НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ивановского областного суда (Ивановская область) от 29.12.2021 № 3А-77/2021

Дело № 3а-77/2021 (УИД 37OS0000-01-2021-000102-40)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 декабря 2021 года г. Иваново

Ивановский областной суд в составе

председательствующего судьи Запятовой Н.А.

при секретаре Разводовой З.Н.

с участием прокурора Куприяновой М.С.,

представителей:

административного истца – Воронина А.В., Довгаля Р.Ю.,

административного ответчика – Карика О.Н., Конновой Е.А.,

заинтересованного лица – Мартыновой А.А., Старковой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества «Россети Центр и Приволжье» (филиал «Ивэнерго») о признании недействующими в части постановлений Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 30 декабря 2020 г. № 78-э/4 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области», № 78-э/5 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2021 год»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее – Департамент, орган регулирования) № 78-э/4 от 30 декабря 2020 г. «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области» (далее – Постановление № 78-э/4) были установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области на 2021 год.

В таблице 1 приложения 2 к Постановлению № 78-э/4 приведен перечень сетевых организаций, необходимая валовая выручка (НВВ) которых без учета оплаты потерь учтена при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации.

В строке 18 указанного перечня значится АО «ПСК», НВВ которого принята при расчете единых (котловых) тарифов в размере 110 699,55 тыс. рублей.

Постановлением Департамента от 30 декабря 2020 г. № 78-э/5 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2021 год» (далее – Постановление № 78-э/5) в том числе установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между парой сетевых организаций ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (03 августа 2021 г. переименовано в ПАО «Россети Центр и Приволжье») и АО «ПСК» в размере 2,65002 руб./кВт·ч в первом полугодии и 2,64949 руб. /кВт·ч во втором полугодии 2021 года в соответствии с приложением к указанному постановлению (строка 15).

Указанные постановления официально опубликованы в печатном издании «Ивановская газета» № 4(6389) 26 января 2021 г.

ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиал «Ивэнерго»), являющееся территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Ивановской области и применяющей единые (котловые) и индивидуальные тарифы, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании указанных постановлений недействующими с даты принятия в части установления в строке 18 таблицы 1 приложения 2 к Постановлению № 78-э/4 необходимой валовой выручки (НВВ) для АО «ПСК» в размере 110 699,55 тыс. рублей и установления в приложении к Постановлению № 78-э/5 индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и АО «ПСК», мотивируя тем, что регулятор в отсутствии правовых оснований и с нарушением установленной процедуры признал АО «ПСК» соответствующим Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. № 184 (далее – Критерии ТСО), предусматривающим владение ТСО на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи, расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта РФ, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1 - 20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.

Не соответствие АО «ПСК» в 2021 году пункту 2 Критериев ТСО, по мнению административного истца, подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ивановской области от 06 ноября 2020 г. по делу №А17-9175/2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02 июня 2021 г. и постановлением суда кассационной инстанции от 24 сентября 2021 г., в соответствии с которыми признано отсутствующим право собственности АО «ПСК» на объект – линию электропередачи ВЛ 110 кВ с кадастровым номером , который зарегистрирован за ПАО «МРСК Центра и Приволжья» как ВЛ 110 кВ Иваново – Фурманов 1, ВЛ 110 кВ Иваново – Фурманов 2 и ВЛ Минеевская, в последующем в результате реконструкции зарегистрирована отдельными учетными участками.

Судебными актами по указанному делу установлено, что АО «ПСК» не являлось законным владельцем объектов электросетевого хозяйства, необходимых для соответствия Критериям ТСО. Как следствие, орган регулирования неправомерно учитывал необходимую валовую выручку (НВВ) АО «ПСК» в общей НВВ региона при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, а также необоснованно установил для АО «ПСК» и ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в качестве пары смежных сетевых организаций индивидуальный тариф для осуществления взаиморасчетов за услуги по передаче электрической энергии, что нарушает права административного истца, обязанного оплачивать услуги организации, не обладающей законными основаниями для признания территориальной сетевой организацией и не имеющей право осуществлять регулируемый вид деятельности.

ПАО «Россети Центр и Приволжье» в составе материалов тарифного дела на 2021 год направило в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области реестр свидетельств о государственной регистрации прав на имущество, в котором указано свидетельство о праве собственности от 04 июля 2008 г. № 37-АА 324485 на электросетевой комплекс «Фурманов-1», в состав которого входят ВЛ 110 кВ Иваново – Фурманов 1 и ВЛ 110 кВ Иваново – Фурманов 2 от подстанции «Иваново 220». При расчете единых (котловых) и индивидуальных тарифов на 2021 год вышеуказанные объекты из общего состава условных единиц не исключались и учтены при расчете необходимой валовой выручки ПАО «Россети Центр и Приволжье». Вместе с тем расходы на оплату услуг ПАО «ФСК ЕЭС» по точкам поставки электрической энергии: ВЛ 110 кВ Иваново – Фурманов 1, ВЛ 110 кВ Иваново – Фурманов 2 в составе НВВ ПАО «Россети Центр и Приволжье» Департаментом не учитывались, а в нарушение пункта 7 Основ ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, Правил регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и пункта 47 Методических указаний № 20-э/2 необоснованно включены в состав НВВ АО «ПСК».

