НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Иволгинского районного суда (Республика Бурятия) от 22.02.2024 № 2-1385/2023

УИД 04RS0-73

Дело № 2-6/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 февраля 2024 г. с. Иволгинск

Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Раднаевой Т.Б., при секретаре Тихоновой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Республиканскому агентству лесного хозяйства, ФИО4, ФИО5, кадастровому инженеру ФИО6 о признании недействительными распоряжений о предоставлении в безвозмездное пользование лесного участка, результатов межевания земельных участков, договоров безвозмездного пользования лесным участком, снятии земельных участков с государственного кадастрового учета, признании реестровой ошибки, исключении из единого государственного реестра недвижимости сведений о координатах границ земельного участка, исключении земельного участка из границ земель лесного фонда, установлении границ земельного участка, встречному исковому заявлению ФИО4, ФИО5 к ФИО2, администрации МО «Иволгинский район» Республики Бурятия» о признании недействительными постановлений, договора купли-продажи земельного участка, признании права собственности на земельный участок отсутствующим, снятии земельного участка с государственного кадастрового учета,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд с указанным исковым заявлением, Савельев В.Д. просит признать недействительными распоряжения Республиканского агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ: -р «О предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка» с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> га сроком до ДД.ММ.ГГГГ, -р «О предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка» с кадастровым номером ; признать недействительными результаты межевания данных земельных участков; признать недействительными договор безвозмездного пользования лесным участком для ведения лесного хозяйства , заключенный между Республиканским агентством лесного хозяйства и Рупышевым В.В., и договор безвозмездного пользования лесным участком для ведения лесного хозяйства , заключенный между Республиканским агентством лесного хозяйства и Хлебодаровым В.Н.; снять с государственного кадастрового учете указанные земельные участки; признать наличие реестровой ошибки в сведениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером в части пересечения с земельным участком с кадастровым номером ; признать недействительными и исключить из ЕГРН ошибочные сведения о координатах поворотных точек границ земельного участка в части пересечения с земельным участком с кадастровым номером и установить границы и площадь земельного участка с кадастровым номером в соответствии с заключением эксперта; признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером в части пересечения с земельным участком с кадастровым номером ; исключить из границ земель лесного фонда Иволгинского лесничества с учетным номером земельный участок с кадастровым номером ; установить границы земель лесного фонда Иволгинского лесничества с учетным номером в соответствии с заключением эксперта.

Ответчиками Рупышевым В.В. и Хлебодаровым В.Н. в лице их представителя по доверенности Жанцанова З.Г. подано встречное исковое заявление, в котором просят признать недействительными постановления Администрации МСУ Иволгинского района от ДД.ММ.ГГГГа и Администрации МО «Иволгинский район» от ДД.ММ.ГГГГ об отводе земельного участка, площадью <данные изъяты> га, в постоянное (бессрочное) пользование крестьянскому хозяйству «<данные изъяты>», глава Савельев В.Д., под стоянку овец; признать договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , заключенный между администрацией МО «Иволгинский район» и Савельевым В.Д., недействительным; признать право собственности Савельева В.Д. на земельный участок с кадастровым номером отсутствующим; снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером Требования мотивированы тем, что по данным государственного лесного реестра от ДД.ММ.ГГГГ, материалам лесоустройства Иволгинского лесничества (таксационное описание), лесной участок, занимаемый к/х «<данные изъяты>», располагается н землях лесного фонда, кварталы Иволгинского участкового лесничества, защитные леса, категория защитных лесов – леса, расположенные в пустынях, полупустынях, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах. В году указанный земельный участок относился к землям лесной первой группы. На момент предоставления земельного участка <данные изъяты>» под стоянку овец, Земельный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 № 1103-1) (ред.от 24.12.1993) предусматривал возможность предоставления земельных участков для организации крестьянского (фермерского) хозяйства только из земель запаса и специального фонда земель, а также земель лесохозяйственных предприятий, не покрытых лесом и кустарником и пригодных для использования в сельскохозяйственном производстве (ст. 60), что исключало возможность предоставления для указанных целей участков из земель лесного фонда, покрытых лесом. Пунктом 15 Указа Президента РФ от 27.12.1991 № 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" установлено, что изъятие земель в лесах первой группы, не включенных в состав природоохранного, рекреационного и историко - культурного назначения, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства допускается с разрешения Правительства ФИО1. Отсутствует также решение ФИО1 о переводе земель лесного фонда в иную категорию, что является нарушением требований статей 3, 37, 46 Лесного кодекса ФИО1 (1978 г.), ст. 8 ЛК РФ (2006 г.), ст. 60 ЗК РФ (1991 г.). Следовательно, <адрес> на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ года не могла самостоятельно изъять указанный участок из земель лесного фонда и произвести его перевод в земли других категорий, законные основания на то отсутствовали. Администрацией МО «Иволгинский район» и Савельевым В.Д. суду не представлены разрешение Правительства РФ (РСФСР) на изъятие спорного земельного участка из земель лесного фонда и решение Совета Министров РСФСР о переводе земель лесного фонда в иную категорию. Согласно выписке из ЕГРН указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения», граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного и лесного законодательства. Договор купли-продажи не соответствует требованиям закона, так как Администрация МО «Иволгинский район» не является собственником лесного участка, не вправе распоряжаться и отчуждать имущество, находящееся в федеральной собственности. Следовательно, право собственности на спорный участок оформлено незаконно. В соответствии с требованиями закона для предоставления лесных участков в пользование необходимо проектирование испрашиваемого лесного участка, которое должно быть обеспечено заинтересованным лицом. Рупышев В.В. и Хлебодаров В.Н. разработали проектные документации испрашиваемых лесных участков, которые были утверждены Агентством, после чего лесные участки были поставлены на государственный кадастровый учет и предоставлены им в безвозмездное пользование.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «Иволгинский район» Республики Бурятия привлечена к участию в деле в качестве соответчика.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена кадастровый инженер Сафаргалеева Н.Н.

Истец Савельев В.Д., надлежаще извещенный о судебном заседании, в судебное заседание не явился.

В судебном заседании представители истца Морокова Е.Е., Савельева С.Д., действующие на основании доверенностей, уточненные исковые требования поддержали, дали пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчики Рупышев В.В., Хлебодаров В.Н., надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.

