НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Избербашского городского суда (Республика Дагестан) от 10.12.2020 № 2А-436/20

Административное дело

УИД: 05RS0-27

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Избербаш 10 декабря 2020 г.


Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Исаева И.М.,

при секретаре судебного заседания Сулайбановой З.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Избербаш административное дело по административному исковому заявлению Алисултанова Шамиля Ахмедовича к Управлению Федеральной налоговой службы по РД (далее – УФНС России по РД), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Республике Дагестан (далее - МРИ ФНС России №6 по РД), Министерству по земельным и имущественным отношениям РД об обязании Министерства по земельным и имущественным отношениям РД исключить магазин - объект с кадастровым номером 05:49:000000:1803, по адресу: <адрес> из перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, с 2016 года, признании действий МРИ ФНС России № 6 по РД, выраженных в начислении налога в размере 137 489 рублей за 2018 год на имущество - магазин с кадастровым номером 05:49:000000:1803, по адресу: <адрес> «Г», незаконными, обязании МРИ ФНС России № 6 по РД устранить допущенное нарушение и аннулировать начисленный налог на магазин с кадастровым номером 05:49:000000:1803, по адресу: <адрес> «Г», за 2018 год в размере 137 489 рублей,

установил:

Алисултанов Ш.А. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением в обоснование которого указал следующее.

Согласно акту обследования от 18 февраля 2020 года в 2016 году здание магазина с кадастровым номером 05:49:000000:1803, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 05:49:000051:334 было полностью снесено и на его месте согласно разрешению на строительство от 17 ноября 2016 года, выданного администрацией ГО «город Избербаш», был построен многоквартирный дом. Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию 21 декабря 2018 года дом был введен в эксплуатацию. Несмотря на то что здание с кадастровым номером 05:49:000000:1803 было снесено еще в ноябре 2016 года, снято с кадастрового учета оно было только 11 марта 2020 года, так как он не обратился в Росреестр своевременно. Ему было направлено налоговое уведомление о наличии у него налога на имущество за 2018 год в размере 137 489 рублей. Так как в 2018 году магазин не существовал, полагает, что налогообложение несуществующего объекта незаконно. Согласно ч. 2.1 ст. 408 НК РФ он обратился в налоговую инспекцию с заявлением о гибели объекта и пересчете налога. В подтверждение отсутствия объекта налогообложения с ноября 2016 года он приложил акт обследования от 18 февраля 2020 года, разрешение на строительство от 17 ноября 2016 года и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 21 декабря 2018 года, на основании которых впоследствии сведения о здании были исключены из государственного реестра недвижимости. Ответ на его заявление был отправлен по электронной почте. В ответе налогового органа была сделана ссылка на ст. 55.31 Градостроительного кодекса, которая была введена в действие лишь 3 августа 2018 года, то есть на момент сноса магазина в ноябре 2016 года такие требования отсутствовали. Также было указано, что признание объекта несуществующим находится в компетенции Министерства по земельным и существенным отношениям РД, куда ему было рекомендовано обратиться. Но он не просил признать объект несуществующим, он просил пересчитать налог, так как магазин не существует с ноября 2016 года. Налоговый орган не запросил самостоятельно сведения у отдела архитектуры администрации «город Избербаш» в нарушение ст. ч. 2.1 ст. 408 НК РФ. Он самостоятельно обратился в отдел архитектуры - ему была выдана справка о том, что в ноябре 2016 года здание магазина с кадастровым номером 05:49:000000:1803, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 05:49:000051:334 было полностью снесено, а на его месте был построен многоквартирный дом. В определении ВС РФ от 20.09.2018 № 305-КГ18-9064 по делу № А40-154449/2017 указано, что право на недвижимую вещь не может существовать в отсутствие самой вещи. При этом налогообложение прекратившего существование объекта недвижимого имущества (снесенного здания) признано неправомерным, независимо от момента снятия такого объекта с кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права на него, притом что прекращение существования здания подтверждено актом обследования, не опровергнутым налоговым органом. Таким образом, наряду с общим основанием прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта недвижимого имущества рекомендуется принимать во внимание, что в качестве дополнительного основания налоговым органом может рассматриваться заявление налогоплательщика, содержащее информацию о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу, и документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения (например, акт обследования и т.п.). Согласно Определению Судебной коллегии «само по себе наличие в государственном кадастровом учете сведений об объекте недвижимости и его принадлежности налогоплательщику не может служить основанием для взимания налога при отсутствии облагаемого имущества в действительности. Право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи. На основании п. 1 ст. 235 ГК РФ и с учетом разъяснений, данных в п. 38 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ", в случае сноса объекта недвижимости право собственности на него прекращается по факту уничтожения (утраты физических свойств) имущества.». Полагает, что действиями Управления Федеральной налоговой службы по РД по РД, выраженными в отказе пересчитать налог на несуществующее в 2018 году имущество - на магазин с кадастровым номером 05:49:000000:1803 по адресу <адрес> «Г», были нарушены его права.

