НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ивановского районного суда (Амурская область) от 07.07.2021 № 2А-220/2021

УИД: 28RS0009-01-2021-000294-60

Дело №2а-220/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Ивановка 7 июля 2021 года

Ивановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Ступниковой Н.С.,

при секретаре Адамчуке А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Ивановка административное дело № 2а-220/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 6 по Амурской области к Андросовой Валентине Сергеевне, Андросову Александру Дмитриевичу, действующим в качестве законных представителей несовершеннолетнего ФИО8, о взыскании задолженности по платежам в бюджет,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России №6 по Амурской области в лице врио. начальника Ивасенко А.Б., первоначально обратилась в Ивановский районный суд Амурской области с указанным административным иском к Андросовой Валентине Сергеевне, действующей в качестве законного представителя несовершеннолетнего ФИО9, о взыскании задолженности по платежам в бюджет, в обоснование указав, что на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России № 6 по Амурской области (далее - административный истец, налоговый орган) состоит в качестве налогоплательщика несовершеннолетний ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец с.Ивановка Ивановского района Амурской области, ИНН 281617913111, проживающий по адресу: Амурская область, Ивановский район, с. Новоалексеевка, ул. Гагарина, 12 кв. 2 (далее-административный ответчик, налогоплательщик) и в соответствии с п.1 ст.23 НК РФ обязан уплачивать законно установленные налоги. Согласно сведений, полученных налоговым органом в порядке ст.85 НК РФ Андросова Валентина Сергеевна является матерью несовершеннолетнего ФИО11. Таким образом, в силу ст.26 ГК РФ и ст.64 СК РФ Андросова В.А. является законным представителем налогоплательщика. Как участники отношений общей долевой собственности несовершеннолетние дети обязаны в силу Гражданского кодекса Российской Федерации нести бремя содержания принадлежащего им имущества (статья 210), включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества (статья 249), что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов. Согласно сведений, полученных налоговым органом в порядке п.4 ст.85 НК РФ, налогоплательщик в период с 01.01.2015 по 31.12.2018 владел на праве собственности недвижимым имуществом – квартирой с кадастровым № 28:14:000000:1742, общей площадью 87,90 кв.м., расположенной по адресу: 676944, Россия, Амурская область, Ивановский район, с. Новоалексеевка, ул. Гагарина, 12 кв. 2, дата регистрации права 03.12.2010 г., и, следовательно, на основании положений ст.400 НК РФ, является плательщиком налога на имущество физических лиц. Налоговый орган, руководствуясь положениями частей 2,3 ст.52, ст.408 НК РФ, исчислил в отношении недвижимого имущества налогоплательщика сумму имущественного налога за 2015-2018 годы в размере 1711,00 рублей. Согласно сведений, полученных налоговым органом в порядке п.4 ст.85 НК РФ, налогоплательщик в период с 01.01.2015 по 31.12.2018 владел на праве собственности земельным участком с кадастровым № 28:14:010604:183, общей площадью 2603 кв.м., расположенным по адресу: 676944, Россия, Амурская область, Ивановский район, с. Новоалексеевка, ул. Гагарина, 12 кв. 2, дата регистрации права – 03.12.2010, и, следовательно, на основании положений статьи 388 НК РФ является плательщиком земельного налога. Налоговый орган, руководствуясь положениями частей 2,3 ст.52, ст.396 НК РФ, исчислил в отношении земельного участка налогоплательщика сумму земельного налога за 2015-2018 годы в размере 180,00 рублей. Исчислив соответствующие суммы налогов, налоговый орган направил в адрес налогоплательщика налоговые уведомления от 13.09.2016 № 82067506, от 20.09.2017 № 56135807, от 22.08.2018 № 54234452, от 25.07.2019 № 52387472, в которых сообщил о необходимости уплатить исчисленную сумму налогов в установленный