Представитель ответчика Республиканского агентства лесного хозяйства по доверенности Алексеева Н.А. исковые требования не признала, поддержала встречное исковое заявление, суду пояснила, что предоставление земельного участка было проведено в неустановленном законом порядке, то есть отсутствует разрешение Правительства РФ, кроме этого, категория земель не была переведена из категории земель лесного фонда в земли сельхозназначения. На это требовалось разрешение Совета Министров РСФСР. В настоящее время, согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В данном случае администрация района должна была согласовать с Правительством РСФСР предоставление земельного участка Савельеву, кроме того, изменение категории земель должно было происходить только по решению Совета Министров.

Представитель ответчиков Рупышева В.В., Хлебодарова В.Н. - Жанцанов З.Г., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признал, возражал относительно доводов искового заявления, просил отказать в их удовлетворении в связи с отсутствием оснований, встречное исковое заявление поддержал в полном объеме, суду пояснил, что земли, которые относятся к землям федеральной казны неприкасаемы и выделяются только с разрешения Правительства. Данное постановление, которое предоставлено представителем истца, не имеет юридической силы, так как администрация муниципального образования не могла, даже по своему внутреннему регламенту, заключить договор купли-продажи, изъять земельный участок из федеральной казны и предоставить его в собственность, это невозможно. У истца была возможность установить координаты земельного участка, чего не было им сделано. Все действия, которые были совершены его доверителями, носят законный характер, Республиканское агентство лесного хозяйства подтвердило право безвозмездного пользования данным земельным участком.

Представитель соответчика Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явился, представитель по доверенности Ехлакова Ю.В. направила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что Республиканское агентство лесного хозяйства является уполномоченным органом государственной власти Республики Бурятия, которому Российская Федерация, осуществляющая управление и распоряжение земельными участками, находящимися в ее собственности (землями лесного фонда), переданы полномочия в области лесных отношений, в том числе предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование. Департамент не наделен полномочиями по установлению и исключению границ лесничества в составе лесного фонда, лесных участков на землях лесного фонда. Привлечение Департамента в качестве соответчика по данному спору считает несостоятельным и противоречащим положениям действующего законодательства РФ. Просила включить Департамент в число третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований по предмету спора, и рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента.

Представитель соответчика МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явился. Согласно отзыву представителя по доверенности Очировой С.В., исходя из системного толкования положений закона, учитывая, что на земельном участке лесного фонда в силу ст. 8 Лесного кодекса РФ находящегося в федеральной собственности, и не переданного по договору аренды, полномочия на территории Республики Бурятия возложены на Республиканское агентство лесного хозяйства, в связи с чем считает, что Управление является ненадлежащим лицом и подлежит исключению из числа ответчиков, просит учесть правовую позицию Управления, рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, филиала ППК «Роскадастр» по Республике Бурятия, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явился, представитель по доверенности Анучина Е.О. направила отзыв на исковое заявление, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Росреестра по Республике Бурятия, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явился. Согласно отзыву на исковое заявление представитель по доверенности Жербанова Е.В. указала, что право собственности Савельева В.Д. на земельный участок с кадастровым номером возникло на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, отсюда следует, что нормы о «лесной амнистии» не подлежат применению.

Соответчики - кадастровый инженер Сафаргалеева Н.Н., Администрация МО «Иволгинский район» Республики Бурятия, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явились.

Суд, выслушав представителей сторон, заслушав показания свидетелей, эксперта, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, Савельев В.Д. является собственником земельного участка с кадастровым номером , местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира<адрес> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).

Сведения об указанном земельном участке внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Чистяковой Т.Т. от ДД.ММ.ГГГГ и приложенных постановления Администрации местного самоуправления Иволгинского района от ДД.ММ.ГГГГа «Об отводе земельного участка крестьянскому хозяйству «<данные изъяты>», постановления администрации муниципального образования «Иволгинский район» Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации МСУ Иволгинского района от ДД.ММ.ГГГГа «Об отводе земельного участка крестьянскому хозяйству «<данные изъяты>», глава Савельев В.Д.» и карты с плана земель Иволгинского мехлесхоза в масштабе <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. Площадь указанного земельного участка составляет <данные изъяты> м2; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; виды разрешенного использования: под стоянку для овец; сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Согласно постановлению Администрации местного самоуправления Иволгинского района от ДД.ММ.ГГГГ а «Об отводе земельного участка крестьянскому хозяйству «<данные изъяты>» администрация местного самоуправления Иволгинского района постановила: 1. Изъять из земель Иволгинского лесхоза земельный участок, общей площадью <данные изъяты> га, в т.ч. <данные изъяты> га пастбища, <данные изъяты> га под постройками; 2. Отвести земельный участок, общей площадью <данные изъяты> га, в т.ч. <данные изъяты> га пастбища, <данные изъяты> га под постройками в постоянное (бессрочное) пользование крестьянскому хозяйству «<данные изъяты>», глава хозяйства Савельев ФИО26, под стоянку для овец; 3. Земельному комитету района, совместно с Иволгинским мехлесхозом отвести земельный участок в натуре и внести изменения в земельно-учетную документацию.

В соответствии с постановлением администрации муниципального образования «Иволгинский район» Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации МСУ Иволгинского района от ДД.ММ.ГГГГа «Об отводе земельного участка крестьянскому хозяйству «<данные изъяты>», глава Савельев В.Д.» в связи с необходимостью указания категории земель пункт 2 указанного постановления администрации МСУ Иволгинского района а от ДД.ММ.ГГГГ изложить в следующей редакции: 2. Отвести земельный участок, общей площадью <данные изъяты> га, в т.ч. <данные изъяты> га пастбища, <данные изъяты> га под постройками, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, в постоянное (бессрочное) пользование крестьянскому хозяйству <данные изъяты>», глава хозяйства Савельев ФИО25, разрешенное использование - под стоянку для овец.

Право собственности Савельева ФИО27. на указанный земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МО «<адрес>» Республики Бурятия и индивидуальным предпринимателем Савельевым В.Д., в соответствии с условиями которого МО «Иволгинский район» Республики Бурятия продает, а Савельев В.Д. приобретает в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - под стоянку для овец.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, в границах указанного земельного участка объекты капитального строительства отсутствуют.

