НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ивантеевского городского суда (Московская область) от 07.04.2021 № 2А-370/2021

50RS0014-01-2021-000636-62

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 апреля 2021 года

Ивантеевский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Гуркина С.Н.,

при секретаре Овсепян А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-370/2021 по административному исковому заявлению Ш. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Брянской области об отмене налогового уведомления по налогу на доходы физического лица от 01.09.2020,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец Ш. обратился в суд с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что между ним и Государственным автономным учреждением Тюменской области «Футбольный клуб «Тюмень» был заключен Трудовой договор. По результатам спортивного сезона 2015 года ему, как работнику футбольного клуба полагалась премия в размере 997500 рублей, которая не выплачена. В целях защиты своих прав, в соответствии с обязательным досудебным порядком, он обратился в юрисдикционный орган Общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз» - Палату по разрешению споров (далее - Палата РФС), который является органом, рассматривающим споры между субъектами футболами. 07.01.2019 Спортивный Арбитражный Суд в городе Лозанна, Швейцария (CAS/TAS), который является апелляционной инстанцией для юрисдикционных органов РФС, принял решение, которым обязал ФК «Тюмень» выплатить задолженность по премиальным выплатам в размере 997500 руб., а также проценты за просрочку платежа в размере 1/300 учетной ставки Центральной Банка Российской Федерации, начиная с даты расторжения трудового договора до наступления даты фактической даты платежа.19.11.2019 между административным истцом и ФК «Тюмень» заключено Мировое соглашение, по которому стороны договорились о сумме в пользу административного истца в размере 1700000 рублей, подлежавшие к выплате на руки. При согласовании условий Мирового соглашения в части исполнения решения CAS, стороны договорились о том, что сумма 1700000 рублей не включает в себя НДФЛ и должна была быть выплачена административному истцу в «чистом» виде, т.е. уже после удержания НДФЛ ФК «Тюмень», о чем и свидетельствует формулировка «к выплате на руки». Формулировка «к выплате на руки» по смыслу Мирового соглашения не может означать выплату наличным расчетом, поскольку п. 2 Мирового соглашения устанавливает выплату безналичным расчетом. 20.11.2019 денежные средства в размере переведены административному истцу. В сентябре 2020 года административным истцом получено налоговое уведомление от 01.09.2020 № 71495044, направленное Межрайонной ИФНС России № 7 по Брянской области, в соответствии с которым налоговым органом произведено начисление налога на доходы физических лиц в размере 221000 руб. с суммы дохода 1700000 руб., полученного административным истцом. Как позже выяснилось, вопреки условиям Мирового соглашения, ФК «Тюмень» в отчетной документации указало, что сумма 1700000 руб. включает в себя НДФЛ. Таким образом, ФК «Тюмень» решил себя избавить от частичной финансовой нагрузки путем указания в отчетной документации недостоверных сведений о сумме, которую административный истец должен был получить после удержания ФК «Тюмень» НДФЛ. 30.11.2020 административный истец направил ответ на требование об уплате налогов на доходы и имущество физических лиц в адрес Межрайонной ИФНС России № 7 по Брянской области, в котором пояснил, что «сумма, указанная в мировом соглашении (к выплате на руки) является «очищенной» от налога на доход физического лица в силу ст. 226 НК РФ. Полагал, что удержание НДФЛ является обязанностью Налогового агента (ФК «Тюмень»), в связи с чем считает, что требование об уплате НДФЛ за 2019 год является незаконным. 14.12.2020 им было направлено заявление в адрес ФК «Тюмень» с требованием внести корректировки и представить в налоговый орган уточненные сведения, в соответствии с которыми денежная сумма в размере 1700000 руб., выплаченная во исполнение Мирового соглашения, будет указана как без учета НДФЛ. Ответ на указанное заявление получен не был. 14.12.2020 в Управление Федеральной налоговой службы России по Брянской области подана жалоба на акт налогового органа ненормативного характера с просьбой отменить налоговое уведомление № 71495044 от 01.09.2020, которым определено налоговое обязательство по налогу на доход физических лиц в размере 221000 руб. в полном объеме. Административным ответчиком принято Решение по жалобе от 27.01.2021 №2.15- 08/01306@, в соответствии с которым пришел к выводу, что направление в адрес Ш. налогового уведомления является правомерным. В обоснование решения указал на то, что в заключенном между Ш. и ФК «Тюмень» Мировом соглашении вопрос о налогообложении подлежащей выплате денежной суммы не урегулирован, а именно, не произведено разделение сумм, которые ФК «Тюмень» должно удержать из выплаченных денежных средств и сумм. Считает решение незаконным. Вопрос в данной части был бы неурегулированным в том случае, если в Мировом соглашении отсутствовала фраза «к выплате на руки», поскольку по мнению ФНС РФ, указанный в трудовом договоре размер заработной платы, без специального указания о налогообложении (например, с формулировками «после вычета НДФЛ», «без учета НДФЛ», «к выплате на руки»), априори включает в себя НДФЛ. На момент возникновения обязательства по выплате премии трудовой договор не был расторгнут. ФК «Тюмень» являлось налоговым агентом по отношению к административному истцу. Таким образом, по смыслу ст.ст. 24, 226 НК РФ, ФК «Тюмень» было обязано начислить, удержать и перечислить налог в бюджетную систему Российской Федерации сверх суммы, подлежащей выплате. Формулировка «на руки», которая используется в п. 1 Мирового соглашения использовалась как тождественная понятиям «без учета НДФЛ», «чистыми», «после вычета НДФЛ». Подобная практика употребления формулировки «на руки» подтверждается судебной практикой. На основании изложенного, просил признать Решение по жалобе Управления Федеральной налоговой службы России по Брянской области от 27.01.2021 №2.15-08/01306@ недействительным; отменить налоговое уведомление № 71495044 от 01.09.2020, которым определено налоговое обязательство Ш. по налогу на доход физических лиц в размере 221000 руб., в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного истца Ш. по доверенности ФИО1 требования уточнил. Просил только отменить налоговое уведомление по налогу на доходы физического лица от 01.09.2020, выставленное Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 7 по Брянской области, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Брянской области, а также УФНС России по Брянской области ФИО2 в судебном заседании посредством ВКС административный иск не признал, просил в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что по налоговому уведомлению от 01.09.2020 №71495044 Межрайонной ИФНС России №7 по Брянской области произведено начисление налога на доходы физических лиц в размере 221000 рублей с суммы дохода, полученного Ш. от Государственного автономного учреждения Тюменской области «Футбольный клуб «Тюмень». Данное налоговое уведомление выставлено на основании требований Налогового Кодекса Российской Федерации, законно и обоснованно. Представил письменный отзыв на иск.