Ввиду уклонения АО «ПСК» от исполнения тарифно-балансового решения Департамента за период с 2015 по 2020 годы, ПАО «ФСК ЕЭС» было вынуждено неоднократно обращаться в Арбитражный суд города Москвы с требованием о взыскании денежных средств за оказанные услуги по передаче электрической энергии. С учетом вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Ивановской области по делу №А17-9175/2018 Арбитражный суд города Москвы отменил по вновь открывшимся обстоятельствам вынесенные решения о взыскании с АО «ПСК» задолженности, при новом рассмотрении к участию в деле в качестве надлежащего ответчика привлечено ПАО «Россети Центр и Приволжье», с которого производится взыскание в пользу ПАО «ФСК ЕЭС». Со стороны ПАО «ФСК ЕЭС» в адрес административного истца выставлены претензии об оплате оказанных услуг с 2015 года в отношении точек поставки ВЛ 110 кВ Иваново – Фурманов 1 и ВЛ 110 кВ Иваново – Фурманов 2.

Кроме того, административный истец полагает, что Департамент допустил двойной учет неподконтрольных расходов ПАО «Россети Центр и Приволжье» и АО «ПСК» в отношении одних и тех же объектов электросетевого хозяйства: воздушной линии электропередачи ВЛ 110 кВ Иваново – Фурманов 1, ВЛ 110 кВ Иваново – Фурманов 2, зарегистрированной за ПАО «Россети Центр и Приволжье», и линии электропередачи ВЛ 110 кВ, зарегистрированной за АО «ПСК», при расчете как НВВ ПАО «Россети Центра и Приволжье», так и НВВ АО «ПСК», следовательно, НВВ по региону, участвующая в установлении единых (котловых) тарифов и тарифов для конечных потребителей, необоснованно завышена.

Так, при установлении индивидуальных тарифов для АО «ПСК» Департаментом необоснованно по одним и тем же объектам (ВЛ 110 кВ Фурманов 1 и ВЛ 110 кВ Фурманов 2) в НВВ АО «ПКС» на 2021 г. учтены расходы по статье «Налоги» и «Амортизация», которые также отдельно учтены при исчислении НВВ ПАО «Россети Центр и Приволжье» на 2021 год.

С учетом принятого Арбитражным судом Ивановской области решения по делу №А17-9175/2018 от 06 ноября 2020 г., ввиду отсутствия в материалах тарифного дела АО «ПСК» документов о праве собственности в отношении ВЛ 110 кВ «Иваново – Фурманов-1» и ВЛ 110 кВ «Иваново – Фурманов-2» и в связи с этим невозможности перетока электрической энергии в сети АО «ПСК» из сетей ПАО «ФСК ЕЭС», о чем в материалах тарифного дела АО «ПСК» представлены письма от ПАО «Россети Центр и Приволжье» о непредставлении АО «ПСК» правоустанавливающих документов на указанные объекты, Департамент, по мнению административного истца, не организовал при установлении спорных тарифов проведение надлежащей экспертизы сторонними лицами (ввиду отсутствия у штатных экспертов технической возможности для ее выполнения), допустил ненадлежащий анализ экономической обоснованности заявленных АО «ПСК» расходов, двойной учет результатов деятельности ПАО «Россети Центр и Приволжье» и АО «ПСК», осуществляющих регулируемые виды деятельности, в отношении одних и тех же объектов, не исключил из расчета НВВ АО «ПСК» экономически необоснованные расходы, а также произвел ненадлежащий анализ соответствия АО «ПСК» Критериям ТСО.

В судебном заседании представители административного истца Воронин А.В. и Довгаль Р.Ю. поддержали заявленные требования, дополнительно указав на то, что на момент осуществления оценки соответствия АО «ПСК» Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган регулирования располагал сведениями о споре ПАО «Россети Центр и Приволжье» и АО «ПСК» в отношении линий электропередачи, а также о включении линий электропередачи в электросетевой комплекс «Фурманов-1», право собственности на который зарегистрировано за административным истцом.

Представители административного ответчика Карика О.Н. и Коннова Е.А. возражали против удовлетворения иска, в письменном отзыве с учетом дополнительных объяснений в судебном заседании указали, что до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ивановской области по делу № А17-9175/2018 у АО «ПСК» имелась действующая запись в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) о праве собственности на линию электропередачи ВЛ-110 кВ с кадастровым номером протяженностью 16,34 км. Наличие на момент принятия соответствующих тарифных решений в отношении АО «ПСК» на 2021 год в производстве Арбитражного суда Ивановской области спора о праве собственности на объекты электросетевого хозяйства не могло являться основанием для отказа в признании АО «ПСК» как владельца данного объекта, права на который были зарегистрированы за Обществом в установленном законом порядке, соответствующим критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. Имущество АО «ПСК» на момент принятия тарифных решений являлось объектом бухгалтерского учета и порождало все предусмотренные законом правовые последствия, в том числе, являлось объектом налогообложения по налогу на имущество и объектом основных средств, в отношении которых действуют нормы амортизации. Заявленные АО «ПСК», как действующим на тот момент собственником, к учету в НВВ расходы по статьям «Амортизация» и «Налоги» не могли быть расценены Департаментом как экономически необоснованные расходы АО «ПСК», поскольку они предусмотрены действующим законодательством, и все основания для их несения на момент принятия Департаментом оспариваемых нормативно-правовых актов имелись. Кроме того, Департаментом будут произведены соответствующие корректировки НВВ АО «ПСК» по фактическим показателям деятельности за 2021 год, в том числе в части неподконтрольных расходов, при установлении тарифов на 2023 год.

