НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ивановского районного суда (Ивановская область) от 21.03.2022 № 2А-2618/2021

Дело № 2а-69/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ивановский районный суд Ивановской области в составе

Председательствующего судьи Трубецкой Г.В.

при секретаре Анисимовой И.Д.

с участием представителя административного истца Межрайонной ИФНС России №6 по Ивановской области Болдыревой И.В.

представителя административного ответчика –Хрипунова М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №6 по Ивановской области к Корневу Дмитрию Геннадьевичу о взыскании налога и пени

установил:

Межрайонная ИФНС Росси №6 по Ивановской области обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором просит взыскать с ответчика по требованию от 09 сентября 2020 года налог на доходы физических лиц, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса РФ в размере 4090 руб. за 2019 год, пени в размере 133,38 руб. за период с 16 июля 2020 года по 08 сентября 2020 года; по требованию от 18 декабря 2020 года транспортный налог в размере 28889,00 руб. за 2019 год в размере 65,48 руб., за период с 02 декабря 2020 года по 17 декабря 2020 года; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере 62 руб. за 2019 год, пени в размере 0,14 руб. за период с 02 декабря 2020 года по 17 декабря 2020 года; пени на земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений по ОКТМО в размере 01,36 руб. начисленные на задолженность 2019 года в размере 721,00 руб. за период с 02 декабря 2020 года по 17 декабря 2020 года; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений по ОКТМО за 2019 год в размере 5127,09 руб., пени в размере 17,26 руб., начисленные на задолженность 7615,00 руб. за 2019 год за период с 02 декабря 2020 года по 17 декабря 2020 года; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений ОКТМО ; налог в размере 12956971,00 руб. за 2019 год, пени в размере 2936,91 руб., за период с 02 декабря 2020 года по 17 декабря 2020 года; налог в размере 809079,00 руб., за 2018 год. пени в размере 1833,91 руб., начисленные на эту задолженность за 2018 год и налог в размере 2343,00 руб., пени в размере 05,31 руб.. начисленные на задолженность 809079,00 руб. за 2018 год за период с 02 декабря 2020 года по 17 декабря 2020 года; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений по ОКТМО , пени в размере 30039,31 руб.. начисленные на задолженность 525254,00 руб. за 2018 год за период с 24 декабря 2019 года по 23 декабря 2020 года.

Требования мотивированы тем, что 20 июля 2021 года и.о. мирового судьи судебного участка №3 Ивановского судебного района Ивановской области, мировым судьей судебного участка №2 Ивановского судебного района <адрес> вынесен судебный приказ по делу №2а-1322/2021 о взыскании с Корнева Д.Г. задолженности налогам и пени в размере 2183528,65 руб., который отменен определением от 10 сентября 2021 года в связи с возражениями должника относительно его исполнения. Корнев Д.Г. является плательщиком транспортного налога. Земельного налога и налога на имущество. В соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ Корневу Д.Г. направлены налоговые уведомления от 29 сентября 2019 года , от 03 августа 2020 года . В соответствии с п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 397. П. 1 ст. 409 Налогового кодекса РФ транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц подлежат уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть за 2018 года –не позднее 01 декабря 2019 года, за 2019 год – не позднее 01 декабря 2020 года. В соответствии с п. 3 ст. 75 Налогового кодекса РФ за несвоевременную оплату налога начислены пени. В связи с неуплатой налога в установленный срок в соответствии со ст. 69 Налогового кодекса РФ должнику были направлены требования от 18 декабря 2020 года о необходимости уплаты налога и пени в срок до 26 января 2021 года на сумму налогов 2144406,00 руб.. пени 4860,64 руб.; от 24 декабря 2020 года о необходимости уплаты налога и пени в срок до 26 января 2021 года на сумму пени 30039,31 руб.; от 09 сентября 2020 года о необходимости уплаты налогов и пени в срок до 20 января 2020 года на сумму налогов 4090,00 руб., пени 133,38 руб. Требования получены налогоплательщиком через личный кабинет. До настоящего времени задолженность не погашена. Корневым Д.Г. представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2019 год, в которой заявлен доход. Сумма подлежащая уплате в бюджет, согласно предоставленной налоговой декларации составила 52832,00 руб. В соответствии с п. 4 ст. 228 Налогового кодекса РФ сумма налога уплачивается в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, Корнев Д.Г. должен был оплатить сумму налога на доходы за 2019 года не позднее 15 июля 2020 года. 05 августа 2020 года Корневым Д.Г. погашена задолженность по налогу на доходы физических лиц в размере 48742,00 руб. в порядке зачета из единого налогового платежа. В соответствии с п. 15 ст. 396 Налогового кодекса РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами на условиях осуществления ими жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства (далее ИЖС) осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В отношении земельный участков приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением ИЖС, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 4 в течение периода превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. Налоговым уведомлением от 03 августа 2020 года произведен перерасчет ранее исчисленного и не уплаченного земельного налога за 2018 год в связи с применением повышающих коэффициентов 2 и 4.

