НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Избербашского городского суда (Республика Дагестан) от 12.07.2017 № 2-256/17

Гражданское дело № 2-256/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Избербаш РД 12 июля 2017г.

Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего - судьи Исаева И.М.,

с участием помощника прокурора г.Избербаш РД Магомедрасулова Ш.М.,

лица, в интересах которого подан иск, Мирзаевой Р.М.,

представителя ответчика Администрации ГО «город Избербаш» Гаджиалиевой Р.Х.,

представителя ответчика Управления образованием г.Избербаш Ибрагимовой Д.Х.,

при секретаре судебного заседания Булкадаровой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Избербаш гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Избербаш РД, поданному в суд в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав и законных интересов Мирзаевой Рукият Магомедовны, к Администрации городского округа «город Избербаш», Управлению образованием г.Избербаш, директору дошкольного образовательного учреждения г.Избербаш Абдусаламовой У.Г. о взыскании заработной платы,

установил:

Прокурор г.Избербаш РД Мирзалабагамаев М.Ш., действуя в защиту прав и законных интересов Мирзаевой Рукият Магомедовны, обратился в Избербашский городской суд Республики Дагестан с указанным исковым заявлением, в обоснование которого указал следующее.

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время согласно приказу Мирзаева Р.М. работает в детском саде №11 г.Избербаш на должности воспитателя.

Средняя заработная плата Мирзаевой Р.М. за 2015г. составила 13050 руб., а за 2016г. - 12865 руб., что подтверждается справкой директора и гл.бухгалтера ДОУ №11 г.Избербаш.

По вине Администрации ГО «г.Избербаш» и других ответчиков за 2015 и 2016 годы заработную плату воспитателя Мирзаевой Р.М. не довели до уровня требований Указа Президента РФ от 07.05.2012г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее - Указ), предусматривающего повышение средней заработной платы педагогическим работникам дошкольного образовательного учреждения, что должно составлять 15850,08 руб., то есть до среднего уровня по региону.

В результате чего, Мирзаева Р.М. недополучила денежные средства за 2015г. в размере 33600,96 руб., за 2016г. – 35820,96 руб. ( (15850,08-12865)х12 ), т.е. в общем размере - 69421,92 руб.

Согласно ст.22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, каковым является Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», предусматривающего повышение средней заработной платы педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, что должно было составить 15850,08 руб., т.е. до среднего уровня по региону.

Не доведение средней заработной платы до уровня Президентского Указа РФ произошло по вине ответчиков, которые были обязаны своевременно дать заявку в Минфин РД на финансирование с учётом требований упомянутого Указа президента РФ и соответствии с численностью работающих воспитателей, чего не было выполнено в результате недобросовестного отношения к исполнению должностных обязанностей ответчиками.

В соответствии со ст.142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

На основании вышеизложенного просит взыскать с ответчика в пользу воспитателя детского сада №11 г.Избербаш Мирзаевой P.M. заработную плату в размере 69421,92 руб.

В судебном заседании помощник прокурора г.Избербаш Магомедрасулов Ш.М. поддержал исковые требования и просил их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Истица Мирзаева Р.М., в интересах которой был подан иск прокурором города, в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснив, что она работает на должности воспитателя детского сада №11 г.Избербаш. Ранее возникали вопросы по поводу зарплаты к администрации ДОУ, с 2015г. ожидались выплаты, детские сады соседних районов выплаты получили, а они нет. В конце 2016г. вновь возникли вопросы по выплате зарплаты, они звонили по этому поводу в Министерство финансов, в отдел образования, им пояснили, что они не первые, кто обращается с этим вопросом, и что их зарплата должна составлять 16000 руб. При том, что рабочий день сократился, в январе 2016г. они получили зарплату меньше обычной на 4000 руб., и опять им обещали разобраться с ситуацией. В официальном ответе Министерства финансов заработная плата в 2016г. для работников дошкольного образования составляла 17444 руб., были внесены изменения в постановление Правительства РД, два раза были повышения зарплаты. С ДД.ММ.ГГГГ. она переведена на 0,75 ставки, как было сказано, временно. При этом в группах количество детей превышает нормы (по 40 детей) и им тяжело работать. По этому поводу она вместе с другими воспитателями была вынуждена обратиться в прокуратуру г.Избербаш.