Площадь земельного участка с кадастровым номером кв.м.) носит декларированный характер, т.е. кадастровые работы по уточнению местоположения границ и площади земельного участка в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации не проведены.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером не отмежёван, граница и площадь однозначно не установлены в соответствии с законодательством, его границы не уточнены, в ЕГРН отсутствуют координаты характерных точек границы земельного участка.

Вместе с тем, в материалах дела представлено Дело от ДД.ММ.ГГГГ года по отводу земельного участка крестьянскому хозяйству «<данные изъяты>» под строительство стоянки для овец, глава Савельев В.Д., которое доказывает, в каких границах и какой конфигурации был образован земельный участок и в дальнейшем в этих границах возникло право на земельный участок.

Так, как следует из материалов указанного дела глава к/х Савельев В.Д. ДД.ММ.ГГГГ обратился к главе администрации местного самоуправления Иволгинского района Буркову Л.П. с заявлением о выделении земельного угодия - пастбища на площади <данные изъяты> га в местности «<данные изъяты>» на землях Иволгинского лесхоза.

ДД.ММ.ГГГГ администрация Иволгинского района обратилась к директору Иволгинского лесхоза с заявлением о переоформлении земельного участка на площади <данные изъяты> га (пастбище) в местности <адрес> ранее принадлежащего <данные изъяты>», крестьянскому хозяйству <данные изъяты>». Также ДД.ММ.ГГГГ - обратилась с заявлением о переоформлении земельных угодий - пастбище) на площади <данные изъяты> га: в <адрес> - <данные изъяты>, <адрес> - <данные изъяты> в местности <данные изъяты>».

ДД.ММ.ГГГГ составлен акт выбора земельного участка, согласно которому принят оптимальный вариант размещения стоянки овец в районе <данные изъяты>, пастбища - <данные изъяты> га.

Администрацией местного самоуправления Иволгинского района вынесено постановление от 26.02.1999 № 48 а «Об отводе земельного участка крестьянскому хозяйству <данные изъяты>», в соответствии с которым из земель Иволгинского лесхоза изъят земельный участок, общей площадью <данные изъяты> га, в т.ч. <данные изъяты> га пастбища, <данные изъяты> га под постройками; указанный земельный участок отведен в постоянное (бессрочное) пользование крестьянскому хозяйству «<данные изъяты>», глава хозяйства Савельев В.Д., под стоянку для овец.

На основании распоряжения администрации местного самоуправления Иволгинского района от ДД.ММ.ГГГГ Иволгинская районная администрация местного самоуправления разрешила перерегистрацию крестьянского хозяйства «Ургы» с изменением его правового статуса и исключением из реестра по учету юридических лиц и регистрацией в качестве предпринимателя без образования юридического лица по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с сохранением правопреемственности и названия крестьянского хозяйства «<данные изъяты>», глава - Савельев В.Д., члены - Савельева Е.Л., Савельева Д.-Г.Ф.

Постановлением администрации муниципального образования «Иволгинский район» Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ в указанное постановление администрации МСУ Иволгинского района от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, указана категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.

ДД.ММ.ГГГГ Савельев В.Д. обратился в Управление Росреестрапо Республике Бурятия с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером , приложив постановление администрации МСУ Иволгинского района от ДД.ММ.ГГГГа, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании представленных истцом документов Управлением Росреестра по Республике Бурятия проведена правовая экспертиза представленных документов.

Уведомлением о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ осуществление действий по регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером приостановлено, в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в частности, рекомендовано предоставить документ, свидетельствующий о возникновении права собственности Савельева В.Д. на заявленный земельный участок.

Савельев В.Д. вновь обратился ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером , приложив следующие документы: постановление администрации МСУ Иволгинского района Республики Бурятия об отводе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГа, постановление администрации МО «Иволгинский район» Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в постановление от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжение Администрации местногосамоуправления Иволгинского района Республики Бурятия о перерегистрации крестьянского хозяйства «<данные изъяты>» с исключением из реестра юридических лиц и регистрацией в качестве предпринимателя без образования юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство Межрайонной инспекции по Республике Бурятия о внесении в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, квитанцию от ДД.ММ.ГГГГ (350 руб.), что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг от ДД.ММ.ГГГГ. Также согласно описи от ДД.ММ.ГГГГ Савельевым В.Д. на государственную регистрацию права представлены дополнительные документы: доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, передаточный акт от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сообщению главы муниципального образования «Иволгинский район» от ДД.ММ.ГГГГ решения об отмене и внесении изменений в постановление Администрации местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГа в имеющихся в муниципальном архиве документах за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. не обнаружены.

ДД.ММ.ГГГГ Савельев Д.Б. обратился в Автономное учреждение Республики Бурятия «Иволгинский лесхоз» с заявлением о выдаче разрешения наотвода пастбища в участковом лесничестве «Иволгинское», квартал <данные изъяты> выдел <данные изъяты> площадью <данные изъяты> га. Также ДД.ММ.ГГГГ Савельев Д.Б. обратился в Автономное учреждение Республики Бурятия «Иволгинский лесхоз» с заявлением о выполнении работ по отводу и подготовки проектной документации для ведения сельского хозяйства (пастбищ).