срок. Расчет сумм налогов: земельный участок. Расчет суммы налога за 2018 год: кадастровая стоимость составляет 598 976 рублей, сумма налога к уплате за 2018г. 45,00 рублей (598976* 1/4*0,03%). Расчет суммы налога за 2017 год: кадастровая стоимость составляет 598 976 рублей, сумма налога к уплате за 2017г. 45,00 рублей (598976*1/4*0,03%). Расчет суммы налога за 2016 год: кадастровая стоимость составляет 598 976 рублей, сумма налога к уплате за 2016г. 45,00 рублей (598976*1/4*0,03%). Расчет суммы налога за 2015 год: кадастровая стоимость составляет 598976 рублей, сумма налога к уплате за 2015г. 45,00 рублей (598976* 1/4*0,03%). Квартира: расчет суммы налога за 2018 год: в соответствии с п.8.1, ст.408 НК РФ в случае, если сумма налога, исчисленная в соответствии со ст.408 НК РФ исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения превышает сумму налога, исчисленную исходя из кадастровой стоимости в отношении этого объекта налогообложения за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с ст.408 НК РФ исходя из кадастровой стоимости этого объекта налогообложения за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1. Положения пункта 8.1 ст.408 НК РФ применяются при исчислении налога начиная с третьего налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании в соответствии со статьей 403 НК РФ. Сумма налога к уплате за 2018г. 520,00 рублей (473*1.1). Расчет суммы налога за 2017 год: суммой налога к уплате за 2017г. 473,00 рублей (430* 1.1). Расчет суммы налога за 2016 год: в 2014 году налогоплательщику сумма налога на имущество рассчитана исходя из инвентаризационной стоимости объекта и равна 146,70рублей. Сумма налога к уплате за 2016г. 430,00 рублей (1710505* 1/4*0,20%-146,70)*0,4+146,70. Расчет суммы налога за 2015 год: сумма налога к уплате за 2015г. 288,00 рублей (1710505* 1/4*0,20%-146,70)*0,2+146,70. В связи с тем, что в установленный срок налогоплательщик указанную в налоговых уведомлениях сумму налога не уплатил, налоговым органом на сумму недоимки по налогу в порядке положений статьи 75 НК РФ исчислена сумма пени в размере: 5,50 рублей по земельному налогу, которая начислена в соответствии со ст.75 НК РФ на недоимку за: 2015-2018 (1,32 руб. за 2015 г.; 2,96 руб. за 2016 г.; 0,67 коп. за 2017 г.; 0,55 коп. за 2018 г.). Пени могут взыскиваться, если инспекцией были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. Инспекция своевременно обратилась за взысканием следующих сумм налога: за 2015 год сумма налога 45,00 рублей взыскивается по данному исковому заявлению. За 2016 год сумма налога 45,00 рублей взыскивается по данному исковому заявлению. За 2017 год сумма налога 45,00 рублей взыскивается по данному исковому заявлению. За 2018 год сумма налога 45,00 рублей взыскивается по данному исковому заявлению. 11,95 рублей по налогу на имущество физических лиц. Сумма пени в размере 11,95 рублей начислена в соответствии со ст.75 НК РФ на недоимку за 2016, 2018 (5,61 руб. за 2016 г.; 6,34 коп. за 2018 г.). Пени могут взыскиваться, если инспекцией были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. Инспекция своевременно обратилась за взысканием следующих сумм налога: за 2016 год сумма налога 430,00 рублей взыскивается по данному исковому заявлению. За 2018 год сумма налога 520,00 рублей взыскивается по данному исковому заявлению. В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Руководствуясь указанным положением закона, а также положениями статей 69, 70 НК РФ, налоговый орган выставил и направил в адрес должника требования об уплате сумм налога, пени, штрафа от 28.02.2017 № 2201, от 24.08.2018 № 9061, от 31.01.2019 № 2143, от 30.01.2020 № 5882, в которых сообщалось о наличии у него задолженности. Налогоплательщик не исполнил вышеуказанное требование Налогового органа, не уплатив в бюджет сумму задолженности в размере 1908.45 рублей. Согласно сведениям карточки расчётов с бюджетом, в настоящее время за налогоплательщиком числится задолженность в виде неуплаченных сумм налогов.