Представитель ответчика Администрации ГО «город Избербаш» по доверенности - начальник Управления образованием администрации Гаджиалиева Р.Х., иск прокурора в интересах Мирзаевой Р.М. не признала, просила отказать в его удовлетворении, в обоснование чего привела следующие доводы. Расчёт сумм, необходимых на заработную плату педагогическим работникам, производится Министерством финансов РД согласно Закона РД от 31.12.2013г. №109 «О методике распределения субвенций из республиканского бюджета Республики Дагестан, предоставляемых местным бюджетам на обеспечение прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях».

Заработная плата педагогических работников состоит из должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат. Размеры должностных окладов и всех выплат установлены Постановлением Правительства РД №345 от 08.10.2009 «Об утверждении Положения об оплате труда работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Республики Дагестан» в редакции Постановлений Правительства РД №129 от 15.03.2013 и №367 от 30.11.2016 «О внесении изменений в постановление Правительства РД от 08.10.2009 №345», на основании, которых изданы Постановления городского округа «город Избербаш» №1188 от 10.12.2012 «Об утверждении Положения об оплате пруда работников муниципальных образовательных учреждений, находящихся в ведении Управления образованием г.Избербаш», №175 от 20.03.2013, №931 от 23.09.2015 и №09 от 13.01.2017. Должностные оклады и компенсационные выплаты - это конкретная сумма, которая утверждена постановлением, и в полном размере ими выплачивается. Стимулирующий фонд согласно Постановлениям Правительства РД до 01.09.2016 должен был составлять не менее 25% от фонда оплаты труда педагогического персонала, а с 01.09.2016 - не менее 30%. Стимулирующий фонд педагогических работников дошкольных организаций города составил 83%. Таким образом, все предусмотренные законом выплаты ими производятся.

Кроме того, в письменных возражениях ВРИО главы городского округа «город Избербаш» ФИО6 иск прокурора также не признал, мотивируя тем, что вины администрации г.Избербаш и Управления образованием в этом не имеется, так как заявки в Министерство финансов РД на дополнительное финансирование ни администрация г.Избербаш, ни Управление образованием не подают.

С 01.01.2014 вступили в силу п.3 ч.1 ст.8 и п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ, закрепляющие новое распределение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и иных образовательных организациях и организации его предоставления.

В соответствии с указанным распределением полномочий за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях путем предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п.3 ч.1 ст.8).

Расчет сумм, необходимых на заработную плату педагогическим работникам, производится Министерством финансов РД согласно Закона РД от 31.12.2013г. №109 «О методике распределения субвенций из республиканского бюджета Республики Дагестан, предоставляемых местным бюджетам на обеспечение прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях».

Заработная плата педагогических работников состоит из должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат. Размеры должностных окладов и всех выплат установлены Постановлением РД №345 от 8 октября 2009г «Об утверждении Положения об оплате труда работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Республики Дагестан» в редакции Постановлений РД №129 от 15 марта 2013 г. и №367 от 30 ноября 2016г. «О внесении изменений в постановление Правительства РД от 8 октября 2009г. №345», на основании, которых изданы Постановления городского округа «город Избербаш» №1188 от 10 декабря 2012 «Об утверждении Положения об оплате пруда работников муниципальных образовательных учреждений, находящихся в ведении Управления образованием г. Избербаш», №175 от 20 марта 2013г., №931 от 23 сентября 2015г. и № 09 от 13 января 2017г. Должностные оклады и компенсационные выплаты - это конкретная сумма, которая утверждена постановлением и в полном размере ими выплачивается. Стимулирующий фонд согласно Постановлениям РД до 1 сентября 2016 года должен был составлять не менее 25% от фонда оплаты труда педагогического персонала, а с 1 сентября 2016 г. - не менее 30%. Стимулирующий фонд педагогических работников дошкольных организаций города составил 83%. Таким образом, все предусмотренные законом выплаты ими производятся.

