НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ивановского областного суда (Ивановская область) от 23.12.2020 № 3А-96/20

Дело № 3а-96/2020

37OS0000-01-2020-000088-66

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2020 года г. Иваново

Ивановский областной суд в составе

председательствующего судьи Луковкиной Е.О.,

при секретаре Солдатенковой И.Ю.,

с участием прокурора Гурьевой Е.А.,

а также представителей административного истца – открытого акционерного общества Хлопчатобумажный комбинат «Шуйские ситцы» Скороходова А.В., Осинкина А.А., представителя административного ответчика – Департамента энергетики и тарифов Ивановской области Карика О.Н., представителя заинтересованного лица – акционерного общества «Водоканал» Камусиной Н.Г., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества Хлопчатобумажный комбинат «Шуйские ситцы» к Департаменту энергетики и тарифов Ивановской области об оспаривании и признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области
от 4 декабря 2019 года № 53-к/11 «Об установлении и корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Шуя» (в редакции постановления от 30 декабря 2019 года № 62-к/3),

установил:

постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее – Департамент) от4 декабря 2019 года № 53-к/11 «Об установлении и корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Шуя» (далее – Постановление № 53-к/11) для открытого акционерного общества Хлопчатобумажный комбинат «Шуйские ситцы» (далее – ОАО ХБК «Шуйские ситцы») установлены одноставочные тарифы на транспортировку сточных вод на 2019-2020 годы с календарной разбивкой, согласно Приложению 2 к настоящему постановлению.

Пунктом 1 названного Приложения 2 установлен тариф на транспортировку сточных вод на период 2019-2020 годов с календарной разбивкой по полугодиям, в частности на 2020 год (столбцы 5 и 6), в следующих размерах (руб. за 1 куб.м. без учета НДС.):

- 0,73 – на 1 полугодие 2020 года;

- 0,73 - на 2 полугодие 2020 года.

Указанный нормативный правовой акт официально опубликован в печатном издании "Ивановская газета", N 97(6302), 06.12.2019.

Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 30 декабря 2019 года № 62-к/3 в упомянутое постановление внесены изменения, которые опубликованы на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru, 30.12.2019.

ОАО ХБК «Шуйские ситцы» обратилось в Ивановский областной суд с настоящим административным иском, в котором с учетом уточнения требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) просит признать недействующим постановление Департамента от 4 декабря 2019 года № 53-к/11 (в редакции от 30 декабря 2019 года № 62-к/3) в части установления размеров тарифов на транспортировку сточных вод на 2020 год, изложенных в столбцах 5-6 пункта 1 Приложения 2.

Свои требования мотивируют тем, что Департаментом, по мнению административного истца, необоснованно применен метод сравнения аналогов, в результате чего оспариваемый тариф значительно уменьшен, приняты во внимание расходы гарантирующей организации, которые являются несопоставимыми с затратами административного истца, тем самым оспариваемый тариф не имеет экономического обоснования, носит произвольный характер, противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы административного истца, как организации, оказывающей услуги по транспортировке сточных вод.

В судебном заседании представители административного истца – ОАО ХБК «Шуйские ситцы» Скороходов А.В. и Осинкин А.А. поддержали заявленные требования и доводы, указанные в административном иске в письменных пояснениях (т.2 л.д. 64-65), пояснив о несопоставимости расходов регулируемой и гарантирующей организаций, а также об отсутствии возможности при применении имеющихся формул Методических указаний сопоставления участвующего в технологическом процессе оборудования, его мощности.

В судебном заседании представитель административного ответчика – Департамента энергетики и тарифов Ивановской области Карика О.Н. возражал против удовлетворения административного иска, подтвердив доводы письменных возражений (т.2 л.д.35-36),указав об отсутствии правовых оснований для применения иного метода регулирования в целях установления оспариваемого тарифа.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – АО «Водоканал» Камусина Н.Г возражала в удовлетворении заявленных требований, пояснив, что доводы административного истца свидетельствуют лишь о несогласии с положениями Основ ценообразования, действующих в редакции постановления Правительства Российской Федерации № 855 от 4 июля 2019 года.

Заслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, обозрив материалы тарифного дела, соглашаясь с заключением прокурора, полагавшего в удовлетворении иска отказать, суд полагает об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регулируются Главой 21 КАС РФ.

В силу положений части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом
от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту – Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее –
Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее по тексту – Правила), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее – Методические указания).

К регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения относится в частности прием и транспортировка сточных вод; регулированию подлежат тарифы на транспортировку сточных вод (статья 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Постановлением Правительства Ивановской области
от 25 декабря 2014 года № 577-п утверждено Положение о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, в соответствии с пунктами
1.1, 3.4.1 которого Департамент энергетики и тарифов Ивановской области является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим нормативное правовое регулирование, функции по контролю (надзору) в сферах деятельности, установленных настоящим Положением, в полномочия которого входит, в том числе утверждение тарифов в сфере водоотведения.

В силу пунктов 12-13, 15, 25, 27 Правил установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, которое осуществляется, в том числе по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими правилами. В случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности. Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает её результаты в своем экспертном заключении. Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

Проверяя в порядке части 8 статьи 213 КАС РФ полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, процедуру его принятия и введения в действие, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует и судом установлено, что ОАО ХБК «Шуйские ситцы» оказывает услуги по транспортировке сточных вод гарантирующей организации, которой на момент принятия оспариваемого постановления являлось МП ЖКХ г.Шуи в соответствии с постановлением Администрации городского округа Шуя от 25 июня 2013 года № 960 (т.1 л.д. 26). В период действия оспариваемого тарифа (2020 год) гарантирующей организацией является заинтересованное лицо – АО «Водоканал». Для осуществления регулируемой деятельности ОАО ХБК «Шуйские ситцы» использует имущество и объекты коммунальной инфраструктуры, принадлежащее ему на праве собственности.

Ранее действующим постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2018 года № 239-к/1 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Шуя» для ОАО ХБК «Шуйские ситцы» установлены долгосрочные тарифы на транспортировку сточных вод на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года методом индексации; указанное постановление утратило силу с 1 января 2020 года в связи с изданием Постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 30.12.2019 N 62-к/3.

В силу пунктов 3, 4, 5 постановления Правительства Российской Федерации от

04.07.2019 N 855 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406", организации, указанные в пункте 53 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Основы ценообразования), в редакции настоящего постановления (за исключением гарантирующих организаций), вправе не позднее 1 ноября 2019 г. направить в орган регулирования предложение об установлении тарифов в соответствии с положениями Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Правила), в редакции настоящего постановления.

Гарантирующие организации, в зоне деятельности которых имеются регулируемые организации, указанные в пункте 53 Основ ценообразования в редакции настоящего постановления, вправе не позднее 1 ноября 2019 г. направить в орган регулирования для расчета размера необходимой валовой выручки указанных регулируемых организаций расчет размера удельных текущих расходов на транспортировку холодной воды и (или) транспортировку сточных вод, осуществленный в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".

Органам регулирования на основании критериев выбора метода регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Основами ценообразования в редакции настоящего постановления, с учетом предложений регулируемых организаций, указанных в пункте 53 Основ ценообразования в редакции настоящего постановления, с 1 января 2020 г. установить в отношении таких регулируемых организаций тарифы на транспортировку холодной воды и (или) транспортировку сточных вод в соответствии с положениями Основ ценообразования и Правил в редакции настоящего постановления, предусмотрев одновременное прекращение действия ранее установленных тарифов на транспортировку холодной воды и (или) на транспортировку сточных вод в отношении этих регулируемых организаций.

Пунктом 53 Основ ценообразования (в редакции постановления Правительства РФ № 855 от 4 июля 2019 года) предусмотрено, что метод сравнения аналогов применяется при установлении тарифов на транспортировку сточных вод в отношении регулируемой организации, осуществляющей указанный вид регулируемой деятельности в зоне деятельности гарантирующей организации, если протяженность сетей водоотведения, эксплуатируемых этой регулируемой организацией, не превышает 10 километров в централизованной системе водоотведения.