ДД.ММ.ГГГГ представитель истца Савельева С.Д. обратилась в Республиканское агентство лесного хозяйства с заявлением о приостановлении формирования земельных участков Рупышевым В.В. и Хлебодаровым В.Н. по заявлениям о предоставлении права безвозмездного пользования лесными участками в Иволгинском районе на землях лесного фонда Иволгинского лесничества, Иволгинского <адрес>», так как формируемые земельные участки пересекают границы земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ответу Республиканского агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ на указанное заявление ДД.ММ.ГГГГ проведено совещание, по итогам которого принято решение: 1. Произвести проектирование лесных участков по заявлениям граждан Рупышева В.В. и Хлебодарова В.Н. после определения границ земельного участка гражданина Савельева В.Д.; 2. Для определения границ земельного участка гражданка Савельева С.Д., представитель по доверенности гражданина Савельева В.Д. от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>6, нанимает кадастрового инженера, в последующем предоставляет все координаты земельного участка; 3. Пригласить специалистов ФГБУ «Рослесинфорг» с необходимыми измерительными инструментами для уточнения границ земельного участка гражданина Савельева В.Д. Проектирование лесного участка по заявлению гр. Савельева В.Д. будет производиться в границах земельного участка, определенных в соответствии с постановлением Администрации МО «Иволгинский район» от ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением Республиканского агентства лесного хозяйства -рл от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в безвозмездное пользование лесного участка» Рупышеву В.В. в безвозмездное пользование предоставлен лесной участок в соответствии с Распоряжением Республиканского агентства лесного хозяйства -рл от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проектной документации лесного участка в отношении лесного участка в составе земель лесного фонда» для ведения сельского хозяйства (выпас сельскохозяйственных животных) для собственных нуждиз земель лесного фонда в границах Иволгинского <адрес> по данным Государственного лесного реестра, при этом из лесного участка с учетом требований лесного и земельного законодательства РФ образован земельный участок с общей площадью <данные изъяты> га, сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно договору безвозмездного пользования лесным участком для ведения сельского хозяйства , заключенному ДД.ММ.ГГГГ между Республиканским агентством лесного хозяйства (ссудодатель) и Хлебодаровым В.Н. (ссудополучатель), ссудодатель обязуется предоставить, а ссудополучатель обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в федеральной собственности, площадью <данные изъяты> га, местоположение: <адрес>, кадастровый , категория защитности: леса, расположенных в пустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах. Вид разрешенного использования: для ведения сельского хозяйства (выпас сельскохозяйственных животных). Ссудополучателю передает лесной участок с целью ведения сельского хозяйства.

Государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером осуществлен ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления представителя Республиканского агентства лесного хозяйства по доверенности Дашиевой С.Д. от ДД.ММ.ГГГГ и приложенного межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ИП Сафаргалеевой Н.Н. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Межевой подготовлен в результате выполнения кадастровых работ, заказчиком которых является Рупышев В.В., в связи с образованием 1 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером расположенного: <адрес>. В состав межевого плана вошли Распоряжение Республиканского агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ-рл «Об утверждении проектной документации лесного участка в отношении лесного участка в составе земель лесного фонда», утвержденная проектная документация лесного участка.

Площадь земельного участка с кадастровым номером составляет <данные изъяты> кв.м. и носит уточненный характер, т.е. кадастровые работы по уточнению местоположения границ и площади земельного участка в соответствии с действующим законодательством РФ проведены. Указанный земельный участок отнесен к землям лесного фонда, разрешенное использование - «для ведения сельского хозяйства (выпас сельскохозяйственных животных)».

В отношении указанного земельного участка в Управлении Росреестра по Республике Бурятия зарегистрировано право собственности Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, право безвозмездного (срочного) пользования земельным/лесным участком Рупышева В.В. - с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, в границах земельного участка с кадастровым номером объекты капитального строительства отсутствуют.

Распоряжением Республиканского агентства лесного хозяйства -рл от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в безвозмездное пользование лесного участка» Хлебодарову В.Н. в безвозмездное пользование предоставлен лесной участок в соответствии с Распоряжением Республиканского агентства лесного хозяйства -рл от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проектной документации лесного участка в отношении лесного участка в составе земель лесного фонда» для ведения сельского хозяйства (выпас сельскохозяйственных животных) для собственных нужд из земель лесного фонда в границах Иволгинского лесничества, Иволгинского участкового лесничества, квартал 134 части выделов 2, 50, общей площадью <данные изъяты> га по данным Государственного лесного реестра, при этом из лесного участка с учетом требований лесного и земельного законодательства РФ образован земельный участок с общей площадью <данные изъяты> га, сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно договору безвозмездного пользования лесным участком для ведения сельского хозяйства , заключенному ДД.ММ.ГГГГ между Республиканским агентством лесного хозяйства (ссудодатель) и Рупышевым В.В. (ссудополучатель), ссудодатель обязуется предоставить, а ссудополучатель обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в федеральной собственности, площадью <данные изъяты> га, местоположение: <адрес> кадастровый , категория защитности: леса, расположенных в пустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах. Вид разрешенного использования: для ведения сельского хозяйства (выпас сельскохозяйственных животных). Ссудополучателю передает лесной участок с целью ведения сельского хозяйства.

Государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером осуществлен ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления представителя Республиканского агентства лесного хозяйства по доверенности Дашиевой С.Д. от ДД.ММ.ГГГГ и приложенного межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ИП Сафаргалеевой Н.Н. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ, заказчиком которых является Хлебодаров В.Н., в связи с образованием 1 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером , расположенного: <адрес>, Иволгинское лесничество, Иволгинское участковое лесничество, квартал <данные изъяты>, части выделов , при котором преобразуемый земельный участок остается в измененных границах. В состав межевого плана вошли Распоряжение Республиканского агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ-рл «Об утверждении проектной документации лесного участка в отношении лесного участка в составе земель лесного фонда», утвержденная проектная документация лесного участка.

Площадь земельного участка с кадастровым номером составляет <данные изъяты> кв.м. и носит уточненный характер, т.е. кадастровые работы по уточнению местоположения границ и площади земельного участка в соответствии с действующим законодательством РФ проведены. Указанный земельный участок отнесен к землям лесного фонда, разрешенное использование - «для ведения сельского хозяйства (выпас сельскохозяйственных животных)».

В отношении указанного земельного участка в Управлении Росреестра по Республике Бурятия зарегистрировано право собственности Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, право безвозмездного (срочного) пользования земельным/лесным участком Хлебодарова В.Н. - с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, в границах земельного участка с кадастровым номером объекты капитального строительства отсутствуют.

В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).

В п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ).

Ст. 70 ЗК РФ закреплено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) определено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно п. 2 ст. 8 настоящего Федерального закона к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В соответствии с ч.3 указанной статьи в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

В силу ч.1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В силу положений части 3 статьи 61 Федерального закона № 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также вином порядке, установленном настоящим федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.

Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 15 Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства допускается с разрешения Правительства РСФСР изъятие земель в лесах первой группы, не включенных в состав природоохранного, рекреационного и историко - культурного назначения. Выделять по согласованию с органами лесного хозяйства крестьянским (фермерским) хозяйствам лесные земли с использованием их для комплексного ведения сельского и лесного хозяйства в соответствии с требованиями лесного законодательства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. № 1200 «О порядке перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятия земель лесного фонда» (документ утратил силу с 01.11.2004 в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2004 г. № 455 «Об утверждении положения о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом»), в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации постановлено:

1. Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются:

в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с Федеральной службой лесного хозяйства России;

в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа Федеральной службы лесного хозяйства России.

Перевод и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются по инициативе юридических лиц или граждан с согласия территориальных органов Федеральной службы лесного хозяйства России, Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды (на основании заключения государственной экологической экспертизы) и других заинтересованных органов. При переводе лесных земель в нелесные с целью разработки полезных ископаемых или добычи торфа обязательно также согласование с органами государственного горного надзора и территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

2. Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, может осуществляться либо для временного (на срок до 25 лет) использования без исключения из состава лесного фонда, либо с изъятием земель и исключением их из состава лесного фонда.При переводе лесных земель в нелесные одновременно решается вопрос об условиях изъятия и предоставления земельного участка, о плате за перевод лесных земель в нелесные и размерах убытков, связанных с изъятием земель лесного фонда.

На момент вынесения постановления администрации МСУ Иволгинского района ДД.ММ.ГГГГа «Об отводе земельного участка крестьянскому хозяйству «Ургы» действовало Положение «О порядке рассмотрения ходатайств о переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом», утв. Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с разделом II указанного Положения юридические лица и граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков, обращаются с заявлением в орган исполнительной власти района. При достаточной обоснованности заявления по поручению органа исполнительной власти района комитеты по земельным ресурсам и землеустройству осуществляют подготовку землеустроительного дела, в состав которого входят: акт выбора участка с чертежом (планом) его расположения; соответствующие документы о финансировании; копия генерального плана размещения всех объектов строительства на испрашиваемом участке с указанием очередности освоения по годам; проект рекультивации земель или проект снятия, сохранения и использования плодородного почвенного покрова; акт технического обследования лесных площадей, испрашиваемых к отводу из состава лесного фонда (Приложение 1) с заключением органа управления лесным хозяйством или пользователя лесного фонда и план лесного участка (выкопировка с планшета); справка соответствующего территориального геологического управления - об отсутствии на выбранном участке полезных ископаемых, а при их наличии - разрешение органов госгортехнадзора на застройку указанного участка; заключение районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству, комитета по охране природы, санэпидемстанции и другие (п.7). При переводе лесных земель в нелесные одновременно решается вопрос о предоставлении земельного участка, условиях его изъятия и платы. Администрация района (города) рассматривает материалы землеустроительного дела о переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, принимает постановление. Указанное постановление вместе с землеустроительным делом направляется органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п.8). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании согласований с органом управления лесным хозяйством и соответствующими службами (экологическими, природоохранными, здравоохранения, архитектурно-планировочными и другими) принимает постановление и обращается в Правительство Российской Федерации с просьбой о разрешении перевода лесных земель в нелесные и изъятия нелесных земель (п.9). Адресованная Правительству Российской Федерации просьба вместе с землеустроительным делом направляется на заключение в Федеральную службу лесного хозяйства России (Рослесхоз) - для земель лесхозов и военного ведомства или Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем) - для лесов совхозов, колхозов и других сельскохозяйственных формирований (п.10). Правительство Российской Федерации на основании заключений Рослесхоза или Роскомзема и материалов землеустроительного дела принимает распоряжение о переводе лесных земель в нелесные или дает обоснованный отказ. Распоряжение Правительства Российской Федерации о переводе лесных земель в нелесные является основанием для изъятия земель лесного фонда и предоставления их в пользование (п.11).

Как следует из п. 12 Рекомендаций Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации по применению основных положений Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 11 августа 1992 года, при необходимости выделения земель, занятых лесами первой группы, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства правительство республики в составе Российской Федерации, администрация края, области, автономного образования направляет в Правительство Российской Федерации ходатайство для получения разрешения на изъятие этих земель. К ходатайству прикладывается планово-картографический материал с указанием местоположения земельных участков, подлежащих изъятию для вышеуказанных целей, согласованный с местными органами лесного хозяйства. В случае несогласия органов лесного хозяйства с изъятием этих земель правительство республики в составе Российской Федерации, администрации края, области, автономного образования имеет право войти с ходатайством в Правительство Российской Федерации с особым мнением.

В ст. 29 Земельного кодекса РСФСР предусмотрен порядок рассмотрения ходатайств об изъятии и предоставлении земельных участков: после утверждения проекта и включения объекта в план строительства предприятие, учреждение, организация обращаются в Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков, с ходатайством об изъятии предварительно согласованного земельного участка и предоставлении его для строительства объекта. При уточнении места расположения объекта или увеличении площади участка предприятие, учреждение, организация проводят дополнительные согласования с собственником земли, землевладельцем, землепользователем, арендатором.

По поручению местных Советов народных депутатов подготовку материалов по изъятию и предоставлению земельных участков осуществляют районные (городские) комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам. Совет народных депутатов рассматривает указанные материалы и принимает решение об изъятии (выкупе) земельного участка и условиях его предоставления.

Копия решения (либо выписка из него) о предоставлении земельного участка выдается заинтересованным предприятию, учреждению, организации в семидневный срок с момента его принятия.

Решение об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано заказчиком в десятидневный срок в суд в исковом порядке. В таком же порядке может быть обжаловано решение местного Совета народных депутатов об изъятии (выкупе) земельного участка. Истцом в этом случае выступает собственник земельного участка, землевладелец, землепользователь, арендатор, не согласный с принятым решением об изъятии (выкупе) земельного участка. Обжалование решения Совета народных депутатов приостанавливает его исполнение.

Полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РСФСР, осуществляются соответствующими местными администрациями. (Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2287).