Представители заинтересованного лица АО «ПСК» Мартынова А.А., Старкова Т.А. в судебном заседании просили в удовлетворении административного иска отказать, указывая на наличие в распоряжении Департамента на момент принятия оспариваемых тарифов достаточного количества документов, свидетельствующих о наличии оснований для признания АО «ПСК» соответствующим Критериям ТСО. При этом решение Арбитражного суда Ивановской области от 06 ноября 2020 г. по делу №А17-9175/2018 на тот момент не вступило в законную силу, поэтому Департамент не имел права руководствоваться им при формировании тарифов. При этом АО «ПСК» и ПАО «ФСК ЕЭС» состояли в договорных отношениях, по спорным точкам поставки имели между собой действующий акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, ПАО «ФСК ЕЭС» выставляло акты об оказанных услугах за весь период с 2015 года по сентябрь 2021 года в адрес АО «ПСК», АО «ПСК» и ПАО «ФСК ЕЭС» согласовали между собой заявленную мощность по спорным точкам поставки и представили эту величину в Федеральную антимонопольную службу России, которой она была утверждена. Спорное имущество у АО «ПСК» являлось объектом бухгалтерского учета и порождало все предусмотренные законом правовые последствия, в том числе являясь объектом налогообложения налога на имущество и объектом основных средств, в отношении которых действуют нормы амортизации. Тот факт, что после принятия оспариваемых тарифных решений в 2021 году произошло изменение хозяйственных взаимоотношений административного истца, заинтересованного лица и ПАО «ФСК ЕЭС» не свидетельствует о неправомерности принятых Департаментом нормативных правовых актов, как и пересмотр Арбитражным судом города Москвы по вновь открывшимся обстоятельствам вынесенных решений о взыскании с АО «ПСК» в пользу ПАО «ФСК ЕЭС» задолженности за оказанные услуги по передаче электрической энергии, поскольку не указывает на нарушение Департаментом каких-либо норм действующего законодательства.

Заинтересованное лицо ПАО «ФСК ЕЭС», надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило, возражений на иск не представило.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, включая материалы тарифного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявленных требований отказать, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Регулирование отношений в сфере электроэнергетики осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования).

Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе территориальные сетевые организации - коммерческие организации, которые оказывают услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных названным федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и соответствующие утвержденным Правительством Российской Федерации Критериям.

Аналогичное определение сетевых организация приведено в пункте 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861.

В силу пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона об электроэнергетике, пункта 3 Основ ценообразования цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) розничных рынках.

Тарифы для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 4 статьи 23.1 пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования).

В Ивановской области таким органом в силу подпункта 3.1.1 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 г. №577-п, является названный Департамент.

Согласно пункту 8 Правил регулирования установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено настоящими Правилами.

В силу пункта 12 Правил регулирования организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.

В пункте 17 Правил регулирования указано, что к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 настоящих Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прилагают, в том числе, следующие обосновывающие материалы:

- документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты) (подпункт 13);

- утвержденные руководителем или иным уполномоченным лицом заявителя и заверенные печатью заявителя (при наличии печати) схемы соединений электрической сети заявителя с обозначением трансформаторных и иных подстанций, а также линий электропередачи, указанных в пунктах 1 и 2 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» (подпункт 16).

В соответствии с пунктом 22 Правил регулирования регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников. В случаях, определяемых регламентом рассмотрения дел об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирующий орган может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами). К делу об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней приобщаются экспертное заключение, а также экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями. Указанные экспертные заключения являются дополнительными материалами и представляются в регулирующий орган в срок, предусмотренный настоящими Правилами для представления предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.

Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (пункт 23 Правил регулирования).

В силу пункта 24 Правил основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. № 184 (далее по тексту – Критерии ТСО).

К названным критериям относятся, в том числе владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА (пункт 1 Критериев); владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 названных критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1 - 20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи (пункт 2 Критериев).

В соответствии с пунктом 30(1) Правил регулирования орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов ежегодно, до 1 ноября года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, опубликовывает на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о территориальных сетевых организациях, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования, а также о территориальных сетевых организациях, оказывающих услуги по передаче электрической энергии в текущем расчетном периоде регулирования, в отношении которых не устанавливаются (не пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования.

Решение об установлении тарифа принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа (пункт 25 Правил регулирования № 1178).

Из материалов дела следует, что 4 июня 2020 г. АО «ПСК» направило Департамент энергетики и тарифов Ивановской области заявление об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год.

Заявление содержало перечень обосновывающих документов (60 приложений) для установления тарифов на 2021 год, в том числе:

- пояснительную записку к расчетам НВВ на передачу электрической энергии и мощности по сетям АО «ПСК» на 2021 год (приложение №4);

- копии налоговых деклараций (приложение №17,19,20,21);

- информацию об объектах основных средств, участвующих в производстве и передаче электрической энергии (приложение №26);

- расходы ПСК по статье «Работы и услуги производственного характера» за 2019 год (приложение №28);

- копии правоустанавливающих документов на ВЛ-110 кВ (приложение №52);

- копии правоустанавливающих документов на электросетевой комплекс КРАНЭКС (приложение №53);

- копию свидетельства о регистрации на ПС-110 (приложение №58).

В перечне объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности АО «ПСК», под номером 2 указана Линия электропередачи ВЛ-110 кВ, расположенная по адресу: <адрес>, территория ОАО «Машиностроительная компания «Кранэкс» протяженностью 16340 м, что подтверждено представленной выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 27 декабря 2017 г. (тарифное дело т.1 л.д. 6-8).