Также Межрайонная ИФНС России №6 по Ивановской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с ответчика по требованию от 08 февраля 2021 года налог на имущество физических лиц, взыскиваемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 2639 руб. за 2019 год, пени в размере 25,42 руб. за период с 02 декабря 2020 года по 07 февраля 2021 года; земельный налог с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах городских округов по ОКТМО в размере 371 руб. за 2019 год, пени в размере 03,57 руб. за период с 02 декабря 2020 года по 07 февраля 2021 года; по требованию от 12 февраля 2021 года пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса РФ за 2019 год в размере 90,39 руб. за период с 09 сентября 2020 года по 11 февраля 2021 года; пени на земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах поселений начисленные на задолженность 23430,00 руб.за 2018 год в размере 18,59 руб., начисленные на задолженность 809079,00 руб. за 2018 год в размере 6418,69 руб.; начисленные на задолженность 1295697,00 руб. за 2019 года в размере 10279,20 руб. за период с 18 декабря 2020 года по 11 февраля 2021 года ; пени по транспортному налогу за 2019 год в размере 29,19 руб. за период с 18 декабря 2020 года по 11 февраля 2021 года; пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 0,49 руб. на задолженность за 2019 год на сумму 62,00 руб. за период 18 декабря 2020 года по 11 февраля 2021 года; пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений по ОКТМО начисленные на задолженность 4615,00 руб. за 2019 год в размере 60,41 руб. за период с 18 декабря 2020 года о 11 февраля 2021 года.

Требование мотивировано тем, что 17 августа 2021 года исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка №2 Ивановского судебного района в Ивановской области, мировым судьей судебного участка №2 Ивановского судебного района в Ивановской области вынесен судебный приказ по делу №2а-1617/2021 о взыскании с Корнева Д.Г. задолженности по налогам и пени в общей сумме 20141,68 руб., который отменен определением мирового судьи от 27 сентября 2021 года в связи с возражениями должника относительно его исполнения. в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ Корневу Д.Г. направлены налоговые уведомления от26 сентября 2019 года от 03 августа 2020 года . Корнев Д.Г. в установленный срок налог не уплатил, в связи с чем в его адрес направлены требования от 08 февраля 2021 года о необходимости уплаты налога и пени в срок до 05 апреля 2021 года, от 12 февраля 2021 года о необходимости уплаты налога и пени в срок до 07 апреля 2021 года. в порядке ст. 75 Налогового кодекса РФ Корневу Д.Г. начислены пени на несвоевременную оплату налога.

Определением от 03 февраля 2021 года дела объединены в одно производство.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №6 по Ивановской области. Действующая на основании доверенности Болдырева И.В., заявленные требования поддержала и пояснила, что налоговый орган праве пересчитать земельный налог с применением повышающего коэффициента.

Административный оответчик Корнев Д.Г. извещался о дате, времени и месте рассмотрения дела в порядке главы 9 Кодекса административного судопроизводства РФ, в судебное заседание не явился. Доверил представление своих интересов представителю. Представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика Корнева Д.Г.. действующий на основании доверенности Хрипунов М.В. представил письменный отзыв по заявленным требованиям, согласно которых налогоплательщик решение о взыскании налога на имущество, налога на доходы физического лица и транспортного налога, пени по ним, оставил на усмотрение суда. Против перерасчета земельного налога за 2018 год с применением повышающего коэффициента, начисление земельного налога за 2019 год также с применением повышающего коэффициента возражал, поскольку земельные участки используются под ИЖС и срок для применения повышающего коэффициента на момент начисления налога за 2018 и 2019 год не истек. Подробная позиция о необоснованности применения повышающего отражена в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела.