В соответствии со ст. 6 Закона РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в ред. от 27.12.1990) для организации крестьянских хозяйств районные (городские) Советы народных депутатов создают земельный фонд из земель запаса, а также изымаемых у колхозов, совхозов и других землепользователей и землевладельцев за счет: а) сельскохозяйственных угодий, выбывших из оборота или переведенных в менее ценные земли;б) земель всех категорий, используемых не по целевому назначению; в) земель, предоставленных для сельскохозяйственного производства и не использованных в течение одного года, а также предоставленных для несельскохозяйственных целей и не использованных в течение двух лет; г) земель лесохозяйственных предприятий, не покрытых лесом и кустарником и пригодных для использования в сельскохозяйственном производстве; д) земель сельскохозяйственных предприятий, фактическая продуктивность которых за последние 5 лет более чем на 20 процентов ниже нормативной, определяемой по кадастровой оценке земель; е) земель, заложенных в банк и не выкупленных по закладной (ч.1). Выявленные и включенные в земельный запас для перераспределения угодья изымаются у колхозов, совхозов, подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций и учреждений, иных предприятий, учреждений, организаций Советом народных депутатов по мере поступления заявлений от граждан на создание крестьянских хозяйств. Согласия землепользователей и землевладельцев на изъятие этих земель не требуется. Изъятие земель Гослесфонда производится с согласия лесофондодержателя (ч.2). В земельный фонд для организации крестьянских хозяйств не включаются участки, которые не позволяют выращивать сельскохозяйственную продукцию, удовлетворяющую санитарным требованиям (ч.3).

Согласно ст. 19 Земельного кодекса РСФСР (ред. от 25.04.1991) определена компетенция городских Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений: ведению городских Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений подлежит, в том числе предоставление на основании утвержденного генерального плана города и проекта планировки и застройки земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование и передача их в собственность и аренду в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса; планирование использования земель, находящихся в их ведении; изъятие земельных участков (в том числе выкуп и принудительный выкуп у собственников) для государственных нужд в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса. Городские Советы народных депутатов вправе делегировать районным в городах Советам народных депутатов отдельные правомочия в области регулирования земельных отношений.

В соответствии со ст. 23 Земельного кодекса РСФСР (Органы, имеющие право изъятия и предоставления земельных участков во владение, пользование, а также передачи их в собственность и аренду) изъятие (включая выкуп, в том числе и принудительный) земельных участков в целях предоставления их гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям производится по решению соответствующего Совета народных депутатов: 1.Сельские, поселковые Советы народных депутатов изымают, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки в пределах черты сельских населенных пунктов, поселков, а также из фонда других земель, переданных в их ведение, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 этой статьи и статьями 58 и 59 настоящего Кодекса. 2.Городские Советы народных депутатов изымают на основании статьи 39 настоящего Кодекса, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки в пределах городской черты, а также из других земель, переданных в их ведение решением районного Совета народных депутатов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 4 настоящей статьи. 3.Районные (городские, в административном подчинении которых находится район) Советы народных депутатов изымают на основании статьи 39 настоящего Кодекса, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки из всех земель в границах района, за исключением случаев, указанных в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи. 4.Краевые, областные, автономных областей, автономных округов Советы народных депутатов предоставляют по согласованию с сельскими, поселковыми, городскими, районными Советами народных депутатов земельные участки для строительства объектов, имеющих союзное, республиканское и межрегиональное значение, для строительства новых и расширения действующих промышленных предприятий краевого, областного и окружного (автономного округа) значения, не связанных с сельскохозяйственным производством, а также предоставляют земельные участки, предназначенные для садоводства, огородничества и животноводства жителям городов республиканского, краевого, областного и окружного (автономного округа) подчинения из специального фонда земель, образуемого в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса и частично передаваемого в их ведение районными Советами народных депутатов по согласованию с сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов. Местные Советы народных депутатов могут передавать свои полномочия по изъятию, предоставлению и передаче земель их исполнительным и распорядительным органам или президиумам.

В соответствии со ст. 25 Земельного кодекса РСФСР изъятие земель пригородных и зеленых зон, земель, занятых лесами первой группы, для государственных и общественных нужд допускается только в исключительных случаях, указанных в статье 24 настоящего Кодекса.

В ст. 24 Земельного кодекса РСФСР предусмотрено, что изъятие сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня с целью их предоставления для несельскохозяйственных нужд допускается лишь в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств, разработкой месторождений ценных полезных ископаемых, строительством объектов культуры и истории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередачи и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. Законодательством республик, входящих в состав РСФСР, могут предусматриваться другие случаи изъятия ценных сельскохозяйственных угодий.

Изъятие особо ценных для данного региона продуктивных земель, в том числе опытных полей (участков) научно - исследовательских учреждений и учебных заведений, а также земель природно - заповедного фонда, историко - культурного назначения и других особо охраняемых территорий не допускается. Перечень участков таких земель устанавливается краевыми, областными, автономных областей, автономных округов Советами народных депутатов, а в республиках, входящих в состав РСФСР, - законодательством этих республик.

В соответствии с п. 9.1 ст.3 Федерального Закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» № 137-ФЗ от 25.10.2001, если земельный участок предоставлен гражданину до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, такой земельный участок считается предоставленным гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 478-ФЗ). В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (в ред. Федерального закона от 24.07.2023 N 338-ФЗ).

Согласно ч.1 ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В июле 2017 вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» от 29.07.2017 № 280-ФЗ - Закон о лесной амнистии. Под лесную амнистию подпадают участки, предоставленные гражданам до 08.08.2008 для садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при этом не имеет значения, когда возникло право на данный участок у его последнего законного владельца, имеются ли на участке постройки и зарегистрированы ли права на них, указана ли в правоустанавливающих документах, кадастровом паспорте или свидетельстве о праве на собственности (договоре аренды) категория «земли лесного фонда». Главное, чтобы первичный отвод состоялся до 08.08.2008. Земельные участки, подпадающие в границы лесничеств и лесопарков, которые по сведениям ЕГРН и (или) правоустанавливающих документов имеют нелесную категорию, также подпадают пол действие закона о «лесной амнистии». В этом случае данные ЕГРН получают приоритет перед данными лесного реестра и лесного плана.В соответствии с ч.3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющимидокументами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренныхчастями 6и9настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

В ч. 4 указанной статьи земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до ДД.ММ.ГГГГ: 1)предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка; 2) предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка; 3) предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.