Заработная плата Мирзаевой P.M., указанная в исковом заявлении, указана за неполный рабочий день - 0,75 ставки. В справках, составленных бухгалтерией для прокуратуры, это было указано. Если пересчитать на 0,75 ставки индикативное значение, указанное в Майских указах Президента РФ для педагогических работников дошкольного образования, которое должно было быть достигнуто в 2015-2016гг., оно составит 15850,08 х 0,75=11887,56. То есть, заработная плата Мирзаевой P.M. была доведена до индикативного значения.

Показатель, установленный Майскими Указами, в размере 15850,08 - это средняя заработная плата. Таким образом, у одних работников заработная плата может быть выше данного показателя, у других ниже. Оплата труда воспитателя детского сада №11 Мирзаевой P.M. производилась и производится в рамках предоставленных субвенций с бюджета Республики Дагестан.

На основании вышеизложенного просит отказать в удовлетворении исковых требований прокурора города Избербаш.

Представитель ответчика Управления образованием Администрации ГО «город Избербаш» по доверенности Ибрагимова Д.Х. исковые требования также не признала, просила в удовлетворении иска прокурора отказать, пояснив, что Управление образованием Администрации ГО «город Избербаш» не имеет никакого отношения к субвенциям, распределяемым Министерством финансов РД, при этом, у каждого работника ДОУ своя категория, поэтому у них у всех не может быть одинаковая зарплата.

Ответчик - директор ДОУ №11 г.Избербаш Абдусаламова У.Г., будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в своё отсутствие не просила.

Определением суда от 15.05.2017г. к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика были привлечены Министерство образования и науки РД и Министерство финансов РД.

Третье лицо – Министерство финансов РД, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило. В адресованных суду письменных возражениях указало следующее.

Расходы на реализацию Госстандарта в дошкольном образовании рассчитываются в соответствии с действующим законодательством, исходя из норматива на одного воспитанника.

В рамках реализации указа, на федеральном уровне, для всех субъектов федерации установлена единая методика расчёта заработной платы по категориям работников, подпадающим под действие указа.

Методика реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части повышения заработной платы отдельных категорий работников» (далее - указ) утверждена в «дорожных картах» министерств по отраслевой принадлежности (Минздрава РД, Минобразования РД и др.).

В соответствии с методикой повышение зарплат работникам, подпадающим под действие указа, установлено не в абсолютных величинах, а в привязке к уровню средней зарплаты, исходя из её прогнозного значения по экономике в регионе и индикативных значений (% от средней зарплаты в регионе).

Следует отметить, что доведение средней заработной платы конкретного педагогического работника до уровня средней по республике в учреждениях ДДОУ, в соответствии с установленными требованиями, необходимо обеспечить в целом по республике, а не конкретно каждому педагогу в каждом районе, городе.

Соответственно в ГО «город Избербаш» средняя заработная плата педагогических работников на 1 штатную единицу не может составлять 15 850 рублей в месяц, из-за разных размеров компенсационных выплат, влияющих на размер средней заработной платы (коэффициенты за работу в высокогорных и безводных муниципальных районах (городских округах) и надбавки за работу специалистам на селе), и должна составлять в городах порядка 11 024,4,0 рублей на педработника в месяц (15 850 - 25% за работу в сельской местности - 10% средний размер за работу в высокогорных и безводных районах, городах).

Так по результатам мониторинга данных Дагестанстат по средней заработной плате педагогических работников дошкольных образовательных учреждений за январь - декабрь 2016 года по Республике Дагестан составила - 16 580,5 рублей, а по городу Избербаш - 13 803,4 рубля. Объём субвенции на 2017 год сохранен на уровне 2016 года с приростом на МРОТ, что должно обеспечить достигнутый уровень.

Третье лицо, привлеченное к участию в деле, – Министерство образования и науки РД, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в суд своего представителя также не направило, об уважительности причин неявки суду не сообщило.

В связи с чем, дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся ответчика и представителей третьих лиц в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Суд, выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав и огласив письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение, не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений.

Соответственно, обращение прокурора г.Избербаш в интересах Мирзаевой Р.М. является законным и обоснованным.

Согласно выписке из приказа от ДД.ММ.ГГГГ. по МКДОУ №11 «о приеме на работу» Мирзаева Р.М. принята на работу воспитателем с 03.05.2005г.