Во исполнение требований части 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства РФ информация о времени и месте рассмотрения административного дела размещена на сайте Ивановского районного суда Ивановской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания по рассмотрению административного иска.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав позицию участников процесса, приходит к следующему.

В соответствии с действующим законодательством Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах устанавливается исчерпывающий перечень федеральных налогов и сборов.

В силу ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Конституция Российской Федерации в статье 57 и Налоговый кодекса РФ в статье 23 устанавливают обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги, которая возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельствах, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога (п. 2 и 3 ст. 44 Налогового кодекса РФ).

Корнев Д.Г. является собственником транспортных средств, и земельных участков, и объектов недвижимости, указанных в налоговом уведомлении от 26 сентября 2019 года; от 03 августа 2020 года, что следует также из информации предоставленной ГИБДД УМВД России по Ивановской области и выписок ЕГРН.

Пунктом 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ на органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, возложена обязанность сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.

Из анализа изложенных выше положений закона следует, что налоговые органы не наделены полномочиями по регистрации и учету объектов при исчислении имущественных налогов.

На основании сведений, полученных от регистрирующих органов, налоговая инспекция формирует налоговое уведомление, в котором указывается объект имущества, на который был начислен налог.

Таким образом, такое уведомление является документом, подтверждающим наличие у должника того либо иного объекта имущества.

Согласно ст. 357 Налогового кодекса РФ административный ответчик является плательщиком транспортного налога как лицо, на которое в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения.

В соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке.

В соответствии со ст. 359 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В соответствии с п. 1 ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.

В силу ч. 3 ст. 362 Налогового кодекса РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

В силу ст. 361 Налогового кодекса РФ и ст. 2 Закона Ивановской области «О транспортном налоге» установлена ставка налога для транспортных средств, принадлежащих ответчику.

Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. В соответствии с п. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки.

В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 <данные изъяты> Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 397, п. 1 ст. 409 Налогового кодекса РФ транспортный налог, земельный налог, налог на имущество подлежат уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть за 2019 год – не позднее 01 декабря 2020 года, за 2018 года – не позднее 02 декабря 2019 года.

Физические лица, получившие доходы. Указанные в п.2 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса РФ, в соответствии с п. 2 ст. 228 Налогового кодекса РФ обязаны самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет и подать в соответствующий налоговый орган налоговую декларацию по форме №3-НДФЛ.

27 июля 2020 года Корневым Д.Г. в налоговый орган представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2019 года, в которой заявлен доход. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, согласно предоставленной декларации составила 52832,00 руб.

В соответствии с п. 4 ст. 228 Налогового кодекса РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений статьи 228 Налогового кодекса РФ, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующим за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, Корнев Д.Г. обязан был уплатить сумму налога на доходы физических лиц за 2019 год в срок не позднее 15 июля 2020 года.

05 августа 2020 года Корневым Д.Г. погашена задолженность по налогу на доходы физических лиц в размере 48742,00 руб. в порядке зачета из единого налогового платежа, что не оспаривалось представителем административного ответчика. Таким образом, сумма задолженности составила 4090,00 руб.

В п. 3 ст. 75 Налогового кодекса РФ определено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 15.07.1999 года N 11-П определена позиция, согласно которой пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения. Такая мера обеспечивает возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.

Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. 69 и 70 Налогового кодекса РФ, которое должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Целью направления налогоплательщику требования является информирование налогоплательщика об имеющейся у него задолженности (с указанием основания взимания налога, срока его уплаты и других сведений, указанных в пункте 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации), а также предоставление возможности урегулирования спора на данном этапе путем добровольного исполнения налогоплательщиком требования в установленный в нем срок, с истечением которого закон связывает возникновение у налогового органа права принудительного взыскания указанной в требовании задолженности.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 1988-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Григорьева Дмитрия Николаевича на нарушение его конституционных прав подпунктом 7 пункта 1 статьи 31, пунктом 2 статьи 70 и пунктом 7 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что пунктом 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации федеральный законодатель, действуя в рамках своей дискреции, установил сроки направления требования налогоплательщику. Иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, данное законоположение не регулирует. Соответственно, нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями данного Кодекса.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 31 Постановления от 30 июля 2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных, в том числе, статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи, с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