На основании изложенного просил признать решение Управления Федеральной налоговой службы по РД, выраженное в отказе пересчитать налог на имущество - магазин с кадастровым номером 05:49:000000:1803 по адресу <адрес> Г незаконным, обязать Управление Федеральной налоговой службы по РД устранить допущенное нарушение и прекратить начисление налога на магазин с кадастровым номером 05:49:000000:1803 по адресу <адрес> «Г», с 1 ноября 2016 года.

Административный ответчик УФНС России по РД в лице руководителя Управления ФИО3 просил отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований. Направил письменные возражения на административный иск, в обоснование которых указал следующее.

В соответствии со статьей 55.31 Градостроительного кодекса РФ лицом, осуществляющим снос объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее снос), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на осуществление сноса. Лицо, осуществляющее снос, обеспечивает соблюдение требований проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства, технических регламентов, техники безопасности в процессе выполнения работ по сносу объекта капитального строительства и несет ответственность за качество выполненных работ. В целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства. Орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства, в течение семи рабочих дней со дня поступления этого уведомления проводит проверку наличия документов, указанных в части 10 статьи 55.31 Градостроительного кодекса, обеспечивает размещение этих уведомления и документов в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомляет о таком размещении орган регионального государственного строительного надзора. Застройщик или технический заказчик не позднее семи рабочих дней после завершения сноса объекта капитального строительства подает на бумажном носителе посредством личного обращения в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка, на котором располагался снесенный объект капитального строительства, или в случае, если такой земельный участок находится на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в соответствующий орган местного самоуправления посредством почтового отправления или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства (часть 12 статья 55.31 Градостроительного кодекса). Орган местного самоуправления, в который поступило Уведомление, в течение семи рабочих дней обеспечивает размещение этого Уведомления в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД) и уведомляет об этом орган регионального государственного строительного надзора (часть 14 статьи 55.31 Градостроительного кодекса). В соответствии с ч. 1 статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в качестве основания для кадастрового учета предоставляется акт обследования, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения объекта недвижимого имущества подтверждает прекращение его существования. Документы представленные истцом в налоговый орган, свидетельствуют о том, что ни одно из вышеуказанных требований Градостроительного кодекса и Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», не выполнены. Кроме того, уведомление о сносе объекта капитального строительства не размещено в ИСОГД. Также сообщаем, что законом Республики Дагестан от 27 ноября 2015 года № 101 установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса РФ (далее-Кодекс). В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса (далее - Перечень объектов недвижимого имущества), направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Распоряжением комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 10.10.2017 № 503-Р объект с кадастровым номером 05:49:000000:1803 включен в Перечень объектов недвижимого имущества налоговая база, по которым определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (далее-Перечень). Согласно п. 3 ст. 402 Кодекса налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения. В силу пункта 1 статьи 406 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи. При этом согласно п. 6 ст. 406 Кодекса, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение в случае определения налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в п. 3 ст. 402 Кодекса, производится по налоговой ставке 2%. На территории г. Избербаш нормативный правовой акт представительного органа Муниципального образования об установлении налоговой ставки по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, в соответствии с положениями гл. 32 Кодекса, не принят. На основании п. 6 ст. 406 Кодекса налогообложение таких объектов, производится по налоговой ставке 2%. В соответствии пункта 7 статьи 378.2, Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации. В силу пункта 2 статьи 408 Кодекса сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса. Признание объекта не соответствующим ст.378.2 Кодекса является прерогативой Уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан). Порядком формирования перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и перечень объектов, подлежащих исключению из Перечня регулируется Постановлением Правительства РД от 29.12.2016 № 410 (ред. от 18.11.2019) "Об утверждении Порядка формирования перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее-Постановление). В соответствии с п. 18 Постановления перечень объектов, подлежащих исключению из Перечня, в течение 10 дней после формирования направляется Министерством имущества Республики Дагестан в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан и размещается на официальном сайте Министерства имущества Республики Дагестан. Основанием для проведения перерасчета налога, исчисленного по кадастровой стоимости, является нормативный правовой акт принятый Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, об исключения данного объекта из Перечня объектов недвижимого имущества. В связи с этим, по вопросу не соответствия данного объекта требованиям ст.378.2 Кодекса и исключения его из Перечня, административному истцу необходимо обратится в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан.