Согласно справке, выданной на имя Мирзаевой Р.М. Избербашским управлением образования, она действительно работает в ДОУ в должности воспитателя на неполный рабочий день – 0,75 ставки, и средняя заработная плата составляет за 2015г. – 13050 руб., за 2016г. – 12865 руб.

Согласно справкам о доходах физического лица за 2015г. от ДД.ММ.ГГГГ общая сумма дохода Мирзаевой Р.М. за 2015г. составила 156603,00 руб.

Согласно справке о доходах физического лица за 2016г. от ДД.ММ.ГГГГ общая сумма дохода Мирзаевой Р.М. за 2016г. составила 154382,00 руб.

Из письменных объяснений, данных экономистом Управления образованием администрации ГО «город Избербаш» ФИО9 на имя прокурора г.Избербаш, усматривается, что с Майскими Указами Президента Российской Федерации и она ознакомлена. Подготовкой проекта бюджета в части оплаты труда всех работников управления образования на 2016 год, куда входила и заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, занималась она. Проект бюджета на 2016 год в августе 2015 года ею был представлен для проверки в финансовое управление ГО «город Избербаш». Заработная плата по госстандартам была ею представлена, в какой сумме – не помнит. Она не помнит и не может разъяснить, почему не была предусмотрена средняя заработная плата 15850 руб. в месяц. В итоге, был представлен проект бюджета на 2016 год, где указана заработная плата работников дошкольных образовательных учреждений в сумме 38959,7 тыс. руб., который и был утвержден Министерством финансов РД. В Министерство финансов РД неоднократно обращались начальник Управления образования, начальник Финансового управления и просили дополнительного финансирования для доведения средней заработной платы педагогическим работникам до индикативного показания, но было отказано. В ответ разъяснялось, что для вашего города это нормально, у вас сельских, горных надбавок нет, вы в зеленной зоне. Подтвердить документально, что представляли проект бюджета для утверждения в Министерство финансов РД с учетом средней заработной платы работников ДОУ в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 она не может. Считает, что для доведения до средней зарплаты педагогических работников Министерство финансов РД должно выделить деньги дополнительно уведомлением, а не то, что указали в проекте бюджета, как было выделено многим районам и городам, так как методика расчета суммы, выделяемой на госстандарт дошкольного образования, у Министерства финансов своя. При этом, ни одному муниципалитету сумма госстандарта дошкольного образования в начале 2016г. не была выделена с учетам Майских Указов. Однако, в ноябре 2016г. 11 муниципалитетам дополнительно были выделены деньги госстандарта на доведение до уровня Майских Указов, куда г. Избербаш не вошел.

Из письма начальника Управления образованием Администрации ГО «город Избербаш» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ на имя прокурора города Избербаш Мирзалабагамаева М.Ш. усматривается, что за 1 квартал 2016г. средняя заработная плата педагогического персонала ДОУ составила – 15698 руб., 2 квартал – 17045 руб., 3 квартал – 14022 руб., 4 квартал – 13702 руб., то есть за 2016г. средняя заработная плата составила 13702 руб.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации ГО «Город Избербаш» ФИО11 прокурором города Избербаш Мирзалабагамаевым М.Ш. было направлено представление об устранении нарушений законодательства об образовании в дошкольных образовательных учреждениях, так как проведенной проверкой по обращению педагогических работников дошкольных образовательных учреждений г.Избербаш о неисполнении Указа Президента РФ от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» выявлены нарушения трудовых прав в 11 дошкольных образовательных учреждениях у 90 воспитателей, а именно права на своевременное и в полном объеме получение заработной платы работников дошкольных образовательных учреждений, а также неисполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 №597, с предложением безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять меры по устранению выявленных нарушений закона, обратиться в Министерство финансов РД с постановкой вопроса о достаточном финансировании.

Во исполнение вышеуказанного представления прокурора, администрацией ГО «город Избербаш» в адрес Министерства финансов были направлены письма (№391 от 19.03.2017г. и №355 от 22.03.2017г.) с просьбой оказать содействие в увеличении объема средств на заработную плату по дошкольным образовательным учреждениям.