Определением мирового судьи от 15.10.2020 налоговому органу отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа, так как требование не является бесспорным. На основании изложенного, ссылаясь на положения статей 31, 48 НК РФ, ст.17, ч.3 ст.22, ч.1 ст.182, статей 286, 287, 290-293 и ч.3 ст.353 КАС РФ, просили взыскать с Андросовой Валентины Сергеевны, законного представителя несовершеннолетнего налогоплательщика ФИО12, ИНН 281617913111 задолженность по платежам в бюджет в размере 1908,45 рублей в том числе: земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 180,00 рублей, пеня в размере 5.50 рублей; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 1711,00 руб., пеня в размере 11,95 рублей.

Определением Ивановского районного суда от 02.04.2021 административное дело было назначено к рассмотрению по общим правилам административного судопроизводства.

Определением Ивановского районного суда Амурской области от 26 апреля 2021 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Андросов Дмитрий Александрович - законный представитель несовершеннолетнего налогоплательщика ФИО13

В силу ч.2 ст.289 КАС РФ дело рассмотрено судом в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, административного истца МИФНС России №6 по Амурской области, просившего о рассмотрении дела в отсутствии его представителя, а также административных ответчиков: Андросовой В.С. и Андросова Д.А., действующих в качестве законных представителей несовершеннолетнего ФИО14, причины неявки суду не сообщивших, о рассмотрении административного дела без своего участия не просивших, письменного отзыва на иск не предоставивших.

Изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы административного дела, оценив в совокупности все представленные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.6 ст.289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Проверяя полномочия Межрайонной ИФНС России № 6 по Амурской области, обратившейся с данным требованием о взыскании с Андросовой В.С. и Андросова Д.А., как с законных представителей несовершеннолетнего Андросова А.Д., задолженности по платежам в бюджет, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

На основании ст.1 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», налоговые органы Российской Федерации (далее - налоговые органы) - единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 2 указанного закона, единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в целях осуществления своей деятельности вправе создавать подведомственные организации в форме государственных учреждений либо унитарных предприятий.

Приказом Минфина России от 17.07.2014 № 61н, утверждены Типовые положения о территориальных органах Федеральной налоговой службы, согласно которым Инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня (далее - Инспекция) является территориальным органом Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) (далее - Управление) и подконтрольна ФНС России и Управлению (пункт 1). Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей… (пункт 3).

Поскольку административный истец – Межрайонная ИФНС России № 6 по Амурской области является территориальным органом ФНС России осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, в том числе и на территории Ивановского района Амурской области (по месту регистрации и фактического жительства административного ответчика), то у неё имеются полномочия для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика, как с физического лица, проживающего на территории Ивановского района Амурской области, денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление подписано временно исполняющей обязанности начальника Межрайонной ИФНС России № 6 по Амурской области, советником государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Ивасенко А.Б. (приказ и.о. руководителя УФНС России по Амурской области №КЧ-10-4/1189@ от 09.12.2020г.) о возложении временного исполнения обязанностей.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан уплачивать законно установленные налоги.

В силу ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Таким образом, уплата налога является публичной обязанностью налогоплательщиков.

В соответствии со ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (п.1). Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п.2).

Согласно п.1 ст.26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу п.2 ст.27 НК РФ законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Исходя из п.1 ст.64 Семейного кодекса Российской Федерации родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

С учётом приведенных норм и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.03.2008 №5-П, дети обязаны нести бремя содержания принадлежащего им имущества, включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества, что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов и пени.

Таким образом, требования Межрайонной ИФНС России №6 по Амурской области к законным представителям несовершеннолетнего налогоплательщика ФИО15 – матери Андросовой Валентине Сергеевне и отцу – Андросову Дмитрию Александровичу (согласно сведениям отдела ЗАГС по Ивановскому управления ЗАГС Амурской области) признаются судом обоснованными.

В соответствии с п.1 ст.388 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно п.3 ст.396 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

В силу положений п.4 ст.397 НК РФ, налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (абз.1). Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (абз.2). Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта (абз.3).