Определением суда от 06.08.2020г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена МРИ ФНС России №6 по РД.

Определением суда от 02.09.2020г. процессуальный статус МРИ ФНС России №6 по РД изменен с заинтересованного лица на административного соответчика.

Административный ответчик МРИ ФНС России №6 по РД в лице начальника инспекции ФИО4 не согласившись с доводами административного истца Алисултанова Ш.А., изложенными в административном исковом заявлении, просил отказать в их удовлетворении, направив в суд письменные возражения по делу, в обоснование которых указал следующее.

При начислении имущественных налогов налоговые органы используют сведения об объектах собственности и их владельцах, представленные органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (органы Росреестра), органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств (подразделения ГИБДД МВД России, инспекции Гостехнадзора, подразделения Росморречфлота. центры ГИМС МЧС России, Росавиация и т. д), органами, осуществляющими регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства/месту пребывания (органы МВД России), регистрацию актов гражданского состояния (органы ЗАГС и т. д), органами, осуществляющими выдачу документов, удостоверяющих личность (органы МВД России и т.д.), в соответствии со ст.85 Налогового кодекса РФ, а также иными органами (организациями), уполномоченными на взаимодействие с налоговыми органами. По вопросу проведения перерасчета по налогу на имущество с кадастровым номером 05:49:000000:1803 сообщает, что законом Республики Дагестан от 27 ноября 2015 года №101 установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса РФ (далее-Кодекс). В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса (далее - Перечень объектов недвижимого имущества), направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Распоряжением комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 10.10.2017 № 503-Р объект с кадастровым номером 05:49:000000:1803 включен в Перечень объектов недвижимого имущества налоговая база, по которым определяет исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Согласно п. 3 ст. 402 Кодекса налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения. В силу пункта 1 статьи 406 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы. Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи. При этом согласно п. 6 ст. 406 Кодекса, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение в случае определения налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в п. 3 ст. 402 Кодекса, производится по налоговой ставке 2%. На территории г.Избербаш нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования об установлении налоговой ставки по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, в соответствии с положениями гл. 32 Кодекса, не принят. На основании п. 6 ст. 406 Кодекса налогообложение таких объектов, производится по налоговой ставке 2%. Признание объекта не соответствующей ст. 378.2 НК является прерогативой Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан. Основанием проведения перерасчета суммы налога является нормативный акт, принятый Министерством по земельным и имущественным отношениям, об исключении из перечня объектов недвижимого имущества. В связи с этим считают необходимым по вопросу не соответствия данного объекта по ст.378.2 НК, обратиться в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан. Согласно п.п. 1, 2 ст. 3 Налогового Кодекса РФ законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная, конституционная обязанность имеет особый, а именно публично - правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой), характер, что обусловлено публично - правовой природой государства и государственной власти. Налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность "платить налоги», закрепленная в статье 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Статья 19 Конституции РФ устанавливает, что все равны перед законом и судом. Таким образом, из Конституции Российской Федерации, а именно из закрепленных в ней принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, принципа единой финансовой, в том числе налоговой политики и единства налоговой системы, установления налогов только законом, равного налогового бремени, вытекает, что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации. Взыскание налогового платежа направлено на создание равных условий налогообложения для налогоплательщиков, которые уплатили установленные законом налоги, сборы, и тех, кто уклоняется, тем самым, нарушая принцип равенства всех перед законом и вытекающего из него правила равного и справедливого налогообложения.

В ходе производства по делу от административного истца Алисултанова Ш.А. и его представителя по доверенности Алиевой Ю.Ш. поступило заявление об уточнении административных исковых требований, которое мотивировано тем, что ответчики в своих возражениях ссылаются на Постановление Правительства РД от 29 декабря 2016 года № 410 «Об утверждении порядка формирования перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость». Ответчики полагают, что только Министерство по земельным и имущественным отношениям РД вправе исключить из перечня спорный объект. В связи с чем на основании ст. 40 ГПК РФ просила суд привлечь к участию в деле в качестве административного соответчика Министерство по земельным и имущественным отношениям РД, поскольку объект - магазин с кадастровым номером 05:49:000000:1803, по адресу <адрес> «Г», прекратил существование еще в 2016 году, что подтверждается справкой из администрации г. Избербаша, он подлежит исключению из перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

На основании изложенного, уточняя свои требования, просят обязать Министерство по земельным и имущественным отношениям РД исключить магазин - объект с кадастровым номером 05:49:000000:1803 по адресу <адрес> «Г», из перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, с 2016 года; признать действия МРИ ФНС России № 6 по РД, выраженные в начислении налога в размере 137 489 рублей за 2018 год на имущество - магазин с кадастровым номером 05:49:000000:1803 по адресу <адрес> «Г», незаконными; обязать МРИ ФНС России № 6 по РД устранить допущенное нарушение и аннулировать начисленный налог на магазин с кадастровым номером 05:49:000000:1803 по адресу <адрес> «Г» за 2018 год в размере 137 489 рублей.