23 июня 2020 г. Департаментом открыто дело об установлении тарифов, о чем в адрес Организации направлено соответствующее извещение.

Доводы административного истца о нарушении установленного пунктом 12 Правил регулирования срока подачи тарифной заявки (до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования) являются несостоятельными.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 622 «Об установлении специальных сроков при формировании сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2021 год, государственном регулировании цен (тарифов) и их предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней, устанавливаемых на 2021 год, и раскрытии информации» установлено, что при установлении на 2021 год цен (тарифов), в отношении которых осуществляется государственное регулирование, и их предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней, раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, изменяются сроки представления заявлений (предложений) об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней, иных документов, раскрытия информации путем их переноса на 45 дней позже сроков, предусмотренных положениями соответствующих Правил государственного регулирования.

01 ноября 2020 г. на основании представленных материалов Департамент энергетики и тарифов Ивановской области опубликовал на официальном сайте информацию о сетевых организациях, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии, включив в перечень ТСО АО «ПСК».

28 октября 2020 г. экспертной группой Департамента энергетики и тарифов Ивановской области оформлено экспертное заключение по корректировке необходимой валовой выручки АО «ПСК» на очередной (второй) год долгосрочного периода регулирования – 2021 год, принимаемой в расчет единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по Ивановской области на 2021 г., а также принимаемой при установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования деятельности АО «ПСК» на 2020-2022 годы (т.1 л.д.132-136).

30 декабря 2020 г. экспертной группой Департамента составлены экспертные заключения по расчету индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов АО «ПСК» со смежными территориальными сетевыми организациями на 2021 год и единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ивановской области на 2021 год (т.1 л.д.119, 127-131).

Данные экспертные заключения положены в основу принятых Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области 30 декабря 2020 г. постановлений об установлении тарифов.

Оспариваемые нормативные правовые акты приняты Департаментом на заседании Правления при наличии необходимого кворума в соответствии с полномочиями, предоставленными тарифному органу пунктом 5.2 вышеназванного Положения о Департаменте энергетике и тарифов Ивановской области.

До 1 ноября 2020 года Департамент в соответствии с положениями пункта 30 (1) Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178, разместил на своем официальном сайте https://det.ivanovoobl.ru/otkrytye-dannye/perechen-reguliruemykh-organizatsiy/elektroenergetika/ информацию о территориальных сетевых организациях, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования - 2021 год, в том числе, и в отношении АО «ПСК».

Расчет индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) для АО «ПСК» на 2021 год произведен экспертной группой Департамента с календарной разбивкой: на период с 01.01.2021 по 30.06.2021 и на период с 01.07.2021 по 31.12.2021.

На странице 3 экспертного заключения по корректировке НВВ АО «ПСК» от 28 октября 2020 г. указаны основания, по которым Департамент пришёл к выводу о соответствии АО «ПСК» Критериям ТСО, в том числе, владение на праве собственности на срок не мене долгосрочного периода регулирования трансформаторными подстанциями, сумма номинальной мощности которых составляет 52,38 МВА, и линиями электропередачи, имеющих непосредственное соединение с транформаторными подстанциями, сумма протяженности по трассе которых составляет не менее 15 км, не менее 2 номинальных классов напряжения:

- на высоком уровне напряжения (110 кВ и выше) - 16,34 км;

- на среднем уровне напряжения (от 1 кВ до 20 кВ) - 3,169 км;

- на низком уровне напряжения (ниже 1 кВ) - 0,357 км.

На основании представленных материалов в рамках рассмотрения тарифного дела АО «ПСК» на 2021 год Департамент определил соответствие АО «ПСК» пунктам 1, 2 Критериев, поскольку ТСО владело на праве собственности:

- ПС 110/6-6 кВ (свидетельство о государственной регистрации права от 26.12.2012, кадастровый номер ), трансформаторная мощность которой составляет 50 МВА, а также рядом трансформаторных подстанций 6/0,4 кВ;

- линией электропередачи ВЛ-110 кВ протяженностью 16,34 км (выписка из ЕГРН от 27.12.2017, кадастровый номер );

- линиями электропередачи 6 кВ и 0,4 кВ, общей протяженностью 11,054 км (выписка из ЕГРН от 28.07.2017, кадастровый номер ).

При определении соответствия Критериям ТСО Департамент учитывал протяженность линий электропередачи 6 кВ в размере 3,169 км и 0,4 кВ – 0,357 км, поскольку согласно однолинейной схеме электроснабжения АО «ПСК» имеются резервные участки линий электропередачи и линии, не участвующие в передаче электрической энергии конечным потребителям (третьим лицам). Все вышеуказанные линии электропередачи имеют соединение с трансформаторными подстанциями, указанными в пункте 1 Критериев ТСО.

Наличие на момент принятия соответствующих тарифных решений в отношении АО «ПСК» на 2021 год в производстве Арбитражного суда Ивановской области спора о праве собственности на объекты электросетевого хозяйства не могло являться основанием для отказа в признании владельца данных объектов, права на которые на тот момент за ним были зарегистрированы в установленном законом порядке, соответствующим Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Решение Арбитражного суда Ивановской области от 06 ноября 2020 г. по делу № А17-9175/2018, которым признано отсутствующим право собственности АО «ПСК» на часть объекта недвижимости – Линию электропередачи ВЛ-110 кВ с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, территория ОАО «Машиностроительная компания «Кранэкс», а именно от опоры №1 до опоры №70 (включительно), вступило в законную силу только 02 июня 2021 г., то есть уже в период действия оспариваемых нормативно-правовых актов.