В соответствии с п.1 ст.391 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговым периодом признается календарный год (п.1 ст.393 НК РФ).

Как следует из сведений об имуществе налогоплательщика – физического лица, поступивших в инспекцию от регистрирующего органа, ФИО16 является собственником (1/4 доли) земельного участка (кадастровый № 28:14:010604:183, расположенного по адресу: Амурская область, Ивановский район, с. Новоалексеевка, ул. Гагарина, 12 кв. 2, площадью 2603+/-36 кв.м, дата регистрации права собственности – 03.12.2010.).

Следовательно, несовершеннолетний ФИО17 является плательщиком земельного налога и обязан производить оплату налогов в установленные законом сроки.

В соответствии со ст.399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (абз.1 п.1). Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой (абз.1 п.2).

В соответствии со статьей 15 НК РФ налог на имущество физических лиц является местным налогом.

Согласно ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.401 НК РФ.

В силу подп.2 п.1 ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество – квартира, комната.

Согласно абз.1 и абз.2 п.1 ст.402 НК РФ (действовавшей в спорный период налогообложения) налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законом Амурской области от 18.11.2014 № 440-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Амурской области» установлена с 01.01.2015 года единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Амурской области.

Порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения регулировался в спорный период ст.403 НК РФ.

Согласно п.1 ст.403 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В силу п.1 ст.403 НК РФ (в редакции Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ, действовавшей с 01.01.2017) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Как следует из сведений об имуществе налогоплательщика – физического лица, поступивших в Инспекцию от регистрирующего органа, ФИО18 является собственником (1/4 доли) квартиры (помещения), (кадастровый № 28:14:000000:1742, расположенной по адресу: Амурская область, Ивановский район, с. Новоалексеевка, ул. Гагарина, 12 кв. 2, площадью 87,9 кв.м, дата регистрации права собственности –03.12.2010.).

Следовательно, несовершеннолетний ФИО19 является плательщиком налога на имущество физических лиц.

В силу ст.405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Согласно ст.408 НК РФ (определяющей порядок исчисления суммы налога), сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п.1). Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса (абз.1 п.2). В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения (абз.1 п.3).

В соответствии со ст.409 НК РФ плательщики налога на имущество физических лиц уплачивают указанный налог по месту нахождения объекта налогообложения в срок не позднее 1 декабря года (ранее до внесения изменений в НК РФ федеральным законом от 23.11.2015 №320-ФЗ – не позднее 1 октября), следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Согласно абз.1 –3 п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

На основании абз.4 п.1 ст.45 НК РФ уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом.

Статьей 52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление (абз.2 п.2).

В силу п.4 ст.57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком добровольно обязанности по уплате налога, предусмотренной п.1 ст.45 НК РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст.69 и ст.70 НК РФ, согласно которым требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено данной статьей. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Из материалов дела усматривается, что в соответствии с абз.2 п.2 ст.52 НК РФ, Межрайонной ИФНС № 6 по Амурской области налогоплательщику несовершеннолетнему ФИО20 за 2015 - 2018 годы начислен земельный налог и налог на имущество физических лиц: земельный участок и квартиру (1/4 доли в праве собственности), расположенных по адресу: Амурская область, Ивановский район, с. Новоалексеевка, ул. Гагарина, 12 кв. 2, в связи с чем, выставлены налоговые уведомления от 13.09.2016 № 82067506, от 20.09.2017 № 56135807, от 22.08.2018 № 54234452, от 25.07.2019 № 52387472, в которых налоговый орган сообщил о необходимости уплатить исчисленную сумму налогов в установленный срок. Данные налоговые уведомления были направлены в адрес налогоплательщика ФИО21 что подтверждается соответствующими списками об отправке заказных писем отправителем Филиалом ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в Кемеровской области.

Инспекцией исчислены суммы земельного налога и налога на имущество физических лиц за период с 01.01.2015 по 31.12.2018 в размере 1908,45 рублей, в том числе: земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 180,00 рублей, пеня в размере 5,50 рублей; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 1711,00 руб., пеня в размере 11,95 рублей.