Определением суда от 16.10.2020г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Министерство по земельным и имущественным отношениям РД.

В судебном заседании представитель административного истца Алисултанова Ш.А. по доверенности Алиева Ю.Ш. уточненные административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и в заявлении об уточнении административного иска, просила их удовлетворить.

Административный истец Алисултанов Ш.А., надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, уполномочив представлять свои интересы в суде своего представителя по доверенности Алиеву Ю.Ш..

Представители административных ответчиков - руководитель Управления ФНС России по РД ФИО3 и начальник МРИ ФНС России №6 по РД ФИО4 в судебное заседание не явились, в направленных в суд возражениях просили рассмотреть административно исковое заявление без участия их представителей.

Административный ответчик - Министерство по земельным и имущественным отношениям РД, в судебное заседание, о времени и месте которого извещено надлежащим образом, своего представителя не направило, уважительные причины неявки суду не сообщило, какие-либо возражения относительно заявленных требований в суд не предоставило, о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя или об отложении дела рассмотрением на другой срок не просило.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчиков.

Огласив административное исковое заявление, административное исковое заявление об уточнении административных исковых требований, огласив возражения на административный иск ответчиков, выслушав доводы административного истца и его представителя, исследовав письменные материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Алисултанов Ш.А. обратился в УФНС России по Республики Дагестан с заявлением о сносе объекта налогообложения и перерасчете начисленного налога. По результатам обращения Управлением налогооблажения имущества УФНС России по Республики Дагестан в перерасчете начисленного налога было отказано ссылаясь на ст. 55.31 Градостроительного кодекса, и рекомендовано обратиться в Министерство по земельным и существенным отношениям РД, так как признание объекта несуществующим находится в его компетенции.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно п. 2.1 ст. 408 НК РФ в отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения (справку местной администрации, документ органов госпожнадзора, акт обследования, уведомление о завершении сноса объекта и т.п.). В случае, если документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о гибели или уничтожении объекта налогообложения, запрашивает сведения, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения. Орган или иное лицо, получившие запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, исполняет указанный запрос в течение семи дней со дня его получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса. Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.

В ходе судебного разбирательства установлено и усматривается из материалов дела, что Алисултанов Ш.А. являлся собственником магазина с кадастровым номером 05:49:000000:1803, расположенным на земельном участке с кадастровым номером 05:49:000051:334.

В 2016 году здание магазина с кадастровым номером 05:49:000000:1803, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 05:49:000051:334, было полностью снесено и на его месте согласно разрешению на строительство от 17 ноября 2016 года, выданного администрацией ГО «город Избербаш», был построен 8-ми этажный многоквартирный дом со встроенными на первом и втором этажах торговыми площадями с кадастровым номером 05:49:000051:786 и присвоен почтовый адрес: <адрес> Также имеется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию за №RU-05-349-106-2016г. от 21.12.2018 года, выданный отделом строительства, архитектуры и ЖКХ администрации городского округа г.Избербаш, согласно которому, дом был введен в эксплуатацию (акт обследования от 18 февраля 2020 года).

Однако запись в ЕГРН о прекращении права собственности и снятии с кадастрового учета была внесена лишь 11 марта 2020г. (выписка из ЕГРН от 11.03.2020г.).

Согласно справки Отдела строительства и архитектуры Администрации городского округа г.Избербаш за № 50 от 02.07.2020г. также подтверждается факт сноса здания магазина с кадастровым номером 05:49:000000:1803, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 05:49:000051:334 по адресу: <адрес> «Г». Здание было полностью снесено в ноябре 2016 года и на его месте согласно разрешению на строительство от 17.11.2016г., выданного администрацией города Избербаш был построен многоквартирный дом. Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию 21.12.2018 года данный дом был введен в эксплуатацию.

Не смотря на указанные обстоятельства, в нарушение ст. 408 НК РФ, налоговым органом в отношении указанного выше объекта – магазина, начислен налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 137 489 рублей, о чем в адрес Алисултанова Ш.А. направлено налоговое уведомление №33647837 от 10.07.2019г..