Во время совершения всех вышеуказанных действий и принятия Департаментом оспариваемых тарифных решений дело № А17-9175/2018 находилось в стадии рассмотрения в суде первой инстанции. Оспариваемые нормативно-правовые акты Департамента № 78-э/4, 78-э/5 приняты 30 декабря 2020 г., то есть до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ивановской области по делу № А17-9175/2018.

Таким образом, вопреки доводам административного истца, Департаментом не допущено нарушений частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при установлении тарифов.

Кроме того, решение Арбитражного суда Ивановской области по делу №А17-9175/2018 не содержит выводов относительно соответствия или несоответствия АО «ПСК» Критериям ТСО, о возможности или невозможности установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии для пары сетевых организаций ПАО «Россети» - АО «ПСК», в связи с чем не является относимым доказательством по данным вопросам.

Тарифы установлены по процедуре, предусмотренной Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №1187.

В свою очередь анализ соответствия критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям должен в обязательном порядке производиться при установлении (пересмотре) тарифа, и при решении этого вопроса следует исходить из актуальной информации о наличии у организации соответствующих активов.

Доводы административного истца об отсутствии в материалах тарифного дела АО «ПСК» документов, подтверждающих право собственности в отношении ВЛ 110 кВ «Иваново-Фурманов-1» и ВЛ 110 кВ «Иваново-Фурманов-2», о которых имеется упоминание в части документов в составе тарифной заявки АО «ПСК», не образуют оснований для признания оспариваемых тарифных решений незаконными.

С учетом установленных в результате рассмотрения дела №А17-9175/2018 обстоятельств Линия электропередачи ВЛ 110 кВ Иваново-Фурманов 1, ВЛ 110 кВ Иваново-Фурманов 2 (ПАО «Россети Центр и Приволжье») и Линия электропередачи 110 кВ (АО «ПСК») – это тождественный объект.

При этом на момент принятия оспариваемых тарифных решений у обеих организаций – как у филиала «Ивэнерго», так и у АО «ПСК», имелись действующие записи в ЕГРН о праве собственности на недвижимое имущество, достаточное для отнесения к территориальным сетевым организациям. Вместе с тем как в бухгалтерском учете у филиала «Ивэнерго» и АО «ПСК», так и в записях в Едином государственном реестре недвижимости на момент принятия тарифных решений эти объекты не являлись полностью идентичными, причем данная оспоренная часть участка ВЛ 110 кВ от ПС 220/110/10 «Ивановская-220», зарегистрированная ранее за АО «ПСК» как отдельный объект недвижимости с кадастровым номером , у филиала «Ивэнерго», как было установлено судом, входит в состав Электросетевого комплекса «Фурманов-1», а конкретно в состав ВЛ 110 кВ Иваново-220 – Фурманов I и ВЛ 110 кВ Иваново-220 – Фурманов II.

В рамках тарифной заявки АО «ПСК» (т. 1) в отношении линии электропередачи ВЛ 110 кВ с кадастровым номером протяженностью 16 340 метров в Департамент была представлена выписка из ЕГРН от 27 декабря 2017 г.

Таким образом, оснований для признания АО «ПСК» не соответствующим Критериям отнесения к территориальным сетевым организациям у Департамента не имелось.

При этом необходимо отметить, что изменения в ЕГРН в части протяженности линии электропередачи (260 метров) внесены только 27 декабря 2021 г.

Мнение административного истца о необходимости пересмотра Департаментом тарифных решений по вступлении решения Арбитражного суда Ивановской области в законную силу, то есть до окончания текущего расчетного периода регулирования, суд находит необоснованными, поскольку пересмотр тарифов осуществляется только в предусмотренных законодательством случаях.

В соответствии с пунктом 7 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, цены и их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев.

Согласно пункту 7 Основ ценообразования регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования, об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов) во исполнение вступившего в законную силу решения суда.

В силу пункта 33 (1) Правил № 1178, в случае признания судом в текущем периоде регулирования решения регулирующего органа об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования в этом периоде регулирования не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части, регулирующий орган во исполнение указанного судебного решения обязан в течение 20 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда принять решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования, заменяющее решение, признанное недействующим полностью или в части.

Анализ приведенных положений Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» приводит к выводу о том, что пересмотр тарифных решений возможен только на основании решения суда о признании недействующим решения регулирующего органа об установлении тарифа.

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 06 ноября 2020 г. по делу №А17-9175/2018 установлено отсутствие права собственности АО «ПСК» на часть линии электропередачи ВЛ-110 кВ, что имеет значение для определения соответствия АО «ПСК» Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Как предусмотрено абзацем третьим пункта 24 Правил государственного регулирования цен, в случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).

Таким образом, действующее правовое регулирование предусматривает порядок и признаки отнесения организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к территориальным сетевым организациям, как и основания прекращения действия установленных цен (тарифов) до окончания периода регулирования.

Сам по себе факт вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ивановской области основанием для прекращения с этого момента действия или пересмотра действующих в отношении АО «ПСК» тарифов не является, поскольку оценка соответствия регулируемой организации Критериям ТСО производится в ходе тарифной кампании.

Необходимо отметить, что при определении соответствия Критериям ТСО в рамках тарифной кампании на 2022 год даже без учета спорного участка Линии электропередач ВЛ-110 кВ с 1 по 70 опору АО «ПСК» признано Департаментом соответствующим Критериям отнесения к ТСО.