Согласно материалам дела ДД.ММ.ГГГГ представитель истца по доверенности Савельева С.Д. обратилась к прокурору Иволгинского района с заявлением о проведении проверки законности выделения земельного участка, относящегося к лесному фонду, Республиканским агентством лесного хозяйства гражданину Рупышеву В.В., расположенного в местности <данные изъяты>, поскольку данный земельный участок ранее был предоставлен ее брату Савельеву В.Д. согласно постановлению администрации Иволгинсого района а от ДД.ММ.ГГГГ, акту выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Также в заявлении указано, что в начале ДД.ММ.ГГГГ года данный земельный участок был по устной договоренности предоставлен ее братом Рупышеву В.В., договор аренды не оформлялся, в настоящее время Рупышев В.В. пытается незаконно оформить земельный участок в свою собственность.

Как следует из объяснения Рупышева В.В. от ДД.ММ.ГГГГ, на земельном участке на территории квартала <данные изъяты> выдел <данные изъяты>, квартала <данные изъяты>, выделы 1, 2, относящемся к лесном фонду, он разводит скот, имеются постройки. В ДД.ММ.ГГГГ году он нашел указанный земельный участок в местности Ахур-колодец Иволгинского участкового лесничества с заброшенными постройками бывшего совхоза. На данной заимке он начал разводить скот, после чего в ДД.ММ.ГГГГ году на данную заимку пригнали скот Савельевы и попросили, чтобы их скот находился на данной стоянке и пастбище. Он все лето осуществлял присмотр за их скотом, хотя никаких договоров, в том числе аренды данной стоянки, не заключали. С самого начала Савельевым Д.Б. было сказано ему, что данная стоянка принадлежит ему, однако никаких документов он предъявить не смог, но предложил купить земельный участок и постройки с трансформатором за 2,5 млн. руб. В дальнейшем он начал узнавать, кому, действительно, принадлежит данный участок, и выяснил, что он не отмежеван, никакие права на него не зарегистрированы. Подстанция находится на балансе Иволгинского РЭС. Поэтому он решил начать оформление данного участка в аренду и подал заявление в Иволгинский лесхоз. Сотрудники лесхоза выясняли у него, кто построил данные постройки на участке лесного фонда, и хотели привлечь его к ответственности, на что он пояснил им, что данные постройки уже были построены ранее, т.е. не им. Также пояснил, что со слов Савельева Д.Б. данные постройки построил он, по его мнению, в отношении него также проводилась проверка, чем она закончилась, ему неизвестно.

По сообщению Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» границы земельного участка с кадастровым номером имеют пересечения с землями лесного фонда (схемы прилагаются). Площадь пересечения с землями лесного фонда составляет <данные изъяты> кв.м. Приэто указано, что границы Иволгинского лесничеств установлены в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ и внесены в Единый государственный реестр недвижимости с реестровым номером

В рамках настоящего дела по ходатайству истца по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза для определения местоположения, конфигурации и границ земельного участка с кадастровым номером , проведение которой поручено экспертам ООО «Геотех-Экспертиза».

Согласно заключению судебной экспертизы ООО «Геотех-Экспертиза» с применением картографического метода определена граница земельного участка с кадастровым номером . На схеме расположения земельных участков, являющейся неотъемлемой частью экспертного заключения, отображена граница по отводу земельного участка с кадастровым номером синим цветом, границы земельных участков из сведений ЕГРН отображены черным цветом, зеленым цветом отображена граница земельного участка согласно межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного кадастровым инженером Червинской Н.В. Определены и установлены характерные точки границ земельного участка с кадастровым номером , в момент его образования, с применением картографического метода, а также с учетом координат характерных точек земельных участков под линиями электропередач с кадастровым номером , сведения о которых внесены в ЕГРН как уточненные. Все строения и сооружение расположены в границах отведенного земельного участка с кадастровым номером .

Допрошенная в судебном заседании эксперт Шерхоева И.Г. данное ею заключение поддержала, дала пояснения аналогичные выводам, данным в ходе экспертного исследования. Дополнила, что уточнить границы земельного участка - это право, не обязанность, постройки, которые расположены на земельном участка, старые, закон о лесной амнистии говорит о том, что приоритет идет на те объекты, сведения о которых внесены в ЕГРН до введения в действие этого закона.

Оснований не доверять указанному экспертному заключению и показаниям эксперта у суда не имеется. Заключение эксперта дано в письменной форме уполномоченным лицом, при непосредственном осмотре и измерении спорных земельных участков в присутствии сторон, содержит исследовательскую часть, выводы и ответы на поставленные вопросы, выводы эксперта последовательны, непротиворечивы, основаны на профессиональных знаниях и стаже работы, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Фактов заинтересованности эксперта в исходе дела в пользу одной из сторон суду не представлено, как не представлено доказательств, опровергающих выводы названного заключения.

Оценив собранные по делу доказательства, учитывая приведенные выше нормы и положения закона, суд приходит к выводу, что имеются правовые основания для частичного удовлетворения исковых требований.

В соответствии с приведенными нормами и положениями закона судом установлено, что предоставление земельного участка лесного фонда возможно только по согласованию с его собственником, при этом должно быть принято Постановление Правительства РСФСР на изъятие спорного земельного участка из земель лесного фонда и решение Совета Министров РСФСР о переводе земель лесного фонда в иную категорию, однако данных документов нет, следовательно, администрация МО «Иволгинский район» Республики Бурятия не имела права самостоятельно изъять земельный участок из земель лесного фонда и произвести его перевод в земли других категорий. Так, нарушена процедура перевода земельного участка из земель лесного фонда в земли иной категории.

Вместе с тем, имеет место добросовестность стороны, поскольку земельный участок изъят из лесного фонда, и в п.3 постановления Администрации местного самоуправления Иволгинского района от ДД.ММ.ГГГГ а «Об отводе земельного участка крестьянскому хозяйству «<данные изъяты>» установлена обязанность компетентных органов внести изменения в земельно-учетную документацию, в связи с чем Савельев В.Д. не может отвечать за бездействие органов. Кроме того, Савельев В.Д. обращался в Управление Росреестра по Республике Бурятия с заявлением о государственной регистрации права собственности, которая была приостановлена, были направлены запросы в Арбитражный суд Республики Бурятия, проведена правовая экспертиза.