В сходном ключе даны разъяснения в пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г.: само по себе нарушение порядка и сроков совершения отдельных процедур в рамках внесудебного взыскания обязательных платежей не влечет за собой утрату возможности их взыскания в судебном порядке; несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктом 2 статьи 70, статьями 46 и 47 Кодекса, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона; однако пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46 и пункт 3 статьи 47 Кодекса) с учетом разъяснений, данных в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. № 57.

Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как в соответствии с указанной нормой части 2 статьи 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, обстоятельства соблюдения налоговым органом досудебной процедуры принудительного взыскания и срока на обращение в суд подлежат проверке судом при рассмотрении административных исков о взыскании налогов, и в случае пропуска срока на обращение в суд он может быть восстановлен.

Налоговый кодекс Российской Федерации содержит общие положения устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов, которые подлежат применению, в том числе и при взыскании недоимки по налогам и сборам.

Для правильного определения продолжительности сроков совершения налоговым органом действий, направленных на принудительное взыскание недоимки по налогу, следует установить временные пределы осуществления мер государственного принуждения, исходной точкой которых является уведомление налогоплательщика о размере налоговой обязанности, сроке ее исполнения и дате выявления недоимки.

При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога.

В соответствии с налоговым уведомлением от 13 сентября 2018 года, которое направлено в адрес налогоплательщика почтовым отправлением 24 сентября 2018 года, срок уплаты налогов за 2017 год установлен до 03 декабря 2018 года, днем выявления недоимки, соответственно, является 04 декабря 2018 года.

В соответствии с налоговым уведомлением от 25 июля 2019 года, которое направлено в адрес налогоплательщика почтовым отправлением 05 августа 2019 года, срок уплаты налогов за 2018 год установлен до 02 декабря 2019 года, днем выявления недоимки, соответственно, является 03 декабря 2019 года.

В соответствии с налоговым уведомлением от 03 августа 2020 года, которое направлено в адрес налогоплательщика почтовым отправлением 10 октября 2020 года, срок уплаты налогов за 2019 год установлен до 01 декабря 2020 года, днем выявления недоимки, соответственно, является 02 декабря 2020 года.

В силу ч. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Требование выставлено Корневу Д.Г. 18 декабря 2020 года на сумму налога 2144406,00 руб., пени – 4860,54 руб, срок для добровольного исполнения требования установлен до 26 января 2021 года.

Требование выставлено Корневу Д.Г. 24 декабря 2020 года, на сумму налогов пени 30039,31 руб., срок для добровольного исполнения требования установлен до 26 января 2021 года

Требование выставлено Корневу Д.Г. 09 сентября 2020 года на сумму налогов 4090,00 руб.. пени 133,38 руб.., срок для добровольного исполнения требования установлен до 20 октября 2020 года.

Требование выставлено Корневу Д.Г. 12 февраля 2021 года на сумму налогов пени 17102,69 руб.., срок для добровольного исполнения требования установлен до 07 апреля 2021 года.

Требование выставлено Корневу Д.Г. 08 февраля 2021 года на сумму налогов 3010,00 руб.. пени 28,99 руб.., срок для добровольного исполнения требования установлен до 05 апреля 2021 года.

В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ ненормативный акт налогового органа, принятый после истечения предусмотренного срока считается недействительным и исполнению не подлежит (ст. 46 Налогового кодекса РФ). В данном случае ст. 70 Налогового кодекса РФ таких положений не содержит.

Поскольку требование по своему содержанию представляет собой письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, выставление его с нарушением установленного срока прав налогоплательщика не нарушает, и оснований для признания требований по этим основаниям недействительным не имеется. Нарушение срока выставления требования на уплату налога не прерывает течение общего срока на принудительное взыскание налога и пеней (п.6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.03.2003 №71). Таким образом, срок взыскания недоимки при нарушении срока выставления требования будет исчисляться в аналогичном порядке, если бы такое требование было выставлено вовремя.