Доказательства исполнения в добровольном порядке налогоплательщиком обязанности по уплате начисленных и предъявленных к оплате сумм земельного налога и налога на имущество физических лиц за спорный период времени на сумму 1908,45 рублей в материалах дела отсутствуют, административными ответчиками не представлено.

В соответствии с п.6 ст.45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Налоговым Кодексом.

Согласно п.1 ст.72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в частности пеней.

В силу ст.75 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период времени) пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п.1). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п.3). Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п.4). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.5).

Согласно п.2 ст.45, п.6 ст.75 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ. Указанные правила применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.

Как следует из материалов дела, административным истцом заявлена к взысканию пеня на недоимку по земельному налогу за 2015-2018 годы в сумме 5,50 рублей, а также пеня на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015-2018 годы, которая согласно представленному суду расчёту составляет 11,95 рублей.

В соответствии с п.1 ст.70 НК РФ в адрес налогоплательщика ФИО22 направлены требования об уплате налогов, сбора, пени: от 28.02.2017 № 2201, от 24.08.2018 № 9061, от 31.01.2019 № 2143, от 30.01.2020 № 5882, что подтверждается соответствующими списками отправления заказных писем со штампами Почты России о принятии корреспонденции на отправку.

Указанные требования Межрайонной ИФНС №6 по Амурской области налогоплательщиком в добровольном порядке не были исполнены, в связи с чем, инспекция 15 октября 2020 г. (вх. № 3491) обратилась к мировому судье Амурской области по Ивановскому районному судебному участку № 2 с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с несовершеннолетнего ФИО23 недоимки по налогу и пени на общую сумму 1908,45 руб..

15 октября 2020 года мировым судьей Амурской области по Ивановскому районному судебному участку № 2 вынесено определение об отказе в принятии заявления МИ ФНС России №6 по Амурской области о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по уплате налога на имущество физических лиц с несовершеннолетнего ФИО24 на основании ч.3 ст.123.4 КАС РФ (поскольку указанное требование не является бесспорным).

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Межрайонной ИФНС России № 6 по Амурской области с настоящим административным исковым заявлением, которое направлено в суд по почте согласно штампу на почтовом конверте –30.03.2021 и поступило в Ивановский районный суд 01.04.2021 (вх.№ М-195/2021).

В силу ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно п.2 ст.48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент формирования задолженности и обращения Инспекции к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа), заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. (абз.1). Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз.3). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз.4).

На основании абз.1 - 3 п.3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Исходя из разъяснений, содержащихся в абз.2 п.48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 № 479-О-О).

Исходя из разъяснений, содержащихся в абз.2 п.48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).

Анализ вышеприведенных норм процессуального закона и разъяснений относительно его применения свидетельствует о том, что необходимым условием для предъявления административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций является наличие определения мирового судьи об отмене судебного приказа или отказе принятия заявления о вынесении судебного приказа, а в случае пропуска срока подачи в суд заявления о взыскании, такой срок может быть восстановлен судом, в случае если он пропущен по уважительным причинам, при этом бремя доказывания наличия уважительных причин пропуска срока для обращения в суд возлагается на административного истца.

Поскольку, как следует из материалов дела, срок исполнения самого раннего требования № 2201 (по состоянию на 28.02.2017) был установлен до 18.04.2017 года, то, следовательно, налоговый орган в силу абз.3 п.2 ст.48 НК РФ, ч.2 ст.286 КАС РФ вправе обратиться в суд в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока, исчисляемого со дня истечения срока исполнения самого раннего требования, то есть в срок до 18.10.2020 (18.04.2017 + 3 года + 6 месяцев).

Обращение к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа имело место 15.10.2020 (согласно печати входящей корреспонденции мирового судьи на заявлении о выдаче судебного приказа), в чём было отказано определением мирового судьи Амурской области по Ивановскому районному судебному участку № 2 от 15.10.2020.

Поскольку результатом обращения налогового органа к мировому судье стало определение об отказе в принятии заявления, то такое обращение вне зависимости от сроков его осуществления, не изменяет порядка исчисления шестимесячного срока для обращения в суд с административным иском о взыскании платежей.