В административном иске, кроме прочего, ПАО «Россети Центр и Приволжье» указывает на то, что расходы на оплату услуг ПАО «ФСК ЕЭС» по спорным точкам поставки на ПС «Иваново-220 кВ» неправомерно были учтены в составе необходимой валовой выручки АО «ПСК», а не ПАО «Россети Центр и Приволжье», а определённый Департаментом порядок поступления электрической энергии в сети АО «ПСК» полностью противоречит выступившему в законную силу решению Арбитражного суда Ивановской области по делу №А17-9175/2018 (о признании права собственности АО «ПСК» отсутствующим), так как по факту электроэнергия в объекты электросетевого хозяйства АО «ПСК» в обоих случаях поступает из сетей ПАО «Россети Центр и Приволжье».

Оценивая приведенные доводы, суд, в том числе, учитывает, что инициатором принятия тарифного решения является регулируемая организация, которая представляет в регулирующий орган исходные сведения для установления тарифа (Правила регулирования, раздел III Основ ценообразования, пункты 43, 44, 47 - 49, 52 Методических указаний № 20-э/2).

В пункте 2.5 экспертного заключения от 28 октября 2020 г. Департамент определил сумму расходов на оплату услуг ПАО «ФСК ЕЭС», включенных в НВВ АО «ПСК» на 2021», которая составила 96 107,01 тыс. руб., и установил следующий порядок поступления электрической энергии в сети АО «ПСК»: поступление электроэнергии в сети АО «ПСК» осуществляется из сетей ПАО «ФСК ЕЭС» и ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиал «Ивэнерго»); электроэнергия из сетей ПАО «ФСК ЕЭС» проходит по сетям АО «ПСК» и без трансформации уходит в сети ПАО «Россети Центр и Приволжье», а собственное потребление АО «ПСК» осуществляется от другой подстанции 110 кВ «Ивановская 7», принадлежащей ПАО «Россети Центр и Приволжье».

Суд полагает, что у Департамента не было оснований для признания расходов на оплату услуг ПАО «ФСК ЕЭС» экономически необоснованными.

Согласно пункту 2 примечания к приложению № 7 к решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (Приказ ФАС России от 19 июня 2018 г. № 834/18 «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов») индивидуальные тарифы устанавливаются по субъекту РФ согласно заключенным договорам.

У ПАО «Россети Центр и Приволжья» в спорный период отсутствовал заключенный с ПАО «ФСК ЕЭС» договор оказания услуг по передаче электрической энергии и акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по спорным точкам поставки.

В то же время в материалы тарифного дела АО «ПСК» был представлен договор № 1043/П/МКО2999 от 01 апреля 2015 г., заключенный между АО «ПСК» и ПАО «ФСК ЕЭС», акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон № А147/14 от 29 мая 2014 г. по данным точкам поставки (т. 1 л.д. 223-231).

Кроме того, в соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы России от 26 ноября 2020 № 1164/20-ДСП, ФАС России в порядке, установленном пунктом 14 Основ ценообразования, утверждена заявленная мощность потребителя услуг по передаче электроэнергии по сетям ЕНЭС на 2021 год для АО «ПСК» - 31,347, что является обязательным для Департамента.

Таким образом, формируя свою тарифную заявку на 2021 год, АО «ПСК» действовало добросовестно, поскольку на протяжении периода с 2015 года имело договорные отношения с ПАО «ФСК ЕЭС».

В свете изложенного, принятые Департаментом нормативно-правовые акты в полной мере отражали действительные хозяйственные отношения между ПАО «ФСК ЕЭС» и АО «ПСК» в спорных точках поставки по состоянию на дату принятия тарифных решений.

Поскольку по состоянию на 30 декабря 2020 г. ПАО «Россети Центр и Приволжье» не имело никаких взаимоотношений с ПАО «ФСК ЕЭС» по спорным точкам поставки, договор между ПАО «Россети Центр и Приволжье» и ПАО «ФСК ЕЭС» об оплате услуг по передаче электрической энергии от подстанции «Иваново-220 кВ» не заключался, соответственно, доводы административного истца о необоснованности включения указанных расходов в НВВ АО «ПСК» и необходимости учета этих расходов в НВВ ПАО «Россети Центр и Приволжье» являются несостоятельными.

Кроме того, следует отметить, что предметом проверки по настоящему делу величина необходимой валовой выручки ПАО «Россети Центр и Приволжья» на 2021 г. не является.

Таким образом, тариф для АО «ПСК» установлен Департаментом исходя из представленных заявителями документов, в полном соответствии с нормами действующего законодательства.

Тот факт, что после принятия оспариваемых тарифных решений в 2021 году произошло изменение хозяйственных взаимоотношений административного истца, заинтересованного лица и ПАО «ФСК ЕЭС» не свидетельствует о неправомерности принятых Департаментом нормативных правовых актов, как и пересмотр Арбитражным судом города Москвы по вновь открывшимся обстоятельствам (с учетом вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Ивановской области) по соответствующим заявлениям АО «ПСК» вынесенных решений по делам № А40-49618/2016, А40-17134/17, А40-10430/2018, А40-259662/2018, А40-30216/2019, А40-206376/2019, А40-305927/2019 о взыскании с АО «ПСК» в пользу ПАО «ФСК ЕЭС» задолженности за оказанные услуги по передаче электрической энергии, поскольку не указывает на нарушение Департаментом каких-либо норм действующего законодательства.