Согласно определения ВС РФ от 20.09.2018 № 305-КГ18-9064 по делу № А40-154449/2017 следует, что право на недвижимую вещь не может существовать в отсутствие самой вещи. При этом налогообложение прекратившего существование объекта недвижимого имущества (снесенного здания) признано неправомерным, независимо от момента снятия такого объекта с кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права на него, притом что прекращение существования здания подтверждено актом обследования, не опровергнутым налоговым органом. Таким образом, наряду с общим основанием прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта недвижимого имущества рекомендуется принимать во внимание, что в качестве дополнительного основания налоговым органом может рассматриваться заявление налогоплательщика, содержащее информацию о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу, и документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения (например, акт обследования и т.п.)»

Как следует из Определения Судебной коллегии «само по себе наличие в государственном кадастровом учете сведений об объекте недвижимости и его принадлежности налогоплательщику не может служить основанием для взимания налога при отсутствии облагаемого имущества в действительности. Право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи. На основании п. 1 ст. 235 ГК РФ и с учетом разъяснений, данных в п. 38 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ", в случае сноса объекта недвижимости право собственности на него прекращается по факту уничтожения (утраты физических свойств) имущества.»

Из смысла указанных норм права следует, что наличие сведений о кадастровом учете объекта в ЕГРН, свидетельствующих о его принадлежности налогоплательщику, само по себе не может служить основанием для взимания налога при отсутствии облагаемого налогом объекта. Право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи. Поскольку права и обязанности неразрывно связаны между собой, требование уплаты налога на имущество в период, когда объект налогообложения уже не существовал, является неправомерным.

Таким образом, доводы ответчиков Управления ФНС России по РД и МРИ ФНС России №6 по РД со ссылкой на ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ о том, что лицом, осуществляющим снос объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее снос), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на осуществление сноса; Лицо, осуществляющее снос, обеспечивает соблюдение требований проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства, технических регламентов, техники безопасности в процессе выполнения работ по сносу объекта капитального строительства и несет ответственность за качество выполненных работ, что не было соблюдено административным истцом при сносе объекта, - суд находит несостоятельными, а требования административного истца Алисултанова Ш.А. о признании действий МРИ ФНС России № 6 по РД по начислению налога за 2018 год на имущество – магазин с кадастровым номером 05:49:000000:1803, незаконными и обязании МРИ ФНС России № 6 по РД устранить допущенное нарушение и аннулировать начисленный налог на указанный несуществующий магазин – подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 7 статьи 378.2 НК РФ Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.

Таким образом, признание объекта не соответствующим ст.378.2 НК РФ является прерогативой Уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан).

Порядок формирования перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и перечень объектов, подлежащих исключению из Перечня регулируется Постановлением Правительства РД от 29.12.2016 № 410 (ред. от 18.11.2019) "Об утверждении Порядка формирования перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".

В соответствии с п. 18 указанного Постановления перечень объектов, подлежащих исключению из Перечня, в течение 10 дней после формирования направляется Министерством имущества Республики Дагестан в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан и размещается на официальном сайте Министерства имущества Республики Дагестан. Основанием для проведения перерасчета налога, исчисленного по кадастровой стоимости, является нормативный правовой акт принятый Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, об исключения данного объекта из Перечня объектов недвижимого имущества.

Таким образом, требования административного истца Алисултанова Ш.А. об обязании Министерства по земельным и имущественным отношениям РД исключить магазин - объект с кадастровым номером 05:49:000000:1803, по адресу: <адрес> «Г», из перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, с 2016 года, суд также находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

С учётом вышеперечисленных обстоятельств административные исковые требования Алисултанова Ш.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Алисултанова Шамиля Ахмедовича удовлетворить.

Обязать Министерство по земельным и имущественным отношениям РД исключить магазин - объект с кадастровым номером 05:49:000000:1803, по адресу: <адрес> «Г», из перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, с 2016 года.

Признать действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Республике Дагестан, выраженные в начислении налога в размере 137 489 рублей за 2018 год на имущество - магазин с кадастровым номером 05:49:000000:1803, по адресу: <адрес> «Г», незаконными.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №6 по Республике Дагестан устранить допущенное нарушение и аннулировать начисленный налог на магазин с кадастровым номером 05:49:000000:1803, по адресу: <адрес> за 2018 год в размере 137 489 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Избербашский городской суд РД.

Судья И.М. Исаев

Судья /подпись/ И.М. Исаев

«КОПИЯ ВЕРНА»

Помощник судьи М.Р. Магомедова

Мотивированное решение

составлено 14.12.2020г.

УИД: 05RS0-27.

Подлинный документ подшит в материалы административного дела

Дело находится в производстве Избербашского городского суда РД.