В суд с настоящим административным иском налоговый орган обратился 30 марта 2021 года, что следует из штампа Поты России на почтовом конверте, направленным в суд, то есть за пределами предусмотренного законом срока.

Согласно ст.95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Определением Ивановского районного суда Амурской области от 02.04.2021 административному истцу было предложено, в том числе предоставить суду доказательства уважительности пропуска срока на обращение в суд с учетом п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 (в ред. от 17.12.2020) «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», согласно которому возращение заявления о вынесении судебного приказа не препятствует взыскателю повторно обратиться в суд с таким заявлением после устранения недостатков, указанных в определении мирового судьи (части 1 и 2 статьи 123.4 Кодекса). Если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).

Согласно поступившего в суд сообщения (вх. № 2339 от 14.04.2021 и 2639 от 22.04.2021) у административного истца отсутствуют доказательства о причинах пропуска срока на подачу рассматриваемого иска. Пропуск срока произошел в связи со сбоем в программном комплексе. Ходатайств о восстановлении пропущенного процессуального срока в порядке ст. 95 КАС РФ административным истцом не заявлено.

Как ранее установлено, срок на обращение налогового органа в судебном порядке за взысканием с Андросова А.Д. задолженности по налогам и пени составил до 18.10.2020.

Согласно материалам дела, изначально налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа 15.10.2020, то есть в пределах срока на данное обращение.

Определение мирового судьи Амурской области по Ивановскому районному судебному участку № 2 об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа от 15.10.2020 было получено налоговым органом 31.10.2020, то есть уже за пределами данного срока (подтверждается отчетом об отслеживании отправления с сайта Почты России с идентификатором 80095753102688).

Административное исковое заявление подготовлено административным истцом 05.02.2021, что следует из углового штампа на самом иске (исх.№ 11233).

В адрес административных ответчиков Андросовой В.С. и несовершеннолетнего ФИО25 копия административного искового заявления от 05.02.2021 с исх.№ 11233, была направлена по почте 12.02.2021 (согласно штампу почтовой корреспонденции на списке № 11 (партия 1950) от 11.02.2021), и получена адресатом 20.02.2021 (согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80086057913322, имеющимся в материалах дела).

В Ивановский районный суд Амурской области административное исковое заявление было направлено по почте 30.03.2021, то есть фактически спустя 5 месяцев после истечения срока обращения в суд с соответствующим административным иском (не позднее 18.10.2020).

Вместе с тем, указанные в сообщении административного истца причины пропуска срока на обращение с настоящим административным исковым заявлением суд не находит уважительными, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом не представлено, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч.1 ст.286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Межрайонная ИФНС России № 6 по Амурской области является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, а также профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд как с заявлением о выдаче судебного приказа, так и с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий, при достаточном сроке на обращение в суд, и, по мнению суда, не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

В силу ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в связи с пропуском административным истцом срока обращения в суд с административным иском, отсутствием оснований для восстановления данного срока по уважительным причинам, в удовлетворении заявленных требований к Андросовой Валентине Сергеевне, Андросову Александру Дмитриевичу, действующим в качестве законных представителей несовершеннолетнего ФИО26, о взыскании задолженности по платежам в бюджет, следует отказать в полном объёме (как во взыскании задолженности по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, так и во взыскании начисленных на них пеней).

Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 6 по Амурской области к Андросовой Валентине Сергеевне, Андросову Александру Дмитриевичу, действующим в качестве законных представителей несовершеннолетнего ФИО27, о взыскании задолженности по платежам в бюджет в размере 1908,45рублей, в том числе: земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 180,00 рублей, пеня в размере 5,50 рублей; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 1711,00 руб., пеня в размере 11,95 рублей, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Вступившее в законную силу судебное решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690091, Приморский край, г.Владивосток, ул. Светланская, 54) через Ивановский районный суд Амурской области в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Судья: Ступникова Н.С.

Мотивированное решение в окончательной форме

изготовлено – 21.07.2021.

Судья: Ступникова Н.С.