С учетом вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Ивановской области от 06 ноября 2020 г. на плановый период 2022 г. расходы на оплату услуг ФСК «ЕЭС» не включены в НВВ АО «ПСК», вследствие чего постановлением Департамента от 12 ноября 2021 г. № 49-э/1 внесены изменения в приложение 2 к постановлению Департамента от 27 декабря 2019 г. № 61-э/2 (т.2 л.д.106), в соответствие с которыми НВВ АО «ПСК» на 2022 г. установлена в размере 12 223,66 тыс. руб. вместо ранее принятой 113 840,30 тыс. руб.

Доводы административного истца о двойном учете неподконтрольных расходов (амортизации, налога на имущество, налога на землю (арендной платы)) в НВВ как ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиал «Ивэнерго»), так и АО «ПСК» в отношении одного и того же объекта (части участка ВЛ 110 кВ от ПС 220/110/10 «Ивановская-220») при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2021 год не свидетельствуют о незаконности действий Департамента и оспариваемых нормативно-правовых актов и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Общие правила определения расходов на амортизацию установлены абзацами первым и вторым пункта 27 Основ ценообразования, согласно которым для расчета регулируемых цен (тарифов) расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).

Как следует из экспертного заключения от 28 октября 2020 г., расходы АО «ПСК» по статье «Амортизация основных средств» на 2021 г. приняты экспертной группой исходя из перечня имущества, относящегося к линиям электропередачи, и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, за 2019 г. в соответствии с заявлением организации в общем размере 1 996,40 тыс. руб. и с учетом требований пункта 27 Основ ценообразования.

Согласно представленной в материалы тарифного дела (т. 1) информации об объектах основных средств АО «ПСК», участвующих в производстве и передаче электроэнергии за 2019 год, общая стоимость объектов составляет 142651026,24 руб., общая сумма амортизации объектов составляет 1996434 руб.

В пункте 34 данной информации указана Линия электропередач ЛЭП 110 кВ с инвентарным номером , сумма амортизации по которой составляет 1050119,76 руб., исходя из первоначальной стоимости сооружения 52505985,60 руб.

В свою очередь расходы по налогу на имущество АО «ПСК» учтены в НВВ в общем размере 614,60 тыс. руб., исходя из фактически уплаченного налога на имущество за 2019 год, и складываются из сведений, отраженных в представленных АО «ПСК» декларациях (том 2 тарифного дела), на сумму 278834 тыс. руб. и 335768 тыс. руб. (в отношении Линии электропередачи 110 кВ с кадастровым номером ).

Не оспаривая непосредственно сам расчет указанных расходов, административный истец указывает на то, что аналогичные расходы (на амортизацию основных средств и по налогу на имущество) также учтены в НВВ ПАО «Россети Центр и Приволжье» в заявленном им размере в полном объеме без исключения, в том числе в отношении ВЛ 110 кВ Иваново – Фурманов 1, ВЛ 110 кВ Иваново – Фурманов 2.

Так, в состав общей суммы расходов на амортизацию на 2021 год (257302,02 тыс. руб.) в НВВ ПАО «Россети Центр и Приволжье» включены расходы на амортизацию в отношении ВЛ 110 кВ Иваново-Фурманов 1, ВЛ 110 кВ Иваново-Фурманов 2 (инвентарные номера бухгалтерского учета №1029, 1034, 995); на уплату налога на имущества Департаментом учтено 52 314,28 тыс. руб. на уровне фактических расходов 2019 г. с учетом среднегодовой стоимости налогооблагаемого имущества на 2019 г. в соответствии с данными налоговой декларации по налогу на имущество, в состав которого также вошли ВЛ 110 кВ Иваново – Фурманов 1, ВЛ 110 кВ Иваново – Фурманов 2.

Суд по изложенным выше основаниям не может согласиться с приведенными доводами административного истца.

Так, до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ивановской области по делу № А17-9175/2018 у обеих организаций – как у филиала «Ивэнерго», так и у АО «ПСК» имелись действующие записи в ЕГРН о праве собственности на недвижимое имущество. Причем данная оспоренная часть участка ВЛ 110 кВ от ПС 220/110/10 «Ивановская-220», зарегистрированная ранее за АО «ПСК» как отдельный объект недвижимости с кадастровым номером , у филиала «Ивэнерго», как было установлено судом, входит в состав Электросетевого комплекса «Фурманов-1», а именно в состав ВЛ 110 кВ Иваново-220 – Фурманов I и ВЛ 110 кВ Иваново-220 – Фурманов II, а конкретно в состав ВЛ 110 кВ Иваново-220 – Фурманов I с отпайкой на ПС «Богородское» и ВЛ 110 кВ Иваново-220 – Фурманов II с отпайкой на ПС «Богородское» общей протяженностью 42,2 км по трассе, которым в бухгалтерском учете филиала «Ивэнерго» присвоены инвентарные номера 1029, 1034, 995 и на которые филиалом «Ивэнерго» начисляется амортизация, а также уплачивается налог на имущество (за исключением инвентарного номера 995, так как имущество по нему самортизировано).

Таким образом, в бухгалтерском учете у филиала «Ивэнерго» и АО «ПСК» на момент принятия тарифных решений отсутствовали полностью идентичные отдельные объекты учета, а также достоверные сведения о том, что эти объекты совпадают.