Требования об уплате налога выставлены налогоплательщику в установленные сроки.

Согласно абзацу 4 пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

При этом в силу части 6 статьи 6.1 данного кодекса срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.

Таким образом, положениями статей 69, 70, 48 Налогового кодекса РФ установлен совокупный срок принудительного взыскания задолженности налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона, начальным этапом которого является выставление налогоплательщику требования об уплате налога.

Административным ответчиком, как налогоплательщиком не исполнена обязанность по уплате транспортного налога, земельного налога и налога на имущество, налога на доходы в установленные законом сроки, также ответчиком не исполнена обязанность по уплате налогов в соответствии с направленными требованиями , , , 3291, 10532.

На основании п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица такая сумма налога, сбора, пеней, штрафов превысила 3000 руб, налоговый орган обращается в суд с заявлением в течение шести месяцев со дня, когда сумма превысила 3000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица такая сумма налога, сбора, пеней, штрафов не превысила 3000 руб, налоговый орган обращается в суд с заявлением в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

В редакции Федерального закона от 23 ноября 2020 года № 374- ФЗ указанное заявление подается налоговым органом, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица составляет 10000 руб.

Судом установлено, что заявление о выдаче судебного приказа по требованиям поступило на судебный участок №3 Ивановского судебного района Ивановский области 13 июля 2021 года, судебный приказ выдан и.о. мирового судьи судебного участка №3 Ивановского судебного района Ивановской области, мировым судьей судебного участка №2 Ивановского судебного района в Ивановской области 20 июля 2021 года, то есть без нарушений установленного ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ срока.

Из материалов дела № 2а-1322/2021, истребованного у мирового судьи, следует, что 07 сентября 2021 года Корневым Д.Г. поданы возражения относительно исполнения судебного приказа, в связи с чем определением от 10 сентября 2021 года мировым судьей судебного участка № 3 Ивановского судебного района Ивановской области судебный приказ от 20 июля 2021 года по делу №2а-1322/2021 отменен.

Судом установлено, что судебный приказ по заявлению о выдаче судебного приказа по требованиям , выдан и.о. мирового судьи судебного участка №3 Ивановского судебного района Ивановской области, мировым судьей судебного участка №2 Ивановского судебного района в Ивановской области 17 августа 2021 года, то есть без нарушений установленного ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ срока.

Определением от 27 сентября 2021 года мировым судьей судебного участка № 3 Ивановского судебного района Ивановской области судебный приказ от 17 августа 2021 года по делу №2а-1617/2021 отменен.

В соответствии с п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ в порядке искового производства требования о взыскании налогов, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица предъявляются налоговым органом только со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев от этой даты.

Административное исковое заявление после определения от 10 сентября 2021 года об отмене судебного приказа направлено в суд, согласно почтового штемпеля 27 октября 2021 года, после определения от 27 сентября 2021 года об отмене судебного приказа поступило в суд 27 января 2022 года, то есть в установленный законом срок.

Таким образом, налоговым органом совокупные сроки принудительного взыскания задолженности, предусмотренные ст. 69, 70, 48 Налогового кодекса РФ, не нарушены.

В силу ч. 7 ст. 45 Налогового кодекса РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы Налогового кодекса, Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года N 107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (далее - Правила).

Согласно пункту 7 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (приложение N 2 к Приказу Минфина РФ от 12 ноября 2013 года N 107н), в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения: "ТП" - платежи текущего года; "ЗД" - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов); "ТР" - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов); АР» - погашение задолженности по исполнительному листу, и другие.

В случае указания в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.

Согласно карточки «Расчеты с бюджетом» оплата по налоговым платежам отражены поступления денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному листу.

Из материалов дела № 2а-1092/2020, истребованного у мирового судьи, следует, что судебным приказом от 28 апреля 2020 года с Корнева Д.Г. взыскана задолженность по земельному налогу за 2018 год в сумме 525254,00 руб. и пени в размере 2102,79 руб. а период с 03 декабря 2019 года по 23 декабря 2019 года.

11 июня 2020 года судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство о взыскании налога, пени и штрафа в размере 527356,79 руб.

25 мая 2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме, в подтверждение чего представлена справка о движении денежных средств и платежные поручения.