Таким образом, судом установлено, что согласно справке, выданной на имя Мирзаевой Р.М. Избербашским управлением образования, она действительно работает в ДОУ №11 в должности воспитателя на неполный рабочий день – 0,75 ставки и средняя заработная плата последней за 2015г. составила 13050 руб., а за 2016г. – 12865 руб. Указанные обстоятельства также подтверждаются справками о доходах физического лица за 2015г. №17 от 06.07.2017г. и за 2016г. №10 от 06.07.2017г., согласно которым общая сумма дохода Мирзаевой Р.М. за 2015г. составила 156603,00 руб., что в среднем составляет – 13050,25 руб. в месяц; а за 2016г. – 154382, что, соответственно, составляет в среднем 12865,12 руб. в месяц.

Из п.1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» усматривается, что в целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики Правительству Российской Федерации постановлено обеспечить доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе.

Из представленных помощником прокурора города статистических сведений (собранных по поручению суда) об уровне средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам РФ за 2015, 2016гг. усматривается, что в 2015г. средняя заработная плата работников ДОУ в г.Избербаш составляла 12824,1 руб., тогда как средняя заработная плата в 2015г. в сфере общего образования в Республике Дагестан составляла 15850,8 руб.; при этом средняя заработная плата в сфере общего образования в Республике Дагестан в 2016г. составила – 16331 руб.

Согласно п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся - обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п.1 ч.1 ст.9 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Из преамбулы Закона Республики Дагестан от 30.12.2013 N 109 «О методике распределения субвенций из республиканского бюджета Республики Дагестан, предоставляемых местным бюджетам на обеспечение прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» следует, что указанный Закон в соответствии со ст.140 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ст.8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет методику расчета и распределения субвенций из республиканского бюджета Республики Дагестан, предоставляемых местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Республики Дагестан по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, переданных для осуществления органам местного самоуправления.

Указанные положения закона подтверждают доводы представителя ответчика - Администрации ГО «Город Избербаш» Гаджиалиевой Р.Х. о том, что выплата заработной платы Мирзаевой Р.М. производилась и производится в рамках предоставленных субвенций из бюджета Республики Дагестан в полном объёме.

В своих письменных возражениях, представленных суду, представитель Министерства финансов РД утверждал, что в соответствии с методикой повышение зарплат работникам, подпадающим под действие указа, установлено не в абсолютных величинах, а в привязке к уровню средней зарплаты, исходя из её прогнозного значения по экономике в регионе и индикативных значений (% от средней зарплаты в регионе). Доведение средней заработной платы конкретного педагогического работника до уровня средней по республике в учреждениях ДДОУ, в соответствии с установленными требованиями, необходимо обеспечить в целом по республике, а не конкретно каждому педагогу в каждом районе, городе. Соответственно в ГО «город Избербаш» средняя заработная плата педагогических работников на 1 штатную единицу не может составлять 15 850 рублей в месяц, из-за разных размеров компенсационных выплат, влияющих на размер средней заработной платы (коэффициенты за работу в высокогорных и безводных муниципальных районах (городских округах), надбавки за работу специалистам на селе), и должна составлять в городах порядка 11024,40 рублей на педагогического работника в месяц (15 850 - 25% за работу в сельской местности, - 10% средний размер за работу в высокогорных и безводных районах, городах).

Суд находит данные доводы обоснованными, полагая, что заработная плата педагогических работников состоит из должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат и дифференцирована в зависимости от размеров компенсационных выплат, влияющих на размер средней заработной платы.

Так в своём письме от 29.05.2013 N ИР-485/08 «О дополнительных методических разъяснениях по вопросу повышения оплаты труда педагогических работников» Министерство образования и науки РФ разъясняет, что показатель средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включаются оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением (абз. 2 п. 3 приложения 5 к Программе).