Данное имущество у АО «ПСК» на момент принятия тарифных решений являлось объектом бухгалтерского учета и порождало все предусмотренные законом правовые последствия, в том числе, являясь объектом налогообложения налога на имущество и объектом основных средств, в отношении которых действуют нормы амортизации.

Осуществление АО «ПСК», как действующим на тот момент собственником, исчисления налогов и начисления амортизации по спорному имуществу не могло быть расценено Департаментом как недобросовестные действия регулируемой организации и послужить к признанию заявленных АО «ПСК» к учету в НВВ на 2021 г. расходов по налогу на имущество и амортизации экономически необоснованными, поскольку они предусмотрены действующим законодательством, и все основания для их несения на момент принятия Департаментом оспариваемых нормативно-правовых актов у АО «ПСК» имелись.

Кроме того, часть зарегистрированной за АО «ПСК» ВЛ 110 кВ осталась не оспорена.

Согласно представленному в материалы административного дела техническому плану на линию электропередачи ВЛ 110 кВ с кадастровым номером в связи с принятыми Арбитражным судом Ивановской области судебным актом изменилась протяженность указанного сооружения, которая в оставшейся части составляет 260 метров. В указанной части уточнены сведения об объекте в ЕГРН, в подтверждение чему АО «ПСК» представлены выписки от 23 и 27 декабря 2021 г. и инвентарная карточка объекта основных средств по состоянию на 17 декабря 2021 г. (т. 3 л.д.74-90, 109-111), из которых следует, что Линия электропередачи ВЛ-110 кВ продолжает оставаться объектом бухгалтерского учета АО «ПСК» с той же первоначальной стоимостью 52505985,60 рублей и уже в этой части не совпадает с объектом недвижимости ПАО «Россетти Центр и Приволжье».

Как следует из пояснительной записки и экспертного заключения от 28 октября 2020 г., расходы по налогу на землю учтены в НВВ АО «ПСК» в общем размере 208,00 тыс. руб. (на уровне 2019 г.) согласно предложению организации, исходя из кадастровой стоимости земельных участков и налоговой ставки (1,5% ), определенной в соответствии с частью 1 статьи 394 НК РФ, и складываются из фактических расходов АО «ПСК» по налогу на землю за 2019 г. за земельные участки с кадастровыми номерами в сумме 98 100 руб. (электроподстанция 110/10/6 кВ), в сумме 109 755 руб. (электросетевой комплекс «Кранэкс»), в сумме 146 руб. (под опоры ЛЭП 110кВ), находящиеся в бессрочном пользовании АО «ПСК».

В подтверждение несения расходов по налогу на землю АО «ПСК» представлены декларации (т. 2 тарифного дела). В общем перечне представленных деклараций по налогу на землю представлена декларация по налогу на землю в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью 0,8 га с разрешенным использованием: под опоры линии электропередачи ВЛ-110 кВ (т.3 л.д.12).

Одновременно административный истец указывает на то, что в НВВ ПАО «Россети Центр и Приволжье» также учтены расходы на арендную плату за земельные участки, предоставленные под опоры ВЛ 110 кВ Иваново – Фурманов 1, ВЛ 110 кВ Иваново – Фурманов 2, ссылаясь при этом на пункт 3 изменений в экспертное заключение по установлению НВВ и долгосрочных параметров регулирования для ПАО «Россети Центр и Приволжье» на 2017-2021 годы от 23 декабря 2020 г. (т.2 л.д. 63-70), согласно которому экспертной группой Департамента учтены неподконтрольные расходы по статье «Плата за аренду имущества» в общем размере 8 922,35 тыс. руб., в том числе, 5 410,75 тыс. руб. – арендная плата за пользование землей за 2019 г. по договорам аренды №12-2018-юр от 16.04.2018 и №13-2018-юр от 16.04.2018, заключенным под опоры ВЛ 110 кВ Иваново 220 – Фурманов 1 и ВЛ 110 кВ Иваново 220 – Фурманов 2 от подстанции «Ивановская 220» (объект ЕНЭС ПАО «ФСК ЕЭС») (т.3 л.д.1-9).

Вместе с тем указанные договоры аренды заключены ПАО «Россети Центр и Приволжье» в отношении других земельных участков с кадастровыми номерами .

Таким образом, оснований для вывода о двойном учете налога на землю (арендной платы) не имеется.

Кроме того, в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Следовательно, с учетом вступившего 02 июня 2021 г. в законную силу решения Арбитражного суда Ивановской области по делу № А17-9175/2018 Департаментом будут произведены соответствующие корректировки НВВ АО «ПСК» по фактическим показателям деятельности за 2021 год, в том числе в части неподконтрольных расходов, при установлении тарифов на 2023 год, в соответствии с положениями действующих нормативно правовых актов.

Таким образом, установленное оспариваемыми постановлениями Департамента нормативное регулирование не противоречит требованиям вышеприведенных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, тарифы установлены с учетом принципа экономической обоснованности, экономические интересы административного истца не нарушены, в связи с чем в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.

Следует отметить, что выбор способа защиты нарушенных прав не может быть произвольным. В рассматриваемом деле административным истцом избран способ защиты, который не направлен на восстановление тех прав и законных интересов, которые он считает нарушенными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Публичного акционерного общества «Россети Центр и Приволжье» (филиал «Ивэнерго») о признании недействующими в части постановлений Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 30 декабря 2020 г. № 78-э/4 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области», №78-э/5 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2021 год» отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Запятова Н.А.

В окончательной форме решение суда принято 20 января 2022 г.