Оценив исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что требования налогового органа о взыскании транспортного налога, налога на имущество и налога на доходы физических лиц, земельный налог за 2019 год обоснованы и подлежат удовлетворению.

Истцом заявлены требования о взыскании с ответчика пени в размере 65,48 руб. за период с 02 декабря 2020 года (день выявления недоимки) по 17 декабря 2020 года (день, предшествующий дню выставления требования 43292), пени в размере 229,19 руб, за период с 18 декабря 2020 года (день выставления требования 43292) по 11 февраля 2021 года (день предшествующий выставлению требования 3291), начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2019 год, исходя из ставки ЦБ;

Истцом заявлены требования о взыскании с ответчика пени в размере 0,14 руб. за период с 02 декабря 2020 года (день выявления недоимки) по 17 декабря 2020 года (день, предшествующий дню выставления требования 43292), пени в размере 25,42 руб, за период с 02 декабря 2020 года (день выявления недоимки) по 07 февраля 2021 года (день предшествующий выставлению требования ), пени в размере 0,49 руб., за период с 18 декабря 2020 года (день, выставления требования 43292) по 11 февраля 2021 года (день, предшествующий выставлению требования 3291), начисленные на недоимку по налогу на имущество за 2019 год. исходя из ставки ЦБ;

Истцом заявлены требования о взыскании с ответчика пени в размере 133,38 руб. за период с 16 июля 2020 года (день выявления недоимки) по 08 сентября 2020 года (день, предшествующий дню выставления требования 32721), пени в размере 90,39 руб, за период с 09 сентября 2020 года (день выставления требования 32721) по 11 февраля 2021 года (день, предшествующий выставлению требования 3291), начисленные на недоимку по налогу на доходы за 2019 год, исходя из ставки ЦБ;

Разрешая требования налоговой инспекции о взыскании задолженности по земельному налогу за 2018 год, рассчитанной исходя из ставки повышающего коэффициента, а также о взыскании суммы земельного налога за 2019 год, суд приходит к следующему.

Позицию налогового органа и допрошенного в качестве свидетеля ФИО7, заместителя начальника камеральной проверки, о правомерности начисления повышающего коэффициента по земельному налогу за 2018 и 2019 года по правилам п.15 ст. 396 Налогового кодекса РФ суд признает ошибочной.

В соответствии с п. 15 ст. 396 Налогового кодекса РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетомкоэффициента2 в течение трех лет начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленномпорядке.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего три года с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В соответствии с п. 15 ст. 396 Налогового кодекса РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Положениями п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ определены категории земель по целевому назначению.

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве.

При кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования устанавливается исходя из совокупности всех предъявляемых требований, определяемых обстоятельствами возникновения возможных впоследствии правоотношений. Определение вида разрешенного использования земельного участка, разрешенное использование которого в правоустанавливающих документах сформулировано так, что оно допускает неоднозначное толкование, должно осуществляться с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок был ранее предоставлен и фактически осуществляемого владельцем участка, а также назначения объектов, расположенных на этом участке.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с приложением к приказу Минэкономразвития РФ от 01 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» наименование вида - жилая застройка, описание вида: размещение жилых помещений различного вида и обеспечение проживания в них. К жилой застройке относятся здания (помещения в них), предназначенные для проживания человека, за исключением зданий (помещений), используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них (гостиницы, дома отдыха); для проживания с одновременным осуществлением лечения или социального обслуживания населения (санатории, дома ребенка, дома престарелых, больницы); как способ обеспечения деятельности режимного учреждения (казармы, караульные помещения, места лишения свободы, содержания под стражей). Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешённого использования с кодами 2.1-2.3, 2.5-2.7.1.

В силу ст. 37 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.

В соответствии со ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав жилых зон могут включаться:1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами; 2) зоны застройки индивидуальными жилыми домами и домами блокированной застройки; 3) зоны застройки среднеэтажными многоквартирными домами; 4) зоны застройки многоэтажными многоквартирными домами; 5) зоны жилой застройки иных видов.