По вопросу установления оплаты труда педагогических работников во всех муниципалитетах в пределах одного субъекта РФ на одном уровне Минобрнауки России сообщает, что установление порядка и условий оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относится к компетенции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (п. 4 ст. 86 БК РФ, подп. 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", п. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Кроме того, по результатам обработки поступившей информации от субъектов РФ установлено, что дифференциация средней заработной платы педагогических работников в разных муниципальных образованиях обусловлена и другими объективными причинами: наличие муниципалитетов, добившихся снижения неэффективных расходов на образование, принявших в предыдущие годы необходимые оптимизационные меры и способных направлять на оплату труда педагогических работников высвобождающиеся в ходе этих мер средства; наличие различий в квалификационном составе педагогических работников муниципального образования.

С учетом изложенного различия в размере заработной платы педагогических работников в различных муниципальных образованиях в пределах одного субъекта РФ обусловлены особенностями действующего трудового законодательства, учитывающими региональную специфику в подходах к оплате труда, и решениями органов местного самоуправления. В этой связи при исполнении Указа N 597 установление оплаты труда педагогических работников во всех муниципалитетах в пределах одного субъекта РФ на одном уровне не представляется возможным.

Согласно п.5 Методики расчёта фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указами Президента РФ от 07.05.2012 №597 и от 01.06.2012 №761, по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте РФ, являющейся приложением к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N2190-р, отношение средней заработной платы по соответствующей категории работников к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации рассчитывается путем деления средней заработной платы по данной категории работников, исчисленной в соответствии с пунктом 3 настоящей методики, на среднюю заработную плату по субъекту Российской Федерации, исчисленную в соответствии с пунктом 4 настоящей методики, и умножения полученного результата на 100 процентов.

Средняя заработная плата по отдельным категориям работников за соответствующий период сопоставляется со средней заработной платой в субъекте Российской Федерации за тот же период. Например, средняя заработная плата социальных работников за 2013 год сопоставляется со средней заработной платой в субъекте Российской Федерации за 2013 год.

При этом средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений сопоставляется со средней заработной платой в сфере общего образования, средняя заработная плата педагогических работников учреждений дополнительного образования детей со средней заработной платой учителей в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Указанные разъяснения позволяют сделать вывод о том, что доведение средней заработной платы конкретного педагогического работника до уровня средней по республике в учреждениях ДДОУ, в соответствии с установленными требованиями, необходимо обеспечить в целом по республике, а не конкретно каждому педагогу в каждом муниципальном образовании; при этом допустимы различия в размере заработной платы педагогических работников в различных муниципальных образованиях в пределах одного субъекта РФ, что обусловлено особенностями действующего трудового законодательства, учитывающими региональную специфику в подходах к оплате труда, и решениями органов местного самоуправления.

Кроме того, судом установлено, что заработная плата Мирзаевой P.M., указанная в исковом заявлении, указана за неполный рабочий день - 0,75 ставки. При пересчете на 0,75 ставки, индикативное значение, указанное в Майских указах Президента РФ для педагогических работников дошкольного образования, которое должно было быть достигнуто в 2015-2016г, оно составит 15850,08 х 0,75 = 11887,56 руб., из чего следует, что заработная плата Мирзаевой P.M. была доведена до индикативного значения.

Из представленных статистических сведений также усматривается, что средняя заработная плата в сфере общего образования в Республике Дагестан в 2016г. составила – 16331 руб., при этом средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений Республики Дагестан за этот же период составила – 16581 руб., что составляет 101,5% по отношению к средней заработной плате в сфере общего образования в РД в соответствующий период, что в целом свидетельствует о выполнении требований Указа Президента РФ от 07.05.2012 N597 в части доведения средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе.

С учётом вышеизложенного, доводы помощника прокурора Магомедрасулова М.Ш. и истца Мирзаевой Р.М. о не исполнении по вине ответчиков требований Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 подтверждения не нашли, в связи с чем, суд считает необходимым в иске прокурора г.Избербаш отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления прокурора г.Избербаш РД, поданного в суд в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав и законных интересов Мирзаевой Рукият Магомедовны, к Администрации городского округа «город Избербаш», Управлению образованием г.Избербаш, директору дошкольного образовательного учреждения №11 г.Избербаш Абдусаламовой У.Г. о взыскании заработной платы, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Избербашский городской суд Республики Дагестан.

Судья И.М. Исаев

Мотивированное решение

составлено 14.07.2017