В судебном заседании свидетели пояснили, что с ДД.ММ.ГГГГ Савельевым использовался земельный участок в местности <данные изъяты>, Савельев разводил скот, что подтверждается ветеринарно-санитарным паспортом владельцев скота всех форм собственности, содержащим сведения о движении сельскохозяйственных животных, об обследовании хозяйства на наличие условий для выполнения и соблюдения ветеринарно-санитарных правил, о проведении профилактических исследований, прививок и обработок.

Также суд полагает, что в данном споре подлежит применению закон о «лесной амнистии», поскольку Савельев В.Д. обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган - орган местного самоуправления, предоставление земельного участка было также согласовано с Иволгинским лесхозом, в связи с чем регистрация права на Савельева и предоставление ему земельного участка, суд признает законной.

Кроме того, документы, предоставленные Савельевым В.Д. для регистрации, прошли правовую экспертизу Росреестра, Росреестр приостановил регистрацию права и запрашивал в администрации МО «Иволгинский район» документы возникновения у Савельева права на земельный участок, также в Арбитражный суд Республики Бурятия. Регистрация права приостанавливалась несколько раз.

Земельный участок с кадастровым номером относится к лесному фонду, а на государственном кадастровом учете он стоит под иной категорией, в связи с установленным категория земель определяется по сведениям ЕГРН.

Учитывая, что земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, суд приходит к выводу, что земельный участок не относится к землям лесного фонда.

Разрешая требования истца о признании результатов межевания земельных участков Рупышева В.В. (кадастровый ) и Хлебодарова В.Н. (кадастровый ) недействительными, суд полагает данные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку Рупышеву В.В. и Хлебодарову В.Н. было известно, что предоставленные им земельные участки полностью налагаются на земельный участок истца, что было установлено заключением землеустроительной экспертизы, более того, в материалы дела предоставлено дело об отводе земельного участка истца. В связи с этим установить границы необходимо было через суд, поскольку налицо спор по границам, чего не сделано кадастровым инженером.

Доводы стороны ответчика о том, что Савельевым В.Д. земельный участок не использовался, был заброшен, судом отклоняются, поскольку установлено, что Савельев В.Д. постоянно пользовался земельным участком, разводил скот, что подтверждается письменными доказательствами (актом разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности № от ДД.ММ.ГГГГ, договор энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ и т.д.), а также показаниями свидетелей.

При таких обстоятельствах, требования истца о признании договоров безвозмездного пользования, распоряжений о предоставлении земельных участков, результатов межевания недействительными, снятии земельных участков с государственного кадастрового учета суд полагает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Поскольку сведения о земельном участке в реестр внесены на основании межевания, суд полагает, что в удовлетворении требований о признании реестровой ошибки надлежит отказать.

В связи с установленными судом обстоятельствами, суд полагает требования об исключении из единого государственного реестра недвижимости сведений о координатах границ земельного участка, исключении земельного участка из границ земель лесного фонда, установлении границ земельного участка подлежащими удовлетворению.

Разрешая встречное исковое заявление, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренныхпунктом 2настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки п.1). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п.2).

Довод стороны истца о пропуске срока исковой давности подлежит отклонению ввиду следующего.

Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии состатьей 200настоящего Кодекса.

Еслизакономне установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. (п.1 ст. 200 ГК РФ).

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», течениесрокаисковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права.

Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренныйстатьей 196ГК РФ.

При установленных судом обстоятельствах, суд приходит к выводу, что встречное исковое предъявлено ответчиками в пределах трехлетнего срока исковой давности.

Разрешая встречные исковые требования, суд полагает данные требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку ввиду установленных судом обстоятельств суд полагает, что оснований для признания постановления Администрации МСУ Иволгинского района от ДД.ММ.ГГГГ не имеется, поскольку при отводе земельного участка присутствовали представители уполномоченных органов, в том числе представитель Иволгинского лесхоза, следовательно, администрация МО «Иволгинский район» Республики Бурятия вправе была заключить договоркупли-продажи спорного земельного участка с Савельевым В.Д. Также и требования о признании права собственности Савельева В.Д. на земельный участок отсутствующим и снятии его с государственного кадастрового учета необоснованны и удовлетворению не подлежат, при регистрации данного права была Управлением Росреестра по Республике Бурятия проведена правовая экспертиза в полном объеме, основанием явился договор купли-продажи земельного участка, который суд признает действительным.

Таким образом, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований: удовлетворяет требования о признании недействительными распоряжений о предоставлении в безвозмездное пользование лесного участка, результатов межевания земельных участков, договоров безвозмездного пользования лесным участком, снятии земельных участков с государственного кадастрового учета, исключении из единого государственного реестра недвижимости сведений о координатах границ земельного участка, исключении земельного участка из границ земель лесного фонда, установлении границ земельного участка, отказывает в удовлетворении требований о признании реестровой ошибки, и в удовлетворении встречного искового заявления отказывает в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО2 удовлетворить частично.

Признать недействительными распоряжения Республиканского агентства лесного хозяйства «О предоставлении в безвозмездное пользование лесного участка» -рл от ДД.ММ.ГГГГ, -рл от ДД.ММ.ГГГГ.

Признать недействительными результаты межевания земельных участков с кадастровыми номерами и , подготовленные кадастровым инженером ФИО6, недействительными.

Признать недействительным договор безвозмездного пользования лесным участком для ведения сельского хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Республиканским агентством лесного хозяйства и ФИО4.

Признать недействительным договор безвозмездного пользования лесным участком для ведения сельского хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Республиканским агентством лесного хозяйства и ФИО3.

Снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами и .

Исключить из границ земель лесного фонда Иволгинского лесничества с учетным номером земельный участок с кадастровым номером .

Установить границы земельного участка с кадастровым номером , адрес (местоположение): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Бурятия, Иволгинский район, по следующим координатам границ земельного участка:

№ точки

Х

Y

1

площадью земельного участка – <данные изъяты> кв.м., с погрешностью <данные изъяты>.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО2 отказать.

В удовлетворении встречного искового заявления ФИО4, ФИО5 к ФИО2, администрации МО «Иволгинский район» Республики Бурятия» о признании недействительными постановлений, договора купли-продажи земельного участка, признании права собственности на земельный участок отсутствующим, снятии земельного участка с государственного кадастрового учета отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в Иволгинский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: подпись Т.Б. Раднаева

Мотивированное решение составлено 4 марта 2024 г.

Верно: судья Т.Б. Раднаева