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ.

Заключенный ДД.ММ.ГГГГ после произошедшего пожара муниципальным бюджетным учреждением «Жилищное управление», действующего от имени администрации СП «Щельяюр», с Шавериным В.А. договор социального найма жилого помещения -Щ фактически лишил Шаверина В.А. права на переселение из аварийного жилищного фонда, возникшего у него после признания его аварийным ДД.ММ.ГГГГ, поскольку предоставленное жилое помещение площадью 31,8 кв.м. не соответствуют площади ранее им занимаемого жилого помещения (согласно техническому паспорту <адрес> 3-х комнатная, с общей площадью 71,6 кв.м.), чем фактически ухудшают его положение.

Из письменных объяснений Шаверина В.А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он фактически проживает по адресу: <адрес>, ком.9. До ДД.ММ.ГГГГ он проживал в квартире по адресу: <адрес>, до момента пожара, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. Как погорельцу, администрация СП «Щельяюр» предоставила ему временное жилое помещение по договору социально найма жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. По указанному адресу он не проживает по причине того, что в предоставленном ему жилом помещении по социальному найму нет условий для проживания.

В соответствии с п. 6 ч. 1, ч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, при этом п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся вопросы признания в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Частью 1 статьи 20 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предусмотрено, что получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, муниципальные образования. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, в местные бюджеты.

Так, субъектом Российской Федерации может быть принято решение об определении муниципальных образований, указанных в части 2 настоящей статьи, получателями средств Фонда. В этом случае субъект Российской Федерации представляет в Фонд перечень муниципальных образований - получателей средств Фонда с указанием объема средств для каждого муниципального образования в целях перечисления указанных средств в соответствующие местные бюджеты.

В соответствии со ст. ст. 17 и 19 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Фонд утверждает лимиты предоставления финансовой поддержки за счет своих средств, рассчитанные для каждого субъекта Российской Федерации, в пределах которой предоставляется финансовая поддержка за счет средств Фонда.

В соответствие с положениями Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ).

При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Согласно, ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Таким образом, с учетом приведенных норм действующего законодательства, а также принятой Муниципальной программы, обязанность расселения Шаверина В.А., лежит на администрации МР «Ижемский» за счет средств, направляемых бюджетом РФ, Республики Коми и МР «Ижемский».

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в ответе на вопрос Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, однако, решение органа местного самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может быть оспорено гражданами в суде.

Принимая во внимание, что Фондом и Региональной программой денежные средства на расселение жильцов указанного дома будут выделены администрации МР «Ижемский» в 2021 году, но вместе с тем, Шаверин В.А. лишен права переселения из аварийного дома по не зависящим от него причинам, тогда как фактически такое право у него имеется с ДД.ММ.ГГГГ.

Переселение граждан из аварийного жилья за счет финансовой поддержки, предоставляемой Фондом в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ, обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда путем комплексного подхода к формированию нового сегмента жилья эконом-класса являются составными частями НП «Жилье и городская среда».

Исследовав и оценив представленные доказательства, учитывая, что ответчиком не представлено в судебном заседании доказательств устранения выявленных нарушений истца на обеспечение его жилищных прав, суд находит требования прокурора законными и подлежащими удовлетворению, с установлением в соответствии со ст. 206 ГПК РФ срока исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождены.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать право Шаверина Василия Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на переселение из ранее занимаемого им жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного ДД.ММ.ГГГГ аварийным.

Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Ижемский» в срок до ДД.ММ.ГГГГ путем включения Шаверина Василия Александровича в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования муниципального района «Ижемский» в 2019 - 2025 годах», утвержденную Постановлением администрации МР «Ижемский» от ДД.ММ.ГГГГ обеспечить его расселение.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца с момента вынесения, через Ижемский районный суд Республики Коми.

Председательствующий-

судья А.Р. Семакова