С учетом того обстоятельства, что ОАО ХБК «Шуйские ситцы» подпадает под вышеприведенные критерии, то есть осуществляет регулируемый вид деятельности – транспортировку сточных вод в зоне деятельности гарантирующей организации, и протяженность сетей, эксплуатируемой данной организацией, не превышает 10 километров (9,9 км) в централизованной системе водоотведения, в целях формирования тарифов в соответствии с вышеприведенными нормативными положениями Департаментом были направлены запросы от ДД.ММ.ГГГГ и повторно от ДД.ММ.ГГГГ в адрес регулируемой организации, а также в адрес гарантирующей организации (ДД.ММ.ГГГГ) о предоставлении соответствующих сведений и расчетов.

От ОАО ХБК «Шуйские ситцы», которым не оспаривается соответствие вышеприведенным параметрам, необходимых документов для расчета тарифа в Департамент не поступило.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ гарантирующая организация - МП ЖКХ г.Шуи предоставило расчет удельной необходимой валовой выручки для использования в расчете тарифов.

Органом тарифного регулирования в соответствии с требованиями пункта 15 Правил открыто тарифное дело, проведена экспертиза предложения об установлении цен (тарифов), о чем составлено экспертное заключение (т.2 л.д. 49-59).

На основании вышеуказанных материалов и имеющихся сведений о регулируемой организации, указанного экспертного заключения в порядке пунктов 27-28 Правил на заседании правления Департамента большинством голосов ДД.ММ.ГГГГ принято решение об установлении тарифов на транспортировку сточных вод для ОАО ХБК «Шуйские ситцы» на 2020 год (т.2 л.д. 44-48).

В этот же день вынесено оспариваемое постановление, текст которого в соответствии с предписаниями п. 1.4 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, п. 32 Правил, статьи 2 Закона Ивановской области от 23 ноября 1994 года N 27-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации" официально опубликован на сайте Департамента и в печатном издании - "Ивановская газета" N 97(6302) 06.12.2019; изменения к указанному правовому акту опубликованы на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru, 30.12.2019.

Правомочность органа, принявшего оспариваемое постановление, соблюдение установленной процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области в пределах своих полномочий с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области к его форме, порядку принятия и введения в действие.

В соответствии с требованиями ч.1 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из оспариваемого нормативного правового акта, тариф на транспортировку сточных вод на 2020 год установлен для административного истца – ОАО ХБК «Шуйские ситцы», который настаивает, что указанный правовой акт нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

При установленных обстоятельствах, учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт применяется в отношении административного истца, суд считает, что ОАО ХБК «Шуйские ситцы» вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.

Проверяя оспариваемый нормативный акт на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

На основании пунктов 4, 5, 6 части 2 статьи 3 Федерального закона
"О водоснабжении и водоотведении" к числу общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, в том числе достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов указанных организаций, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии со статьей 32 данного Федерального закона расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из методов, к которым относится метод сравнения аналогов, при применении которого расчет осуществляется исходя из тарифов или экономически обоснованных затрат гарантирующей организации (до определения гарантирующей организации исходя из тарифов или экономически обоснованных затрат организации, осуществляющей водоподготовку, транспортировку и подачу холодной воды) на осуществление того же регулируемого вида деятельности в сопоставимых условиях (часть 1).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2).

Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и с учетом предложений организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (пункт 3).

В соответствие с положениями пункта 30 Основ ценообразования при регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения применяются следующие методы: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод доходности инвестированного капитала; метод индексации; метод сравнения аналогов.

В силу пункта 31 Основ ценообразования, пункта 24 Правил, выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования на основании критериев, установленных пунктами 37, 37(1), 53, 55 и 75 настоящего документа, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта.

Пунктом 53 Основ ценообразования (в редакции Постановления Правительства РФ № 855 от 4 июля 2019 года), пунктом 34 Методических указаний предусмотрены критерии при установлении тарифов на транспортировку сточных вод, при наличии совокупности которых применяется метод сравнения аналогов, к числу которыхотносятся: осуществление указанной регулируемой деятельности в зоне деятельности гарантирующей организации, а также протяженность сетей водоотведения, эксплуатируемых этой регулируемой организацией, не превышающей 10 километров в централизованной системе водоотведения.