Представитель заинтересованного лица Государственного автономного учреждения Тюменской области «Футбольный клуб «Тюмень» в судебное заседании не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие и указал на то, что ГАУ ТО «ФК «Тюмень» осуществило перевод денежных средств в размере 1700000 рублей Ш. на основании мирового соглашения от 19.11.2019. НДФЛ в размере 221000 рублей не был удержан с Ш. по причине того, что на дату выплаты Ш. не являлся сотрудником ГАУ ТО «ФК «Тюмень», а, следовательно, учреждение не могло исполнить обязанности налогового агента в отношении выплат административного истца.

Выслушав объяснения представителей сторон, заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что согласно налоговому уведомлению от 01.09.2020 №71495044, Межрайонной ИФНС России №7 по Брянской области (далее - Инспекция) произведено начисление налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в размере 221000 рублей с суммы дохода, полученного Ш. от Государственного автономного учреждения Тюменской области «Футбольный клуб «Тюмень» (далее - ГАУ ТО «ФК «Тюмень»).

Указанные денежные средства в размере 1700000 рублей получены Ш. от ГАУ ТО «ФК «Тюмень» на основании Мирового соглашения от 19.11.2019, заключенного в целях исполнения решения Спортивного арбитражного суда (г. Лозанна) от 07.01.2019 по делу № CAS2018/A/5742. Условиями Мирового соглашения от 19.11.2019 предусмотрено получение Ш. 1700000 рублей на руки.

В административном иске Ш. указывает, что ГАУ ТО «ФК «Тюмень» представило в налоговый орган недостоверные сведения, не соответствующие условиям Мирового соглашения от 19.11.2019, а именно, в представленных в налоговый органа документах содержится информация о том, что сумма, выплаченная Ш. по Мировому соглашению от 19.11.2019, включает в себя сумму неудержанного НДФЛ.

Ш. указал, что после получения налоговой уведомления от 01.09.2020 №71495044, он обратился в ГАУ ТО «ФК «Тюмень» просьбой скорректировать информацию о произведенных выплатах и представить налоговый орган достоверные сведения. Ответ от ГАУ ТО «ФК «Тюмень» на момент подачи административного искового заявления не получил.

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российское Федерации.

Для физических лиц, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, объектом налогообложения для исчисления НДФЛ согласно пункту 1 статьи 209 НК РФ признается доход, полученный ими, от источников в Российское Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы для исчисления НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло. Налоговым периодом по НДФЛ в соответствии со статьей 216 НК РФ признается календарный год.

Перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, содержится в ст. 2 НК РФ. Оснований для освобождения от налогообложения НДФЛ сумм денежных средств, выплачиваемых на основании мирового соглашения, статья 217 НК РФ не содержит. Таким образом, сумма денежных средств, выплачиваемая на основании мирового соглашения, подлежит налогообложению НДФЛ в установленном порядке.

Налоговыми агентами в соответствии с пунктом 1 статьи 24 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.

Пунктом 1 статьи 226 НК РФ определено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 НК РФ.

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 226 НК РФ организация в отношении таких доходов налогоплательщика именуется налоговым агентом.

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно статьи 228 НК РФ физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию и самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ.

В соответствии с пунктом 6 статьи 228 НК РФ налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 НК РФ, уплачивают налог на доходы физических лиц не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.

Из представленных материалов следует, что между ГАУ ТО «ФК «Тюмень» и Ш. 19.11.2019 заключено Мировое соглашение. В соответствии с пунктом 1 Мирового соглашения ГАУ ТО «ФК «Тюмень» обязалось выплатить Ш. в счет исполнения решения Спортивного арбитражного суда (г. Лозанна) от 07.01.2019 денежные средства в сумме 1700000 рублей к выплате на руки. В соответствии с пунктом 2 Мирового соглашения от 19.11.2019, сумма, указанная пункте 1 Мирового соглашения от 19.11.2019, подлежала перечислению ГАУ ТО «ФК «Тюмень» на банковские реквизиты налогоплательщика.

Административным истцом его представителем в судебном заседании не оспаривалось, что денежные средства в сумме 1700000 рублей по Мировому соглашению от 19.11.2019 получены Ш. в полном объеме.

Довод заявителя о том, что полученные денежные средства в указанном размере не включают НДФЛ и ГАУ ТО «ФК «Тюмень» должно было начислить НДФЛ сверх данной суммы и перечислить её в бюджет не подтверждается имеющимися документами.

В заключенном сторонами Мировом соглашении от 19.11.2019 вопрос о налогообложении подлежащей выплате денежной сумме не урегулирован, а именно не произведено разделение сумм, которые ГАУ ТО «ФК «Тюмень» должно удержать из выплаченных денежных средств Ш. и сумм, которые должно выплатить непосредственно налогоплательщику.

Таким образом, доход, полученный Ш., согласно Мировому соглашению от 19.11.2019, составил 1700000 рублей, и в соответствии с пунктом статьи 210 НК РФ, подлежит налогообложению НДФЛ.

Пунктом 4 статьи 226 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

При этом пунктом 9 статьи 226 НК РФ предусмотрено, что уплата налога на доходы физических лиц за счет средств налоговых агентов не допускается.

В соответствии с пунктом 5 статьи 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

ГАУ ТО «ФК «Тюмень» представило в Межрайонную ИФНС России №7 по Брянской области справку от 29.02.2020 №17 о полученном Ш. доходе за 2019 год в размере 1700000 рублей, сумме исчисленного и неудержанного налога в размере 221000 рублей.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административным ответчиком - Инспекцией правомерно было сформировано налоговое уведомление от 01.09.2020 №71495044 с указанием расчета НДФЛ, не удержанного налоговым агентом ГАУ ТО «ФК «Тюмень» с дохода (код 4800 «Прочие доходы») в сумме 1700000 рублей за ноябрь 2019 года. Сумма НДФЛ, подлежащая уплате составила 221 000 рублей.

Суд также учитывает, что в ходе рассмотрения жалобы Ш., учитывая доводы налогоплательщика, Инспекцией в адрес налогового агента ГАУ ТО «ФК «Тюмень» был направлен запрос от 29.12.2020 №07-26/10872 о причинах не удержания НДФЛ в размере 221000 рублей в отношении Ш. и предоставлении расшифровки (расчета) суммы дохода 1700000 рублей, информацию о факте направления Ш. сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме не удержанного налога с учетом положений пункта 5 статьи 226 НК РФ.

На указанный запрос от ГАУ ТО «ФК «Тюмень» поступил ответ от 20.01.2021 № 07 (входящий №00472), в котором ГАУ ТО «ФК «Тюмень» подтвердило перечисление денежных средств Ш. в общей сумме 1700000 рублей и невозможности удержания с указанной суммы НДФЛ в размере 221 000 рублей.

На основании вышеизложенного, суд считает что направление в адрес Ш. налогового уведомления от 01.09.2020 № 71495044 с разделом «Расчет налога на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом» является законным и обоснованным, и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 227 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Ш. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Брянской области об отмене налогового уведомления по налогу на доходы физического лица от 01.09.2020 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ивантеевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Гуркин С.Н.

решение в окончательной форме

изготовлено 12 апреля 2021 года