Согласно информационного письма Главы администрации Ивановского муниципального района Ивановской области распоряжением Правительства Ивановской области, земельные участки, принадлежащие Корневу Д.Г., включены в границы населенных пунктов Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области с видом разрешенного использования «для объектов жилой застройки». Согласно Правилам землепользования и застройки Беляницкого сельского поселения, утвержденным решением Совета Ивановского муниципального района от 28.12.2017 № 348 земельные участки находятся в зоне ЖЗ-5 «Зона индивидуальной жилой застройки». Установлен градостроительный регламент данной территории. Строительство многоэтажной жилой застройки градостроительным регламентом территориальной зоны ЖЗ-5 не предусмотрено.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки Беляницкого сельского поселения ЖЗ-5 – зона индивидуальной жилой застройки (1-3 этажей), в которой допускается разрешенное использование земельного участка: для индивидуального жилищного строительства (2.1); для ведения личного подсобного хозяйства (2.2); блокированная жилая застройка (2.3); площадка для занятий спортом (5.1.3); амбулаторно-поликлиническое обслуживание (3.4.1), ведение садоводства (13.2); хранение автотранспорта (2.7.1); предоставление коммунальных услуг (3.1.1); улично-дорожная сесть (12.0.1)

Согласно ПЗЗ Беляницкого сельского поселения земельные участки с кадастровыми номерами , , , , , , , , , , , , , , , расположены в территориальной зоне «Территории общего пользования». В данной территориальной зоне строительство индивидуальной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки не предусмотрено.

Таким образом, правовых оснований, с учетом даты регистрации Корнева Д.Г. права собственности на земельные участки, (менее 10 лет по состоянию на 2018, 2019 года) у налогового органа отсутствовали правовые основания для применения повышающего коэффициента для исчисления земельного налога за 2018, 2019 год.

В соответствии с изложенным, оснований для удовлетворения требований налогового органа о взыскании перерасчета по земельному налогу и пени за 2018 год не имеется, а требования о взыскании земельного налога и пени за 2019 год подлежат частичному удовлетворению, без учета применения повышающего коэффициента.

В соответствии с п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах ииспользуемыхдля сельскохозяйственного производства; занятыхжилищным фондомиобъектами инженерной инфраструктурыжилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).

Согласно расчету земельный налог за 2019 год составляет 372329,50 руб, пени – 3797,54руб.

Суд соглашается с представленным стороной административного ответчика расчетом и принимает его в качестве надлежащего доказательства при определении размера подлежащей взысканию с административного ответчика задолженности по уплате налога. Суд также соглашается с расчетом пеней, произведенным административным ответчиком по правилам ст. 75 Налогового кодекса РФ. Ответчиком указанный расчет не оспорен, иного расчета вопреки требованиям ст. 14, 62 Кодекса административного судопроизводства РФ суду не представлено.

В соответствии с ч.1 ст. 114 Кодекса административного РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с тем, что административный истец на основании подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, государственная пошлина, которая составляет 7323,51 руб. подлежит взысканию с административного ответчика в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №6 по Ивановской области к Корневу Дмитрию Геннадьевичу удовлетворить частично.

Взыскать с Корнева Дмитрия Геннадьевича, ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного по адресу <адрес>, транспортный налог за 2019 год в размере 28889,00 руб.. пени в размере 294,67 руб. за период с 02 декабря 2020 года по 11 февраля 2021 года; налог на имущество за 2019 год в размере 2701,00 руб., пени в размере 25,42 руб. за период с 02 декабря 2020 года по 07 февраля 2021 года, 0,63 руб. за период с 02 декабря 2020 года по 11 февраля 2021 года; налог на доходы за 2019 год в размере 4090,00 руб., пени в размере 223,77 руб. за период с 16 июля 2020 года по 11 февраля 2021 года; земельный налог за 2019 год в сумме 372329,50 руб., пени в размере 3797,54 руб., всего взыскать 412351 руб. 53 коп. (четыреста двадцать одна тысяча триста пятьдесят один руб. руб. 53 коп.).

Взыскать с Корнева Дмитрия Геннадьевича государственную пошлину в доход бюджета Ивановского муниципального района Ивановской области в размере 7323 руб. 51 коп. (семь тысяч триста двадцать три руб. 51 коп. )

Решение может быть обжаловано сторонами в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья:Трубецкая Г.В.

Решение в окончательной форме изготовлено 25 марта 2022 года