Как установлено судом и следует из материалов административного и тарифного дел, ОАО ХБК «Шуйские ситцы» осуществляет деятельность по транспортировке сточных вод, оказывая данные услуги гарантирующей организации в соответствии с договором; при этом протяженность сетей водоотведения, эксплуатируемых административным истцом не превышает 10 километров в централизованной системе водоотведения.

Соответствие ОАО ХБК «Шуйские ситцы» вышеуказанным критериям не оспаривается административным истцом.

Руководствуясь вышеприведенными положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2019 года № 855, регулятором установлены оспариваемые тарифы на 2020 год на транспортировку сточных вод для ОАО ХБК «Шуйские ситцы» с применением метода сравнения аналогов, то есть в соответствии с положениями Основ ценообразования и Правил в редакции упомянутого постановления. При этом предложения регулируемой организации об использовании иного метода регулирования оспариваемого тарифа не поступало.

Расчет оспариваемого тарифа произведен регулятором в соответствии с требованиями Раздела VП Основ ценообразования и Раздела V Методических указаний с применением предусмотренных в нем формул; величина необходимой валовой выручки административного истца на 2020 год определена исходя из экономически обоснованных затрат гарантирующей организации в централизованной системе водоотведения и протяженности сети регулируемой организации.

Порядок расчета оспариваемого тарифа и применение конкретных показателей для его определения не оспаривается административным истцом.

Суд полагает несостоятельными доводы административного истца о необоснованности применения указанного метода регулирования тарифов, возможности применения иных методов, исходя из следующего.

Критерии выбора регулятором метода расчета тарифа установлены пунктами 37, 37(1), 53, 55 и 75 Основ ценообразования.

Так, пунктом 37 Основ ценообразования предусмотрены случаи применения метода экономически обоснованных затрат, к которым относятся:

а) если в отношении регулируемой организации (в отношении отдельных регулируемых видов деятельности) в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов;

б) если оставшийся срок действия всех договоров аренды централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов таких систем на момент подачи заявления об утверждении тарифов для регулируемой организации, иных договоров, подтверждающих право временного владения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения и (или) водоотведения либо объектами, входящими в такие системы, составляет менее 3 лет, за исключением концессионных соглашений или договоров аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенных начиная с ДД.ММ.ГГГГ в отношении указанных объектов.

При установлении тарифов на транспортировку холодной воды и (или) транспортировку сточных вод метод экономически обоснованных расходов (затрат) применяется в отношении регулируемой организации в случаях, указанных в пункте 37 настоящего документа, если протяженность сетей холодного водоснабжения (водоотведения), эксплуатируемых этой регулируемой организацией, превышает 10 километров в централизованной системе холодного водоснабжения (водоотведения) или такая организация является гарантирующей организацией (пункт 37(1) Основ ценообразования).

В силу пункта 55 Основ ценообразования, метод доходности инвестированного капитала может применяться в отношении регулируемой организации при соблюдении совокупности следующих критериев: регулируемая организация имеет утвержденную в установленном порядке схему водоснабжения и водоотведения поселения или городского округа, на территории которого она осуществляет свою деятельность; регулируемая организация имеет утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу на долгосрочный период регулирования; регулируемая организация подала заявление о выборе метода доходности инвестированного капитала при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги); протяженность соответственно водопроводных или канализационных сетей, эксплуатируемых регулируемой организацией, превышает 10 процентов суммарной протяженности сетей в централизованной системе соответственно водоснабжения или водоотведения; регулируемая организация не является государственным или муниципальным унитарным предприятием; регулируемая организация соответствует критериям, установленным в утвержденных Федеральной антимонопольной службой правилах согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов о переходе к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала и установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в городах с населением более 500 тыс. человек и городах, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации.

При установлении тарифов на транспортировку холодной воды, транспортировку сточных вод метод индексации применяется в отношении регулируемой организации, осуществляющей указанный вид регулируемой деятельности в зоне деятельности гарантирующей организации, если протяженность сетей холодного водоснабжения (водоотведения), эксплуатируемых этой регулируемой организацией, превышает 10 километров в централизованной системе холодного водоснабжения (водоотведения) или такая организация является гарантирующей организацией (пункт 75 Основ ценообразования).

Суд полагает, что правовых оснований для применения при расчете оспариваемого тарифа иных методов регулирования, в частности методов экономических обоснованных расходов (затрат), доходности инвестированного капитала, индексации, у регулятора не имелось, поскольку ОАО ХБК «Шуйские ситцы» не отвечает вышеприведенным критериям применения упомянутых методов, так как в отношении административного истца ранее осуществлялось тарифное регулирование; данная организация владеет объектами централизованной системы водоотведения на праве собственности; протяженность сетей водоотведения, эксплуатируемых этой организацией, не превышает 10 километров в централизованной системе водоотведения; предложений о применении метода доходности инвестированного капитала от указанной организации не поступало.

В связи с этим суд полагает, что расчет оспариваемого тарифа правомерно произведен Департаментом методом сравнения аналогов, что соответствует действующему нормативному регулированию и не противоречит положениям Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».

При этом суд отмечает, что ссылка на несопоставимость условий гарантирующей организации и административного истца не свидетельствует о наличии правовых оснований для применения иных методов регулирования и об экономической необоснованности оспариваемого тарифа; возможность применения к административному истцу иных методов, предусмотренных пунктами 37, 37(1), 55, 75 Основ ценообразования, в силу вышеизложенных оснований исключалась.

Правомерность применения оспариваемого метода регулирования для расчета тарифа на транспортировку сточных вод для ОАО ХБК «Шуйские ситцы» также подтверждена и позицией Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (далее – ФАС РФ).

Так, при рассмотрении обращения Департамента ФАС России в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ разъяснил, что регулятор обязан на 2020 год установить тарифы на транспортировку сточных вод организациям, эксплуатирующим сети водоотведения, протяженность которых не превышает 10 километров в централизованной системе водоотведения, исключительно методом сравнения аналогов, вне зависимости от того, направляли ли указанные организации в срок, установленный пунктом 3 постановления Правительства РФ № 855 от 4 июля 2019 года, предложения об установлении тарифов или нет (т.2 л.д. 60-61).

Кроме того, решением Комиссии ФАС РФ по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрены разногласия по заявлению ОАО ХБК «Шуйские ситцы», возникшие с Департаментом, по постановлению от 6 декабря 2019 года № 53-к/11 «Об установлении и корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям города Шуи», и в удовлетворении заявленных требований административного истца было отказано (т.2 л.д.40-43).

При этом указанный орган указал, что расчет оспариваемых тарифов производился регулятором в полном соответствии с требованиями Основ ценообразования, Методических указаний, Правил. Исходя из действующего нормативного регулирования, Департамент не обладал полномочиями как в отношении выбора иного метода регулирования, так и в отношении включения в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации дополнительных затрат. Тем самым, Комиссия не усмотрела со стороны Департамента нарушений требований законодательства РФ в области государственного регулирования цен (тарифов).

Доводы административного истца о несогласии с избранным методом расчета тарифа; об отсутствии возможности в имеющихся формулах Методических указаний сопоставления участвующего в технологическом процессе регулирующей и гарантирующей организаций оборудования, его мощности;невозможности компенсации недополученных доходов при применении оспариваемого метода сравнения аналогов, по убеждению суда, сводятся к несогласию с предписаниями постановления Правительства РФ № 855 от 4 июля 2019 года; при этом административный истец не лишен права их самостоятельного оспаривания в порядке, предусмотренном нормами КАС РФ.

При установленных обстоятельствах, вопреки доводам административного истца, суд находит постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области в оспариваемой части обоснованным, соответствующим нормативному регулированию спорных правоотношений, и не усматриваетправовых оснований для удовлетворения заявленного административного иска.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления открытого акционерного общества Хлопчатобумажный комбинат «Шуйские ситцы» о признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 4 декабря 2019 года № 53-к/11 «Об установлении и корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Шуя»
(в редакции постановления от 30 декабря 2019 года № 62-к/3) - отказать.

Сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании опубликования правовых актов - «Ивановская газета».

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Луковкина Е.О.

Мотивированное решение изготовлено 14 января 2021 года.

Судья: Луковкина Е.О.